Решение №ОД/4462/23 Решение от 12.07.2023 по делу №011/10/18.1-565/2023 от 13 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

                                                                                     

 

   Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу от 03.07.2023 № 03 (вх. от 03.07.2023 №4049-ЭП/23) общества с ограниченной ответственностью «Медэксперт» (далее - ООО «Медэксперт», заявитель) в отношении заказчика – общество с ограниченной ответственностью «Сыктывкарский хлебокомбинат» (далее – ООО «Сыктывкархлеб», заказчик) на закупочную документацию в части выбранного способа и формы закупки способом открытого одноэпатного запроса котировок на оказание медицинских услуг (проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств ООО «Сыктывкархлеб» в бумажной форме, номер извещения 32312541089 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – жалоба),

при участии:

-  <…> – представителя ООО «Медэксперт» по доверенности,

- <…> – представителя ООО «Сыктывкархлеб» по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

ООО «Сыктывкархлеб» является организатором (заказчиком) закупки способом открытого одноэпатного запроса котировок на оказание медицинских услуг (проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств ООО «Сыктывкархлеб», номер извещения 32312541089 в единой информационной системе (далее – закупка/запрос котировок, ЕИС).

Закупка размешена в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявителем обжалуются действия заказчика, выразившиеся в неправомерном определении формы проведения конкурентной закупки.

По мнению заявителя выбранный способ закупки (запрос котировок) не может проводиться в бумажной форме в соответствии с п.1 ч.3.1 ст.3 Закона о закупках.

ООО «Сыктывкархлеб» письмом исх. от 07.07.2023 № 422 представлены запрашиваемые материалы и письменные возражения на жалобу.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании статьи 2 Закона о закупках:

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

2.Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

Положение о закупке товаров, работ, услуг ООО «Сыктывкархлеб», утвержденное протоколом Совета Директоров ООО «Сыктывкархлеб» от 30.09.2022 № 21/2022, с внесенными изменениями в новой редакции от 20.12.2022, далее – Положение о закупке, размещено в ЕИС 21.12.2022.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Проводимая закупка являлась конкурентной – проводилась способом запроса котировок.

Извещение № 32312541089 и закупочная документация размещены в ЕИС первоначально 30.06.2023, с изменениями – 03.07.2023, 07.07.2023.

Предметом закупки (договора) – Оказание медицинских услуг (проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств ООО «Сыктывкархлеб»).

По части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

На основании части 4 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Во исполнение указанной нормы Правительством РФ принято Постановление от 21.06.2012 N 616 "Об утверждении Перечня товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" (далее - Постановление N 616, Электронный перечень).

Таким образом, в случае закупки проводимой по Закону о закупках, заказчик товаров, работ или услуг, перечисленных в Постановлении N 616, должен проводить закупку в электронной форме. При этом, как следует из положений Закона о закупках, способ осуществления такой закупки (конкурс, аукцион, запрос предложений и иные), а также порядок закупки указанным способом определяется заказчиком самостоятельно на основании положения о закупке.

Пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках одним из способов конкурентной закупки указан запрос котировок (запрос котировок в электронной форме).

Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок осуществления конкурентной закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

По части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В подпункте г) пункта 5.1.1 Положения о закупке предусмотрен такой способ закупок как запрос котировок.

По пункту 5.5.1. Положения о закупке под запросом котировок понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

П. 5.5.3. Положения запрос котировок может проводиться:

1) в электронной либо в бумажной форме (подраздел 6.1. Положения);

2) в открытой или закрытой форме (подраздел 6.2. Положения);

3) с проведением квалификационного отбора для отдельной закупки (подраздел 6.3. Положения);

4) с одним или несколькими лотами (подраздел 6.5. Положения).

5.5.4. Запрос котировок проводится в порядке, установленном в разделе 13 Положения.

В соответствии с подразделом 6.1. Положения «Электронная и бумажная формы закупки» установлено следующее.

6.1.1. Любые конкурентные закупки могут проводиться как в электронной форме на ЭП (приоритетная форма), так и в бумажной форме, за исключением указанных в пунктах 6.1.2. и 6.1.3. Положения.

6.1.2. Исключительно в электронной форме осуществляются следующие закупки:

1) закупки, проводимые способом аукцион (подраздел 5.3 Положения);

2) закупки продукции, которая включена в соответствующий перечень товаров, работ и услуг, определенный ПП 616;

3) закупки, участниками которых могут быть только субъекты МСП

6.1.3. Исключительно в бумажной форме осуществляются закупки, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

6.1.4. При проведении закупки в бумажной форме подача заявок производится в печатном виде на бумажном носителе. Особенности порядка проведения закупок в бумажной форме установлены в разделе 15 Положения.

Из письменной информации, представленной письмом ООО «Сыктывкархлеб» исх. от 07.07.2023 №422, а также устных пояснений представителя заказчика на заседании следует, что Положение о закупках заказчика предусматривает конкурентные и неконкурентные закупки, установлен порядок их проведения в соответствии с нормами Закона о закупках. Конкурентная закупка проводится в электронной форме, если иное не предусмотрено иное Положением о закупке.

Проводимая закупка является конкурентной, осуществляется способом запроса котировок, информация о закупке размещена в ЕИС, извещение и закупочная документация находится в открытом доступе и доступна неограниченному кругу лиц, кроме того, участником закупки может быть любое лицо, отвечающее требованиям, установленным в извещении.

Представитель заявителя устно дополнил, что в Положении о закупках заказчика в разделе 3 содержатся сведения о проведении закупки в бумажной форме только для закрытой формы закупки.

Комиссией в ходе заседания установлено следующее.

Раздел 3 Положения о закупках регламентирует информационное обеспечение закупочной деятельности. Официальное размещение информации о закупках в открытой форме, а также любой другой информации, которая должна быть размещена в соответствии с требованиями Закона 223-ФЗ, Положения, осуществляется в ЕИС, на официальном сайте либо в случае, указанном в пункте 3.1.4. Положения, на официальном сайте заказчика (пп.3.1.1 п.3.1 Раздела 3 Положения).

3.1.2. Официальное размещение информации о закупках в закрытой форме осуществляется:

- при проведении закупок в бумажной форме -  путем одновременного направления соответствующей информации всем лицам, определенным Заказчиком;

- при проведении закупок в электронной форме – путем размещения информации о закупке на закрытой электронной торговой площадке.

Принимая во внимание раздел 3 Положения о закупках, довод заявителя не обоснован, так как спорная закупка проводится в открытой форме, что подтверждается закупочной документацией и данными из ЕИС.

Вместе с тем, запрос котировок проводится с целью определить участника, предложившего наиболее низкую цену договора (ч. 18, 20 ст. 3.2 Закона о закупках) и является конкурентной закупкой.

Конкурентные закупки проводятся в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (ч. 2, 3.1 ст. 3 Закона о закупках).

С информацией о проведении открытых конкурентных закупок заказчика возможно ознакомиться в ЕИС, заказчиком размещена документация о проведении закупки, в частности извещение, проект договора и иные документы, предусмотренные положением о закупке.

Таким образом, заказчик имеет право провести закупку в бумажной форме только если это предусмотрено Положением о закупке заказчика, и вне зависимости от формы, в которой проводилась закупка, заказчик обязан разместить документацию о проведении закупки в ЕИС, данные обстоятельства подтверждаются материалами, собранными по жалобе.

Нарушений требований Закона о закупках не установлено, основания для устранения нарушений отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу необоснованной.

 

 Председатель Комиссии

 

<…>

 

 

 

 

 Члены Комиссии

 

                                    <…>

 

 

                                    <…>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны