Решение (комиссия) №ОД/6296/23 Решение № РНП-11-202 от 06.10.2023 от 11 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
(внеплановая проверка № 011/06/99-844/2023)

 

 

06 октября 2023 года                                                                                      № РНП-11-202

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок в составе: <.......> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Министерства здравоохранения Республики Коми (далее - заказчик) № 010720000010000006 от 29.09.2023 (вх. № 6697/23 от 29.09.2023) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью «МедГарант» (далее - ООО «МедГарант») в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта № 0307200030623000555 от 04.04.2023 на поставку аппарата рентгенографического палатного передвижного, цифрового, планируемого к приобретению в рамках реализации мероприятий развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации в 2023 году (реестровый номер контракта: 2110148649123000097), заключенного с ООО «МедГарант» по результатам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона (извещение № 0307200030623000555),

при участии в заседании:

- <.......>, представителя ООО «МедГарант» по доверенности от 14.09.2023, (посредством веб-конференции);

- <.......>, представителя Министерства здравоохранения Республики Коми по доверенности от 20.03.2023 № 32/01-13,

УСТАНОВИЛА:

Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Министерством здравоохранения Республики Коми в Коми УФАС России представлено обращение о включении информации об ООО «МедГарант» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта № 0307200030623000555 от 04.04.2023 на поставку аппарата рентгенографического палатного передвижного, цифрового, планируемого к приобретению в рамках реализации мероприятий развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации в 2023 году (далее - обращение).

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее -Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

Министерство здравоохранения Республики Коми, ООО «МедГарант» надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

В связи с поступившим от ООО «МедГарант» ходатайством (вх. № 6884-эп/23 от 06.10.2023) о предоставлении возможности участия в заседании Комиссии по рассмотрению обращения посредством ВКС, рассмотрение указанного обращения проведено в формате веб-конференции c использованием бесплатного сервиса для видеосвязи TrueConf.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам:

1. 14.03.2023 уполномоченным учреждением - ГКУ РК «ЦОО и ПТ», наделенным в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 04.02.2022 № 45 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Коми» функциями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми, в том числе путем проведения электронных аукционов, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307200030623000555, с содержащимися при нем электронными документами.

Заказчиком закупки явилось Министерство здравоохранения республики Коми.

Наименование объекта закупки – «Поставка аппарата рентгенографического палатного передвижного, цифрового, планируемого к приобретению в рамках реализации мероприятий развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации в 2023 году».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 9 070 000,00 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок - 23.03.2023 07:00.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 23.03.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 27.03.2023.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.03.2023 № 0307200030623000555, электронный аукцион в соответствии в пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе признан несостоявшимся по причине подачи на участие в закупке только одной заявки (идентификационным номер заявки 113814773 (ООО «МедГарант»).

2. По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.03.2023 № 0307200030623000555, между Министерством здравоохранения Республики Коми и ООО «МедГарант» (далее – Поставщик) 04.04.2023 заключен государственный контракт № 0307200030623000555 от 04.04.2023 (далее — Контракт, контракт от 04.04.2023).

Согласно пункту 1.1 Контракта Поставщик обязался в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку аппарата рентгенографического палатного передвижного, цифрового, планируемого к приобретению в рамках реализации мероприятий развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации в 2023 году (ОКПД2 - 26.60.11.113) (далее – Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение № 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Товара, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Получателя, эксплуатирующих Товар и специалистов Получателя, осуществляющих техническое обслуживание Товара, правилам эксплуатации и технического обслуживания Товара в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Товара (далее - Услуги), а Заказчик обязался в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар и надлежащим образом оказанные Услуги.

В соответствии со Спецификацией (приложение № 1 к Контракту) поставке подлежит следующий товар: Аппарат рентгеновский передвижной «MobileArt» с принадлежностями, вариант исполнения MobileArt Evolution.

Цена Контракта, согласно пункту 2.2, составила 9 070 000 (девять миллионов семьдесят тысяч) руб. 00 коп., НДС не облагается.

В силу пункта 4.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком в место доставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение № 3 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в срок не более 120 дней с момента заключения Контракта.

Согласно пунктам 12.1 - 12.3, 12.5-12.6 Контракт является одноэтапным, вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 31 декабря 2023 года, а в части оплаты и гарантийных обязательств – до полного исполнения обязательств Сторонами.

При исполнении контракта на поставку товаров, указанных в приложении к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 года № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров, указанных в приложении к приказу, будет являться государство - член Евразийского экономического союза.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 года № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» при исполнении Контракта замена радиоэлектронной продукции на радиоэлектронную продукцию, страной происхождения которой не являются государства - члены Евразийского экономического союза, не допускается.

Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.

3. Как следует из материалов обращения, контракт от 04.04.2023 расторгнут Министерством здравоохранения Республики Коми в одностороннем порядке 26.09.2023.

Причиной принятия Министерством здравоохранения Республики Коми 14.09.2023 решения об одностороннем отказе от исполнения такого контракта послужило неисполнение ООО «МедГарант» взятых на себя обязательств по контракту от 04.04.2023.

Так, по условиям Контракта Поставщик обязался поставить аппарат рентгенографический палатный передвижной, цифровой в срок не более 120 дней с момента заключения Контракта, то есть не позднее 02.08.2023.

На требование Министерства здравоохранения Республики Коми от 28.07.2023 № 16040/01-21 об указании планируемой даты поставки товара, ООО «МедГарант» сообщено о возникновении непредвиденных и независящих от него обстоятельств, препятствующих исполнению обязательства по поставке товара в сроки, определенные в Контракте.

Поставщиком пояснено, что оборудование находится на складе производителя в Германии, при этом, в связи с санкционными ограничениями, для вывоза на территорию Российской Федерации требуется оформление разрешения Таможенной службы Германии на вывоз оборудования, процедура которой занимает продолжительное время. Точное время выдачи данного разрешения Поставщику и Производителю неизвестно, но по заверению контролирующего органа таможни Германии заявка Производителя находится на рассмотрении и в ближайшее время будет обработана.

В письме от 16.08.2023 № 278 ООО «МедГарант» сообщено о том, что общество не отказывается от исполнения контракта и всеми возможными силами и средствами старается надлежаще исполнить взятые на себя обязательства по контракту, одновременно гарантирует поставку товара в полном объеме в соответствии со спецификацией и обязуется информировать Заказчика о любых изменениях о ходе выполнения своих обязательств в рамках государственного контракта.

Приняв во внимание информацию, поступившую от Поставщика, о невозможности вывоза оборудования, находящегося на складе Производителя в Германии, в связи с санкционными ограничениями, Заказчиком, руководствуясь пунктом 2 статьи 523 Гражданского Кодекса Российской Федерации, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктом 12.6 Контракта, 14.09.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 04.04.2023.

4. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Решение от 14.09.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта № 0307200030623000555 от 04.04.2023 Министерством здравоохранения Республики Коми размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 14.09.2023.

Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

В ходе обзора официального сайта единой информационной системы установлено, что датой поступления поставщику указанного выше решения является дата – 14.09.2023.

Согласно пункту 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, датой надлежащего уведомления ООО «МедГарант» об одностороннем отказе от исполнения контракта следует считать дату – 14.09.2023.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта такой контракт считается расторгнутым.

Десятый день с даты надлежащего уведомления ООО «МедГарант» об одностороннем отказе от исполнения контракта выпал на дату 24.09.2023 (воскресенье).

В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, принимая во внимание толкование части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой вступления в силу решения заказчика от 14.09.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта № 0307200030623000555 от 04.04.2023, а также датой расторжения контракта является – 26.09.2023.

4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.

Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном умышленном нарушении сроков поставки товара (выполнения работ оказания услуг), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 15 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Согласно пояснениям ООО «МедГарант», представленным в материалы обращения, а также озвученным в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России представителем общества, поставке подлежало оборудование производителя Shimadzu Corporation (Япония). Между тем, Япония с 03 февраля 2023 года запретила экспорт в Россию вакцин, медицинского оборудования и роботов.

Обществом была предпринята попытка приобретения товара в Германии. Однако товар в запланированные сроки вывезти из Германии не удалось в связи с санкционными ограничениями.

Так, ООО «МедГарант» отмечено, что в целях исполнения контракта № 0307200030623000555 от 04.04.2023, между обществом и ООО «СаФайр-Мед» 04.04.2023 был заключен договор № 32-СМ-23 на поставку медицинского оборудования, а именно Аппарата рентгеновского передвижного «MobileArt» с принадлежностями, в исполнении: MobileArt Evolution (пр-ва «Шимадзу Корпорейшн», Япония).

Платежным поручением № 3045 от 11.04.2023 поставщику - ООО «СаФайр-Мед» произведена предоплата в размере 10% цены Товара (500 652,00 руб.).

В письме от 28.06.2023 № 13 7/23 ООО «СаФайр-Мед» сообщено ООО «МедГарант», что Аппарат рентгеновский передвижной «MobileArt» с принадлежностями, в исполнении: MobileArt Evolution по договору № 32-СМ-23 от 04.04.2023 находится на складе Производителя в Германии и готов к отгрузке.

При этом отмечено, что поставка продукции Shimadzu в Россию осуществляется через европейское подразделение компании Shimadzu- Shimadzu Evropa GmbH. Заказ был размещен обществом 13.04.2023. Согласно Регламенту Совета (ЕС) 2022/879 от 03.06.2022 производитель обязан получать разрешение торгово-промышленной палаты Германии (BAF A) на экспорт товаров. Информация по конечному пользователю была представлена обществом производителю и 13.04.2023 документы были переданы в торгово-промышленную палату Германии. Официально указанный срок на получение такого разрешения составляет от 4 до 12 недель, однако сроки таких разрешений были серьезно увеличены из-за нагрузки на компетентные органы.

Обращено внимание, что по состоянию на 28.06.2023 указанное выше разрешение торгово-промышленной палаты Германии не получено.

О невозможности своевременной отгрузки товара со склада Производителя по состоянию на 01.08.2023 свидетельствует также письмо самого Производителя в адрес ООО «СаФайр-Мед» от 01.08.2023, в котором сообщено, что задержка поставки рентгеновского оборудования MobileArt Evolution производства Shimadzu Corporation (Япония) в адрес Министерства здравоохранения Республики Коми происходит в связи с введенными санкциями против Российской Федерации, повлекшие за собой требования к производителям в прохождении специального экспортного контроля на каждую отгрузку. При этом, организация, дающая ободрение — BAFA, перегружена заявками и на сроки прохождения данной процедуры повлиять невозможно.

ООО «МедГарант» также отмечено, что обществом были предприняты меры для исполнения условий контракта, заключенного с Министерством здравоохранения Республики Коми, путем получения информации/коммерческих предложений от ряда организаций, продающих медицинское оборудование. Однако предложений о продаже именно рентгенографического аппарата производства Shimadzu Corporation (Япония) не поступило. На официальном сайте представительства компании-производителя в России https://www.shimadzu.ru/указанное в Контракте рентгеновское оборудование не представлено, на запрос по телефону получен отказ в продаже указанного в Контракте рентгеновского аппарата.

Обращено внимание, что после принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Обществом в адрес Министерства здравоохранения Республики Коми было направлено письмо от 15.09.2023 № 56 с объяснением причин невозможности поставки оборудования в срок, определенный в Контракте, с одновременным предложением в качестве альтернативы оборудования — системы мобильной рентгеновской DR 100e, с принадлежностями, производства «Агфа Н.В.», Бельгия, либо принятия решения о расторжении контракта по соглашению сторон.

22.09.2023 ООО «МедГарант» в адрес Министерства здравоохранения Республики Коми направлены возражения на принятое Заказчиком 14.09.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

По мнению Общества, в сложившейся ситуации имеет место наличие независящих от сторон Контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения в установленные Контрактом сроки.

При этом, от исполнения своих обязательств по контракту от 04.04.2023 Общество не отказывается и просит продлить срок действия такого контракта.

ООО «МедГарант» считает, что признаки недобросовестности в поведении и действиях Общества отсутствуют.

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.

С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ООО «МедГарант» недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла ООО «МедГарант», направленного на неисполнение контракта.

Комиссия Коми УФАС России признает факт того, что неисполнение ООО «МедГарант» взятых на себя обязательств по контракту оказалось невозможным вследствие независящих от общества обстоятельств.

Оценивая приведенные выше действия ООО «МедГарант», Комиссия Коми УФАС России не может прийти к однозначному выводу о наличии в действиях ООО «МедГарант» признаков умышленного недобросовестного поведения при исполнении государственного контракта № 0307200030623000555 от 04.04.2023.

Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица.

В связи с чем, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что ООО «МедГарант» допустило виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, наличие обстоятельств, перечисленных в подпункте «в» пункта 15 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Отказать Министерству здравоохранения Республики Коми во включении информации об ООО «МедГарант» (ИНН: 2465126923) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта № 0307200030623000555 от 04.04.2023 на поставку аппарата рентгенографического палатного передвижного, цифрового, планируемого к приобретению в рамках реализации мероприятий развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации в 2023 году.

  2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – Министерства здравоохранения Республики Коми нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю и размещения в единой информационной системе, не установлено.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии:                                                                                 <.............>

   

Члены комиссии:                                                                                              <...............>

 

 

                                                                                                                             <...............>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-3988

 

 

Связанные организации

ООО "МедГарант"
ИНН 2465126923, ОГРН 1152468027216
Минздрав РК
ИНН 1101486491, ОГРН 1061101037370