Решение №НГ/854/24 заключение от 13 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

13.02.2024 № НГ/854/24

 

                            

                                                                                                                                                   

 Дата и место рассмотрения – 09 февраля 2024 года, г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по проверке сведений, предоставляемых в Федеральную антимонопольную службу, для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в составе: председателя комиссии <…> (далее – Комиссия), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи заявление публичного акционерного общества «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс») в лице филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» исх. от 31.01.2024 № 50400-05-283 (вх. от 01.02.2024 № 1035/24) о представлении сведений об уклонении общества с ограниченной ответственностью «Сигма-М» (далее – ООО «Сигма-М», общество), ИНН 9701169682, ОГРН 1217700027016, КПП 771501001; место нахождения: 127273, Москва, Вн. тер.г. муниципальный округ Останкинский, аллея Березовая, д. 14Б, стр. 2, помещ. 2/4; почтовый адрес: 127273, Москва, аллея Березовая, д. 5А, стр. 1-3, от заключения договора по результатам проведения совместной закупки способом открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку электрощеток (ОЗП № 233/2024) (3484562) (ОЗП № 233/2024), номер извещения 32312940570 в единой информационной системе, далее – сведения, закупка/открытый запрос предложений в электронной форме, ЕИС,

в присутствии:

-<…>– представителя ПАО «Т Плюс», ООО «Комитеплоэнерго» по доверенности,

при участии посредством ВКС:

-<…>– представителя ПАО «Т Плюс», ООО «Комитеплоэнерго» по доверенности,

-<…>– представителя ООО «Сигма-М»,

в отсутствии на заседании представителя ООО «РЭСТ», извещенного надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

ПАО «Т Плюс» заявлено ходатайство о рассмотрении сведений посредством видеоконференцсвязи. Заявленное ходатайство Коми УФАС России удовлетворено.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.072011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), пунктом 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках)), ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» представило в Коми УФАС России письменную информацию и документы для внесения ООО «Сигма-М» в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании статьи 5 Закона о закупках, пунктов 7, 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков), приказа Федеральной антимонопольной службы от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - приказ ФАС России о ведении реестра недобросовестных поставщиков) Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев представленные материалы, пришла к нижеследующим  выводам.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

На основании части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» явилось организатором совместной закупки, заказчиками – ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Коми» ПАО «Т Плюс», ООО «Комитеплоэнерго» (по результатам закупки с каждым заказчиком заключается отдельный договор). Закупка являлась конкурентной, проводилась в электронной форме на электронной площадке ООО «РЭСТ».  

Извещение и документация, проект договора размещены в ЕИС 09.11.2023. Также извещение, документация, проект договора поставки размещены и на электронной площадке. Дата подведения итогов – 14.12.2023.

Начальная (максимальная) цена договора: 901423,20 руб. (237 252,00 руб., 664 171,20).

Срок исполнения договоров: 01.02.2023 – 30.04.2023.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» № 233/2024 от 12.12.2023 (далее – итоговый протокол от 12.12.2023) на участие в закупке подано 6 предложений, в том числе поступило предложение ООО «Сигма-М».

Победителем закупки признано ООО «Сигма-М».

Итоговый протокол от 12.12.2023 размещен в ЕИС 12.12.2023.

15.01.2024 в ЕИС размещен протокол от 15.01.2024 № 233/2024 о признании ООО «Сигма-М» уклонившимся от заключения договора.

Порядок заключения договора по результатам конкурентной закупки регламентирован в части 15 статьи 3.2 Закона о закупках, согласно которой договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Согласно приложению № 2 «Инструкция по проведению закупочных процедур» к Положению о закупках ПАО «Т Плюс», утвержденному решением Совета директоров ПАО «Т Плюс» (протокол от 22.06.2023 № 144), размещенному с изменениями в ЕИС (далее – Положение о закупке), к которому присоединено ООО «Комитеплоэнерго»:

5.9.1. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

5.9.9. До заключения договора необходимо обеспечить:

          • подготовку проекта договора, на основе требований извещения об осуществлении закупки, документации о закупке и заявки лица, с которым заключается договор путем включения условий его заявки в проект договора, который являлся неотъемлемой частью документации о закупке, окончательное согласование условий на преддоговорных переговорах и подписание;
          • контроль за выполнением всех условий для подписания договора со стороны Заказчика;
          • возвращение другим участникам закупки обеспечения заявок.

5.9.10. В случае если участник закупки, признанный победителем закупки, либо участник закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер после победителя, либо единственный участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, либо участник закупки, признанный единственным участником закупки, не подписал договор, либо не предоставил обеспечения исполнения договора в течение установленного в документации о закупке срока, такое лицо признается уклонившимся от заключения договора. В случае уклонения участника закупки от заключения договора внесенное обеспечение заявки такому участнику закупки не возвращается (если требование о предоставлении обеспечения заявки на участие в закупке было предусмотрено Заказчиком в документации о закупке).

Под уклонением от заключения договора понимаются действия лица, с которым заключается договор, которые не приводят к его подписанию в сроки, установленные в извещении и (или) документации о закупке, на условиях, определяемых согласно требованиям пункта 5.9.9. настоящей Инструкции:

а. письменный отказ от подписания договора;

б. не подписание лицом договора в предусмотренный для этого в извещении и (или) документации о закупке срок;

в. непредоставление обеспечения исполнения договора, в сроки, предусмотренные документацией о закупке (если требование об обеспечении исполнения договора было предусмотрено документацией о закупке);

г. предъявление при подписании договора встречных требований по условиям договора, в противоречие ранее установленным в документации о закупке и (или) в заявке такого лица, а также достигнутым в ходе преддоговорных переговоров условиям;

д. непредставление лицом, с которым заключается договор, документов, обязательных к предоставлению и предусмотренных документацией о закупке и в составе заявки участника до заключения договора;

е. если после признания коллективного участника победителем закупки, хотя бы один участник коллективного участника отказывается от заключения договора, данный коллективный участник признается уклонившимся от заключения договора. Те же правила распространяются на заключение договора с лицом, занявшим следующий порядковый номер после победителя, когда в соответствии с настоящей Инструкцией договор заключается с участником, следующий порядковый номер после победителя.

Факт уклонения лица, с которым заключается договор, оформляется или подтверждается Заказчиком соответствующим документом (заявлением в закупочную комиссию, письмом победителя об отказе заключить договор и тому подобное), который прикладывается к материалам по закупке.

5.9.12. В случае если лицо, с которым заключается договор, признано уклонившимся от заключения договора, Заказчик вправе:

5.9.12.1. заключить договор с участником закупки, заявке на участие, в закупке которого присвоен следующий порядковый номер;

5.9.12.2. провести повторную закупку.

В соответствии с пунктами 4.12.1, 4.12.2 раздела 4 закупочной документации договор по результатам ОЗП заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам ОЗП. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Договор между Заказчиком и победителем заключается в порядке, указанном в Информационной карте (5.1.27).

При уклонении победителя закупки от заключения договора Заказчик вправе заключить договор с другим Участником закупки, занявшим следующее после победителя место в результатах ранжирования.

Заключение договора для победителя процедуры закупки, Участника закупки, заявке которого присвоен второй номер, единственного Участника закупки, заявка которого, признана соответствующей требованиям документации о закупке, обязательно.

Согласно пункту 5.1.27 раздела 5 закупочной документации порядок заключения договора: в течение 10 календарных дней с момента размещения в ЕИС итогового протокола Заказчик подписывает договор и направляет все экземпляры договора с приложениями лицу, признанному победителем закупки (контрагенту). Контрагент подписывает договор со своей стороны, скрепляет печатью и в течение 10 календарных дней направляет экземпляр договора с приложениями Заказчику. Документы направляются почтой либо вручаются уполномоченному представителю стороны под роспись. Аналогичный порядок применяется и в случае заключения договора с участником закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер если победитель закупки признан уклонившимся от заключения договора (п. 5.9.10. Инструкции, являющейся приложением № 2 к Положению о закупках).

С учетом даты размещения в ЕИС итогового протокола, в рассматриваемой закупке договор должен был подписан в следующие сроки: не ранее 22.12.2023 и не позднее 09.01.2024.

Из представленных материалов Комиссией установлено следующее.

Проект договора для подписания победителем закупки направлен ООО «Сигма-М» 25.12.2023 по электронной почте и почтовой связью.

ООО «Сигма-М» направлено письмо исх. от 26.12.2023 № 2612-1 с просьбой не заключать с ним договор на поставку электрощеток в связи с тем, что предложенные обществом электрощетки не соответствуют техническому заданию в части отсутствия индекса «+М». 

Письмом исх. от 28.12.2023 № 1228-1 ООО «Сигма-М» сообщило следующее. Сотрудником ООО «Сигма-М» была допущена ошибка в коммерческом предложении в части указания электрощетки 2АФ+М 20х32х64, вместе с тем к поставке была предложена электрощетка ЭГ-2АФ. ООО «Сигма-М» отмечает, что намерения ввести заказчиков в заблуждение и поставить контрафактную продукцию у общества отсутствовали. ООО «Сигма-М» просит не заключать с ним договор на поставку электрощеток, рассмотреть вопрос о возможности поставки электрощетки ЭГ-2АФ с необходимыми заказчикам характеристиками.

Согласно письму исх. от 10.01.2024 № 0110-1 ООО «Сигма-М» отказалось от заключения договора на поставку электрощеток ввиду некорректно составленного технического предложения к оферте.

Из устных пояснений ООО «Сигма-М» следует, что общество не имело намерения уклониться от заключения договора по результатам закупки, невозможность заключения договора связана с технической опечаткой в коммерческом предложении общества. Общество имеет положительный опыт исполнения контрактов/договоров, в том числе по поставке электрощеток ЭГ-2АФ.

Представитель заказчиков в ходе заседания пояснила, что они не настаивают на включении сведений об ООО «Сигма-М» в реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно правовой позиции, выраженной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П и от 21 ноября 2002 года № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах закупок.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

При рассмотрении вопроса о признании участника уклонившимся от заключения договора антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения срока заключения договора по результатам закупки, обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника.

В целях исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в процедурах закупок должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения договора, нарушил срок заключения договора немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, то есть следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.

Из имеющихся в материалах обращения документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла ООО «Сигма-М», направленного на незаключение договора в установленный срок. Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с чем Комиссия не находит достаточных оснований для включения сведений об ООО «Сигма-М» в реестр недобросовестных поставщиков.

Следовательно, с учетом того, что неподписание ООО «Сигма-М» в установленный срок договора обусловлено не умышленными действиями общества, направленными на уклонение от заключения договора ввиду недобросовестных действий, а невозможностью подписания договора в связи с технической ошибкой, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что в бездействии ООО «Сигма-М» не усматривается недобросовестное виновное поведение, за которое подлежит ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, подпунктом 2.1 приказа ФАС России о ведении реестра недобросовестных поставщиков, Комиссия

 

ЗАКЛЮЧИЛА:

 

Основания для включения сведений об ООО «Сигма-М» в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.

 

 

Председатель Комиссии

 

     <…>

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

<…>

                                             <…>                                              

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны