Определение №02-16/1954 прекращение производства по делу от 23 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Определение

 

О  ПРЕКРАЩЕНИИ  ПРОИЗВОДСТВА  ПО  ДЕЛУ  № 011/05/14-55/2023

 

 

23 марта 2023 года

 

 

 

                        № 02-16/1954

г. Сыктывкар

 

Управление Роскомнадзора

по Республике Коми

 

Коммунистическая ул., д. 17,

г. Сыктывкар, 167000

 

ООО «ТРК «Волна-плюс»

 

Русанова ул., д. 3, кв. 114,

г. Печора, Республика Коми,

169607    

                                               

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Комиссия, Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

председатель Комиссии – <…>;

члены Комиссии: <…>; <…>;

рассмотрев дело № 011/05/14-55/2023, возбужденное в отношении ООО «ТРК «Волна-плюс», ОГРН 1021100875388, ИНН 1105010544, адрес места нахождения: 169607, Республика Коми, г. Печора, ул. Русанова, д. 3, кв. 114, по факту распространения 31.10.2022, 04.11.2022, 05.11.2022 в средстве массовой информации - телеканале «Эфирная волна» реклам с признаками нарушения требований ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие заявителя – Управления Роскомнадзора по Республике Коми и ООО «ТРК «Волна-плюс», надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступили письменная информация и документы, направленные Управлением Роскомнадзора по Республике Коми письмом № 7752-01/11 от 22.11.2022 (вх. № 4591 от 24.11.2022), из которых следует, что Управлением Роскомнадзора по Республике Коми проведено плановое систематическое наблюдение в отношении ООО «ТРК «Волна-плюс», по результатам которого выявлены признаки нарушения ч. 3 ст. 14 Закона о рекламе, а именно: на телеканале - «Эфирная волна» за 31.10.2022 реклама составляет более 15% от вещания телеканала в течение суток, а за 04.11.2022 и 05.11.2022 реклама составляет более 20% от вещания телеканала в течение часа.

По результатам рассмотрения указанных материалов Коми УФАС России было принято решение о возбуждении дела № 011/05/14-55/2023 в отношении ООО «ТРК «Волна-плюс» по признакам нарушения ч. 3 ст. 14 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № 02-16/467 от 24.01.2023.

Определением от 21.02.2023 № 02-16/1235 срок рассмотрения дела № 011/05/14-55/2023 продлен, рассмотрение дела отложено на 23.03.2023.

По результатам рассмотрения дела № 011/05/14-55/2023 (далее – рекламное дело) установлено следующее.

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о рекламе общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.4 и 3.5 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под телеканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность телепрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы применяются в отношении телеканала, если иное не установлено настоящим Законом.

В силу положений статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» телеканал является средством массовой информации, а отдельный выпуск телеканала составляет продукцию средства массовой информации.

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ТУ 11-0147 от 12.05.2012 учредителем телеканала «Эфирная волна» является ООО «ТРК «Волна-плюс», примерная тематика и (или) специализация: музыкальная, информационная, развлекательная, реклама не более 20%; территория распространения: г. Печора, Печорский район (Республика Коми).

Из представленных Управлением Роскомнадзора по Республике Коми материалов усматривается, что продолжительность рекламы, вышедшей в эфир в рамках средства массовой информации «Эфирная волна», превышало 20 % времени вещания в течение часа, а именно:

- 04.11.2022 с 18 часов 30 минут до 19 часов 30 минут объем рекламы составил 22,3 %;

- 05.11.2022 с 01 часа 00 минут до 02 часов 00 минут объем рекламы составил 22,09 %.

Кроме того, продолжительность рекламных сообщений и материалов в течение суток превышала 15 % времени вещания, а именно: 31.10.2022 объем рекламы средства массовой информации «Эфирная волна» составил 16,95 %.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе, согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рассматриваемые рекламы размещены в эфире телеканала «Эфирная волна», учредителем которого, согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ТУ 11-0147 от 12.05.2012, является ООО «ТРК «Волна-плюс».

ООО «ТРК «Волна-плюс» представило в материалы рекламного дела письменные пояснения, в которых указало, что рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемых реклам является ООО «ТРК «Волна-плюс».

Также ООО «ТРК «Волна-плюс» представило копию договора с редакцией СМИ № Д-МЗ-2012-0176 от 10.09.2012, на основании которого редакция СМИ телеканала «Ю-ТВ» (ЗАО «ТВ сервис») предоставила ООО «ТРК «Волна-плюс» право на использование телеканала «Ю-ТВ» для ретрансляции. Приложением к договору, в том числе установлено, что ООО «ТРК «Волна-плюс» (вещатель) вправе заменять телеканал «Ю-ТВ» собственными передачами вещателя в следующие временные интервалы: пн.: 08:50 – 09:20, 13:00 – 14:00 и 18:00 – 19:50, вт. – воскр.: 08:50 – 09:20 и 18:00 – 19:50, при условии сохранения целостности программ телеканала.

Согласно пояснениям ООО «ТРК «Волна-плюс», общая продолжительность реклам, в том числе спонсорских реклам, размещенных в средстве массовой информации – телеканале «Эфирная волна», составляет:

- 31.10.2022 – 39 секунд (0,51 % от времени эфирного вещания в течение суток),

- 04.11.2022 – 9 минут 23 секунды (11,59 % от времени эфирного вещания в течение суток),

- 05.11.2022 – 10 минут 9 секунд (13,1 % от времени эфирного вещания в течение суток),

- 04.11.2022 с 18 часов 30 минут до 19 часов 30 минут – 3 минуты 8 секунд (5 % от времени эфирного вещания в течение часа),

- 05.11.2022 с 01 часа 00 минут до 02 часов 00 минут – 0 минут, поскольку вещание телеканала «Эфирная волна» в это время не производилось, эфир заканчивается в 23 часа 00 минут, далее идет эфир телеканала «Ю-ТВ».

ООО «ТРК «Волна-плюс» указывает, что превышение общей продолжительности распространяемой в средстве массовой информации – телеканале «Эфирная волна» рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины, спонсорской рекламой, совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки») 20 % времени вещания в течение часа 04.11.2022 и 05.11.2022 не имело места быть.

В подтверждение своих доводов ООО «ТРК «Волна-плюс» представило в материалы рекламного дела эфирные справки и видеозапись эфира за указанные даты.

Представленные ООО «ТРК «Волна-плюс» данные об общей продолжительности реклам, размещенных в указанные даты средстве массовой информации «Эфирная волна», не совпадают с данными, представленными Управлением Роскомнадзора по Республике Коми.

ООО «ТРК «Волна-плюс» указывает на неправильный подсчет рекламного времени в связи с расстановкой некорректного «закрывающего бампера».

В соответствии с лицензией ООО «ТРК «Волна-плюс» осуществляет распространение следующих СМИ: телеканала «Эфирная волна» и СМИ сетевого партнера – телеканала «Ю-ТВ».

В силу ст. 27 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» вещание телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала или радиоканала. Каждый выход в эфир телепрограммы, радиопрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы или радиопрограммы.

            Таким образом, переход с вещания одного СМИ на другое оформляется выходными данными. Основной целью объявления выходных данных является идентификация конкретного СМИ потребителями информационных услуг.

Комиссия, изучив имеющиеся в материалах рекламного дела эфирные справки, представленные Управлением Роскомнадзора по Республике Коми и ООО «ТРК «Волна-плюс», просмотрев видеозаписи эфира за указанные даты, пришло к следующим выводам.

Исходя из содержания транслируемых материалов (телепрограмм, рекламы, иных), усматривается, что в целях расчета объема рекламы, вышедшей в эфир в рамках СМИ «Эфирная волна», в рассматриваемом случае Управлением Роскомнадзора по Республике Коми учтена, в том числе часть периодов вещания СМИ «Ю-ТВ».

Так, при соотнесении видеозаписей эфира с эфирной справкой, составленной Управлением Роскомнадзора по Республике Коми, усматривается, что фактический переход с регионального вещания на федеральное в ряде случаев в справке не отражен. В связи с чем, продолжительность распространенной в телеканале «Эфирная волна» рекламы, рассчитанная Управлением Роскомнадзора по Республике Коми, не совпадает с фактическим объемом рекламы, распространенной СМИ «Эфирная волна».

 

 

Неустранимые сомнения в виновности лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, толкуются в пользу этого лица.

При этом рассмотрение вопросов нарушения порядка объявления выходных данных телеканала к компетенции антимонопольного органа не относится.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу об отсутствии достаточных оснований утверждать о наличии в рассматриваемом случае фактов нарушения требований ч. 3 ст. 14 Закона о рекламе.

При таких обстоятельствах в ходе рассмотрения дела наличие фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не подтвердилось.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), рассмотрение дела подлежит прекращению антимонопольным органом в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «а» пункта 40, пунктом 41 Правил, Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу № 011/05/14-55/2023 в отношении ООО «ТРК «Волна-плюс» прекратить.

 

 

Председатель Комиссии

                                      

 

   _____________  <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

  ______________   <…>

 

  ______________  <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны