Постановление №02-06/3267 Ранее объект был технологически присоединен к электрическим ... от 21 апреля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                 о прекращении производства по делу № 011/04/9.21-159/2022

об административном правонарушении

 

 

21 апреля 2022 года

 

 

 

                     №02-06/3267

 

 

город Сыктывкар

 

 

         

<…………….>

(по адресу)

 

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, д. 3,

литера А, помещение 16Н,

г. Санкт-Петербург, 196247

 

филиалу ПАО «Россети Северо-Запад»

в Республике Коми

Интернациональная ул., д.94,

г. Сыктывкар, Республика Коми, 167000

 

<…………….> Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми, адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <…………….>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 011/04/9.21-159/2022, возбужденного определением Коми УФАС России от 17.02.2022 № 02-06/1351 по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в отношении публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» (далее -  Сетевая организация), адрес места нахождения: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литера А, помещение 16Н, ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785, 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России из Печорского управления Ростехнадзора (исх. № 250-16227 от 30.12.2021) поступило заявление <…………….> (далее по тексту – Заявление, Заявитель) на действия (бездействие) ПАО «Россети Северо-Запад», выразившиеся в отказе Заявителю в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Сетевой организации объекта, расположенного по адресу: <…………….> (далее по тексту – Объект).

Определением Коми УФАС России от 17.02.2022 № 02-06/1351 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» возбуждено дело об административном правонарушении № 011/04/9.21-159/2022 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования.

По результатам проведённого административного расследования по делу                          № 011/04/9.21-159/2022 в отношении Сетевой организации 17.03.2022 составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Определением Коми УФАС России № 02-06/2167 от 18.03.2022 рассмотрение дела № 011/04/9.21-159/2022 назначено на 31.03.2022.

Определением Коми УФАС России № 02-06/2646 от 31.03.2022 срок рассмотрения дела № 011/04/9.21-159/2022 продлен, рассмотрение дела отложено на 21.04.2022.

Законный представитель ПАО «Россети Северо-Запад» и потерпевший <…………….> надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела.

Дело № 011/04/9.21-159/2022 рассмотрено в отсутствие законного представителя ПАО «Россети Северо-Запад», в присутствии потерпевшего <…………….> и защитника ПАО «Россети Северо-Запад» <…………….>, полномочия которой удостоверены доверенностью от 20.12.2021 № 137-21/3.

Права и обязанности, предусмотренные пунктом 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику <…………….> разъяснены. Ходатайств и отводов не поступило.

Права и обязанности, предусмотренные пунктом 2 статьи 25.2 КоАП РФ, потерпевшему <…………….> разъяснены. <…………….> выразил возражения против приобщения к административному делу № 011/04/9.21-159/2022 материалов, представленных ПАО «Россети Северо-Запад» с письмом исх. № МР2/5/016-119-11-2/275пдн от 31.03.2022, свидетельствующих о технологическом присоединении Объекта Заявителя к электрическим сетям.

В ходе рассмотрения 31.03.2022 административного дела № 011/04/9.21-159/2022 было удовлетворено ходатайство защитника ПАО «Россети Северо-Запад» <…………….> о приобщении к административному делу материалов, представленных с письмом исх. № МР2/5/016-119-11-2/275пдн от 31.03.2022, что зафиксировано в Определении Коми УФАС России от 31.03.202 № 02-06/2646. Возражения потерпевшего <…………….> приняты к сведению. Отводов и других ходатайств от потерпевшего <…………….> не поступило.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Статья 4.3 КоАП РФ разъясняет, что повторным является совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, определяется с учетом статьи 4.6 КоАП РФ: лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Ранее ПАО «Россети Северо-Запад» (на дату привлечения к ответственности – ПАО «МРСК Северо-Запада») привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ постановлением Коми УФАС России от 05.11.2020 № 02-06/8887, которое было оставлено в силе решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.01.2021 и постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 по делу № А29-13892/2020. Таким образом, постановление Коми УФАС России от 05.11.2020 № 02-06/8887 вступило в силу 21.04.2021. ПАО «Россети Северо-Запад» исполнило постановление 27.04.2021.

Из содержания статьи 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ПАО «Россети Северо-Запад» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад», являясь субъектом естественной монополии, является субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

ФАС России в письме от 02.07.2021 № МШ/54803/21 разъяснила, что под однократностью понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, а также построенных линий электропередачи, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, указанной в документах, подтверждающих технологическое присоединение, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

 В соответствии с абзацам 5 и 8 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила № 861), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

Согласно пункту 2 Правил № 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Пунктом 7 Правил № 861 определено, что процедура технологического присоединения начинается с подачи заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил и включает в себя заключение договора.

В соответствии с пунктом 8(5) Правил № 861 в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом. В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным настоящими Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств.

В пункте 14 Правил № 861 определена категория заявителей, обратившихся в сетевую организацию с заявкой: физическое лицо, обращается в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику. <…………….> относится к категории заявителей, предусмотренных пунктом 14 Правил № 861.

Согласно пункту 15 Правил № 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

В соответствии с пунктом 7(1) Правил № 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, положения разделов I, II и IX настоящих Правил применяются, если разделом X настоящих Правил не установлено иное.

В рамках административного расследования по делу № 011/04/9.21-159/2022 установлено, что 27.10.2021 Заявитель обратился в Сетевую организацию с заявкой для заключения договора на осуществление технологического присоединения Объекта к электрическим сетям Сетевой организации. В заявке были указаны: фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; место жительства заявителя; наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации <…………….>; сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (1 этап; 12/2021 – 3/2022); наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора; запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя (15 кВт, при напряжении 0,4 кВ, третья категория энергопринимающего устройства по надежности энергоснабжения); цель подачи заявки – новое присоединение.

К Заявке были приложены: план расположения энергопринимающих устройств; документ, подтверждающий право собственности на объект.

Согласно копиям свидетельств о государственной регистрации права 11 АБ № 095429 и 11 АБ № 095429 от 28.08.2014 земельный участок с кадастровым номером <…………….>и дом с кадастровым номером <…………….>, расположенные по адресу: <…………….>, принадлежат на праве собственности <…………….>.

Письмом от 03.11.2021 № МР2/5-51/156-16-2/10589 ПАО «Россети Северо-Запад» отказало в рассмотрении заявки <…………….> на осуществление технологического присоединения Объекта к электрическим сетям и выдаче проекта соответствующего договора. Свой отказ Сетевая организация обосновала ссылкой на положения Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 217-ФЗ), имеющего большую юридическую силу по сравнению с Правилами № 861, тем, что в данном случае технологическое присоединение связано с созданием либо реконструкцией электрических сетей, расположенных на территории садоводства (огородничества), относимых к имуществу общего пользования, полномочиями на подачу заявки на технологическое присоединение и заключение договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям обладает исключительно садоводческое (огородническое) товарищество, в лице его председателя, действующего на основании решений общего собрания членов такого товарищества.

Письмом от 14.03.2022 №МР2/5/016-119-11-2/201пдн филиал ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми подтвердило отказ в рассмотрении заявки <…………….> на осуществление технологического присоединения Объекта к электрическим сетям и выдаче проекта соответствующего договора.

Ввиду того, что отказ заявки <…………….> от 27.10.2021 на осуществление технологического присоединения Объекта к электрическим сетям со ссылкой на пункт 8 (5) Правил № 861 был неправомерен, по делу № 011/04/9.21-159/2022 в отношении Сетевой организации 17.03.2022 составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

При дальнейшем рассмотрении административного дела были установлены новые обстоятельства. Так, в письме от 31.03.2022 № МР2/5/016-119-11-2/275пдн ПАО «Россети Северо-Запад» указало, что 22.03.2022 <…………….> повторно обратился в Сетевую организацию с заявкой на осуществление технологического присоединения Объекта к электрическим сетям. При подготовке документов по заявке от 22.03.2022 было установлено опосредованное присоединение к электрическим сетям Сетевой организации Объекта Заявителя через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащего ДНТ «Лесное-2». Сетевой организацией были представлены: акт наличия/отсутствия технологического присоединения Объекта к электрическим сетям от 01.11.2021 № 2021-1, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон между Сыктывкарскими электрическими сетями АЭК «Комиэнерго» как «Энергоснабжающей организацией» и «Потребителем электрической энергии» от 28.09.1998, а также фотоматериалы, подтверждающие опосредованное присоединение Объекта к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад».

Письмом от 08.04.2022 исх. № 12 Дачное некоммерческое товарищество «Лесное -2» подтвердило опосредованное присоединение Объекта Заявителя к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» и представило копию заявления <…………….> от 01.08.2014 о присоединении к электрической сети электроустановки дома на садоводческом участке <…………….>.

21.04.2022 в ходе рассмотрения административного дела № 011/04/9.21-159/2022 потерпевший <…………….> подтвердил фактическую подачу на дом, расположенный на участке <…………….>, электрической энергии и наличие заключенного между ним, АО «Коми энергосбытовая компания» и СДТ «Лесное-2» договора энергоснабжения указанного объекта.

Исходя из представленных документов, в силу пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике об однократном характере технологического присоединения объекта к электрическим сетям, пункта 2 Правил № 861 о присоединении впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств Объект Заявителя на основании заявки от 27.10.2021 не мог быть технологически присоединен к электрическим сетям Сетевой организации.

В связи с чем отказ ПАО «Россети Северо-Запад» по пункту 8(5) Правил № 861 письмом от 03.11.2021 №МР2/5-51/156-16-2/10589 в рассмотрении заявки <…………….> от 27.10.2021 на осуществление технологического присоединения Объекта к электрическим сетям и выдаче проекта соответствующего договора не содержит состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, частью 1 статьи 28.9, статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Прекратить производство по делу № 011/01/04/9.21-159/2022 об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящей орган либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

 

 

 

<…………….>

Связанные организации

ПАО "Россети Северо-Запад"
ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785