Определение №02-01/1764 Определение о назначении дела № 011/01/10-119/2020 о нарушен... от 28 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

Определение

о назначении дела № 011/01/10-119/2020 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

«28» февраля 2020 года

город Сыктывкар

№02-01/1764

 

АО «Коммунальник»

Центральная ул., д. 7, с. Объячево,

Прилузский район,168130

 

ГБУ РК «Республиканский Летский

 психоневрологический интернат»

Лесная ул., д. 14, с. Черемуховка,

Прилузский район, 168161

 

Министерство энергетики, ЖКХ

и тарифов Республики Коми

Коммунистическая ул., д. 8,

г. Сыктывкар, 167000 

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Коми УФАС России от 18.02.2020 № 41 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения акционерным обществом «Коммунальник» (ИНН 1112005577, ОГРН 1051100860557), адрес места нахождения: 168130, Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, улица Центральная, д. 7,  пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившихся в применении при выставлении ГБУ РК «Республиканский Летский психоневрологический интернат» счетов за поставленную тепловую энергию тарифов, превышающих утвержденные тарифы для населения, что привело к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и повлекло (могло повлечь) ущемление интересов неопределенного круга потребителей, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено Приказом Коми УФАС России № 41 от 18.02.2020.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление ГБУ РК «Республиканский Летский психоневрологический интернат» (далее – заявитель) от 06.11.2019 № 742, направленное в антимонопольный орган для рассмотрения по подведомственности письмом Прокуратуры Прилузского района Республики Коми от 15.11.2019 1р-2019 (вх. № 5749 от 18.11.2019).

На основании имеющихся материалов установлено следующее.

Деятельность в сфере теплоснабжения регулируется нормативными правыми актами, в том числе Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ).

В силу пункта 1 части 3 статьи 4.2, части 9 статьи 15 Закона № 190-ФЗ объектами антимонопольного контроля в сфере теплоснабжения являются, в том числе цены. Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 190-ФЗ регулированию подлежат, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 - 2.3 настоящей статьи, с учетом статьи 23.4 настоящего Федерального закона следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

1) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более;

2) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;

3) тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;

4) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;

5) тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

5.1) тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);

6) тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

7) плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;

8) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона № 190-ФЗ перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, услуг в сфере теплоснабжения определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат.

Согласно п. 2.1 ст. 8 Закона № 190-ФЗ соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей:

1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

В соответствии с п. 2.2 ст. 8 Закона № 190-ФЗ с 1 января 2018 года цены, указанные в части 2.1 настоящей статьи, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев:

1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;

2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее десяти гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 год.

Согласно п. 3 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования) регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

Согласно 5(3) Основ ценообразования реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, предусмотренным пунктом 4 настоящего документа. К категориям потребителей, приравненных к населению, реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя которым осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, относятся:

а) товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации, признаваемые таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению;

б) наймодатели (или уполномоченные ими лица), признаваемые таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, а также жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения;

в) наймодатель жилых помещений в наемном доме, управомоченный осуществлять функции наймодателя собственником помещений в наемном доме или являющегося наемным домом жилого дома и осуществляющий управление наемным домом, признаваемый таковым в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, приобретающий тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Как следует из договора теплоснабжения № 188/1-19 от 01.01.2019, заключенного между АО «Коммунальник» и заявителем, АО «Коммунальник» осуществляет поставку абоненту тепловой энергии, в том числе оказывая услуги по передаче тепловой энергии.

Более того, из материалов, представленных в антимонопольное управление, следует, что котельная АО «Коммунальник» является единственным источником тепловой энергии для объекта заявителя, и заявитель является единственным потребителем от данного источника тепловой энергии.

Из анализа представленных в Коми УФАС России материалов установлено, что в рассматриваемом случае АО «Коммунальник» в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на рынке тепловой энергии в границах территорий, охваченных объектами технологической инфраструктуры, с использованием которых хозяйствующий субъект производит, передает и распределяет тепловую энергию на территории с. Черемуховка и м. Евкашор, с. Летка, Прилузского района.

Как следует из представленных материалов, между заявителем и АО «Коммунальник» заключен договор теплоснабжения № 188/1-19 от 01.01.2019.

Как следует из нормативных актов и материалов заявления, в 1-м полугодии 2019 года АО «Коммунальник» применяло тариф на тепловую энергию в размере 4452,74 руб. за 1 Гкал, утвержденный приказом Министерства энергетики, ЖКХ и тарифов РК от 20.12.2018 № 70/15-Т.

Далее со 2-ого полугодия 2019 года на основании соглашения от 18.09.2019 № 1 к договору теплоснабжения № 188/1-19 от 01.01.2019 в отношении заявителя применялся тариф на тепловую энергию в размере 8455,79 руб. за 1 Гкал.

В соответствии с проектом договора теплоснабжения с 01.01.2020 тариф на тепловую энергию составляет 12892,97 руб. за 1 Гкал.

Как следует из приказа Министерства энергетики, ЖКХ и тарифов РК от 20.12.2018 № 70/15-Т тариф на тепловую энергию в размере 4452,74 руб. за 1 Гкал являлся льготным и применяется для определенных категорий потребителей.

В соответствии с приказом Министерства энергетики, ЖКХ и тарифов РК от 14.06.2019 № 26/7-Т для АО «Коммунальник» с 01.07.2019 утверждены следующие льготные тарифы на тепловую энергию:

- для населения и приравненным к нему категорий потребителей в размере 3778,18 руб. за 1 Гкал с НДС;

- для потребителей, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей,  в размере 4559,6 руб. за 1 Гкал без НДС.

В соответствии с приказом Министерства энергетики, ЖКХ и тарифов РК от 18.12.2019 № 75/7-Т для АО «Коммунальник» с 01.01.2020 утверждены следующие льготные тарифы на тепловую энергию:

- для населения и приравненным к нему категорий потребителей в размере 3778,18 руб. за 1 Гкал с НДС;

- для потребителей, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей,  в размере 4559,6 руб. за 1 Гкал без НДС.

В соответствии с ст. 1 Закона Республики Коми от 29.10.2018 № 78-РЗ «О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в Республике Коми» (далее – Закон № 78-РЗ) право на льготный тариф на тепловую энергию (мощность) имеют население и приравненные к нему категории потребителей, указанные в статье 13 настоящего Закона, потребляющие тепловую энергию (мощность) для хозяйственно-бытовых нужд и не использующие ее для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности на территории Республики Коми, в отношении которых в году, предшествующем году применения льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), применялись установленные уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми (далее - уполномоченный орган) тарифы на тепловую энергию (мощность) в размере ниже экономически обоснованного уровня.

Согласно ст. 13 Закона № 78-РЗ  к категориям потребителей, приравненным к населению, относятся исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, заключающие с теплоснабжающими организациями и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, соответственно договоры теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в целях предоставления населению соответствующих коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 17 Жилищного кодекса РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 19 ЖК РФ установлено, что в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется, в том числе на специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда определены в статье 92 ЖК РФ.

Согласно пункту 1 указанной статьи к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся:

1) служебные жилые помещения;

2) жилые помещения в общежитиях;

3) жилые помещения маневренного фонда;

4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;

5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;

7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;

8) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно статье 96 ЖК РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг.

В соответствии в положением об ГБУ РК «Летский ПНИ» учреждение создано 17.04.1940.

Учреждение является организацией социального обслуживания, осуществляющей стационарное социальное обслуживание.

Целью деятельности учреждения является улучшение условий жизнедеятельности, оказание разносторонней помощи гражданам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе в соответствии с возрастом и состоянием здоровья инвалидам старше 18 лет.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ГБУ «Летский ПНИ» основным видом деятельности учреждения является деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания.

Также согласно разъяснений, приведенных в п. 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным, решается в силу статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

В соответствии с абз. 3 ст. 1 Закона от 24.12.1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", утратившего силу в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др. вошли в жилищный фонд, как специализированные дома.

Таким образом, на момент создания указанное учреждение применялось для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании и с изданием Закона от 24.12.1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" вошло в жилищный фонд как специализированное жилое здание.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 ЖК РФ, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Как установлено п. 3.2 Санитарно-эпидемиологических требований к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.05.2016 г. N 69 (СП 2.1.2.3358-16), в организациях стационарного социального обслуживания предусматриваются основные группы помещений:

- для приема лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- для проживания лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- для лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, предусматриваются помещения для организации питания, медицинского, административно-бытового обслуживания, культурно-массового и физкультурно-оздоровительных назначения, профессиональной подготовки и социальной адаптации;

- хозяйственные помещения;

- санитарно-бытовые помещения для обслуживающего персонала организации социального обслуживания.

Исходя из комплексного анализа вышеуказанных норм и правил, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся не только помещения, предназначенные непосредственно для проживания, но и иные помещения, предназначенные для обеспечения жизнедеятельности проживающих в них граждан.

Правовое регулирование социального обслуживания граждан в РФ осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об основах социального обслуживания").

Согласно ст. 19 указанного Федерального закона, социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме или в стационарной форме.

Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 - 7 статьи 20 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пп. 1 - 7 ст. 20 ФЗ "Об основах социального обслуживания" получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные услуги.

Постановлением Правительства от 24.11.2014 года N 1236 утвержден примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг (далее - Перечень социальных услуг).

В соответствии с п. 1 Перечня социальных услуг социально-бытовые услуги включают в себя:

а) в полустационарной или стационарной формах социального обслуживания:

обеспечение площадью жилых помещений в соответствии с утвержденными нормативами;

обеспечение питанием в соответствии с утвержденными нормативами;

обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) в соответствии с утвержденными нормативами;

обеспечение за счет средств получателя социальных услуг книгами, журналами, газетами, настольными играми;

б) в форме социального обслуживания на дому:

покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов;

помощь в приготовлении пищи;

оплата за счет средств получателя социальных услуг жилищно-коммунальных услуг и услуг связи;

сдача за счет средств получателя социальных услуг вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка;

покупка за счет средств получателя социальных услуг топлива, топка печей, обеспечение водой (в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения);

организация помощи в проведении ремонта жилых помещений;

обеспечение кратковременного присмотра за детьми;

уборка жилых помещений;

в) во всех формах социального обслуживания:

предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;

отправка за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции;

помощь в приеме пищи (кормление).

В соответствии с п. 2 Методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утв. постановлением Правительства от 01.12.2014 года N 1285 (далее - Методические рекомендации), подушевые нормативы финансирования устанавливаются в расчете на одного получателя социальных услуг, включенных в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утвержденный законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 4 Методических рекомендаций подушевые нормативы определяются исходя из прямых и косвенных расходов на предоставление социальных услуг за период (не менее одного года), предшествующий расчетному, с применением индекса роста цен (тарифов) на соответствующие товары и услуги.

В силу п. 5 Методических рекомендаций к прямым расходам на предоставление социальных услуг относятся зависящие от численности получателей социальных услуг расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю, которые включают:

а) расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, предоставляющего социальную услугу;

б) общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю (расходы на оказание услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, материальные затраты и др.);

в) прочие расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги.

Таким образом, получатель социальной услуги осуществляет, в том числе, и оплату коммунальной услуги.

Кроме того, как следует из постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 04.10.2019 по делу № А82-7645/2019, оставленного в силе постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.12.2019, из совокупности положений жилищного и тарифного законодательства следует, что к тарифной группе «население» приравниваются юридические лица, которые покупают тепловую энергию для оказания гражданам-нанимателям коммунальной услуги по теплоснабжению жилых помещений. Согласно позиции суда ресурсы, приобретаемые с целью удовлетворения коммунально-бытовых нужд граждан фактически должны оплачиваются указанными гражданами в составе платы за наем жилого помещения.

Указанный подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 04.04.2016 № 304-ЭС15- 3420, от 01.07.2019 № 307-ЭС19-9226.

В связи с вышеизложенным, в рассматриваемом случае, АО «Коммунальник» надлежит оказывать услуги теплоснабжения Учреждению по тарифам, утвержденным для населения.

Вместе с тем, как следует из представленных в Коми УФАС России материалов, АО «Коммунальник» в 1-м полугодии 2019 года применяло тариф на тепловую энергию в размере 4452,74 руб. за 1 Гкал без учета НДС, утвержденный приказом Министерства энергетики, ЖКХ и тарифов РК от 20.12.2018 № 70/15-Т для потребителей, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей,  тогда как утвержденный указанным приказом тариф для населения и приравненным к нему категорий потребителей составлял 3689,63 руб. за 1 Гкал с НДС.

Во втором полугодии 2019 года применяло тариф на тепловую энергию в размере 8455,79 руб. за 1 Гкал без учета НДС, утвержденный приказом Министерства энергетики, ЖКХ и тарифов РК от 20.12.2018 № 69/27-Т для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, тогда как утвержденный приказом Министерства энергетики, ЖКХ и тарифов РК от 14.06.2019 № 26/7-Т тариф для населения и приравненным к нему категорий потребителей составлял 3778,18 руб. за 1 Гкал с НДС.

В соответствии с проектом договора теплоснабжения с 01.01.2020 тариф на тепловую энергию составляет 12892,97 руб. за 1 Гкал, тогда как утвержденный приказом Министерства энергетики, ЖКХ и тарифов РК от 18.12.2019 № 75/7-Т для АО «Коммунальник» с 01.01.2020 тариф на тепловую энергию для населения и приравненным к нему категорий потребителей утвержден в размере 3778,18 руб. за 1 Гкал с НДС.

Таким образом, АО «Коммунальник» при расчетах с заявителем применяло тарифы, не установленные  соответствующим органом регулирования для населения, что привело к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере теплоснабжения.

В соответствии с позицией Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в обзоре судебной практики № 1 от 28 марта 2018, для целей применения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции (в том числе в редакции, действующей после 5 января 2016 г.) понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

Иной подход к толкованию данной нормы по существу приводит к установлению не оправданных объективными причинами различий в сфере действия запрета злоупотребления правом для доминирующих на рынке субъектов, что не отвечает принципу равенства всех перед законом.

Действия АО «Коммунальник» по применению за оказанную заявителю коммунальную услугу теплоснабжения тарифа, который превышает утвержденные тарифы для населения, повлекли (могли повлечь) ущемление интересов неопределенного круга потребителей, а именно граждан, проживающих в жилых помещениях, размещенных в здании психоневрологического интерната.

При таких обстоятельствах в вышеуказанных действиях АО «Коммунальник» усматриваются признаки нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь частью 13, частью 14, частью 15 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Назначить дело № 011/01/10-119/2020 к рассмотрению на 07.04.2020 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160А, 3 этаж, зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 011/01/10-119/2020, назначенного на 07.04.2020 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве ответчика по делу -  акционерное общество «Коммунальник», адрес места нахождения: 168130, Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, улица Центральная, д. 7, ИНН 1112005577, ОГРН 1051100860557.

3. АО «Коммунальник» представить в Управление в срок до 30.03.2020 следующие надлежащим образом заверенные документы и письменную информацию:

3.1. поясняющие, заключен ли между АО «Коммунальник» и заявителем договор теплоснабжения на 2020 год. Если такой договор заключен – представьте его копию со всеми приложениями, если нет – представьте соответствующие поясняющую информацию, с указанием причин и правомерности не заключения такого договора, со ссылкой на нормативные правовые акты и приложением подтверждающих доводы документов;

3.2. копии всех счетов, выставленных АО «Коммунальник» заявителю за период с 2018 года по дату ответа на настоящее определение;

3.3. копии документов, подтверждающих оплату заявителем указанных в п. 3.2 настоящего определения счетов;

3.4. сведения обо всех иных потребителях (при наличии таковых), которым тепловая энергия поставляется АО «Коммунальник» от того же источника тепловой энергии, что и заявителю (наименование, адрес местонахождения), в случае отсутствия с иных потребителей помимо заявителя – представьте соответствующую поясняющую информацию;

3.5. нормативно-правовое обоснование неприменения при выставлении заявителю счетов, указанных в п. 3.2 настоящего определения, тарифов на тепловую энергию, утвержденных для населения, с приложением  подтверждающих доводы документов;

3.6. копии технических документов на приборы учета тепловой энергии, установленные на объекте заявителя, в том числе копии актов о вводе приборов в эксплуатацию;

3.7. поясняющие, возможно ли на объекте заявителя вести раздельный учет потребления тепловой энергии в жилых и нежилых помещениях. Если такой учет возможен – представьте пояснения, почему такой учет не ведется, с приложением подтверждающих доводы документов; если такой учет невозможен – представьте соответствующую поясняющую информацию;

3.8 о лице, ответственном применительно к рассматриваемому случаю за соблюдение АО «Коммунальник» действующего законодательства, в том числе антимонопольного, с указанием Ф.И.О., должности, рабочего телефона, адреса места работы, фактического места жительства и регистрации, с приложением копии трудового договора, должностной инструкции указанного лица, доверенности и иных документов, устанавливающих эту ответственность;

3.9. о законном представителе АО «Коммунальник», с указанием Ф.И.О., должности, рабочего телефона, адреса места работы, адреса фактического места жительства и регистрации, с приложением копии трудового договора, должностной инструкции указанного лица;

3.10. иные надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию, которые могут иметь значение для рассмотрения дела по существу.

4.  Привлечь к участию в рассмотрении дела № 011/01/10-119/2020, назначенного на 07.04.2020 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве заявителя ГБУ РК «Республиканский Летский психоневрологический интернат», адрес местонахождения: Прилузский район, с. Черемуховка, улица Лесная, д. 14.

5. ГБУ РК «Республиканский Летский психоневрологический интернат» представить в Управление в срок до 30.03.2020 следующие надлежащим образом заверенные документы и письменную информацию:

5.1. поясняющие, заключен ли между АО «Коммунальник» и заявителем договор теплоснабжения на 2020 год. Если такой договор заключен – представьте его копию со всеми приложениями, если нет – представьте соответствующие поясняющую информацию, с указанием причин незаключения договора, со ссылкой на нормативные правовые акты и приложением подтверждающих доводы документов;

5.2. копии всех счетов, выставленных АО «Коммунальник» заявителю за период с 2018 года по дату ответа на настоящее определение;

5.3. копии документов, подтверждающих оплату заявителем указанных в п. 5.2 настоящего определения счетов;

5.4. копии технических документов на приборы учета тепловой энергии, установленные на объекте заявителя, в том числе копии актов о вводе приборов в эксплуатацию;

5.5. поясняющие, возможно ли на объекте заявителя вести раздельный учет потребления тепловой энергии в жилых и нежилых помещениях. Если такой учет возможен – представьте пояснения, почему такой учет не ведется, с приложением подтверждающих доводы документов; если такой учет невозможен – представьте соответствующую поясняющую информацию;

5.6. поясняющие, осуществляет ли ГБУ РК «Республиканский Летский психоневрологический интернат» предпринимательскую деятельность. Если такая деятельность осуществляется – представьте поясняющую информацию об осуществляемой предпринимательской деятельности, в том числе с указанием на какие цели расходуются доходы от такой деятельности, с приложением подтверждающих доводы документов. Если такая деятельность не ведётся – представьте соответствующую поясняющую информацию.

5.7. копии правоустанавливающих документов и кадастрового паспорта на объект заявителя, теплоснабжение которого осуществляется АО «Коммунальник»;

5.8. копии договоров, заключаемых ГБУ РК «Республиканский Летский психоневрологический интернат» с проживающими в интернате гражданами, которыми предусмотрены условия проживания и социального обслуживания проживающих, а также взимание платы за оказываемые граждан услуги (5-8 копий) и реестр таких договоров;

5.9. поясняющие, предусмотрено ли указанным в п. 5.8 настоящего определения договором возмещение проживающими коммунальных услуг, в том числе по теплоснабжению, с приложением подтверждающих доводы документов;

5.10. копии документов, подтверждающих оплату проживающими в интернате гражданами оказываемых по договору, указанному в п. 5.8 настоящего определения, услуг, в том числе услуг отопления (на примере нескольких договоров);

5.11. сведения о жилых и нежилых помещениях на объекте заявителя (количество помещений, отдельно стоящих зданий, их площадь), с указанием целей использования нежилых помещений (нежилых зданий), в том числе используются ли они только для обслуживания проживающих в соответствии с указанными в п. 5.8 настоящего определения договорами граждан, с приложением подтверждающих документов;

5.12. копии документов о создании психоневрологического интерната, расположенного по адресу: Прилузский район, с. Черемуховка, улица Лесная, д. 14;

5.13. поясняющие, зарегистрированы ли проживающие в интернате граждане по месту проживания (постоянная или временная регистрация), с приложением подтверждающих документов;

5.14. копию положения о ГБУ РК «Республиканский Летский психоневрологический интернат»;

5.15. иные надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию, которые могут иметь значение для рассмотрения дела по существу.

6. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 011/01/10-119/2020, назначенного на 07.04.2020 в 15 часов 00 минут  по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, - Министерство энергетики, ЖКХ и тарифов Республики Коми.

7. Министерству энергетики, ЖКХ и тарифов Республики Коми представить в Управление в срок до 30.03.2020 следующие надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию:

7.1. мотивированную позицию Министерства по вопросу применения тарифов на услуги теплоснабжения применительно к рассматриваемым обстоятельствам дела, в том числе какие тарифы должно применять АО «Коммунальник» в отношении ГБУ РК «Республиканский Летский психоневрологический интернат», со ссылкой на нормативные правовые акты и приложением подтверждающих доводы документов;

7.2. копии тарифных дел в отношении АО «Коммунальник» по установлению приказами Министерства энергетики, ЖКХ и тарифов РК от 20.12.2018 № 70/15-Т,  20.12.2018 № 69/27-Т,  от 18.12.2019 № 75/7-Т для АО «Коммунальник» тарифов на услуги теплоснабжения на 2019-2020 годы;

7.3. иные надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию, которые могут иметь значение для рассмотрения дела по существу.

8. АО «Коммунальник», ГБУ РК «Республиканский Летский психоневрологический интернат» и Министерству энергетики, ЖКХ и тарифов Республики Коми в срок до 30.03.2020 необходимо ознакомиться с материалами дела и по результатам ознакомления представить письменные доводы, материалы, имеющие значение для рассмотрения дела.

9. АО «Коммунальник», ГБУ РК «Республиканский Летский психоневрологический интернат» обеспечить явку законных представителя (с паспортом и документами, удостоверяющими служебное положение) и (или) представителей (с надлежащим образом оформленными доверенностями на участие в рассмотрении дела).

10. Министерству энергетики, ЖКХ и тарифов Республики Коми обеспечить явку представителей (с надлежащим образом оформленными доверенностями на участие в рассмотрении дела).

 

Примечание:

При ответе на настоящее Определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту Определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего Определения укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия, с указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Обращаем внимание, что представленное на Определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.

Напоминаем, что в соответствии с ч. 5 ст. 19.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 <…>

Связанные организации

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КОММУНАЛЬНИК"
ИНН 1112005577, ОГРН 1051100860557