Определение №02-16/1954 прекращение производства по делу от 23 марта 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми
|
||
Определение
О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 011/05/14-55/2023
|
||
23 марта 2023 года |
|
№ 02-16/1954 |
г. Сыктывкар |
Управление Роскомнадзора
по Республике Коми
Коммунистическая ул., д. 17,
г. Сыктывкар, 167000
ООО «ТРК «Волна-плюс»
Русанова ул., д. 3, кв. 114,
г. Печора, Республика Коми,
169607
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Комиссия, Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
председатель Комиссии – <…>;
члены Комиссии: <…>; <…>;
рассмотрев дело № 011/05/14-55/2023, возбужденное в отношении ООО «ТРК «Волна-плюс», ОГРН 1021100875388, ИНН 1105010544, адрес места нахождения: 169607, Республика Коми, г. Печора, ул. Русанова, д. 3, кв. 114, по факту распространения 31.10.2022, 04.11.2022, 05.11.2022 в средстве массовой информации - телеканале «Эфирная волна» реклам с признаками нарушения требований ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
в отсутствие заявителя – Управления Роскомнадзора по Республике Коми и ООО «ТРК «Волна-плюс», надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела;
УСТАНОВИЛА:
В Коми УФАС России поступили письменная информация и документы, направленные Управлением Роскомнадзора по Республике Коми письмом № 7752-01/11 от 22.11.2022 (вх. № 4591 от 24.11.2022), из которых следует, что Управлением Роскомнадзора по Республике Коми проведено плановое систематическое наблюдение в отношении ООО «ТРК «Волна-плюс», по результатам которого выявлены признаки нарушения ч. 3 ст. 14 Закона о рекламе, а именно: на телеканале - «Эфирная волна» за 31.10.2022 реклама составляет более 15% от вещания телеканала в течение суток, а за 04.11.2022 и 05.11.2022 реклама составляет более 20% от вещания телеканала в течение часа.
По результатам рассмотрения указанных материалов Коми УФАС России было принято решение о возбуждении дела № 011/05/14-55/2023 в отношении ООО «ТРК «Волна-плюс» по признакам нарушения ч. 3 ст. 14 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № 02-16/467 от 24.01.2023.
Определением от 21.02.2023 № 02-16/1235 срок рассмотрения дела № 011/05/14-55/2023 продлен, рассмотрение дела отложено на 23.03.2023.
По результатам рассмотрения дела № 011/05/14-55/2023 (далее – рекламное дело) установлено следующее.
В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о рекламе общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.4 и 3.5 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под телеканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность телепрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы применяются в отношении телеканала, если иное не установлено настоящим Законом.
В силу положений статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» телеканал является средством массовой информации, а отдельный выпуск телеканала составляет продукцию средства массовой информации.
Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ТУ 11-0147 от 12.05.2012 учредителем телеканала «Эфирная волна» является ООО «ТРК «Волна-плюс», примерная тематика и (или) специализация: музыкальная, информационная, развлекательная, реклама не более 20%; территория распространения: г. Печора, Печорский район (Республика Коми).
Из представленных Управлением Роскомнадзора по Республике Коми материалов усматривается, что продолжительность рекламы, вышедшей в эфир в рамках средства массовой информации «Эфирная волна», превышало 20 % времени вещания в течение часа, а именно:
- 04.11.2022 с 18 часов 30 минут до 19 часов 30 минут объем рекламы составил 22,3 %;
- 05.11.2022 с 01 часа 00 минут до 02 часов 00 минут объем рекламы составил 22,09 %.
Кроме того, продолжительность рекламных сообщений и материалов в течение суток превышала 15 % времени вещания, а именно: 31.10.2022 объем рекламы средства массовой информации «Эфирная волна» составил 16,95 %.
Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе, согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.
Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Рассматриваемые рекламы размещены в эфире телеканала «Эфирная волна», учредителем которого, согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ТУ 11-0147 от 12.05.2012, является ООО «ТРК «Волна-плюс».
ООО «ТРК «Волна-плюс» представило в материалы рекламного дела письменные пояснения, в которых указало, что рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемых реклам является ООО «ТРК «Волна-плюс».
Также ООО «ТРК «Волна-плюс» представило копию договора с редакцией СМИ № Д-МЗ-2012-0176 от 10.09.2012, на основании которого редакция СМИ телеканала «Ю-ТВ» (ЗАО «ТВ сервис») предоставила ООО «ТРК «Волна-плюс» право на использование телеканала «Ю-ТВ» для ретрансляции. Приложением к договору, в том числе установлено, что ООО «ТРК «Волна-плюс» (вещатель) вправе заменять телеканал «Ю-ТВ» собственными передачами вещателя в следующие временные интервалы: пн.: 08:50 – 09:20, 13:00 – 14:00 и 18:00 – 19:50, вт. – воскр.: 08:50 – 09:20 и 18:00 – 19:50, при условии сохранения целостности программ телеканала.
Согласно пояснениям ООО «ТРК «Волна-плюс», общая продолжительность реклам, в том числе спонсорских реклам, размещенных в средстве массовой информации – телеканале «Эфирная волна», составляет:
- 31.10.2022 – 39 секунд (0,51 % от времени эфирного вещания в течение суток),
- 04.11.2022 – 9 минут 23 секунды (11,59 % от времени эфирного вещания в течение суток),
- 05.11.2022 – 10 минут 9 секунд (13,1 % от времени эфирного вещания в течение суток),
- 04.11.2022 с 18 часов 30 минут до 19 часов 30 минут – 3 минуты 8 секунд (5 % от времени эфирного вещания в течение часа),
- 05.11.2022 с 01 часа 00 минут до 02 часов 00 минут – 0 минут, поскольку вещание телеканала «Эфирная волна» в это время не производилось, эфир заканчивается в 23 часа 00 минут, далее идет эфир телеканала «Ю-ТВ».
ООО «ТРК «Волна-плюс» указывает, что превышение общей продолжительности распространяемой в средстве массовой информации – телеканале «Эфирная волна» рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины, спонсорской рекламой, совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки») 20 % времени вещания в течение часа 04.11.2022 и 05.11.2022 не имело места быть.
В подтверждение своих доводов ООО «ТРК «Волна-плюс» представило в материалы рекламного дела эфирные справки и видеозапись эфира за указанные даты.
Представленные ООО «ТРК «Волна-плюс» данные об общей продолжительности реклам, размещенных в указанные даты средстве массовой информации «Эфирная волна», не совпадают с данными, представленными Управлением Роскомнадзора по Республике Коми.
ООО «ТРК «Волна-плюс» указывает на неправильный подсчет рекламного времени в связи с расстановкой некорректного «закрывающего бампера».
В соответствии с лицензией ООО «ТРК «Волна-плюс» осуществляет распространение следующих СМИ: телеканала «Эфирная волна» и СМИ сетевого партнера – телеканала «Ю-ТВ».
В силу ст. 27 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» вещание телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала или радиоканала. Каждый выход в эфир телепрограммы, радиопрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы или радиопрограммы.
Таким образом, переход с вещания одного СМИ на другое оформляется выходными данными. Основной целью объявления выходных данных является идентификация конкретного СМИ потребителями информационных услуг.
Комиссия, изучив имеющиеся в материалах рекламного дела эфирные справки, представленные Управлением Роскомнадзора по Республике Коми и ООО «ТРК «Волна-плюс», просмотрев видеозаписи эфира за указанные даты, пришло к следующим выводам.
Исходя из содержания транслируемых материалов (телепрограмм, рекламы, иных), усматривается, что в целях расчета объема рекламы, вышедшей в эфир в рамках СМИ «Эфирная волна», в рассматриваемом случае Управлением Роскомнадзора по Республике Коми учтена, в том числе часть периодов вещания СМИ «Ю-ТВ».
Так, при соотнесении видеозаписей эфира с эфирной справкой, составленной Управлением Роскомнадзора по Республике Коми, усматривается, что фактический переход с регионального вещания на федеральное в ряде случаев в справке не отражен. В связи с чем, продолжительность распространенной в телеканале «Эфирная волна» рекламы, рассчитанная Управлением Роскомнадзора по Республике Коми, не совпадает с фактическим объемом рекламы, распространенной СМИ «Эфирная волна».
Неустранимые сомнения в виновности лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, толкуются в пользу этого лица.
При этом рассмотрение вопросов нарушения порядка объявления выходных данных телеканала к компетенции антимонопольного органа не относится.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу об отсутствии достаточных оснований утверждать о наличии в рассматриваемом случае фактов нарушения требований ч. 3 ст. 14 Закона о рекламе.
При таких обстоятельствах в ходе рассмотрения дела наличие фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не подтвердилось.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), рассмотрение дела подлежит прекращению антимонопольным органом в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «а» пункта 40, пунктом 41 Правил, Комиссия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Производство по делу № 011/05/14-55/2023 в отношении ООО «ТРК «Волна-плюс» прекратить.
Председатель Комиссии |
|
_____________ <…> |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
______________ <…>
______________ <…> |
|
|
|
|
|
|