Решение (комиссия) №ОД/4481/23 Решение № РНП-11-121 от 11.07.2023 от 14 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы
по Республике Коми

 

Управление жилищно-коммунального хозяйства
администрации муниципального

образования городского округа «Сыктывкар»

(через Единую информационную систему)

Общество с ограниченной ответственностью
«Элемент»
 (через Единую информационную систему)

 

 

РЕШЕНИЕ
внеплановая проверка № 011/06/99-561/2023

         

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 в составе: <……> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – УЖКХ АМОГО «Сыктывкар», заказчик) от 04.07.2023 № 010730000400000006 (вх. № 4095/23 от 04.07.2023) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью «Элемент» (далее – ООО «Элемент») в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта № 27-23 от 15.04.2023 на выполнение работ по благоустройству городского сквера в районе здания ул. Корабельная, 1/25 г. Сыктывкара в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда», заключенного с ООО «Элемент» по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Выполнение работ по благоустройству городского сквера в районе здания ул. Корабельная, 1/25 г. Сыктывкара в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда»», извещение № 0307300005223000167,


УСТАНОВИЛА:

         Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

УЖКХ АМОГО «Сыктывкар» в Коми УФАС России представлено обращение о включении информации об ООО «Элемент» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта № 27-23 от 15.04.2023 на выполнение работ по благоустройству городского сквера в районе здания ул. Корабельная, 1/25 г. Сыктывкара в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» (далее - обращение).

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

УЖКХ АМОГО «Сыктывкар», ООО «Элемент» надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

УЖКХ АМОГО «Сыктывкар» в адрес Коми УФАС России представлено ходатайство от 06.07.2023 № 01-04/2664 (вх. № 4229/23 от 10.07.2023) о рассмотрении обращения в отсутствие представителя управления.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.

  1. 23.03.2023 уполномоченным органом – Департаментом финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307300005223000167, с содержащимися при нем электронными документами.

Наименование объекта закупки – «Выполнение работ по благоустройству городского сквера в районе здания ул. Корабельная, 1/25 г. Сыктывкара в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда».

Начальная (максимальная) цена контракта – 14 084 720,00 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 31.03.2023 08:00.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 31.03.2023.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) –04.04.2023.

1.1. По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.04.2023, между УЖКХ АМОГО «Сыктывкар» и победителем закупки – ООО «Элемент» (далее - Подрядчик), снизившим начальную (максимальную) цену контракта на 16,5%, 15.04.2023 заключен муниципальный контракт № 27-23 на выполнение работ по благоустройству городского сквера в районе здания ул. Корабельная, 1/25 г. Сыктывкара в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» (реестровый номер контракта: 31101487551 23 000041) (далее – контракт № 27-23 от 15.04.2023, Контракт).

В пунктах 1.1 – 1.2 Контракта определено, что предметом настоящего контракта является выполнение работ по благоустройству городского сквера в районе здания ул. Корабельная, 1/25 г. Сыктывкара в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда», (далее – работы) в соответствии с техническим заданием (Приложение №1). Муниципальный заказчик берет на себя обязательства принять работы, выполненные в срок и с надлежащим качеством, а также оплатить их в соответствии с условиями контракта.

Объем работ и требования к качеству определяется техническим заданием (Приложение №1), сводным сметным расчетом, локальными сметами (Приложение №2).

Цена настоящего контракта, согласно пункту 2.1, составила 11 760 741 (одиннадцать миллионов семьсот шестьдесят тысяч семьсот сорок один) рубль 20 копеек, НДС не облагается. Цена контракта включает в себя затраты, связанные с его исполнением, в том числе страхование, уплату всех налогов, сборов и других обязательных платежей.

В силу пункта 2.3 Контракта авансирование предусмотрено в размере 30% от цены контракта и осуществляется в течение 7 (семи) рабочих дней с даты предоставления Подрядчиком счета (счет-фактуры), сформированного в единой информационной системе не ранее 05 апреля 2023 года.

В пунктах 4.1, 4.2 Контракта определено:

«Начало выполнения работ – с 10 мая 2023 года.

Окончание выполнения работ – по 31 июля 2023 года (включительно).

Подрядчик должен полностью окончить работы и передать их результат Муниципальному заказчику в порядке, предусмотренном разделом 6 настоящего контракта».

В соответствии с пунктами 10.3-10.7 Контракта настоящий контракт может быть расторгнут:

- по соглашению сторон;

- по решению суда;

- в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, в том числе в связи с односторонним отказом Муниципального заказчика от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

10.4. Муниципальный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:

10.4.1. При существенном нарушении условий контракта Подрядчиком;

10.4.2. В случае просрочки выполнения Подрядчиком работ более чем на 14 дней;

10.4.3. Наличия более двух претензий по качеству выполненных работ;

10.4.4. В случае проведения процедуры ликвидации Подрядчика - юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании Подрядчика банкротом и об открытии конкурсного производства;

10.4.5. В случае установления факта приостановления деятельности Подрядчика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

10.4.6. В иных случаях, предусмотренных действующим законодательством;

10.5. Муниципальный заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что:

а) Подрядчик перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ);

б) при определении Подрядчика Подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика.

10.6. Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

10.7. Расторжение контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

2. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

3. Как следует из материалов обращения, заказчиком – УЖКХ АМОГО «Сыктывкар» 21.06.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 27-23 от 15.04.2023.

Причиной принятия Заказчиком такого решения послужило следующее.

В соответствии с условиями контракта № 27-23 от 15.04.2023 ООО «Элемент» приняло на себя обязательства по выполнению работ по благоустройству городского сквера в районе здания ул. Корабельная, 1/25 г. Сыктывкара в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» в срок с 10.05.2023 по 31.07.2023 (включительно).

Однако по состоянию на 21.06.2023 Подрядчик к работам так и не приступил.

Согласно пункту 5.3.3 Контракта Подрядчик обязан приступить к исполнению контракта и завершить работу в сроки, установленные настоящим контрактом.

В соответствии с пунктом 5.2.5 Контракта муниципальный заказчик имеет право отказаться от исполнения контракта в случае, если Подрядчик своевременно не приступает к выполнению работ или выполняет работы настолько медленно, что их окончание к сроку становится явно невозможным, и потребовать возмещения убытков.

УЖКХ АМОГО «Сыктывкар» в письме от 06.07.2023 № 01-04/2665 (вх. № 4225-эп/23 от 10.07.2023), представленном в Коми УФАС России, пояснено, что в адрес ООО «Элемент» со стороны Заказчика были направлены письма от 17.05.2023 № 01-04/1807, от 15.06.2023 № 01-04/2211, в которых Заказчик требовал предоставить график выполнения работ, а также предоставить достоверную информацию о ходе исполнения контракта.

Однако указанные выше письма оставлены Подрядчиком без ответа.

Также отмечено, о выплате Подрядчику аванса в размере 3 528 222,36 руб., что составляет 30% от цены контракта (платежное поручение № 151788 от 05.05.2023).

Таким образом, руководствуясь статьей 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктом 10 Контракта, полагая, что своевременное окончание работ явно невозможно, УЖКХ АМОГО «Сыктывкар» 21.06.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 27-23 от 15.04.2023.

4. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 27-23 от 15.04.2023, оформленное письмом от 21.06.2023 № 01-04/2343, УЖКХ АМОГО «Сыктывкар» размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 21.06.2023.

Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

В ходе обзора официального сайта единой информационной системе установлено, что датой поступления подрядчику указанного выше решения является дата – 21.06.2023.

Согласно пункту 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, датой надлежащего уведомления ООО «Элемент» об одностороннем отказе от исполнения контракта следует считать дату – 21.06.2023.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Муниципальный контракт № 27-23 от 15.04.2023 расторгнут УЖКХ АМОГО «Сыктывкар» 03.07.2023.

4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.

Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном умышленном нарушении сроков поставки товара (выполнения работ оказания услуг), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

В силу подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 15 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Изучив представленные материалы, Комиссия Коми УФАС России усматривает в действиях ООО «Элемент» факт недобросовестности в части исполнения, взятых на себя обязательств по контракту № 27-23 от 15.04.2023.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии с пунктом 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В силу пункта 2 статьи 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Пунктом 3 статьи 401 ГК РФ определено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исходя из пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Следовательно, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник закупки как субъект предпринимательской деятельности обязан учесть специфику заключения и исполнения государственного (муниципального) контракта, предусмотренную Законом о контрактной системе, и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с абз. 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Из имеющихся в материалах обращения документов не следует, что ООО «Элемент» были предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по контракту № 27-23 от 15.04.2023.

В ходе подготовки к заседанию Комиссии Коми УФАС России в адрес ООО «Элемент» антимонопольным органом посредством электронной почты направлен запрос № ОД/4275/23 от 05.07.2023 о предоставлении письменных пояснений с указанием причин нарушения условий контракта № 27-23 от 15.04.2023, которые привели к одностороннему отказу заказчика от исполнения такого контракта.

Однако указанный выше запрос ООО «Элемент» оставлен без внимания, информация не представлена.

Таким образом, ООО «Элемент» не представлено доказательств, подтверждающих, что надлежащее исполнение контракта оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Из материалов обращения не следует, что ООО «Элемент» предпринимались какие-либо попытки в урегулировании сложившейся ситуации после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, при том, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, подрядчику предоставлено право на устранение в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия указанного решения.

Из письменных пояснений УЖКХ АМОГО «Сыктывкар» следует, что негативные последствия, в том числе ущерб в результате бездействия ООО «Элемент» в виде ненадлежащего исполнения условий муниципального контракта № 27-23 от 15.04.2023, выражены в виде срыва реализации национального проекта «Жилье и городская среда», а также перечисления обществу аванса в размере 3 528 222,36 руб.

Из вышеизложенного следует, что ООО «Элемент» допущено виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит ответственности в виде включения информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, перечисленных в пункте 15 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно отсутствие со стороны заказчика нарушений к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, наличие фактов существенного нарушения ООО «Элемент» условий контракта, отсутствие со стороны ООО «Элемент» доказательств, подтверждающих принятие мер для надлежащего исполнения условий такого контракта в установленный срок и в полном объеме, а также доказательств, свидетельствующих о том, что надлежащее исполнение условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Включить представленную УЖКХ АМОГО «Сыктывкар» информацию в отношении ООО «Элемент» (ИНН: 9715222921; юридический адрес: 123557, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Пресненский, пер. Электрический, д. 3/10, стр. 1, помещ. 1Н/6; генеральный директор: Вишняков Владимир Валерьевич, ИНН: 752502784755) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта № 27-23 от 15.04.2023 на выполнение работ по благоустройству городского сквера в районе здания ул. Корабельная, 1/25 г. Сыктывкара в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда», заключенного с ООО «Элемент» по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Выполнение работ по благоустройству городского сквера в районе здания ул. Корабельная, 1/25 г. Сыктывкара в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда»», извещение № 0307300005223000167, сроком на два года.
  2. Датой включения информации в отношении ООО «Элемент» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.
  3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – УЖКХ АМОГО «Сыктывкар» нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, не установлено.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии                                                                                                                    <……>


Члены комиссии                                                                                                                                 <……>

                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                            <……..>

Связанные организации

ООО "Элемент"
ИНН 9715222921, ОГРН 1157746955959
Управление ЖКХ АМО ГО "Сыктывкар"
ИНН 1101487551, ОГРН 1061101039977