Решение №03-04/368 - от 18 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Через Единую информационную систему (далее по списку):

 

1) Общество с ограниченной ответственностью

«Пригородный»

 

2)  Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми

«Ухтинская городская больница №1»

 

3) Государственное казенное учреждение Республики Коми

«Центр обеспечения организации и проведения торгов»

 

 (для сведения)

Прокуратура Республики Коми

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой проверке № 011/06/99-1160/2022

18 января 2023 года

 

                             №03-04/368___

 

г. Сыктывкар

 

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158  в составе: <…..>, председателя Комиссии; <…..>, члена Комиссии; <…..>, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), при проведении внеплановой проверки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) на основании поступившего обращения Прокуратуры Республики Коми от 23.12.2022 № 7-1168-2022/20870001/Исорг3078-22 (вх. №6941э. от 23.12.2022), касающегося признаков нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в действиях заказчика – государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Ухтинская городская больница №1» (далее – ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница №1») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка продуктов питания», извещение № 0307200030622003025 (далее – закупка, электронный аукцион, обращение),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило обращение Прокуратуры Республики Коми, о нарушении ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница №1» требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона «Поставка продуктов питания», извещение № 0307200030622003025 (далее – письменная информация).

В связи с чем, Комиссией Коми УФАС России проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении заказчика - ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница №1» на предмет соблюдения требований Закона о контрактной системе при проведении вышеупомянутого электронного аукциона.

Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта «а» пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений» (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 5 раздела II Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1576 (далее - Правила), срок проведения внеплановой проверки составляет не более 10 рабочих дней.

Уведомлением Коми УФАС России (исх. № 04-07/ от 29.12.2022) определена дата и время проведения внеплановой проверки: 18.01.2023, 16 часов 00 минут.

Уведомление о дате времени и месте проведения внеплановой проверки направлено в адрес ООО «Пригородный», ГБУЗ РК «ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница №1», государственного казенного учреждения Республики Коми «Центр обеспечения организации и проведения торгов» (далее – ГБУ РК «ЦООиПТ»), являвшегося уполномоченным учреждением по электронному аукциону, посредством электронной почты.

Коми УФАС России в рамках проводимой внеплановой проверки запрошены у ООО «Пригородный», ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница №1», ГБУ РК «ЦООиПТ» документы, информация, пояснения, мотивированное обоснование совершения действий на которые указано в письменной информации, для всецелого рассмотрения такой информации и документов в рамках проводимого контрольного мероприятия.

В соответствии с пунктом 28 Правил внеплановая проверка проводится контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).

Внеплановая проверка проводится в отсутствие представителей ООО «Пригородный», заказчика в лице ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница №1» и уполномоченного учреждения.

Комиссией Коми УФАС России, при рассмотрении материалов внеплановой проверки, в том числе документов и письменной информации, поступившей от сторон, установлено следующее.

1. Заказчиком осуществления закупки явилось ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница №1».

Объект закупки – Поставка продуктов питания.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 920 900.00 руб.

Источник финансирования закупки: за счет собственных средств организации.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 07.12.2022 07:00.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 09.12.2022.

Согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - https://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) по результатам осуществления закупки ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница №1» заключен 20.12.2022 контракт с победителем закупки.

2. В пунктах 3, 7 статьи 3 Закона о контрактной системе даны следующие определения:

- закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд;

- заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно статье 7 Закона о контрактной системе:

В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Пунктом 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно описанию объекта закупки, размещенному отдельным документом на официальном сайте по электронному аукциону, заказчику требуется закупить следующий товар:

Техническое задание № 1

п/п

Наименование характеристики

Значение характеристики, единица измерения характеристики

1.

Наименование товара

Капуста белокочанная

Техническое задание № 2

п/п

Наименование характеристики

Значение характеристики, единица измерения характеристики

1.

Наименование товара

Картофель продовольственный

Техническое задание № 3

п/п

Наименование характеристики

Значение характеристики, единица измерения характеристики

1.

Наименование товара

Морковь столовая

Техническое задание № 4

п/п

Наименование характеристики

Значение характеристики, единица измерения характеристики

1.

Наименование товара

Свекла столовая

 

 

Техническое задание № 5

п/п

Наименование характеристики

Значение характеристики, единица измерения характеристики

1.

Наименование товара

Лук репчатый

Техническое задание № 6

п/п

Наименование характеристики

Значение характеристики, единица измерения характеристики

1.

Наименование товара

Перец свежий

Техническое задание № 7

п/п

Наименование характеристики

Значение характеристики, единица измерения характеристики

1.

Наименование товара

Кабачки

           

Согласно обращению Прокуратуры Республики Коми, заказчик, объединив в одну закупку приобретение овощей и фруктов, ограничил возможность участия местных производителей, в том числе ООО «Пригородный» в закупке, поскольку часть товара не производится на территории Республики Коми, где свою деятельность осуществляет последний.

Исследовав сведения, содержащиеся в ЕИС, а также материалы внеплановой проверки и письменные пояснения, представленные заказчиком и уполномоченным учреждением, Комиссия Коми УФАС России пришла к следующим выводам.

Из содержания описания объекта закупки усматривается необходимость в рамках проведенного электронного аукциона поставки капусты белокочанной, картофеля продовольственного, моркови столовой, свеклы столовой, лука репчатого, перца свежего, кабачков, то есть свежих овощей. В рамках проверяемого электронного аукциона требование к поставке фруктов заказчиком не устанавливалось.  

В соответствии с части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Вместе с тем, Комиссиия Коми УФАС России отмечает, что при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению объекта закупки, в том числе параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

В зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить требования, в частности, к качеству, виду, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

На сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

По правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10, от 29.01.2013 № 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок для государственных и муниципальных нужд, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2014 № 304-КГ14-3003.

Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта спорной закупки сформулированы с учетом потребностей заказчика, исходя из специфики деятельности, и не противоречат требованиям законодательства, так как при формировании требований к товару заказчик учитывает необходимость конечного результата обеспечение учреждения необходимым товаром.

Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок. Указанная позиция содержится в Определении Верховного Суда РФ от 30.12.2021 № 306-ЭС21-25954 по делу № А65-29493/2020.

В извещении о проведении электронного аукциона и входящие в его состав документы, не обязательно должны устанавливаться условия, которые удовлетворяют всех возможных участников, различная продукция в рамках одного лота составляет единый объект закупки. Она относится к одному виду товаров - пищевой продукции.

Основная задача торгов - эффективное использование бюджета, а не обеспечение возможности для участия максимального количества претендентов. Отсутствие возможности поставки товара участником закупки не означает, что его права или законные интересы нарушены.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Целями регулирования Закона о контрактной системе являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Также необходимо отметить, что действующее законодательство не предусматривает запрет выставлять на торги единым лотом предлагаемые к поставке товары, которые в силу своей специфики могут быть поделены и на отдельные виды.

Потребность в поставке продуктов питания возникает, в том числе у медицинских учреждений для обеспечения разных категорий населения - детей и взрослых ежедневным питанием в соответствии с утвержденными нормативами.

Таким образом, по результатам проведения Комиссией Коми УФАС России внеплановой проверки нарушение законодательства о контрактной системе при определении описания объекта закупки в действиях заказчика не подтверждено.

В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 33, 34 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, Комиссия Коми УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

по результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница №1» нарушение законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона «Поставка продуктов питания», извещение № 0307200030622003025 не подтверждено.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                                                   <…..>

 

 

Члены комиссии                                                                                                <…..>

 

                                                                                                                 

                                                                                                                  <…..>

Связанные организации

Связанные организации не указаны