Решение №ОД/4462/23 Решение от 12.07.2023 по делу №011/10/18.1-565/2023 от 13 июля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми |
||
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу от 03.07.2023 № 03 (вх. от 03.07.2023 №4049-ЭП/23) общества с ограниченной ответственностью «Медэксперт» (далее - ООО «Медэксперт», заявитель) в отношении заказчика – общество с ограниченной ответственностью «Сыктывкарский хлебокомбинат» (далее – ООО «Сыктывкархлеб», заказчик) на закупочную документацию в части выбранного способа и формы закупки способом открытого одноэпатного запроса котировок на оказание медицинских услуг (проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств ООО «Сыктывкархлеб» в бумажной форме, номер извещения 32312541089 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – жалоба),
при участии:
- <…> – представителя ООО «Медэксперт» по доверенности,
- <…> – представителя ООО «Сыктывкархлеб» по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
ООО «Сыктывкархлеб» является организатором (заказчиком) закупки способом открытого одноэпатного запроса котировок на оказание медицинских услуг (проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств ООО «Сыктывкархлеб», номер извещения 32312541089 в единой информационной системе (далее – закупка/запрос котировок, ЕИС).
Закупка размешена в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Заявителем обжалуются действия заказчика, выразившиеся в неправомерном определении формы проведения конкурентной закупки.
По мнению заявителя выбранный способ закупки (запрос котировок) не может проводиться в бумажной форме в соответствии с п.1 ч.3.1 ст.3 Закона о закупках.
ООО «Сыктывкархлеб» письмом исх. от 07.07.2023 № 422 представлены запрашиваемые материалы и письменные возражения на жалобу.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании статьи 2 Закона о закупках:
1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
2.Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг ООО «Сыктывкархлеб», утвержденное протоколом Совета Директоров ООО «Сыктывкархлеб» от 30.09.2022 № 21/2022, с внесенными изменениями в новой редакции от 20.12.2022, далее – Положение о закупке, размещено в ЕИС 21.12.2022.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Проводимая закупка являлась конкурентной – проводилась способом запроса котировок.
Извещение № 32312541089 и закупочная документация размещены в ЕИС первоначально 30.06.2023, с изменениями – 03.07.2023, 07.07.2023.
Предметом закупки (договора) – Оказание медицинских услуг (проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств ООО «Сыктывкархлеб»).
По части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
На основании части 4 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Во исполнение указанной нормы Правительством РФ принято Постановление от 21.06.2012 N 616 "Об утверждении Перечня товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" (далее - Постановление N 616, Электронный перечень).
Таким образом, в случае закупки проводимой по Закону о закупках, заказчик товаров, работ или услуг, перечисленных в Постановлении N 616, должен проводить закупку в электронной форме. При этом, как следует из положений Закона о закупках, способ осуществления такой закупки (конкурс, аукцион, запрос предложений и иные), а также порядок закупки указанным способом определяется заказчиком самостоятельно на основании положения о закупке.
Пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов конкурентной закупки указан запрос котировок (запрос котировок в электронной форме).
Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок осуществления конкурентной закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.
Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
По части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Согласно части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В подпункте г) пункта 5.1.1 Положения о закупке предусмотрен такой способ закупок как запрос котировок.
По пункту 5.5.1. Положения о закупке под запросом котировок понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
П. 5.5.3. Положения запрос котировок может проводиться:
1) в электронной либо в бумажной форме (подраздел 6.1. Положения);
2) в открытой или закрытой форме (подраздел 6.2. Положения);
3) с проведением квалификационного отбора для отдельной закупки (подраздел 6.3. Положения);
4) с одним или несколькими лотами (подраздел 6.5. Положения).
5.5.4. Запрос котировок проводится в порядке, установленном в разделе 13 Положения.
В соответствии с подразделом 6.1. Положения «Электронная и бумажная формы закупки» установлено следующее.
6.1.1. Любые конкурентные закупки могут проводиться как в электронной форме на ЭП (приоритетная форма), так и в бумажной форме, за исключением указанных в пунктах 6.1.2. и 6.1.3. Положения.
6.1.2. Исключительно в электронной форме осуществляются следующие закупки:
1) закупки, проводимые способом аукцион (подраздел 5.3 Положения);
2) закупки продукции, которая включена в соответствующий перечень товаров, работ и услуг, определенный ПП 616;
3) закупки, участниками которых могут быть только субъекты МСП
6.1.3. Исключительно в бумажной форме осуществляются закупки, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.
6.1.4. При проведении закупки в бумажной форме подача заявок производится в печатном виде на бумажном носителе. Особенности порядка проведения закупок в бумажной форме установлены в разделе 15 Положения.
Из письменной информации, представленной письмом ООО «Сыктывкархлеб» исх. от 07.07.2023 №422, а также устных пояснений представителя заказчика на заседании следует, что Положение о закупках заказчика предусматривает конкурентные и неконкурентные закупки, установлен порядок их проведения в соответствии с нормами Закона о закупках. Конкурентная закупка проводится в электронной форме, если иное не предусмотрено иное Положением о закупке.
Проводимая закупка является конкурентной, осуществляется способом запроса котировок, информация о закупке размещена в ЕИС, извещение и закупочная документация находится в открытом доступе и доступна неограниченному кругу лиц, кроме того, участником закупки может быть любое лицо, отвечающее требованиям, установленным в извещении.
Представитель заявителя устно дополнил, что в Положении о закупках заказчика в разделе 3 содержатся сведения о проведении закупки в бумажной форме только для закрытой формы закупки.
Комиссией в ходе заседания установлено следующее.
Раздел 3 Положения о закупках регламентирует информационное обеспечение закупочной деятельности. Официальное размещение информации о закупках в открытой форме, а также любой другой информации, которая должна быть размещена в соответствии с требованиями Закона 223-ФЗ, Положения, осуществляется в ЕИС, на официальном сайте либо в случае, указанном в пункте 3.1.4. Положения, на официальном сайте заказчика (пп.3.1.1 п.3.1 Раздела 3 Положения).
3.1.2. Официальное размещение информации о закупках в закрытой форме осуществляется:
- при проведении закупок в бумажной форме - путем одновременного направления соответствующей информации всем лицам, определенным Заказчиком;
- при проведении закупок в электронной форме – путем размещения информации о закупке на закрытой электронной торговой площадке.
Принимая во внимание раздел 3 Положения о закупках, довод заявителя не обоснован, так как спорная закупка проводится в открытой форме, что подтверждается закупочной документацией и данными из ЕИС.
Вместе с тем, запрос котировок проводится с целью определить участника, предложившего наиболее низкую цену договора (ч. 18, 20 ст. 3.2 Закона о закупках) и является конкурентной закупкой.
Конкурентные закупки проводятся в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (ч. 2, 3.1 ст. 3 Закона о закупках).
С информацией о проведении открытых конкурентных закупок заказчика возможно ознакомиться в ЕИС, заказчиком размещена документация о проведении закупки, в частности извещение, проект договора и иные документы, предусмотренные положением о закупке.
Таким образом, заказчик имеет право провести закупку в бумажной форме только если это предусмотрено Положением о закупке заказчика, и вне зависимости от формы, в которой проводилась закупка, заказчик обязан разместить документацию о проведении закупки в ЕИС, данные обстоятельства подтверждаются материалами, собранными по жалобе.
Нарушений требований Закона о закупках не установлено, основания для устранения нарушений отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Председатель Комиссии |
|
<…> |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
<…>
<…> |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.