Определение №02-01/2713 Определение о назначении дела № 011/01/10-225/2022 о нарушен... от 4 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Определение

о назначении дела № 011/01/10-225/2022

о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

04 апреля 2022 года

 

 

 

№ 02-01/2713

город Сыктывкар

 

ООО «Газпром трансгаз Ухта»  

 

Набережная Газовиков, д. 10/1,

г. Ухта, 169300

 

<…>

(по адресу)  

 

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Коми УФАС России от 21.03.2022 № 30 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» (ИНН 1102024468, ОГРН 1021100731190), адрес места нахождения: 169300, Республика Коми, г. Ухта, наб. Газовиков, д. 10/1 (далее – ООО «Газпром трансгаз Ухта», Общество), пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в части действий, выразившихся в установлении с 01.05.2021 монопольно высокой цены за проезд по вдольтрассовому проезду по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ в размере 25 руб./км, что приводит (может привести) к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности, неопределенного круга потребителей,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено приказом Коми УФАС России от 21.03.2022 № 30 по признакам нарушения ООО «Газпром трансгаз Ухта» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения дела послужили материалы проверки, проведенной Прокуратурой города Вуктыла по заявлению <…> б/н и б/д, направленные письмом от 14.12.2021 № 477ж-2021 (вх. № 5609 от 20.12.2021), по вопросу установления ООО «Газпром трансгаз Ухта» платы за проезд вдоль газопровода по маршруту п. Приполярный – г. Вуктыл.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление монопольно высокой цены товара.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно аналитическому отчету от 21.03.2022 Общество занимает доминирующее положение на рынке услуги по предоставлению вдольтрассового проезда участка магистрального газопровода «КС «Вуктыльская - КС «Уральская» (далее автодорога Вуктыльского ЛПУМГ). В связи с чем, на действия (бездействие) ООО «Газпром трансгаз Ухта» распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.   

Приказом Общества от 31.08.2016 № 1868 введен в действие Порядок организации проезда транспортных средств по автомобильным дорогам, вдольтрассовым проездам, мостовым сооружениям и переездам, находящимся в эксплуатации Общества (далее – Порядок).   

Данный Порядок разработан с целью внедрения в Обществе единого порядка организации проезда транспортных средств по автомобильным дорогам, вдольтрассовым проездам, мостовым сооружениям и переездам, в том числе по элементам их обустройства, находящимся в эксплуатации Общества.

В соответствии с разделом 6 Порядка проезд по автодорогам Общества транспортных средств физических лиц разрешается после согласования с руководством Общества. Филиал Общества, в зоне деятельности которого находятся автодороги, рассматривает возможность проезда, степени ущерба, причиняемому дорожному покрытию, а также степени создания дополнительных рисков и угроз для обеспечения беспрепятственного вдольтрассового проезда и функционирования газотранспортной системы в целом. После оплаты за проезд по автодорогам Общества заявителю оформляется акт – допуска и пропуска на проезд по автодорогам (участкам автодорог).

Из письменных пояснений Администрации СП «Приполярный» следует, что дорога общего пользования по маршруту передвижения сп. Приполярный – г. Вуктыл – г. Ухта отсутствует.  

Пунктом 6.4 Порядка предусмотрена возможность проезда транспортных средств на бесплатной основе.

Правом бесплатного проезда, в виде исключения, пользуются жители населенных пунктов Березовского района ХМАО-Югра, Уральского ЛПУМГ; туристы, посещающие Национальный парк «Югыд ва», в рамках заключённого Соглашения.

Из письменных пояснений Общества следует, что несмотря на отсутствие обязанности собственника вдольтрассового проезда предоставлять его неограниченному количеству лиц для проезда, учитывая отсутствие альтернативного (объездного) пути, в целях поддержания жизнедеятельности населённых пунктов Березовского района ХМАО-Югра, Уральского ЛПУМГ, в виде исключения, Общество выдает пропуски и разрешает проезд при обязательном прохождении инструктажа, благоприятных климатических условиях и отсутствии каких-либо работ на линейной части магистрального газопровода.

Из материалов, представленных Прокуратурой города Вуктыл, заявителем, ООО «Газпром трансгаз Ухта» установлено, что стоимость проезда по дорогам Общества рассчитывается на основании «Расчета платы за право проезда по вдольтрасссовым проездам и автомобильным дорогам филиалов ООО «Газпром трансгаз Ухта».    

Согласно расчету платы за проезд по автомобильным дорогам филиалов ООО «Газпром трансгаз Ухта» для сторонних организаций с 01.01.2020 установлена плата за проезд по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ протяженностью 80 км в размере 16 руб. за 1 км автодороги (без НДС). 

 Согласно расчету платы за проезд по вдольтрассовым проездам и автомобильным дорогам филиалов ООО «Газпром трансгаз Ухта» для сторонних организаций с 01.05.2021 установлена плата за проезд по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ протяженностью 80 км в размере 25 руб. за 1 км автодороги (без НДС). 

При расчетах с заявителем Обществом применены расценки, утвержденные Обществом, что документально подтверждено справками на пропускаемую технику по вдольтрассовому проезду от 19.06.2020, 14.10.2020, 27.10.2020, 02.09.2021, 10.09.2021, согласно которым <…> произвел оплату за проезд грузового транспорта (Р 737 ВА11) исходя из цены за проезда 16 руб./км (без НДС) в 2020 году, 25 руб./км – в 2021 году.

Таким образом, рост цены за проезд по вдольтрассовому проезду, установленной Обществом с 01.05.2021 по отношению к цене на 01.01.2020 год, составил 56 %.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» на основании статьи 6, пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением может быть признано установление (поддержание) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены.

По смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции).

В частности, при оценке необходимости расходов для обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта может приниматься во внимание их экономическая оправданность, в том числе направленность расходов на удовлетворение производственных потребностей субъекта, соответствие размера затрат обычной стоимости соответствующих благ, рыночная конъюнктура, в которой осуществлялись затраты. Например, экономически не оправданными для целей применения статьи 6 Закона могут быть признаны затраты, не имеющие отношения к производству и реализации товара, но учтенные доминирующим на рынке субъектом при формировании цены товара. Экономически оправданными могут являться затраты, увеличение которых обусловлено ростом цен на рынке сырья, из которого производится товар.

В результате оценки цены за проезд по вдольтрассовому проезду по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ с использованием метода сопоставимых рынков установлено следующее. 

Согласно разъяснениям № 1 Президиума ФАС России, утвержденным  протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 № 2, письму ФАС России от 31.12.2013 № АЦ/54346/13 метод сопоставимых рынков может быть применен только в том случае, когда объективно существует рынок, сопоставимый по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

В рамках рассмотрения материалов заявления сопоставимые товарные рынки рассматриваемому товарному рынку по количеству продаваемого товара (оказываемых услуг), условиям обращения товара (услуги) не установлены.

В результате оценки цены за проезд по вдольтрассовому проезду по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ с использованием затратного метода установлено следующее. 

Затратный метод представляет собой метод определения расходов и прибыли, необходимых для производства и реализации товара, путем сопоставления уровня рентабельности занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта:

- с уровнем рентабельности того же самого хозяйствующего субъекта, зафиксированного в иные периоды времени (пункты 1 и 2 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции), в пределах иных географических границ;

- с уровнем рентабельности других хозяйствующих субъектов, реализующих идентичный товар на рынках со сравнительно развитой конкурентной средой. К другим хозяйствующим субъектам, в том числе могут относиться лица, входящие в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, который подозревается в установлении монопольно высокой цены.

Рентабельность - это величина, рассчитанная следующим образом:

 

цена - это стоимость единицы товара,

себестоимость - это сумма расходов, необходимых для производства и реализации единицы товара.

При установлении монопольно высокой цены товара с использованием затратного метода анализировались:

- расходы, необходимые для производства и реализации товара (себестоимость товара),

- прибыль хозяйствующего субъекта от реализации товара,

- цена товара,

- уровень рентабельности.

В результате анализа документов, представленных ООО «Газпром трансгаз Ухта», установлено, что затраты Общества на обслуживание автодороги Вуктыльского ЛПУМГ за 2019 год составили 63 756 тыс. руб. или 797 тыс. руб./км в год. При расчетной нагрузке 140 машин в день цена составила 16 руб./км.

При расчете цены за проезд по вдольтрассовому проезду по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ, установленной Обществом с 01.05.2021 в размере 25 руб./км, ООО «Газпром трансгаз Ухта» предусмотрело расходы в размере 101 920 тыс. руб., рост расходов к предыдущему году составил 59,8 %, в том числе вспомогательные материалы – на 44,2 %, услуги автотранспорта – 60,3 %.

Документы, подтверждающие фактические суммы расходов Общества, включенные в расчет цены за проезд по вдольтрассовому проезду по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ на 2020 год, 2021 год, ООО «Газпром трансгаз Ухта» в материалы заявления не представило.

При таких обстоятельствах в действиях ООО «Газпром трансгаз Ухта» установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления монопольно высокой цены за проезд по вдольтрассовому проезду по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ с 01.05.2021 в размере 25 руб./км, что приводит (может привести) к ущемлению интересов потребителей услуги - хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности, неопределенного круга лиц.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 13, 14, 15 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Назначить дело № 011/01/10-225/2022 к рассмотрению на 31.05.2022 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 011/01/10-225/2022, назначенного на 31.05.2022 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве ответчика по делу ООО «Газпром трансгаз Ухта», адрес места нахождения: 169300, г. Ухта, набережная Газовиков, д.10/1.

3. ООО «Газпром трансгаз Ухта» представить в антимонопольное управление в срок до 10.05.2022 следующие надлежащим образом заверенные уполномоченным лицом документы и письменную информацию:

3.1. Копию положения Вуктыльского линейного производственного управления магистральных газопроводов, действующего на дату ответа на настоящее Определение.

3.2. Копии списков работников Уральского ЛПУМГ и жителей п. Приполярный, направленных Уральским ЛПУМГ в адрес Общества письмом от 11.06.2020 № 23/10237-00250, письмом от 13.05.2021 № 23/101/37-00316.

3.3. Поясняющие, на какой основе (платной или бесплатной) предоставляется вдольтрассовый проезд участка магистрального газопровода «КС «Вуктыльская - КС «Уральская» лицам, указанным в списках грузового автотранспорта работников Уральского ЛПУМС и жителей п. Приполярный, представленных письмами от 11.06.2020 № 23/10237-00250, от 13.05.2021 № 23/101/37-00316.

В случае если отдельным лицам, указанным в списках грузового автотранспорта предоставляется право бесплатного проезда, укажите такие лица.

3.4. Копии документов, на основании которых Обществом произведен расчет платы за проезд по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ, протяженностью 80 км, в размере 16 руб. за 1 км автодороги (без НДС) с 01.01.2020, а также документы, подтверждающие суммы расходов (по каждой статье расходов), в том числе оборотно - сальдовые ведомости, копии договоров, иные.

3.5. Копии документов, на основании которых Обществом произведен расчет платы за проезд по автодороге Вуктыльского ЛПУМГ, протяженностью 80 км, в размере 25 руб. за 1 км автодороги (без НДС) с 01.05.2021, а также документы, подтверждающие суммы расходов (по каждой статье расходов), в том числе оборотно - сальдовые ведомости, копии договоров, иные.

3.6. Копии документов, подтверждающих полномочия начальника Вуктыльского линейного производственного управления магистральных газопроводов В.В. Куликова на представление интересов, в том числе документов, от лица ООО «Газпром трансгаз Ухта».

3.7.  Иные копии документов и письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения антимонопольного дела (при наличии).

   4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 011/01/10-225/2022, назначенного на 31.05.2022 в 15.00 час. по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве заявителя <…>    

5. <…> представить в антимонопольное управление в срок до 10.05.2022 следующие копии документов и письменную информацию:

5.1. Поясняющие, связан ли проезд автомобиля ГАЗ рег. 737 ВА 11, УРАЛ 375 рег. № В 127 РЕ196 с осуществлением предпринимательской деятельности <…., если связан - представьте копии подтверждающих документов, если не связан, представьте соответствующую письменную информацию.

5.2. Поясняющие, имеет ли место в рассматриваемом случае ущемление интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности в результате установления Обществом платы за вдольтрассовый проезд участка магистрального газопровода «КС «Вуктыльская - КС «Уральская»:

5.2.1. в случае, если такое ущемление интересов имеет место – укажите, в чем оно выражается, приложите копии подтверждающих документов;

5.2.2. если ущемление интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности отсутствует – представьте соответствующую письменную информацию.

5.3. Поясняющие, причинен ли заявителю ущерб в результате действий Общества по установлению платы за вдольтрассовый проезд участка магистрального газопровода «КС «Вуктыльская - КС «Уральская», если таковое имеет место, приложите расчет такого ущерба.

5.4.  Иные копии документов и письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения антимонопольного дела (при наличии).

6. ООО «Газпром трансгаз Ухта», <…> в срок до 23.05.2022 необходимо ознакомиться с материалами дела и по результатам ознакомления представить письменные доводы, материалы, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела.

7. ООО «Газпром трансгаз Ухта» вправе обеспечить явку для участия в рассмотрении дела и (или) направить представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела либо направить ходатайство о возможности рассмотрения дела в отсутствие своего представителя. О возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ООО «Газпром трансгаз Ухта» просим сообщить до 27.05.2022.

8. <…. вправе обеспечить явку для участия в рассмотрении дела и (или) направить представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью). О возможности рассмотрения дела в свое отсутствие и (или) представителя просим сообщить до 27.05.2022.

 

Примечание:

При ответе на настоящее Определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту Определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего Определения укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия, с указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Обращаем внимание, что представленное на Определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.

Напоминаем, что в соответствии с частью 5 статьи 19.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 данной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 данной статьи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны