Решение №02-01/3887 Решение по делу № 011/01/10-417/2019 от 30 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                            

 

                        Управление Федеральной антимонопольной службы

                                                     по Республике Коми

 

              РЕШЕНИЕ

 

                                                             г. Сыктывкар

 

Резолютивная часть решения оглашена     «16» апреля 2020 года

В полном объеме решение изготовлено     «30» апреля 2020 года             № 02-01/3887     

 

 

 

 

ПАО «Ростелеком»

191002, г. Санкт Петербург,

ул. Достоевского, д. 15

 

Макрорегиональный филиал

«Северо-Запад»

Коми филиал ПАО «Ростелеком»

167000, г. Сыктывкар,

ул. Коммунистическая, д. 10  

 

<…>

(по адресу)

 

<…>

(по адресу)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

рассмотрев в формате веб-видеоконференции (приложение Videomostlite) дело № 011/01/10-417/2019 по признакам нарушения ПАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388), адрес места нахождения: 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15, адрес места нахождения Коми филиала: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 10 (далее – ПАО «Ростелеком», Общество), пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:

<…> – представителя ПАО «Ростелеком», действующего по доверенности № <…> от <…>,

в отсутствие <...>, <...>

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило заявление <...> (далее – заявитель) от 15.03.2019 (вх. № П-20 от 19.03.2019) на неправомерные, по мнению заявителя, действия Общества по навязыванию дополнительной платы за выставление бумажного счета за услуги «Домашний интернет».

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ПАО «Ростелеком» в силу части 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в статье 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.

В ходе рассмотрения заявления <...> антимонопольным управлением установлено, что ПАО «Ростелеком» занимает доминирующее положения на рынке услуги проводного доступа к сети Интернет (л.д. 155 – 161 т. 1).

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575 утверждены Правила оказания телематических услуг связи (далее – Правила № 575), регулирующие отношения между абонентом или пользователем, с одной стороны, и оператором связи, оказывающим телематические услуги связи, с другой стороны, при оказании данных услуг.

Согласно пункту 18 Правил № 575 оказание телематических услуг связи с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме.

В соответствии с пунктами 22, 23 Правил № 575 в договоре, заключаемом в письменной форме, должны быть указаны, в том числе адрес и способ доставки счета за оказанные телематические услуги связи, а также существенные условия, в том числе порядок, срок и форма расчетов.

Счет, выставляемый абоненту за услуги телефонной связи, является документом, отражающим сведения о денежных обязательствах абонента, и должен содержать сведения, установленные пунктом 41 Правил № 575.

Согласно пункту 42 Правил № 575 оператор связи обязан обеспечить предоставление абоненту счета на оплату услуг телефонной связи в течение 10 дней со дня выставления этого счета. Адрес, порядок и способ предоставления счета устанавливаются договором.

По согласованию с абонентом в качестве адреса предоставления абоненту счета допускается использовать адрес электронной почты либо электронный адрес системы самообслуживания оператора связи, через которую абонентом осуществляется доступ к сведениям об оказываемых ему услугах телефонной связи, расчетах с оператором связи и иной информации (личный кабинет).

За предоставление дополнительной информации об оказанных телематических услугах связи оператор связи может устанавливать отдельную плату (пункт 44).

Таким образом, в силу пункта 22 Правил № 575 выставление Оператором бумажного счета за оказанные абоненту телематические услуги связи в соответствии с договором об оказании услуг связи, которым установлен адрес, порядок и способ  доставки счета, не может рассматриваться как дополнительная платная услуга.

Условиями договора об оказании услуг связи от 03.11.2014, заключенного между Обществом и заявителем (л.д. 84 т. 1), ПАО «Ростелеком» предоставляет абоненту доступ к сети Интернет (телематические услуги связи) и услуги связи по передаче данных по тарифному плану «Домашний Интернет» (далее – Договор), доставка счетов предусмотрена по адресу места жительства заявителя.

В марте 2019 года Общество помимо платы за услуги Домашний Интернет предъявило заявителю плату за прочие услуги в размере 15 руб.

Тариф за услуги «Выставление бумажного счета» в размере 15 руб. установлен приказом Коми филиала ПАО «Ростелеком» от 13.12.2018 № 0205/01/384-18 (л.д. 128 -130 т. 1).

Данный тариф применяется Обществом в отношении абонентов - неопределенного круга потребителей услуг доступа к сети Интернет в Республике Коми, не перешедших на услугу электронный счет. 

В связи с установлением в действиях ПАО «Ростелеком» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Коми УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, выдало Обществу предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, № 02-01/4610 от 19.06.2019 (л.д. 167-169 т. 1), путем:    

1) отмены приказа Коми филиала ПАО «Ростелеком» от 13.12.2018 № 0205/01/384-18, которым с 01.01.2019 по 31.12.2019 введен ежемесячный тариф на услугу «Выставление бумажного счета»,

2) прекращения навязывания абонентам (физическим лицам), заключившим (заключающим) с ПАО «Ростелеком» договор на оказание услуг связи – предоставление доступа к сети Интернет (телематические услуги связи), условиями которого предусмотрен способ доставки счета по месту жительства абонента, дополнительной платы за выставление бумажного счета. 

Срок исполнения данного предупреждения - месячный срок с даты получения предупреждения.

Указанное предупреждение получено ПАО «Ростелеком» 28.06.2019, что документально подтверждено, в связи с чем, Общество должно было исполнить предупреждение до 28.07.2019.

ПАО «Ростелеком» в установленный срок не сообщило в Коми УФАС России о выполнении предупреждения, не представило документы, подтверждающие его исполнение.

Таким образом, ПАО «Ростелеком» не выполнило предупреждение Коми УФАС России № 02-01/4610 от 19.06.2019.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Коми УФАС России приказом от 08.08.2019 № 187 (л.д. 173 т. 1) возбудило в отношении ПАО «Ростелеком» дело № 011/01/10-417/2019 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании  абонентам – физическим лицам, заключившим с ПАО «Ростелеком» договор об оказании услуг связи по предоставлению доступа к сети Интернет (телематические услуги связи), условиями которого предусмотрен способ доставки счета по месту жительства абонента и не перешедших на электронный счет, дополнительной платы за  выставление бумажного счета в размере 15 руб./мес. (с НДС), что противоречит требованиям пункта 22 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, приводит (может привести) к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.  

Определением об отложении рассмотрения дела № 011/01/10-417/2019 от 09.10.2020 № 02-01/7861 (л.д. 223 – 226 т. 2) к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечен <…>.

В результате исследования материалов, представленных в антимонопольное дело № 011/01/10-417/2019 заявителями, ПАО «Ростелеком», заслушав доводы представителя Общества, Комиссией установлено нижеследующее. 

В письменных пояснениях, представленных ПАО «Ростелеком» в материалы настоящего антимонопольного дела письмом от 11.11.2019 № 0205/05/3548-19 (л.д. 10 – 15 т. 3), Общество указало, что услуга беспроводного доступа к сети Интернет является взаимозаменяемой услугой проводного доступа к сети Интернет, в связи с чем, по мнению Общества, антимонопольным управлением неверно определены продуктовые границы товарного рынка, доля Общества на товарном рынке.

В ходе рассмотрения настоящего антимонопольного дела в соответствии с пунктом 3 Определения об отложении рассмотрения дела № 011/01/10-417/2019 и Порядком проведения анализа состояния конкуренции, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), антимонопольным управлением проведено исследование товарного рынка услуги доступа к сети Интернет в Республике Коми (аналитический отчет от 13.04.2020 приобщен к материалам антимонопольного дела) (л.д.45-52 т. 5).

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка, частью 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции, учитывая, что анализ состояния конкуренции проводится в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, временной интервал изучения товарного рынка определен как ретроспективный - период с 01.01.2018 по 31.12.2019.

Согласно разделу 3 Порядка процедура определения продуктовых границ товарного рынка включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара, в силу пункта 3.4 Порядка, проведено на основе:

а) условий договора, заключенного в отношении товара;

б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

в) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

г) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

д) товарных словарей или справочников товароведов;

е) заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере;

ж) иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

Предоставление услуг связи регламентировано нормативными правовыми актами, в том числе:

- Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи);

-  Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» (далее - Постановление Правительства РФ от 18.02.2005 № 87);

- Правилами оказания услуг связи по передаче данных, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 № 32 (далее – Правила № 32);

- Правилами оказания телематических услуг связи, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575 (далее – Правила № 575).

Согласно статье 2 Закона о связи:

абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации;

пользовательское оборудование (оконечное оборудование) - технические средства для передачи и (или) приема сигналов электросвязи по линиям связи, подключенные к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов или предназначенные для таких целей;

оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

Пунктом 16 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87, в данный перечень включены телематические услуги связи. Согласно разделу XVI Перечня установлено, что обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, относится к лицензионным условиям осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи.

В свою очередь предоставление доступа к телематическим услугам связи и услугам связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, относится к лицензионным условиям осуществления деятельности в области оказания услуг подвижной радиотелефонной связи, в области оказания услуг подвижной спутниковой радиосвязи.

Согласно Правилам № 575 оказание телематических услуг связи с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме.

Под предоставлением доступа к сети передачи данных понимается совокупность действий оператора связи по формированию абонентской линии, подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети передачи данных либо по обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского (оконечного) оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту и (или) пользователю телематических услуг связи.

Операторы связи оказывают услуги связи в соответствии с выданными лицензиями на оказание телематических услуг связи, на оказание услуг по передаче данных, за исключением услуг по передаче данных для целей голосовой информации.

В соответствии с Правилами № 32, № 575 услуги связи оказываются на основании возмездного договора.

Между заявителями и ПАО «Ростелеком» заключены договоры об оказании услуг связи, предметом которых является предоставление Обществом услуги связи: предоставление доступа к сети Интернет (телематические услуги связи) и услуг связи по передаче данных по тарифному плану «Домашний Интернет» на базе проводной технологии организации доступа в Интернет.

Функциональное назначение услуги доступа к сети Интернет представляет собой круглосуточное обеспечение абонента постоянным высокоскоростным соединением его абонентского устройства (персонального компьютера или маршрутизатора) с портом узла сети передачи данных Общества и предоставлением через это соединение постоянного доступа к ресурсам всемирной сети Интернет. Оператор обеспечивает передачу трафика абонентов, как до непосредственно присоединенных к сети передачи данных абонентов, так и через свои магистральные сети и сети других провайдеров для обеспечения глобального обмена трафиком в сети Интернет. 

В соответствии с ГОСТ Р 53632-2009 «Показатели качества услуг доступа в Интернет. Общие требования» выделены следующие технологии организации доступа в Интернет:

а) фиксированные узкополостные технологии доступа, такие как коммутируемый модемный доступ  «dial-up» или ISDN – соединение;

б) фиксированный широкополостный доступ (DSL, кабельный модем);

в) беспроводные технологии доступа, такие как WLAN, GSM, GPRS, UMTS и др.    

Доступ в Интернет может быть разделен на две части: физический доступ и логический доступ. Физический доступ обеспечивает установление соединения с пользовательским оборудованием, логический доступ состоит в настройке учетной записи, которая затем дает пользователю процесс регистрации имени пользователя полномочия для доступа к услугам и ресурсам сети Интернет (обычно назначая IP адрес).

Согласно национальному стандарту РФ ГОСТ Р 55387 – 2012 «Качество услуги «Доступ в Интернет». Показатели качества» следует, что при оценке качества услуги доступа к сети Интернет основными потребительскими свойствами услуги являются:

своевременность и (или) скорость выполнения работ;

функциональная надежность предоставления услуги;

доступность соединения;

качество передачи пользовательской информации.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст:

группировка по коду 61.10 «Деятельность в области связи на базе проводных технологий» включает подгруппу по коду 61.10.3 «Деятельность по предоставлению услуг по передаче данных и услуг доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет»;

группировка по коду 61.20 «Деятельность в области связи на базе беспроводных технологий» включает подгруппу 61.20.3 «Деятельность по предоставлению услуг подвижной связи для доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет».

В связи с чем, предварительно определены продуктовые границы товарного рынка как услуга проводного доступа к сети Интернет, код ОКВЭД 61.10.3.

Услуга предоставления доступа к сети Интернет выделяется в отдельный рынок на основании функционального назначения товара - получения доступа к сети Интернет с целью использования ресурсов сети Интернет.

Услуга по предоставлению доступа к сети Интернет в Республике Коми осуществляется с использованием телефонной сети связи общего пользования, оптико-волоконной линии связи, радио - релейной связи, витая – пара, Wi-Fi, кабельного ТВ.   

В результате исследования товарного рынка установлено, что услуга доступа к сети Интернет характеризуется следующими характеристиками: технологией передачи данных, скоростью подключения, скоростью доступа к сети Интернет. 

В ходе проведения анализа товарного рынка выделены несколько способов представления доступа к сети Интернет:

1) проводной доступ - с использованием существующих линий связи. Проводной доступ различается по типу технологии передачи данных:

- Dial-up (когда компьютер пользователя подключается к серверу провайдера, используя телефон) - коммутируемый доступ по аналоговой телефонной сети скорость передачи данных до 56 Кбит/с;

- DSL (DigitalSubscriberLine) - семейство цифровых абонентских линий, предназначенных для организации доступа по аналоговой телефонной сети, используя кабельный модем. Это технология (ADSL, VDSL, HDSL, SHDSL, RADSL под общим названием xDSL) обеспечивает высокоскоростное соединение до 50 Мбит/с (фактическая скорость до 2 Мбит/с). Основным преимуществом технологии xDSL является возможность значительно увеличить скорость передачи данных по телефонным проводам без модернизации абонентской телефонной линии. Пользователь получает доступ в сеть Интернет с сохранением обычной работы телефонной связи;

- Ethernet (подключение по локальной сети) применяются, в основном, для создания локальных «домашних» сетей, технология позволяет без замены оборудования программно изменять скорость доступа в широком диапазоне;

2) беспроводной доступ.

Беспроводной доступ представляет собой высокоскоростной вариант мобильного доступа к сети Интернет, посредством использования сотового телефона или специального модема с сим-картой. Главная особенность данной технологии в ее мобильности и совмещении возможностей мобильной связи и интернет - доступа. Абонент может получить доступ к сети Интернет практически из любой точки мира, при наличии там покрытия любого из операторов сотовой связи. При условии хорошего покрытия и использования оператором сотовой связи новейшего оборудования скорость мобильного Интернета может достигать 21 Мбит/с, средняя скорость обычно составляет 2 Мбит/с.

  В зависимости от типа технологий передачи данных различают: GPRS/EDGE, WiMAX, WiFi, спутниковый канал и т.д.

Техническим и технологическим отличием беспроводного доступа к сети Интернет от проводного доступа является возможность потребителя воспользоваться услугой мобильно, то есть без привязки к стационарному компьютеру.

Услуга по передаче данных подлежит лицензированию. В лицензионных условиях, в том числе указывается используется или не используется при оказании услуг связи радиочастотный спектр. Если согласно лицензии лицензиат не использует радиочастотный спектр, то он может предоставлять услуги доступа к сети Интернет только с помощью проводной технологии. Если радиочастотный спектр используется, тогда возможно предоставлять услуги доступа к сети Интернет по беспроводной технологии.

Таким образом, к услугам доступа к сети Интернет по проводным и беспроводным технологиям предъявляются различные лицензионные требования, потребительские свойства доступа к сети Интернет в разрезе технологии доступа различны, способы подключения (доступа) к сети Интернет также имеют определенные различия.

Согласно пункту 3.7 Порядка определение взаимозаменяемых товаров, в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции, основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место.

При определении продуктовых границ товарного рынка антимонопольное управление провело выборочный опрос потребителей услуги доступа к сети Интернет – абонентов (физических лиц), в том числе о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

Из 400 опрошенных потребителей на вопрос о том, какой услугой будет заменена услуга проводного доступа к сети Интернет, если цена на эту услугу долговременно (дольше одного года) повысится на 5-10 %, а цены на остальные услуги останутся неизменными, 48 % опрошенных указали на отсутствие взаимозаменяемых услуг, 52 % опрошенных указали на то, что услуга беспроводного доступа к сети Интернет является взаимозаменяемой услуги проводного доступа к сети Интернет.  

Некоммерческим партнерством «Институт специальных технологий Севера» (далее – НП «ИСТС») проведена научно-исследовательская работа «Оценка взаимозаменяемости услуг проводного и мобильного доступа к сети Интернет жителями Республики Коми», по результатам которой составлен отчет от 25.02.2020 (далее – Отчет от 25.02.2020) (л.д. 8-33 т. 5).

Согласно Отчету от 25.02.2020 НП «ИСТС» проведен опрос 360 респондентов в городах Сыктывкар, Ухта, Воркута, Корткеросском районе в Республике Коми. По результатам проведенного НП «ИСТС» исследования установлено, что мобильный интернет является равноценной заменой проводному интернету.

На основании анализа мнения покупателей – абонентов, пользующихся услугами доступа к сети Интернет, продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка определены как услуга доступа к сети Интернет, код ОКВЭД 61.10.3, 61.20.3.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту 4.1 Порядка процедура определения географических границ товарного рынка включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

При определении географических границ товарного рынка использован метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах), предусмотренный абз. 3 пункта 4.5 Порядка.

Из условий договоров, заключенных ПАО «Ростелеком» с абонентами, следует, что услуга доступа к сети Интернет предоставляется по месту нахождения пользовательского (оконечного) оборудования абонента (пользователя), присоединённого к сети оператора связи. Абоненты, получающие услуги доступа к сети Интернет посредством телефонной сети связи общего пользования имеют возможность приобрести услугу доступа к сети Интернет по месту нахождения пользовательского (оконечного) оборудования.

Услуга беспроводного доступа к сети Интернет предоставляется абонентам вне зависимости от места нахождения абонента, зависит от нахождения потребителя в зоне покрытия беспроводной (мобильной) сети Интернета.

Поскольку в рассматриваемом случае проводится оценка правомерности действий ПАО «Ростелеком» в отношении потребителей услуги, расположенных на территории Республики Коми, а также учитывая, что операторы мобильной (беспроводной) связи не ведут раздельный учет оказания услуг связи на отдельно взятой (локальной) территории Республики Коми, географические границы товарного рынка услуги доступа к сети Интернет определены административными границами Республики Коми[1].

Согласно пункту 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определённого временного интервала исследования товарного рынка.

В ходе исследования товарного рынка установлены следующие хозяйствующие субъекты, оказывающие потребителям (физическим лицам) услуги доступа к сети Интернет в Республике Коми: ПАО «Ростелеком», ООО «Информсервис», ООО «КарТелЪ», АО «Компания ТрансТелеКом», ЗАО «Парма Тел», ООО «Коми Тел», ПАО «Вымпел-Коммуникации», ООО «Т2 Мобайл», ПАО «МегаФон», ПАО «Мобильные ТелеСистемы», ООО «Оптическая транспортная сеть», ООО «УПТС-Воркута», ООО «Усинск-сеть», ООО «ГСП», ООО «Максима».

При этом, несмотря на такое количество операторов связи, по показателям коэффициента рыночной концентрации (CR3 > 70%), индекса рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI > 2000) рынок услуги доступа к сети Интернет в Республике Коми относится к товарному рынку с высоким   уровнем концентрации.

По результатам исследования товарного рынка установлены барьеры входа на рынок:

экономические:

- значительные капитальные вложения при строительстве сети связи;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности (при демонтаже оборудования, возможно использование 15-20 % от стоимости активного оборудования);

административные:

- условия лицензирования услуг связи;

- стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок;

другие ограничения:

- сложности, возникающие при согласовании оператором связи доступа в многоквартирные дома для размещения оборудования;

- систематическое повышение собственниками специальных сооружений связи для размещения средств связи (опоры, кабельная канализация, помещения для размещения оборудования связи) арендной платы за аренду сооружений связи;

- препятствия со стороны управляющих МКД компаний в части ограничения круглосуточного доступа оператора связи в МКД для подключения клиентов и проведения аварийно-восстановительных работ.    

Указанные барьеры, с точки зрения возможности организации стать участником товарного рынка, являются труднопреодолимыми.  

При определении объема рассматриваемого товарного рынка использованы натуральные показатели – число абонентов, которым предоставляется услуга доступа к сети Интернет. Объем товарного рынка услуги доступа к сети Интернет в Республике Коми за 2018 год составил 1 812 525 абонентов, 2019 год – 2 115 024 абонентов.

В результате проведенного исследования товарного рынка услуги доступа к сети Интернет в административных границах Республики Коми установлено, что на долю ПАО «Ростелеком» приходится менее 50 % объема товарного рынка.

В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ПАО «Ростелеком» на товарном рынке услуги доступа к сети Интернет в Республике Коми не является доминирующим. В связи с чем, на действия Общества не распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения настоящего антимонопольного дела Комиссией были исследованы обстоятельства, касающиеся выставления бумажных и электронных счетов, информирования абонентов о введении услуги «Выставление бумажного счета», причин (экономическая, технологическая обоснованность) введения Обществом услуги «Выставление бумажного счета» с 01.01.2019. 

ПАО «Ростелеком» в письменных пояснениях (л.д. 124-130 т. 3), представленных в материалы дела № 011/01/10-417/2019, указало, что согласие на доставку и выставление бумажного счета абонент, избравший способ доставки счета на почтовый адрес, указывает при заключении договора на оказание услуги «Домашний интернет». 

Всем абонентам, получающим бумажные счета, Обществом осуществляется доставка счетов в электронном виде в личный кабинет абонента; дополнительно посредством SMS, мессенджера Viber абонентам, предоставившим контактный номер мобильного телефона.

Так, <…>, зарегистрированная в личном кабинете с <…>, с <…> получает счета посредством SMS и бумажные счета; <…> зарегистрированный в личном кабинете с <…>, получает электронные счета и бумажные счета.

Информация о тарификации услуги «Выставление бумажного счета», о возможности изменения способа доставки счетов в связи с введением данной услуги доводилась Обществом до абонентов путём их извещения в местах работы с абонентами, информирования по бесплатному круглосуточному номеру 8 800 1000 800.

В счетах, выставляемых абонентам, Обществом размещена информация о способах оплаты, получения счета и получения информации по счету.

Как следует из материалов настоящего антимонопольного дела, доля абонентов, избравших способ доставки счетов по почтовому адресу, плата за рассылку которых установлена Обществом с 01.01.2019 в размере 15 руб., на 01.01.2019 составила 8,2 % от общего числа абонентов, заключивших договор на оказание услуги «Домашний интернет», на 01.09.2019 – 9,2 % (л.д. 181 т. 1).

На заседании Комиссии 27.11.2019 представитель ПАО «Ростелеком» <…>, действующий по доверенности от <…> № <…>, пояснил, что введение услуги «Домашний интернет» с 01.01.2019 обусловлено увеличением расходов Общества на оказание данной услуги, в том числе на доставку счетов в адрес абонентов – пользователей услуги доступа к сети Интернет, не допущением роста тарифов на услугу «Домашний Интернет» и переводом абонентов на получение электронных счетов. 

Из материалов, представленных Обществом в настоящее антимонопольное дело (л.д. 124-130 т. 3), установлено, что расходы ПАО «Ростелеком», связанные с оказанием услуги доступа к сети Интернет, в 2018 году по отношению к 2017 году увеличились на 19,6 %, выручка от оказания услуги – на 8,7%. 

Расходы на доставку бумажных счетов в 2018 году по отношению к 2017 году увеличились на 3,2 % и в расчете на 1 договор составили <...> в год.  

В результате введения услуги «Выставление бумажного счета» число абонентов, получающих бумажные счета, по состоянию на 01.01.2020 по отношению к 01.01.2019 сократилось на 7,2 %, к 01.01.2017 – на 19,1 %.

Согласно письменным пояснениям Общества, представленным в материалы настоящего антимонопольного дела, следует, что обращения по вопросу выставления платы за услуги «Выставление бумажного счета» в адрес Общества не поступали (л.д. 16 т. 3). В адрес антимонопольного управления поступило два заявления.

С учетом изложенного, исходя из конкретных обстоятельств, установленных по антимонопольному делу № 011/01/10-417/2019, в рассматриваемых действиях ПАО «Ростелеком» по установлению и предъявлению абонентам платы за услугу «Выставление бумажного счета», в адрес которых также поступают электронные счета за услуги «Домашний интернет», SMS сообщения, нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не усматривается. 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

                                                   

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 011/01/10-417/2019 в связи с отсутствием нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых Комиссией действиях ПАО «Ростелеком».

 

 

Председатель Комиссии                                            __________________ <…>  

    

Члены Комиссии                                                      ___________________ <…>

 

                                                                                      __________________ <…>

           

   Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 В случае если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

 


[1] В случае отсутствия зоны покрытия беспроводной (мобильной) сети Интернета отдельно взятые территории в Республике Коми могут быть рассмотрены как локальные товарные рынки.   

Связанные организации

Связанные организации не указаны