Постановление №АГ/3387/24 Постановление от 7 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

12


 

Постановление


 

 

<...>

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 011/04/14.3-475/2024

об административном правонарушении

 

Дата и место рассмотрения дела - 06 июня 2024 года, г. Сыктывкар

 

<...> Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России), адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <...>, рассмотрев 06.06.2024 протокол от 22.05.2024 и материалы об административном правонарушении № 011/04/14.3-475/2024 о совершении <...> общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Гостевой займ» <...>, административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Настоящее дело возбуждено протоколом Коми УФАС России от 22.05.2024, составленным в отсутствие <...>, надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в присутствии посредством видеоконференцсвязи защитников должностного лица <...> действующих на основании доверенности.

Определением Коми УФАС России от 22.05.2024 № ПК/3014/24 рассмотрение дела № 011/04/14.3-475/2024 назначено на 06.06.2024 в 14 часов 10 минут.

Копии протокола об административном правонарушении и определения от 22.05.2024 № ПК/3014/24 Коми УФАС России направлены в адрес <...> по адресу места жительства, а также по месту работы.

<...> письмами от 23.05.2024 (вх. № 5169-эп/24 от 23.05.2024), от 28.05.2024 (вх. № 5308-эп/24 от 28.05.2024) заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в присутствии представителей <...>.

Административное дело рассмотрено 06.06.2024 в отсутствие<...>, надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в присутствии посредством видеоконференцсвязи защитников <...> действующих на основании доверенности.

Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитникам <...> разъяснены, отводов при рассмотрении административного дела не поступало.

<...> письмом от 26.04.2024 (вх. № 4324-эп/24 от 26.04.2024) заявлены ходатайства о признании административного правонарушения малозначительным, о назначении ей наказания в виде предупреждения и о прекращении производства по делу об административном правонарушении ввиду истечения срок давности, которые были поддержаны ее защитниками при рассмотрении настоящего дела. Определением Коми УФАС России от 06.06.2024 в удовлетворении заявленных ходатайств о признании административного правонарушения малозначительным, о прекращении производства по делу об административном правонарушении ввиду истечения срока давности привлечения, отказано.

Иных ходатайств не поступало.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела должностным лицом Коми УФАС России установлено следующее.

В Коми УФАС России из ФАС России поступили для рассмотрения по существу материалы Центрального банка Российской Федерации, направленные по результатам мониторинга соблюдения части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) (далее – материалы).

По результатам рассмотрения материалов было принято решение о возбуждении дела № 011/05/28-74/2024 в отношении ООО МКК «Гостевой займ» (далее также Общество) по признакам нарушения части 3 статьи 28 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № ПК/540/24 от 30.01.2024. Определением № ПК/1055/24 от 21.02.2024 срок рассмотрения продлён до 30.04.2024.

Из материалов рекламного дела № 011/05/28-74/2024 (далее – рекламное дело) установлено нижеследующее.

В помещении, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 53Б, на двери размещена следующая информация: «ЗАЙМЫ ВЫГОДНО микрокредитование пн вт ср чт пт 10-19 обед 14:00 – 15:00 сб вс 10:00 – 18:00 ДЕНЬГИ НЕДЕЛЯ бесплатно ДЕНЬГИ работающим ДЕНЬГИ для друзей ДЕНЬГИ пенсионерам ДЕНЬГИ в день рождения онлайн заявка www. rostfinance. com Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Госзайм» 169912, Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 53Б ТЦ «Содружество», 1 этаж +79121125828 ОГРН 1112932006879 ИНН/КПП 2902072310/290201001 Регистрационный номер записи в государственном реестре МФО № 2120229001602 Юридический адрес: 164522, г. Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Трухинова, д. 6А,пом. 3-Н Займы наличными денежными средствами предоставляет ООО МКК «Госзайм» Внесено в государственный реестр МФО за № 2120229001602от 07.06.2012. *Условия, влияющие на стоимость займа «7 дней в подарок»: для работающих граждан РФ в возрасте от 18 до 75 лет, ранее не заключавших договоры займа, сумма займа от 100 до 30 000 рублей, на срок от 21 до 30 дней, при этом с 1 по 14 день и с 22 дня процентная ставка 0.8% в день годовых), с 15 по 21 день – проценты не начисляются. При досрочном погашении займа и в случае пропуска срока возврата применяется процентная ставка 0.8% в день годовых). Бесплатная горячая линия 8 800 250 72 71».

В соответствии с положениями, установленными пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в помещении, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 53Б;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – займам, ООО МКК «Гостевой займ», формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Учитывая вышеизложенное, указанная информация является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).

Из материалов установлено, что размещение рассматриваемой рекламы зафиксировано 29.10.2023.

Согласно пунктам 1, 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»:

- потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования;

- профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама является рекламой финансовых услуг.

23.10.2023 вступили в силу изменения в статью 28 Закона о рекламе, внесенные Федеральным законом от 24.07.2023 № 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Указанная норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

Таким образом, с 23.10.2023 в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержащей информацию о процентных ставках, должны также содержаться сведения о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа) (далее также – ПСК).

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении.

В силу понятия рекламы, содержащегося в статье 3 Закона о рекламе, реклама адресуется неопределенному кругу лиц, а не содержит индивидуализированную информацию, в том числе об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа).

Учитывая изложенное, а также положения части 4.1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», определяющей, что понимается под ПСК в денежном выражении, части 11 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», устанавливающей максимально возможное значение ПСК, часть 3 статьи 28 Закона о рекламе в редакции, вступившей в силу 23.10.2023, требует при указании в рекламе потребительского кредита (займа) процентной ставки также в такой рекламе указывать информацию о диапазонах значений ПСК в процентах годовых.

Указанная информация о диапазонах значений ПСК должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым указана процентная ставка.

При этом правила прочтения информации на русском языке предполагают прочтение информации сверху вниз и слева направо.

Таким образом, информация о диапазонах значений ПСК должна быть приведена в указанной рекламе выше и (или) левее, чем информация о процентной ставке.

В рассматриваемой рекламе отсутствуют диапазоны значений ПСК.

В связи с чем, рассматриваемая реклама распространена с нарушением требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу пункта 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Из материалов рекламного дела установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО МКК «Гостевой займ».

Согласно письменным пояснениям, представленным ООО МКК «Гостевой займ» в материалы рекламного дела, рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО МКК «Гостевой займ», рекламопроизводителем является ООО «Копир». Рассматриваемая реклама была изготовлена 09.11.2018. В связи с тем, что рассматриваемая реклама была размещена в 2018 году содержание рекламы соответствовало требованиям закона на момент её размещения. На момент предоставления ответа рассматриваемая реклама демонтирована. Рассматриваемая реклама размещалась только в г. Воркуте по ул. Ленина д. 53Б.

ООО МКК «Гостевой займ» в письменных пояснениях указало, что согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2023 N 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (в редакции настоящего Федерального закона), статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции настоящего Федерального закона) и статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к договорам потребительского кредита (займа) (в том числе к договорам потребительского кредита (займа), обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой), заключенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также к договорам потребительского кредита (займа) (в том числе к договорам потребительского кредита (займа), обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой), заключенным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае внесения в них изменений, предусматривающих увеличение процентной ставки по потребительскому кредиту (займу), или изменений, в результате которых индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа) соответствуют категории потребительского кредита (займа), отличной от категории потребительского кредита (займа), которой соответствовал такой потребительский кредит (заем) до изменения договора потребительского кредита (займа), или уплаты заемщиком платежей, указанных в пункте 3 части 4 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (в редакции настоящего Федерального закона), установленных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, по мнению ООО МКК «Гостевой займ», изменения, вступившие в законную в силу в часть 3 статьи 28 Закона о рекламе, распространяются только в отношении договоров займа, заключенных после 23.10.2023. Следовательно, на договоры займов, заключенных до 23.10.2023, новые требования части 3 статьи 28 Закона о рекламе не распространяются. При этом Федеральный закон от 24.07.2023 N 359-ФЗ не содержит указание на то, что ранее размещенная реклама в отношении договоров займа, заключенных до 23.10.2023, подлежит удалению. Рассматриваемая реклама была направлена на заемщиков, заключивших договор займа до 23.10.2023.

Также ООО МКК «Гостевой займ» в письменных пояснениях указывает, что согласно части 4.1 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» размещение в местах оказания услуг и на официальном сайте кредитора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии) информации о процентных ставках в процентах годовых, указанной в пункте 8 части 4 настоящей статьи, допускается при совместном размещении с указанной в пункте 10 части 4 настоящей статьи информацией о диапазоне значений полной стоимости потребительского кредита (займа) одинаковым по размеру шрифтом. Любая информация, доводимая кредитором до заемщика, должна соответствовать информации, указанной в части 4 настоящей статьи.

Таким образом, по мнению ООО МКК «Гостевой займ», информация о ПСК должна быть в обязательном порядке размещена только внутри офиса – в месте оказания услуг. Размещение информации на двери помещения не является местом оказания услуг. В офисе ООО МКК «Гостевой займ», расположенном по адресу: г. Воркута, ул. Ленина, д. 53Б, была размещена информация, соответствующая требованиям закона, вступившим в законную силу 23.10.2023.

Оценив указанные доводы ООО МКК «Гостевой займ», Комиссия сочла их несостоятельными ввиду следующего.

Как указывалось ранее, 23.10.2023 вступили в силу изменения в статью 28 Закона о рекламе, внесенные Федеральным законом от 24.07.2023 № 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Указанная норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

Таким образом, с 23.10.2023 в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержащей информацию о процентных ставках, должны также содержаться сведения о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа).

Распространение реклам без указания сведений о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа) является нарушением требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Статьей 28 Закона о рекламе регламентирован порядок распространение реклам финансовых услуг, а не порядка заключения договоров займа.

Таким образом, реклама, распространяемая после 23.10.2023, должна соответствовать требованиям, указанным в части 3 статьи 28 Закона о рекламе (в новой редакции) независимо от даты заключения договоров займов ООО МКК «Гостевой займ».

Как указывалось ранее, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку.

Такая информация может быть размещена в средствах массовой информации или иных общедоступных местах (например, на рекламных конструкциях), где она в силу способа своего размещения адресуется любым лицам.

Исходя из вышеизложенного, Законом о рекламе не установлены требования к месту распространения рекламы.

В рассматриваемом случае реклама распространена посредством размещения в помещении, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 53Б, адресована неопределенному кругу лиц, а также направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – займам, ООО МКК «Гостевой займ», формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Поскольку рассматриваемая реклама размещена в общедоступном месте и адресована неопределенному кругу лиц, она должна размещаться в соответствии с требованиями Закона о рекламе, в том числе в соответствии с требованиями, установленными частью 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как пояснило ООО МКК «Гостевой займ», в Обществе отсутствует специально назначенное должностное лицо, ответственное за контроль и распространение рекламной информации. Обязанность по проверке рекламы, информационных вывесок возложена на<...> ООО МКК «Гостевой займ» приказами ООО МКК «Гостевой займ» № 47 от 13.10.2022, № 86 от 01.08.2023.

Согласно письменным пояснениям, представленным ООО МКК «Гостевой займ» в материалы рекламного дела, с 15.09.2023 <...> являлась <...> ООО МКК «Гостевой займ» по совместительству по Республике Коми.

ООО МКК «Гостевой займ» в материалы рекламного дела представлены копии приказа ООО МКК «Гостевой займ» от 15.09.2023 № 168 о приеме работника на работу, трудового договора № 141 от 01.12.2023, должностной инструкции <...>, объяснения <...>.

Согласно пунктам 6, 13 раздела 2 должностной инструкции региональный управляющий обязан участвовать в продвижении финансовых услуг организации, в том числе в проведении промо-акций, распространении листовок, расклеивании объявлений, осуществлять мониторинг различных видов рекламы, используемых в подконтрольных ему обособленных подразделениях, оценивать их эффективность, вносить предложения по их использованию, собирать сведения о видах рекламы и рекламных акциях, используемых конкурентами.

Выполнять отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

В соответствии с пунктом 1 раздела 4 должностной инструкции Региональный управляющий несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

Таким образом, должностным лицом, ответственным за соблюдение ООО МКК «Гостевой займ» законодательства о рекламе в рассматриваемом случае, являлась <...>.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе произошло, в том числе по вине должностного лица Общества – <...>.

Обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения <...> требований рекламного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ей всех зависящих от неё мер по соблюдению требований рекламного законодательства, не усматривается.

Таким образом, <...> нарушены требования части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Решением Комиссии № ПК/2105/24 от 09.04.2024 реклама, размещенная в помещении, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 53Б, на двери, следующего содержания: «ЗАЙМЫ ВЫГОДНО микрокредитование пн вт ср чт пт 10-19 обед 14:00 – 15:00 сб вс 10:00 – 18:00 ДЕНЬГИ НЕДЕЛЯ бесплатно ДЕНЬГИ работающим ДЕНЬГИ для друзей ДЕНЬГИ пенсионерам ДЕНЬГИ в день рождения онлайн заявка www. rostfinance. com Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Госзайм» 169912, Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 53Б ТЦ «Содружество», 1 этаж +79121125828 ОГРН 1112932006879 ИНН/КПП 2902072310/290201001 Регистрационный номер записи в государственном реестре МФО № 2120229001602 Юридический адрес: 164522, г. Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Трухинова, д. 6А,пом. 3-Н Займы наличными денежными средствами предоставляет ООО МКК «Госзайм» Внесено в государственный реестр МФО за № 2120229001602от 07.06.2012. *Условия, влияющие на стоимость займа «7 дней в подарок»: для работающих граждан РФ в возрасте от 18 до 75 лет, ранее не заключавших договоры займа, сумма займа от 100 до 30 000 рублей, на срок от 21 до 30 дней, при этом с 1 по 14 день и с 22 дня процентная ставка 0.8% в день годовых), с 15 по 21 день – проценты не начисляются. При досрочном погашении займа и в случае пропуска срока возврата применяется процентная ставка 0.8% в день годовых). Бесплатная горячая линия 8 800 250 72 71», признана ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно частям 1, 2 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

В силу части 6 статьи 14.3 КоАП РФ (в редакции, действующей с 17.04.2024) распространение кредитной организацией или микрофинансовой организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, с нарушением требований, указанных в части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона шестисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 17 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Поскольку норма части 6 статьи 14.3 КоАП РФ (в редакции, действующей с 17.04.2024) не улучшает положение <...>, совершившей административное правонарушение, в рассматриваемом случае <...> подлежит привлечению к ответственности в соответствии с требованиями части 1 статьи 14.3 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения).

С учётом изложенного, <...> допустила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Время совершения административного правонарушения: с 23.10.2023 по 14.02.2024.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, срок давности привлечения <...>. к административной ответственности в связи с распространением рассматриваемой рекламы на дату рассмотрения настоящего дела не истек.

Место совершения административного правонарушения: Республика Коми, г. Воркута.

<...>. письмами от 26.04.2024 (вх. № 4324-эп/24 от 26.04.2024), от 23.05.2024 (вх. № 5168-эп/24 от 23.05.2024) представлены письменные возражения.

По мнению <...>, рассматриваемая реклама была размещена ООО МКК «Гостевой займ» 09.11.2018. После возбуждения рекламного дела рассматриваемая рекламы была удалена. На основании изложенного, <...>считает, что срок привлечения к административной ответственности за вменяемое нарушение истек.

Указанный довод <...> является несостоятельным ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1.1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Материалами рекламного, административного дел установлен факт совершения ООО МКК «Гостевой займ» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, выразившегося в распространении ООО МКК «Гостевой займ» в период с 23.10.2023 по 14.02.2024 рассматриваемой рекламы с нарушением требований части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Таким образом, срок давности привлечения <...> к административной ответственности в связи с распространением рассматриваемой рекламы не истек.

Также <...>. указывает, что из материалов следует, что размещение рассматриваемой рекламы зафиксировано 29.10.2023. Согласно материалам 23.10.2023 вступили в силу изменения в статью 28 Закона о рекламе, внесенные Федеральным законом от 24.07.2023 № 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». С даты вступления в силу изменений (23.10.2023) по 29.10.2023 (фиксация ненадлежащей рекламы) прошел небольшой промежуток времени. Следовательно ООО МКК «Гостевой займ» и <...> фактически были допущены незначительные нарушения. Общество и <...> не могли принять по всем своим обособленным подразделениям меры по проверке всей рекламы ввиду отдаленности места жительства <...>.

Указанный довод <...> является несостоятельным ввиду следующего.

23.10.2023 вступили в силу изменения в статью 28 Закона о рекламе, внесенные Федеральным законом от 24.07.2023 № 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Таким образом, с 23.10.2023 реклама, распространяемая ООО МКК «Гостевой займ», должна соответствовать действующим требованиям законодательства о рекламе.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из материалов рекламного дела установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО МКК «Гостевой займ».

Таким образом, ответственность за контроль соответствия распространяемой рекламы требованиям рекламного законодательства возложена на рекламодателя - ООО МКК «Гостевой займ».

Факт совершения ООО МКК «Гостевой займ» административного правонарушения подтверждается материалами рекламного и административного дел.

Изменение действующего законодательства не исключает ответственности ООО МКК «Гостевой займ» по контролю за соответствием рассматриваемой рекламы требованиям рекламного законодательства.

Согласно приказу № 168 от 15.09.2023 <...> принята на работу в ООО МКК «Гостевой займ» на должность <...> (работа по совместительству).

В соответствии с пунктами 6, 13 раздела 2 должностной инструкции <...> обязан участвовать в продвижении финансовых услуг организации, в том числе в проведении промо-акций, распространении листовок, расклеивании объявлений, осуществлять мониторинг различных видов рекламы, используемых в подконтрольных ему обособленных подразделениях, оценивать их эффективность, вносить предложения по их использованию, собирать сведения о видах рекламы и рекламных акциях, используемых конкурентами.

Выполнять отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

В соответствии с пунктом 1 раздела 4 должностной инструкции <...> несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

Таким образом, должностным лицом, ответственным за соблюдение ООО МКК «Гостевой займ» законодательства о рекламе в рассматриваемом случае, являлась <...>.

Из материалов дела следует, что распространение рассматриваемой рекламы зафиксировано 29.10.2023. Факт распространения рассматриваемой рекламы в период с 23.10.2023 по 14.02.2024 подтверждается материалами рекламного, административного дел.

Таким образом, довод <...> о том, что факт распространения рассматриваемой рекламы имел место только с 23.10.2023 по 29.10.2023 не находит своего подтверждения.

Из материалов рекламного дела не усматривается, что <...> были предприняты все зависящие от неё меры по недопущению нарушения части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО МКК «Гостевой займ» основным видом деятельности ООО МКК «Гостевой займ» является «Деятельность микрофинансовая».

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена ООО МКК «Гостевой займ» с целью получения прибыли от его экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности, и целям уставной деятельности Общества.

ООО МКК «Гостевой займ» является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельностью. Следовательно, отсутствие у ООО МКК «Гостевой займ» ресурсов по осуществлению контроля соответствия реклам, размещаемым ООО МКК «Гостевой займ», являются предпринимательскими рисками Общества.

Оценка иным доводам <...>, представленным в материалы административного дела, была дана ранее при рассмотрения рекламного дела № 011/05/28-74/2024.

Также <...> просит учесть в ходе рассмотрения дела положения части 4 статьи 2.1 КоАП РФ, а также части 5 статьи 2.1 КоАП РФ.

Согласно части 4 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

Вместе с тем, положения пункта 4 статьи 2.1 КоАП РФ освобождает от административной ответственности юридических лиц за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности, тогда как дело № 011/04/14.3-475/2024 об административном правонарушении возбуждено и рассматривается в отношении должностного лица ООО МКК «Гостевой займ».

На основании изложенного, применение положений, установленных частью 4 статьи 2.1 КоАП РФ в отношении <...>, не представляется возможным.

В соответствии с частью 5 статьи 2.1 КоАП РФ если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности.

Коми УФАС России установлено, что на момент рассмотрения настоящего административного дела ООО МКК «Гостевой займ», совершившему административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, должностным лицом которого является <...>, не привлечено к административно ответственности.

Таким образом, применение положений, установленных частью 5 статьи 2.1 КоАП РФ, не представляется возможным.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из материалов административного и рекламного дел следует, что у <...> имелась возможность для соблюдения требований, установленных ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, однако из имеющихся в рекламном и административном делах материалов не усматривается, что все зависящие от неё меры к соблюдению требований рекламного законодательства её были приняты.

В связи с чем, обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения<...> требований рекламного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ей всех зависящих от неё мер по соблюдению требований рекламного законодательства, не усматривается.

Таким образом, вина <...> в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является установленной.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность<...>: оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, совершение правонарушения впервые, наличие малолетних детей.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является формальным и не требует материально-правовых последствий содеянного.

Сравнительный анализ санкций, содержащихся в КоАП РФ, свидетельствует о том, что нарушение законодательства о рекламе обладает высокой степенью общественной опасности.

В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, защита общества и государства от административных правонарушений, предупреждение административных правонарушений.

Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Требования законодательства о рекламе к рекламе финансовых услуг, а также установление в ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений.

Каких-либо обстоятельств, характеризующих случай нарушения <...> как исключительный, не установлено, а <...> таковых не приведено.

Оценив фактические обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, должностное лицо пришло к выводу о том, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в отсутствии должной предусмотрительности и пренебрежительном отношении <...> к исполнению своих публично-правовых обязанностей и несоблюдении требований ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

В связи с изложенным, рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

<...> письмом от 26.04.2024 (вх. № 4324-эп/24 от 26.04.2024) заявлено, в том числе ходатайство о назначении ей наказания в виде предупреждения.

Должностное лицо Коми УФАС России, рассмотрев вышеуказанное ходатайство, приходит к выводу о его удовлетворении ввиду следующего.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 15.21, 15.27.3, 15.30, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.

Отсутствие хотя бы одного из приведенных условий исключает предусмотренную статьей 4.1.1 КоАП РФ возможность замены назначенного постановлением административного органа административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

В Коми УФАС России документы, свидетельствующие о причинении вреда или возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о наличии имущественного ущерба в результате совершенного административного правонарушения, отсутствуют.

Помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.

Вместе с тем в соответствии с положениями части 1 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения и которое уплатило административный штраф до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.

Кроме того, как это следует из части 1 статьи 31.9 КоАП РФ, постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Таким образом, истечение сроков, указанных в статьях 4.6 и 31.9 КоАП РФ, в период течения которых лицо считается подвергнутым административному наказанию по одному или нескольким административным правонарушениям, исключает возможность учета таких административных правонарушений в качестве основания, препятствующего применению взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Указанная правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2018 № 303-АД18-5207, от 17.10.2023 № 307-ЭС23-10623.

В Коми УФАС России отсутствуют доказательства того, что в течение года, предшествующего дате вынесения настоящего постановления, <...> была подвергнута административному наказанию, в том числе по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. 

Соответственно, <...>можно считать впервые совершившей административное правонарушение. Таким образом, усматриваются обстоятельства для замены административного штрафа на предупреждение. В связи с чем, ходатайство<...> в части назначение ей административного наказания в виде предупреждения подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного <...> административного правонарушения, личность <...>, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, сведений об имущественном положении <...> подтверждённых справкой о доходах и суммах налога физического лица за 2024 год, в соответствии со статьями 4.1, 4.1.1, 4.2, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать <...> виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

2. Назначить <...> административное наказание в виде предупреждения.

В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

 

 

<...>  

 

 

 

 

 

<...>

 

2024-3862

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны