Решение №ПК/1140/24 Решение от 27 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

 

27 февраля 2024 года

(изготовление решения в полном объеме)

26 февраля 2024 года

(оглашение резолютивной части) город Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Комиссия, Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

председатель Комиссии – <...>;

члены Комиссии: <...>; <...>;

рассмотрев дело № 011/05/28-69/2024, возбужденное в отношении ООО «Ломбард ЮС-585» (адрес места нахождения: г. Санкт-Петербург, Индустриальный пр-кт, д. 27, литер А, помещ. 70-Н, ОГРН 1117847134250, ИНН 7805550747, КПП 780601001) по факту распространения на витринах ювелирного магазина «585 Золотой», расположенного в ТЦ «Норд Хаус» по адресу: Республика Коми, г. Усинск, ул. Парковая, д. 8б, рекламы с признаками нарушения требований части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие ООО «Ломбард ЮС-585», надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, просившего рассмотреть дело в отсутствие представителя Общества,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России из ФАС России поступили для рассмотрения по существу материалы Центрального банка Российской Федерации, направленные по результатам мониторинга соблюдения части 3 статьи 28 Закона о рекламе (далее – материалы).

По результатам рассмотрения материалов было принято решение, в том числе о возбуждении дела № 011/05/28-69/2024 в отношении ООО «Ломбард ЮС-585» по признакам нарушения части 3 статьи 28 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № ПК/481/24 от 26.01.2024.

Из материалов дела № 011/05/28-69/2024 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В помещении ТЦ «Норд Хаус», расположенном по адресу: Республика Коми, г. Усинск, ул. Парковая, д. 8б, на витринах ювелирного магазина «585 Золотой» размещена, в том числе информация следующего содержания: «ЛОМБАРД 585 ЗОЛОТОЙ 3800 ₽ за первый грамм золота 585 пробы ставка 0,1 % в день для новых клиентов Оценка за первый грамм изделия из золота 585 пробы – 3800 рублей. Оценка за последующие граммы изделия из золота действует по прейскуранту ломбарда. Тариф доступен для клиентов, обратившихся за получением займа под залог изделий из золота 585 пробы, вес которых без вставок составляет от 3 грамм. Акция действует 1 раз на один залоговый билет. Сумма займа не может превышать сумму оценки заложенной вещи. Срок займа – 30 дней. Оплата процентов единовременно при погашении займа. Процентная ставка в день для новых клиентов – 0,1% в день, для иных клиентов ломбарда действует процентная ставка, установленная прейскурантом ломбарда, при этом процентная ставка в год – не более 123, 847% до 30.09.2023г. В период с 01.10.2023г. по 30.11.2023г. предельные значения полной стоимости займа не превысят величину, установленную Банком России на 4 квартал 2023 г. согласно Указанию Банка России от 01.04.2019г. № 5112-У. Предложение не является публичной офертой. Займы под залог ювелирных изделий предоставляет ООО «Ломбард ЮС-585». Тариф применяется к займам, выданным с 01.09.2023г. по 30.11.2023г.».

В соответствии с положениями, установленными пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в помещении ТЦ «Норд Хаус», на витринах ювелирного магазина «585 Золотой»;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – «ЛОМБАРД 585 ЗОЛОТОЙ», займу под залог изделий из золота, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Учитывая вышеизложенное, указанная информация является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).

Согласно пунктам 1, 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»:

- потребительский кредит (заем) – денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее – договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования;

- профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов – деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

В силу частей 1, 1.1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама является рекламой финансовых услуг.

Из материалов усматривается, что размещение рассматриваемой рекламы зафиксировано 09.11.2023.

23.10.2023 вступили в силу изменения в статью 28 Закона о рекламе, внесенные Федеральным законом от 24.07.2023 № 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Указанная норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

Таким образом, с 23.10.2023 в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержащей информацию о процентных ставках, должны также содержаться сведения о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа) (далее также – ПСК).

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении.

В силу понятия рекламы, содержащегося в статье 3 Закона о рекламе, реклама адресуется неопределенному кругу лиц, а не содержит индивидуализированную информацию, в том числе об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа).

Учитывая изложенное, а также положения части 4.1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», определяющей, что понимается под ПСК в денежном выражении, части 11 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», устанавливающей максимально возможное значение ПСК, часть 3 статьи 28 Закона о рекламе в редакции, вступившей в силу 23.10.2023, требует при указании в рекламе потребительского кредита (займа) процентной ставки также в такой рекламе указывать информацию о диапазонах значений ПСК в процентах годовых.

Указанная информация о диапазонах значений ПСК должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым указана процентная ставка.

При этом правила прочтения информации на русском языке предполагают прочтение информации сверху вниз и слева направо.

Таким образом, информация о диапазонах значений ПСК должна быть приведена в указанной рекламе выше и (или) левее, чем информация о процентной ставке.

В рассматриваемой рекламе указано: «ставка 0,1 % в день для новых клиентов … Процентная ставка в день для новых клиентов – 0,1% в день, … процентная ставка в год – не более 123, 847% до 30.09.2023г. В период с 01.10.2023г. по 30.11.2023г. предельные значения полной стоимости займа не превысят величину, установленную Банком России на 4 квартал 2023 г. согласно Указанию Банка».

Таким образом, в рассматриваемой рекламе содержится указание процентной ставки, однако до предоставления информации о процентной ставке диапазоны значений ПСК в рекламе не указаны.

В связи с чем, рассматриваемая реклама распространена с нарушением требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу пункта 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Ломбард ЮС-585».

Согласно письменным пояснениям, представленным ООО «Ломбард ЮС-585» в материалы рекламного дела, ООО «Ломбард ЮС-585» предоставляло заём под залог ювелирных изделий, определило объект рекламирования и привело информацию об оказываемой услуге в готовую для распространения форму; ООО «Ломбард ЮС-585» является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Как пояснило ООО «Ломбард ЮС-585», должностное лицо Общества, ответственное за проведение рекламных и маркетинговых кампаний, уведомило генерального директора о необходимости проведения рекламной акции и подготовило макет рекламы; реклама была утверждена 25.08.2023 должностным лицом в индивидуальном порядке; 01.09.2023 реклама была размещена в магазине; период распространения рекламы – с 01.09.2023 по 10.11.2023, территория распространения: Республика Коми, г. Усинск, ул. Парковая, д. 8б, ТЦ «Норд Хаус».

ООО «Ломбард ЮС-585» указало, что на момент утверждения рассматриваемой рекламы (25.08.2023) она соответствовала действовавшей норме части 3 статьи 28 Закона о рекламе. Ввиду внесения изменений в законодательство о рекламе, на объект, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Усинск, ул. Парковая, д. 8б, ТЦ «Норд Хаус», был направлен приказ о демонтаже рекламы (копия приказа от 23.10.2023 приложена). Однако, как указывает ООО «Ломбард ЮС-585», из-за технических особенностей установки рекламы и необходимости аккуратно в связи с техникой безопасности снять рекламу с креплений, демонтаж рекламы был задержан и осуществлен 10.11.2023.

Как указывает ООО «Ломбард ЮС-585», Общество не имело намерения распространять рекламу, нарушающую требования действующего законодательства; и юридическое лицо, и уполномоченное должностное лицо предприняли все действия для соблюдения Закона о рекламе.

ООО «Ломбард ЮС-585» пояснило, что должностным лицом, ответственным за контроль соблюдения Обществом законодательства о рекламе, является <...>.

В материалы рекламного дела представлены копии трудового договора № <...> от <...>, приказа № <...> от <...> о приеме на работу, должностной инструкции заместителя генерального директора.

Согласно должностной инструкции в должностные обязанности <...> входит, в том числе: руководство рекламными кампаниями и программами продвижения товаров и услуг; контроль за разработкой и реализацией рекламных и маркетинговых акций и кампаний; контроль соответствия рекламных материалов требованиям действующего законодательства.

Также в материалы рекламного дела представлены письменные пояснения <...> об обстоятельствах размещения рекламы, аналогичные пояснениям ООО «Ломбард ЮС-585», приведенным выше.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе произошло по вине ООО «Ломбард ЮС-585» и должностного лица Общества – <...>.

Обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ООО «Ломбард ЮС-585» и должностным лицом Общества<...> требований рекламного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ими всех зависящих от них мер по соблюдению требований рекламного законодательства, не усматривается.

Таким образом, ООО «Ломбард ЮС-585» и <...> нарушены требования части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рассматриваемая реклама, нарушающая требования части 3 статьи 28 Закона о рекламе, распространялась на территории г. Усинска Республики Коми в период с 23.10.2023 по 10.11.2023.

Из письменных пояснений, представленных ООО «Ломбард ЮС-585» в материалы рекламного дела, следует, что в настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется.

Вместе с тем документы, подтверждающие прекращение распространения рассматриваемой рекламы в материалы дела Обществом не представлены. На дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Ломбард ЮС-585» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42 – 47, 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу, распространенную посредством размещения на витринах ювелирного магазина «585 Золотой», расположенного в ТЦ «Норд Хаус» по адресу: Республика Коми, г. Усинск, ул. Парковая, д. 8б, следующего содержания: «ЛОМБАРД 585 ЗОЛОТОЙ 3800 ₽ за первый грамм золота 585 пробы ставка 0,1 % в день для новых клиентов Оценка за первый грамм изделия из золота 585 пробы – 3800 рублей. Оценка за последующие граммы изделия из золота действует по прейскуранту ломбарда. Тариф доступен для клиентов, обратившихся за получением займа под залог изделий из золота 585 пробы, вес которых без вставок составляет от 3 грамм. Акция действует 1 раз на один залоговый билет. Сумма займа не может превышать сумму оценки заложенной вещи. Срок займа – 30 дней. Оплата процентов единовременно при погашении займа. Процентная ставка в день для новых клиентов – 0,1% в день, для иных клиентов ломбарда действует процентная ставка, установленная прейскурантом ломбарда, при этом процентная ставка в год – не более 123, 847% до 30.09.2023г. В период с 01.10.2023г. по 30.11.2023г. предельные значения полной стоимости займа не превысят величину, установленную Банком России на 4 квартал 2023 г. согласно Указанию Банка России от 01.04.2019г. № 5112-У. Предложение не является публичной офертой. Займы под залог ювелирных изделий предоставляет ООО «Ломбард ЮС-585». Тариф применяется к займам, выданным с 01.09.2023г. по 30.11.2023г.», ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

2. Выдать ООО «Ломбард ЮС-585» (ОГРН 1117847134250, ИНН 7805550747, КПП 780601001) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Ломбард ЮС-585» (ОГРН 1117847134250, ИНН 7805550747, КПП 780601001) и <...> дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 27 февраля 2024 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

______________ <...>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________ <...>

 

 

 

 

 

_______________ <...>

 

Связанные организации

ООО «Ломбард ЮС-585»
ИНН 7805550747, ОГРН 1117847134250