Постановление №02-06/4495 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о  прекращении производства по делу № 011/04/9... от 25 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о  прекращении производства по делу № 011/04/9.21-241/2020

об административном правонарушении

 

21 мая 2020 года

г. Сыктывкар

№02-06/4495

 

ПАО «МРСК Северо-Запада»

площадь Конституции, д. 3,

литера А, помещение 16Н,

г. Санкт-Петербург, 196247

 

Интернациональная ул., д. 94,

г. Сыктывкар, 167000

 

<…>

 

Главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России, антимонопольное управление), адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <…>, рассмотрев материалы дела № 011/04/9.21-241/2020 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении публичного акционерного общества  «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее – ПАО «МРСК Северо-Запада»), адрес места нахождения: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литера А, помещение 16Н, зарегистрированного Межрайонной инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам № 15 по Санкт-Петербургу за основным государственным регистрационным номером 1047855175785, свидетельство серии 78 № 005502120 от 23.12.2004, ИНН 7802312751, КПП 997450001,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Поводом для возбуждения настоящего административного дела в силу п. 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ явились материалы Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики  Коми (далее – Министерство), поступившие  письмом от 21.02.2020 № 14-16-11/742 (вх. № 1175 от 27.02.2020).

Определением Коми УФАС России № 02-06/2484 от 23.03.2020 в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» возбуждено административное дело № 011/04/9.21-241/2020 и назначено проведение административного расследования

Определением от 21.04.2020 № 02-06/3601 срок проведения административного расследования по делу № 011/04/9.21-241/2020 продлен, для дачи объяснений по факту выявленных признаков нарушения ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ со стороны ПАО «МРСК Северо-Запада» стороны по делу вызваны на 21.05.2020 в 11 часов 00 минут.

ПАО «МРСК Северо-Запада» и <…> надлежащим образом извещены о дате и месте рассмотрения административного дела, что подтверждается уведомлениями о получении почтовых отправлений № 80086347522784, 80086347522791 соответственно.

ПАО «МРСК Северо-Запада» на рассмотрение дела обеспечило явку защитника по доверенности <…>.

Потерпевшая <…> обеспечила явку на рассмотрение дела.

Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику ПАО «МРСК Северо-Запада» разъяснены, заявлений, ходатайств, не поступило.

Права и обязанности, предусмотренные частью 2 статьи 25.2 КоАП РФ, потерпевшей <…>  разъяснены, заявлений, ходатайств, не поступило.

Рассмотрев материалы административного дела № 011/04/9.21-241/2020, должностным лицом Коми УФАС России установлено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Из содержания ст. 3, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ПАО «МРСК Северо-Запада» оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет деятельность в сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

В соответствии с абзацами 4, 7 ч. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).

Из материалов следует, что между <…>  и ПАО «МРСК Северо-Запада» заключен договор технологического присоединения № 56-01016Ю/19 от 23.04.2019 энергопринимающих устройств заявителя, расположенных по адресу: <…> (далее – договор технологического присоединения).

В соответствии с п. 5 договора технологического присоединения срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет  1 год со дня заключения договора.

Таким образом, срок технологического присоединения энергопринимающих устройства заявителя в рассматриваемом случае истёк 23.04.2020.

В соответствии с п. 17 Правил № 861 плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Как следует из имеющихся материалов, на дату заключения договора технологического присоединения объект заявителя находился на расстоянии более 500 метров от объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации (в соответствии с данными сетевой организации расстояние составляло 3,8 км).

В связи с чем, размер платы за технологическое присоединение по договору определен в соответствии с приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 26.12.2018 № 74/1-Т и составил 16 626 рублей 37 копеек.

Как следует из материалов административного дела, указанная в договоре технологического присоединения сума 16626,37 руб. состоит из составляющих:

- 15773,4 руб. – ставки платы за подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий;

- 852,97 руб. – ставка платы за проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий.

Согласно пункту 19 Правил № 861 стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам, не позднее 3 рабочих дней после осуществления сетевой организацией фактического присоединения объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности.

Письмом от 08.10.2019 <…> уведомила ПАО «МРСК Северо-Запада» о выполнении ею технических условий.

Письмом от 29.10.2019 № МР2/5-51/521-46-1/8941 ПАО «МРСК Северо-Запада» направило в адрес заявителя для подписания акт о выполнении технических условий, акт об осуществлении технологического присоединения, акт допуска прибора учета в рамках Договора технологического присоединения.

Согласно представленным в материалы административного дела пояснениям ПАО «МРСК Северо-Запада», <…>, вышеуказанные акты со стороны заявителя не подписаны.

26.11.2019 <…> направила в адрес ПАО «МРСК Северо-Запада» заявление об аннулировании договора технологического присоединения № 56-01016Ю/19 от 24.04.2019 в связи с несогласием размера платы за технологическое присоединение.

Письмом от 04.12.2019 № МР2/5-51/521-46-1/10250 ПАО «МРСК Северо-Запада» направило в адрес заявителя соглашение от 02.12.2019 о расторжении договора технологического присоединения № 56-01016Ю/19 от 24.04.2019.

В соответствии с п. 3 соглашения от 02.12.2019 о расторжении договора технологического присоединения № 56-01016Ю/19 от 24.04.2019 заявитель обязуется возместить сетевой организации разницу в размере 12448,12 руб., в том числе НДС, между затратами сетевой организации  в размере 15773,40 руб., в том числе НДС, связанными с подготовкой и выдачей технических условий от 09.04.2019 № 56-01016Ю/19-001, и оплаченной по договору суммой в размере 3325,28 руб. в том числе НДС.

В своем заявлении <…> указала, что сумма платы за технологическое присоединение в размере 16 626,37 руб. завышена, поскольку расстояние от дачного участка до подстанции меньше 500 метров.

В соответствии с п. 19 Правил № 861 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Как следует из п. 3 Правил № 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно п. 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

<…> с заявкой на технологическое присоединение обратилась в ПАО «МРСК Северо-Запада» 09.04.2019.

15.04.2019 ПАО «МРСК Северо-Запада» направило в адрес <…> для подписания договор технологического присоединения и технические условия от 09.04.2019 № 56-01016Ю/19-001.

Согласно техническим условиям от 09.04.2019 № 56-01016Ю/19-001 объект заявителя, расположенный по адресу: <…> должен быть присоединен к проектируемой ТП-10/0,4 кВ (стр. ТП-8) (СНТ «Кедр», «Сокол») (ПС 10/10 кВ «Соколовка»).

В соответствии с имеющимися материалами административного дела, <…> на дату заключения договора технологического присоединения № 56-01016Ю/19 от 24.04.2019 не относилась к льготной категории заявителей, указанной в п. 17 Правил № 861, поскольку на момент подачи заявки и заключения договора технологического присоединения расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне необходимого класса напряжения сетевой организации (напряжения до 20 кВ включительно) превышало 500 метров. В связи с чем, согласно представленным в материалы дела пояснениям ПАО «МРСК Северо-Запада», затраты понесенные сетевой организацией во исполнение договора с заявителем в части подготовки и выдачи сетевой организацией технических условий, а также на проведение проверки сетевой организацией выполнения технических условий заявителем, не компенсируются за счет тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

В письмах от 21.02.2020 № 14-16-11/742 (вх. № 1175 от 27.02.2020), от 30.03.20 № 14-16-11/1297 (вх. № 1967 от 02.04.2020) Министерство указало, что финансирование мероприятий по строительству объектов электрических сетей, необходимых для реализации технологического присоединения   СДТ «Кедр», в том числе и компенсация затрат сетевой  организации на выдачу технических условий льготным категориям заявителей, осуществляется из тарифов на услуги по передаче электрической энергии филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» по Республике Коми. Сетевая организация не понесла некомпенсированных расходов  на технологическое присоединение  заявителя, и, следовательно, не имеет оснований требовать оплату за расторжение договора технологического присоединения.

Вместе с тем, в материалы административного дела не представлено доказательств того, что ПАО «МРСК Северо-Запада» не понесло некомпенсированных расходов  на технологическое присоединение  заявителя в рамках исполнения договора технологического присоединения № 56-01016Ю/19 от 24.04.2019.

Как следует из материалов административного дела, строительство объектов электросетевого хозяйства на уровне необходимого класса напряжения сетевой организации, к которому в последующем было осуществлено технологическое присоединение объекта заявителя, было завершено в августе 2019 года, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией № 430, датированного сентябрем 2019 года.

Таким образом, только через 5 месяцев с начала действия договора № 56-01016Ю/19 от 24.04.2019 мероприятия по строительству объектов электрических сетей, необходимые для реализации технологического присоединения <…>, были выполнены ПАО «МРСК Северо-Запада», в результате чего расстояние от границы участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения  составило менее 500 метров.

В соответствии с позицией Верховного Суда РФ (Обзор судебной практики № 1, утвержденный Президиумом ВС РФ от 28.03.2018) к правоотношениям сторон по договору технологического присоединения применяются общие положения об обязательствах и договоре.

Согласно п. 16(3) Правил № 861 в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, стороны выполняют мероприятия по технологическому присоединению до точки присоединения энергопринимающих устройств.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 18 Правил № 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий.

Из ст. 309 Гражданского кодекса РФ следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с ч. 1 ст. 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Кроме того, правомерность взыскания понесенных ПАО «МРСК Северо-Запада» расходов по выполнению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению подтверждается соответствующей судебной практикой (копии решений имеются в материалах административного дела). 

При таких обстоятельствах, учитывая, что обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств <…> со стороны сетевой организации исполнены в полном объеме, и на момент заключения с <…> договора технологического присоединения № 56-01016Ю/19 от 24.04.2019 расстояние от границы её участка до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения  составило более 500 метров, в рассматриваемом случае в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» отсутствует нарушение Правил № 861.

Учитывая вышеприведённые обстоятельства, а также исследовав имеющиеся материалы рассматриваемого административного дела, должностное лицо Коми УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи  24.5,  частью 1 статьи 28.9, частью 2 статьи 29.4, статьями  29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Прекратить производство по делу № 011/04/9.21-241/2020 об административном правонарушении в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» ввиду отсутствия  события административного правонарушения,  предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

 

В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

 

Главный специалист-эксперт отдела

защиты конкуренции                                                                                            <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны