Решение (комиссия) №ОД/2595/24 Решение от 26 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078(ред. от 31.10.2022)"О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"(вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)")


 

Решение

 

РЕШЕНИЕ

внеплановая проверка № 011/06/99-355/2024

24 апреля 2024 года                                                                                           № РНП-11-82

г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок в составе: <...> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение администрации муниципального района «Усть-Цилемский» Республики Коми (далее - администрация МР «Усть-Цилемский») от 17.04.2024 № 010730001030000006 (вх. от 17.04.2024 № 3868/24) о рассмотрении вопроса о включении сведений об индивидуальном предпринимателе <...> (далее - индивидуальный предприниматель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 11.12.2023 № 03073000472230000630001 (реестровый номер 3112000529923 000044), заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Выполнение работ по оборудованию и содержанию ледовых переправ и зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения: с. Замежная – д. Черногорская, общей протяженностью 18,000 км, в том числе ледовые переправы через: - р. Пижма напротив с. Замежная протяженностью 0,100 км; - р. Нерица напротив д. Черногорская протяженностью 0,100 км», извещение № 0307300047223000063 (далее - обращение, контракт),

при участии в заседании посредством видео-конференц-связи: <...>, представителя индивидуального предпринимателя по доверенности от 10.02.2024 № 1,

УСТАНОВИЛА:

Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Администрацией МР «Усть-Цилемский» в соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе в Коми УФАС России представлено обращение о включении информации об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонними отказом заказчика от исполнения контракта.

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

Администрация МР «Усть-Цилемский», индивидуальный предприниматель Шишелова В.А. надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

Индивидуальным предпринимателем письмом от 21.04.2024 (вх. от 22.04.2024 № 4022-ЭП/24) в материалы обращения представлены письменная информация и копии документов, а также заявлено ходатайство о рассмотрении обращения посредством видео-конференц-связи.

В связи с наличием технической возможности, ходатайство индивидуального предпринимателя Шишеловой В.А. удовлетворено, о чем администрация МР «Усть-Цилемский», индивидуальный предприниматель извещены письмом Коми УФАС России от 22.04.2024 № ОД/2444/24.

Администрацией МР «Усть-Цилемский» письмом от 23.04.2024 № 08-28-2179 (вх. от 23.04.2024 № 4165-ЭП/24) в материалы обращения представлены письменная информация и копии документов, а также заявлено ходатайство о рассмотрении обращение в отсутствие представителей администрации МР «Усть-Цилемский».

Обращение рассмотрено в формате видео-конференц-связи.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения, отсутствие представителей администрации МР «Усть-Цилемский» не препятствует рассмотрению обращения.

В ходе рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки осуществления закупки у Комиссии Коми УФАС России возникла необходимость более детального исследования материалов обращения, в связи с чем в заседании Комиссии Коми УФАС России был объявлен перерыв до 16:30 24.04.2024, с обеспечением участия сторон в рассмотрении обращения после перерыва в формате веб-видеоконференции.

Индивидуальным предпринимателем, администрацией МР «Усть-Цилемский» в материалы обращения во время перерыва письмами от 24.04.2024 представлены дополнительные пояснения и копии документов.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.

1. Администрация МР «Усть-Цилемский» явилась заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона «Выполнение работ по оборудованию и содержанию ледовых переправ и зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения: с. Замежная - д. Черногорская, общей протяженностью 18,000 км, в том числе ледовые переправы через: - р. Пижма напротив с. Замежная протяженностью 0,100 км; - р. Нерица напротив д. Черногорская протяженностью 0,100 км», извещение № 0307300047223000063.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 000 000,00  руб.

Извещение о закупке размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 21.11.2023.

2. По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов определения подрядчика от 29.11.2023 №ИЭА1 администрацией МР «Усть-Цилемский» (далее - заказчик) с индивидуальным предпринимателем Шишеловой В.А. 11.12.2023 заключен контракт.

По пунктам 1.1, 1.2, 2.1 контракта: «Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по оборудованию и содержанию ледовых переправ и зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения: с. Замежная - д. Черногорская, общей протяженностью 18,000 км, в том числе ледовые переправы через: -р. Пижма напротив с. Замежная протяженностью 0,100 км; -р. Нерица напротив д. Черногорская протяженностью 0,100 км (далее - объект), предусмотренные контрактом, а Заказчик обязуется принять и оплатить эти работы.

Перечень действий, которые должен совершить Подрядчик, приведены в Техническом задании (Приложение №1 к Контракту).

Место выполнения работ: Республика Коми, Усть-Цилемский район, зимняя автомобильная дорога общего пользования местного значения: с. Замежная - д. Черногорская, общей протяженностью 18,000 км, в том числе ледовые переправы через: - р. Пижма напротив с. Замежная протяженностью 0,100 км; - р. Нерица напротив д. Черногорская протяженностью 0,100 км (в соответствии со схемами расположения ледовых переправ Технического задания (Приложение №1 к Контракту).

Цена контракта составляет 1 990 000 (один миллион девятьсот девяносто тысяч) рублей (НДС не облагается).

Требования к работам определены в Техническом заданим (Приложение №1 к Контракту).

Техническое задание содержит, наряду с прочим:

Основные характеристики зимней автомобильной дороги с. Замежная - д. Черногорская содержат, наряду с прочим, показатели и их значения:

Наименование показателя

Значение показателя

Общая протяженность участка зимней автомобильной дороги

18,000 км

Вид зимней автомобильной дороги

временная (для машин повышенной проходимости)

Число полос движения (сухопутная часть автодороги)

2

Ширина проезжей части

7,0 м

Оборудование и содержание ледовой переправы через р. Пижма напротив с. Замежная:

Параметры переправы

Ед. изм.

Коли-чество

Длина полосы движения

м

100

Максимальная грузоподъемность

т.

25

Число полос движения

шт.

1

Ширина полосы движения

м

40

Оборудование и содержание ледовой переправы через р. Нерица напротив д. Черногорская:

 

Параметры переправы

Ед. изм.

Количество

Длина полосы движения

м

100

Максимальная грузоподъемность

т

25

Число полос движения

шт

1

Ширина полосы движения

м

40

 

По подпунктам 3.1.1- 3.1.21 пункта 3.1 контракта: «Подрядчик обязуется:

 

3.1.1. Обеспечить на протяжении эксплуатационного периода качественное выполнение работ, безопасное движение транспортных средств и пешеходов на территории объекта.

3.1.2. Приступить к выполнению работ и закончить их в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.

3.1.3. В течение 5 дней с момента заключения Контракта представить Заказчику:

-на согласование и утверждение разбивку цены Контракта по видам работ по форме, установленной в приложении № 2 к Контракту;

-приказы о закреплении дежурных, ответственных за содержание объекта, с указанием номеров телефонов, номеров факсов, адресов электронной почты, графики круглосуточных бесперебойных дежурств.

3.1.4. Проводить мероприятия по подготовке объекта к паводку, эксплуатации объекта в зимних условиях, по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, аварий и катастроф на объекте в части, касающейся проведения работ по восстановлению разрушенных участков.

3.1.5. Взаимодействовать с администрацией сельского поселения, на территории которого расположен обслуживаемый Подрядчиком объект, районными подразделениями ОГИБДД ОМВД по Усть-Цилемскому району, ГО и ЧС РК, Усть-Цилемский участок ГИМС по РК, органами занятости населения (по вопросам организации общественных работ при выполнении сезонных и временных дорожных работ) и другими органами исполнительной власти.

3.1.6. Вести журнал производства работ (Приложение № 3 к Контракту), в котором отражается весь ход выполнения работ, а также все факты и обстоятельства, связанные с выполнением работ, имеющие значение во взаимоотношениях Сторон.

В течение 5 дней с момента заключения Контракта журнал производства работ формируется и прошивается Подрядчиком, после чего заверяет его у Заказчика.

После завершения работ журнал производства работ сдается Заказчику.

3.1.7. Информировать Заказчика путем телефонного звонка по номеру 91-5-61 или 92-0-80 о всех случаях повреждения объекта в результате размывов, оползней, стихийных бедствий и других обстоятельств непреодолимой силы и сообщать о принятых мерах, также о вышеперечисленных случаях информировать диспетчерскую службу ЕДДС администрации муниципального района «Усть-Цилемский» по номеру телефона 92-9-61 или 05.

3.1.8. Принимать необходимые меры по взысканию с виновных лиц затрат по восстановлению поврежденных и разрушенных участков объекта.

3.1.9. Обеспечивать во время проведения работ необходимые мероприятия по безопасности дорожного движения, охране труда и технике безопасности, охране окружающей среды, зеленых насаждений, памятников архитектуры и культуры.

3.1.10. Принимать участие в работе инспекционных комиссий по контролю качества содержания объекта.

3.1.11.1. Подрядчик, получив от Заказчика уведомление о проведении внепланового мероприятия по обследованию объекта, поступившего в порядке, предусмотренном п. 3.2.4.1. настоящего Контракта, обязан направить в указанное в уведомлении время и место уполномоченного представителя для участия в проводимом внеплановом мероприятии.

3.1.11.2. В случае неисполнения обязанности, установленной в п. 3.1.11.1, Подрядчик несет ответственность, предусмотренную настоящим Контрактом.

3.1.12. Обеспечивать по требованию уполномоченных Заказчиком представителей доступ на участок выполнения работ.

3.1.13. Предоставлять по требованию уполномоченного представителя Заказчика производственно-финансовые материалы для документальной проверки объемов выполненных работ.

3.1.14. Обеспечивать выполнение мероприятий Заказчика по временному ограничению или прекращению движения, включая организацию контроля за выполнением введенного ограничения или прекращения.

3.1.15. Устранять за свой счет дефекты, связанные с ненадлежащим содержанием объекта в установленные Заказчиком сроки.

3.1.16. Гарантировать полноту и достоверность предоставляемой информации о ходе исполнения своих обязательств.

3.1.17. В срок до 25 числа отчетного месяца формировать с использованием единой информационной системы, подписывать усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещать в единой информационной системе документ о приемке.

3.1.18. Обеспечить предоставление журнала производства работ по первому требованию Заказчика.

3.1.19. По требованию Заказчика, направленному любым доступным способом, в течение 3 дней предоставить фото или видеоматериалы, подтверждающие факт выполнения работ, на которых отображены дата и время проведения фото или видео фиксации.

3.1.20. В письменном виде в течение 3-х рабочих дней уведомить Заказчика об изменении банковских реквизитов.

3.1.21. Привлекать к выполнению работ по контракту субподрядные организации только по согласованию Заказчика. Подрядчик несет ответственность перед Заказчиком за надлежащее исполнение работ по настоящему контракту субподрядными организациями (при наличии)».

Согласно подпунктам 3.2.1-3.2.5 пункта 3.2 контракта: «3.2. Заказчик обязуется:

3.2.1. Осуществлять контроль за исполнением условий контракта.

3.2.2. Обеспечить приемку выполненной работы в соответствии с условиями Контракта.

3.2.3. Оплатить Подрядчику выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.

3.2.4. Обеспечить в течение всего периода выполнения работ технический надзор за выполнением работ, в том числе путем проведения внеплановых мероприятий по обследованию объекта, организованных на основании поступившей информации о некачественном содержании дорог от физических и юридических лиц.

3.2.4.1. При поступлении информации о некачественных выполненных работах на объекте от физических и юридических лиц, Заказчик в течение 3 рабочих дней с момента поступления информации организует проведение внепланового мероприятия по обследованию объекта, с уведомлением Подрядчика о месте и времени проведения внепланового мероприятия.

Уведомление о проведении внепланового мероприятия направляется Подрядчику не позднее, чем за 4 часа до начала проведения такого обследования, посредством:

-факсимильной связи или телефонной связи (сотовой или стационарной), с фиксацией фамилии, имени, отчества получившего информацию, даты и времени поступления информации. Уведомление направляется на номера телефонов, предоставленные Подрядчиком в соответствии с п. 3.1.3. настоящего Контракта;

-электронной связи, путем направления электронного сообщения на адрес электронной почты, указанный Подрядчиком в информации, предоставленной в соответствии с п. 3.1.3. настоящего Контракта.

3.2.4.2. В случае неявки уполномоченного представителя Подрядчика в назначенное время и место, проведение внепланового мероприятия по обследованию выполненных работ на объекте проводится без участия Подрядчика, с применением фото или видео записывающих устройств, о чем в акте обследования делается соответствующая запись.

3.2.4.3. Результаты внепланового мероприятия по обследованию выполненных работ оформляются актом обследования объекта.

3.2.5. Проводить проверку предоставленных подрядчиком результатов работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

Заказчик проводит экспертизу результатов работ, предусмотренных контрактом, самостоятельно или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с законом о контрактной системе».

Пунктом 4.1 контракта определен срок выполнения работ: начало выполнения работ - с даты заключения контракта. Завершение работ - 30.04.2024г.

В соответствии с ведомостью объемов работ Технического задания».

Пунктами 4.2-4.5 контракта установлено: «Все материалы и оборудование, необходимые для выполнения работ, предоставляет Подрядчик.

Подрядчик обязан предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.

Подрядчик вправе привлекать к выполнению работ любых третьих лиц (соисполнителей) по согласованию с Заказчиком.

Ответственный представитель Заказчика осуществляет технический надзор и контроль за качеством и сроками выполнения работ, а также производит проверку соответствия используемых Подрядчиком материалов и оборудования условиям Контракта.

Ответственный представитель Заказчика имеет право беспрепятственного доступа ко всем видам работ в течение всего периода их выполнения и в любое время выполнения работ.

Если ответственный представитель Заказчика не удовлетворен ходом и качеством работ или записями Подрядчика, то он излагает свое мнение в журнале производства работ либо доводит информацию до Подрядчика о выявленных недостатках в виде письменного обращения или при помощи электронной почты, телефонной связи.

В случае если ответственным представителем Заказчика будут обнаружены некачественно выполненные работы, то Подрядчик своими силами и без увеличения стоимости работ обязан в кратчайший (технически возможный) и согласованный с Заказчиком срок переделать эти работы для обеспечения их надлежащего качества».

По подпунктами 4.6.1-4.6.8 пункта 4.6 контракта: «4.6. Подтверждение факта выполнения и приемки работ.

Подрядчик в срок до 25 числа отчетного месяца формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать:

а) включенные в Контракт в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 закона о контрактной системе идентификационный код закупки, наименование, место нахождения заказчика, наименование объекта закупки, место выполненных работ, информацию о Подрядчике, предусмотренную подпунктами «а», «г» и «е» части 1 статьи 43 закона о контрактной системе, единицу измерения выполненных работ;

б) наименование выполненных работ;

в) информацию об объеме выполненных работ;

г) стоимость выполненных работ.

К документу о приемке, предусмотренному пунктом 4.6.1. настоящего Контракта, могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью (журнал производства работ), на объем работ, выполненных за отчетный период с предоставлением фотоматериалов.

В случае не предоставления Заказчику журнала производства работ в полном объеме или предоставления исполнительной документации, оформленной ненадлежащим образом, Заказчик не принимает на проверку документы о приемке.

Датой поступления Заказчику документа о приемке, подписанного подрядчиком, считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Заказчик.

Для проверки предоставленных Подрядчиком результатов выполненных работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта, Заказчиком проводится экспертиза выполненных работ в порядке, предусмотренном статьей 94 закона о контрактной системе. Экспертиза может проводиться силами Заказчика или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований Контракта, не препятствующие приемке выполненной работы, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

В срок, не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, Заказчик осуществляет одно из следующих действий:

а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;

б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.

Датой поступления Подрядчику документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого документа о приемке, мотивированного отказа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Подрядчик.

В случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке Подрядчик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 94 закона о контрактной системе.

Датой приемки выполненных работ считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком».

В соответствии с пунктами 7.2, 10.2 контракта: «Расторжение настоящего контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения контракта в соответствии гражданским законодательством Российской Федерации.

Контракт действует с момента заключения контракта по «30» апреля 2024 года, а в части не исполненных Подрядчиком обязательств и оплаты выполненных работ, до полного исполнения сторонами своих обязательств».

3. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктом 1 статьи 407 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Пунктом 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно частям 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

4. Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа материалов обращения, сведений о контракте с официального сайта из реестра контрактов, установлено следующее.

Документ о приемке выполненных работ по оборудованию и содержанию сухопутного участка зимней автомобильной дороги и ледовых переправ (срок проведения - с даты заключения контракта по 31.12.2023г), предусмотренных разделом 1 ведомости объемов работ Технического задания, на сумму 417 900,00 руб. - счет-фактура от 25.12.2023 № 2, сформированный подрядчиком с использованием единой информационной системы 25.12.2023, получен заказчиком 25.12.2023, подписан 26.12.2023.

Принятые заказчиком работы по счету-фактуре от 25.12.2023 № 2 оплачены заказчиком платежным поручением № 43295 от 27.12.2023.

Согласно Акту от 25.01.2024 обследования зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения: с. Замежная - д. Черногорская, общей протяженностью 18 км, в том числе ледовые переправы через р. Пижма напротив с. Замежная протяженностью 0,1 км; р. Нерица напротив д. Черногорская протяженностью 0,1 км, составленного рабочей группой в составе представителей заказчика и подрядчика, обследовав состояние зимней автомобильной дороги и ледовых переправ на предмет соответствия их устройства установленным требованиям, с учетом актов о вводе в эксплуатацию ледовых переправ через р. Пижма, р. Нерица от 25.01.2024, рабочая группа приняла решение о возможности открытия зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения: с. Замежная - д. Черногорская, общей протяженностью 18 км, в том числе ледовые переправы через р. Пижма напротив с. Замежная протяженностью 0,1 км; р. Нерица напротив д. Черногорская протяженностью 0,1 км, для движения автомобильного транспорта повышенной проходимости.

Согласно Акту обследования объекта от 29.01.2024 комиссией заказчика 29.01.2024 проведено внеплановое контрольное мероприятие по обследованию объекта по контракту, без участия подрядчика, в ходе которого установлено:

-сухопутный участок зимней автомобильной дороги не обустроен в соответствии с условиями технического задания, слой рыхлого снега более 10 см., наличие колеи глубиной до 20 см.;

-ледовая переправа не обустроена в соответствии с условиями технического задания, очистка снега не проведена, слой рыхлого снега более 10 см.

Работы по оборудованию сухопутного участка зимней автомобильной дороги и ледовой переправы выполнены не в полном объеме, тем самым нарушены условия пункта 4.1 муниципального контракта.

Подрядчику указано на необходимость устранения выявленных недостатков и привести зимнюю автомобильную дорогу, а также ледовую переправу в соответствии с техническим заданием безотлагательно.

Администрация МР «Усть-Цилемский» в письме от 31.01.2024 № 08-28/516 в адрес индивидуального предпринимателя указала подрядчику на выявленные 29.01.2024 недостатки, в том числе, наряду с прочим, сообщила, что проезжая часть сухопутного участка зимней автомобильной дороги очень узкая (не более 3,5м.), что затрудняет встречный разъезд транспортных средств, заездные карманы засыпаны снегом, на опасных участках отсутствуют дорожные знаки; снежный покров с поверхности обеих переправ (р. Пижма, р. Нерица) не убран, журнал производства работ до настоящего времени не предоставлен; потребовала безотлагательного выполнения комплекса работ надлежащего качества по контракту.

Индивидуальный предприниматель письмом от 11.02.2024 № 01/30 направил заказчику ответ на претензию от 31.01.2024 № 08-28/516, указав, что проведение внепланового мероприятия без уведомления подрядчика контрактом не предусмотрено, что журнал производства работ находился на регистрации заказчика, возвращен подрядчику 07.02.2024, что объекты по контракту введены в эксплуатацию 25.01.2024.

Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить необоснованность довода подрядчика, что проведение внепланового мероприятия без уведомления подрядчика контрактом не предусмотрено, с учетом условий подпункта 3.2.1 пункта 3.2 контракта (заказчик обязуется осуществлять контроль за исполнением условий контракта), а также подпунктов 3.2.4, 3.2.4.1 пункта 3.2 контракта, согласно которым уведомление подрядчика о месте и времени проведения внепланового мероприятия необходимо в случае проведения внепланового мероприятия при поступлении информации о некачественных выполненных работах на объекте от физических и юридических лиц.

Администрация МР «Усть-Цилемский» письмом от 05.02.2024 № 08-28/626 направила в адрес индивидуального предпринимателя претензию, согласно которой 02.02.2024 при надлежащем уведомлении подрядчика было проведено внеплановое обследование объектов по контракту, в ходе которого установлено:

-сухопутный участок зимней автомобильной дороги не обустроен в соответствии с условиями технического задания, проезжая часть очень узкая (не более 3,5м.), что затрудняет встречный разъезд транспортных средств, на опасных участках отсутствуют предупреждающие дорожные знаки;

-ледовая переправа не обустроена в соответствии с условиями технического задания, снеговой покров с поверхности обеих переправ (р. Пижма, р. Нерица) не убран, спуски к переправам не обустроены колеи глубиной до 20 см., журнал производства работ до настоящего времени подрядчиком не представлен.

Индивидуальный предприниматель в письме от 11.02.2024 № 02/34 на претензию заказчика от 05.02.2024 № 08-28/626 указал о непредставлении заказчиком Акта внепланового обследования, указал о несогласии с установкой на опасных участках предупреждающих дорожных знаков, т.к. контрактом предусмотрена установка дорожного знака «Неровная дорога», который установлен; указал о несогласии с невыполнением работ по чистке снега на автомобильной дороге, так как очистка дороги от снега произведена 01.02.2024; сообщил, что журнал производства работ находился на регистрации заказчика, возвращен подрядчику 07.02.2024, в журнале отражен весь ход работ, что объекты по контракту введены в эксплуатацию 25.01.2024.

Администрация МР «Усть-Цилемский» письмом от 12.02.2024 № 08-28/783 уведомила подрядчика о проведении внеплановой выездной проверки 13.02.2024, письмом от 13.02.2024 № 08-28-825 - о переносе даты проведения внеплановой выездной проверки на 14.02.2024, письмом от 14.02.2024 - о переносе даты проведения внеплановой выездной проверки на 15.02.2024.

Индивидуальный предприниматель письмом от 14.02.2024 № 02/39 указал заказчику о нарушении порядка уведомления подрядчика о проведении внепланового мероприятия, письмом от 14.02.2024 № 02/40 просил заказчика предоставить информацию о заявлениях физических и юридических лиц о ненадлежащем выполнении им обязательств по контракту, акт обследования к претензии от 05.02.2024 № 08-28/626, фото и видеоматериалы по результатам проверок от 19.01.2024, 29.01.2024, 05.02.2024.

Администрацией МР «Усть-Цилемский» в адрес индивидуального предпринимателя направлена претензия от 15.02.2024 № 08-28/878, из содержания которой следует, что в связи с поступающими жалобами жителей с. Замежная, д. Черногорская 15.02.2024 при заблаговременном уведомлении подрядчика было проведено обследование автодороги по контракту комиссией заказчика, без участия подрядчика, в входе инструментального обследования установлено следующее:

-сухопутный участок зимней автомобильной дороги не обустроен в соответствии с условиями технического задания, проезжая часть очень узкая (не более 3,5 метров при требуемых 7 метрах), что затрудняет встречный разъезд транспортных средств и не обеспечивает безопасного движения транспортных средств, заездные карманы засыпаны снегом, на опасных участках отсутствуют предупреждающие дорожные знаки;

-ледовая переправа не обустроена в соответствии с условиями технического задания, снеговой покров с поверхности обеих переправ (р. Пижма, р. Нерица) не убран на необходимую ширину, по результатам измерений ширина переправы составила 23 метра при требуемых 40 метрах.

На щитах для размещения спасательных средств отсутствуют багры. При въезде на переправу р. Пижма в с. Замежная установлен знак, запрещающий движение по переправе, при этом уведомление о закрытии переправы от подрядчика не поступало.

В связи с установленными нарушениями условий контракта, заказчик потребовал безотлагательного выполнения комплекса работ надлежащего качества по контракту.

Индивидуальный предприниматель в ответе от 17.02.2024 № 02/41 на претензию заказчика от 15.02.2024 № 08-28/878 указал о несогласии с установленными нарушениями, касающихся установкой знаков, просил указать положения контракта, предусматривающих установку дорожных знаков (перечень знаков и их количество), уведомил о нарушении заказчиком порядка уведомления подрядчика о внеплановом обследовании, нарушения оформления акта обследования (отсутствия подписи одного из членов комиссии), а также непредставления приложений к Акту - фотоматериалов).

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что представленный заказчиком в материалы обращения Акт обследования от 15.02.2024 содержит подписи всех трех членов комиссии заказчика.

Документ о приемке выполненных работ по оборудованию и содержанию сухопутного участка зимней автомобильной дороги и ледовых переправ (срок проведения - с 01.01.2024г. по 30.04.2024г.), предусмотренные разделом 2 ведомости объемов работ Технического задания, на сумму 754 000,00 руб. - счет-фактура от 25.02.2024 № 1, сформированный подрядчиком с использованием единой информационной системы 25.02.2024, получен заказчиком 25.02.2024. Указанный документ заказчиком не подписан, согласно размещенному в Единой информационной системе 19.03.2024 отказу в подписании (уведомлению об уточнении электронного документа) подрядчику необходимо уточнить документ с учетом следующей информации: «Подрядчиком не соблюдены условия п. 1.1 и приложения №1 к муниципальному контракту 03073000472230000630001 от 11.12.2023г. Объемы и виды работ, перечисленные в документе о приемке № 1 от 25.02.2024г., не соответствуют фактически выполненным работам».

К отказу в подписании документа о приемке прикреплены, в том числе:

-заключение от 11.03.2024 о результатах проверки (экспертизы) представленных подрядчиком результатов работ, предусмотренных контрактом, согласно которому по результатам проверки (экспертизы) работ установлено ненадлежащее исполнение подрядчиком работ по контракту: «В соответствии с техническим заданием к муниципальному контракту к основным характеристикам оборудования и содержания ледовой переправы через р. Пижма напротив с. Замежная, в том числе отнесены: ширина полосы движения - 40 м.

1. По результатам замеров по состоянию на 11 марта 2024 года Подрядчиком не соблюдены характеристики оборудования и содержания данной ледовой переправы в части ширины полосы движения - фактическая ширина полосы движения составляет 26,8 м. (замер № 1) и 22,4 м. (замер № 2). Результаты измерений, схематичное изображение замеров и фототаблица прилагаются.

2. сухопутный участок зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения: с. Замежная - д. Черногорская не обустроен и не содержится в соответствии с условиями технического задания, являющегося неотъемлемой частью муниципального контракта № 03073000472230000630001 от 11 декабря 2023 года.

В соответствии с техническим заданием к муниципальному контракту к основным характеристикам зимней автомобильной дороги с. Замежная - д. Черногорская, в том числе отнесены: число полос движения (сухопутная часть автодороги) - значение показателя - 2, ширина проезжей части - значение показателя 7,0 м.

По результатам замеров по состоянию на 11 марта 2024 года Подрядчиком не соблюдены основные характеристики зимней автомобильной дороги с. Замежная - д. Черногорская в части ширины проезжей части - фактическая ширина проезжей части составляет 4,3 м. (замер № З), 2,6 м. (замер № 4), 2,3 м. (замер № 5), 6,2 м. (замер № 6). Исходя из замеров следует, что наличие числа полос движения в количестве двух не соблюдено. Результаты измерений, схематичное изображение замеров и фототаблица прилагаются.

3. ледовая переправа через р. Нерица напротив д. Черногорская не оборудована и не содержится в соответствии с условиями технического задания, являющегося неотъемлемой частью муниципального контракта № 03073000472230000630001 от 11 декабря 2023 года.

В соответствии с техническим заданием к муниципальному контракту к основным характеристикам оборудования и содержания ледовой переправы через р. Нерица напротив д. Черногорская, в том числе отнесены: ширина полосы движения - 40 м.

По результатам замеров по состоянию на 11 марта 2024 года Подрядчиком не соблюдены характеристики оборудования и содержания данной ледовой переправы в части ширины полосы движения - фактическая ширина полосы движения составляет 27,6 м. (замер № 7). Результаты измерений, схематичное изображение замеров и фототаблица прилагаются.

Вывод: работы по оборудованию и содержанию ледовой переправы и зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения: с. Замежная - д. Черногорская, общей протяженностью 18,000 км, в том числе ледовые переправы через: - р. Пижма напротив с. Замежная протяженностью 0,100 км; - р. Нерица напротив д. Черногорская протяженностью 0,100 км. не соответствуют техническому заданию, являющемуся неотъемлемым приложением к муниципальному контракту № 03073000472230000630001 от 11 декабря 2023 года.

Подрядчиком не соблюдены условия п. 1.1 и приложения № 1 к муниципальному контракту № 03073000472230000630001 от 11 декабря 2023 года.

Объемы и виды работ перечисленные в акте о приемке выполненных работ №1 от 25 февраля 2024 года не соответствуют фактически выполненным работам. Оснований для приемки работ по акту о приемке выполненных работ №1 от 25 февраля 2024 года, представленному Подрядчиком, не имеется, в связи с чем необходимо сформировать и разместить в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке».


 

-результаты измерений ширины ледовых переправ через: р. Пижма напротив с. Замежная; р. Нерица напротив д. Черногорская и зимней автомобильной дороге общего пользования местного значения: с. Замежная - д. Черногорская;

-фототаблица замеров.

Индивидуальный предприниматель в письме от 24.03.2024 № 03/48 на отказ заказчика от 19.03.2024 в приемке выполненных работ просил провести приемку выполненной работы 25.03.2024.

Заказчик письмом от 25.03.2024 № 08-28/1614 отказал в проведении мероприятий в приемке работ на предлагаемую подрядчиком дату в связи с непредставлением подрядчиком документа о приемке работ.

Администрация муниципального района «Усть-Цилемский» направила в адрес подрядчика претензию от 26.03.2024 № 08-28/1620 о ненадлежащем выполнении работ по контракту с приложением заключения о результатах проверки (экспертизы) от 11.03.2024, результатов измерений и фототаблицы.

Индивидуальный предприниматель на претензию заказчика от 26.03.2024 № 08-28/1620 направил ответ от 27.03.2024 № 03/50, в котором указал об устранении нарушений, указанных в претензии от 26.03.2024 и заключении от 11.03.2024, об уведомлении заказчика о необходимости произвести приемку 25.03.2024, неявки заказчика в проведении мероприятий в приемке работ на предлагаемую подрядчиком дату - 25.03.2024 и направлении документа о приемке посредством официального сайта 25.03.2024.

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что заказчик письмом от 25.03.2024 № 08-28/1614 отказал в проведении мероприятий в приемке работ на предлагаемую подрядчиком дату - 25.03.2024 в связи с непредставлением подрядчиком документа о приемке работ, согласно информации официального сайта документ о приемке выполненных работ - счет-фактура от 25.03.2024 № 2, сформирован подрядчиком с использованием единой информационной системы 25.03.2024 в 20:21 (МСК), получен заказчиком 25.03.2024 в 20:26 (МСК).

Таким образом, произвести приемку работ по указанному документу о приемке работ 25.03.2024 не предоставилось бы возможным с учетом режима работы в администрации МР «Усть-Цилемский».

Документ о приемке выполненных работ по оборудованию и содержанию сухопутного участка зимней автомобильной дороги и ледовых переправ (срок проведения - с 01.01.2024г. по 30.04.2024), предусмотренные разделом 2 ведомости объемов работ Технического задания, на сумму 1 179 075,00 руб. - счет-фактура от 25.03.2024 № 2, сформированный подрядчиком с использованием единой информационной системы 25.03.2024 в 20:21 (МСК), получен заказчиком 25.03.2024 20:26 (МСК). Указанный документ заказчиком не подписан, согласно размещенному в Единой информационной системе 04.04.2024 отказу в подписании (уведомлению об уточнении электронного документа) подрядчику необходимо уточнить документ с учетом следующей информации: «Объемы и виды работ, перечисленные в документе №2 от 25.03.2024, не соответствуют фактически выполненным работам».

К отказу в подписании документа о приемке прикреплены, в том числе:

-заключение от 01.04.2024 о результатах проверки (экспертизы) представленных подрядчиком результатов работ, которые включены в акт о приемке выполненных работ № 2 от 25 марта 2024 года, согласно которому по результатам проверки (экспертизы) работ установлено ненадлежащее исполнение подрядчиком работ по контракту:

«1. ледовая переправа через р. Пижма напротив с. Замежная не оборудована и не содержится в соответствии с условиями технического задания, являющегося неотъемлемой частью муниципального контракта № 03073000472230000630001 от 11 декабря 2023 года.

В соответствии с техническим заданием к муниципальному контракту к основным характеристикам оборудования и содержания ледовой переправы через р. Пижма напротив с. Замежная, в том числе отнесены: ширина полосы движения - 40 м.

По результатам замеров по состоянию на 01 апреля 2024 года Подрядчиком не соблюдены характеристики оборудования и содержания данной ледовой переправы в части ширины полосы движения - фактическая ширина полосы движения составляет 26 м. (замер № 1). Результаты измерений, схематичное изображение замеров и фототаблица прилагаются.

2. сухопутный участок зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения: с. Замежная - д. Черногорская не обустроен и не содержится в соответствии с условиями технического задания, являющегося неотъемлемой частью муниципального контракта № 03073000472230000630001 от 11 декабря 2023 года.

В соответствии с техническим заданием к муниципальному контракту к основным характеристикам зимней автомобильной дороги с. Замежная д. Черногорская, в том числе отнесены: число полос движения (сухопутная часть автодороги) значение показателя - 2, ширина проезжей части - значение показателя 7,0 м.

По результатам замеров по состоянию на 01 апреля 2024 года Подрядчиком не соблюдены основные характеристики зимней автомобильной дороги с. Замежная - д. Черногорская в части ширины проезжей части - фактическая ширина проезжей части составляет 7 м. (замер № 2), 4,7 м. (замер № З), 3,5 м. (замер № 4), 2,9 м. (замер № 5), 3 м. (замер № 6), 2,9 м. (замер № 7), 2,8 м. (замер № 8). Исходя из замеров следует, что наличие числа полос движения в количестве двух не соблюдено. Результаты измерений, схематичное изображение замеров и фототаблица прилагаются.

3. ледовая переправа через р. Нерица напротив д. Черногорская не оборудована и не содержится в соответствии с условиями технического задания, являющегося неотъемлемой частью муниципального контракта № 03073000472230000630001 от декабря 2023 года.

В соответствии с техническим заданием к муниципальному контракту к основным характеристикам оборудования и содержания ледовой переправы через р. Нерица напротив д. Черногорская, в том числе отнесены: ширина полосы движения - 40 м.

По результатам замеров по состоянию на 01 апреля 2024 года Подрядчиком не соблюдены характеристики оборудования и содержания данной ледовой переправы в части ширины полосы движения - фактическая ширина полосы движения составляет 28 м. (замер № 9). Результаты измерений, схематичное изображение замеров и фототаблица прилагаются.

Вывод: работы по оборудованию и содержанию ледовой переправы и зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения: с. Замежная - д. Черногорская, общей протяженностью 18,000 км, в том числе ледовые переправы через: - р. Пижма напротив с. Замежная протяженностью 0,100 км; - р. Нерица напротив д. Черногорская протяженностью 0,100 км. не соответствуют техническому заданию, являющемуся неотъемлемым приложением к муниципальному контракту № 03073000472230000630001 от 11 декабря 2023 года.

Подрядчиком не соблюдены условия п. 1.1 и приложения № 1 к муниципальному контракту № 03073000472230000630001 от 11 декабря 2023 года.

Объемы и виды работ перечисленные в акте о приемке выполненных работ № 2 от 25 марта 2024 года не соответствуют фактически выполненным работам».

-результаты измерений ширины ледовых переправ через: р. Пижма напротив с. Замежная; р. Нерица напротив д. Черногорская и зимней автомобильной дороге общего пользования местного значения: с. Замежная - д. Черногорская;

-фототаблица замеров;

-мотивированный отказ от 04.04.2024 № 08-28/1827.

Индивидуальный предприниматель в письме от 27.03.2024 № 03/50 просил заказчика провести приемку работ 01.04.2024 в 15:00.

Индивидуальный предприниматель в письме от 02.04.2024 № 04/46 указал заказчику о невозможности расширения зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения: с. Замежная - д. Черногорская до 7 метров в связи с лесными насаждениями, низко висящими проводами, а также промерзшими болотами, а также уведомил, что вырубка лесных насаждений и устранение низко висящих проводов контрактом не предусмотрена.

Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что указанное письмо подтверждает невыполнение подрядчиком работ надлежащим образом, при этом с даты заключения контракта - 11.12.2023 индивидуальный предприниматель письменно заказчика о невозможности выполнения работ по причинам, указанным в письме от 02.04.2024 № 04/46, не уведомлял, при наличии в пункте 4.3 контакта условия: «Подрядчик обязан предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта».

Заказчиком - администрацией муниципального района «Усть-Цилемский» 02.04.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств по контракту, с обоснованием принятого решения, в том числе: «По состоянию на 01.04.2024 в результате выездной проверки в рамках принятия решения о приемке выполненных работ выявлено несоответствие зимней автомобильной дороги и ледовых переправ характеристикам и требованиям, установленным в Техническом задании.

На требования Заказчика об исполнении условий муниципального контракта, Подрядчиком соответствующие меры не приняты.

Подрядчику неоднократно направлялись претензии 19.01.2024г., 31.01.2024г., 05.02.2024г., 15.02.2024г., 26.03.2024г. о несоответствии зимней автомобильной дороги и ледовых переправ требованиям технического задания (приложение №1 контракта): ширина сухопутного участка зимней автомобильной дороги не соответствует условиям технического задания, являющегося неотъемлемой частью контракта, тем самым не обеспечено безопасное движение транспортных средств и пешеходов на территории объекта; ледовые переправы не соответствуют условиям технического задания, являющегося неотъемлемой частью контракта, то есть Подрядчиком не соблюдены характеристики оборудования и содержания ледовых переправ».

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано с использованием единой информационной системы, подписано и размещено на официальном сайте 03.04.2024, получено подрядчиком 03.04.2024.

 

Индивидуальный предприниматель письмом от 11.04.2024 № 04/59 на решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта просил провести приемку выполненной работы по контракту 12.04.2024 в 15:00.

Администрацией муниципального района «Усть-Цилемский» письмом от 12.04.2024 № 08-28/2017 отказало подрядчику в проведении мероприятий по приемке работ по письму от 11.04.2024 № 04/59 в указанную письме дату в связи с непредставлением индивидуальным предпринимателем документа о приемке работ.

Документ о приемке выполненных работ по оборудованию и содержанию сухопутного участка зимней автомобильной дороги и ледовых переправ (срок проведения - с 01.01.2024г. по 30.04.2024г.), предусмотренные разделом 2 ведомости объемов работ Технического задания, на сумму 1 572 100,00 руб. - счет-фактура от 14.04.2024 № 3, сформированный подрядчиком с использованием единой информационной системы 14.04.2024 в 19:18 (МСК), получен заказчиком 14.04.2024 19:24 (МСК), сведения о подписании заказчиком указанного документа на дату рассмотрения обращения отсутствуют.

Индивидуальный предприниматель в письме от 14.04.2024 № 04/63 указал заказчику об устранении нарушений, указанных в решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, о неправомерных действиях заказчика в виде отказа в приемке работ без представленного документа о приемке работ.

Безусловные доказательства устранения нарушений условий контракта в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта в Коми УФАС России отсутствуют, в связи с чем решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 16.04.2024.

На дату рассмотрения обращения в Коми УФАС России отсутствует информация об обжаловании индивидуальным предпринимателем решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в судебном порядке.

По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - администрации муниципального района «Усть-Цилемский» нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в Единой информационной системе, не выявлено.

При рассмотрении обращения Комиссией Коми УФАС России исследованы все имеющиеся в материалах дела документы и информация, в том числе не поименованные в настоящем решении.

5. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в Законе о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Такими недобросовестными действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

При этом, помимо факта нарушения необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения исполнителя контракта.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

В соответствии с подпунктом б) пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

Подпунктом «а» пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

-выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

-заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

-поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика

Обстоятельств, указанных в пункте 15 Правил, Комиссией Коми УФАС России не установлено.

Факт существенного нарушения подрядчиком условий контракта подтвержден.

По письменным пояснениям индивидуального предпринимателя, устным пояснениям представителя индивидуального предпринимателя, приведенным входе рассмотрения обращения, работы по контракту выполнялись надлежащим образом:

тветственным за выполнения работ по контракту был назначен <...>, согласно приказу № 92 от 11 декабря 2024г. по устной договоренности с индивидуальным предпринимателем.

-работы выполнялись с использованием техники <...> и на арендованной технике (в подтверждение приложены, в том числе, копии договора от 08.12.2023 № 157 на оказание услуг автотранспортом и техникой, заключенного с АО ТЛК «Пижма», договор купли-продажи трактора от 20.10.2023).

-для выполнения работ индивидуальным предпринимателем приобретено: мотопомпа (для заливки переправы), дорожные знаки в количестве 21 штуки (после заключения муниципального контракта) и еще приобретались дополнительно дорожные знаки в количестве 27 штук.

-в период с 01.01.2024г. по 30.04.2024г. выполнялись следующие работы: устройство лунок, намораживание льда, очистка от снега переправ, подходов, устройство траншей в снегу, очистка дорожных знаков от снега, очистка дороги от снега, уборка снежных валов, устройство траншей, демонтаж шлагбаумов, перевозка (погрузка и разгрузка дорожных знаков, демонтаж дорожных знаков, демонтаж указательных вех, демонтаж щитов. Весь ход работ отражен в журнале производства работ, все работы выполнялись в соответствии с Техническим заданием.

Указанные доводы, как и представленный подрядчиком журнал производства работ, не свидетельствуют о надлежащем выполнении индивидуальным предпринимателем работ по контракту с учетом неоднократных претензий заказчика о ненадлежащем выполнении подрядчиком работ.

Индивидуальным предпринимателем не представлено достаточных, относимых и допустимых доказательств факта надлежащего исполнения им обязательств по контракту, в части своевременного, качественного выполнения предусмотренного условиями контракта объема работ. Объективных доказательств невозможности исполнить контракт надлежащим образом со стороны индивидуального предпринимателя не представлено.

Обязательства индивидуального предпринимателя, возложенные на него контрактом, надлежащим образом не исполнены, в результате чего заказчик лишился возможности в полной мере рассчитывать на то, на что рассчитывал при заключении контракта.

Частичное исполнение контракта надлежащим образом не свидетельствует о его исполнении надлежащим образом в целом.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Частью 3 статьи 401 ГК РФ определено, что, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Индивидуальный предприниматель, участвуя в закупке, выразил согласие на выполнение работ на условиях закупки.

Закон о контрактной системе, за исключением прямо указанных в законе случаев, не устанавливает обязанности субъектов предпринимательской деятельности участвовать в процедурах проведения государственных закупок. Однако, принимая участие в таких процедурах соответствующий субъект добровольно принимает на себя обязательства выполнить работы (оказать услуги) в соответствии на условиях, предложенных Заказчиком.

Победитель закупки должен понимать последствия совершения действий (бездействия) по неисполнению контракта и принимать организационные и экономические меры, в первую очередь, для исполнения контракта в случае признания его заявки лучшей; осознавать, что как участник рынка, несет риск ответственности при отказе от заключения контракта.

Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении закупке и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия контролирующим органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Индивидуальному предпринимателю как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить свои возможности по исполнению обязательств по контракту в соответствии с требованиями закупки. В материалах дела отсутствуют, индивидуальным предпринимателем не представлены доказательства принятия с его стороны всех возможных мер по надлежащему исполнению контракта, что свидетельствует о недобросовестном поведении подрядчика.

То обстоятельство, что участник закупки направил заявку на участие в аукционе, а после признания его победителем аукциона не исполнил надлежащим образом условия муниципального контракта без достаточных не то оснований, свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки.

Недобросовестность индивидуального предпринимателя выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из требований Закона о контрактной системе к процедуре исполнения заключенного контракта.

Приняв на себя обязательства выполнить работы на предложенных условиях путем заключения контракта, индивидуальный предприниматель принял на себя меры и сопутствующие риски, связанные с выполнением работ при том объеме и на тех условиях, которые установлены в контракте. От заключения контракта подрядчик не отказался, что свидетельствует о действительной его воле на заключение контракта на предложенных заказчиком условиях.

В материалах обращения отсутствуют, индивидуальным предпринимателем не представлены информация и документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что ненадлежащее исполнение условий контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта, либо по вине третьих лиц, в материалах обращения отсутствуют, индивидуальным предпринимателем не предоставлено.

На заседании Комиссии Коми УФАС России по рассмотрению обращения не установлено объективных причин, препятствующих индивидуальному предпринимателю исполнению условий контракта, ненадлежащее исполнение которых явилось основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что извещение о проведении электронного аукциона со всеми входящими в его состав документами, в том числе описанием объекта закупки, проекта контракта было опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок заблаговременно, следовательно, у индивидуального предпринимателя, как участника закупки, была возможность ознакомиться со всеми условиями такой закупки и оценить возможность исполнения контракта в полном объеме и надлежащим образом.

При заключении контракта индивидуальный предприниматель должен был осознавать последствия неисполнения договорных обязательств при том, что условия об ответственности сторон предусмотрены договором.

Из имеющихся в материалах обращения документов не следует, что индивидуальным предпринимателем были предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по контракту.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта получено индивидуальным предпринимателем 03.04.2024, при этом информация об устранении нарушений, указанных в решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, с направлением документа о приемке работ 14.05.2024, не может свидетельствовать о его добросовестности при исполнении контракта.

Безусловные доказательств устранения нарушений условий контракта в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта в Коми УФАС России отсутствуют, индивидуальным предпринимателем не представлено.

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Более того, учитывая специфику объекта закупки и его социальную значимость, можно характеризовать поведение индивидуального предпринимателя как недобросовестное.

Из материалов обращения не следует наличие бесспорных доказательств того, что решение об одностороннем расторжении контракта принято заказчиком без наличия на это каких-либо оснований.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что между сторонами имеет место наличие гражданско-правового спора относительно наличия (отсутствия) оснований для отмены решения заказчика об отказе от исполнения контракта (устранения/неустранения подрядчиком нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия соответствующего решения, в установленный частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе срок), который разрешается арбитражными судами в установленном законодательством порядке.

Наличие указанного гражданско-правового спора не отнесено подпунктом «а» пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, к обстоятельствам, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

На основании изложенного, учитывая доказанный факт ненадлежащего исполнения индивидуальным предпринимателем своих обязательств по контракту, существенность допущенных им нарушений, а также то обстоятельство, что заказчик в конечном итоге был лишен того, на что он рассчитывал при заключении контракта, отсутствие со стороны индивидуального предпринимателя доказательств объективной невозможности исполнения своих обязательств по контракту надлежащим образом, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу о допущенной индивидуальным предпринимателем недобросовестности, в связи с чем считает в настоящем случае целесообразным применение к нему мер публично-правовой ответственности в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 13 Правил, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Включить представленную администрацией муниципального района «Усть-Цилемский» Республики Коми информацию в отношении индивидуального предпринимателя <...> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 11.12.2023 № 03073000472230000630001 (реестровый номер 3112000529923 000044), заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Выполнение работ по оборудованию и содержанию ледовых переправ и зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения: с. Замежная - д. Черногорская, общей протяженностью 18,000 км, в том числе ледовые переправы через: - р. Пижма напротив с. Замежная протяженностью 0,100 км; - р. Нерица напротив д. Черногорская протяженностью 0,100 км», извещение № 0307300047223000063, сроком на два года.

2. Датой включения информации в отношении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.

3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - администрации муниципального района «Усть-Цилемский» нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в Единой информационной системе, не установлено.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

Члены комиссии: <...> <...>

 

 

 
       
       

 

 

 

2024-2904

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны