Решение (комиссия) №ОД/3650/23 Решение от 02.06.2023 № РНП-11-98 от 5 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Решение от 02.06.2023 № РНП-11-98


 

 

Управление Федеральной службы по надзору

в сфере защиты прав потребителей и благополучия

по Республике Коми

 

через Единую информационную систему

 

Индивидуальный предприниматель

<......>

 

через Единую информационную систему

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

02 июня 2023 года                                                                                            № РНП-11-98

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 03.11.2022      № 158 в составе: <.....> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Республике Коми (далее – Управление Роспотребнадзора по Республике Коми», заказчик) от 26.05.2023 № 01010000640000015 (вх. от 29.05.2023 № 2974/23) о включении сведений об индивидуальном предпринимателе <.....> (далее – ИП <.....>., индивидуальный предприниматель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 10.02.2023 № 13-У на оказание услуг по уборке помещений (реестровый номер контракта 1110148639623000018), заключенного по итогам закупки путем проведения электронного аукциона «Оказание услуг по уборке помещений», извещение                                   № 0107100006422000052 (далее – обращение, закупка, контракт от 10.02.2023 № 13-У),

в отсутствие сторон,

УСТАНОВИЛА:

Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В Коми УФАС России, в соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми в Коми УФАС России представлено обращение о включении информации об ИП <.....> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Управление Роспотребнадзора по Республике Коми, ИП <.....> надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

Управление Роспотребнадзора по Республике Коми в составе письма от 01.06.2023 № 11-00-08/69-4280-2023 (вх. от 01.06.2023 № 3140-ЭП/23) просило рассмотреть обращение в отсутствие представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми письмом от 30.05.2023 № 11-00-08/69-4280-2023 (вх. от 01.06.2023 № 3140-ЭП/23) представлены дополнительные пояснения и копии документов.

ИП <.....> явку на рассмотрение обращения не обеспечил; копий документов и письменных пояснений не предоставил.

Отсутствие представителей Управления Роспотребнадзора по Республике Коми и ИП <.....>, не препятствует рассмотрению обращения по существу.

Комиссия Коми УФАС России по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось Управление Роспотребнадзора.

Объект закупки – «Оказание услуг по уборке помещений».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 64 638,00 руб.

Источником финансирования закупки явился федеральный бюджет.

Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 21.11.2022.

2. На основании протокола 01.12.2022 № 0107100006422000052 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – протокол от 01.12.2022) победителем закупки стало общество с ограниченной ответственностью «Профклин» (далее – ООО «Профклин»).

Согласно части 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 настоящего Федерального закона с учетом положений части 18 настоящей статьи, и после предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке. При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 настоящего Федерального закона) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с настоящей частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 настоящего Федерального закона принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо если по основаниям, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, принято решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с установлением в данном решении факта, что надлежащее исполнение таким поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Решением Коми УФАС России от 08.02.2023 № РНП-11-29 сведения об ООО «Профклин» включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Таким образом, государственный заказчик в случае согласия участника закупки, предложившего лучшие условия после победителя, вправе заключать государственный заказчик с данным участником закупки.

Согласно результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сформированным на основании размещенного в ЕИС протокола от 01.12.2022, следующим участником закупки, предложившим лучшие условия после победителя аукциона, является ИП <.....> в связи с чем, 10.02.2023 между Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми и ИП <.....> был заключен контракта № 13-У.

Согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 2.2 контракта: «Предметом контракта является оказание услуг по уборке помещений (далее – оказание услуг), согласно Техническому заданию (Приложение №1 к Контракту).

В соответствии с контрактом Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг, а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом исполненные обязательства, в соответствии с условиями контракта.

Услуги оказываются в соответствии с ГОСТ Р 51870-2014. «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия», утвержденному Приказом Росстандарта от 11.11.2014 N 1554-ст.

Срок оказания услуг: с даты заключения контракта по 31.12.2023.

Место и объем (количество) оказываемых услуг: указано в Техническом задании (Приложении №1 к настоящему контракту)».

Техническим заданием на оказание услуг по уборке помещений определено следующее:

Наименование услуг

Объем оказываемых услуг, м²

Цена за 1 м², руб.

Сумма, руб.

Оказание услуг по уборке помещений Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в г. Усинске

КТРУ 81.21.10.000-00000006 Услуги по уборке

133 167,00

2,75

36 209,25

Место оказания услуг – помещения территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в г. Усинске.

Адрес: г. Сосногорск, ул. Молодежная, 22а

 

Общая площадь помещений, м2 – 119,7.

Специфические особенности:

пол: линолеум, кафель

количество окон – 7 шт.

обеспечение Заказчика туалетной бумагой из расчета 1 (один) рулон в месяц на 1 (одного) человека. Количество сотрудников – 4 человека.

Уборке подлежат все помещения, закрепленные на праве оперативного управления за Заказчиком.

Периодичность работы

Первичная уборка

осуществляется перед началом регулярной профессиональной уборки объекта для достижения уровня чистоты, который будет поддерживаться в период оказания услуг на объекте – производится в течение первой недели после заключения контракта.

Комплексная уборка - 10 раз в месяц в рабочее время заказчика

Генеральная уборка – не реже 1 раза в месяц в рабочее время заказчика

Мытье окон с 2 сторон (включая рамы) – 1 раз за период действия контракта (май-июнь по согласованию с представителем Заказчика в месте оказания услуг).

В силу пунктов 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 контракта, исполнитель имеет право, наряду с прочим:

- запрашивать у Заказчика информацию, необходимую для надлежащего исполнения контракта;

- требовать своевременного подписания Заказчиком документа о приемке по контракту либо подготовки мотивированного отказа от его подписания;

- требовать своевременной оплаты оказанных услуг в соответствии с подписанным сторонами документом о приемке оказанных услуг по контракту.

Согласно пунктам 3.2.1, 3.2.2, 3.2.4, 3.2.6, 3.2.8 контракта исполнитель обязан, наряду с прочим:

- своевременно и надлежащим образом оказать услуги, в соответствии с требованиями настоящего Контракта и Технического задания (Приложение № 1 к настоящему Контракту) и передать Заказчику их результаты в предусмотренные настоящим контрактом сроки;

- обеспечивать соответствие результатов услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), лицензирования, установленным действующим законодательством Российской Федерации;

- гарантировать качество и безопасность применяемых средств и инвентаря:

химические средства, (моющие, полирующие, пятновыводные, дезинфицирующие, шампуни, защитные составы), применяемые при оказании услуг по уборке, а также уборочный инвентарь (уборочные тележки, протирочный материал, швабры, щетки, губки) будут использоваться в соответствии с требованиями инструкций фирм-изготовителей;

химические средства (моющие, чистящие, дезинфицирующие, защитные, лаки, мастики, кристаллизаторы), используемые при уборке, будут соответствовать требованиям нормативной документации иметь гигиеническое заключение, а также сертификат соответствия на препараты, подлежащие обязательной сертификации;

использованный уборочный инвентарь (протирочный материал, швабры, щетки и др.), подлежащий дезинфекции в соответствии с технологией, будет дезинфицирован после уборки;

- исполнитель обеспечивает оказание услуг своими силами и средствами в период времени, не создающие неудобства для жизни и труда Заказчика. Услуги оказываются с использованием расходных материалов (моющих и дезинфицирующих средств, туалетной бумаги, мешков для мусора), приобретенных Исполнителем за свой счет;

- исполнитель гарантирует, что качество оказываемых услуг по уборке соответствует требованиям стандартов, санитарных норм и правил.

В силу пунктов 3.3.2, 3.3.3, 3.3.4, 3.3.6, 3.3.7 контракта заказчик вправе, наряду с прочим:

- требовать от Исполнителя надлежащего выполнения обязательств, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков;

- в случае оказания Исполнителем услуг, не предусмотренных настоящим контрактом, Заказчик вправе отказаться от их оплаты;

- требовать от Исполнителя предоставления надлежащим образом оформленной документации, подтверждающей исполнение обязательств в соответствии с контрактом;

- удержать неустойку (штраф, пени) в бесспорном порядке без согласия Исполнителя при окончательном расчете с Исполнителем;

- требовать выплаты неустойки, предусмотренной законодательством в случае полного или частичного невыполнения условий контракта по вине Исполнителя.

В силу пунктов 3.4.3, 3.4.4 заказчик обязан, в том числе:

- своевременно принять и оплатить надлежащим образом оказанные услуги в соответствии с контрактом;

- провести экспертизу для проверки оказанных Исполнителем услуг на соответствие условиям контракта.

Согласно пунктам 4.1, 4.3, 4.5, 5.1, 5.2, 5.14, 7.1, 7.4, 10.1, 10.4, 10.5 контракта:

«Цена контракта составляет: 26 209,25 (тридцать шесть тысяч двести девять) руб. 25 коп.: 32 917,50 рублей – в пределах лимитов 2023 года, 3291,75 – в пределах лимитов 2024 года, НДС не облагается.

Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ.

Безналичная форма оплаты. Оплата оказанных услуг по контракту производится Заказчиком по факту оказания услуг в срок не более 7 (семи) рабочих дней, с даты подписания Заказчиком документа о приемке сформированного и подписанного с использованием единой информационной системы (далее - ЕИС), путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации»

В случае просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик направляет Исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Стороны несут ответственность за невыполнение либо ненадлежащее выполнение условий контракта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации

По факту оказанных услуг Исполнитель предоставляет Заказчику документ о приемке. Стороны пришли к соглашению составлять ежемесячные промежуточные документы о приемке фактически оказанных услуг с целью осуществления промежуточных расчетов. Исполнитель в течении 7 (семи) рабочих дней по окончании оказания услуг формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в единой информационной системе документ о приемке.

Для проверки предоставленных Исполнителем результатов оказания услуг, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, Заказчиком проводится экспертиза оказанных услуг в порядке, предусмотренном статьей 94 Федерального закона № 44-ФЗ. Экспертиза может проводиться силами Заказчика или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.

Контракт вступает в силу с даты подписания Сторонами и действует по 31 января 2024 года, а в части оплаты – до полного выполнения сторонами своих обязательств.

Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта установлен частями 8-23 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

3. В силу части 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно частям 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

4. Из обстоятельств рассматриваемого обращения усматривается, что, взятые на себя обязательства по государственному контракту индивидуальным предпринимателем в полном объеме не исполнены.

По итогам рассмотрения обращения установлено, что поставщик в течение всего срока исполнения контракта не оказал надлежащим образом услуги по уборке помещений.

Так, согласно сведениям, размещенным в ЕИС ИП <.....> были оказаны услуги по следующим документам:

- счет-фактуре № 202 от 01.03.2023 (сумма исполненных обязательств – 3291,75 руб.;

- счет-фактуре № 281 от 31.03.2023 (сумма исполненных обязательств – 3291,75 руб.);

- счет-фактуре № 357 от 04.05.2023 (сумма исполненных обязательств – 3291,75 руб.);

В соответствии с условиями контракта (а именно пунктами 3.4.4, 7.4 контракта), Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми проведена экспертиза оказанных услуг по счет-фактуре № 357 от 04.05.2023, по результатам которой установлено, что услуги в указанный период времени не оказывались.

Таким образом, согласно сведениям с ЕИСЮ, размещенным в карточке контракта, общая стоимость исполненных исполнителем обязательств (при цене контракта 36 209,25 руб.) составила 6 583,50 руб.

Из представленных документов следует, что индивидуальным предпринимателем исполнены обязательства по уборке объектов Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в г. Сосногорске территории 1197 квадратных метров, тогда как согласно условиям контракта объем оказываемых услуг составляет 13 167,00 квадратных метров.

Иные сведения об исполнении индивидуальным предпринимателем государственного контракта в материалах обращения не содержатся.

На момент рассмотрения обращения, ИП <.....> не представлены информация и документы, свидетельствующие об оказании услуг по контракту надлежащим образом.

4. В связи с невыполнением обязательств по контракту, Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми принято решение от 11.05.2023 № 11-00-08/69-3640-2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее – решение от 11.05.2023 № 11-00-08/69-3640-2023)

Решение заказчика от 11.05.2023 № 11-00-08/69-3640-2023 размещено в ЕИС 12.05.2023; получено ИП <.....> – 12.05.2023.

В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта от 10.02.2023 № 13-У нарушения условий контракта не устранены (услуги в полном объеме исполнителем не оказаны), в связи с чем решение об одностороннем отказе заказчика вступило в силу (контракт считается расторгнутым) 23.05.2023.

По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – Управления Роспотребнадзора по Республике Коми нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику и размещения в Единой информационной системе, не выявлено.

Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно материалам обращения и сведениям, размещенным в ЕИС, решение об одностороннем отказе вступило в силу 23.05.2023, следовательно, заказчик должен был направить обращение о включении сведений в РНП об ИП <.....> в антимонопольный орган в срок не позднее 25.05.2023, однако указанное обращение поступило в антимонопольный орган посредством ЕИС 26.05.2023, т. е. на третий рабочий день

Действие заказчика – Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в части несвоевременного направления в антимонопольный орган информации, подлежащей включению в РНП, выраженного в направлении обращения о включении сведений об ИП <.....>  в РНП с нарушением законодательно установленного срока (26.05.2023 вместо не позднее 25.05.2023), противоречит части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе

5. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

При этом, помимо факта нарушения необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения исполнителя контракта.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

Пунктом 15 Правил, установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика

Обстоятельств, указанных в пункте 15 Правил, Комиссией Коми УФАС России не установлено.

Доказательств совершения ИП <.....> действий, направленных на исполнение контракта от 10.02.2023 № 13-У, а также доказательств устранения нарушений, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора, в подтверждение своей добросовестности Исполнителем не представлено.

Как следует из общего правила, закрепленного в п. 3 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

ИП <.....> не предоставил доказательств, подтверждающих, что невыполнение условий контракта стало невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Документов, подтверждающих намерение добросовестного исполнения условий контракта, поставщик не предоставил.

ИП <.....> участвуя в закупке, а затем заключая контракт, должен был ознакомиться с условиями такого контракта, в том числе со сроками оказания услуг, стоимостью оказания услуг, а также выразил согласие на оказание услуг на условиях закупки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

ИП <.....> не обеспечил соблюдение прав заказчика относительно условий исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта.

В настоящем случае небрежность, допущенная индивидуальным предпринимателем, привела к невозможности надлежащего исполнения контракта в установленные сроки, что в свою очередь повлекло наложение на заявителя санкции за его недобросовестное поведение.

Закон о контрактной системе, за исключением прямо указанных в законе случаев, не устанавливает обязанности субъектов предпринимательской деятельности участвовать в процедурах проведения государственных закупок. Однако, принимая участие в таких процедурах соответствующий субъект добровольно принимает на себя обязательства выполнить работы (оказать услуги) в соответствии на условиях, предложенных Заказчиком.

Победитель аукциона должен понимать последствия совершения действий (бездействия) по неисполнению контракта и принимать организационные и экономические меры в первую очередь для исполнения контракта в случае признания его заявки лучшей; осознавать, что как участник рынка, несет риск ответственности при отказе от заключения контракта.

Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении закупке и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия контролирующим органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

ИП <.....> как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить свои возможности по исполнению обязательств по контракту в соответствии с требованиями закупки. В материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства принятия с его стороны всех возможных мер по надлежащему исполнению контракта, что свидетельствует о недобросовестном поведении исполнителя.

То обстоятельство, что участник закупки направил заявку на участие в аукционе, а после признания его победителем аукциона не исполнил условия контракта без достаточных не то оснований, свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки.

На основании изложенного, учитывая доказанный факт ненадлежащего исполнения ИП <.....> своих обязательств по контракту, существенность допущенных им нарушений, а также то обстоятельство, что Заказчик в конечном итоге был лишен того, на что он рассчитывал при заключении контракта, отсутствие со стороны ИП <.....> безусловных и убедительных доказательств объективной невозможности исполнения своих обязательств по контракту Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу о допущенной ИП <.....> при исполнении им своих обязательств по контракту недобросовестности, а потому считает в настоящем случае целесообразным применение к ИП <.....> мер публично-правовой ответственности в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь пунктом 15 Правил, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Включить представленную Управлением Роспотребнадзора по Респубике Кми информацию об ИП <.....> (ИНН: <.....> ) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 10.02.2023 № 13-У (реестровый номер контракта 1110148639623000018) на оказание услуг по уборке помещений, заключенного по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона «Оказание услуг по уборке помещений», извещение № 0107100006422000052, сроком на два года.

2. Датой включения информации в отношении ИП <.....> , в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте ЕИС в сфере закупок.

3. По результатам проведения внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – Управления Роспотребнадзора по Республике Коми нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе, не выявлены.

4. По результатам проведения внеплановой проверки при рассмотрения обращения в действиях заказчика – Управления Роспотребнадзора по Республике Коми выявлено нарушение части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе в части несвоевременного направления в антимонопольный орган информации, подлежащей включению в РНП, выраженного в направлении обращения о включении сведений об ИП <.....> в РНП с нарушением законодательно установленного срока (26.05.2023 вместо не позднее 25.05.2023).

5. Решить вопрос о необходимости передачи уполномоченному лицу Коми УФАС России материалов внеплановой проверки для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика, допустившего установленное нарушение Закона о контрактной системе.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

<.....>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

<.....>

 

<.....>  

 

 

 

 

 

 

2023-982

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны