Решение №03-01/4609 Решение по делу от 28 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

28 мая 2020 года

(изготовление решения в полном объеме)

27 мая 2020 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/4609

 

г. Сыктывкар

 

                                                                                                     ООО «Лига»

 

                                                                                                  Ленина ул., д. 5, офис 10,

                                                                                г. Сосногорск,

                                                                                         Республика    Коми,

                                                                   169500

 

                                                                                                     <...>

 

                                                                                    <…>

                                                                          (по адресу)

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…>,

рассмотрев объединенное дело № 011/05/5-219/2020, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Лига» (далее – ООО «Лига») по факту распространения на рекламной конструкции, размещённой на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Ухта, проспект Ленина, д. 22, на витрине магазина «СОЮЗ ОПТ-МАРКЕТ», рекламы следующего содержания: «КРАСНАЯ РЫБА И ИКРА? ЭТО К НАМ! СОЮЗ У НАС ДЕШЕВЛЕ ВСЕХ» с изображением соответствующих продуктов, с признаками нарушения требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

а также по факту распространения на рекламной конструкции, размещённой на внешней стене у входа в магазин «СОЮЗ минимаркет», расположенный по адресу: г. Ухта, ул. 30 лет Октября, д. 21а, рекламы следующего содержания: «КРАСНАЯ РЫБА И ИКРА? ЭТО К НАМ! СОЮЗ У НАС ДЕШЕВЛЕ ВСЕХ» с изображением соответствующих продуктов и указанием в левой и нижней частях рекламы надписей «ТЕРРИТОРИЯ НАРОДНЫХ ЦЕН», «ОПТОВАЯ ГРУППА», «ЛУЧШАЯ ЦЕНА» с указанием ценников, с признаками нарушения требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе,

в отсутствие:

- заявителя, ООО «Лига», надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела, направивших ходатайства о рассмотрении дела в своё отсутствие;

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Коми УФАС России поступило обращение <…> (далее – <…>, заявитель) от 29.01.2020 (вх. № О-29 от 29.01.2020) о нарушении законодательства о рекламе.

Из обращения от 29.01.2020 (вх. № О-29 от 29.01.2020) следует, что на рекламной конструкции, размещённой на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Ухта, проспект Ленина, д. 22, на витрине магазина «СОЮЗ ОПТ-МАРКЕТ» размещена реклама следующего содержания: «КРАСНАЯ РЫБА И ИКРА? ЭТО К НАМ! СОЮЗ У НАС ДЕШЕВЛЕ ВСЕХ» с изображением соответствующих продуктов (реклама-1).

По результатам рассмотрения указанного обращения принято решение о возбуждении дела № 011/05/5-153/2020 в отношении ООО «Лига» по признакам нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № 03-01/1741 от 28.02.2020.

Из материалов дела № 011/05/5-153/2020 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения на фасаде здания по адресу: г. Ухта, проспект Ленина, д. 22;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: красной рыбе и икре в магазине «СОЮЗ», формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Таким образом, вышеуказанная информация является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).

Рассматриваемая реклама содержит утверждение «у нас дешевле всех».

В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

В рассматриваемой рекламе использовано утверждение «у нас дешевле всех», которое в силу постановления Пленума должно приводиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Вместе с тем, рассматриваемая реклама не сопровождается таким подтверждением в нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама распространена с нарушением требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 6 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно информации, представленной администрацией МО ГО «Ухта», лицом, осуществляющим деятельность в магазине «СОЮЗ ОПТ-МАРКЕТ», расположенном по адресу: г. Ухта, проспект Ленина, д. 22, является ООО «Лига», ОГРН 1161101053387, ИНН 1108023573.

В связи с чем, из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Лига».

Как следует из письменных пояснений ООО «Лига», представленных в материалы рекламного дела № 011/05/5-153/2020, информация о рекламодателе, рекламопроизводителе и рекламораспространителе рассматриваемой рекламы, а также документы, опосредующие производство и распространение рассматриваемой рекламы, отсутствуют, поскольку нет возможности найти документы, в которых содержится данная информация в связи с переездом бухгалтерии в новое здание. Содержание рекламы определено коллективно на общем собрании, конкретно за данный слоган никто не отвечал. Реклама была разработана на основе еженедельного мониторинга соседних торговых точек (визуального сравнения цен), на основании которого было выявлено, что ООО «Лига» может предложить покупателю данный товар дешевле, чем другие торговые организации.

В материалы дела № 011/05/5-153/2020 ООО «Лига» представлены: фотографии, подтверждающие прекращение распространения рассматриваемой рекламы; копия устава ООО «Лига»; копия паспортных данных должностного лица ООО «Лига», ответственного за контроль соблюдения Обществом законодательства о рекламе; копия приказа (распоряжения) о приёме работника на работу; решение единственного участника ООО «Лига»; копия договора аренды нежилого помещения № 1 от 20.04.2016; копия договора аренды нежилых помещений № УХ-7/2017 от 01.11.2017.

2. В Коми УФАС России поступило обращение <…> от 17.02.2020 (вх. № О-73 от 17.02.2020) о нарушении законодательства о рекламе.

Из обращения от 17.02.2020 (вх. № О-73 от 17.02.2020) следует, что на рекламной конструкции, расположенной на внешней стене у входа в магазин «СОЮЗ минимаркет», расположенный по адресу: г. Ухта, ул. 30 лет Октября, д. 21а, размещена реклама следующего содержания: «КРАСНАЯ РЫБА И ИКРА? ЭТО К НАМ! СОЮЗ У НАС ДЕШЕВЛЕ ВСЕХ» с изображением соответствующих продуктов и указанием в левой и нижней частях рекламы надписей «ТЕРРИТОРИЯ НАРОДНЫХ ЦЕН», «ОПТОВАЯ ГРУППА», «ЛУЧШАЯ ЦЕНА» с указанием ценников (реклама-2).

По результатам рассмотрения указанного обращения принято решение о возбуждении дела № 011/05/5-219/2020 в отношении ООО «Лига» по признакам нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № 03-01/2460 от 20.03.2020.

Из материалов дела № 011/05/5-219/2020 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения на внешней стене у входа в магазин «СОЮЗ минимаркет», расположенный по адресу: г. Ухта, ул. 30 лет Октября, д. 21а;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: красной рыбе и икре в магазине «СОЮЗ минимаркет», формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Таким образом, вышеуказанная информация является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).

Рассматриваемая реклама содержит утверждения «у нас дешевле всех», «лучшая цена».

В силу части 1 статьи 5 Закон о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Из фотографии рассматриваемой рекламы, представленной заявителем и администрацией МО ГО «Ухта» усматривается, что рассматриваемая реклама сопровождается указанием ценников. Вместе с тем, из представленного не видно, на какие именно товары указаны цены, в том числе имеется ли среди указанных товаров красная рыба и икра, отсутствует информация о периоде действия таких цен, о территории и наименованиях магазинов, с которыми производится сравнение в пользу магазина «СОЮЗ минимаркет». 

Таким образом, рассматриваемая реклама не сопровождается таким подтверждением в нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама распространена с нарушением требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 6 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно информации, представленной администрацией МО ГО «Ухта», лицом, осуществляющим деятельность в магазине «СОЮЗ минимаркет», расположенном по адресу: г. Ухта, ул. 30 лет Октября, д. 21а, является ООО «Лига», ОГРН 1161101053387, ИНН 1108023573.

В связи с чем, из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Лига».

Как следует из письменных пояснений ООО «Лига», имеющихся в материалах рекламного дела, информация о рекламодателе, рекламопроизводителе и рекламораспространителе рассматриваемой рекламы, а также документы, опосредующие производство и распространение рассматриваемой рекламы, отсутствуют, поскольку нет возможности найти документы, в которых содержится данная информация в связи с переездом бухгалтерии в новое здание. Содержание рекламы разработано на основе внутреннего анализа цен в магазине. Реклама была разработана на основе еженедельного мониторинга соседних торговых точек (визуального сравнения цен), внутреннего мониторинга (возможности как можно длительнее предоставлять покупателю товар по заявленной в рекламе цене). Группа товаров, указанная в рекламе, всегда была доступнее покупателям. Реклама с магазина «СОЮЗ минимаркет», расположенного по адресу: г. Ухта, ул. 30 лет Октября, д. 21а, снята. <…> ООО «Лига» <…> (далее – <...>) несёт ответственность за соблюдение ООО «Лига» законодательства о рекламе.

Из письменных пояснений <...>, представленных в материалы рекламного дела, следует, что ООО «Лига» при размещении рассматриваемой рекламы не знало, что совершает правонарушение. Реклама была разработана на основе мониторинга соседних торговых точек, на основании которого было выявлено, что ООО «Лига» может предложить покупателю данный товар дешевле, чем в других торговых организациях. Никакого целенаправленного злого умысла ООО «Лига» не имело. В условиях тяжелой экономической ситуации предприятие пытается продолжать работать, даже при нулевой рентабельности не закрывать свои торговые точки, несмотря на наличие жесточайшей конкуренции, обилия магазинов федеральных сетей. ООО «Лига» в первый раз привлекается за совершение данного правонарушения, Общество ведёт свою деятельность добросовестно и законопослушно. Слоган «Лучшая цена» на фасадной части магазина свидетельствует о том, что перечень товаров, который размещён под данным слоганом, является наиболее доступным для покупателя среди однотипных товаров в данном магазине (внутренний мониторинг). Из одной и той же группы товара (номенклатуры) выбирается товар, в котором, по мнению руководства ООО «Лига», имеется оптимальное соотношение цены и качества. Данными действиями ООО «Лига» никак не хотело затронуть интересы других торговых предприятий, скомпрометировать их аналогичный товар в ценовой политике. В условиях тяжелой экономической ситуации ООО «Лига» как представитель малого и среднего предпринимательства старается выдержать жесткую конкуренцию с другими торговыми сетями, продолжает свою деятельность, обеспечивает людей рабочими местами с социальными гарантиями, оплачивает налоги в местный бюджет. ООО «Лига» свою вину признаёт, обещает соблюдать требования законодательства о рекламе, не нарушать интересы других участников рыночных отношений.

В связи с наличием аналогичных обстоятельств распространения и содержания реклам по материалам дел № 011/05/5-153/2020 и № 011/05/5-219/2020, Комиссия Коми УФАС России признала необходимым объединить указанные дела в одном производстве, о чем вынесено соответствующее определение № 03-01/3571 от 17.04.2020.

Согласно письменным пояснениям ООО «Лига», представленным в материалы рекламного дела, конкретного должностного лица, отвечающего за контроль соблюдения законодательства о рекламе в Обществе нет. Ответственность за данное правонарушение несет <...> ООО «Лига» <...>.

В материалы дела ООО «Лига» представлены: копия должностной инструкции <…>; копия трудового договора; копия приказа (распоряжения) о приёме работника на работу; копия решения <…> ООО «Лига»; копия паспортных данных <...>.

Согласно приказу (распоряжению) о приёме работника на работу <...> принят на должность <…> ООО «Лига» с <…>, в соответствии с решением <…> ООО «Лига» от <…> срок его полномочий продлён на <…>.

В соответствии с п. 1.3 должностной инструкции <…> организации должен знать методические и нормативные материалы других органов, касающиеся деятельности организации.

В силу п. 3.12 должностной инструкции <…> организации отвечает за соблюдение Обществом законодательства, действующего на территории Российской Федерации.

Согласно п. 5.1 должностной инструкции <…> организации привлекается к ответственности, в том числе за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.1 Устава ООО «Лига» целями деятельности Общества являются получение прибыли при осуществлении работ, оказании услуг и производстве продукции для удовлетворения общественных потребностей.

Согласно п. 2.2 Устава ООО «Лига» предметом деятельности Общества, в том числе являются: торгово-закупочная, посредническая деятельность, организация розничной торговли, аукционов, организация оптовой торговли; производство, заготовка, закуп, переработка и реализация продуктов животноводства и сельского хозяйства.

 Из имеющихся материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем рассматриваемых реклам является ООО «Лига».

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя – ООО «Лига» и должностного лица Общества – <…> ООО «Лига» <...>.

ООО «Лига» и должностное лицо Общества – <…> ООО «Лига» <...> не осуществили надлежащего контроля за соответствием рассматриваемых реклам требованиям Закона о рекламе, вследствие чего рассматриваемые рекламы были размещены в нарушение требований рекламного законодательства.

Таким образом, ООО «Лига» и должностным лицом Общества – <…> ООО «Лига» <...> нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

Согласно письменным пояснениям ООО «Лига», точный период распространения рекламы-1 назвать нет возможности, дата, когда был монтирован баннер, нигде не зафиксирована. Баннер был сразу демонтирован в начале марта 2020 года.

Из обращения следует, что фотография рекламы-1 изготовлена заявителем 28.01.2020.

Таким образом, из материалов рекламного дела следует, что реклама-1 распространялась в период с 28.01.2020 по начало марта 2020 года.

Согласно письменным пояснениям ООО «Лига», точный период распространения рекламы-2 назвать нет возможности, дата, когда был монтирован баннер, нигде не зафиксирована. Баннер был демонтирован в начале марта 2020 года.

Из обращения следует, что фотография рекламы-2 изготовлена заявителем 15.02.2020.

Таким образом, из материалов рекламного дела следует, что реклама-2 распространялась в период с 15.02.2020 по начало марта 2020 года.

Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемых реклам не имеет места, что подтверждается соответствующими фотографиями, представленными ООО «Лига» в материалы рекламного дела.

   В связи с чем, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ООО «Лига» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

   На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «КРАСНАЯ РЫБА И ИКРА? ЭТО К НАМ! СОЮЗ У НАС ДЕШЕВЛЕ ВСЕХ», распространённую посредством размещения на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Ухта, проспект Ленина, д. 22, на витрине магазина «СОЮЗ ОПТ-МАРКЕТ», ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Признать рекламу следующего содержания: «КРАСНАЯ РЫБА И ИКРА? ЭТО К НАМ! СОЮЗ У НАС ДЕШЕВЛЕ ВСЕХ» с изображением соответствующих продуктов и указанием в левой и нижней частях рекламы надписей «ТЕРРИТОРИЯ НАРОДНЫХ ЦЕН», «ОПТОВАЯ ГРУППА», «ЛУЧШАЯ ЦЕНА» с указанием ценников, распространённую посредством размещения на внешней стене у входа в магазин «СОЮЗ минимаркет», расположенный по адресу: г. Ухта, ул. 30 лет Октября, д. 21а, ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

3. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы ООО «Лига» не выдавать, поскольку распространение реклам, указанных в п.п. 1, 2 настоящего решения, прекращено.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Лига» (ОГРН 1161101053387, ИНН 1108023573, КПП 110801001) дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <…> ООО «Лига» <...> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 28 мая 2020 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

______________  <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________  <…>

 

 

 

 

 

______________ <…>

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны