Решение б/н - от 13 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Администрация сельского поселения «Краснобор»

 

через Единую информационную систему

 

Общество с ограниченной ответственностью

«Проектно-изыскательская фирма «Проектант»

 

через Единую информационную систему

 

 

РЕШЕНИЕ

 

13 января 2023 года

 

 

 

                          № РНП-11-04

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 в составе: Дейберт О.И. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; Мокиенко А.А. –  специалиста - эксперта управления, члена Комиссии; Растегаевой А.Д. – специалиста-эксперта управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Администрации сельского поселения «Краснобор» (далее – АСП «Краснобор», заказчик) от 26.12.2022 № 432 (вх. № 5150 от 30.12.2022) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Проектно-изыскательская фирма «Проектант» (далее – ООО «ПИФ «Проектант», подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора от 04.04.2022 № 09-2022 на выполнение инженерных изысканий, разработке проектной документации по объекту: «Строительство пожарных водоемов № 1 и № 2 в д. Диюр сельского поселения «Краснобор» МО МР «Ижемский», заключенного на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, обращение, закупка, договор от 04.04.2022 № 09-2022),

при участии в заседании:

- Адамова Д.В. – директор ООО «ПИФ «Проектант» по протоколу № 48 общего собрания ООО «ПИФ «Проектант» от 20.09.2021,

 

УСТАНОВИЛА:

 

           Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

 В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

           Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В Коми УФАС России, в соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, АСП «Краснобор» представлено обращение о включении информации об ООО «ПИФ «Проектант» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора.

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

АСП «Краснобор», ООО «ПИФ «Проектант» надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

АСП «Краснобор» письмом от 11.01.2023 № 09 (вх. от 12.01.2023 № 89-э.) ходатайствовала о рассмотрении обращения без участия представителя АСП «Краснобор».

ООО «ПИФ «Проектант» письмом от 12.01.2023 № 1/005 (вх. от 12.01.2023 № 106-э.) в материалы обращения представлены дополнительные информация и копии документов.

            Комиссия Коми УФАС России по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком закупки путем с единственным поставщиком явилась АСП «Краснобор».

Объект закупки: Выполнение инженерных изысканий, разработка проектной документации по объекту: «Строительство пожарных водоемов № 1 и № 2 в д. Диюр МО МР «Ижемский».

Цена договора составила 480 00,00 руб.

Источником финансирования закупки явился республиканский бюджет Республики Коми, средства бюджета муниципального образования сельского поселения «Краснобор».

Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.

2. В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.

Часть 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, содержит исчерпывающий перечень случаев, когда заказчик может осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

На основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае  осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Во исполнение постановления Правительства Республики Коми от 31 декабря 2010 г. № 522 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми» распоряжением Правительства Республики Коми от 01.02.2022 № 23-р утверждена адресная инвестиционная программа Республики Коми на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (далее – адресная инвестиционная программа).

Положениями пунктов 91, 92 адресной инвестиционной программы предусмотрено строительство пожарных водоемов № 1 и № 2 в том числе, в д. Диюр Ижемского района.

В свою очередь исполнение данного мероприятия предусмотрено государственной программой Республики Коми «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и профилактика терроризма и экстремизма», утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 31.10.2019 № 518 (далее – государственная программа Республики Коми).

Во исполнение мероприятий государственной программы Республики Коми между Комитетом Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и администрацией СП «Краснобор» заключено соглашение № 2 о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Коми бюджету муниципального образования в Республике Коми от 15.02.2022.

Во исполнение мероприятий адресной инвестиционной программы, а также государственной программы Республики Коми, администрацией СП «Краснобор» заключен договор, в том числе, № 09-2022 с 04.04.2022 с ООО «ПИФ «Проектант».

Согласно пунктам 1.1, 1.7 договора № 09-2022, заказчик поручает, а Исполнитель обязуется оказать услуги по проведению комплекса инженерных изысканий и разработке проектной документации по объекту: «Строительство пожарных водоемов     № 1 и № 2 в д. Диюр сельского поселения «Краснобор» МО МР «Ижемский» в соответствии с техническим заданием.

Срок оказания услуг по настоящему Договору устанавливается в течение 75 календарных дней с даты подписания сторонами настоящего Договора (без учета сроков проведения государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий).

Согласно пункту 2.5 договора № 09-2022, результатом выполненной работы по Договору являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 5 статьи 49.1 Градостроительного кодекса.

Положениями пунктов 3.1, 3.2 установлены сроки  выполнения работ:

-начало работы – с даты заключения Договора;

-завершение работы – в течение 75 календарных дней с даты подписания сторонами настоящего Договора (без учета сроков проведения государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий).

В силу пункта 4.1 договора, цена договора составляет 480 000,00 рублей, НДС не облагается.

Согласно пунктам 5.1.1, 5.1.2 договора № 09-2022, заказчик обязан:

-в течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения Договора направить Исполнителю на электронный адрес: inbox@proekter.ru с сопроводительным письмом исходно-разрешительную документацию, указанную в Задании на проектирование (Приложение № 1 к Договору) для выполнения работ;

-осуществлять приемку результатов выполненных работ по Договору после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также подготовки рабочей документации, разработанной на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.

Согласно пунктам 5.2.9, 5.2.12 договора № 09-2022 в обязанности исполнителя входит, наряду с прочим:

-направление разработанной Исполнителем документации на государственную экспертизу в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и разделом 6 Договора. Исполнитель обязан передать заказчику документацию по накладной в составе и количестве экземпляров согласно соответствующему пункту Задания на проектирование, являющегося неотъемлемой частью Договора (Приложение № 1 к Договору);

-в случае получения отрицательного заключения государственной экспертизы по разработанной Исполнителем документации, Исполнитель не позднее 14 (четырнадцати) дней после получения такого заключения обязан доработать документацию и сделать проведение повторной экспертизы за свой счет.

Согласно пунктам 5.3.2, 5.3.8 договора № 09-2022, заказчик вправе, наряду с прочим:

-наделить Исполнителя полномочиями на осуществление технического сопровождения проведения государственной экспертизы в порядке и объеме, обеспечивающем получение положительного экспертного заключения государственной экспертизы по разработанной Исполнителем документации;

-принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

Пунктами 6.2, 6.10 договора № 09-2022 установлен порядок и сроки сдачи-приемке результатов выполненных работ, согласно которым заказчик в течение 2 (двух) рабочих дней с даты получения от Исполнителя документации обязан проверить ее на соответствие Заданию в части объема и комплектности и подписать Акт о передаче документации для проведения государственной экспертизы (Приложение № 2 к Договору), либо представить Исполнителю письменный мотивированный отказ (уведомление об отказе).

Обязательства Исполнителя по Договору считаются исполненными после подписания Заказчиком Акта сдачи-приемки результатов выполненной работы (приложение № 3 к Договору).

В силу пунктов 9.1, 9.2, 9.3.1 договора № 09-2022, расторжение договора допускается по соглашению Сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения Договора в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Договора.

Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора, в том числе, но не ограничиваясь, в следующих случаях, наряду с прочим:

-исполнитель не приступает в течение 10 (десяти) дней к исполнителю Договора или выполняет работу настолько медленно, что завершение ее к сроку становится явно невозможным.

Приложением № 1 к Договору № 09-2022 установлено задание на проектирование:

1.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исходные данные для проектирования

-Технические условия – не требуются;

Градостроительный план земельного участка передается исполнителю в течение 3 рабочих дней после получения Заказчиком схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, который образуется из земель и (или) земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности и которые не обременены правами третьих лиц;

-Правоустанавливающие документы на земельный участок.

3. В целях обеспечения исполнения контракта сторонами выполнены следующие обязательства по договору.

Пунктом 5.1.1 Договора установлено, что заказчик направляет Исполнителю на электронный адрес: inbox@proekter.ru исходно-разрешительную документацию, указанную в Задании на проектирование (Приложение № 1 к Договору), а также исходные данные для проектирования, предусмотренные пунктом 1.9 Задания на проектирование в течение двух рабочих дней с даты заключения контракта.

Письмом от 22.04.2022 № 123 АСП «Краснобор» в адрес ООО «ПИФ» «Проектант» во исполнение пункта 5.1.1 и п. 1.9 Приложения № 1 к Договору № 08-2022 направлено Задание на проектирование, утвержденное Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.

Проанализировав представленное заказчиком исполнителю в составе письма от 12.01.2022 № 1/004 (вх. от 12.01.2023 № 105-э.) задание на проектирование, Комиссией Коми УФАС России установлено, что данное Задание не содержало исходных данных для проектирования, предусмотренных пунктом 1.9 Приложения № 1 к Договору, в том числе, градостроительного плана для земельного участка (далее – ГПЗУ) и правоустаналивающих документов на земельный участок.

Действие заказчика в виде несвоевременного направления исполнителю исходных данных для проектирования, предусмотренных пунктом 1.9 Приложения № 1 к Договору (ГПЗУ и правоустаналивающих документов на земельный участок), противоречат пункту 5.1.1 Договора. 

Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ проектные и изыскательские работы (статья 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Согласно статье 758 ГК РФ, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

Согласно части 1 статьи 759 ГК РФ, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.

Вместе с тем, согласно пояснениям директора ООО «ПИФ «Проектант», данным в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России, исходные данные для проектирования, предусмотренные пунктом 1.9 Приложения № 1 к Договору в части ГПЗУ, были направлены исполнителю Отделом строительства, архитектуры и градостроительства АСП «Краснобор» лишь 08.09.2022 по электронной почте, а правоустанавливающие документы на земельный участок, которые также перечислены в пункте 1.9 Приложения № 1 к Договору, так и не были направлены в адрес исполнителя.

27.04.2022 в качестве аванса в размере 30% за услуги по проектной документации Финансовым управлением Ижемского района были направлена денежные средства на расчетный счет ООО «ПИФ «Проектант» в размере 144000,00 руб., о чем свидетельствует платежное поручение от 27.04.222 № 514612.

02.09.2022 в адрес ООО «ПИФ «Проектант» заказчиком была направлена претензия о просрочке обязательств по исполнению договора, согласно которой по состоянию на дату 18.06.2022  в адрес заказчика подрядчиком не представлены документы, подтверждающие выполнение работ, предусмотренных договором.

Указанной претензией начислена сумма неустройки в размере 3177,56 руб.

08.09.2022 Отделом строительства, архитектуры и градостроительства АСП «Краснобор» было направлено письмо на электронную почту ООО «ПИФ «Проектант» о согласовании участков производства работ, в частности, к данному письму приобщен градостроительный план земельного участка от 29 августа 2022 года № RU-11-4-14-2-18-2022-0013.

27.09.2022 АСП «Краснобор» в адрес ООО «ПИФ «Проектант» направлена претензия № 2 за № 304, где указано, что работы не выполнены, в то время как, по мнению АСП «Краснобор», работы должны быть завершены 18.06.2022. В указанной претензии заказчик потребовал предоставить информации об исполнении договора до 07.10.2022.

14.10.2022 ООО «ПИФ «Проектант» в адрес АСП «Краснобор» по электронной почте направлено письмо от 13.10.2022 № 1/184, в котором указано, что в процессе проработки проектных решений подрядчиком выявлено наличие действующего пожарного водоема объемом 50 м3 в районе Диюрского дома культуры (Клубная, д. 50), в связи с чем подрядчик просит рассмотреть два вопроса и уведомить его о принятом решении:

1. Ввиду наличия в непосредственной близости от проектируемого водоема действующего пожарного водоема объемом 50 м 3 возможно запроектировать вместо двух водоемов – только один объемом не менее 58 м 3 , что позволит сэкономить, как минимум, 1 млн.руб. (потребует внесения изменений в договор на проектирование).

2. Оптимальным заездом к проектируемому пожарному водоему будет заезд с улицы Клубной. Однако, такой заезд будет проходить по земельному участку под домом культуры, а именно под его частью, предназначенной для доступа к действующему пожарному водоему (см. приложенную схему). В противном случае придется предусматривать подъезд от республиканской дороги в асфальтобетонном исполнении со сложными условиями обеспечения безопасности движения на примыкании

 Также данным письмом ООО «ПИФ «Проектант» предложено согласовать с хозяином земельного участка (11:14:1801001:316) обустройство подъезда, который будет способствовать также доступу к существующему пожарному водоему, учитывая идентичность назначения подъезда к действующему пожарному водоему дома культуры и единое назначение обоих объектов.

В приложение к данному письму ООО «ПИФ «Проектант» приложило схему расположения водоемов и заезда.

В ответ на указанное письмо, АСП «Краснобор» письмом от 17.10.2022 № 236, направленным ООО «ПИФ «Проектант» по электронной почте, согласован проезд по части земельного участка с кадастровым номером 11:14:1801001:316, на котором расположено здание Диюрского ДК для доступа к действующему пожарному водоему и планируемому водоему.

ООО «ПИФ «Проектант» в ответ на претензию от 27.09.2022 № 304 АСП «Краснобор» сообщено, что материалы инженерных изысканий готовы, проектная документация готова ориентировочно на 15-20 процентов. Для завершения требуется еще 5-8 рабочих дней. Также, в письме ООО «ПИФ «Проектант» просит разъяснить ход дальнейших работ или мероприятий по расторжению договора в максимально короткие сроки.

01.11.2022 за № 357 АСП «Краснобор» в адрес подрядчика направлено письмо о намерении расторгать договор № 09-2022, в связи с тем, что нарушение сроки выполнения работ, которые были предусмотрены договором: с даты заключения договора и в течение 75 календарных дней.

Тем же письмом АСП «Краснобор» потребовало от ООО «ПИФ «Проектант» вернуть денежные средства, перечисленные в качестве аванса 30%  в целях обеспечения исполнения договора.

В приложение к данному письму АСП «Краснобор» приложено Соглашение о расторжении, в том числе, договора от 04.04.2022 № 09-2022.

09.11.2022 № 1/216 ООО «ПИФ «Проектант» в адрес заказчика было направлено письмо о продолжении проектных работ по проектированию пожарных водоемов.

Письмом АСП «Краснобор» от 28.11.2022 № 383 в адрес подрядчика направлено письмо с просьбой подписания соглашения о расторжении, направленного ранее или направить свой вариант для разрешения сложившейся ситуации.

В ответ на данное письмо последовал ответ ООО «ПИФ «Проектант», оформленный письмом от 29.11.2022 № 1/231 «О направлении соглашений о расторжении договоров», в котором указано, что подрядчик готов расторгнуть договор.

Одновременно с указанным, в соответствии с пунктами 2 соглашений ООО «ПИФ «Проектант» направлены сметы на фактически исполненные изыскательские работы. В связи с чем, подрядчик просит рассмотреть представленный пакет документов и составить дополнительные соглашения с условиями оплаты выполненных работ за вычетом перечисленных авансов, а также (в случае необходимости), с учетом пени за просрочку выполнения обязательств.

Также в качестве подтверждения выполнения подрядчиком работ в полном объеме в адрес Коми УФАС России направлена разработанная ООО «ПИФ «Проектант» проектная документация и материалы инженерных изысканий по водоему в д. Диюр в электронном виде.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 762 Гражданского кодекса РФ, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором, оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре.

Однако, как было установлено Комиссией Коми УФАС России, надлежащего содействия Заказчиком при исполнении договора не было оказано, и с учетом того, что заказчик также является заинтересованной стороной в исполнении контракта, такие действия заказчика не могут быть признаны целесообразными.

4. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

Согласно частям 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

4.1.  Заказчиком – АСП «Краснобор» 02.12.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с нарушением поставщиком условий договора, в части пункта 1.7, предусматривающим срок исполнения указанного договора.

Решение заказчика от 02.12.2022 об одностороннем отказе направлено ООО «ПИФ «Проектант» заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в договоре.

Согласно почтовому уведомлению, дата получения ООО «ПИФ «Проектант» такого решения 13.12.2022, уведомление о вручении вернулось в адрес заказчика – 17.12.2022. Следовательно, дата вступления в силу решения от 02.12.2022 об одностороннем отказе и дата расторжения контракта - 27.12.2022.

По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – АСП «Краснобор» нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора, направления его поставщику и размещения в Единой информационной системе, не выявлено. 

5. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

При этом, помимо факта нарушения необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения исполнителя контракта.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

Согласно подпункту «а» пункта 15, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

В рассматриваемом случае, ООО «ПИФ «Проектант» представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта:

-ООО «ПИФ «Проектант» разработана проектная документация и материалы инженерных изысканий.

Данное обстоятельство является основанием для невключения сведений об ООО «ПИФ «Проектант» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности контрольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение договора, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения договора, намеренное уклонение от его исполнения.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ООО «ПИФ «Проектант» недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчиком в материалы обращения не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия ООО «ПИФ «Проектант» свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.

Дополнительно Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что Подрядчик исполнял обязательства по договору, разработал на основании несвоевременно предоставленных исходных данных (ГПЗУ) проектную документацию и материалы инженерных изысканий, что не позволяет сделать вывод о недобросовестных действиях со стороны ООО «ПИФ «Проектант».

Следует отметить, ООО «ПИФ «Проектант» все же была разработана проектная документация по объекту: «Строительство пожарных водоемов № 1 и № 2 в д. Диюр сельского поселения «Краснобор» МО МР «Ижемский», такая документация была представлена на заседание Комиссии Коми УФАС России.

Заказчиком при исполнении обязательств по договору допущено нарушение пункта 5.1.1 договора и пункта 1.9 Задания на проектирование, являющимся Приложением № 1 к договору в части необеспечения (несвоевременного обеспечения в части ГПЗУ) подрядчика необходимой исходной документацией.

Такое нарушение заказчика не позволило исполнителю (сделало нецелесообразным) сдать результат своей работы на государственную экспертизу. 

Таким образом, ООО «ПИФ «Проектант» приняты меры для надлежащего исполнения условий договора, заключенного с АСП «Краснобор».

Комиссия Коми УФАС России не может считать, что в действиях ООО «ПИФ «Проектант» имеются признаки умышленного недобросовестного поведения при исполнении договора.

           Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с чем, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что ООО «ПИФ «Проектант» допустило виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание наличие обстоятельства, перечисленного в подпункте а) пункта 15 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно наличие со стороны поставщика мер для надлежащего исполнения условий такого договора, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Отказать АСП «Краснобор» во включении информации об ООО «ПИФ «Проектант» (место нахождения: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 78, ИНН: 1101013103, КПП: 110101001) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора № 09-2022 от 04.04.2022 на выполнение инженерных изысканий, разработку проектной документации по объекту: «Строительство пожарных водоемов № 1 и № 2 в д. Диюр МО МР «Ижемский», заключенного на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – АСП «Краснобор» нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора, направления его поставщику и размещения в единой информационной системе, не установлено.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                                                        О.И. Дейберт

 

 

Члены комиссии                                                                                                 А.А. Мокиенко                

                                                                                                 

                                                                                                                                 

                                                                                                                             А.Д. Растегаева

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны