Постановление №НГ/7058/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13.11.2023 от 16 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 011/04/7.32.3-914/2023

об административном правонарушении

 

 

Дата и место рассмотрения дела — 13 ноября 2023 года, г. Сыктывкар

                  

 

ООО «Автодор Комплект»

 

                                                                                                3-я Промышленная ул., д.54

                                                                                                г. Сыктывкар, 167000

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 160а, ИНН 1101481197, ОГРН 1021100514951, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.10.2002) <…>, рассмотрев протокол от 30.10.2023 об административном правонарушении № 011/04/7.32.3-914/2023 и материалы дела об административном правонарушении № 011/04/7.32.3-914/2023, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью Автодор Комплект (ИНН/КПП: 1101068751/110101001, ОГРН: 10811010065576, место нахождения: 167900, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. 3-я Промышленная, д.54) по  части 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Коми УФАС России рассмотрено направленное письмом ФАС России исх. от 12.07.2023 № 28/55282/2023 (вх. от 12.07.2023 №4334-ЭП/2023) обращение исх. от 22.06.2023 №АИ-12/6047 Акционерного общества «Федеральная Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее – Корпорация МСП, обращение), содержащее информацию о наличии нарушений положений Федерального закона от 18.07.2011 №223—ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в действиях региональных заказчиков. По результатам рассмотрения заявления установлено следующее.

В соответствии с ч.1 ст.25.1 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон №209-ФЗ) Корпорация развития малого и среднего предпринимательства осуществляет свою деятельность в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства в целях координации оказания субъектам малого и среднего предпринимательства поддержки (далее – субъекты МСП, СМПС).

В случаях, предусмотренных Законом о закупках, Корпорация МСП вправе обжаловать в судебном порядке или в антимонопольном органе действия (бездействие) заказчиков, в отношении которых Корпорация МСП проводит мониторинг соответствия или оценку соответствия (ч. 4 ст. 25.1 Закона №209-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1128 внесены изменения в постановление от 11 декабря 2014 г. N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Постановление №1352), положения которого расширяют сферу применения Постановления №1352 и увеличивают объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В частности, с 1 января 2022 года требования, установленные Постановлением №1352, обязаны соблюдать все заказчики по Закону N 223-ФЗ, за исключением тех из них, которые сами являются CМСП.

Годовой объем закупок у СМСП устанавливается в размере не менее чем 25 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящего Положения, должен составлять не менее чем 20 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

Для осуществления закупок во исполнении указанной нормы заказчики утверждают перечень товаров, работ и услуг.

В силу ч. 8.1 ст. 3 Закона о закупках в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с п.2 ч. 8 ст. 3 Закона о закупках, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный ч. 21 ст. 4 Закона о закупках, либо неразмещения указанного отчета в единой информационной системе в сфере закупок  положение о закупке данного заказчика с 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, и до завершения этого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями Закона о закупках.

В данном случае в течение указанного периода заказчики руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) в определенных частью 8.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ пределах.

На основании ч. 21 ст. 4 Закона о закупках информация о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, размещается в единой информационной системе не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.

Подпунктом "б" пункта 34 Постановления № 1352  определено, что в целях формирования отчетности об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчики составляют годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденными данным постановлением, и размещают указанный отчет в соответствии с частью 21 статьи 4 Федерального закона в ЕИС или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте в срок, установленный Федеральным законом.

В ходе осуществления контроля соблюдения заказчиками квот закупок у СМСП, Корпорацией МСП в рамках процедуры оценки и мониторинга соответствия, установлены Заказчики, которые по данным ЕИС на 01.02.2023 не разместили годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у СМСП за 2022 год.

В перечне региональных заказчиков по субъекту Республика Коми указан заказчик общество с ограниченной ответственностью «Автодор Комплект», ИНН 1101068751 (далее – общество, заказчик, ООО «Автодор Комплект»).

У заказчиков была запрошена поясняющая информация об отнесении организации к одному из перечисленных видов юридических лиц, установленных ч.2 и ч. 2.1 ст.1 Закона о закупках, о причинах несоблюдения требования о годовом объеме закупки у СМСП в размене не менее 25%, а также несвоевременного размещения/неразмещения в ЕИС годового отчета.

Согласно письму исх.№08 от 28.08.2023 (вх.№ 5721/23 от 28.08.2023) ООО «Автодор Комплект» является дочерним хозяйственным обществом, в уставном капитале которого более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 части 2 статьи 1 Закона о закупках дочерним хозяйственным обществам, осуществляющее закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ.

Установлено, что годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства за 2022 отчетный год размещен в ЕИС 07.03.2023 (обновлен 09.03.2023), то есть обществом в нарушение требований части 21 статьи 4 Закона о закупке, несвоевременно размещен отчет о годовом объеме закупок, который заказчики обязаны осуществить у субъектов МСП за 2022 год.

Согласно статье 7 Закона о закупках за нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В указанном действии общества усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.  

Согласно части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 50 Гражданского кодекса юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

В соответствии с пунктом 4 статьи 66 Гражданского кодекса хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

ООО «Автодор Комплект» зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в форме общества с ограниченной ответственностью. Согласно единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (размещен на сайте ФНС России, https://ofd.nalog.ru/), общество не является субъектом МСП.

Таким образом, ООО «Автодор Комплект» является действующим юридическим лицом, которое может быть привлечено к административной ответственности.

В действиях ООО «Автор Комплект» (ИНН/КПП 1101068751/110101001, ОРГН 1081101006557, место нахождения: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. 3-я Промышленная, д.54) в виде нарушения предусмотренного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц срока размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в части нарушения обществом установленного частью 21 статьи 4 Закона о закупках, срока размещения в ЕИС информации об объеме закупок у СМСП, имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Место совершения правонарушения – Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. 3-я Промышленная, д.54. Время совершения административного правонарушения – 02.02.2023.

По части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3), - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Срок привлечения к административной ответственности не истек.

Согласно частям 1, 2 статьи 25.1 КоАП РФ:

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Частями 1 – 3 статьи 25.4 КоАП РФ определено, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.

ООО «Автодор Комплект» извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела путем направления копии определения от 30.10.2023 № НГ/6683/23 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 011/04/7.32.3-914/2023, вызове лица, истребовании дополнительных материалов по делу с копией протокола об административном правонарушении — по месту нахождения, получено 03.11.2023, о чем свидетельствует почтовое уведомление № 80101289755806.

Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя ООО «Автодор Комплект», в присутствии защитника общества - <…> по доверенности от 26.10.2023 №7.

Ходатайства, отводы не поступили.

От общества (письмом от 03.11.2023 № 12 (вх. № 7798/23 от 07.11.2023) и при составлении протокола об административном правонарушении поступили письменные пояснения. Указано, что общество является взаимозависимым лицом с организациями, указанными в представленном письме от 03.11.2023, аналогичные сведения отражены в Положении о закупках. По мнению общества, отношения взаимозависимых лиц не подпадают под регулирование Закона о закупках на основании пункта 13 части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона. Дополнительно ООО «Автодор Комплект» пояснило, что единственным участником общества является АО «Комидорресурс», которое в свою очередь разместило годовой отчет за 2022 год без нарушений.

Указанные доводы не опровергают предусмотренную законом обязанность по размещению в ЕИС информации о годовом объеме закупок субъектов МСП не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.

Обстоятельства, исключающие возможность соблюдения требований действующего законодательства, а также свидетельствующие о принятии всех мер по соблюдению установленных требований, не усматриваются.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также смягчающие, отягчающие административную ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлены.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

По пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Объективную сторону данного правонарушения образует сам факт несоблюдения предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в ЕИС годового отчета о закупке товаров, работ, услуг у СМСП за 2022 год.

При этом, состав совершенного административного правонарушения является формальным и не требует для квалификации деяния в качестве противоправного, наступления каких-либо негативных последствий. Состав административного правонарушения образует само деяние виновного лица. При таких обстоятельствах, административная ответственность наступает независимо от наличия или отсутствия последствий совершенного противоправного деяния.

Перечень информации и документов, которые заказчик обязан размещать в ЕИС при осуществлении закупок установлен Законом о закупках и подзаконными нормативными правовыми актами. За нарушение сроков размещения необходимых документов предусмотрена административная ответственность.

Действия общества не могут быть признаны малозначительными. Иное противоречило бы одному из принципов законодательства - неотвратимости наказания за совершенное правонарушение, что провоцирует правонарушителя на пренебрежительное отношение к своим обязанностям и дальнейшее совершение аналогичных правонарушений.

Нарушение сроков размещения в ЕИС информации может иметь своим результатом препятствование контролю за соблюдением заказчиком требований законодательства о закупках.

Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается, прежде всего, в несоблюдении публично правовых обязанностей, возникающих при осуществлении деятельности по закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В связи с этим, основания для освобождения общества от административной ответственности в силу статьи 2.9 КоАП РФ (при малозначительности административного правонарушения) отсутствуют.

Доказательств наличия каких-либо объективных причин, препятствующих соблюдению указанных требований, в материалах дела не имеется.

Согласно представленной ООО «Автодор Комплект» информации вх. от 09.10.2023 № 6938 у общества на 30.06.2023 имеется убыток по итогам работы за первое полугодие 2023 года в размере 427000 руб., задолженность по налогам и взносам отсутствует.

Статьей 1.2 КоАП РФ установлено, что задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе защита собственности, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Статья 7.32.3 КоАП РФ включена в главу 7, объединяющую административные правонарушения в области охраны собственности.

С учетом целей и задач законодательства об административных правонарушениях, установление административной ответственности за нарушение законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц имеет целью предотвратить наступление существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере охраны собственности.

Объективным отражением степени общественной опасности противоправного деяния и, как следствие, потенциальной угрозы охраняемым правом общественным отношениям служит санкция части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ, предусматривающая применение к юридическим лицам административного штрафа в размере от десяти тысяч рублей до тридцати тысяч рублей.

При этом необходимо применить следующее.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 15.21, 15.27.3, 15.30, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Сведения, доказательства о повторном привлечении ООО «Автодор Комплект» к административной ответственности отсутствуют

Обстоятельства, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, при совершении рассматриваемого административного правонарушения отсутствовали.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного обществом административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих, отягчающих административную ответственность,  руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, частью 4 статьи 7.32.3, статьей 4.1.1, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

  1. Признать ООО «Автодор Комплект» (ИНН/КПП 1101068751/110101001, ОРГН 1081101006557, место нахождения: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. 3-я Промышленная, д.54) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ, в части нарушения предусмотренного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц срока размещения в ЕИС информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц – в части нарушения обществом установленного частью 21 статьи 4 Закона о закупках срока размещения в ЕИС информации об объеме закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.
  2. Назначить ООО «Автодор Комплект» административное наказание в виде предупреждения.

В силу статей 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

 

 

Руководитель управления                                                                                      <…>

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 011/04/7.32.3-914/2023

об административном правонарушении

 

 

Дата и место рассмотрения дела — 13 ноября 2023 года, г. Сыктывкар

                  

 

ООО «Автодор Комплект»

 

                                                                                                3-я Промышленная ул., д.54

                                                                                                г. Сыктывкар, 167000

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 160а, ИНН 1101481197, ОГРН 1021100514951, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.10.2002) <…>, рассмотрев протокол от 30.10.2023 об административном правонарушении № 011/04/7.32.3-914/2023 и материалы дела об административном правонарушении № 011/04/7.32.3-914/2023, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью Автодор Комплект (ИНН/КПП: 1101068751/110101001, ОГРН: 10811010065576, место нахождения: 167900, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. 3-я Промышленная, д.54) по  части 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Коми УФАС России рассмотрено направленное письмом ФАС России исх. от 12.07.2023 № 28/55282/2023 (вх. от 12.07.2023 №4334-ЭП/2023) обращение исх. от 22.06.2023 №АИ-12/6047 Акционерного общества «Федеральная Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее – Корпорация МСП, обращение), содержащее информацию о наличии нарушений положений Федерального закона от 18.07.2011 №223—ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в действиях региональных заказчиков. По результатам рассмотрения заявления установлено следующее.

В соответствии с ч.1 ст.25.1 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон №209-ФЗ) Корпорация развития малого и среднего предпринимательства осуществляет свою деятельность в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства в целях координации оказания субъектам малого и среднего предпринимательства поддержки (далее – субъекты МСП, СМПС).

В случаях, предусмотренных Законом о закупках, Корпорация МСП вправе обжаловать в судебном порядке или в антимонопольном органе действия (бездействие) заказчиков, в отношении которых Корпорация МСП проводит мониторинг соответствия или оценку соответствия (ч. 4 ст. 25.1 Закона №209-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1128 внесены изменения в постановление от 11 декабря 2014 г. N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Постановление №1352), положения которого расширяют сферу применения Постановления №1352 и увеличивают объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В частности, с 1 января 2022 года требования, установленные Постановлением №1352, обязаны соблюдать все заказчики по Закону N 223-ФЗ, за исключением тех из них, которые сами являются CМСП.

Годовой объем закупок у СМСП устанавливается в размере не менее чем 25 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящего Положения, должен составлять не менее чем 20 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

Для осуществления закупок во исполнении указанной нормы заказчики утверждают перечень товаров, работ и услуг.

В силу ч. 8.1 ст. 3 Закона о закупках в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с п.2 ч. 8 ст. 3 Закона о закупках, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный ч. 21 ст. 4 Закона о закупках, либо неразмещения указанного отчета в единой информационной системе в сфере закупок  положение о закупке данного заказчика с 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, и до завершения этого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями Закона о закупках.

В данном случае в течение указанного периода заказчики руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) в определенных частью 8.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ пределах.

На основании ч. 21 ст. 4 Закона о закупках информация о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, размещается в единой информационной системе не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.

Подпунктом "б" пункта 34 Постановления № 1352  определено, что в целях формирования отчетности об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчики составляют годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденными данным постановлением, и размещают указанный отчет в соответствии с частью 21 статьи 4 Федерального закона в ЕИС или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте в срок, установленный Федеральным законом.

В ходе осуществления контроля соблюдения заказчиками квот закупок у СМСП, Корпорацией МСП в рамках процедуры оценки и мониторинга соответствия, установлены Заказчики, которые по данным ЕИС на 01.02.2023 не разместили годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у СМСП за 2022 год.

В перечне региональных заказчиков по субъекту Республика Коми указан заказчик общество с ограниченной ответственностью «Автодор Комплект», ИНН 1101068751 (далее – общество, заказчик, ООО «Автодор Комплект»).

У заказчиков была запрошена поясняющая информация об отнесении организации к одному из перечисленных видов юридических лиц, установленных ч.2 и ч. 2.1 ст.1 Закона о закупках, о причинах несоблюдения требования о годовом объеме закупки у СМСП в размене не менее 25%, а также несвоевременного размещения/неразмещения в ЕИС годового отчета.

Согласно письму исх.№08 от 28.08.2023 (вх.№ 5721/23 от 28.08.2023) ООО «Автодор Комплект» является дочерним хозяйственным обществом, в уставном капитале которого более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 части 2 статьи 1 Закона о закупках дочерним хозяйственным обществам, осуществляющее закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ.

Установлено, что годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства за 2022 отчетный год размещен в ЕИС 07.03.2023 (обновлен 09.03.2023), то есть обществом в нарушение требований части 21 статьи 4 Закона о закупке, несвоевременно размещен отчет о годовом объеме закупок, который заказчики обязаны осуществить у субъектов МСП за 2022 год.

Согласно статье 7 Закона о закупках за нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В указанном действии общества усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.  

Согласно части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 50 Гражданского кодекса юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

В соответствии с пунктом 4 статьи 66 Гражданского кодекса хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

ООО «Автодор Комплект» зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в форме общества с ограниченной ответственностью. Согласно единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (размещен на сайте ФНС России, https://ofd.nalog.ru/), общество не является субъектом МСП.

Таким образом, ООО «Автодор Комплект» является действующим юридическим лицом, которое может быть привлечено к административной ответственности.

В действиях ООО «Автор Комплект» (ИНН/КПП 1101068751/110101001, ОРГН 1081101006557, место нахождения: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. 3-я Промышленная, д.54) в виде нарушения предусмотренного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц срока размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в части нарушения обществом установленного частью 21 статьи 4 Закона о закупках, срока размещения в ЕИС информации об объеме закупок у СМСП, имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Место совершения правонарушения – Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. 3-я Промышленная, д.54. Время совершения административного правонарушения – 02.02.2023.

По части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3), - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Срок привлечения к административной ответственности не истек.

Согласно частям 1, 2 статьи 25.1 КоАП РФ:

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Частями 1 – 3 статьи 25.4 КоАП РФ определено, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.

ООО «Автодор Комплект» извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела путем направления копии определения от 30.10.2023 № НГ/6683/23 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 011/04/7.32.3-914/2023, вызове лица, истребовании дополнительных материалов по делу с копией протокола об административном правонарушении — по месту нахождения, получено 03.11.2023, о чем свидетельствует почтовое уведомление № 80101289755806.

Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя ООО «Автодор Комплект», в присутствии защитника общества - <…> по доверенности от 26.10.2023 №7.

Ходатайства, отводы не поступили.

От общества (письмом от 03.11.2023 № 12 (вх. № 7798/23 от 07.11.2023) и при составлении протокола об административном правонарушении поступили письменные пояснения. Указано, что общество является взаимозависимым лицом с организациями, указанными в представленном письме от 03.11.2023, аналогичные сведения отражены в Положении о закупках. По мнению общества, отношения взаимозависимых лиц не подпадают под регулирование Закона о закупках на основании пункта 13 части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона. Дополнительно ООО «Автодор Комплект» пояснило, что единственным участником общества является АО «Комидорресурс», которое в свою очередь разместило годовой отчет за 2022 год без нарушений.

Указанные доводы не опровергают предусмотренную законом обязанность по размещению в ЕИС информации о годовом объеме закупок субъектов МСП не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.

Обстоятельства, исключающие возможность соблюдения требований действующего законодательства, а также свидетельствующие о принятии всех мер по соблюдению установленных требований, не усматриваются.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также смягчающие, отягчающие административную ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлены.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

По пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Объективную сторону данного правонарушения образует сам факт несоблюдения предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в ЕИС годового отчета о закупке товаров, работ, услуг у СМСП за 2022 год.

При этом, состав совершенного административного правонарушения является формальным и не требует для квалификации деяния в качестве противоправного, наступления каких-либо негативных последствий. Состав административного правонарушения образует само деяние виновного лица. При таких обстоятельствах, административная ответственность наступает независимо от наличия или отсутствия последствий совершенного противоправного деяния.

Перечень информации и документов, которые заказчик обязан размещать в ЕИС при осуществлении закупок установлен Законом о закупках и подзаконными нормативными правовыми актами. За нарушение сроков размещения необходимых документов предусмотрена административная ответственность.

Действия общества не могут быть признаны малозначительными. Иное противоречило бы одному из принципов законодательства - неотвратимости наказания за совершенное правонарушение, что провоцирует правонарушителя на пренебрежительное отношение к своим обязанностям и дальнейшее совершение аналогичных правонарушений.

Нарушение сроков размещения в ЕИС информации может иметь своим результатом препятствование контролю за соблюдением заказчиком требований законодательства о закупках.

Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается, прежде всего, в несоблюдении публично правовых обязанностей, возникающих при осуществлении деятельности по закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В связи с этим, основания для освобождения общества от административной ответственности в силу статьи 2.9 КоАП РФ (при малозначительности административного правонарушения) отсутствуют.

Доказательств наличия каких-либо объективных причин, препятствующих соблюдению указанных требований, в материалах дела не имеется.

Согласно представленной ООО «Автодор Комплект» информации вх. от 09.10.2023 № 6938 у общества на 30.06.2023 имеется убыток по итогам работы за первое полугодие 2023 года в размере 427000 руб., задолженность по налогам и взносам отсутствует.

Статьей 1.2 КоАП РФ установлено, что задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе защита собственности, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Статья 7.32.3 КоАП РФ включена в главу 7, объединяющую административные правонарушения в области охраны собственности.

С учетом целей и задач законодательства об административных правонарушениях, установление административной ответственности за нарушение законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц имеет целью предотвратить наступление существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере охраны собственности.

Объективным отражением степени общественной опасности противоправного деяния и, как следствие, потенциальной угрозы охраняемым правом общественным отношениям служит санкция части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ, предусматривающая применение к юридическим лицам административного штрафа в размере от десяти тысяч рублей до тридцати тысяч рублей.

При этом необходимо применить следующее.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 15.21, 15.27.3, 15.30, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Сведения, доказательства о повторном привлечении ООО «Автодор Комплект» к административной ответственности отсутствуют

Обстоятельства, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, при совершении рассматриваемого административного правонарушения отсутствовали.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного обществом административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих, отягчающих административную ответственность,  руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, частью 4 статьи 7.32.3, статьей 4.1.1, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

  1. Признать ООО «Автодор Комплект» (ИНН/КПП 1101068751/110101001, ОРГН 1081101006557, место нахождения: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. 3-я Промышленная, д.54) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ, в части нарушения предусмотренного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц срока размещения в ЕИС информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц – в части нарушения обществом установленного частью 21 статьи 4 Закона о закупках срока размещения в ЕИС информации об объеме закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.
  2. Назначить ООО «Автодор Комплект» административное наказание в виде предупреждения.

В силу статей 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

 

Руководитель управления                                                                                      <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны