Постановление №ПК/5904/23 Постановление от 25 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-695/2023

об административном правонарушении

 

22 сентября 2023 года город Сыктывкар

 

<...> Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России), адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <...>, рассмотрев 22.09.2023 в 10 часов 00 минут материалы дела № 011/04/9.21-695/2023 об административном правонарушении, возбужденного определением Коми УФАС России от 17.08.2023 № АГ/5197/23 по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад», адрес места нахождения: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литер А, помещение 16Н, зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1047855175785 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу, свидетельство серии 78 № 005502120 от 23.12.2004, ИНН 7802312751, КПП 781001001 (далее – ПАО «Россети Северо-Запад», Общество, Сетевая организация),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

На основании части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В Коми УФАС России поступило заявление <...> вх. № 5200-ип/23 от 10.08.2023 по вопросу нарушения со стороны ПАО «Россети Северо-Запад» срока осуществления технологического присоединения принадлежащего Заявителю жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: <...>(далее по тексту также Объект).

Рассмотрев материалы заявления <...>, должностное лицо пришло к выводу о достаточности данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

Определением Коми УФАС России от 17.08.2023 № АГ/5197/23 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» возбуждено дело об административном правонарушении № 011/04/9.21-695/2023, назначено проведение административного расследования по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в качестве потерпевшего лица привлечен <...>.

Также определением от 17.08.2023 № АГ/5197/23 разъяснено, что в случае установления в действиях ПАО «Россети Северо-Запад» нарушения требований части 2 статьи 9.21 КоАП РФ Коми УФАС России 08.09.2023 в 14 час. 00 мин. будет составлен протокол об административном правонарушении.

Согласно ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

По результатам проведенного административного расследования по делу № 011/04/9.21-695/2023 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» 08.09.2023 составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Определением Коми УФАС России от 11.09.2023 № ПК/5640/23 рассмотрение дела № 011/04/9.21-695/2023 назначено на 22.09.2023 на 10 часов 00 минут.

Административное дело № 011/04/9.21-695/2023 рассмотрено 22.09.2023 в отсутствие законного представителя ПАО «Россети Северо-Запад», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения настоящего дела, в отсутствие потерпевшего <...>, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения настоящего дела, просившего рассмотреть дело в свое отсутствие, в присутствии защитника ПАО «Россети Северо-Запад» <...>, действующей на основании доверенности № <...> от <...>.

Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику ПАО «Россети Северо-Запада» <...> разъяснены, отводов при рассмотрении административного дела не поступило.

ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 21.09.2023 № МР2/5/016-119-11-2/6099 (вх. № 6480/23 от 22.09.2023) заявлено ходатайство о применении положений статей 2.9, 4.1 КоАП РФ. Защитник ПАО «Россети Северо-Запад» <...> поддержала указанное ходатайство при рассмотрении настоящего дела 22.09.2023.

Определением Коми УФАС России от 22.09.2023 в удовлетворении заявленного ходатайства, в части применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, Обществу отказано.

Рассмотрев 22.09.2023 в 10 часов 00 минут материалы административного дела № 011/04/9.21-695/2023, должностное лицо Коми УФАС России установило следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Статья 4.3 КоАП РФ разъясняет, что повторным является совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, определяется с учетом статьи 4.6 КоАП РФ: лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Ранее ПАО «Россети Северо-Запад» привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ постановлением Коми УФАС России от 02.12.2021 № 02-06/9117, которое было оставлено в силе решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.03.2022 и постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.05.2022 по делу № А29-15411/2021.

Постановление Коми УФАС России от 02.12.2021 № 02-06/9117 вступило в силу 20.05.2022. ПАО «Россети Северо-Запад» исполнило постановление 26.05.2022.

Следовательно, ПАО «Россети Северо-Запад» считается подвергнутым административному наказанию с 20.05.2022 по 26.05.2023.

В связи с чем, по состоянию на 21.03.2023 (дата нарушения) ПАО «Россети Северо-Запад» считалось подвергнутым административному наказанию по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. 

Из содержания статьи 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ПАО «Россети Северо-Запад» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад», являясь субъектом естественной монополии, является субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

В соответствии с абзацами 6, 9 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).

Согласно пункту 2 Правил № 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

В пункте 14 Правил № 861 определена категория заявителей, обращающихся в сетевую организацию с заявкой: физическое лицо, обращается в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Исходя из условий договора № <...>, <...> соответствует категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил № 861.

Согласно абзацу 12 подпункта «б» пункта 16 Правил № 861 договор должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

6 месяцев – для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В соответствии с пунктом 103 Правил № 861 договор между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается с использованием личного кабинета заявителя.

Действие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, не ставится в зависимость от факта составления договора, подписанного сторонами в письменной форме.

Наличие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, подтверждается документом об оплате (полностью или в установленных настоящими Правилами случаях частично) заявителем сетевой организации выставленного ею и размещенного в личном кабинете заявителя счета на оплату технологического присоединения по договору, предусмотренному пунктом 105 настоящих Правил. Документ об оплате должен содержать наименование и платежные реквизиты сетевой организации, а также реквизиты счета на оплату технологического присоединения.

В счет на оплату технологического присоединения по договору включается плата за технологическое присоединение в полном объеме.

Оплата счета (кроме случаев, когда заявитель в соответствии с настоящими Правилами воспользовался правом предоставления рассрочки платежа за технологическое присоединение) осуществляется в следующем порядке:

15 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в порядке, предусмотренном пунктом 106 настоящих Правил;

30 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 20 дней со дня размещения в личном кабинете заявителя счета;

35 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 40 дней со дня размещения в личном кабинете заявителя счета;

20 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 10 дней со дня размещения в личном кабинете заявителя акта об осуществлении технологического присоединения или уведомления об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 105 Правил № 861 в отношении заявителя, указанного в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает в личном кабинете заявителя:

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям согласно приложению № 17;

счет на оплату технологического присоединения по договору;

подписанные со стороны сетевой организации технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации;

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

На основании пункта 106 Правил № 861 заявитель обязан в течение 5 рабочих дней (если для заявителя установлено требование осуществления закупки с соблюдением требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федерального закона "О государственном оборонном заказе", - в течение 15 рабочих дней) со дня выставления сетевой организацией счета на оплату технологического присоединения, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить такой счет в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-695/2023 следует, что между <...> и ПАО «Россети Северо-Запад» заключен договор №<...> об осуществлении технологического присоединения Объекта заявителя к электрическим сетям Сетевой организации.

Согласно техническим условиям для присоединения к электрическим сетям от 14.09.2022 № <...> (далее технические условия) максимальная мощность вновь присоединяемых электроустановок заявителя – 14,5 кВт, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 кВ.

Пунктом 10 технических условий предусмотрены обязательства Сетевой организации, которая осуществляет следующие действия, необходимые для осуществления технологического присоединения Объекта заявителя к электрическим сетям Общества:

Работы сетевой организации п. 10.1.1 данных технических условий входят в состав работ по техническим условиям от 06.06.2022 № <...> для присоединения к электрическим сетям жилого дома <...>.

10.1. Требование к электрической сети.

10.1.1. Запроектировать и выполнить строительство ВЛИ-0,4 кВ (для трассы ВЛИ-0,4 кВ ориентировочно 150 м) от опоры № 3/2 ВЛ-0,4 кВ фидер «3» от ТП-6/0,4 кВ № 240 до границы земельного участка <...>. Марку, сечение, длину провода, тип и количество опор определить проектом.

10.1.2. Запроектировать и выполнить строительство ВЛИ-0,4 кВ (длина трассы ВЛИ-0,4 кВ ориентировочно 30 м) от опоры (номер опоры определить при проектировании) ВЛИ-0,4 кВ, строящейся в соответствии с пунктом 10.1.1. настоящих технических условий, до границы земельного участка <...>. Трассу ВЛИ-0,4 кВ, марку, сечение, длину провода, тип и количество опор определить проектом. Последнюю опору установить на границе земельного участка <...>.

10.2 Требования к приборам учета электрической энергии (мощности) и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).

10.2.1. Выполнить требования действующих НТД.

10.2.2. Точку расчетного (коммерческого) учета электроэнергии организовать на границе балансовой принадлежности: на опоре, устанавливаемой на границе земельного участка заявителя, ВЛ-0,4 кВ фидер «3» от ТП-6/0,4 кВ № 240.

10.2.3. Для расчетного учета электроэнергии применить 3-фазный электронный интеллектуальный счетчик прямого включения с классом точности не ниже 1,0 с диапазоном рабочих температур от -45 градусов до +55 градусов. Тип и технические характеристики счетчика электрической энергии определить проектом. Выполнить подключение счетчика электрической энергии к проводам ВЛ-0,4 кВ фидер «3» от ТП-6/0,4 кВ № 240 на опоре, устанавливаемой на границе земельного участка Заявителя.

10.2.4. Осуществить допуск в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, устанавливаемого в соответствии с пунктом 10.2.3. настоящих технических условий. В других вопросах организации учета электроэнергии руководствоваться требованиями главы 1.5 ПУЭ.

Пунктом 11 технических условий предусмотрены обязательства, выполняемые со стороны заявителя:

11. Заявитель осуществляет:

11.1. На объекте выполнить установку распределительного щита (РЩ-0,4 кВ). Место установки РЩ-0,4 кВ, тип и технические характеристики применяемого электрооборудования определить расчетом. Вводной автоматический выключатель в РЩ-0,4 кВ индивидуального жилого дома должен быть укомплектован тепловым и электромагнитным расцепителем, с номинальным током 25 а (пункт 3.1.4. ПУЭ). Выполнить повторное заземление нулевого провода (пункты 1.7.82., 1.7.135, 1.7.102,1.7.103 ПУЭ).

11.2. От счетчика электрической энергии, устанавливаемого Сетевой организацией в соответствии с пунктом 10.2.2, 10.2.3 настоящих технических условий, до РЩ-0,4 кВ индивидуального жилищного дома построить (проложить) ЛЭП-0,4 кВ. Марку, сечение и длины провода (кабеля) определить расчетом. При строительстве ЛЭП-0,4 кВ от счетчика электрической энергии до внешней стены объекта применить провод марки СИП сечения не менее 16 кв.мм (пункт 2.4.14 ПУЭ).

11.3. При производстве строительно-монтажных работ обеспечить выполнение требований действующих руководящих и нормативно-технических документов (ПУЭ, ПТЭЭП, ППР РФ, ПОТЭЭ и др.). В случае возникновения при производстве строительно-монтажных работ необходимости частичного отступления от технических условий, такие отступления подлежат согласованию с ПО «ПЭС» филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми с последующим корректировкой технических условий.

11.4. При наличии объектов электроэнергетики сетевой организации, попадающих в границы участка, выделенного под строительство (реконструкцию), рекомендуется выполнить их вынос (перенос), заключив с сетевой организацией договор на оказание услуг по освобождению участка от объектов электроэнергетики.

11.5. При несоблюдении требований ГОСТа 32144-2013 в части обеспечения качества электроэнергии предусмотреть мероприятия для устранения нарушений.

11.6. Выполнить мероприятия по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 7, 18 Правил № 861, в части касающейся Заявителя.

11.7. Обеспечить симметричное распределение нагрузки по фазам.

На основании пункта 12 технических условий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

На основании пункта 17 Правил № 861 в случае технологического присоединения объектов, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта и отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), присоединяемых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, плата за технологическое присоединение определяется в размере минимального из следующих значений:

стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая утверждается в отношении всей совокупности таких мероприятий уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения в размере не более 10000 рублей за кВт (превышение указанного значения допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов) и не менее 3000 рублей за кВт - с 1 июля 2022 г., 4000 рублей за кВт - с 1 июля 2023 г. и 5000 рублей за кВт - с 1 июля 2024 г.

Приказом Комитета Республики Коми по тарифам от 25.11.2022 № 80/8 установлены льготные ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям на территории Республики Коми за период с 01.12.2022 по 31.12.2022 в размере 3 000 руб., с 01.01.2023 по 31.12.2023 в размере 4 256 руб.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-695/2023 следует, что максимальная мощность вновь присоединяемых электроустановок Заявителя составляет – 14,5 кВт.

Следовательно, из материалов административного дела № 011/04/9.21-695/2023 усматривается, что размер платы за осуществление технологического присоединения Объекта <...> к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» составляет 43 500 руб.

Материалами административного дела № 011/04/9.21-695/2023 установлено, что <...> 20.09.2022 произведена оплата за осуществление технологического присоединения в размере 43 500 руб.

Таким образом, договор об осуществлении технологического присоединения считается заключенным между <...> и ПАО «Россети Северо-Запад» с 20.09.2022, в связи с чем, технологическое присоединение Объекта заявителя к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» должно быть осуществлено не позднее 20.03.2023.

ПАО «Россети Северо-Запад» в письме от 28.08.2023 № МР2/5/016-119-11-2 (вх. № 5686/23 от 28.08.2023) указало, что на дату письма технологическое присоединение Объекта <...> к электрическим сетям Общество не выполнено.

ПАО «Россети Северо-Запад» также указало, что 28.06.2022 создан инвестиционный проект 011-52-2-001.41-05774 Строительство ВЛ 0,4 кВ ф. 3 от ТП 6/0,4 кВ № 240 с установкой узла учета в пгт. <...> Республики Коми (<...> дог: № <...>от 14.06.22; <...> дог: № <...> от 12.09.22, <...> дог: № <...> от 20.09.22) (ВЛ 0,4 кВ – 0,0180 км, у/у – 3 шт.). Объект включен в план Адресной Инвестиционной Программы на 2023 год (Приказ ПАО «Россети Северо-Запад» от 27.02.2023 № 86 «О планировании и «АИП в АИС»), Приказ филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми от 05.04.2023 № 171). Мероприятия Сетевой организации не выполнены в срок до 20.03.2023 по причине отсутствия материалов и оборудования, необходимых для исполнения технических условий в рамках договора об осуществлении технологического присоединения.

Согласно пункту 108 Правил № 861 результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям, а также фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) и (или) выдачу в электрические сети производимой на объектах микрогенерации электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, договора купли-продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения заявителем его обязательств по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению.

В случае если технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, мероприятия по технологическому присоединению включают в себя мероприятия, предусмотренные пунктом 18 настоящих Правил.

В силу пункта 110 Правил № 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) которых осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, по результатам выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями сетевая организация в течение одного рабочего дня составляет уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям по форме, предусмотренной приложением № 1(1) к настоящим Правилам, в форме электронного документа и размещает это уведомление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, в личном кабинете заявителя. По результатам выполнения сетевой организацией и заявителем, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которого осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями сетевая организация составляет в форме электронных документов и размещает в личном кабинете заявителя акт о выполнении технических условий по форме, предусмотренной приложением № 15 к настоящим Правилам, содержащий перечень мероприятий, реализованных в соответствии с техническими условиями, и акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением № 1 к настоящим Правилам, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, о чем сетевая организация не позднее окончания рабочего дня, в течение которого были составлены и размещены указанные документы, обязана уведомить заявителя.

Следовательно, в рассматриваемом случае результатом исполнения Сетевой организацией обязательств по договору должно быть не фактическое присоединение Объекта Заявителя к электрическим сетям, а обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности).

Единственное обязательство (по оплате услуг Сетевой организации), возложенное на Заявителя, от которого зависит исполнение Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению Объекта к электрическим сетям, выполнено своевременно.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно подпункту «б» пункта 16 Правил № 861 в редакции, действующей на дату заключения договора об осуществлении технологического присоединения, договор должен содержать, в том числе существенные условия о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Условие договора по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям является существенным условием Договора.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению имеет императивный характер, установлен с целью защиты потребителя, выступающего более слабой стороной в отношениях с сетевой организацией - субъектом естественной монополии. Наличие законодательно установленного срока вносит правовую определенность в отношения сторон, что к указанному сроку соответствующие мероприятия будут выполнены, а право реализовано.

ПАО «Россети Северо-Запад» в письме от 28.08.2023 № МР2/5/016-119-11-2 (вх. № 5686/23 от 28.08.2023) указало, что выполнение Обществом мероприятий, предусмотренных техническими условиями, не зависело от выполнения мероприятий со стороны <...>.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-695/2023 следует, что ПАО «Россети Северо-Запад» не осуществило в установленный срок технологическое присоединение Объекта <...> к электрическим сетям Общества в связи с отсутствием материалов и электротехнического оборудования, необходимых для выполнения Сетевой организации работ по осуществлению технологического присоединения.

Довод ПАО «Россети Северо-Запад» об отсутствии у Общества необходимых ресурсов для строительства электрических сетей, необходимых для осуществления работ связанных с технологическим присоединением Объекта <...> к электрическим сетям, несостоятелен и не может служить обоснованием правомерности бездействия со стороны Сетевой организации в неосуществлении в установленный срок мероприятий по технологическому присоединению.

Сетевая организация является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельностью. Следовательно, отсутствие у ПАО «Россети Северо-Запад» необходимых для осуществления технологического присоединения Объекта <...> к электрическим сетям Сетевой организации ресурсов для строительства электрических сетей, являются предпринимательскими рисками Общества.

Доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих выполнению Сетевой организацией вытекающих из договора обязательств в установленные сроки, ПАО «Россети Северо-Запад» не представило.

Таким образом, материалами административного дела № 011/04/9.21-695/2023 установлено, что в действиях ПАО «Россети Северо-Запад» имеет место нарушение требований подпункта «б» пункта 16 Правил № 861 в части неосуществления Сетевой организацией технологического присоединения Объекта <...> к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» в установленный срок.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад» допустило нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Место совершения правонарушения – Республика Коми, <...>.

Время совершения правонарушения – 21.03.2023.

В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение за нарушение законодательства об электроэнергетике составляет один год со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, не истек.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-659/2023 не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ПАО «Россети Северо-Запад» требований Правил № 861, так и свидетельствующих о принятии Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований Правил № 861.

Таким образом, вина ПАО «Россети Северо-Запад» в совершении административного правонарушения, административная ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является установленной.

Из материалов дела № 011/04/9.21-659/2023 усматривается, что на дату вынесения настоящего постановления ПАО «Россети Северо-Запад» выполнило обязанность по обеспечению возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение его Объекта к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности), что подтверждается представленным в материалы дела уведомлением ПАО «Россети Северо-Запад» от 20.09.2023 № <...>.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность ПАО «Россети Северо-Запад»: добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ПАО «Россети Северо-Запад», предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения административного дела не установлено.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 21.09.2023 № МР2/5/016-119-11-2/6099 (вх. № 6480/23 от 22.09.2023) заявлено ходатайство о применении положений статей 2.9, 4.1 КоАП РФ.

Указанное ходатайство также поддержано при рассмотрении настоящего дела 22.09.2023 защитником ПАО «Россети Северо-Запад» <...>.

Рассмотрев указанное ходатайство, должностное лицо Коми УФАС России установило следующее.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

Из положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

ПАО «Россети Северо-Запад» в ходатайстве указывает, что в материалах административного дела отсутствуют доказательства таких последствий, наступивших в результате действий (бездействия) Общества, в связи с чем, считает возможным квалифицировать нарушение в качестве малозначительного.

Должностное лицо, оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, не находит исключительности в характере совершенного ПАО «Россети Северо-Запад» административного правонарушения. Доказательств наличия в рассматриваемом случае исключительных обстоятельств ПАО «Россети Северо-Запад» в материалы административного дела не представлено. Приведенные Обществом обстоятельства не могут быть учтены в качестве исключительных, поскольку правонарушение совершено в сфере электроснабжения, что представляет собой существенную опасность для охраняемых законом общественных отношений. В таких условиях совершенное ПАО «Россети Северо-Запад» правонарушение не может квалифицироваться должностным лицом в качестве малозначительного.

Более того, как установлено в ходе рассмотрения дела № 011/04/9.21-695/2023, срок технологического присоединения Объекта заявителя к электрическим сетям Общества был нарушен Сетевой организацией, поскольку истек 20.03.2023. Именно нарушение срока осуществления технологического присоединения Объекта Заявителя к электрическим сетям повлекло обращение <...> в антимонопольный орган за восстановлением нарушенного права, что свидетельствует о нарушении правового интереса заявителя.

Само по себе отсутствие доказательств причинения какого-либо ущерба заявителю не свидетельствует о малозначительности совершенного ПАО «Россети Северо-Запад» правонарушения. Доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы ПАО «Россети Северо-Запад» не представило. Те же обстоятельства, на которые ссылается Сетевая организация, не носят исключительного характера, их последствия могли быть предотвращены при необходимой степени заботливости и осмотрительности со стороны ПАО «Россети Северо-Запад» при предоставлении услуг на коммерческой основе.

Таким образом, отсутствуют основания для освобождения ПАО «Россети Северо-Запад» от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

ПАО «Россети Северо-Запад» просит учесть обстоятельства, характеризующие объективную и субъективную стороны правонарушения, в том числе отсутствие угрозы общественным отношениям и негативных последствий, а также принять во внимание, что Сетевая организация осуществляет регулируемую деятельность по технологическому присоединению и исполняет договоры об оказании услуг по передаче электроэнергии, и просит снизить размер административного штрафа ниже низшего предела.

В соответствии частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принимая во внимание цели административного наказания, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, обеспечение Обществом возможности заявителя присоединения к электрическим сетям, учитывая характер совершенного ПАО «Россети Северо-Запад» административного правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, с учетом финансового и имущественного положения ПАО «Россети Северо-Запад», должностное лицо Коми УФАС России считает возможным применить в рассматриваемом случае положения статьи 4.1 КоАП РФ и назначить ПАО «Россети СевероЗапад» наказание в виде административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

С учетом вышеизложенного, административный штраф, подлежащий применению в отношении ПАО «Россети Северо-Запад», в рассматриваемом случае составит 300 000 (триста тысяч) рублей.

Штрафная санкция, назначенная ПАО «Россети Северо-Запад» Коми УФАС России, соразмерна правонарушению, а само наказание, в то же время, имеет существенный предупреждающий эффект и способствует предотвращению совершения новых аналогичных правонарушений.

На основании вышеизложенного, в соответствии со статьями 4.1, 4.2, частями 1, 2 статьи 9.21, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать ПАО «Россети Северо-Запад» (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Назначить ПАО «Россети Северо-Запад» (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751) административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 - 1.3-3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

На основании части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Отделение-НБ Республики Коми БАНКА РОССИИ/УФК по Республике Коми г. Сыктывкар

БИК

018702501

Сч. №

03100643000000010700

Банк получателя

ИНН 1101481197

КПП 110101001

Сч. №

40102810245370000074

УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

(КОМИ УФАС РОССИИ)

Вид оп.

01

Срок плат.

 

Наз. пл.

 

Очер. плат.

3

Получатель

Код

 

Рез. поле

 

16111601091010021140

87701000

0

0

0

0

0

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ ПО ДЕЛУ № 011/04/9.21-695/2023 СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ОТ 22.09.2023

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

На основании части 1 статьи 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права, принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до шести месяцев.

В соответствии со ст. 30.2, 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

 

 

<...>

Связанные организации

ПАО "Россети Северо-Запад"
ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785
Филиал ПАО "Россети Северо-Запад" в Республике Коми
ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785