Решение №03-04/368 - от 18 января 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми |
||
Через Единую информационную систему (далее по списку):
1) Общество с ограниченной ответственностью «Пригородный»
2) Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Ухтинская городская больница №1»
3) Государственное казенное учреждение Республики Коми «Центр обеспечения организации и проведения торгов»
(для сведения) Прокуратура Республики Коми
РЕШЕНИЕ по внеплановой проверке № 011/06/99-1160/2022 |
||
18 января 2023 года |
|
№03-04/368___ |
г. Сыктывкар
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 в составе: <…..>, председателя Комиссии; <…..>, члена Комиссии; <…..>, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), при проведении внеплановой проверки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) на основании поступившего обращения Прокуратуры Республики Коми от 23.12.2022 № 7-1168-2022/20870001/Исорг3078-22 (вх. №6941э. от 23.12.2022), касающегося признаков нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в действиях заказчика – государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Ухтинская городская больница №1» (далее – ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница №1») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка продуктов питания», извещение № 0307200030622003025 (далее – закупка, электронный аукцион, обращение),
УСТАНОВИЛА:
В Коми УФАС России поступило обращение Прокуратуры Республики Коми, о нарушении ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница №1» требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона «Поставка продуктов питания», извещение № 0307200030622003025 (далее – письменная информация).
В связи с чем, Комиссией Коми УФАС России проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении заказчика - ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница №1» на предмет соблюдения требований Закона о контрактной системе при проведении вышеупомянутого электронного аукциона.
Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта «а» пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений» (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 раздела II Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1576 (далее - Правила), срок проведения внеплановой проверки составляет не более 10 рабочих дней.
Уведомлением Коми УФАС России (исх. № 04-07/ от 29.12.2022) определена дата и время проведения внеплановой проверки: 18.01.2023, 16 часов 00 минут.
Уведомление о дате времени и месте проведения внеплановой проверки направлено в адрес ООО «Пригородный», ГБУЗ РК «ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница №1», государственного казенного учреждения Республики Коми «Центр обеспечения организации и проведения торгов» (далее – ГБУ РК «ЦООиПТ»), являвшегося уполномоченным учреждением по электронному аукциону, посредством электронной почты.
Коми УФАС России в рамках проводимой внеплановой проверки запрошены у ООО «Пригородный», ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница №1», ГБУ РК «ЦООиПТ» документы, информация, пояснения, мотивированное обоснование совершения действий на которые указано в письменной информации, для всецелого рассмотрения такой информации и документов в рамках проводимого контрольного мероприятия.
В соответствии с пунктом 28 Правил внеплановая проверка проводится контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).
Внеплановая проверка проводится в отсутствие представителей ООО «Пригородный», заказчика в лице ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница №1» и уполномоченного учреждения.
Комиссией Коми УФАС России, при рассмотрении материалов внеплановой проверки, в том числе документов и письменной информации, поступившей от сторон, установлено следующее.
1. Заказчиком осуществления закупки явилось ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница №1».
Объект закупки – Поставка продуктов питания.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 920 900.00 руб.
Источник финансирования закупки: за счет собственных средств организации.
Дата и время окончания срока подачи заявок – 07.12.2022 07:00.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 09.12.2022.
Согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - https://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) по результатам осуществления закупки ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница №1» заключен 20.12.2022 контракт с победителем закупки.
2. В пунктах 3, 7 статьи 3 Закона о контрактной системе даны следующие определения:
- закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд;
- заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе:
В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно описанию объекта закупки, размещенному отдельным документом на официальном сайте по электронному аукциону, заказчику требуется закупить следующий товар:
Техническое задание № 1 |
|||||
№ п/п |
Наименование характеристики |
Значение характеристики, единица измерения характеристики |
|||
1. |
Наименование товара |
Капуста белокочанная |
|||
Техническое задание № 2 |
|||||
№ п/п |
Наименование характеристики |
Значение характеристики, единица измерения характеристики |
|||
1. |
Наименование товара |
Картофель продовольственный |
|||
Техническое задание № 3 |
|||||
№ п/п |
Наименование характеристики |
Значение характеристики, единица измерения характеристики |
|||
1. |
Наименование товара |
Морковь столовая |
|||
Техническое задание № 4 |
|||||
№ п/п |
Наименование характеристики |
Значение характеристики, единица измерения характеристики |
|||
1. |
Наименование товара |
Свекла столовая |
|||
Техническое задание № 5 |
|||||
№ п/п |
Наименование характеристики |
Значение характеристики, единица измерения характеристики |
|||
1. |
Наименование товара |
Лук репчатый |
|||
Техническое задание № 6 |
|||||
№ п/п |
Наименование характеристики |
Значение характеристики, единица измерения характеристики |
|||
1. |
Наименование товара |
Перец свежий |
|||
Техническое задание № 7 |
|||||
№ п/п |
Наименование характеристики |
Значение характеристики, единица измерения характеристики |
|||
1. |
Наименование товара |
Кабачки |
|||
Согласно обращению Прокуратуры Республики Коми, заказчик, объединив в одну закупку приобретение овощей и фруктов, ограничил возможность участия местных производителей, в том числе ООО «Пригородный» в закупке, поскольку часть товара не производится на территории Республики Коми, где свою деятельность осуществляет последний.
Исследовав сведения, содержащиеся в ЕИС, а также материалы внеплановой проверки и письменные пояснения, представленные заказчиком и уполномоченным учреждением, Комиссия Коми УФАС России пришла к следующим выводам.
Из содержания описания объекта закупки усматривается необходимость в рамках проведенного электронного аукциона поставки капусты белокочанной, картофеля продовольственного, моркови столовой, свеклы столовой, лука репчатого, перца свежего, кабачков, то есть свежих овощей. В рамках проверяемого электронного аукциона требование к поставке фруктов заказчиком не устанавливалось.
В соответствии с части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем, Комиссиия Коми УФАС России отмечает, что при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению объекта закупки, в том числе параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить требования, в частности, к качеству, виду, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
На сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
По правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10, от 29.01.2013 № 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок для государственных и муниципальных нужд, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2014 № 304-КГ14-3003.
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта спорной закупки сформулированы с учетом потребностей заказчика, исходя из специфики деятельности, и не противоречат требованиям законодательства, так как при формировании требований к товару заказчик учитывает необходимость конечного результата обеспечение учреждения необходимым товаром.
Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок. Указанная позиция содержится в Определении Верховного Суда РФ от 30.12.2021 № 306-ЭС21-25954 по делу № А65-29493/2020.
В извещении о проведении электронного аукциона и входящие в его состав документы, не обязательно должны устанавливаться условия, которые удовлетворяют всех возможных участников, различная продукция в рамках одного лота составляет единый объект закупки. Она относится к одному виду товаров - пищевой продукции.
Основная задача торгов - эффективное использование бюджета, а не обеспечение возможности для участия максимального количества претендентов. Отсутствие возможности поставки товара участником закупки не означает, что его права или законные интересы нарушены.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Целями регулирования Закона о контрактной системе являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Также необходимо отметить, что действующее законодательство не предусматривает запрет выставлять на торги единым лотом предлагаемые к поставке товары, которые в силу своей специфики могут быть поделены и на отдельные виды.
Потребность в поставке продуктов питания возникает, в том числе у медицинских учреждений для обеспечения разных категорий населения - детей и взрослых ежедневным питанием в соответствии с утвержденными нормативами.
Таким образом, по результатам проведения Комиссией Коми УФАС России внеплановой проверки нарушение законодательства о контрактной системе при определении описания объекта закупки в действиях заказчика не подтверждено.
В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 33, 34 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
по результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница №1» нарушение законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона «Поставка продуктов питания», извещение № 0307200030622003025 не подтверждено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <…..>
Члены комиссии <…..>
<…..>