Заключение №01-107/7207 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА от 3 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 011/01/17-472/2020

03 сентября 2020 года

г. Сыктывкар

 

№ 01-107/7207

Общество с ограниченной ответственностью «Торгпроект»

Куратова ул., д. 83, офис 308, г. Сыктывкар, 167000

Эжвинское муниципальное унитарное предприятие «Жилкомхоз»

Космонавтов ул., д. 20, г. Сыктывкар, 167026

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 011/01/17-472/2020 по признакам нарушения Эжвинским муниципальным унитарным предприятием «Жилкомхоз» (далее – ЭМУП «Жилкомхоз»), место нахождения: Республика Коми, г. Сыктывкар, улица Космонавтов, дом 20, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции

УСТАНОВИЛА:

Дело № 011/01/17-472/2020 возбуждено по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «Торгпроект» (далее – ООО «Торгпроект») в отношении ЭМУП «Жилкомхоз» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации объекта: «Строительство тепловых, водопроводных и канализационных сетей для подключения к централизованным системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения строящегося детского сада в 3а микрорайоне Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009013736) (далее – запрос котировок).

К участию в деле в качестве ответчика привлечено Эжвинское муниципальное унитарное предприятие «Жилкомхоз», место нахождения: Республика Коми, г. Сыктывкар, улица Космонавтов, дом 20.

К участию в деле в качестве заявителя привлечено общество с ограниченной ответственностью «Торгпроект», место нахождения: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Куратова, д. 83, офис 308.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке

Согласно части 1 статьи 17 Закона о конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупок:

а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке утверждается руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие.

Положение о закупках ЭМУП «Жилкомхоз» в действующей редакции утверждено приказом генерального директора ЭМУП «Жилкомхоз» от 20.01.2020 № 05/23 (далее – Положение) и размещено в единой информационной системе (далее – ЕИС) 24.01.2020.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно анализу ЕИС установлено, что извещение о закупке № 32009013736 размещено на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/ 20.03.2020.

Проводимая закупка являлась конкурентной – проводился запрос котировок в электронной форме (далее – запрос котировок, закупка).

Организатором закупки явилось ЭМУП «Жилкомхоз».

Начальная (максимальная) цена договора: 1 276 369,20 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 47 главы 10 Положения запрос котировок - форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Согласно части 4 статьи 47 главы 10 Положения запрос котировок проводится, если начальная (максимальная) цена договора не превышает семь миллионов рублей.

Согласно части 6 статьи 47 главы 10 Положения запрос котировок проводится только в электронной форме.

Согласно части 8 статьи 47 главы 10 Положения запрос котировок проводится согласно положению о проведении аукциона в электронной форме, с учетом особенностей установленных настоящей статьей и настоящим Положением для закупок в электронной форме.

Согласно пункту 10.3 части 10 статьи 47 главы 10 Положения заявка на участие в запросе котировок должна содержать иную информацию и документы, предусмотренные извещением о проведении запроса котировок.

Как следует из извещения запроса котировок, предметом закупки является разработка проектно-сметной документации объекта: «Строительство тепловых, водопроводных и канализационных сетей для подключения к централизованным системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения строящегося детского сада в 3а микрорайоне Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар».

В соответствии частями 1, 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

При анализе извещения установлено, что пункт 1.11 раздела V извещения запроса котировок содержит требования к участникам закупки о том, что подрядчик должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капительного ремонта объектов капительного строительства (ч.3, 3,1 статьи 52, ч1 ст.55.8 Градостроительного кодекса). Подтверждающим документом является выписка из реестра членов СРО (часть 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса). Срок действия выписки составляет один месяц с даты ее выдачи. Декларируется участником в тексте заявки.

Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства не являются предметом запроса котировок.

Таким образом, требование, установленное пунктом 1.11 раздела V извещения запроса котировок, является излишним, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Установление ЭМУП «Жилкомхоз» указанного требования в извещении запроса котировок могло иметь своим результатом препятствование потенциальным участникам, являющимися членами СРО в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, но не являющимися членами СРО в области строительства принять участие в закупке, о чем, в том числе, свидетельствует жалоба, поданная ООО «Торгпроект» и, как следствие, ограничение конкуренции при проведении закупки.

В указанных действиях ЭМУП «Жилкомхоз» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Доводы организатора закупки о том, что требование пункта 1.11 раздела V извещения запроса котировок является опечаткой, не принимаются, поскольку из указанного пункта данный вывод не следует.

Довод ответчика о том, что в адрес заказчика не поступало обращений заявителя на разъяснение положений документации не принимается, так как обращение за разъяснением является правом, а не обязанностью участника закупки.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции в соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) при запросе котировок в электронной форме на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации объекта: «Строительство тепловых, водопроводных и канализационных сетей для подключения к централизованным системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения строящегося детского сада в 3а микрорайоне Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», установлено следующее:

1. Временной интервал исследования определен периодом с 20.03.2020 (дата размещения извещения о проведении запроса котировок) по 15.06.2020 (дата исполнения обязательств по договору, заключенному по результатам запроса котировок).

2. Предмет запроса котировок: разработка проектно-сметной документации (код ОКВЭД 71.12, ОКПД 71).

Председатель Комиссии

 

<…>

     

Члены Комиссии

 

<…>

 

   

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны