Решение (комиссия) №ОД/8050/23 Решение от 28 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Решение


 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой проверке № 011/06/99-1076/2023

26 декабря 2023 года                                                                                     № РНП-11-248

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 в составе: <......> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее – УФНС России по Республике Коми, заказчик) от 18.12.2023 № 05-56/27695@ (вх. от 19.12.2023 № 9260-ЭП/23) о рассмотрении вопроса о включении сведений об индивидуальном предпринимателе <......> (далее – ИП <......>, индивидуальный предприниматель, исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 12.04.2023 № 74 на оказание услуг строительного контроля при проведении капитального ремонта объекта: «Административное здание, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 5 (ремонт кровли и крыльца», заключенного с ИП <......> по результатам осуществления закупки у единственного исполнителя на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, контракт от 12.04.2023 № 74),

при участии в заседании:

-индивидуального предпринимателя <......> (лично по паспорту),

УСТАНОВИЛА:

Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В Коми УФАС России, в соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, УФНС России по Республике Коми в Коми УФАС России представлено обращение о включении информации об ИП <......>. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

УФНС России по Республике Коми, ИП <......> надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

ИП <......> письмом от 22.12.2023 № 22/12 (вх. от 25.12.2023 № 9425/23) в материалы обращения представлены дополнительные информация и копии документов.

УФНС России по Республике Коми дополнительных пояснений и копий документов, помимо направленных в составе обращения от 18.12.2023 № 05-56/27695@ (вх. от 19.12.2023 № 9260-ЭП/23) не представило, представителей на рассмотрение обращения не направило.

Комиссия Коми УФАС России по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.

1. В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Статьей 93 Закона о контрактной системе регламентированы случаи заключения контракта у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа. Осуществленные в соответствии с частью 12 настоящей статьи в электронной форме закупки товара не учитываются в составе годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта.

Заказчиком закупки явилось УФНС России по Республике Коми.

Объект закупки: оказание услуг строительного контроля при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства: «Административное здание, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 5 (ремонт кровли и крыльца)».

2. По результатам осуществления закупки, 12.04.2023 руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе между УФНС России по Республике Коми и ИП <......> заключен контракт № 74.

Согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.6 контракта: «Исполнитель по условиям настоящего контракта принимает на себя обязательство оказать услуги строительного контроля при проведении капитального ремонта объекта: «Административное здание, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 5 (ремонт кровли и крыльца)» (далее – услуги), в соответствии с техническими требованиями, в объеме, в сроки и в местах, указанных в Техническом задании (Приложение № 1 к настоящему Контракту).

Заказчик по условиям настоящего Контракта принимает на себя обязательство принять и оплатить оказанные Исполнителем услуги в порядке и сроки, предусмотренные условиями настоящего Контракта.

В целях настоящего контракта Объектом признается административное здание, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 5.

Работами признаются работы по капитальному ремонту Объекта, выполняемые Подрядчиком в соответствии с заключенным по результатам проведения электронного аукциона государственного контракта.

При оказании Услуг Исполнитель руководствуется законодательством Российской Федерации, строительными нормами и правилами, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».

Срок оказания услуг по настоящему Контракту: с момента заключения контракта до полного исполнения Подрядчиком своих обязательств по государственному контракту на выполнение Работ по Объекту и принятия данных работ Заказчиком».

Разделом 2 контракта определены права и обязанности Сторон.

Так, согласно пунктам 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.1.5, 2.1.7, 2.1.11, 2.1.15, 2.1.24 контракта, исполнитель обязан, наряду с прочим:

- оказать услуги в соответствии с требованиями, указанными в Техническом задании (Приложение № 1 к настоящему Контракту), в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом;

- сдать оказанные услуги Заказчику в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом;

- с даты заключения настоящего Контракта принять от Заказчиа по акту копии следующих документов: проектно-сметной документации, государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту Объекта Подрядчиком;

- осуществлять контроль правильности оформления подрядчиком исполнительной документации, соответствия Работ СНиПам, ГОСТам, иным техническим регламентам и законодательству Российской Федерации, проектно-сметной документации;

- осуществлять контроль за соблюдением Подрядчиком строительных технологических процессов;

- осуществлять контроль за сроками выполнения работ по контракту;

- осуществлять проверку/предварительное согласование Актов о приемке выполненных работ (форма № КС-2) на соответствие требованиям к объему и качеству выполненных работ, установленных государственным контрактом на выполнение Работ по Объекту, а также проектно-сметной документации;

-своевременно оформлять и передавать Заказчику документу предусмотренные настоящим контрактом;

-определять объем выполненных Подрядчиком Работ и участвовать в приемке таких Работ.

Согласно пунктам 2.2.1, 2.2.2 контракта, исполнитель вправе, наряду с прочим:

- обращаться к Заказчику с запросами в целях надлежащего исполнения обязательств по Контракту;

- требовать своевременной оплаты оказанных услуг в соответствии с условиями настоящего Контракта.

Согласно пунктам 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.5 контракта, заказчик обязан, наряду с прочим:

- назначить Приказом ответственного представителя;

- с даты заключения настоящего Контракта передать Исполнителю по акту копии следующих документов: проектно-сметной документации, государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту Объекта Подрядчиком;

- осуществить приемку оказанных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Контракта;

- осуществить оплату оказанных услуг в соответствии с условиями настоящего Контракта.

В силу пунктов 2.4.1, 2.4.4 контракта, исполнитель вправе, наряду с прочим:

- проверять ход и качество выполнения Исполнителем условий настоящего Контракта;

- требовать от исполнителя представления надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных настоящим Контрактом.

Пунктами 3.1, 3.2, 3.5, 3.6.1, 3.6.5.1, 3.6.5.2, 3.6.10 контракта определены условия, касающиеся порядка оказания услуг, сдачи и приемки услуг, оформления результатов оказания услуг: «Оказание Исполнителем услуг должно осуществляться в порядке и в объеме согласно требованиям Технического задания (Приложение № 1 к настоящему Контракту, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области градостроительной деятельности в течение всего предусмотренного Контракта срока оказания услуг.

Срок оказания услуг по настоящему Контракту:

начальный срок оказания услуг – с даты заключения Контракта;

конечный срок оказания услуг – дата подписания Заказчика и всеми лицами, осуществляющими выполнение Работ по Объекту, актов сдачи-приемки выполненных работ, предусмотренных государственным контрактом на выполнение Работ по Объекту, но не позднее 29.12.2023.

Место оказания услуг: по месту нахождения Объекта капитального ремонта, при этом часть услуг может быть оказана по месту нахождения Исполнителя, если это не препятствует их качественному оказанию.

Приемка оказанных услуг осуществляется в соответствии с условиями действующего законодательства и положениями настоящего Контракта.

По факту оказания услуг Исполнитель направляет Заказчику следующие документы:

А) Акт сдачи-приемки оказанных услуг, подписанный уполномоченным лицом Исполнителя в 2 (двух) экземплярах;

Б) Счет (счет-фактуру) на оплату.

В документах, передаваемых Исполнителем, должна быть отражена следующая информация: полное наименование Заказчика, реквизиты настоящего Контракта. Все представленные для оплаты документы должны быть скреплены печатью Исполнителя, полномочия которых подтверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с приложением соответствующей документации.
Подписанный Сторонами Акт сдачи-приемки оказанных услуг является основанием для оплаты Заказчиком Исполнителю оказанных услуг в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящего Контракта».

Согласно пунктам 4.2, 4.4, 5.1, 7.1, 7.2.6, 8.1, 8.2, 8.3, 9.1, 9.2 контракта: «Цена оказываемых услуг по условиям настоящего Контракта (цена Контракта), составляет 228 080 (двести двадцать восемь тысяч восемьдесят) рублей 00 копеек, НДС не облагается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных по Контракту Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Контрактом.

Все споры и разногласия, возникшие между Сторонами по настоящему Контракту или в связи с ним, решатся в претензионном порядке в рамках их досудебного урегулирования.

Вся переписка между Сторонами ведется путем направления претензионных писем (претензий) по адресам, указанным в настоящем контракте.

Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сторона, решившая расторгнуть настоящий Контракт по соглашению Сторон должна направить письменное уведомление о намерении расторгнуть настоящий Контракт другой Стороне в течение 3 (трех) рабочих дней, следующих за датой принятия указанного решения.

Заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего контракта в одностороннем внесудебном порядке по основаниям, предусмотренным настоящим Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе, но не исключительно, в случаях:

- задержки исполнителем сроков начала оказания услуг более чем на 2 (два) дня по причинам, не зависящим от Заказчика и (или) от Подрядчика;

- несоблюдения Исполнителем требований к качеству Услуг, исправление соответствующих некачественно оказанных Услуг влечет задержку работ более чем на 2 (два) дня;

- нарушения Исполнителем срока устранения недостатков, зафиксированных Заказчиком на срок, более чем на 2 (два) дня;

- в иных случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством.

Контракт вступает в силу и становится обязательным для исполнения с момента подписания сторонами.

Контракт действует до окончания исполнения сторонами своих обязательств, в том числе по исполнению контракта на выполнение Работ по Объекту и подписания всеми лицами, осуществляющими выполнение Работ по Объекту, актов сдачи-приемки выполненных предусмотренных Государственным контрактом на выполнение работ по Объекту, но не позднее 29.12.2023, а в части расчетов сторон – до полного исполнения».

2.1. Согласно части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее – Положение).

Согласно пунктам 2, 3, 6, 12 Положения предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

Строительный контроль проводится:

лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик);

застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).

Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;

е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.

Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.

3. Основанием для расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке, как следует из решения от 30.11.2023 заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее – решение об одностороннем отказе), послужило следующее.

Между УФНС России по Республике Коми и обществом с ограниченной ответственностью «ГОСЗАКАЗ» (далее – ООО «ГОСЗАКАЗ») 11.04.2023 по результатам электронной процедуры заключен государственный контракт № 030700000923000006 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: «Административное здание, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 5 (ремонт кровли и крыльца)».

26.10.2023 ООО «ГОСЗАКАЗ» сформировало с использованием единой информационной системы в сфере закупок решение подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписало и разместило такое решение в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС).

С учетом положений статей 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 21, 22 статьи 95 Закона о контрактной системе 08.11.2023 решение Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу и контракт считается расторгнутым.

Поскольку Работы по Объекту не завершены, Контракт на выполнение работ – расторгнут, объемы фактически выполненных работ не подсчитаны и сторонами не согласованы, работы по объекту Подрядчиком не сданы и Заказчиком не приняты, соответственно результат услуг строительного контроля являющийся сопутствующим при выполнении Работ по Объекту, не достигнут и обязательства не выполнены в полном объеме, предусмотренном контрактом от 12.04.2023 № 74.

3.1. ИП <......> издан приказ от 12.04.2023 «Об утверждении списка должностных лиц, ответственных за выполнение функций строительного контроля» согласно которому, функции строительного контроля осуществляет, в том числе, сам индивидуальный предприниматель (был направлен по электронной почте в адрес УФНС России по Республике Коми 24.04.2023).

УФНС России по Республике Коми письмом от 20.04.2023 направило посредством электронной почты в адрес индивидуального предпринимателя сведения о сотрудниках, ответственных за исполнение контракта по строительному контролю, а также сведения о подрядчике, выполняющем работы по контракту на выполнение работ по капитальному ремонту объекта.

04.05.2023 УФНС России по Республике Коми направило в адрес индивидуального предпринимателя письмо УФНС России по Республике Коми от 27.04.2023 № 19-52-06059@, касающееся рассмотрения вопроса по перечню освидетельствования скрытых работ, которое было предназначено для ООО «ГОСЗАКАЗ», а также ответ ООО «ГОСЗАКАЗ» от 04.05.2023 № 01-04-05/2023 на вышеуказанное письмо, с целью осуществления оценки выполненных ООО «ГОСЗАКАЗ» работ по контракту.

11.08.2023 УФНС России по Республике Коми направило в адрес индивидуального предпринимателя письмо подрядной организации ООО «ГОСЗАКАЗ» от 09.08.2023 № 01-09-08/2023 и сообщило о необходимости в соответствии с пунктом 2.1.11 Контракта осуществить проверку/предварительное согласование актом о приемке выполненных работ (Форма № КС-2) на соответствие требованиям к объему и качеству выполненных работ, установленных государственным контрактом от 11.04.2023 № 0307100000923000006 на выполнение работ по капитальному ремонту Объекта.

Этим же письмом УФНС России по Республике Коми просило изучить письмо ООО «ГОСЗАКАЗ» от 09.08.2023 № 01-09-08/2023 и направить в срок до 16.08.2023 в адрес заказчика письмо о согласовании исполнительной документации или мотивированный отказ с перечислением недостатков в представленной документации.

17.08.2023 ИП <......> направлено письмо от 15.08.2023 № 15-08/2023 согласно которому, индивидуальным предпринимателем проведена проверка предоставленной исполнительной документации, в результате которой были выявлены замечания.

Дальнейшая переписка между сторонами, касающаяся исполнения контракта, в материалах обращения отсутствует.

06.11.2023 ИП <......> в адрес УФНС России по Республике Коми направлено письмо от 06.11.2023 № 06/11-2023, согласно которому индивидуальным предпринимателем проведена проверка фактически выполненных объемов работ на основании сметы № 02-01-01.

Результаты проверки представленных материалов отображены в табличном структурированном виде.

Этим же письмом ИП <......> отмечено, что замечания по исполнительной документации отражены в письме от 15.08.2023 № 15/08-2023.

Кроме того, ИП <......> в материалы обращения представлены общий журнал работ и фотоматериалы, которые свидетельствуют о том, что услуги строительного контроля, предусмотренные контрактом, со стороны индивидуального предпринимателя оказывались, обратного материалы обращения не содержат.

Между тем, ИП <......> письмом от 01.12.2023 № 01/12-2023 направлены документы, предусмотренные пунктом 3.6.5.1 контракта:

- акт сдачи-приемки выполненных работ № 1 от 01.12.2023 – 2 экз.;

- счет № 13 от 01.12.2023 – 1 экз., отражающий полную сумму исполненных обязательств в размере 228 080,00 руб.

4. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

Согласно частям 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

4.1. Принимая во внимание факт расторжения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства со стороны ООО «ГОСЗАКАЗ» в одностороннем порядке, Заказчиком принято решение от 30.11.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта, мотивируя тем, что объемы фактически выполненных работ не подсчитаны и сторонами не согласованы, работы по объекту Подрядчиком не сданы и Заказчиком не приняты, соответственно результат услуг строительного контроля являющийся сопутствующим при выполнении Работ по Объекту, не достигнут и обязательства не выполнены в полном объеме.

Решение заказчика от 30.11.2023 направлено по почте заказным письмом с уведомление по адресу, указанному ИП <......>. в контракте от 12.04.2023 № 74.

Согласно почтовому уведомлению, дата получения ИП <......> такого решения 04.12.2023.

Так как закупка осуществлялась у единственного исполнителя на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, предусматривающая заключение контракта с единственным поставщиком без размещения извещения о такой закупке в ЕИС, то размещение решения об одностороннем отказе в данном случае не требуется.

Решение об одностороннем отказе заказчика вступило в силу (контракт считается расторгнутым) с 15.12.2023.

По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – УФНС России по Республике Коми, нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю и размещения в Единой информационной системе, не выявлено.

5. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

При этом, помимо факта нарушения необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения исполнителя контракта.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

Пунктом 15 Правил, установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

Основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта фактически подтверждаются материалами дела (представленными документами и информацией), результат требуемых к выполнению работ не достигнут, объект подрядчиком не сдан и заказчиком не принят, соответственно результат строительного контроля не достигнут и не выполнен в полном объеме, предусмотренном контрактом от 12.04.2023 № 74.

Вместе с тем, основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение исполнителем (стороны по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведении, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.

Однако, в данном случае, ИП <......> представлены документы и материалы, свидетельствующие о принятии мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Комиссия УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В данном случае, расторжение «основного» контракта с ООО «ГОСЗАКАЗ» явилось причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность УФНС России по Республике Коми в капитальном ремонте здания по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 5, не удовлетворена, что также не позволило заказчику достигнуть цели заключенного с ИП <......> контракта от 1204.2023 № 74 на оказание услуг строительного контроля этого здания.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

С учетом изложенного, антимонопольному органу не представляется возможным сделать однозначный вывод о совершении индивидуальным предпринимателем виновных действий, направленных исключительно на умышленное уклонение от исполнения контракта; представленные сторонами в материалы дела информация и документы не свидетельствуют о безусловном факте невыполнения стороной условий контракта в установленные сроки.

Принимая во внимание указанные факты и совокупность обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Коми УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП <......>.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, подпунктом «а» пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Отказать УФНС России по Республике Коми во включении сведений об ИП <......> (ИНН: <......>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 12.04.2023 № 74 на оказание услуг строительного контроля при проведении капитального ремонта объекта: «Административное здание, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 5 (ремонт кровли и крыльца», заключенного с ИП <......> по результатам осуществления закупки у единственного исполнителя на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

2. По результатам проведения внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – УФНС России по Республике Коми нарушений заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе, не установлены.

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

<......>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<......>

 

 

 

 

 

 

 

<......>

 

 

 

 

 

 

2023-5960

 

 

Связанные организации

УФНС России по Республике Коми
ИНН 1101486269, ОГРН 1041130401058