Предупреждение №03-08/5467 О прекращении недобросовестной конкуренции в связи с введени... от 12 июля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

 

 

о прекращении действий (бездействия), которые содержат

признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

 

12 июля 2022 года                                     № 03-08/5467

г. Сыктывкар

 

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) поступило заявление ООО «Спутник-Коми» исх. № 15/1 от 15.04.2022 (вх. № 1776 от 21.04.2022) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны Общества с ограниченной ответственностью «Фея путешествий», ОГРН 1211100005445, ИНН 1101173146, КПП 110101001, адрес места нахождения: 167004, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Куратова, д. 79, оф. 1 (далее также Общество).

            Заявитель указывает, что ООО «Спутник-Коми» осуществляет свою деятельность с 27.04.2004, основным видом экономической деятельности является деятельность туристических агентств и туроператоров.

            Из заявления следует, что ООО «Фея путешествий» распространяет в сети Интернет на сайте компании и на странице турагентства в социальной сети «ВКонтакте» недостоверную, вводящую в заблуждение информацию о том, что турагентство осуществляет свою деятельность 17 лет и отправило отдыхать более 90 тысяч туристов. При этом, как указывает заявитель, ООО «Фея путешествий» зарегистрировано только 29.12.2021.

            Заявитель указывает на недобросовестную конкуренцию со стороны ООО «Фея путешествий», в том числе на нарушение ст. 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Из материалов заявления следует, что на главной странице сайта туристического агентства «Фея путешествий» (https://www.feyakomi.ru/) размещена, в том числе информация следующего содержания: «17 ЛЕТ В ТУРИЗМЕ!», «С нами отдохнули около 90 000 довольных туристов», «Наша профессиональная команда больше 17 лет на рынке туризма». В разделе «О НАС» указанного сайта размещена, в том числе информация следующего содержания: «Мы отправили отдыхать больше 90 тыс. туристов».

На странице сообщества «Турагентство • Фея путешествий • Визовый центр» в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/feya_11) размещена, в том числе информация следующего содержания: «Больше 17 лет наш профессиональный, дружелюбный и заботливый коллектив работает для вас!».

            По вопросу недобросовестной конкуренции установлено следующее.

            В соответствии с положениями ст. 4 Закона о защите конкуренции:

- конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

- недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

- хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Для того чтобы деятельность хозяйствующего субъекта была признана недобросовестной конкуренцией, в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции она должна содержать в себе следующие составляющие одновременно:

- быть направленной на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

- противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- при этом другие субъекты предпринимательской деятельности - конкуренты могут нести убытки или может быть нанесен вред их деловой репутации.

Из материалов заявления следует, что деятельность в турагентстве «Спутник-Коми» осуществляет ООО «Спутник-Коми»; деятельность в турагентстве «Фея путешествий» осуществляет ООО «Фея путешествий».

Согласно сведениям ЕГРЮЛ:

- основной вид деятельности ООО «Спутник-Коми» – деятельность туристических агентств и туроператоров;

- основной вид деятельности ООО «Фея путешествий» деятельность по предоставлению туристических информационных услуг; один из дополнительных видов деятельности – деятельность туристических агентств.

Из пояснений ООО «Спутник-Коми» следует, что ООО «Спутник-Коми» осуществляет деятельность на территории г. Сыктывкара и близлежащих населённых пунктов, клиентом компании может стать любое лицо, проживающее на территории Российской Федерации.

ООО «Фея путешествий» в письменных пояснениях указало, что Общество осуществляет деятельность на рынке туризма, территориальные границы деятельности не ограничены; ООО «Фея путешествий» и ООО «Спутник-Коми» являются конкурентами.

Из имеющихся материалов усматривается, что ООО «Спутник-Коми» и ООО «Фея путешествий» являются хозяйствующими субъектами-конкурентами на рынке деятельности туристических агентств на территории г. Сыктывкара Республики Коми.

   Согласно ст. 14.2 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

   1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

   2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

   3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

   4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

   ФАС России в письме от 24.12.2015 № ИА/74666/15 «О применении «четвертого антимонопольного пакета» указала, что введение в заблуждение является следствием распространения не негативной информации, как в дискредитации, а позитивной, и ее содержание касается деятельности самого распространителя и (или) его товара. Однако как в том, так и в рассматриваемом случае, распространяемая информация для признания действий актом недобросовестной конкуренции должна не соответствовать действительности.

   ООО «Фея путешествий» на своём сайте и странице в социальной сети распространяет информацию, из которой следует, что туристическое агентство «Фея путешествий» работает в туризме 17 лет и более.

   Из сведений ЕГРЮЛ следует, что ООО «Фея путешествий» создано 29.12.2021.

   Согласно пояснениям заявителя, <...> <...> и <...> ООО «Фея путешествий» вместе с сотрудниками ООО «Фея путешествий» ранее были штатными сотрудниками ООО «Спутник-Коми» (на основании трудовых договоров). <...> являлась <...> ООО «Спутник-Коми» до <...>; <...> по собственному желанию была уволена <...>; <...> по такому же основанию была уволена <...> (копии соответствующих приказов представлены в материалы заявления); <...> в настоящее время является сотрудником ООО «Спутник-Коми» и до <...> находится в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет.

ООО «Фея путешествий» в письменных пояснениях указало, что ранее сотрудники вновь созданной фирмы ООО «Фея путешествий» являлись работниками ООО «Спутник-Коми»; из-за неблагоприятной политики учредителей фирмы ими было принято решение об увольнении по собственному желанию.

В материалы заявления представлены копии трудовых книжек следующих работников:

- <...> – период работы в ООО «Спутник-Коми»: с <...> по <...>;

- <...> – период работы в ООО «Спутник-Коми»: с <...> по <...>.

<...> ООО «Фея путешествий» <...> в письменных пояснениях указала, что информация, размещённая на сайте туристического агентства «Фея путешествий» и на странице сообщества «ВКонтакте», соответствует действительности, так как на рынке туризма <...> осуществляет свою деятельность более 17 лет. При этом, как указывает <...>, приведённый срок оказания услуг складывается не из срока работы организации, а из суммарного срока работы сотрудников ООО «Фея путешествий» в данном направлении деятельности, что соответствует действительности и не вводит клиентов в заблуждение. Также <...> указывает, что на рынке туризма клиент идёт не в организацию, а к специалисту, который профессионально может решить проблему Таким образом, <...> полагает, что речь идёт о профессионализме сотрудников на рынке туризма, а не о работе организации.

   Вместе с тем доводы, изложенные <...>, не могут быть приняты во внимание, поскольку из содержания информации, размещённой на рассматриваемых Интернет-страницах, создаётся впечатление, что именно туристическое агентство «Фея путешествий» осуществляет деятельность в туризме 17 лет.

   Так, на главной странице сайта https://www.feyakomi.ru/ фраза «17 ЛЕТ В ТУРИЗМЕ!» размещена непосредственно рядом с надписью «Фея путешествий туристическое агентство». Из чего следует, что именно туристическое агентство «Фея путешествий» на рынке туризма работает 17 лет.

   В нижней части главной страницы сайта указано: «Наша профессиональная команда больше 17 лет на рынке туризма». На странице сообщества «Турагентство • Фея путешествий • Визовый центр» в социальной сети «ВКонтакте» указано: «Больше 17 лет наш профессиональный, дружелюбный и заботливый коллектив работает для вас!». Из чего следует, что команда (коллектив) сотрудников туристического агентства «Фея путешествий», а не отдельно взятые сотрудники, работает на рынке туризма больше 17 лет.

   Вместе с тем, туристическое агентство «Фея путешествий» осуществляет деятельность на рынке туризма менее одного года.

   В связи с чем, усматривается, что информация о работе в туризме 17 лет и более не соответствует действительности.

На главной странице сайта туристического агентства «Фея путешествий» (https://www.feyakomi.ru/) размещена информация: «С нами отдохнули около 90 000 довольных туристов». В разделе «О НАС» указанного сайта размещена информация: «Мы отправили отдыхать больше 90 тыс. туристов».

Из содержания приведённых фраз следует, что туристическое агентство «Фея путешествий» отправило отдыхать 90 000 туристов и более.

Коми УФАС России запрашивало у ООО «Фея путешествий» доказательства соответствия действительности заявленной информации о количестве отдохнувших клиентов. Однако такие доказательства в материалы заявления не представлены. <...> ООО «Фея путешествий» <...> относительно данных о числе клиентов, которым организован отдых, также ссылается на суммарный срок работы сотрудников ООО «Фея путешествий».

   Учитывая изложенное, усматривается, что информация о количестве отправленных на отдых туристов не соответствует действительности.

   При таких обстоятельствах из имеющихся материалов усматривается, что ООО «Фея путешествий» распространяет недостоверную информацию, а именно, вводит в заблуждение в отношении продолжительности осуществления Обществом деятельности на рынке туризма и количества клиентов, котором Обществом организован отдых.

Согласно п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» в силу запрета недобросовестной конкуренции хозяйствующие субъекты вне зависимости от их положения на рынке при ведении экономической деятельности обязаны воздерживаться от поведения, противоречащего законодательству и (или) сложившимся в гражданском обороте представлениям о добропорядочном, разумном и справедливом поведении (статья 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, пункты 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса, пункты 7 и 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Нарушение хозяйствующим субъектом при ведении своей деятельности норм гражданского и иного законодательства, в том числе в случае неправомерного использования охраняемого результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, само по себе не означает совершение акта недобросовестной конкуренции. При рассмотрении спора о нарушении запрета недобросовестной конкуренции должны быть установлены в совокупности:

- факт осуществления хозяйствующим субъектом действий, способных оказать влияние на состояние конкуренции;

- отличие избранного хозяйствующим субъектом способа конкуренции на рынке от поведения, которое в подобной ситуации ожидалось бы от любого субъекта, преследующего свой имущественный интерес, но не выходящего за пределы осуществления гражданских прав и честной деловой практики;

- направленность поведения хозяйствующего субъекта на получение преимущества, в частности имущественной выгоды или возможности ее извлечения, при осуществлении экономической деятельности за счет иных участников рынка, в том числе посредством оказания влияния на выбор покупателей (потребителей), на возможность иных хозяйствующих субъектов, конкурирующих добросовестно, извлекать преимущество из предложения товаров на рынке, на причинение вреда хозяйствующим субъектам-конкурентам иными подобными способами (например, в результате использования (умаления) чужой деловой репутации).

            Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

   Заявитель указывает, что в результате действий ООО «Фея путешествий» причинён ущерб ООО «Спутник-Коми» в виде снижения потребительского спроса у туристов, которые ранее пользовались услугами ООО «Спутник-Коми», а также тех, кто желал воспользоваться услугами; в 1 квартале 2021 г. валовая выручка ООО «Спутник-Коми» составила <...> руб., а в 1 квартале 2022 г. – <...> руб.

   Из материалов заявления усматривается возможность нанесения заявителю убытков в виде неполученного дохода в результате рассматриваемых действий ООО «Фея путешествий».

   Из письменных пояснений, представленных ООО «Спутник-Коми» и ООО «Фея путешествий», следует, что ООО «Фея путешествий» осуществляет деятельность в помещениях, ранее занимаемых ООО «Спутник-Коми», по адресу: г. Сыктывкар, ул. Куратова, д. 79. Указанное помещение использовалось ООО «Спутник-Коми» в качестве офиса с 2015 г. на основании договора аренды, заключённого с ООО «Климат». Договор расторгнут 31.12.2021.

   Как пояснило ООО «Фея путешествий», расторжение договора произошло по инициативе арендодателя, который решал вопрос об открытии магазина по данному адресу, однако позже отказался от этой идеи и, узнав, что <...> открыла ООО «Фея путешествий», предложил ей указанное помещение в аренду.

   Указанное обстоятельство также способствует перераспределению спроса в пользу ООО «Фея путешествий».

В соответствии с частью 2 статьи 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности, заключенной в Париже 20.03.1883 (далее – Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20.03.1883) актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20.03.1883 подписана от имени СССР 12.10.1967 и ратифицирована 19.09.1968.

   Из имеющихся материалов усматривается, что действия ООО «Фея путешествий» по введению в заблуждение в отношении продолжительности осуществления Обществом деятельности на рынке туризма и количества клиентов, которым Обществом организован отдых, путём распространения в сети Интернет на сайте туристического агентства «Фея путешествий» (https://www.feyakomi.ru/) информации следующего содержания: «17 ЛЕТ В ТУРИЗМЕ!», «С нами отдохнули около 90 000 довольных туристов», «Наша профессиональная команда больше 17 лет на рынке туризма», «Мы отправили отдыхать больше 90 тыс. туристов», а также на странице сообщества «Турагентство • Фея путешествий • Визовый центр» в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/feya_11) информации следующего содержания: «Больше 17 лет наш профессиональный, дружелюбный и заботливый коллектив работает для вас!», содержат следующие признаки недобросовестной конкуренции:

- противоречат законодательству Российской Федерации, а именно, Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности: оспариваемое поведение способствует созданию условий для увеличения доходов Общества за счёт оттока клиентов от конкурентов, в том числе от ООО «Спутник-Коми»;

- в результате указанных действий хозяйствующий субъект-конкурент – ООО «Спутник-Коми» может нести убытки в виде неполученных доходов.

При таких обстоятельствах в действиях ООО «Фея путешествий», выразившихся в введении в заблуждение в отношении продолжительности осуществления Обществом деятельности на рынке туризма и количества клиентов, которым Обществом организован отдых, путём распространения в сети Интернет на сайте туристического агентства «Фея путешествий» (https://www.feyakomi.ru/) информации следующего содержания: «17 ЛЕТ В ТУРИЗМЕ!», «С нами отдохнули около 90 000 довольных туристов», «Наша профессиональная команда больше 17 лет на рынке туризма», «Мы отправили отдыхать больше 90 тыс. туристов», а также на странице сообщества «Турагентство • Фея путешествий • Визовый центр» в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/feya_11) информации следующего содержания: «Больше 17 лет наш профессиональный, дружелюбный и заботливый коллектив работает для вас!», содержатся признаки нарушения требований антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 14.2 Закона о защите конкуренции.

В силу частей 1, 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее – предупреждение).

Предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения, в том числе статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, Коми УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Фея путешествий» о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно, недобросовестной конкуренции, путём прекращения распространения, в том числе в сети Интернет на сайте туристического агентства «Фея путешествий» (https://www.feyakomi.ru/) и на странице сообщества «Турагентство • Фея путешествий • Визовый центр» в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/feya_11), недостоверной информации о продолжительности осуществления Обществом деятельности на рынке туризма и количестве клиентов, которым Обществом организован отдых.

 

Данное предупреждение подлежит исполнению в месячный срок с даты получения настоящего предупреждения.   

О выполнении предупреждения сообщить в Коми УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.

 

 

<...>                                                                                                                         <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны