Решение б/н Решение по жалобе ООО "МедАрм" от 9 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Общество с ограниченной ответственностью
«МедАрм»


(через Единую информационную систему)

 

Государственное бюджетное учреждение

здравоохранения «Удорская центральная
районная больница»

 

(через Единую информационную систему)

 

Общество с ограниченной ответственностью
«Анком»

 

(через Единую информационную систему)
 

Акционерное общество

«Сбербанк-Автоматизированная

система торгов»

 

(через Единую информационную систему)

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 011/06/33-102/2023

 

09 февраля 2023 года

 

 

 

                                        № 03-06/934

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <……> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «МедАрм» (далее – ООО «МедАрм») (адрес (место нахождения): 620144, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Верещагина, стр. 6А, офис 210; ОГРН: 1226600083929, ИНН: 6671253603, КПП: 667101001) от 03.02.2023 № б/н (вх. № 564э. от 03.02.2023) на действия заказчика – государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Удорская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ) (адрес (место нахождения): 169270, Республика Коми, Удорский район, пгт. Усогорск, ул. Ленина, д. 24; ОГРН: 1021101087150, ИНН: 1118001138, КПП: 111801001) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка изделий медицинского назначения (2)», извещение №  0307300051123000003 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),

при участии представителей общества с ограниченной ответственностью «Анком», участника настоящей закупки, <…….>, <……..> по доверенности от 08.02.2023,

УСТАНОВИЛА:

 

03.02.2023 посредством официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок  ООО «МедАрм» подана жалоба на действия заказчика – ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка изделий медицинского назначения (2)», извещение №  0307300051123000003.

           Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.

            ООО «МедАрм», ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ», АО «Сбербанк-АСТ» (далее – оператор электронной площадки) о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены.

            В Коми УФАС России от ООО «Анком», участника закупки № 0307300051123000003, поступило ходатайство от 08.02.2023 № 13 (вх. № 658э. от 09.02.2023) об участии в заседании Комиссии при рассмотрении жалобы ООО «МедАрм» с правом дачи комментариев по данному аукциону.

           Ходатайство ООО «Анком» удовлетворено, представители общества допущены к участию в заседании Комиссии.

          ООО «МедАрм» в жалобе от 03.02.2023 (вх. № 564э. от 03.02.2023) заявлено ходатайство о рассмотрении настоящей жалобы в отсутствие представителя заявителя.

          ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ» в письме от 09.02.2023 № 312 (вх. № 662э. от 09.02.2023) также заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы ООО «МедАрм» в отсутствие представителя заказчика.

           С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «МедАрм», ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ», АО «Сбербанк – АСТ» не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

  1. ООО «МедАрм» в жалобе заявлено о нарушении заказчиком пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, выраженного в виде установления при описании объекта закупки по позициям № 1 и № 2 требования о совместимости предлагаемых шприцев с насосами марки Перфузор, Перфузор Компакт С и Перфузор Спейс.

          Указывает, что на сегодняшний день в России имеются четыре завода, изготавливающих шприцы с соединением ЛуерЛок с внешней резьбой для подсоединения к энтеральным удлинительным линиям, зондам и коннекторам с внутренней резьбой. Однако ни один завод не включен в перечень шприцев, рекомендованных производителем к применению к насосам марки Перфузор, Перфузор Компакт С и Перфузор Спейс. Несмотря на то, что отечественные шприцы подходят к данным насосам – компании производители шприцевых насосов преднамеренно не включают российские шприцы в данный перечень, тем самым принуждая заказчиков приобретать расходные материалы по завышенным ценам.

            По мнению заявителя, включение в техническое задание изделий, производящихся исключительно зарубежными компаниями, фактически исключает возможность отечественным производителям принять участие в закупке, а также воспользоваться гарантированным законодателем преимуществом при участии в процедуре, установленным Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102, которые не могут быть реализованы, поскольку сразу по нескольким позициям технического задания исключена возможность поставки товара отечественного производства.

          Просит исключить требование о совместимости  предлагаемых шприцев с насосами марки Перфузор, Перфузор Компакт С и Перфузор Спейс, или исключить позиции № 1 и № 2 со шприцом 20 мл и 50 мл, совместимые с насосами Перфузор, Перфузор Компакт С и Перфузор Спейс, из технического задания и выделить их в отдельную закупку.

           Также просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку, признать заказчика нарушившим пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений путем внесения последним изменения в извещение в части изложения технического задания без признаков ограничения конкуренции.

           ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ» в отзыве (вх. № 645э. от 08.02.2023) на жалобу ООО «МедАрм» заявлены возражения относительно позиции заявителя.

          Представителями ООО «Анком» в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России также заявлены возражения на доводы заявителя указанные в жалобе.

          2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, ознакомившись с извещением о проведении электронного аукциона, электронными документами, содержащимися при указанном извещении, с заявками участников закупки, пришла к нижеследующим выводам.

Заказчиком – ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ» 27.01.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307300051123000003.

           Объект закупки – «Поставка изделий медицинского назначения (2)»

           Начальная (максимальная) цена контракта -  403 600,00 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок - 06.02.2023 09:00.

           Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 06.02.2023.

 

           Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 07.02.2023.

              3. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

   Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион).

   Согласно пунктам 5, 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию:

     - наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная             правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

     - информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;

  В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе следующие электронные документы:

 1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

 2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;

 3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

 5) проект контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

   В части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

  В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также перечень конкретных показателей товара, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, которые должны быть представлены участником закупки, указаны Заказчиком в отдельном файле «Описание объекта закупки», состоящем из десяти позиций наименований медицинских изделий.

Согласно позициям 1 и 2 файла «Описание объекта закупки», оспариваемым заявителем,  Заказчику необходимы следующие медицинские изделия:

 

п/н

Код КТРУ

Код ОКПД2

Наименование

Технические характеристики

Ед. изм.

Кол-во

1

32.50.13.110-00004564

32.50.13.110

Шприц общего назначения

Шприц общего назначения, одноразового использования ("Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов из медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); игла не прилагается. Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально для перорального введения лекарственных средств. На дистальном конце цилиндра расположен штыревой коннектор (как правило, типа Луер-лок/Луер-слип) для подсоединения иглы для подкожных инъекций или набора для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать антиадгезионными свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования.")

Градуированный объем шприца (Кубический сантиметр; миллилитр) 50

Игла в комплекте Одна и более

Коннектор Луер Лок

[Шприц медицинский трехкомпонентный. Накладка поршня с двумя уплотнительными кольцами, шириной* не более 15мм, расстояние* между упорными планками цилиндра и плунжера не более 32 мм, разъем для фиксации в шприцевом насосе под упорной планкой плунжера.

Положение канюли: центральное.

Предназначены для шприцевого насоса «Перфузор», используемого Заказчиком. ]1

Шт.

800,00

2

32.50.13.110-00004564

32.50.13.110

Шприц общего назначения

Шприц общего назначения, одноразового использования ("Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов из медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); игла не прилагается. Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально для перорального введения лекарственных средств. На дистальном конце цилиндра расположен штыревой коннектор (как правило, типа Луер-лок/Луер-слип) для подсоединения иглы для подкожных инъекций или набора для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать антиадгезионными свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования.")

Градуированный объем шприца (Кубический сантиметр; миллилитр) 20

Игла в комплекте Одна и более

Коннектор Луер Лок

[Шприц медицинский трехкомпонентный. Предназначен для совместного использования с насосом Перфузор Компакт С и Перфузор Спейс. Калибр иглы: 14G. Длина иглы: 30 мм. Расстояние* между упорными планками цилиндра и плунжера не менее 12 мм. ]1

Шт.

350,00

 

 

 

 

 

 

 

«¹ Дополнительные требования в отношении функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара включены на основании п.5, п.6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и обусловлены потребностями заказчика в части технических и качественных характеристик объекта закупки, являющихся значимыми в целях оказания квалифицированной медицинской помощи, необходимостью обеспечения получения достоверного результата при оптимальных условиях.

При описании объекта закупки использованы не только показатели, требования и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее по тексту – Стандарты), но и иные показатели, требования и терминология, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров требованиям заказчика. Применение иных показателей обусловлено необходимостью отражения потребностей заказчика в части технических и качественных характеристик объекта закупки, в том числе функциональных и иных параметров, не регламентированных соответствующими Стандартами, но являющихся значимыми относительно потребности заказчика».

  4. Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

  Согласно статьи 10 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

  В силу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

  Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

  Первичным законодательным актом Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, в целях исполнения которого осуществляются государственные закупки лекарственных средств и медицинских изделий, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ), согласно части 2 статьи 3 которого нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам указанного Федерального закона.

  Пунктами 2, 6 статьи 4 данного Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что одними из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи.

  Под качеством медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом об основах охраны здоровья понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

   Исходя из пояснений ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ» следует, что при описании объекта закупки Заказчиком принималось во внимание в первую очередь потребность лечебного учреждения в закупаемых медицинских изделиях, в том числе совместимых с имеющимися в учреждении переносными инфузионными шприцевыми насосами «Перфузор», «Перфузор Компакт С» и «Перфузор Спейс». Все медицинские изделия функционально связаны единством назначения, так как все они предназначены для оказания медицинской помощи.

  Право Заказчика на указание в закупочной документации ссылки на товарный знак прямо предусмотрено пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в случае закупки расходных материалов (шприцев) к имеющемуся у него оборудованию (насосы марки Перфузор).

   Действительно, в руководстве по эксплуатации прибора «Перфузор компакт С» производства ООО «Б.Браун Медикал» (Германия) установлено требование о необходимости использования таких комбинаций оборудования, принадлежностей и расходных материалов, которые рекомендованы как совместимые. Указанным руководством устанавливается перечень совместимых с данным оборудованием шприцев (Omnifix, Original Perfusor Seringe, Proiniect). Согласно данным перечням, рекомендованы расходные материалы (шприцы) следующих производителей: «Becton Dickinson»(США); «TERUMO» (Япония); «Sherwood EU» (Англия), «B.Braun».

  В руководстве по эксплуатации прибора «Перфузор компакт С» также предусмотрено условие о том, что «использование не рекомендуемых или не одобренных расходных материалов может влиять на технические характеристики».

  Комиссией Коми УФАС России установлено, что описание объекта закупки не содержит указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, более того при описании медицинского изделия «шприц общего назначения» установлены требования к техническим и функциональным характеристикам в целях реализации потребностей заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки отсутствуют, следовательно, извещение о проведении закупки с прикрепленным файлом «Описание объекта закупки»  не противоречит нормам Закона о контрактной системе.

    В зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

  Соответственно, заказчик вправе включить такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

  Из системного толкования приведенных норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

  Так, Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

  Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).

  Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

   ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ» является социально значимым объектом и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи, в том числе, посредством использования медицинских изделий, являющихся объектом закупки.

  Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

  Комиссия Коми УФАС России считает, что область здравоохранения имеет специфическое и значимое положение, как для государства, так и для населения в целом, поскольку конечная цель деятельности, в том числе медицинских учреждений, обусловлена дачей эффективного и результативного лечения нуждающихся в том граждан.

  В рассматриваемом случае, установление Заказчиком требования к медицинским изделиям вызвано необходимостью Заказчика получить такие изделия, полностью удовлетворяющего его потребности.

  Каких-либо оснований сомневаться в наличии у Заказчика такой потребности у Комиссии антимонопольного органа не имеется.

          Таким образом, Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу об отсутствии в  действиях ГБУЗ РК «Удорская ЦРБ»  при описании объекта закупки нарушений  пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

           5. Относительно довода заявителя о том, что в рамках закупки не может быть реализовано постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102, поскольку по данному аукциону не могут быть поданы заявки с товарами отечественного производства, Комиссия Коми УФАС России отмечает следующее.

  В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  Постановлением Правительства РФ № 102 от 05.02.2015 установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств.

  Пунктом 1 Постановления Правительства РФ № 102 утверждены два перечня медицинских изделий, для допуска которых установлены ограничения и условия допуска:

   перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – перечень № 1);

  перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень № 2).

  Медицинские изделия включенные в объект закупки совпадают как по коду ОКПД 2 так и по наименованию (код в КТРУ по ОКПД2 35.50.13.110: Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты).

  В связи с тем, что товар, являющийся объектом закупки, соответствует медицинским изделиям, указанным в перечне № 1, Заказчиком в  Извещении о проведении электронного аукциона для закупки № 0307300051123000003 установлено ограничение и условие допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона о контрактной системе:

«1) Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

2) Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России № 126н от 04.06.2018».

         Комиссия Коми УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит требований к формированию лотов, при этом пунктом 2(2) постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 установлено, что не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень № 1 и не включенные в него, а также включенные в Перечень № 2 и не включенные в него.

  При этом следует отметить, что исключение из описания объекта закупки позиции шприцев, совместимых с насосами марки Перфузор, не повлечет участие в аукционе участников, предлагающих к поставке шприцы общего назначения исключительно российского производства, поскольку к поставке может быть предложен товар производства любых стран (положения постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 не содержат запрета на поставку товара иностранного производства).

   В описании объекта закупки заказчик не указывает на то, что необходимы шприцы именно зарубежного производства, конкретного производителя. Требуемые к поставке шприцы имеются в свободном обращении на рынке медицинских изделий Российской Федерации и могут быть закуплены любым участником закупки.

            Довод заявителя о том, что установление оспариваемых характеристик товара влечет ограничение количества участников закупки, Комиссия Коми УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.

            Предметом данного электронного аукциона является поставка изделий медицинского назначения, следовательно, участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающие установленным заказчиком требованиям, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.

            По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

           Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

           Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

           Следует отметить, что Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы не наделены полномочиями по определению и изменению потребностей заказчика.

           Также следует отметить, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования привели к нарушению принципов проведения закупок для государственных (муниципальных) нужд, каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность участия в рассматриваемой закупке, заявителем не представлено.

           На участие в настоящем электронном аукционе подано три заявки, все заявки признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и извещению об осуществлении закупки.

           Следует отметить, что одним из участников закупки к поставке предложены шприцы однократного применения трехкомпонентные с наконечником «Луер-лок», производства ООО «МИМ» (Россия) (Регистрационное удостоверение на медицинское изделие № РЗН 2017/6650 от 15.07.2019). Указанный участник признан аукционной комиссией заказчика соответствующим условиям извещения о закупке.

           Таким образом, Комиссия Коми УФАС России, оценив условия извещения о проведении электронного аукциона, пришла к выводу о том, что сформулированные в отдельном файле «Описание объекта закупки» требования к объекту закупки не являются обстоятельством, свидетельствующим об ограничении количества участников закупки, поскольку действующее законодательство предоставляет государственному заказчику право на организацию торгов по закупке именно того товара, который он счел необходимым.

           С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,  Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

          Признать жалобу ООО «МедАрм» необоснованной.

 

          Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                                                    <…….>

 


Члены комиссии                                                                                                                <…….>

 

                                                                                                                     
                                     

Связанные организации

Связанные организации не указаны