Решение №04-02/10161 - от 28 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Индивидуальному предпринимателю

 

через Единую информационную систему

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

 Республики Коми «Городская больница

Эжвинского района  г. Сыктывкара»

 

через Единую информационную систему

 

Общество с ограниченной ответственностью

 «РТС-тендер» 

 

через Единую информационную систему

 

Общество с ограниченной ответственностью «Анком» 

 

через Единую информационную систему

 

  

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 011/06/33-1157/2022

 

28 декабря 2022 года

 

 

 

                  № 04-02/10161

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <...>, ИНН 402704874088 (далее - индивидуальный предприниматель) от 22.12.2022 (вх. от 22.12.2022 № 6903-э) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Городская больница Эжвинского района г. Сыктывкара» (167026, Республика Коми, город Сыктывкар, улица Мира, 27/3, ОГРН: 1031101080977, ИНН: 1121012274, КПП: 112101001) (далее - ГБУЗ РК «ГБЭР») при осуществлении закупки способом электронного аукциона «Поставка наборов для катетеризации центральных вен», извещение  № 0307200008722000269 (далее - жалоба),

при участии в рассмотрении жалобы посредством веб-видеоконференции:

-<…>, <…>, представителей ГБУЗ РК «ГБЭР» по доверенностям от 26.12.2022 №№ 16, 17,

-<…>, представителя общества с ограниченной ответственностью «Анком» по доверенности от 27.12.2022,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми с использованием Единой информационной системы в сфере закупок поступила жалоба индивидуального предпринимателя от 22.12.2022 (вх. от 22.12.2022 № 6903-э) на действия заказчика - ГБУЗ РК «ГБЭР» при осуществлении закупки способом электронного аукциона «Поставка наборов для катетеризации центральных вен», извещение  № 0307200008722000269  (далее - закупка, электронный аукцион).

С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.

В Коми УФАС России поступило ходатайство ООО «Анком» от 27.12.2022 № 170 (вх. от 27.12.2022 № 6994-э) о предоставлении возможности присутствия своего представителя на заседании по рассмотрению жалобы индивидуального предпринимателя с правом дачи комментариев по доводам жалобы в связи с тем, что ООО «Анком» является участником закупки, права и законные интересы которого могут быть затронуты по результатам рассмотрения жалобы.

Согласно части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.

На основании части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе ходатайство           ООО «Анком» удовлетворено.

ГБУЗ РК «ГБЭР» заявлено ходатайство от 27.12.2022 № 2647 (вх. от 27.12.2022  № 5097) о рассмотрении жалобы в формате веб-видеоконференции.

Согласно части 2 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.

В связи с наличием технической возможности осуществления видео-конференц-связи при рассмотрении жалобы и проведения внеплановой проверки, ходатайство  ГБУЗ РК «ГБЭР» удовлетворено.

Индивидуальный предприниматель, ГБУЗ РК «ГБЭР», ООО «Анком», общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер»  (оператор электронной площадки) о времени, дате, месте, формате (веб-видеоконференция) рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие индивидуального предпринимателя, представителей оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению жалобы и проведению внеплановой проверки.

Индивидуальным предпринимателем обжаловано действие заказчика - ГБУЗ РК «ГБЭР»  при определении положений извещения о проведении электронного аукциона, касающихся описания объекта закупки, в части включения требования к проводниковой игле - «с Y-образным портом размером 18G, длиной* не менее 63,5мм не более                  65,0 мм», которое, согласно позиции заявителя, соответствует единственному товару - набору для катетеризации центральных вен ABLE производителя - «Гуандун Байхэ Медикал Технолоджи Ко., Лтд.», что приводит к ограничению количества участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе.

ГБУЗ РК «ГБЭР» в отзыве на жалобу от 27.12.2022 № 2649 (вх. от 27.12.2022               № 5097) заявлены возражения относительно позиции заявителя.

Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, ознакомившись с извещением о проведении электронного аукциона, электронными документами, содержащимися при указанном извещении, заслушав представителей ГБУЗ РК «ГБЭР», ООО «Анком»», пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК «ГБЭР»

Объектом закупки явилась поставка наборов для катетеризации центральных вен.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 951 750,00 руб.

Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 15.12.2022, изменения извещения о проведении электронного аукциона от 19.12.2022            № ИИ1 - 19.12.2022.

2. Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

По пункту 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе Единая информационная система содержит, в том числе, Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частями 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По пункту 2 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно подпунктам г), д) пункта 10, подпункту а) пункта 13 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в позицию каталога включается, в том числе  информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил; справочная информация.

В описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» включается, в том числе, следующая информация: потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости).

Согласно подпункту б) пункта 2, подпункту в) пункта 4, пунктам 5, 6, 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, каталог используется заказчиками, в том числе, в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, указанных в подпунктах а), б) пункта 6.

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

Как следует из материалов жалобы, в рамках закупки к поставке требуется набор для катетеризации центральных вен, кратковременного использования, код позиции по КТРУ 32.50.13.110-00005159.

Согласно сведений КТРУ с официального сайта  код позиции КТРУ 32.50.13.110-00005159  включает наименование товара «набор для катетеризации центральных вен, кратковременного использования», характеристики товара по указанной позиции в КТРУ отсутствуют, следовательно, описание закупаемого товара должно быть осуществлено в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В пункте 1 части 1, частях 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Описание объекта закупки является составной частью извещения о закупке и размещено в его составе в форме электронного документа (далее - Описание объекта закупки).

В Описание объекта закупки (в редакции изменений извещения о проведении электронного аукциона от 19.12.2022 № ИИ1) включены, в том числе,  следующие требования к товару:

№ п/п

Наименование

Товара

Характеристики товара

1

Набор для катетеризации центральных вен, кратковременного использования

Набор для катетеризации центральных вен.
Состав набора:
-одноканальный рентгенконтрастный полиуретановый катетер размером 14G, длиной 200 мм;

-проволочный нитиноловый проводник с J-образным кончиком на одном конце и прямым на другом с одним просветом диаметром*не менее 0,81мм не более 0,89мм, длиной* не менее 500мм не более 600мм;
-проводниковая игла с Y-образным портом размером 18G, длиной* не менее 63,5мм не более 65,0 мм;

-сосудистый дилататор размером* не более 8Fr, длиной* не менее 80мм не более 100мм.
-Шприц объемом* не менее 5 мл;
-Скальпель;
-Толкатель проволочного проводника с держателем;
-зажим катетера;
-зажим с портом Луер-Лок в количестве 2 шт.;
-трехходовой кран.

Индивидуальная упаковка.

Описание объекта закупки  содержит указание: «Описание вида медицинского изделия в соответствии с Номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам указано в КТРУ».

Описание объекта закупки содержит обоснование необходимости указания функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, не предусмотренных в позиции Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: «Заказчиком внесены дополнительные требования в отношении функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, обусловленные потребностями заказчика в части технических и качественных характеристик объекта закупки, являющихся значимыми в целях оказания квалифицированной медицинской помощи».

Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа описания объекта закупки установлено, что описание объекта закупки содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, при этом указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и значения показателей, которые не могут изменяться, что соответствует требованиям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пояснениям ГБУЗ РК «ГБЭР», изложенным в отзыве на жалобу от27.12.2022 № 2648 (вх. от 27.12.2022 № 5097), устным пояснениям представителя ГБУЗ РК «ГБЭР», озвученным в ходе заседания по рассмотрению жалобы, заказчик при формировании описания объекта закупки руководствовался требованиями постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 и статьи 33 Закона о контрактной системе.

При описании объекта закупки заказчик исходил из того, что основной задачей ГБУЗ РК «ГБЭР» является оказание качественной специализированной медицинской помощи населению, в связи с чем заказчик установил дополнительные требования исходя из специфики  лечебного учреждения.

Заказчиком указано, наряду с прочим, что оспариваемое заявителем требование к проводниковой игле - «с Y-образным портом размером 18G, длиной* не менее 63,5мм не более 65,0 мм»  обусловлено тем, что наличие у проводниковой иглы Y-образного порта  позволяет проталкивать проводник, предотвращая заброс воздуха в иглу, а также позволяет не снимать шприц с иглы для проведения аспирационного теста, что ускоряет процесс катетеризации для введения жизненно важных лекарственных препаратов (адреналин, актилизе, промедол и др.)

Доказательств объективного отсутствия у заказчика необходимости в получении закупаемого товара с установленными характеристиками, которые указаны в Описании объекта закупки, заявителем не представлено.

Обоснование характеристик товара, которые отвечают потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

           Комиссия Коми УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.

           Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в описание объекта закупки требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в описании объекта закупки обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

           Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. 

           Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание при описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).

          В этой связи включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Однозначных и бесспорных доказательств того, что оспариваемые требования к  товару являются несущественными для заказчика, в материалах жалобы отсутствуют.

При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.

           Предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара. Поставщиком товара может выступить любое физическое либо юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям документации и удовлетворяющее потребности Заказчика.      

Законодательство РФ не запрещает выходить с предложением на участие в торгах нескольким претендентам с продукцией одного производителя, следовательно, участников торгов может быть неограниченное количество.

Согласно пояснениям ГБУЗ РК «ГБЭР», изложенным в отзыве на жалобу от27.12.2022 № 2648 (вх. от 27.12.2022 № 5097), устным пояснениям представителя ГБУЗ РК «ГБЭР», озвученным в ходе заседания по рассмотрению жалобы, характеристики, указанные в описании объекта закупки, в том числе в части оспариваемого заявителем требования, соответствуют товару как минимум двух производителей:

-набор для катетеризации центральных вен ABLE  производителя - «Гуандун Байхэ Медикал Технолоджи Ко., Лтд.»;

-набор для катетеризации центральных вен NOVOCENT (НОВОЦЕНТ) производителя «Поли Медикюр Лимитед».

В подтверждение обозначенных доводов заказчиком в материалы жалобы представлены регистрационные удостоверения на медицинские изделия от 11.02.2020  № РЗН 2020/9631, от 14.04.2022 № РЗН 2022/16902.

Заявителем документально не подтверждено отсутствие возможности приобрести закупаемый заказчиком в рамках закупки товар в целях его поставки их для нужд заказчика.

В Коми УФАС России отсутствуют, заявителем в материалы жалобы не представлены бесспорные доказательства того, что заказчиком установлены какие-либо особые (нестандартные) или излишние требования к характеристикам поставляемого товара, ограничивающие количество участников закупки.

Бесспорных  доказательств того, что оспариваемые требования к  товару влекут за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке поставки, в том числе ограничили право заявителя на участие в электронном аукционе, препятствовали каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.

Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу о том, что оспариваемые положения извещения об электронном аукционе, касающиеся описания объекта закупки, соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, в оспариваемых действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.

По результатам проведения Комиссией Коми УФАС России внеплановой проверки нарушений Закона о контрактной системе не установлено.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

 

РЕШИЛА:

     

1. Признать жалобу необоснованной.

 

 Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

                                                      <…>

 

 

Члены комиссии                                                                                                                   <…>

 

                                                                                                                         

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны