Постановление б/н Постановление об административном правонарушении от 22 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-136/2022

об административном правонарушении

 

 

 

22 апреля 2022 года

 

 

 

№ 02-06/3302

г. Сыктывкар

 

<……..>

(по адресу)

 

ПАО «Россети Северо-Запад»

<……..>

 

филиалу ПАО «Россети Северо-Запад»

в Республике Коми

<……..>

 

 

 

<….> (далее - Коми УФАС России, антимонопольное управление), адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <….>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 011/04/9.21-136/2022, возбуждённого определением Коми УФАС России от 09.02.2022 № 02-06/1132, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении публичного акционерного общества  «Россети Северо-Запад» (далее – ПАО «Россети Северо-Запад», Общество, Сетевая организация), адрес места нахождения: <….>,

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В Коми УФАС России поступило заявление <….> (далее – <….>, Заявитель) от 15.11.2021 (вх. № П-123 от 15.11.2021) по вопросу неосуществления ПАО «Россети Северо-Запад» (ранее ПАО «МРСК Северо – Запада» переименовано в ПАО «Россети Северо – Запад») в установленный договором № СПБ80-07908Ю/21 (далее – договор о технологическом присоединении) срок, мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям принадлежащего Заявителю объекта, расположенного на арендуемом у Администрации МО ГО «Сыктывкар» земельном участке с кадастровым номером <….>по адресу: <….> (далее – Объект).

Определением Коми УФАС России от 09.02.2022 № 02-06/1132 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» возбуждено дело об административном правонарушении № 011/04/9.21-136/2022 и назначено проведение административного расследования. Стороны приглашены для дачи пояснений по факту выявленного нарушения на 09.03.2022.

Административное дело № 011/04/9.21-136/2022 рассмотрено 09.02.2022 в 15.00 час. в отсутствие законного представителя ПАО «Россети Северо-Запад», потерпевшего лица <….>, в присутствии защитника ПАО «Россети Северо-Запад<….>, действующей на основании доверенности <….>.

Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику ПАО «Россети Северо-Запада» <….>разъяснены, отводов, ходатайств не поступило.

Определением от 09.03.2022 № 02-06/1883 срок проведения административного расследования по делу № 011/04/9.21-136/2022 продлен, для дачи объяснений по факту выявленных признаков нарушения ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ ПАО «Россети Северо-Запад», <….> вызваны на 08.04.2022 в 11 часов 00 минут. 

Согласно ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

По результатам проведённого административного расследования по делу                          № 011/04/9.21-136/2022 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» 08.04.2022 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Протокол составлен в отсутствие законного представителя ПАО «Россети Северо-Запад», потерпевшего лица <….> надлежащим образом извещённых о месте и времени его составления. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии защитника ПАО «Россети Северо-Запад» <….>, действующей на основании доверенности <….>.

Определением № 02-06/2891 от 08.04.2022 рассмотрение дела № 011/04/9.21-136/2022 назначено на 22.04.2022 в 12 час. 00 мин.

Административное дело № 011/04/9.21-136/2022 рассмотрено 22.04.2022 в отсутствие законного представителя ПАО «Россети Северо-Запад», потерпевшего лица <….>., надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения настоящего административного дела, в присутствии защитника ПАО «Россети Северо-Запад» <….>, действующей на основании доверенности от 20.12.2021 № 137-21/4.

Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику ПАО «Россети Северо-Запада» разъяснены, отводов, ходатайств при рассмотрении административного дела не поступало.

Рассмотрев материалы административного дела № 011/04/9.21-136/2022, должностное лицо Коми УФАС России установило следующее.

Из содержания статьи 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ПАО «Россети Северо-Запад» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад», являясь субъектом естественной монополии, является субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

 В соответствии с абзацами 5 и 8 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).

Согласно пункту 2 Правил № 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

В пункте 14 Правил № 861 определена категория заявителей, обратившихся в сетевую организацию с заявкой: физическое лицо, обращается в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Исходя из Технических условий, <….>соответствует категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил № 861.

В соответствии с пунктом 105 Правил № 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил № 861 договор должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В соответствии с пунктом 17 Правил № 861 плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В соответствии с пунктами 103, 104 Правил № 861 договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

Наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Исходя из пункта 106 Правил № 861, оплатить счет Заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя в соответствии с пунктом 18 Правил № 861  проверку выполнения заявителем (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ) и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.

В соответствии с абзацем 3 пункта 108 Правил № 861 результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения обязательств заявителем (за исключением обязательств по оплате счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил).

В этом случае результатом исполнения Сетевой организацией обязательств по договору должно быть не фактическое присоединение Объекта Заявителя к электрическим сетям, а обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности).

Согласно пункту 109 правил № 861 допуск в эксплуатацию установленных приборов учета, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, сетевая организация осуществляет самостоятельно (без участия иных субъектов розничных рынков). После осуществления допуска в эксплуатацию прибора учета сетевая организация не позднее окончания рабочего дня, когда был осуществлен допуск в эксплуатацию прибора учета, обязана разместить в личном кабинете потребителя акт допуска прибора учета в эксплуатацию, оформленный в соответствии с требованиями раздела X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, о чем сетевая организация в течение 1 рабочего дня со дня размещения в личном кабинете потребителя акта допуска прибора учета в эксплуатацию обязана уведомить заявителя и субъекта розничного рынка, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил.

Исходя из пункта 110 правил № 861 по результатам выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями (в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которых осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, - сетевой организацией и таким заявителем) сетевая организация составляет в электронной форме и размещает в личном кабинете потребителя акт о выполнении технических условий по форме, предусмотренной приложением N 15 к настоящим Правилам, содержащий перечень мероприятий, реализованных в соответствии с техническими условиями, и акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, о чем сетевая организация не позднее окончания рабочего дня, в течение которого были составлены и размещены указанные документы, обязана уведомить заявителя.

Согласно пункту 136 Основных положений функционирование розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации (далее по тексту – Основные положения).

Сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства, энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности) (за исключением установки и замены коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства.

Согласно материалам административного дела № 011/04/9.21-136/2022 <….>направила в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» заявку от 15.04.2021 на заключение договора о технологическом присоединении Объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, <….>, максимальная мощность энергопрнимающих устройств Заявителя – 15 кВт, уровень напряжения – 0,4 кВт.

По результатам рассмотрения вышеуказанной заявки <….> ПАО «Россети Северо-Запад» направило в адрес заявителя типовые условия договора об осуществлении технологического присоединения, технические условия от 19.04.2021 для присоединения к электрическим сетям (далее – Технические условия от 19.04.2021).

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-136/2022 следует, что между <….> и ПАО «Россети Северо-Запал» заключен договор о технологическом присоединении.

В соответствии с пунктом 8 Технических условий от 19.04.2021 основной источник питания ВЛ-04, кВ фидер «2» КТП № 720 (ПС Краснозатонский).

В силу пункта 10 Технических условий Сетевая организация осуществляет:

10.1 Требования к электрической сети:

- от опоры № 7/3 ВД-0,4 кВ фидер «2» КТП № 720 запроектировать и построить ВЛИ-0,4 кВ до земельного участка заявителя;

10.2 Требования к системе релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности: предусмотреть узел учета с функцией контроля величины максимальной мощности;

10.3 Требования к приборам учета электрической энергии (мощности) и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).

Пунктом 10.3.1 предусмотрены общие требования к прибору учета электрической энергии.

На основании пункта 11 Технических условий от 19.04.2021 Заявитель осуществляет, в том числе:

- приобрести и смонтировать энергопринимающие установки в соответствии с действующим ПУЭ и другими НТД на объекте, указанном в пункте 2 настоящих ТУ;

- при необходимости выполнить строительство ЛЭП от точки присоединения до смонтированных энергопринимающих установок;

- при необходимости установить дополнительные опоры в пределах границ участка заявителя;

- предоставить сетевой организации на безвозмездной основе место для установки прибора учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии и обеспечения сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов Заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами Заявителя электрической энергии (мощности) и доступ к таким местам;

- выполнить требования инструкции, содержащей последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

На основании пункта 13 Технических условий от 19.04.2021 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Следовательно, обязательства по осуществлению технологического присоединения Объекта <….> к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» должны быть выполнены не позднее 23.10.2021.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-136/2022 следует, что <….>направила в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» обращение от 03.06.2021, в котором заявитель просила допустить в эксплуатацию прибор учета электрической энергии № ЦЭ 6803ВМ7Р31 в точке поставки электрической энергии на Объекте <….>В связи с исполнением обращения <….> от 03.06.2021 между ПАО «Россети Северо-Запад» и Заявителем было заключено соглашение от 24.06.2021 к договору об осуществлении технологического присоединения (далее – соглашение от 24.06.2021).

Согласно пунктам 1, 2 соглашения от 24.06.2021 технические условия от 19.04.2021, являющиеся приложением № 1 к договору на технологическое присоединение, считать недействительными.

Приложением № 1 к договору о технологическом присоединении считать технические условия от 23.04.2021 № СПБ80-07908Ю/21-002.

Согласно пункту 10 Технических условий для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям от 24.06.2021 № СПБ80-07908Ю/21-002 (далее – Технические условия от 24.06.2021) сетевая организация осуществляет к новому строительству: от опоры № 7/3 ВД-0,4 кВ фидер «2» КТП № 720 запроектировать и построить ВЛИ-0,4 кВ до земельного участка заявителя.

На основании пункта 11 Технических условий от 24.06.2021 заявитель осуществляет:

- мероприятия по проектированию и строительству новых объектов для организации схемы приема мощности;

- от ближайшей проектируемой опоры ВЛ-0,4 кВ «2» КТП № 720 построить линию электропередач 0,4 кВ (далее – ЛЭП-0,4 кВ) до прибора расчетного учета электроэнергии и далее от прибора учета до присоединения присоединяемого объекта. ЛЭП -0,4 кВ рекомендуем выполнить проводом типа СИП-4, сечением 16 кв.мм.

Пунктом 11.2 Технических условий от 24.06.2021 предусмотрены требования к установке прибора учета.

Следовательно, в соответствии с требованиями Технических условий от 24.06.2021 ПАО «Россети Северо-Запад» в рамках исполнения указанных технических условий обязано было, в том числе запроектировать и построить ВЛИ-0,4 кВ до земельного участка заявителя от опоры № 7/3 ВД-0,4 кВ фидер «2» КТП № 720. 

Согласно материалам административного дела № 011/04/9.21-136/2022 <….> направила в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» уведомление от 25.06.2021 о выполнении ею технических условий.

ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 12.07.2021 № МР2/5-51/521-46-1/6672 сообщило <….>. о замечаниях выполненных в ходе исполнения ею требований Технических условий от 24.06.2021, а именно:

- не в полном объеме построена ЛЭП от опоры до прибора учета электроэнергии;

- отсутствует повторное заземление нулевого провода;

- металлорукав не заземлен;

- дверца шкафа не соединена с глухозаземленной нетрайлью;

- прибор учета установлен в месте, не максимально приближенном к границе балансовой принадлежности.

Согласно материалам административного дела № 011/04/9.21-136/2022 <….> направила в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» письмо от 09.08.2021 о выполнении ею технических условий от 24.06.2021.

ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 11.08.2021 № МР2/5-51/521-46-1/8235 сообщило <….> о замечаниях выполненных в ходе выполнения ею требований Технических условий от 24.06.2021, а именно:

- повторное заземление нулевого провода выполнено проводом сечением менее 6 кв.мм.;

- металорукав соединен с проводом глухозаземленной нейтрали скруткой;

- прибор учета установлен в месте, не максимально приближенном к границе балансовой принадлежности.

Согласно материалам административного дела № 011/04/9.21-136/2022 <….> направила в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» письмо от 17.08.2021 о выполнении ею технических условий от 24.06.2021.

ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 23.08.2021 № МР2/5-51/521-46-1/8595 сообщило <….> о замечаниях выполненных в ходе выполнения ею требований Технических условий от 24.06.2021, а именно:

- металлорукав соединен с проводом глузозаземленной нейтралью не в соответствии с п. 1.7.142 Правил устройства электроустановок;

-  прибор учета установлен в месте, не максимально приближенном к границе балансовой принадлежности.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-136/2022 следует, что <….>направила в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» письмо от 27.10.2021 о выполнении ею технических условий от 24.06.2021.

ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 02.12.2021 № МР2/5-51/521-46-1/11441 сообщило <….>, что Технические условия выполнены заявителем в полном объеме.

Согласно материалам административного дела № 011/04/9.21-136/2022 <….> направила в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» заявление от 14.01.2022, в котором заявитель просила использовать на ее земельном участке опору и исключить из Технических условий от 24.06.2021 № СПБ 80-07908Ю/21-002 мероприятия по строительству ЛЭП -0,4 кВ до границ ее земельного участка.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-136/2022 следует, что между <….> и ПАО «Россети Северо-Запад» заключено дополнительное соглашение от 18.01.2022 к договору об осуществлении технологического присоединения (далее – дополнительное соглашение от 18.01.2022).

Согласно пунктам 1, 2, 5 дополнительного соглашения от 18.01.2022 технические условия от 24.06.2021 считать недействительными.

Технические условия к договору о технологическом присоединении изложить в редакции приложения № 1 к настоящему дополнительному соглашению.

Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует в рамках срока действия договора об осуществлении технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 10 Технических условий для присоединения к электрическим сетям от 17.01.2022 № СПБ80-07908Ю/21-003 (далее – Технические условия от 17.01.2022) сетевая организация осуществляет: требования к новому строительству не требуется.

На основании пункта 13 Технических условий от 17.01.2022 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-136/2022 следует, что технологическое присоединение Объекта заявителя к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» осуществлено 20.01.2022, что подтверждается актами о выполнении технических условий от 20.01.2022 № СПБ80-0708Ю/21-001, об осуществлении технологического присоединения от 20.01.2022 № СПБ80-0708Ю/21-001, актами допуска прибора учета электроэнергии в эксплуатацию № № СПБ80-0708Ю/21-001 от января 2022 года.

Следовательно, в рассматриваемом случае результатом осуществления технологического присоединения Объекта <….>  к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» будет являться нефактическое обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить технологическое присоединение, а непосредственное прямые действия Общества по осуществлению технологического присоединения.   

Доводы ПАО «Россети Северо-Запад», указанные в письмах от 04.03.2022 № МР2/5/016-119-11-2/155пдн (вх. № 1003 от 04.03.2022), от 01.04.2022 № МР2/5/016-119-11-2/288пдн (вх. № 1461 от 01.04.2022), от 21.04.2022 № МР2/5/016-119-11-2/369 пдн (вх. № 1771 от 21.04.2022) о том, что между ПАО «Россети Северо-Запад» и <….> было заключено дополнительное соглашение от 18.01.2022 к договору о технологическом присоединении, согласно которым Техническими условиями от 17.01.2022 обязательства по выполнению работ по проектированию и строительству ВЛИ-0,4 кВ до земельного участка Заявителя от опоры № 7/3 ВД-0,4 кВ фидер «2» КТП № 720 были возложены на Заявителя, поскольку от границ ее земельного участка находилась необходимая для осуществления технологического присоединения опора на расстоянии не более 15 метров (14 метров), что соответствует требования пункта 25(1), не могут найти своего обоснования ввиду следующего.

На основании пункта 27 Правил № 861 при невыполнении заявителем технических условий в согласованный срок и наличии на дату окончания срока их действия технической возможности технологического присоединения сетевая организация по обращению заявителя вправе продлить срок действия ранее выданных технических условий. При этом дополнительная плата не взимается.

При изменении условий технологического присоединения по окончании срока действия технических условий сетевая организация вправе выдать заявителю новые технические условия, учитывающие выполненные по ранее выданным техническим условиям мероприятия. В этом случае выдача новых технических условий не влечет за собой недействительность договора при условии согласования сроков выполнения сторонами мероприятий по технологическому присоединению.

На основании подпунктов «а», «в» пункта 25(1) Правил № 861 в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны:

а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя. При этом определение точки присоединения вне границ участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя, возможно исключительно в случае, когда такое расположение точки присоединения не налагает на заявителя обязанности по урегулированию отношений с иными лицами, в том числе по оформлению земельно-имущественных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности) и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;

Определением Коми УФАС России от 09.02.2022 № 02-06/1132 у ПАО «Россети Северо-Запад» запрошены письменная информация, поясняющая причины заключения соглашения от 24.06.2021, дополнительного соглашения от 18.01.2022, выполнения работ со стороны Общества по проектированию и строительству ВЛИ-0,4 кВ до земельного участка Заявителя от опоры № 7/3 ВД-0,4 кВ фидер «2» КТП № 720.

ПАО «Россети Северо-Запад» в письмах от 04.03.2022 № МР2/5/016-119-11-2/155пдн (вх. № 1003 от 04.03.2022), от 01.04.2022 № МР2/5/016-119-11-2/288пдн (вх. № 1461 от 01.04.2022) указало, что заключение соглашения от 24.06.2021, дополнительного соглашения от 18.01.2022 в соответствии с которыми изменялись требования Технических условий, было осуществлено по инициативе <….> в соответствии с требованиями пунктов 25(1), 27 Правил № 861. Работы по проектированию и строительству ВЛИ-0,4 кВ до земельного участка Заявителя от опоры № 7/3 ВД-0,4 кВ фидер «2» КТП № 720 Обществом выполнены.

Кроме этого, ПАО «Россети Северо-Запад» указало, что в связи с изменением первоначальных технических условий от 19.04.2021 у Общества отсутствовала возможность на осуществление действий по обеспечению возможности осуществить действиями заявителя фактическое присоединение ее объекта к электрическим сетям сетевой организации и фактический прием (подачу) напряжения и мощности, поскольку прибор учета в запирающемся шкафу находится не в собственности Общества.

Также ПАО «Россети Северо-Запад» указало, что согласно техническим условиям от 17.01.2022 мероприятия со стороны Сетевой организации не требуются, опора 7/3 ВЛ-0,4 кВ фидер 2 КТП № 720 располагается в 14 метрах от земельного участка заявителя, что соответствует пункту 25.1 Правил № 861.

Вместе с тем, из материалов административного дела № 011/04/9.21-136/2022 следует, что Техническими условиями от 13.04.2021, от 24.06.2021 обязанность по выполнению работ по проектированию и строительству ВЛИ-0,4 кВ до земельного участка Заявителя от опоры № 7/3 ВД-0,4 кВ фидер «2» КТП № 720, возложена на ПАО «Россети Северо-Запад».

<….> письмом от 27.10.2021 уведомила ПАО «Россети Северо-Запад» о выполнении ею Технических условий от 24.06.2021, которые согласно письму Общества от 02.12.2021 № МР2/5-1/521-46-1/1141 были выполнены ею в полном объеме.

Доказательств того, что работы по проектированию и строительству ВЛИ-0,4 кВ до земельного участка Заявителя от опоры № 7/3 ВД-0,4 кВ фидер «2» КТП № 720, которые ПАО «Россети Северо-Запад» должно было выполнить в рамках Технических условий от 13.04.2021, от 24.06.2021, были выполнены Обществом в установленные договором о технологическом присоединении сроки (до 23.10.2022), в материалах административного дела № 011/04/9.21-136/2022 отсутствуют, Сетевой организацией не представлено.

Напротив, из материалов административного дела № 011/04/9.21-136/2022 следует, что работы по проектированию и строительству ВЛИ-0,4 кВ до земельного участка Заявителя от опоры № 7/3 ВД-0,4 кВ фидер «2» КТП № 720 были исключены сетевой организацией Техническими условиями от 17.01.2022 на основании обращения <….> в целях ускорения процедуры осуществления технологического присоединения ее Объекта к электрическим сетям Сетевой организации.

Кроме того, ПАО «Россети Северо-Запад» в письме от 21.04.2022 № МР2/5/016-119-11-2/369пдн (вх. № 1771 от 21.04.2021) указало, что Общество не выполнило требования пункта 10.1.1 Технических условий от 24.06.2021, а именно не выполнило работы по проектированию и строительству ВЛИ-0,4 кВ до земельного участка Заявителя от опоры № 7/3 ВД-0,4 кВ фидер «2» КТП № 720 по состоянию на 27.10.2021 (дата выполнения Технических условий от 24.06.2021 <….>).

Также необходимо отметить, что дополнительное соглашение от 18.01.2022 к договору о технологическом присоединении заключено за пределами сроков осуществления технологического присоединения Объекта <….> к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» (23.10.2022).

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил № 861 Договор должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Условие договора по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям является существенным условием такого договора.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению имеет императивный характер, установлен с целью защиты потребителя, выступающего более слабой стороной в отношениях с сетевой организацией - субъектом естественной монополии. Наличие законодательно установленного срока вносит правовую определенность в отношения сторон, что к указанному сроку соответствующие мероприятия будут выполнены, а право реализовано.

В силу указанной императивной природы Правила № 861 не содержат положений о возможности продления срока осуществления технологического присоединения объектов к электрическим сетям.

Пункт 27 Правил № 861 устанавливает порядок продления срока действия технических условий, а не продление срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

В рассматриваемом случае факт неисполнения <….>Технических условий от 24.06.2021 не установлен. Срок действия Технических условий от 24.06.2021 (3 года со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям) истекает 23.04.2024.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике договор об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства является публичным.

В силу пункта 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах», при отсутствии в норме, регулирующей права и обязанности по договору, явно выраженного запрета установить иное, она является императивной, если исходя из целей законодательного регулирования это необходимо для защиты особо значимых охраняемых законом интересов (интересов слабой стороны договора, третьих лиц, публичных интересов и т.д.), недопущения грубого нарушения баланса интересов сторон либо императивность нормы вытекает из существа законодательного регулирования данного вида договора.

Существо законодательного регулирования договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов к сети электроснабжения, с учетом необходимости защиты значимых охраняемых законом интересов потребителя, недопущения нарушения баланса интересов сторон предопределяют императивность норм, установленных пунктом 16 Правил № 861.

Достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий, выступает в качестве цели законодательного регулирования в сфере естественных монополий (статья 1 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»).

Требования пункта 16 Правил № 861 направлены на защиту прав и законных интересов заказчика, недопущение затягивания срока осуществления мероприятий по подключению к сети электроснабжения, и в силу своего характера являются императивными нормами, исполнение которых обязательно для ПАО «Россети Северо-Запада».

Таким образом, подпункт «б» пункта 16 Правил № 861 не допускает изменение нормативно установленных сроков технологического присоединения по соглашению сторон независимо от того, кто был формальным инициатором заключения дополнительного соглашения. Таким образом, увеличение предусмотренных законом сроков, посредством заключения дополнительного соглашения к договору о подключении с продлением срока мероприятий, приведет к нарушению установленного порядка подключения (технологического присоединения) объекта потребителя к сетям электроснабжения.

Также необходимо отметить, что дополнительное соглашение от 18.01.2022 к договору о технологическом присоединении было заключено по заявлению <….> от 14.01.2022 в связи не выполнением ПАО «Россети Северо-Запад» требований Технических условий от 24.06.2022 и в целях ускорения осуществления процедуры по технологическому присоединению.

Следовательно, ПАО «Россети Северо-Запад» не выполнило в установленные договором о технологическом присоединении сроки (23.10.2021) требования пункта 10.1.1 Технических условий от 24.06.2021, а именно не выполнило работы по проектированию и строительству ВЛИ-0,4 кВ до земельного участка Заявителя от опоры № 7/3 ВД-0,4 кВ фидер «2» КТП № 720.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 81 Правила № 861  проверка выполнения технических условий проводится в отношении каждых технических условий, выданных заявителям.

В отношении заявителей, чьи технические условия в соответствии с настоящими Правилами не подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), проверка выполнения технических условий осуществляется в соответствии с пунктами 82 - 90 настоящих Правил.

На основании пунктов 82, 82 (2) Правила № 861 проверка выполнения заявителем технических условий в случаях, когда не требуется согласование технических условий с субъектом оперативно-диспетчерского управления, осуществляется сетевой организацией и включает следующие мероприятия:

а) проверка соответствия технических решений, параметров оборудования (устройств) и проведенных мероприятий, указанных в документах, представленных заявителем в соответствии с пунктом 85 настоящих Правил, требованиям технических условий;

б) осмотр сетевой организацией присоединяемых электроустановок заявителя, построенных (реконструированных) в рамках выполнения технических условий, на соответствие фактически выполненных заявителем мероприятий по технологическому присоединению техническим условиям и представленной заявителем проектной документации, а в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной, - на соответствие требованиям, определенным в технических условиях.

Одновременно с осмотром присоединяемых электроустановок заявителя осуществляется допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии. Форма акта допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии приведена в приложении N 16.

В силу пункта 84 Правил № 861 сетевая организация проводит осмотр присоединяемых электроустановок заявителя до распределительного устройства (пункта) заявителя (распределительного устройства трансформаторной подстанции, вводного устройства, вводного распределительного устройства, главного распределительного щита, узла учета) включительно.

На основании пункта 85 Правил № 861 для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий с приложением следующих документов:

а) копии сертификатов соответствия на электрооборудование (если оборудование подлежит обязательной сертификации) и (или) сопроводительной технической документации (технические паспорта оборудования), содержащей сведения о сертификации;

б) копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения (схеме выдачи мощности объектов по производству электрической энергии), релейной защите и автоматике, телемеханике и связи, и обосновывающих величину аварийной и технологической брони (при ее наличии), в случае если такая проектная документация не была представлена заявителем в сетевую организацию до направления заявителем в сетевую организацию уведомления о выполнении технических условий (если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации является обязательной);

в) документы, содержащие информацию о результатах проведения пусконаладочных работ, приемо-сдаточных и иных испытаний;

г) нормальные (временные нормальные) схемы электрических соединений объекта электроэнергетики, в том числе однолинейная схема электрических соединений (электроустановки).

В силу пункта 87 Правил № 861 сетевая организация рассматривает представленные заявителем документы, предусмотренные пунктом 85 настоящих Правил, и осуществляет осмотр электроустановок заявителя.

На основании пункта 88 Правил № 861 по результатам мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий сетевая организация в 3-дневный срок составляет и направляет для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий по форме согласно приложению N 15 (далее - акт о выполнении технических условий).

Заявитель в течение 5 дней со дня получения подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий возвращает в сетевую организацию один экземпляр подписанного со своей стороны акта о выполнении технических условий.

Акт о выполнении технических условий составляется в отношении заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно по одному источнику электроснабжения, а также заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, и подписывается заявителем и сетевой организацией непосредственно в день проведения осмотра.

В соответствии с пунктом 90 Правил № 861 срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний вне зависимости от факта выполнения технических условий со стороны сетевой организации.

Материалами административного дела № 011/04/9.21-136/2022 установлено, что <….> направила письмо об устранении ею замечаний, выявленных входе проведения проверки выполнения заявителем Технических условий 27.10.2022, в связи с чем, ПАО «Россети Северо-Запад» обязано было в соответствии с пунктом 90 Правил № 861 провести проверку выполнения ею технических условий и (или) устранения выявленных замечаний не позднее 08.11.2021.

Вместе с тем, материалами административного дела № 011/04/9.21-136/2022 установлено, что ПАО «Россети Северо-Запад» осуществило проверку выполнения <….> технических условий 02.12.2021, что подтверждается письмом Общества от 02.12.2021 № МР2/5-1/521-46-1/1141, то есть за пределами сроков установленных пунктом 90 Правил № 861.

ПАО «Россети Северо-Запад» в письме от 21.04.2022 № МР2/5/016-119-11-2/369пдн указало, что в соответствии с разделом X Правиле № 861 осуществления мероприятий по проверке выполнения заявителем требований технических условий не предусмотренном.

Пунктом 6 договора о технологическом присоединении предусмотрено, что заявитель, в том числе обязуется после выполнения мероприятий по технологическому присоединению уведомить Сетевую организацию о выполнении Технических условий и представить копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение Технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения (схеме выдачи мощности объектов по производству электрической энергии), релейной защите и автоматике, талемеханике и связи, в случае если такая проектная документация не была представлена Заявителем в Сетевую организацию до направления уведомления о выполнении Технических условий (если в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности разработка проектной документации является обязательной).

Согласно сноске № 9 к пункту 6 договору о технологическом присоединении указанное требование не распространяется на заявителей технологическое присоединение электроустановок которых осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже.

В рассматриваемом случае уровень напряжения энергопринимающих установок на Объекте <….>., составляет 0,4 кВ.

Вместе с тем, как указывалось ранее, с учетом заключенного соглашения от 24.06.2021 к договору о технологическом присоединении конечным результатом осуществления технологического присоединения будет являться не фактическое обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить технологическое присоединение, а непосредственно прямые действия Общества по осуществлению технологического присоединения.

В связи с чем, для осуществления технологического присоединения, ПАО «Россети Северо-Запад» в рассматриваемом случае необходимо осуществить проверочные мероприятия по выполнению <….> требований Технических условий от 24.06.2021.

Кроме того, материалами административного дела № 011/04/9.21-136/2022 установлено, что ПАО «Россети Северо-Запад» осуществляло мероприятия по выполнению <….> требований Технических условий от 24.06.2021, что подтверждается письмами Общества от 12.07.2021 № МР2/5-51/521-46-1/6672, от 11.08.2021 № МР2/5-51/521-46-1/8235, от 23.08.2021 № МР2/5-51/521-46-1/8595, от 02.12.2021 № МР2/5-51/521-46-1/11441.       

Также ПАО «Россети Северо-Запад» в письме от 01.04.2022 № МР2/5/016-119-11-2/288пдн (вх. № 1461 от 01.04.2022) указало, что связи с возложением на <….> обязанностей по осуществлению действий по установке прибора учета, заявитель обязана была уведомить Сетевую организацию о выполнении ею технических условий.  

Факт того, что Заявителем требования технических условий были выполнены с нарушением сроков, предусмотренных договором о технологическом присоединении, в том числе не освобождает ПАО «Россети Северо-Запад» от выполнения мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий в установленные сроки.

Следовательно, ПАО «Россети Северо-Запад» осуществило проверку выполнения <….> требований технических условий с нарушением п. 90 Правил № 861.

Кроме того, в соответствии с Правилами № 861 по результатам мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий сетевая организация в 3-дневный срок составляет и направляет для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий.

Материалами заявления установлено, что акт о выполнении технических условий был составлен ПАО «Россети Северо-Запад» 22.01.2022, тогда как технические условия со стороны <….> были выполнены 27.10.2021.

Следовательно, ПАО «Россети Северо-Запад» были нарушены сроки осуществления технологического присоединения Объекта <….> к электрическим сетям Общества (технологическое присоединение осуществлено 22.01.2022, тогда как условиями договора такое присоединение должно было быть осуществлено не позднее 23.10.2021).

Таким образом, в действиях ПАО «Россети Северо-Запад» присутствуют следующие нарушения требований Правил № 861:

-  нарушение Сетевой организацией сроков осуществления технологического присоединения Объекта <….> к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад», что противоречит требованиям пункта 16 Правил № 861;

- нарушение Сетевой организацией предусмотренных пунктом 90 Правил № 861 сроков осуществления проверки выполнения <….> мероприятий предусмотренных Техническими условиями от 24.06.2021, что привело к затягиванию сроков осуществления технологического присоединения  ее Объекта к электрическим сетям Сетевой организации.

С учетом вышеизложенного, Коми УФАС России приходит в выводу о наличии в действиях ПАО «Россети Северо-Запад» нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении со стороны Общества пунктов 16, 90 Правил № 861 при осуществлении технологического присоединения Объекта <….> к электрическим сетям Сетевой организации.      

В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Ранее ПАО «Россети Северо-Запад» (на дату привлечения к ответственности – ПАО «МРСК Северо-Запада») привлекалось к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ постановлением Коми УФАС России от 05.11.2020 № 02-06/8887, которое было оставлено в силе решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.01.2021 и постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 по делу № А29-13892/2020. Таким образом, постановление Коми УФАС России от 05.11.2020 № 02-06/8887 вступило в силу 21.04.2021. ПАО «Россети Северо-Запад» исполнило постановление 27.04.2021.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В связи с чем, по состоянию на 24.10.2021, 09.11.2021 ПАО «Россети Северо-Запад» считалось подвергнутым административному наказанию по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад» допустило нарушение ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Место совершения правонарушения – <.> 

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»  в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.

ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 21.04.2022 № МР2/5/016-119-11-2/369пдн (вх. № 1771 от 21.04.2022) представило копию платежного поручения от 23.04.2021 № 190312 из которого следует, что денежные средства за осуществление технологического присоединения поступили на расчетный счет Общества 23.04.2021.  

При составлении протокола об административных правонарушениях от 08.04.2022 по делу № 011/04/9.21-136/2022 должностным лицом Коми УФАС России было установлено, что время совершения правонарушения за нарушение сроков осуществления технологического присоединения Объекта <.> к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» - 23.10.2021.

Вместе с тем, при рассмотрении дела № 011/04/9.21-136/2022 об административном правонарушении должностным лицом Коми УФАС России установлено, что технологическое присоединение Объекта <.> к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» должно было быть осуществлено не позднее 23.10.2021.

Следовательно, временем совершения административного правонарушения по делу № 011/04/9.21-136/2022 за нарушение ПАО «Россети Северо-Запад» сроков осуществления технологического присоединения Объекта <.> к электрическим сетям Общества является 24.10.2021.

В рассматриваемом случае неверное указание в протоколе об административном правонарушении от 08.04.2022 № 011/04/9.21-136/2022 времени совершения административного правонарушения за осуществление технологического присоединения Объекта <.> к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» (23.04.2021) является несущественным недостатком составления протокола, который может быть устранен в ходе рассмотрения административного дела № 011/04/9.21-136/2022.  

Таким образом, временем совершения административного правонарушения является:

– 24.10.2021 (нарушение сроков осуществления технологического присоединения Объекта <.>. к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад»);

-  09.11.2021 (нарушение сроков осуществления Сетевой организацией проверки выполнения <.>Технических условий от 24.06.2021).

В соответствии с ч. 6 ст. 4.5. КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение за нарушение законодательства об электроэнергетике составляет один год со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, сроки давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, не истек.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-136/2022 не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ПАО «Россети Северо-Запад» требований Правил, так и свидетельствующих о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению требований Правил.

Таким образом, вина ПАО «Россети Северо-Запад» в совершении административного правонарушения, административная ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, является установленной.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

  Должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность ПАО «Россети Северо-Запад», - оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ПАО «Россети Северо-Запад», предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном  правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения административного дела не  установлено. 

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

Из положений п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Должностное лицо, оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, не находит исключительности в характере совершенного ПАО «Россети Северо-Запад» административного правонарушения. Доказательств наличия в рассматриваемом случае исключительных обстоятельств ПАО «Россети Северо-Запад» в материалы административного дела не представлено. Правонарушение совершено в сфере электроснабжения, что представляет собой существенную опасность для охраняемых законом общественных отношений. В таких условиях совершенное ПАО «Россети Северо-Запад» правонарушение не может квалифицироваться должностным лицом в качестве малозначительного.

  Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении № 011/04/9.21-136/2022 должностное лицо Коми УФАС России учитывает следующее.

  Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-713/2021 об административном правонарушении от 25.11.2021 № 02-06/8887 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 650 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

  Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-833/2021 об административном правонарушении от 30.11.2021 № 02-06/9069 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 700 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

  Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-753/2021 об административном правонарушении от 01.12.2021 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 150 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

  Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-821/2021 об административном правонарушении от 02.12.2021 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 750 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

  Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-861/2021 от 12.01.2022 № 02-06/274 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 200 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

  Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-954/2021 об административном правонарушении от 03.02.2022 № 02-06/1011 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 800 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-929/2021 от 01.03.2022 № 02-06/1736 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 850 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

С учётом вышеизложенного, административный штраф, подлежащий применению в отношении ПАО «Россети Северо-Запад», в рассматриваемом случае составит 900 000 (девятьсот тысяч) рублей.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Штрафная санкция, назначенная ПАО «Россети Северо-Запад» Коми УФАС России, соразмерна правонарушению, имущественное и финансовое положение Общества не тяжёлое, позволяет выплатить назначенный штраф, а само наказание, в то же время, имеет существенный предупреждающий эффект и способствует предотвращению совершения новых аналогичных правонарушений.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного ПАО «Россети Северо-Запад» административного правонарушения, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, с учетом финансового и имущественного положения ПАО «Россети Северо-Запада», подтвержденного копиями отчета о финансовых результатах организации за 2021 год, бухгалтерского баланса за 2021 год, информацией об остатках денежных средств на расчетных счетах Общества, в соответствии со статьями 4.1, 4.2, ч. 1, ч. 2 ст. 9.21, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, 

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать ПАО «Россети Северо-Запад» (ОГРН <….>, ИНН <….>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Назначить ПАО «Россети Северо-Запад» (ОГРН <….>, ИНН <….>) административное наказание в виде административного штрафа в размере 900 000 (девятьсот тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

 

 

Реквизиты для уплаты штрафа:

 

Отделение-НБ Республики Коми БАНКА РОССИИ/УФК по Республике Коми г. Сыктывкар

БИК

048702001

 

Сч. №

 

 

Банк получателя

 

ИНН  1101481197

КПП  110101001

Сч. №

40101810000000010004

 

УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (КОМИ УФАС РОССИИ)

 

Вид оп.

01

Срок плат.

 

 

Наз. пл.

 

Очер. плат.

3

 

Получатель

Код

 

Рез. поле

 

 

 

16111601091010021140

87701000

0

0

0

0

0

 

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ  ПО ДЕЛУ № 011/04/9.21-136/2022 СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ОТ 22.04.2022         

 
                 

 

  

Согласно части 5 статьи 32.2. КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 30.2, 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

 1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

 2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

 

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

 

<….>                                                                                       <….>

Связанные организации

Связанные организации не указаны