Акт внеплановой камеральной проверки (комиссия) №ОД/3879/23 Решение по внеплановой проверке № 011/06/99-427/2023 от 15 июня 2023 г.

Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Решение № ОД/3879/23 
от 15.06.2023


Индивидуальному предпринимателю
<........>

<.........>
(через Единую информационную систему)


Муниципальное бюджетное
учреждение культуры
«Койгородская Межпоселенческая

централизованная библиотечная система»

koimcbs@list.ru
(через Единую информационную систему)

 

РЕШЕНИЕ
по внеплановой проверке № 011/06/99-427/2023

 

 

09 июня 2023 года                                                                                                       г. Сыктывкар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <........> (далее - Комиссия Коми УФАС России), созданная в соответствии с приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 «О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в ходе проведения внеплановой проверки на предмет соблюдения муниципальным бюджетным учреждением культуры «Койгородская Межпоселенческая централизованная библиотечная система» (далее – МБУК «Койгородская МЦБС») требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при принятии решения о заключении с ООО «Кировская Строительная Организация» договора № 49/23 от 18.04.2023 на оказание услуг по осуществлению строительного контроля при выполнении работ в рамках муниципального контракта № 0307300006323000003 от 27.03.2023, заключенного между МБУК «Койгородская МЦБС» и ИП <..........> по итогам электронного аукциона «Ремонт помещений библиотеки с. Грива Койгородского района Республики Коми», извещение № 0307300006323000003,

УСТАНОВИЛА:

    В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от индивидуального предпринимателя <.......> (далее – ИП <........>, заявитель) поступило обращение б/н, б/д (вх. № 2362-эп от 10.05.2023), содержащее информацию о признаках нарушения МБУК «Койгородская МЦБС» требований Закона о контрактной системе при заключении с ООО «Кировская Строительная Организация» прямого договора № 49/23 от 18.04.2023 на оказание услуг по осуществлению строительного контроля при выполнении работ в рамках заключенного между МБУК «Койгородская МЦБС» и ИП <.........> муниципального контракта № 0307300006323000003 от 27.03.2023 по итогам электронного аукциона «Ремонт помещений библиотеки с. Грива Койгородского района Республики Коми», извещение № 0307300006323000003.

Заявитель, ссылаясь на часть 3 статьи 94 Закона о контрактной системе и письмо Минфина России от 27.08.2020 № 24-01-06/75360, считает, что в случае необходимости проведения строительного контроля при осуществлении ремонтных работ, такая закупка должна осуществляться путем заключения контракта в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Согласно пункту 2а части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В связи с чем, в целях рассмотрения довода, изложенного заявителем в обращении, Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки на предмет соблюдения МБУК «Койгородская МЦБС» требований Закона о контрактной системе при принятии решения о заключении с ООО «Кировская Строительная Организация» договора № 49/23 от 18.04.2023 на оказание услуг по осуществлению функций строительного контроля при выполнении работ «Ремонт помещений библиотеки с. Грива Койгородского района Республики Коми».

Внеплановая проверка проведена в порядке, установленном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1576 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 28 Правил внеплановая проверка проведена контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).

Заявитель, МБУК «Койгородская МЦБС» надлежащим образом о проведении внеплановой проверки извещены.

Приказом Коми УФАС России от 29.05.2023 № 51/23 срок проведения внеплановой проверки продлен до 09.06.2023.

  1. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки пришла к нижеследующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.

В силу части 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом необходимо отметить, что заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 94 Закона о контрактной системе.

Комиссией Коми УФАС России установлено, что 15.03.2023 Финансовым управлением администрации муниципального района «Койгородский» путем проведения электронного аукциона осуществлена закупка «Ремонт помещений библиотеки с. Грива Койгородского района Республики Коми», извещение № 0307300006323000003.

По итогам указанной выше закупки между заказчиком - МБУК «Койгородская МЦБС» и победителем электронного аукциона ИП <......> 27.03.2023 заключен муниципальный контракт № 0307300006323000003 на ремонт помещений библиотеки с. Грива Койгородского района Республики Коми.

В целях определения соответствия выполненных подрядчиком работ условиям контракта, МБУК «Койгородская МЦБС» 18.04.2023 с ООО «Кировская Строительная Организация», на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заключен договор № 49/23 на оказание услуг по осуществлению функций строительного контроля при выполнении работ: «Ремонт помещений библиотеки с. Грива Койгородского района Республики Коми», с ценой договора 11 038,33 руб.

Проведение строительного контроля регламентировано статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), а также Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 (далее - Положение), в соответствии с частью 8 статьи 53 ГрК РФ.

Так, согласно частям 1, 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Комиссия Коми УФАС России обращает внимание, что в обозначенном заявителем письме Министерства финансов Российской Федерации от 27.08.2020 № 24-01-06/7536 указано, что в случае, если положениями градостроительного законодательства предусмотрена необходимость проведения строительного контроля при осуществлении ремонтных работ, такая закупка осуществляется путем заключения контракта в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

При этом следует отметить, что положениями градостроительного законодательства предусмотрена необходимость проведения строительного контроля при осуществлении именно строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 1 статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

В силу статьи 749 ГК РФ Заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

К целям контрактной системы отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.

Согласно частям 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.

Часть 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, содержит исчерпывающий перечень случаев, когда заказчик может осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Так, согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Положение пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не содержит каких-либо ограничений в количестве договоров, не превышающих 600 000 руб.

МБУК «Койгородская МЦБС» в письменных пояснениях представило материалы, согласно которым годовой объем закупок, осуществленных Заказчиком на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в 2023 году составил 1 458 583,90 руб.

Таким образом, Комиссией Коми УФАС России установлено, что МБУК «Койгородская МЦБС» в 2023 году осуществлено закупок на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на сумму менее двух миллионов рублей.

Учитывая изложенное, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что действия МБУК «Койгородская МЦБС», выбравшего способ проведения закупки путем осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), не противоречит требованиям пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

  1. Согласно части 4 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик определяет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи), в том числе, в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии с пунктами 1, 2 раздела 1 Положения о финансовом управлении администрации муниципального района «Койгородский», утвержденного решением Совета муниципального района «Койгородский» от 10.03.2021 № VI-7/60 (далее - Положение), Финансовое управление администрации муниципального района «Койгородский» (далее по тексту - Финансовое управление) является функциональным органом администрации муниципального района «Койгородский» (далее по тексту - администрация МР «Койгородский»), входящим в структуру администрации МР «Койгородский», обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд заказчиков и координирующим деятельность в данной сфере всех участников в муниципальном образовании муниципальном районе «Койгородский» (далее по тексту МО МР «Койгородский»).

Финансовое управление является финансовым органом муниципального района «Койгородский».

Для реализации задач, указанных в пункте 1 раздела 2 Положения, Финансовое управление в соответствии с подпунктом 23 пункта 2 раздела 2 Положения осуществляет полномочия по контролю в сфере закупок, предусмотренные частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе.

В связи с тем, что осуществление контроля в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, не относится к компетенции антимонопольного органа, Комиссией Коми УФАС России принято решение о направлении в адрес Финансового управления администрации муниципального района «Койгородский» копии обращения заявителя для рассмотрения по подведомственности.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
                                                                         РЕШИЛА:

 

  1. По результатам внеплановой проверки в действиях заказчика – МБУК «Койгородская МЦБС» нарушений требований Закона о контрактной системе при принятии решения о заключении с ООО «Кировская Строительная Организация», на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, договора № 49/23 от 18.04.2023 на оказание услуг по осуществлению функций строительного контроля при выполнении работ: «Ремонт помещений библиотеки с. Грива Койгородского района Республики Коми» не установлено.

  2. Передать материалы обращения заявителя в Финансовое управление администрации муниципального района «Койгородский» по подведомственности для рассмотрения вопроса в части правомерности определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) – ООО «Кировская Строительная Организация».

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                                                                                       <................>

 

Члены комиссии                                                                                                                                   <................>

                                                                                                                                                               <...............>

 

 

 

 

 

2023-1255

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны