Решение №01-122/8850 РЕШЕНИЕ от 16 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

РЕШЕНИЕ

 

Общество с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Барс-С»

   
 

Лесопарковая ул., д. 38/2, г. Сыктывкар, 167000

   
 

Муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва г. Печора»

   
 

Гагарина ул., д. 47, г. Печора, 169619

 

Электронная площадка

«РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

16 ноября 2022 года

г. Сыктывкар

№ 01-122/8850

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Барс-С» (далее – ООО ЧОП «Барс-С», заявитель) исх. от 27.10.2022 (вх. от 28.10.2022 № 4186), дополнения к жалобе вх. от 08.11.2022 № 4323 в отношении заказчика – муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва г. Печора» (далее - МАУ «СШОР г. Печора», заказчик) при проведении закупки способом запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений (сторожевые услуги) на объектах: Спортивное сооружение (встроено-пристроенное) здание МАУ «СШОР г. Печора» расположенное по адресу: г. Печора, Печорский проспект, д.110; Стадион МАУ «СШОР г.Печора» расположенный по адресу: г. Печора, ул. Социалистическая, д.47 (номер извещения 32211765660 в единой информационной системе в сфере закупок) (далее – жалоба, закупка, запрос котировок),

при участии:

<…>,

УСТАНОВИЛА:

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Заявитель обжалует действия заказчика в части нарушения порядка допуска и оценки заявок участников закупки, не установление в извещении запроса котировок требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление охранных услуг.

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

По части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчиком закупки явилось МАУ «СШОР г. Печора».

Положение о закупке товаров, работ, услуг АО «ККТ», утвержденное решением наблюдательного совета МАУ «СШОР г. Печора» протоколом от 29.06.2021 № 02 (далее – Положение), размещено в единой информационной системе 01.07.2021.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Проводимая закупка являлась конкурентной - проводилась способом запроса котировок в электронной форме.

Извещение о проведении запрос котировок № 32211765660 (далее – извещение) размещено в единой информационной системе 14.10.2022.

Начальная (максимальная) цена договора: 338 260,00 рублей.

1. По доводу заявителя в части нарушения заказчиком порядка допуска и оценки заявок участников закупки установлено следующее.

Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок осуществления конкурентной закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

Согласно части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения:

1) способ осуществления закупки;

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости);

4) место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление данной документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации о закупке в форме электронного документа;

7) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки);

8) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при осуществлении конкурентной закупки);

8.1) размер обеспечения заявки на участие в закупке, порядок и срок его предоставления в случае установления требования обеспечения заявки на участие в закупке;

8.2) размер обеспечения исполнения договора, порядок и срок его предоставления, а также основное обязательство, исполнение которого обеспечивается (в случае установления требования обеспечения исполнения договора), и срок его исполнения;

9) иные сведения, определенные положением о закупке.

Частью 5 стати 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке.

Согласно части 1 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с частью 26 стати 3.4 Закона о закупках в течение одного рабочего дня после направления оператором электронной площадки информации, указанной в пунктах 1 (при проведении запроса котировок в электронной форме), 3, 4 (в случае, если конкурс в электронной форме включает этап, предусмотренный пунктом 5 части 4 настоящей статьи) части 22 настоящей статьи, комиссия по осуществлению закупок на основании результатов оценки заявок на участие в такой закупке присваивает каждой такой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. Заявке на участие в конкурсе в электронной форме или запросе предложений в электронной форме, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, а в случае проведения аукциона в электронной форме или запроса котировок в электронной форме - наименьшее ценовое предложение, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких таких заявках содержатся одинаковые по степени выгодности условия исполнения договора или одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других таких заявок.

Согласно части 1.1 раздела 16 Положения выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме (далее - запрос котировок) осуществляется в случае, если для закупаемых товаров, работ, услуг существует функционирующий рынок и которые можно сравнить по цене без использования дополнительных критериев, а начальная (максимальная) цена договора не превышает 1 000 000,00 (один миллион) рублей. Победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Часть 1.3 раздела 16 Положения содержит аналогичные положения, указанные в части 9 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 3.1 раздела 16 Положения комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает заявки на участие в запросе котировок.

Согласно части 3.2 раздела 16 Положения комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

Согласно части 3.3 раздела 16 Положения победителем в проведении запроса котировок признается участник закупки, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг

Разделом 6 извещения заказчиком установлены требования к участникам закупки:

6.2 непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

6.3 неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

6.4 отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период;

6.5 отсутствие у участника закупки - физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

6.6 отсутствие фактов привлечения в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке участника закупки - юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

6.9 отсутствие сведений об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица, в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно проколу подведения итогов запроса котировок № 2533719, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 21.10.2022 на участие в закупке было подано 4 заявки. Победителем закупки признана ИП <…>, предложившая наименьшую цену договора.

Комиссией Коми УФАС России установлено, что заявка ИП <…> соответствовала требованиям, установленным в извещении, в связи с чем у закупочной комиссии заказчика отсутствовали основания для отклонения заявки ИП <…>.

Таким образом, заявка ИП <…> соответствовала требованиям, установленным в извещении, заявка ИП <…> содержала наименьшую цену договора, в связи с чем, закупочной комиссией заказчика ИП <…> была признана победителем закупки.

В указанных действиях МАУ «СШОР г. Печора нарушений не установлено.

2. По доводу заявителя в части не установления заказчиком в извещении запроса котировок требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление охранных услуг установлено следующее.

Заявитель указывает, что в соответствии с проектом договора, техническим заданием заказчик закупает охранные услуги, в связи с чем, в извещении необходимо установить требование о наличии лицензии на осуществление охранных услуг.

Согласно пункту 1 части 4 раздела 11 Положения при осуществлении закупок конкурентными способами устанавливаются следующие обязательные требования к участникам закупок:

1) соответствие участников закупок требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.

Как следует из письменной информации, представленной заказчиком письмами исх. 01-09/650 от 03.11.2022 (вх. от 07.11.2022 № 4298, вх. от 07.11.2022 № 5964э), исх. от 14.11.2022 № 01-09/673 (вх. от 16.11.2022 № 6144э), предметом закупки является оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений (сторожевые услуги), а не охранные услуги. Согласно технического задания, исполнитель привлекает к оказанию услуг сторожей (вахтеров). Требования, установленные в разделе II «Описание предмета закупки/Техническое задание» удовлетворяют нормам и требованиями Закона о закупках.

Также указано, что МАУ «СШОР г. Печора» не является образовательным учреждением, т.е. на него не распространяется действие Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 г. N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", следовательно, у спортивной школы нет обязанности обеспечивать охрану спортивных объектов сотрудниками охранных организаций, имеющих лицензию.

На МАУ «СШОР г. Печора» распространяет свое действие постановление Правительства РФ от 06.03.2015 № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта», в котором не говорится об обязанности обеспечивать охрану объектов сотрудниками охранных организаций, имеющих соответствующую лицензию.

Доводы заказчика необоснованы ввиду следующего.

Согласно техническому заданию выполняемыми функциями являются: охрана помещения и материальных ценностей, сохранности имущества, защита от противоправных посягательств третьими лицами, пресечение преступлений (кража, хищение и т.д.), пресечение административных правонарушений, охрана общественного порядка в помещениях включая: защиту жизни и здоровья персонала и посетителей от преступных посягательств, выявление и предотвращение признаков террористических и иных проявлений экстремистского характера, выявление в потоке посетителей преступных элементов (воров, мошенников), лиц в алкогольном или наркотическом опьянении, а также психически неуравновешенных лиц и локализации их действий, внешний осмотр целостности замков, дверей, окон. Ведение журнала «Приема-передачи дежурства» с фиксацией в журнале всех нарушений и замечаний; ведение журнала «Регистрации посетителей»; ведение журнала «Регистрация автотранспорта» при осуществлении услуги в здании «Лыжная база» о въезжающем на прилегающую к зданию территорию автотранспорте. Выполнение требований и предписаний антитеррористической Комиссии МР МО «Печора» при установлении уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охранной деятельности) частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

Согласно статье 11 Закона об охранной деятельности оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, предоставленную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.

В соответствии со статьей 11.2 Закона об охранной деятельности предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. Лицензия содержит вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней.

Статьей 15.1 Закона об охранной деятельности установлено, что частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной. Уставный капитал частной охранной организации не может быть менее ста тысяч рублей.

Исходя из вышеизложенного следует, что заказчик закупает, в том числе, охранные услуги, ряд функций, указанных в техническом задании, могут быть оказаны только организациями, имеющими лицензию на оказание охранных услуг, в соответствии с требованиями Закона об охранной деятельности. Доводы заказчика о том, что охранные услуги не являются предметом закупки необоснованы, поскольку из извещения следует иное (указанно несколько охранных услуг).

Таким образом, в извещении запроса котировок заказчик должен был указать требование о наличии у участника закупки лицензии на оказание услуг в сфере охраны в соответствии с требованиями Закона об охранной деятельности.

На основании изложенного, МАУ «СШОР г. Печора» в нарушение пункта 1 части 4 раздела 11 Положения не установило в извещении запроса котировок требования о наличии у участника закупки лицензии на оказание охранных услуг.

Допущенные нарушения существенным образом повлияли на результаты подведения итогов закупки.

Согласно письменной информации МАУ «СШОР г. Печора» исх. от 03.11.2022 № 01-09/650 (вх. от 07.11.2022 № 4298, вх. от 07.11.2022 № 5964э) договор по итогам закупки не заключен.

Исходя из вышеизложенного, учитывая характер допущенного нарушения, подлежит выдаче предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО ЧОП «Барс-С» в части не установления в извещении запроса котировок требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление охранных услуг обоснованной, в остальной части необоснованной.

2. Признать МАУ «СШОР г. Печора» нарушившим пункт 1 части 4 раздела 11 Положения в части не установления в извещении запроса котировок требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление охранных услуг.

3. Выдать закупочной комиссии МАУ «СШОР г. Печора» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения закупки, в виде отмены протокола подведения итогов запроса котировок № 2533719, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 21.10.2022.

4. Выдать МАУ «СШОР г. Печора» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения закупки, в виде аннулирования запроса котировок в электронной форме, номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32211765660.

Председатель Комиссии

 

<…>

     

Члены Комиссии

 

<…>

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны