Решение (комиссия) №ОД/6286/23 Решение от 11 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой проверке № 011/06/99-842/2023

 

06 октября 2023 года                                                                                         № РНП-11-201

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, в составе: <...> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунальным хозяйством» (далее - МКУ «УЖКХ», заказчик) от 29.09.2023                                 № 030730003720000026 (вх. от 29.09.2023 № 6696/23) о рассмотрении вопроса о включении сведений об индивидуальном предпринимателе <...> (далее - индивидуальный предприниматель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 26.06.2023 № 0107300017123000138 (реестровый номер контракта 3110401167223000016), заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Выполнение работ по обустройству деревянного тротуара ул. Центральная в с. Петрунь», извещение № 0107300017123000138 (далее - закупка, обращение, контракт),

при участии в заседании посредством веб-конференции: <...>., представителя МКУ «УЖКХ» по доверенности от 12.08.2023 № 3,

УСТАНОВИЛА:

 

Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В Коми УФАС России МКУ «УЖКХ» представлено обращение о включении информации об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

В связи с заявленным МКУ «УЖКХ» ходатайством от 05.10.2023 № 3224 (вх. от 05.10.2023 № 6853-ЭП/23) о возможности участия в рассмотрении обращения дистанционно посредством веб-конференции, заседание Комиссии Коми УФАС России по рассмотрению указанного обращения осуществлено в формате веб-конференции c использованием сервиса для видеосвязи TrueConf.

МКУ «УЖКХ», индивидуальный предприниматель надлежащим образом о месте и времени, формате рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

МКУ «УЖКХ» письмом от 05.10.2023 № 3226 (вх. от 05.10.2023 № 6855-ЭП/23) в материалы обращения представлены дополнительные копии документов и письменная информация.

Индивидуальный предприниматель на заседание по рассмотрению обращения не явился; копий документов и письменных пояснений не представил.

Отсутствие индивидуального предпринимателя, его представителя не препятствует рассмотрению обращения по существу.

Комиссия Коми УФАС России по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось МКУ «УЖКХ».

Объект закупки: «Выполнение работ по обустройству деревянного тротуара ул. Центральная в с. Петрунь».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 930 859,00 руб.

Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 05.06.2023.

2. По результатам осуществления закупки, на основании протокола от 15.06.2023 подведения итогов определения подрядчика, МКУ «УЖКХ» (далее - заказчик) с индивидуальным предпринимателем (далее - подрядчик) 26.06.2023 заключен контракт.

Согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.4-1.8, 2.2, 2.9.1 контракта: «Подрядчик» обязуется по заданию муниципального Заказчика выполнить работы, указанные в п.1.2 настоящего контракта и сдать их результат «Заказчику», а «Заказчик» обязуется принять результат работы и оплатить ее.

«Подрядчик» обязуется выполнить работы по обустройству деревянного тротуара ул. Центральная с. Петрунь в соответствии с техническим заданием (Приложение № 1 к контракту) и Локальным сметным расчетом (Приложение №2 к контракту).

Все расчеты между «Заказчиком» и «Подрядчиком» производятся на основании универсальных передаточных документов (далее - УПД), предъявленных «Подрядчиком».

Работы должны быть выполнены в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации о строительных нормах и правилах, СНиП, ГОСТ, СаНПиН в области строительства, нормам пожарной безопасности.

Технические характеристики работ должны соответствовать характеристикам, предъявляемым к соответствующим работам в соответствии с действующими техническими регламентами.

В случае если работы выполнены с отклонением от условий настоящего муниципального Контракта, то такие работы не принимаются и оплате не подлежат.

Все необходимое оборудование и инвентарь для выполнения работ по настоящему муниципальному Контракту «Подрядчик» приобретает самостоятельно и за свой счет.

Цена настоящего муниципального контракта определяется на основании проведенного аукциона в электронной форме, которая сформирована с учетом стоимости всех расходов, связанных с выполнением работ по настоящему контракту, налогов, сборов и иных обязательных платежей, в том числе компенсационные выплаты и (или) командировочные расходы (при их наличии), непредвиденные расходы, сумму таможенных пошлин и иных обязательных платежей, расходы по вывозу и утилизации мусора и составляет 2 212 798 (два миллиона двести двенадцать тысяч семьсот девяносто восемь) рублей 30 копеек, НДС не облагается.

Заказчик производит выплату аванса в размере 30 процентов от цены контракта, на основании выставленного Подрядчиком счета, в течение 7 (семи) рабочих дней с момента выставления счета и с момента доведения до учреждения главным распорядителем бюджетных средств предельных объемов финансирования в соответствии с утвержденным кассовым планом. Выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, снизившим цену настоящего муниципального Контракта на 25% и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, не допускается».

Согласно пунктам 3.1, 3.2 контакта: «срок выполнения работ:

-начало работ: с даты заключения муниципального контракта;

-окончание работ: по 31 октября 2023 года.

Место выполнения работ: Республика Коми, г. Инта, территория МО ГО «Инта», ул. Центральная с. Петрунь. Место выполнения работ необходимо согласовать со старшим инспектором сектора по работе с территориями Администрации МО ГО «Инта» с. Петрунь».

По подпунктам 4.1.1-4.1.4 пункта 4.1 контракта: «Заказчик вправе:

-Требовать от «Подрядчика» исполнения обязанностей, предусмотренных пунктом 5.2 настоящего муниципального Контракта, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.

-В течение всего срока действия настоящего муниципального контракта проверять ход и качество работы, выполняемой «Подрядчиком», не вмешиваясь в его оперативно-хозяйственную деятельность.

-Если «Подрядчик» не приступает своевременно к исполнению настоящего муниципального контракта или выполняет работу, предусмотренную пунктом 1.1 настоящего муниципального контракта настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, то «Заказчик» вправе отказаться от исполнения настоящего муниципального контракта и потребовать возмещения убытков.

-Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, то «Заказчик» вправе назначить «Подрядчику» разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении «Подрядчиком» в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения настоящего муниципального контракта».

В соответствии с подпунктами 5.2.1-5.2.4, 5.2.6, 5.2.10 пункта 5.2 контракта: «Подрядчик» обязан:

-Произвести работы в полном объеме и в установленные сроки.

-Обеспечить своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ, в течение гарантийного срока эксплуатации объекта.

-Исправлять дефекты, недостатки, выявленные Заказчиком, за свой счет в установленные сроки. При невыполнении Подрядчиком этих обязательств либо двукратном нарушении сроков устранения дефектов, недостатков, Заказчик вправе потребовать уплаты неустойки, предусмотренной контрактом, и возмещения убытков, инициировать расторжение контракта.

-Обеспечить в ходе выполнения работ необходимые мероприятия по технике безопасности, по соблюдению норм экологической безопасности, пожарной безопасности и других норм безопасности, содержать за свой счет охрану объекта, материалов, оборудования, другого имущества, необходимого на ремонтной площадке, ремонтируемых сооружений, стоянки ремонтной техники и ограждений мест производства работ с момента начала выполнения работ до подписания акта приемки объекта в эксплуатацию. В случае если в указанный срок объекту или его части будет причинен ущерб или обнаружены утраты или повреждения, «Подрядчик» обязан за свой счет произвести ремонт и устранить выявленные недостатки.

-Представлять по требованию Заказчика:

Дополнительные данные о ходе работ, в том числе наличие на объекте технических и людских ресурсов, наличие материалов, техники и оборудования, сроки поставки на объект материалов, техники и оборудования и других данных, имеющих отношение к выполняемым «Подрядчиком» работам;

Любую достоверную информацию о ходе выполнения работ, сложностях, возникающих при исполнении настоящего муниципального контракта, с приложением документов, в том числе на электронных носителях.

-В течение 1 рабочего дня, следующего за днем заключения настоящего муниципального контракта письменно информировать «Заказчика» о своих представителях для оперативного решения вопросов, возникающих при исполнении настоящего муниципального контракта, с указанием контактных телефонов».

По пунктам 12.1, 17.1 контракта: «Расторжение настоящего муниципального Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны настоящего муниципального контракта от исполнения настоящего муниципального контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Настоящий муниципальный контракт, вступает в силу с даты заключения муниципального контракта и действует по 30 ноября 2023 года.

3. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно частям 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

4. Как следует из материалов обращения, заказчиком - МКУ «УЖКХ» 18.09.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, содержащее обоснование принятого решения: «С 27 июня 2023 года Подрядчик не приступил к выполнению работ на объекте.

В соответствии с пунктом 5.2.10 контракта Подрядчик в течение 1 рабочего дня, следующего за днем заключения настоящего муниципального контракта письменно информировать Заказчика о своих представителях для оперативного решения вопросов, возникающих при исполнении настоящего муниципального контракта, с указанием контактных телефонов.

Согласно пункта 2 Технического задания (Приложение № 1 к Контракту) Подрядчик должен вести «Общий журнал работ», в котором отражается технологическая последовательность ведения, сроки, качество выполнения и условия производства работ, и который является обязательным документом, предъявляемым при сдаче работ.

В связи с неисполнением Подрядчиком условий пункта 5.2.10 контракта от него было истребовано предоставить письменно сведения и контактные данные об уполномоченном представителе ответственного за выполнение работ, а также предложено получить общий журнал работ № 239 «Выполнение работ по обустройству деревянного тротуара ул. Центральная с. Петрунь» (письмо от 04.07.2023 № 2096).

В связи с тем, что Подрядчик не устранил данные нарушения, то 10.08.2023 Заказчик повторно истребовал от Подрядчика сведения и контактные данные об уполномоченном представителе ответственного за выполнение работ, а также календарный график производства работ, извещение о начале проведения работ (пункты 5.2.6.1, 5,2.6.2, 5.2.10 контракта). Также Подрядчику вновь было предложено получить общий журнал работ № 239 «Выполнение работ по обустройству деревянного тротуара ул. Центральная с. Петрунь» (Письмо от 10.08.2023 № 2627).

Подрядчик оставил без ответа указанное требование Заказчика.

Также Подрядчик оставил без ответа аналогичные требования Заказчика от 24.08.2023 № 2771 и от 04.09.2023 № 2887.

В адрес Заказчика 08.08.2023 поступали посредством электронной почты письма, датированные 03.08.2023 и 04.08.2023, в которых подрядчик просил: предоставить ему план схему по обустройству тротуаров; о присутствии специалистов Заказчика для контроля выполнения работ, осуществления ими фото и видеофиксации на весь период проведения работ.

Заказчиком в своих ответах от 10.08.2023 №№ 2628, 2629 разъяснено Подрядчику, что место выполнение работ ему необходимо согласовать со старшим инспектором по работе с территориями администрации МОГО «Инта» с Петрунь.

Также Подрядчику разъяснено, что контракт не предусматривает обязательное нахождение представителя Заказчика на объекте работ в течение всего периода ведения работ, а его требования об осуществлении Заказчиком фото и видеофиксации проведения работ не соответствуют условиям контракта.

Согласно информации старшего инспектора сектора по работе с территориями (с. Петрунь) администрации МОГО «Инта» по состоянию на 14.09.2023 Подрядчик к выполнению работ не приступил, оборудование не завозилось. Ни Подрядчик, ни его представители в с. Петрунь не приезжали и не согласовывали с ним место выполнения работ (пункт 3.2 контракта). По вопросу места выполнения работ к нему устно по телефону обращалось иное лицо (не индивидуальный предприниматель).

Таким образом, Подрядчик к выполнению работ на объекте не приступил.

Учитывая объём работы по контракту и то, что, работы в полном объеме должны быть выполнены Подрядчиком не позднее 31.10.2023, а по состоянию на 15.09.2023 Подрядчик к выполнению работ не приступал и не информировал Заказчика о планируемой дате начала работ, то имеются объективные основания полагать, что выполнение работ по контракту к установленному сроку Подрядчиком явно невозможно.

Размер убытков Заказчика по контракту, в виде выплаченного по платежному поручению № 633333 от 13.07.2023 Подрядчику аванса составляет 663 839 (шестьсот шестьдесят три тысячи восемьсот тридцать девять) рублей 49 коп,

В связи с вышеизложенным и на основании статьи З 10, пункта 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктами 4.1.3, 12.1, 12.2 контракта заказчиком принято решение об отказе в одностороннем порядке от исполнения контракта».

Как следует из материалов обращения, а также с учетом сведений, содержащихся на официальном сайте, во исполнение пункта 2.9.1 контракта Заказчиком произведена выплата аванса в размере 663 389,49 руб. (платежное поручение № 633333 от 13.07.2023), вместе с тем, индивидуальным предпринимателем обязательства по контракту надлежащим образом не исполнены; работы заказчиком не приняты.

Заказчик - МКУ «УЖКХ» письмом от 04.07.2023 № 2096 направил подрядчику копию приказа от 28.06.2023 № 144 о/д о назначении лиц по обеспечению функций строительного контроля (технического надзора) за производством работ по контракту, указал о необходимости получить общий журнал работ и предоставить сведения и контактные данные уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, ответственного за выполнение работ.

Индивидуальный предприниматель Сидоренкова И.В. в письме от 03.08.2023 просила предоставить план-схему по контракту, схемы монтажа деревянных тротуаров, насыпи щебеночного основания, чертежи мостиков, дать пояснения относительно выполнения работ, просила обеспечить присутствие при выполнении работ лиц по обеспечению функций строительного контроля (технического надзора) за производством работ по контракту; в письме от 04.08.2023 указала, что в случае отсутствия при производстве работ лиц по обеспечению функций строительного контроля (технического надзора), работы проводится не будут.

МКУ «УЖКХ» в письме от 10.008.2023 № 2629 в ответ на письмо подрядчика от 03.08.2023 сообщило, что в соответствии с условиями контракта сроки и условия работ, а также место выполнения работ необходимо согласовать со старшим инспектором по работе с территориями администрации МО ГО «Инта» с. Петрунь.

Заказчиком - МКУ «УЖКХ» в адрес индивидуального предпринимателя письмом от 10.08.2023 № 2628 направлен ответ на письмо от 04.08.2023, в котором указано о том, что требования подрядчика не соответствуют условиям контракта.

МКУ «УЖКХ» письмом от 10.08.2023 № 2627 потребовало у индивидуального предпринимателя предоставить документы согласно технического задания (приложения № 1 к контракту); в письмах от 24.08.2023 № 2771, от 04.09.2023 № 2887 напомнил о сроке окончания работ, о непредставлении запрашиваемых документов, повторно запросило документы согласно технического задания (приложения № 1 к контракту).

МКУ «УЖКХ» письмом от 12.09.2023 № 2971 в адрес старшего инспектора сектора по работе с территориями МО ГО «Инта» с. Петрунь направлен запрос относительно выполнения индивидуальным предпринимателем работ по контракту.

Согласно письменной информации старшего инспектора администрации МО ГО «Инта» от 14.09.2023 № 110 на запрос МКУ «УЖКХ» от 12.09.2023 № 2971 к выполнению работ индивидуальный предприниматель не приступал, намерений о начале производства работ по контракту не проявлял, оборудование не завезено, представители подрядчика по вопросу исполнения контракта не обращались.

Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становиться явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В соответствии с позицией представителя заказчика, озвученной на заседании Комиссии Коми УФАС России, учитывая объём работы по контракту, нарушение Подрядчиком сроков начала выполнения работ и то, что работы в полном объеме должны быть выполнены Подрядчиком не позднее 31.10.2023, имеются объективные основания полагать, что выполнение работ по контракту к установленному сроку Подрядчиком было явно невозможно.

На основании вышеизложенного, МКУ «УЖКХ», руководствуясь нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 8, 9 Закона о контрактной системе, пунктами 4.1.3, 12.1, 12.2 контракта, 18.09.2023 приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчиком - МКУ «УЖКХ» 18.09.2023 с использованием единой информационной системы сформировано, подписано и размещено на официальном сайте решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение заказчика от 18.09.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта получено индивидуальным предпринимателем 18.09.2023

В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта индивидуальным предпринимателем не устранены, в связи с чем решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 29.09.2023.

На момент рассмотрения обращения, индивидуальным предпринимателем не представлены информация и документы, свидетельствующие о выполнении работ по контракту надлежащим образом.

По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - МКУ «УЖКХ» нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в Единой информационной системе, не выявлено.

5. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

При этом, помимо факта нарушения необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения исполнителя контракта.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

Подпунктом «а» Пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

-выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

-заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

-поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика

Обстоятельств, указанных в пункте 15 Правил, Комиссией Коми УФАС России не установлено.

Доказательств совершения индивидуальным предпринимателем действий, направленных на исполнение контракта, а также доказательств устранения нарушений, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в подтверждение своей добросовестности индивидуальным предпринимателем не представлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Индивидуальный предприниматель, участвуя в закупке, выразил согласие на выполнение работ на условиях закупки.

Закон о контрактной системе, за исключением прямо указанных в законе случаев, не устанавливает обязанности субъектов предпринимательской деятельности участвовать в процедурах проведения государственных закупок. Однако, принимая участие в таких процедурах соответствующий субъект добровольно принимает на себя обязательства выполнить работы (оказать услуги) в соответствии на условиях, предложенных Заказчиком.

Победитель закупки должен понимать последствия совершения действий (бездействия) по неисполнению контракта и принимать организационные и экономические меры, в первую очередь, для исполнения контракта в случае признания его заявки лучшей; осознавать, что как участник рынка, несет риск ответственности при отказе от заключения контракта.

Участник закупки, самостоятельно принявший решение об участии в размещении закупке и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия контролирующим органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Индивидуальному предпринимателю как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить свои возможности по исполнению обязательств по контракту в соответствии с требованиями закупки. В материалах дела отсутствуют, индивидуальным предпринимателем не представлены доказательства принятия с его стороны всех возможных мер по надлежащему исполнению контракта, что свидетельствует о недобросовестном поведении подрядчика.

То обстоятельство, что участник закупки направил заявку на участие в аукционе, а после признания его победителем аукциона не исполнил условия контракта без достаточных не то оснований, свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки.

Из имеющихся в материалах обращения документов не следует, что индивидуальным предпринимателем были предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по контракту.

Индивидуальный предприниматель не возвратил выплаченный заказчиком аванс по контракту; игнорировал требования заказчика; не представлял по запросу заказчика сведения и документы, необходимые для исполнения контракта.

Следует отметить, что в ходе подготовки к заседанию Комиссии Коми УФАС России в адрес индивидуального предпринимателя антимонопольным органом посредством электронной почты был направлен запрос № ОД/6055/23 от 02.10.2023 о предоставлении письменных пояснений с указанием причин нарушения условий контракта, которые привели к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта.

Однако указанный выше запрос индивидуальным предпринимателем оставлен без внимания, информация не представлена.

МКУ «УЖКХ» в письме от 05.10.2023 № 3226 (вх. от 05.10.2023 № 6855-ЭП/23) указало, что неисполнение подрядчиком обязательств по контракту, привело к негативным последствиям, которые выразились в нереализации мероприятий по благоустройству территории с. Петрунь в рамках муниципальной программы МО ГО «Инта» «Формирование современной городской среды» (подпрограмма «Народный бюджет» в сфере благоустройства», что нарушает права всех жителей с. Петрунь на благоприятную среду проживания, а также подрывает авторитет органов местного самоуправления МО ГО «Инта» и МКУ «УЖКХ» перед жителями с. Петрунь.

На основании изложенного, учитывая доказанный факт ненадлежащего исполнения индивидуальным предпринимателем своих обязательств по контракту, существенность допущенных им нарушений, а также то обстоятельство, что заказчик в конечном итоге был лишен того, на что он рассчитывал при заключении контракта, отсутствие со стороны индивидуального предпринимателя доказательств объективной невозможности исполнения своих обязательств по контракту, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу о допущенной индивидуальным предпринимателем недобросовестности, а потому считает в настоящем случае целесообразным применение к нему мер публично-правовой ответственности в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 13 Правил, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Включить представленную МКУ «УЖКХ» информацию в отношении индивидуального предпринимателя <...> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта от 26.06.2023 № 0107300017123000138 (реестровый номер контракта 3110401167223000016), заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Выполнение работ по обустройству деревянного тротуара ул. Центральная в с. Петрунь», извещение № 0107300017123000138, сроком на два года.

2. Датой включения информации в отношении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.

3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - МКУ «УЖКХ» нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в Единой информационной системе, не установлено.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии :<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены комиссии: <...> <...>

 

 

 

       
       

 

 

 

 

 

 

2023-3989

 

 

Связанные организации

МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством»
ИНН 1104011672, ОГРН 1081104000053
ИП Сидоренкова И.В.
ИНН 112105114199, ОГРН