Постановление №02-06/8887 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 25 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-713/2021

об административном правонарушении

 

 

 

25 ноября 2021 года

 

 

 

№ 02-06/8887

г. Сыктывкар

 

<…>

(по адресу)

 

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, д. 3,

литер А, помещение 16Н,

г. Санкт-Петербург, 196247

 

филиалу ПАО «Россети Северо-Запад»

в Республике Коми

Интернациональная ул., д.94,

г. Сыктывкар, Республика Коми, 167000

 

 

Заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России, антимонопольное управление), адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <…>, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 011/04/9.21-713/2021 от 12.11.2021, материалы дела № 011/04/9.21-713/2021 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении публичного акционерного общества  «Россети Северо-Запад» (далее – ПАО «Россети Северо-Запад», Общество, Сетевая организация), адрес места нахождения: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литер А, помещение 16Н, зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1047855175785 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №15 по Санкт-Петербургу, свидетельство серии 78 № 005502120 от 23.12.2004, ИНН 7802312751, КПП 781001001,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В Коми УФАС России поступило заявление (вх. № П-84 25.08.2021) <…> по факту отказа ПАО «Россети Северо-Запад» в технологическом присоединении объекта заявителя, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ручейная, кадастровый номер 11:05:0104001:1348, к электрическим сетям Общества, путем заключения договора на осуществление технологического присоединения.

Определением Коми УФАС России от 20.09.2021 № 02-06/6864 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» возбуждено дело об административном правонарушении № 011/04/9.21-713/2021 и назначено проведение административного расследования. 

Административное дело № 011/04/9.21-713/2021 рассмотрено 15.10.2021 в 15.00 час. в отсутствие законного представителя ПАО «Россети Северо-Запад», в присутствии защитника ПАО «Россети Северо-Запад» <…>, действующей на основании доверенности от 30.12.2020 № 30-20/4, потерпевшего – <…>.

Права и обязанности, предусмотренные частью 2 статьи 25.2 КоАП РФ, <…> разъяснены, отводов, ходатайств не поступило.

Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику ПАО «Россети Северо-Запада» <…> разъяснены, отводов, ходатайств не поступило.

Определением от 15.10.2021 № 02-06/7707 срок проведения административного расследования по делу № 011/04/9.21-713/2021 продлен, для дачи объяснений по факту выявленных признаков нарушения ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ ПАО «Россети Северо-Запад», <…> вызваны на 12.11.2021 в 15 часов 00 минут. 

  Согласно ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

По результатам проведённого административного расследования по делу                          № 011/04/9.21-713/2021 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» 12.11.2021 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Протокол составлен в отсутствие законного представителя ПАО «Россети Северо-Запад», надлежащим образом извещённого о месте и времени его составления. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии защитника ПАО «Россети Северо-Запад» <…>, действующей на основании доверенности от 30.12.2020 № 30-20/4, потерпевшего <…>.

Определением № 02-06/8413 от 15.11.2021 рассмотрение дела № 011/04/9.21-713/2021 назначено на 25.11.2021 в 14 часов 30 минут.

Письмом от 24.11.2021 (вх. № 5911э от 24.11.2021) <…> заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела № 011/04/9.21-713/2021 в его отсутствие. 

Административное дело № 011/04/9.21-713/2021 рассмотрено 25.11.2021 в отсутствие законного представителя ПАО «Россети Северо-Запад», потерпевшего <…>, надлежащим образом извещённых о месте и времени его рассмотрения.

На рассмотрении административного дела № 011/04/9.21-713/2021 присутствовала защитник Общества <…>, действующая на основании доверенности от 30.12.2021 № 30-20/4.

Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику Общества разъяснены.

Отводов не заявлено, заявлено ходатайство от 25.11.2021 (вх. № 5134 от 25.11.2021) о приобщении к материалам административного дела № 011/04/9.21-713/2021 писем Администрации МО МР «Сыктывдинский» от 12.04.2019 № 1127/850, Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 11.12.2020 № 78-01/224948, от 11.12.2020 № 78-01/224947, от 11.12.2021 № 78-01/224945, от 14.12.2020 № 78-01/224941. Ходатайство удовлетворено.

  Письмом от 23.11.2021 № МР2/5/016-119-11-2/1537пдн (вх. № 5090 от 23.11.2021) ПАО «Россети Северо-Запад» заявлено ходатайство о признании нарушения малозначительным, снижении размера административного штрафа ниже низшего предела.

  Защитник Общества <…> при рассмотрении настоящего дела 25.11.2021 поддержала доводы, изложенные в ходатайстве от 23.11.2021 № МР2/5/016-119-11-2/1537пдн (вх. № 5090 от 23.11.2021), а также сообщила, что поддерживает все ранее заявленные ПАО «Россети Северо-Запад» доводы.

  Определением Коми УФАС России от 25.11.2021 в удовлетворении заявленного ходатайства Обществу отказано.

  Рассмотрев материалы административного дела № 011/04/9.21-713/2021, должностное лицо Коми УФАС России установило следующее.

Из содержания статьи 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

 В соответствии с абзацами 5 и 8 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила № 861), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

Согласно пункту 2 Правил № 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

В пункте 14 Правил № 861 определена категория заявителей, обратившихся в сетевую организацию с заявкой: физическое лицо, обращается в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Согласно пункту 8 Правил № 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил № 1. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4-7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

Для категории заявителей, предусмотренных пунктом 14 Правил № 861, в заявке должны быть указаны: фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт «а»); место жительства заявителя (подпункт «б»); сведения, предусмотренные подпунктами «б», «и» и «л» пункта 9 настоящих Правил (подпункт «в»); запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя (подпункт «г»).

Согласно подпунктам «б», «и», «л» пункта 9 Правил № 861 в заявке должны быть указаны:  наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям); наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).

Исходя из пункта 15 Правил № 861 заявителю, категория которого указана в пункте 14 Правил № 861, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.

Из материалов административного дела следует, что <…> 19.08.2021 обратился в адрес филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми с заявкой на технологическое присоединение объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Сыктывкар, ул. Ручейная, кадастровый номер: 11:05:0104001:1348 (далее – Объект).

Поданная <…> заявка на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВТ включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) соответствовала требованиям пунктов 9 и 14 Правил № 861.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 17.10.2017 земельный участок с кадастровым номером: 11:05:0104001:1348 (вид разрешенного использования «Для строительства жилых домов блокированного типа») принадлежит на праве собственности Заявителю. Основанием для государственной регистрации права собственности на Объект послужил договор купли – продажи от 05.07.2021, заключенный между <…>.

На указанном земельном участке возведен индивидуальный жилой дом, что подтверждается Актом № 171 освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведения работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, утвержденным 21.01.2021 первым заместителем руководителя Администрации МО ГО «Сыктывкар».

Письмом от 23.08.2021 № МР2/5-51/156-16-2/8588 Сетевая организация отказала Заявителю в технологическом присоединении к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» по мотивам того, что Объект находится на территории коттеджной застройки, технологическое присоединение которой было произведено ранее (ТП № 1184). Владелец электрических сетей - ООО «Рост – Коми». Сетевая организация со ссылкой на пункт 8 Правил № 861 указала, что объекты электросетевого хозяйства ООО «Рост – Коми», в отличие от объектов Сетевой организации, находятся на наименьшем расстоянии до границ Объекта.

Из имеющихся материалов следует, что заявитель 19.08.2021 обращался в Управление жилищно – коммунального хозяйства Администрации МО ГО «Сыктывкар» за предоставлением информации о принадлежности объектов электросетевого хозяйства, находящихся в пределах 300 метров от границ Объекта.

Письмом от 04.09.2021 (исх. № 01/2 – 01/2334) Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО ГО «Сыктывкар» уведомило заявителя, что в непосредственной близости от границ Объекта (около 1 м.) проходит линия электропередачи 0,4 кВ от ТП № 1184, принадлежащая на праве собственности ООО «Рост – Коми».

В радиусе 300 м. (более 200 м.) от Объекта проходят линии электропередачи 0,4 кВ, в том числе ТП № 1134, находящаяся на балансе ПАО «Россети Северо – Запад».

В письме от 23.08.2021 № МР2/5-51/156-16-2/8588 ПАО «Россети Северо-Запад», в том числе рекомендовало <…> обратится в адрес ООО «Рост-Коми» для осуществления технологического присоединения Объекта заявителя к трансформаторной подстанции 1184, принадлежащей ООО «Рост-Коми».

 В письме от 08.10.2021 № МР2/5/016-119-11-2/1278пдн (вх. № 4396 от 08.10.2021) ПАО «Россети Северо-Запада» указало, что в рамках исполнения договора об осуществлении технологического присоединения коттеджного поселка к объектам электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Северо-Запада» от 04.03.2013 № 023-156/1025, заключенного между ООО «Норма» и ОАО «МРСК Северо-Запад» (в настоящее время ПАО «Россети Северо-Запад»), были осуществлены работы по строительству трансформаторной подстанции на объекте: «коттеджный поселок», расположенном по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ручейная, и по технологическому присоединению указанного объекта к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад».

ПАО «Россети Северо-Запад» была выделена максимальная мощность 151 кВт, которая была фактически зарезервирована под земельный участок, на котором в настоящее время находится Объект <…>, в выполнение технических условий уже входили мероприятия по строительству высоковольтной линии согласно схеме электроснабжения застройки; на момент технологического присоединения к электросетям ПАО «Россети Северо – Запад» опоры возле границ Объекта были установлены.

   По договору о передаче имущества в счет задолженности от 15.02.2021, заключенному между ООО «Норма» и ООО «Рост-Коми», акту приема - передачи ООО «Норма» передало ООО «Рост-Коми» в качестве зачета долга комплексную трансформаторную подстанцию с силовым трансформатором Тм-250 кВа, ВЛ-0,4 с опорами в количестве 115 штук, с монтированными на них СИП4*70-1500 м., СИП4*50-1500 м., СИП4*35-1500 м.  

Сетевая организация в обоснование своей позиции ссылается на подпункт «а» пункта 28, пункт 29 Правил № 861, которые определяют, что в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 (в том числе возможность сохранения условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций) настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.

Сетевой организацией представлена схема размещения объектов электрохозяйств ПАО «Россети Северо–Запад» относительно границ Объекта, принадлежащих ПАО «Россети Северо-Запад», ВЛ-0,4 от ТП № 1134 (260 м.).

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-713/2021 следует, что филиалом ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми 06.10.2021 принято решение об обращении в ПАО «Россети Северо-Запад» по сделке «Аренда ЭСА у ООО «Рост-Коми».

Письмом ПАО «Россети Северо-Запад» от 23.11.2021 № МР2/5/016-119-11-2/1537пдн (вх. № 5090 от 23.11.2021) Обществом представлен протокол заседания Центральной рабочей группы по консолидации электросетевых активов от 19.11.2021, согласно которому Комиссией ПАО «Россети Северо-Запада» сделка «Аренда ЭСА у ООО «Рост-Коми» признана целесообразной.

При рассмотрении административного дела № 011/04/9.21-713/2021 защитником ПАО «Россети Северо-Запад» представлены устные пояснения, согласно которым договор аренды объектов электросетевого хозяйства – ВЛ 0,4 кВ от ТП № 1184, принадлежащих ООО «Рост-Коми», будет заключен между ПАО «Россети Северо-Запад» и ООО «Рост-Коми»  до января 2022 года.  

В связи с тем, что объект «коттеджный поселок», расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ручейная, имеет технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» через ВЛ 0,4 кВ от ТП № 1184, принадлежащую ООО «Рост-Коми», резервная мощность которой, в том числе предусмотрена и для Объекта <…>, заявитель, по мнению ПАО «Россети Северо-Запад», вправе обратиться в адрес ООО «Рост-Коми» для осуществления технологического присоединения его Объекта к электрическим сетям, принадлежащим ООО «Рост-Коми».

Кроме того, в письме от 08.10.2021 № МР2/5/016-119-11-2/1278пдн (вх. № 4396 от 08.10.2021) ПАО «Россети Северо-Запад» указало, что у Общества отсутствует техническая возможность на осуществление технологического присоединения Объекта <…> к своим электрическим сетям, в связи с чем, заявителю было отказано в заключении договора на осуществление технологического присоединения.

При рассмотрении административного дела № 011/04/9.21-713/2021 защитником ПАО «Россети Северо-Запад» было заявлено, что для осуществления технологического присоединения Объекта <…> к электрическим сетям Общества сетевой организации необходимо будет осуществить строительство новых электрических сетей, для чего ПАО «Россети Северо-Запад» необходимо будет получить разрешение уполномоченного органа – Администрации МО ГО «Сыктывкар», в выдаче которого в рассматриваемом случае Сетевой организации будет отказано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Определением Коми УФАС России от 15.10.2021 № 02-06/7707 у ПАО «Россети Северо-Запад» были запрошены копии документов, подтверждающих невозможность осуществления технологического присоединения Объекта <…> к электрическим сетям Общества, а также письменная информация, поясняющая, обращалось ли ПАО «Россети Северо-Запада» в адрес Администрации МО ГО «Сыктывкар» за выдачей разрешения, необходимого для выполнения работ по строительству новых электрических сетей.

Кроме того, вышеуказанным Определением Коми УФАС России у Комитета Республики Коми по тарифам были запрошена письменная информация, поясняющая, является ли ООО «Рост-Коми» сетевой организацией, осуществляющей на территории Республики Коми передачу электрической энергии, технологическое присоединение объектов потребителей к своим электрическим сетям.

Комитетом Республики Коми по тарифам на Определение Коми УФАС России от 15.10.2021 № 02-06/7707 письмом от 21.10.2021 № 03-11-07/6511 (вх. № 4657 от 25.10.2021) была представлена письменная информация, согласно которой ООО «Рост-Коми» не является территориальной сетевой организацией в Республике Коми, тарифы на передачу электрической энергии для указанной организации органом регулирования не утверждались.

ПАО «Россети Северо-Запад» в ответ на Определение Коми УФАС России от 15.10.2021 № 02-06/7707 представило письмом от 10.11.2021 № МР2/5/016-119-11-2/7479 (вх. № 4862 от 10.11.2021) запрашиваемые копии документов и письменную информацию.

В вышеуказанном письме ПАО «Россети Северо-Запад» указывает, что <…> вправе обратиться для заключения договора о технологическом присоединении его объекта к электрическим сетям в адрес ООО «Рост-Коми», в связи с тем, что объект «коттеджный поселок», расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ручейная, технологически присоединен к электрическим сетям Общества, через ТП № 1184, принадлежащей в настоящее время ООО «Рост-Коми», резервная мощность которой предназначена, в том числе для Объекта <…> В указанном письме ПАО «Россети Северо-Запад» указывает на отсутствие у Общества возможности на осуществление технологического присоединения Объекта <…> к электрическим сетям сетевой организации.

Также в письме от 10.11.2021 № МР2/5/016-119-11-2/7479 (вх. № 4862 от 10.11.2021) ПАО «Россети Северо-Запад» указывает на то, что Общество не обращалось в адрес Администрации МО ГО «Сыктывкар» для выдачи разрешения, необходимого для выполнение работ по строительству новых электрических сетей, поскольку в теории и в рамках действующего законодательства Администрацией в выдаче такого разрешения будет отказано.

ПАО «Россети Северо-Запад» указывает, что объект: «коттеджный поселок», расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ручейная, имеет технологическое присоединение к электрическим сетям Общества через ВЛ 0,4 кВ № 1184, принадлежащей ООО «Рост-Коми» (ранее принадлежащей ООО «Норма»), в связи с чем, осуществление сетевой организацией технологического присоединения  Объекта <…> к электрическим сетям Общества будет являться повторным.

В письме от 23.11.2021 № МР2/5/016-119-11-2/1537пдн (вх. № 5090 от 23.11.2021) ПАО «Россети Северо-Запад» также указывает, что в ходе исполнения ПАО «Россети Северо-Запад» обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения коттеджного поселка к объектам электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Северо-Запада» от 04.03.2013 № 023-156/1025, заключенного между ООО «Норма» и ОАО «МРСК Северо-Запад» (в настоящее время ПАО «Россети Северо-Запад»), были осуществлены работы по строительству трансформаторной подстанции на объекте: «коттеджный поселок», расположенном по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ручейная, и по технологическому присоединению указанного объекта к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад». Объектом по технологическому присоединению явился земельный участок под № 11:05:0104001:161, который впоследствии был разделен на множество других земельных участков, в состав которого входит земельный участок <…> под № 11:05:0104001:1348. Максимальная резервная мощность по договору об осуществлении технологического присоединения коттеджного поселка к объектам электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Северо-Запада» от 04.03.2013 № 023-156/1025 составляет 151 кВт, указанная мощность предназначалась, в том числе для земельного участка <…> под № 11:05:0104001:1348. В связи с чем, по мнению ПАО «Россети Северо-Запад», осуществление технологического присоединения Объекта <…> к электрическим сетям Общества будет носить повторный характер, что нарушит принцип однократности осуществления технологического присоединения.

ПАО «Россети Северо-Запад» пояснило, что у Сетевой организации отсутствует возможность осуществления технологического присоединения Объекта <…> к электрическим сетям Общества, поскольку отсутствуют коридоры для прохождения проектируемой ВЛ либо КЛ, так как в 1 метре от границы земельного участка <…> проходит воздушная линия электропередачи 0,4 кВ ООО «Рост-Коми» с охранной зоной 2 метра в обе стороны от крайних проводов воздушных линий электропередачи. В рассматриваемом случае действия ПАО «Россети Северо-Запад» по осуществлению технологического присоединения Объекта <…> к электрическим сетям Общества приведут к нарушению требований Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков расположенных в границах таких зон».            

Кроме того, ПАО «Россети Северо-Запад» в письме от 10.11.2021 № МР2/5/016-119-11-2/7479 (вх. № 4862 от 10.11.2021) указало, что земельный участок, на котором расположен Объект <…>, является предметом исковых требований прокурора, в связи с чем, на указанный земельный участок, который может быть обращен в федеральную собственность, наложен арест. Указанное обстоятельство в соответствии с требованиями статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации является препятствием для распоряжения и пользования <…> земельным участком.

На основании пункта 8 Правил № 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил № 1. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4-7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом «б» пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.

Пунктом 8(1) Правил № 861 предусмотрено, что если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-713/2021 установлено, что объект электросетевого хозяйства, принадлежащий ПАО «Россети Северо-Запад» - ВЛ 0,4 кВ ТП № 1134, находится на расстоянии 260 метров до границ  земельного участка <…>.

В связи с чем, <…> обратился в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» с заявкой от 19.08.2021 для заключения договора на осуществление технологического присоединения.    

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

На основании пунктов 28-30 Правил № 861 для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.

Критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:

а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства;

б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя;

г) обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.

В случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.

В случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.

Доказательства того, что у ПАО «Россети Северо-Запад» отсутствует техническая возможность на осуществление технологического присоединения Объекта <…> к электрическим сетям сетевой организации в материалах административного дела № 011/04/9.21-713/2021 отсутствуют, Обществом не представлены.

Кроме того, в соответствии с требованиями Правил № 861 сетевая организация, в адрес которой обратился потребитель для осуществления технологического присоединения его объекта к электрическим сетям, обязана заключить с таким потребителем договор на осуществление технологического присоединения в независимости  от наличия или отсутствия технической возможности такого технологического присоединения.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад» обязано было направить в адрес <…> договор на осуществление технологического присоединения Объекта заявителя к электрическим сетям Общества на основании его заявки от 19.08.2021.

Относительно довода ПАО «Россети Северо-Запад», согласно которому <…> для осуществления технологического присоединения его Объекта к электрическим сетям сетевой организации нужно было обратиться в адрес ООО «Рост-Коми», которое имеет технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» через ВЛ 0,4 кВ ТП № 1184, Коми УФАС России установило следующее.

В соответствии пунктом 8 Правил № 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

На основании пункта 2 Правил № 861 под сетевой организацией понимается  организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-714/2021 не следует, что ООО «Рост-Коми» является сетевой организацией, следовательно, в силу требований пункта 8 Правил № 861 ООО «Рост-Коми» не вправе заключать договоры об осуществлении технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 8(1) Правил № 861 если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.

В связи с тем, что расстояние объекта электросетевого хозяйства,  принадлежащего ПАО «Россети Северо-Запад» - ВЛ 0,4 кВ ТП № 1134 до границ земельного участка <…> составляет 260 метров, заявитель вправе был обратиться в адрес Сетевой организации с заявкой на заключение договора об осуществлении технологического присоединения.  

Довод ПАО «Россети Северо-Запад», согласно которому строительство новых электрических сетей от объекта электросетевого хозяйства Общества – ВЛ 0,4 кВ ТП № 1134 до границы земельного участка <…> является невозможным в связи с тем, что Администрацией МО ГО «Сыктывкар» будет отказано в выдаче сетевой организации соответствующего разрешения, не находит своего подтверждения, поскольку ПАО «Россети Северо-Запад» не обращалось в адрес Администрации для получения соответствующего разрешения.

Кроме того, письма представленные защитником ПАО «Россети Северо-Запад» в материалы административного дела № 011/04/9.21-713/2021 при его рассмотрении от Администрации МО МР «Сыктывдинский» от 12.04.2019 № 1127/850, от Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 11.12.2020 № 78-01/224948, от 11.12.2020 № 78-01/224947, от 11.12.2021 № 78-01/224945, от 14.12.2020 № 78-01/224941, не могут быть приняты Коми УФАС России во внимание, поскольку указанные письма содержат отказ в выдаче разрешений на использование земельных участков для размещения иных объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к предмету настоящего административного дела.   

 Относительно довода ПАО «Россети Северо-Запад», согласно которому на земельный участок <…> наложен арест и заявитель не вправе им пользоваться и  распоряжаться, Коми УФАС России установило следующее.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-713/2021 следует, что выводы ПАО «Россети Северо-Запад» относительно ареста земельного участка <…> основаны, в том числе на Решении Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29.07.2020 по делу № 2-255/2021, Приговоре Сыктывкарского городского суда от 12.04.2019 по делу № 1-238/2019.

Определением Коми УФАС России от 15.10.2021 № 02-06/7707 у Сыктывкарского городского суда Республики Коми была запрошена копия Приговора от 12.04.2019 № 1-238/2019.

Письмом от 25.10.2021 № 1-238-2019 (вх. № 4718 от 29.10.2021) Сыктывкарским городским судом Республики Коми была представлена копия Приговора от 12.04.2019 № 1-238/2019.

Согласно вышеуказанному Приговору Сыктывкарского городского суда Республики Коми на имущество фигурантов уголовного дела по исковым требованиям прокуратуры г. Сыктывкара, судом был сохранен наложенный арест на недвижимое имущество указанных фигурантов уголовного дела, в том числе на земельные участки.

Вместе с тем из Приговора Сыктывкарского суда Республики Коми от 12.04.2019 № 1-238/2019 не следует, что на земельный участок № 11:05:0104001:1348, принадлежащий <…>, наложен арест.

Кроме того, <…> в материалы административного дела № 011/04/9.21-713/2021 письмом от 16.11.2021 (вх. № 5883э от 23.11.2021) представлена копия Постановления Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05.09.2019 по делу № 1-238/2019, согласно которому с земельного участка № 11:05:0104001:1348 05.09.2019 снят арест.

Относительно довода ПАО «Россети Северо-Запад», согласно которому технологическое присоединение Объекта <…> к электрическим сетям Общества будет являться повторным, поскольку объект: «коттеджный поселок», расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ручейная, имеет технологическое присоединение к электрическим сетям Общества через ВЛ 0,4 кВ ТП № 1184, принадлежащей ООО «Рост-Коми» (ранее принадлежащей ООО «Норма»), Коми УФАС России установило следующее.

 На основании части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Материалами административного дела № 011/04/9.21-713/2021 установлено, что объект: «коттеджный поселок», расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ручейная, технологически присоединен к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» через ВЛ 0,4 кВ ТП № 1184, которая принадлежит ООО «Рост-Коми» (ранее принадлежащая ООО «Норма»).

Максимальная мощность, выделенная ПАО «Россети Северо-Запад» в размере 151 кВт под ТП № 1184, предназначалась и для иных земельных участков, расположенных на объекте: «коттеджный поселок» - Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ручейная, в том числе для земельного участка, на котором расположен Объект <…>.

Вместе с тем из имеющихся материалов административного дела № 011/04/9.21-713/2021 установлено, что Объект <…> не имеет технологического присоединения к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад», в том числе через ВЛ 0,4 кВ ТП № 1184, принадлежащей ООО «Рост-Коми».

Кроме того, в Приговоре Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12.04.2019 по делу № 1-238/2019 указано, что ООО «Норма» в рамках исполнения своих обязательств по строительству объекта: «коттеджный поселок», расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ручейная, не осуществило действий по обустройству земельных участков (в состав которого входит земельный участок, принадлежащий <…>) посредством строительства (создания) инженерной инфраструктуры, в том числе в сфере электроэнергетики.

Также в материалы административного дела № 011/04/9.21-713/2021 представлен договор купли-продажи от 03.10.2017, заключенный между <…>, предметом которого явилось приобретение земельного участка под № 11:05:0104001:1348. Из указанного договора не следует, что приобретенный <…> земельный участок под № 11:05:0104001:1348 имеет технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации.

Кроме того, необходимо отметить, что ранее <…> направлял в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» заявку от 26.04.2020 физического лица на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности). Объектом технологического присоединения явился объект, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ручейная, кадастровый номер № 11:05:0104001:1348 (в настоящем постановлении оценивается отказ ПАО «Россети Северо-Запад» в заключении договора об осуществлении технологического присоединения по заявке <…> от 19.08.2021  на тот же Объект).

По результатам рассмотрения вышеуказанной заявки ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 07.05.2020 № МР/2/5-51/227-11-3/3296 отказало по <…> в заключении договора на осуществление технологического присоединении, в связи с тем, что Объект <…> находится на территории коттеджной застройки, технологическое присоединение которой было произведено ранее (ТП № 1184). Владелец электрических сетей - ООО «Рост – Коми». Сетевая организация со ссылкой на пункт 8 Правил № 861 указала, что объекты электросетевого хозяйства ООО «Рост – Коми», в отличие от объектов Сетевой организации, находятся на наименьшем расстоянии до границ Объекта. Указанные обстоятельства также явились основанием для отказа ПАО «Россети Северо-Запад» в заключении договора на осуществление технологического присоединения на основании заявки <…> от 19.08.2021.

Следовательно, обстоятельства отказа ПАО «Россети Северо-Запад» в заключении договора об осуществлении технологического присоединения Объекта <…> к электрическим сетям Общества на основании заявок от 26.04.2020, от 19.08.2021 являются идентичными.  

В связи с отказом ПАО «Россети Северо-Запад» в заключении договора на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям Общества на основании заявки от 26.04.2020, <…> обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с исковыми требованиями, в соответствии с которыми заявитель  просил суд обязать ПАО «Россети Северо-Запад» осуществить технологическое присоединение его Объекта к электрическим сетям Сетевой организации.

По результатам рассмотрения исковых требований <…> к ПАО «Россети Северо-Запад» Сыктывкарским городским судом Республики Коми было вынесено Решение от 09.06.2021 по делу № 2-3584/2021, согласно которому ПАО «Россети Северо-Запад» неправомерно отказало <…> в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Общества на основании заявки от 26.04.2020. Сыктывкарский городской суд Республики Коми обязал ПАО «Россети Северо-Запад» осуществить технологическое присоединение Объекта <…> к электрическим сетям Общества. Решением Верховного суда Республики Коми от 15.11.2021 по делу №  33-5913/2021 Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09.06.2021 по делу № 2-3584/2021 оставлено без изменений.

Кроме того, Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09.06.2021 по делу № 2-3584/2021 отклонен довод ПАО «Россети Северо-Запад» об однократном осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации Объекта <…>, в связи с непредоставлением Обществом доказательств, подтверждающих такое технологическое присоединение.

Следовательно, отказ ПАО «Россети Северо-Запад» в заключении договора об осуществлении технологического присоединения на основании заявки <…> от 26.04.2020 признан Сыктывкарским городским судом Республики Коми, Верховным судом Республики Коми незаконным.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-713/2021 также не установлено, что Объект <…> имеет технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад». Доказательств обратного в материалы административного дела № 011/04/9.21-713/2021 не представлено.

Таким образом, довод ПАО «Россети Северо-Запад» согласно которому осуществление технологического присоединения Объекта <…> к электрическим сетям Сетевой организации будет являться повторным, что приведет к нарушению принципа однократности осуществления технологического присоединения к электрическим сетям Сетевой организации, не находит своего подтверждения.

Довод ПАО «Россети Северо-Запад», согласно которому у сетевой организации отсутствует техническая возможность осуществления технологического присоединения Объекта <…> к электрическим сетям Общества и такое присоединение приведет к нарушению требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Коми УФАС России установило, что пунктом 3 Правил № 861 предусмотрено, что независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, сетевая организация обязана заключить договор с лицом, которое обратилось в адрес сетевой организации с заявкой на осуществление технологического присоединения. В связи с чем, указанный довод ПАО «Россети Северо-Запад» не находит своего подтверждения. 

Таким образом, действия ПАО «Россети Северо-Запад» в части отказа в заключении договора об осуществлении  технологического присоединения Объекта <…> к электрическим сетям Общества на основании его заявки от 19.08.2021 противоречат требованиям пунктов 3, 6 Правил № 861.

           В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Ранее ПАО «Россети Северо-Запад» (на дату привлечения к ответственности – ПАО «МРСК Северо-Запада») привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ постановлением Коми УФАС России от 05.11.2020 № 02-06/8887, которое было оставлено в силе решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.01.2021 и постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 по делу № А29-13892/2020. Таким образом, постановление Коми УФАС России от 05.11.2020 № 02-06/8887 вступило в силу 21.04.2021. ПАО «Россети Северо-Запад» исполнило постановление 27.04.2021.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В связи с чем, по состоянию на 23.08.2021 (дата письма Общества, которым заявителю было отказано в заключении договора об осуществлении технологического присоединения) ПАО «Россети Северо-Запад» считалось подвергнутым административному наказанию по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад» допустило нарушение ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Место совершения правонарушения – г. Сыктывкар, Республика Коми. 

Время совершения правонарушения –  23.08.2021.

  В соответствии с ч. 6 ст. 4.5. КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение за нарушение законодательства об электроэнергетике составляет один год со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, не истек.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-713/2021 не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ПАО «МРСК Северо-Запада» требований Правил, так и свидетельствующих о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению требований Правил.

           Таким образом, вина ПАО «МРСК Северо-Запада» в совершении административного правонарушения, административная ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, является установленной.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

  Должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность ПАО «Россети Северо-Запад», - оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ПАО «Россети Северо-Запад», предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном  правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения административного дела не  установлено. 

           Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

  В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

Из положений п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

  Письмом от 23.11.2021 № МР2/5/016-119-11-2/1537пдн (вх. № 5090 от 23.11.2021) ПАО «Россети Северо-Запад» просило признать рассматриваемое нарушение малозначительным.

  Общество указало, что в рамках рассматриваемого дела необходимо учитывать:

  - наличие в 1 м. возле границ по периметру земельного участка подключенной опоры ООО «Рост-Коми»;

- отсутствие прямых доказательств причинения какого-либо ущерба;

- все собственники земельных участков, расположенных в границах ранее выделенного земельного участка собственнику сетей ООО «Рост-Коми», технологически присоединены к сетям ООО «Рост-Коми»;

- ранее понесенные Обществом затраты на выполнение договора об осуществлении ТП в 2013 году, которые будут понесены повторно, в случае обязания Общества заключить договор с заявителем, необходимость строительства линии электропередач по индивидуальному проекту;

- отсутствие угрозы общественным отношениям на примере соблюдения порядка присоединения соседних участков (к сетям ООО «Рост-Коми»).

   Рассмотрев указанные доводы, должностное лицо Коми УФАС России установило следующее.

Как указывалось выше (стр. 10-11 постановления), ООО «Рост-Коми» не является сетевой организацией, в связи с чем, в силу требований пункта 8 Правил № 861 ООО «Рост-Коми» не вправе заключать договоры об осуществлении технологического присоединения.

Отсутствие доказательств причинения какого-либо ущерба <…> действиями ПАО «Россети Северо-Запад» в рассматриваемом случае не может являться основанием для признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным, поскольку в рассматриваемом случае Сетевая организация своими действиями нарушила права и законные интересы заявителя, обратившегося в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» с заявкой на заключение договора об осуществлении технологического присоединения, тем самым не исполнив обязательства, предусмотренные Правилами № 861.        

Наличие технологического присоединения иных собственников земельных участков к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» через объекты электросетевого хозяйства,  принадлежащие ООО «Рост Коми», а также отсутствие угрозы общественным отношениям на примере соблюдения порядка присоединения соседних участков (к сетям ООО «Рост-Коми»), в рассматриваемом случае не может являться основанием для признания рассматриваемого правонарушения малозначительным, поскольку в настоящем административном деле рассматриваются правоотношения ПАО «Россети Северо-Запад» и <…>, а не иных собственников земельных участков. Вменяемое нарушение ПАО «Россети Северо-Запад» касается исключительно прав и законных интересов <…>.

  Несение ПАО «Россети Северо-Запад» дополнительных материальных затрат, направленных на технологическое присоединение Объекта заявителя, тогда как ранее Общество в рамках исполнения договора об осуществлении технологического присоединения коттеджного поселка к объектам электросетевого хозяйства Сетевой организации от 04.03.2013 № 023-156/1025  осуществило технологическое присоединение земельного участка № 11:05:0104001:161, в состав которого входит земельный участок <…> под № 11:05:0104001:1348, необходимость строительства линии электропередач по индивидуальному проекту, не может служить обстоятельством для признания рассматриваемого правонарушения малозначительным, поскольку основным направлением деятельности Общества является оказание услуг по осуществлению технологического присоединения потребителей к своим электрическим сетям, и поскольку ПАО «Россети Северо-Запад» является хозяйствующим субъектом, основной целью деятельности которого является извлечение прибыли, Общество берет на себя все риски, связанные с ведением предпринимательской деятельности. Кроме того, сетевым организациям осуществляется компенсация выпадающих доходов, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям.

Должностное лицо, оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, не находит исключительности в характере совершенного ПАО «Россети Северо-Запад» административного правонарушения. Доказательств наличия в рассматриваемом случае исключительных обстоятельств ПАО «Россети Северо-Запад» в материалы административного дела не представлено. Правонарушение совершено в сфере электроснабжения, что представляет собой существенную опасность для охраняемых законом общественных отношений. В таких условиях совершенное ПАО «Россети Северо-Запад» правонарушение не может квалифицироваться должностным лицом в качестве малозначительного.

   Также в письме от 23.11.2021 № МР2/5/016-119-11-2/1537пдн (вх. № 5090 от 23.11.2021) ПАО «Россети Северо-Запад» указало, что имеются основания для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела.

 В соответствии ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

   ПАО «Россети Северо-Запад» указало, что при назначении наказания должен быть учтён характер совершенного административного правонарушения, соблюдены принципы соразмерности и справедливости наказания. В рассматриваемом случае отсутствует угроза общественным отношениям и негативные последствия, Общество осуществляет регулируемую деятельность по технологическому присоединению, а также исполняет публичные договоры об оказании услуг по передаче электрической энергии.

   Приведенные Обществом доводы не свидетельствуют о возможности снижения административного штрафа, поскольку из имеющихся материалов не следует, что ПАО «Россети Северо-Запад» принимало меры по недопущению, предотвращению нарушения. Общество в соответствии с требованиями Правил № 861 не заключило договор об осуществлении технологического присоединения, что свидетельствует о пренебрежительном отношении сетевой организации к возложенным на нее обязанностям как на субъекта естественной монополии.

Таким образом, отсутствуют основания для применения в рассматриваемом случае в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» положений  ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ о снижении размера административного штрафа ниже низшего предела.

С учётом вышеизложенного, административный штраф, подлежащий применению в отношении ПАО «Россети Северо-Запад», в рассматриваемом случае составит 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

            Штрафная санкция, назначенная ПАО «Россети Северо-Запад» Коми УФАС России, соразмерна правонарушению, имущественное и финансовое положение Общества не тяжёлое, позволяет выплатить назначенный штраф, а само наказание, в то же время, имеет существенный предупреждающий эффект и способствует предотвращению совершения новых аналогичных правонарушений.

            На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного ПАО «Россети Северо-Запад» административного правонарушения, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, с учетом финансового и имущественного положения ПАО «Россети Северо-Запада», подтвержденного копиями отчета о финансовых результатах организации за 2020 год, бухгалтерского баланса за 2020 год, информацией об остатках денежных средств на расчетных счетах Общества по состоянию за истекший период 2021 года, в соответствии со статьями 4.1, 4.2, ч. 1, ч. 2 ст. 9.21, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,  

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать ПАО «Россети Северо-Запад» (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Назначить ПАО «Россети Северо-Запад» (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751) административное наказание в виде административного штрафа в размере 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

 

Реквизиты для уплаты штрафа:

Отделение-НБ Республики Коми БАНКА РОССИИ/УФК по Республике Коми г. Сыктывкар

БИК

048702001

 

Сч. №

 

 

Банк получателя

 

ИНН  1101481197

КПП  110101001

Сч. №

40101810000000010004

 

УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (КОМИ УФАС РОССИИ)

 

Вид оп.

01

Срок плат.

 

 

Наз. пл.

 

Очер. плат.

3

 

Получатель

Код

 

Рез. поле

 

 

 

16111601091010021140

87701000

0

0

0

0

0

 

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ  ПО ДЕЛУ № 011/04/9.21-713/2021 СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ОТ 25.11.2021         

 
                 

 

  

Согласно части 5 статьи 32.2. КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 30.2, 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

 1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

 2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

 

Заместитель руководителя управления –

начальник отдела контроля рекламы и

недобросовестной конкуренции                                                                               <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны