Решение (комиссия) №ОД/7612/23 Решение от 11 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Решение


 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой проверке № 011/06/99-1039/2023

 

08 декабря 2023 года                                                                                                      № РНП-11-236

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 в составе: <......> (далее – Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» Министерства труда и социальной зашиты Российской Федерации (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России), поданное посредством единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС), от 01.12.2023 № 030710001450000001 (вх. от 01.12.2023 № 8719/23) о рассмотрении вопроса о включении сведений об индивидуальном предпринимателе <......> (далее – ИП <......>, участник закупки, победитель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением ИП <......> от заключения контракта по результатам закупки осуществленной путем запроса котировок в электронной форме «Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров», извещение № 0307100014523000027 (далее – закупка, электронный запрос котировок, обращение),

в отсутствии сторон,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России представлено обращение о включении сведений об ИП <......> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением ИП <......> от заключения контракта по результатам осуществления закупки.

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России, ИП <......>, акционерное общество «Сбербанк-АСТ» (далее – оператор электронной площадки) надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

ФКУ «ГБ МСЭ России по Республике Коми» Минтруда России письмом от 05.12.2023 № 07-21/4230 (вх. от 06.12.2023 № 8851/23) представлены дополнительные пояснения и копии документов; письмом от 05.12.2023 № 07-21/4231 (вх. от 06.12.2023 № 8850/23) заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие представителя ФКУ «ГБ МСЭ России по Республике Коми».

ИП <......>. письмом от 05.12.2023 (вх. от 06.12.2023 № 8839-ЭП/23) представлены письменные пояснения относительно уклонения участника закупки от заключения контракта и копии документов, заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие индивидуального предпринимателя ввиду исполнения действующих контрактов.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил, пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком закупки явилось ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России.

Объект закупки – «проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров».

Начальная (максимальная) цена контракта – 36 668,00 руб.

Извещение о проведении электронного запроса котировок размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) – 21.11.2023.

Источник финансирования закупки – средства федерального бюджета.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 28.11.2023 14:00.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 29.11.2023.

2. Согласно части 1 статьи 50 Закон о контрактной системе, электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом «а» пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.

Пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:

1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:

а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;

б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);

2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:

а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;

б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;

3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:

1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;

2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;

3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом «б» пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.

В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.

Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:

1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;

2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:

а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;

б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.

Согласно части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:

1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;

3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.

Частями 1, 2, 3, 5, 6 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, проекте контракта требование обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупок путем проведения электронного запроса котировок.

Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

В случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Извещением о проведении запроса котировок в электронной форме для закупки № 0307100014523000027, пунктом 7.1 проекта контракта обеспечение исполнения контракта не установлено.

3. Согласно части 9 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).

По протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0307100014523000027 от 29.11.2023 на участие в закупке были поданы две заявки, обе заявки были признаны комиссией ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.

По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем запроса котировок признан участник закупки с идентификационным номером заявки – 126, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, с предложением о цене контракта – 100,00 руб.

Согласно сведениям с ЕИС и сведениям, представленным оператором электронной площадки, направление проекта контракта участнику заказчик осуществил 29.11.2023, следовательно, обязанность по направлению проекта контракта заказчик исполнил в полном объеме в соответствии с Законом о контрактной системе.

С учетом положений части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, регламентированный срок для подписания проекта контракта участником закупки – 30.11.2023.

ИП <......> соответствующая обязанность в регламентированный срок не исполнена, контракт не подписан.

Следовательно, с учетом положений пункта 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, не исполнивший требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, считается уклонившимся от заключения контракта.

Факт уклонения участника закупки от заключения контракта зафиксирован заказчиком в протоколе от 01.12.2023, который размещен в ЕИС 01.12.2023 за № ППУ20_1, т.е. с учетом требований подпункта «а» пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.

Таким образом, нарушений заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта; а также к определению участник закупки лицом, с которым заключается контракт, Комиссией Коми УФАС России не выявлено.

3.1. Исходя из письменных пояснений ИП <......>, направленных в Коми УФАС России письмом от 05.12.2023 (вх. от 06.12.2023 № 8839-ЭП/23), причиной неосуществления обязанности по подписанию проекта контракта обусловлено «задвоением» сертификатов усиленной квалифицированной электронной подписи на электронной площадке «Сбербанк-АСТ».

Как пояснено индивидуальным предпринимателем, при попытке войти на электронную площадку «Сбербанк-АСТ» и в ЕИС для подписания проекта контракта высвечивались два действующих сертификата (новый, полученный 20.11.2023) и старый (действие которого заканчивалось 01.12.2023).

Оба сертификата не давали индивидуальному предпринимателю авторизоваться в ЕИС и на электронной площадке.

30.11.2023 (в регламентированный срок для подписания контракта) ИП <......> неоднократно предпринимались попытки для авторизации на портале закупок.

Между тем, обращение в техническую поддержку ЕИС индивидуальным предпринимателем официально не оформлялось, вопросы по техническому сбою учетной записи решались в устной форме, по телефону.

Однако, согласно требованиям статьи 50 Закона о контрактной системе для подписания проекта контракта у участника закупки имеется один рабочий день.

Между тем, индивидуальным предпринимателем не осуществлено подписание проекта контракта 30.11.2023.

В связи с чем, после восстановления рабочего места ИП <......> в адрес ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России было направлено письмо о причинах неподписаия проекта контракта, об отсутствии намерений уклониться от заключения контракта. В подтверждение своей готовности к заключению и исполнению контракта участником закупки направлен подписанный проект контракта на бумажном носителе.

Согласно материалам обращения, возможность подтверждения добросовестности в качестве обеспечения исполнения контракта в денежной форме – отсутствовала, так как извещение о проведении электронного запроса котировок для закупки № 0307100014523000027 содержит положение о не установлении обеспечения исполнения контракта.

ИП <......> в письме от 05.12.2023 (вх. от 06.12.2023 № 8839-ЭП/23) пояснено, что участник закупки имеет положительный опыт работ по предмету рассматриваемой закупки, а также не планировал уклоняться от подписания контракта и готов исполнить обязательства по нему добросовестно и в полном объеме.

Участником закупки в материалы обращения в качестве доказательства добросовестности представлены реестр исполненных и действующих контрактов за последние 3 года, согласно которым претензий к работе индивидуального предпринимателя со стороны заказчиков не возникало, штрафные санкции не выставлялись.

Кроме того, следует отметить следующее.

Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № ИЭ9965-23-73477928 основным видом деятельности индивидуального предпринимателя является деятельность в области здравоохранения, что в полной мере соответствует предмету закупки.

Согласно требованиям пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Требование о наличии лицензии в виде выписки из реестра лицензий было установлено заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме для закупки № 0307100014523000027.

Так, в составе заявки на участие в закупке ИП <......> была приложена выписка из реестра лицензий от 09.10.2022 с регистрационным номером № Л041-01176-11/00356991, выданная Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения на лицензируемый вид деятельности: медицинская деятельность (при проведении медицинских осмотров организуются и выполняются следующие работы (услуги) по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым).

Принимая во внимание, что предметом контракта предусмотрено проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, индивидуальный предприниматель обеспечивает медицинские осмотры самостоятельно на основании соответствующих документов, которые были представлены ИП <......> также в составе заявки на участие в закупке.

Таким образом, до признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта ИП <......> обладала ресурсами, необходимыми для исполнения контракта в случае его заключения.

Указанные выше обстоятельства, являются неоспоримым доказательством отсутствия умысла, направленного на незаключение контракта, при том условии, что ИП <......> фактически готово исполнить его.

Из вышеуказанного следует, что ИП <......> в срок до признания ее в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П и от 21 ноября 2002 года № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.

Частью 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Согласно части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Исходя из подпункта «б» пункта 14 раздела III Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

В данном случае, уклонение от заключения контракта со стороны ИП <......> обусловлено технической ошибкой в работе ЕИС и электронной площадки, вызванной «задвоением» сертификатов усиленной электронной цифровой подписи.

Несмотря на вышеуказанное обстоятельство ИП <......> осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, в том числе, ИП <......> обладает всеми необходимыми ресурсами для оказания медицинских услуг в части предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.

Данные действия расцениваются Комиссией Коми УФАС России как свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, что является основанием для отказа участника закупки во включении реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Кроме того, ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России заявлено об отсутствии негативных последствий в результате бездействия ИП <......>, выраженного в неподписании проекта контракта в установленный законом срок.

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Коми УФАС России считает, что признаки недобросовестного поведения, уклонения от заключения контракта в действиях ИП <......> отсутствуют.

Таким образом, из имеющихся в материалах обращения документов, не усматривается наличие прямого умысла ИП <......>, направленного на незаключение контракта.

Нарушение победителем своих обязательств по подписанию контракта при отсутствии у него намерения уклониться от его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.

Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица, в связи с чем, Комиссия Коми УФАС России не находит достаточных оснований для включения ИП <......>в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Таким образом, бесспорных доказательств, подтверждающих намеренное уклонение участника электронного запроса котировок – ИП <......> от заключения контракта, в материалах обращения не имеется.

Следовательно, сведения в отношении ИП <......> не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, подпунктом «б» пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Отказать ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России во включении сведений об индивидуальном предпринимателе <......> (ИНН: <......>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением ИП <......> от заключения контракта по результатам закупки осуществленной путем проведения запроса котировок в электронной форме «Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров», извещение № 0307100014523000027.

2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта; а также к определению участник закупки лицом, с которым заключается контракт, Комиссией Коми УФАС России не выявлено.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

<......>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<......>

 

 

 

 

 

 

 

<......>

 

 

 

 

 

 

2023-5446

 

 

Связанные организации

АО "Сбербанк-АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
ИНН 1101486290, ОГРН 1041100439379