Постановление №ПК/3218/24 Постановление от 29 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении № 011/04/14.3-338/2024

 

Дата и место рассмотрения – 29 мая 2024 года, город Сыктывкар.

 

<...> Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России), адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <...>, рассмотрев протокол от 14.05.2024 и материалы дела № 011/04/14.3-338/2024 о совершении <...> административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено протоколом Коми УФАС России от 14.05.2024, составленным в отсутствие <...>, надлежащим образом извещенного о месте и времени составления протокола, в присутствии защитника – <...>.

Определением Коми УФАС России от 14.05.2024 № ПК/2867/24 рассмотрение дела № 011/04/14.3-338/2024 назначено на 29.05.2024.

<...> письмом от 15.05.2024 (вх. № 4894-ЭП/24 от 17.05.2024, вх. № 5318-ЭП/24 от 28.05.2024) просил рассмотреть дело № 011/04/14.3-338/2024 в свое отсутствие, в присутствии защитника.

Административное дело рассмотрено 29.05.2024 в отсутствие <...>, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, что подтверждается письмом <...> от 15.05.2024 (вх. № 4894-ЭП/24 от 17.05.2024, вх. № 5318-ЭП/24 от 28.05.2024).

Административное дело рассмотрено в присутствии защитника <...>, действующего на основании доверенности от 23.03.2023, участвующего в дистанционном формате с использованием сервиса видеоконференций TrueConf.

<...> письмом от 15.05.2024 (вх. № 4894-ЭП/24 от 17.05.2024, вх. № 5318-ЭП/24 от 28.05.2024) заявлено ходатайство об освобождении на основании статьи 2.9 КоАП РФ от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения и прекращении производства по делу.

Определением Коми УФАС России от 29.05.2024 в удовлетворении указанного ходатайства отказано.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела должностным лицом Коми УФАС России установлено следующее.

В Коми УФАС России из ФАС России поступили для рассмотрения по существу материалы Центрального банка Российской Федерации, направленные по результатам мониторинга соблюдения части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

По результатам рассмотрения материалов было принято решение, в том числе о возбуждении дела № 011/05/28-63/2024 в отношении «Газпромбанк» (Акционерное общество) (далее также Банк) по признакам нарушения части 3 статьи 28 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № ПК/420/24 от 25.01.2024.

Из материалов дела № 011/05/28-63/2024 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

На здании, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 38, слева от входных дверей размещена информация следующего содержания: «ГАЗПРОМБАНК Кредитная карта Бесплатное обслуживание 180 дней без % навсегда Акции с 01.05.2023 по 31.10.2023: оформившим карту в период акции предоставляется льготный период кредитования длительностью 6 расчетных периодов (180 дней) на весь срок действия договора и снятие наличных до 50 000 ₽ в месяц без комиссии в период акции. Обслуживание карты – 0 ₽ на первый год, далее 990 ₽ в год. Кредитный лимит до 1000 000 ₽. Ставка за снятие/переводы – 39,9 %-69,9 % годовых, ставка за пользование кредит. средствами – 11,9 %-36 % годовых. Подробнее об условиях, организаторе акций, правилах их проведения, сроках на gazprombank.ru и по тел. 8-800-300-60-90. Информация на 01.07.2023. Банк ГПБ (АО). Ген. лицензия ЦБ РФ № 354. Реклама.»

В соответствии с положениями, установленными пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством размещения на здании;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – Газпромбанку, кредитной карте, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Учитывая вышеизложенное, указанная информация является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).

В Положении Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» указано, что кредитная карта как электронное средство платежа используется для совершения ее держателем операций за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией - эмитентом клиенту в пределах расходного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.

Согласно п. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама является рекламой финансовых услуг.

Из материалов усматривается, что размещение рассматриваемой рекламы зафиксировано 14.11.2023.

23.10.2023 вступили в силу изменения в статью 28 Закона о рекламе, внесенные Федеральным законом от 24.07.2023 № 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Указанная норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

Таким образом, с 23.10.2023 в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержащей информацию о процентных ставках, должны также содержаться сведения о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа) (далее также – ПСК).

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении.

В силу понятия рекламы, содержащегося в статье 3 Закона о рекламе, реклама адресуется неопределенному кругу лиц, а не содержит индивидуализированную информацию, в том числе об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа).

Учитывая изложенное, а также положения части 4.1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», определяющей, что понимается под ПСК в денежном выражении, части 11 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», устанавливающей максимально возможное значение ПСК, часть 3 статьи 28 Закона о рекламе в редакции, вступившей в силу 23.10.2023, требует при указании в рекламе потребительского кредита (займа) процентной ставки также в такой рекламе указывать информацию о диапазонах значений ПСК в процентах годовых.

Указанная информация о диапазонах значений ПСК должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым указана процентная ставка.

При этом правила прочтения информации на русском языке предполагают прочтение информации сверху вниз и слева направо.

Таким образом, информация о диапазонах значений ПСК должна быть приведена в указанной рекламе выше и (или) левее, чем информация о процентной ставке.

Рассматриваемая реклама содержит указание на процентную ставку (180 дней без %). В нижней части рекламы более мелким шрифтом, в том числе указано: «ставка за пользование кредит. средствами – 11,9 %-36 % годовых».

Таким образом, диапазоны значений ПСК указаны после предоставления информации о процентной ставке и шрифтом, размер которого менее чем шрифт, которым отображена информация о процентной ставке.

В связи с чем, рассматриваемая реклама распространена с нарушением требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу пункта 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является «Газпромбанк» (Акционерное общество).

Согласно письменным пояснениям, представленным «Газпромбанк» (Акционерное общество) в материалы рекламного дела, и пояснениям, данным представителем Банка в ходе рассмотрения дела, рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является «Газпромбанк» (Акционерное общество). Реклама была разработана, произведена и размещена Банком самостоятельно, без привлечения третьих лиц. Содержание рекламного макета, определение способа размещения производилось сотрудниками Банка в рабочем порядке без издания приказов, распоряжений, иных актов.

Как пояснил Банк, рассматриваемая реклама распространялась Банком во всех его офисах в период с 01.05.2023 по 01.10.2023. В офисе Банка, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 38, рассматриваемая реклама фактически распространялась в период с 01.05.2023 по 20.11.2023. Рассматриваемая реклама подлежала изъятию с 01.10.2023 в связи с обновлением стандартов мерчандайзинга, в том числе ввиду внесения Федеральным законом от 24.07.2023 № 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменений в статью 28 Закона о рекламе.

Как следует из материалов рекламного дела, 26.09.2023 в адрес ответственных сотрудников Банка (региональных маркетологов) было направлено письмо с обновленными стандартами мерчандайзинга и информацией об изъятии макета по продукту «Кредитная карта» и замене на новые рекламные информационные материалы (далее – РИМ); 19.10.2023 в адрес ответственных сотрудников Банка (региональных маркетологов) было направлено письмо об изъятии РИМ, которым обращено особое внимание на отсутствие правовых оснований размещения рекламных материалов, в которых указан размер ставки по кредиту и не указана таким же размером ПСК.

Банк пояснил, что распространение рассматриваемой рекламы после 01.10.2023 обусловлено низкой исполнительской дисциплиной ответственного сотрудника и ненадлежащим контролем со стороны должностного лица за соблюдением указанных требований закона.

Банк указывает, что осуществляет свою деятельность в полном соответствии с требованиями законодательства, в том числе, частью 3 статьи 28 Закона о рекламе; до вступления в законную силу изменений в Закон о рекламе (до 23.10.2023) Банком была проведена работа по выявлению неактуальных с 23.10.2023 РИМ, в адрес ответственных сотрудников Банка направлены соответствующие электронные письма о необходимости изъятия и утилизации всех текущих материалов по кредитным продуктам.

Также Банк указал, что допущенное Банком нарушение является единичным случаем, оно было устранено 20.11.2023; в Банк и в антимонопольный орган ранее не поступало ни одного обращения от потребителей финансовых услуг, которые бы полагали, что РИМ Банка, размещенные после 23.10.2023, вводят их в заблуждение относительно условий предоставления банковских продуктов и услуг. Какие-либо неблагоприятные последствия в результате размещения Банком спорной рекламы отсутствуют, как и отсутствует пренебрежительное отношение Банка к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Хотя действия Банка формально содержат признаки нарушения законодательства о рекламе, но, с учетом характера совершенного нарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляют существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Кроме того, как пояснил Банк, в связи с рассматриваемыми обстоятельствами Банком была проведена дополнительная выборочная проверка размещения рекламных материалов в офисах Банка, расположенных в Северо-Западном федеральном округе; факты неисполнения направленных ответственным сотрудникам указаний по изъятию спорной рекламы из размещения не выявлены.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рассматриваемая реклама, нарушающая требования части 3 статьи 28 Закона о рекламе, распространялась на территории г. Воркуты Республики Коми в период с 23.10.2023 по 20.11.2023.

Решением Комиссии Коми УФАС России от 22.02.2024 № ПК/1087/24 рассматриваемая реклама признана ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

На дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствовали доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе. В связи с чем, Банку было выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Предписание Банком исполнено в установленные сроки.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно пояснениям «Газпромбанк» (Акционерное общество), лицом, ответственным за содержание рекламы, рассматриваемой в рамках настоящего дела, является <...>, осуществляющий непосредственное руководство <...> с <...> по настоящее время.

В материалы рекламного дела представлены письменные объяснения <...> и копии документов, подтверждающих полномочия <...> (копии трудового договора от <...>, дополнительного соглашения от <...> к трудовому договору, выписки из распоряжения о переводе работника на другую работу от <...> № <...>).

В соответствии с должностной инструкцией от <...> <...> осуществляет организацию, планирование и координацию рекламной деятельности Банка, включая проводимые рекламные кампании Банка, разработку планов размещения и распространения рекламы, совершение сделок на размещение рекламы, создание рекламных материалов, используемых в рекламных кампаниях (п. 2.3 должностной инструкции); дает обязательные для исполнения указания о содержании, форматах и способах размещения и распространения рекламы Банка, в том числе наружной рекламы, рекламы, распространяемой по сетям электросвязи и рекламы в сети Интернет (п. 2.6 должностной инструкции); несет ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации, включая законодательство в сфере рекламы, информации, защите персональных данных, защите прав потребителей, но не ограничиваясь им, при осуществлении Банком рекламной деятельности, направленной на продвижение его финансовых услуг (п. 2.4 должностной инструкции).

<...> является должностным лицом в понимании статьи 2.4 КоАП РФ.

Таким образом, должностным лицом, ответственным за соблюдение Газпромбанк» (Акционерное общество) законодательства о рекламе, в рассматриваемом случае является <...>.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе произошло, в том числе по вине должностного лица Банка – <...>.

Таким образом, <...> нарушены требования части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в период совершения нарушения) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 17 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Рассматриваемые действия не подпадают под признаки административных правонарушений, предусмотренных частями 2 - 17 статьи 14.3, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ.

С учетом изложенного, <...> допустил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Время совершения административного правонарушения: с 23.10.2023 по 20.11.2023.

Место совершения административного правонарушения: г. Воркута Республики Коми.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, срок давности привлечения <...> к административной ответственности в связи с распространением рассматриваемой рекламы на дату рассмотрения настоящего дела не истек.

Из материалов административного и рекламного дел следует, что <...> не предпринял достаточных мер для недопущения нарушения рекламного законодательства, по сути, уклонился от обязанности по контролю за соответствием рассматриваемой рекламы требованиям рекламного законодательства, что является зоной ответственности рекламодателя.

В связи с чем, обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения<...> требований рекламного законодательства, так и свидетельствующих о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению требований рекламного законодательства, не усматривается.

Исследовав материалы административного и рекламного дел, должностное лицо приходит к выводу о том, что вина <...> в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является установленной.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность <...>: добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия Коми УФАС России в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 19.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ. При применении указанной нормы судам следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.

Статья 4.3 КоАП РФ разъясняет, что повторным является совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

По имеющимся в Коми УФАС России сведениям <...> ранее неоднократно привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, в том числе постановлением Коми УФАС России от 02.06.2023 по делу № 011/04/14.3-374/2023, вступившим в законную силу 13.06.2023, <...> было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 руб., постановление исполнено 05.06.2023.

Следовательно, <...> считается подвергнутым административному наказанию с 13.06.2023 по 05.06.2024.

В связи с чем, по состоянию на период с 23.10.2023 по 20.11.2023 (время нарушения) <...> считался подвергнутым административному наказанию по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. 

С учетом изложенного, должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является формальным и не требует материально-правовых последствий содеянного.

Сравнительный анализ санкций, содержащихся в КоАП РФ, свидетельствует о том, что нарушение законодательства о рекламе обладает высокой степенью общественной опасности.

В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, защита общества и государства от административных правонарушений, предупреждение административных правонарушений.

Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Требования законодательства о рекламе, а также установление в ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений.

Каких-либо обстоятельств, характеризующих случай нарушения <...> как исключительный, не установлено, а им таковых не приведено.

Оценив фактические обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, должностное лицо пришло к выводу о том, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в отсутствии должной предусмотрительности и пренебрежительном отношении <...> к исполнению своих публично-правовых обязанностей и несоблюдении требований ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 15.21, 15.27.3, 15.30, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.

Отсутствие хотя бы одного из приведенных условий исключает предусмотренную статьей 4.1.1 КоАП РФ возможность замены назначенного постановлением административного органа административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

В Коми УФАС России документы, свидетельствующие о причинении вреда или возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о наличии имущественного ущерба в результате совершенного административного правонарушения, отсутствуют.

Помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.

Вместе с тем в соответствии с положениями части 1 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения и которое уплатило административный штраф до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.

Кроме того, как это следует из части 1 статьи 31.9 КоАП РФ, постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Таким образом, истечение сроков, указанных в статьях 4.6 и 31.9 КоАП РФ, в период течения которых лицо считается подвергнутым административному наказанию по одному или нескольким административным правонарушениям, исключает возможность учета таких административных правонарушений в качестве основания, препятствующего применению взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Указанная правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2018 № 303-АД18-5207, от 17.10.2023 № 307-ЭС23-10623.

Согласно имеющимся в Коми УФАС России сведениям в течение года, предшествующего дате вынесения настоящего постановления, <...> был подвергнут административному наказанию, в том числе по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. 

Так, постановлением Коми УФАС России от 02.06.2023 по делу № 011/04/14.3-374/2023 <...> был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ; <...> назначен административный штраф в размере 4 000 руб.; постановление вступило в законную силу 13.06.2023, исполнено 05.06.2023.

Постановлением Омского УФАС России от 06.06.2023 по делу № 055/04/14.3-608/2023 <...> был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 6 статьи 14.3 КоАП РФ; <...> назначен административный штраф в размере 20 000 руб.; постановление вступило в законную силу 29.07.2023, исполнено 01.09.2023.

Соответственно, <...> нельзя считать впервые совершившим административное правонарушение.

Таким образом, из материалов дела не следует, что имеются все необходимые условия для применения положений ч. 2 ст. 3.4, ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа предупреждением.

С учетом вышеизложенного, административный штраф, подлежащий применению в отношении <...>, в рассматриваемом случае составит 5000 (пять тысяч) рублей.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного <...>. административного правонарушения, личность <...>, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, наличие обстоятельства отягчающего административную ответственность, с учетом имущественного положения <...>, подтвержденного справкой о доходах, в соответствии со статьями 4.1, 4.2, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

2. Назначить <...> административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.

 

Реквизиты для уплаты штрафа:

Отделение-НБ Республики Коми БАНКА РОССИИ/УФК по Республике Коми г. Сыктывкар

БИК

018702501

Сч. №

03100643000000010700

 

Банк получателя

ИНН 1101481197

КПП 110101001

Сч. №

40102810245370000074

УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (Управление Федеральной антимонопольной службы по РК)

Вид оп.

01

Срок плат.

 

Наз. пл.

 

Очер. плат.

3

Получатель

Код

 

Рез. поле

 

16111601141010003140

87701000

0

0

0

0

0

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ

011/04/14.3-338/2024 СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ОТ 29.05.2024

 

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В силу части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны