Решение №А29-11136/2019 Решение Арбитражного суда Республики Коми от 11 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

52/2019-94441(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Р Е Ш Е Н И Е
г. Сыктывкар
11 октября 2019 года Дело № А29-11136/2019
Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2019 года, полный текст
решения изготовлен 11 октября 2019 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Гайдак И.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Колцун О.Я.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества
«Коми тепловая компания» (ИНН: 1101205461, ОГРН: 1041100412682)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
(ИНН: 1101481197, ОГРН: 1021100514951)
Третье лицо: Индивидуальный предприниматель Петрова Наталья Анатольевна,
Акционерное общество «Княжпогостская тепло-энергетическая компания»о
признании незаконными решения и предписания,
при участии:
от заявителя: Сапунов М.В. по доверенности от 15.10.2018, Обухов Е.В. по
доверенности от 26.07.2019,
от ответчика: Дымова И.М. по доверенности от 14.05.2019 № 01-111/3527,
установил:
Акционерное общество «Коми тепловая компания» (далее - заявитель,
Общество, ОА «КТК») обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с
заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике
Коми (далее - ответчик, Коми УФАС России) о признании незаконными решения
от 01.08.2019 № 01-109/5811и предписания от 01.08.2019 № 01-109/5812.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что считает
правомерным отклонение заявки ИП Петровой Н.А. поданной на участие
котировок, поскольку она не соответствовала требованиям документации.
Основанием для отказа послужило отсутствие документов подтверждающих
соответствие товаров, работ, услуг требования законодательства РФ, либо письма
подтверждающего отсутствие требований обязательной сертификации к
предоставляемым услугам. В связи с чем считает решение и предписание антимонопольного органа является незаконным и просит признать их
недействительными.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, подробно позиция
изложена в представленном отзыве.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного
заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, отзыв не
представлен.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации дело рассмотрено судом без участия представителей
третьего лица.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя и ответчика,
суд установил следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О
закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее -
Закон о закупках). Организатором закупки АО «КТК» проведена закупка способом
запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг по вывозу и
погрузке сырого осадка с хранилищ сырого осадка, а так же с иловых карт на
территории комплекса очистных сооружений в г. Емва для нужд акционерного
общества «Княжпогостская тепло-энергетическая компания» (Заказчик), номер
извещения 31908084645 в единой информационной системе.
Согласно протоколу № 149зк19 рассмотрения, оценки заявок и подведения
итогов от 18.07.2019 на участие в закупке поданы две заявки от индивидуального
предпринимателя Гаркавенко С.А. и индивидуального предпринимателя Петровой
Н.А. Комиссией АО «КТК» принято решение об отказе индивидуальному
предпринимателю Петровой Н.А. в допуске к участию в запросе котировок (л.д.
63).
Причиной отказа индивидуальному предпринимателю Петровой Н.А. в
приложении № 3 (л.д. 64) к протоколу № 149зк19 рассмотрения, оценки заявок и
подведения итогов от 18.07.2019, размещенному в единой информационной
системе 19.07.2019, указано: «Предоставленная документация не соответствует
требованиям документации о запросе котировок (п. 1.10.1.3. Положения, пп. 7 п.
13 Извещения)».
Как следует из приложения № 4 к протоколу № 149зк19 рассмотрения,
оценки заявок и подведения итогов от 18.07.2019 запрос котировок на основании
пункта 5.4.8 Положения о закупке признан несостоявшимся ввиду признания
заявок на участие в запросе котировок несоответствующими требованиям закупки.
Индивидуальный предприниматель Петрова Н.А. посчитав, что указанный
отказ нарушает ее права, 24.07.2019 обратилась с жалобой на действия заказчика в
Коми УФАС России.
Ответчиком при рассмотрении жалобы установлено, что причиной отказа
индивидуальному предпринимателю Петровой Н.А. в допуске к участию в запросе
котировок явилось отсутствие письма в составе заявки, содержащего информацию
о том, что предусмотренные подпунктом 7 пункта 13 извещения документы (их
копии), подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям
законодательства РФ, не требуются.
Комиссия Коми УФАС России, пришла к выводу о том, что требование о
предоставлении в составе заявки на участие в запросе котировок указанного письма
относится к товарам в случаях, когда обязательная сертификация не требуется или документы предоставляются только с товаром. В связи с тем, что предметом
данной закупки является оказание услуг по вывозу и погрузке сырого осадка с
хранилищ сырого осадка, а так же с иловых карт на территории комплекса
очистных сооружений в г. Емва для нужд АО «КТЭК», требование указанного
письма неправомерно.
В связи с чем, по результатам рассмотрения жалобы Комиссией Коми УФАС
России вынесено решение от 01.08.2019 № 01-109/5811 (л.д. 80-83), согласно
которому жалоба признана обоснованной; АО «Коми тепловая компания» признано
нарушившим подпункты 1.10.1, 1.10.3 раздела 1 Положения о закупке в части
принятия решения, оформленного протоколом № 149зк19 рассмотрения, оценки
заявок и подведения итогов от 18.07.2019, об отказе индивидуальному
предпринимателю Петровой Н.А. в допуске к участию в запросе котировок и
признании заявки предпринимателя несоответствующей требованиям закупки, в
нарушение установленного Положением о закупке порядка.
На основании решения Коми УФАС России от 01.08.2019 № 01-109/5811 АО
«Коми тепловая компания» выдано предписание от 01.08.2019 № 01-109/5812 об
отмене протокола № 149зк19 рассмотрения, оценки заявок и подведения итогов от
18.07.2019 (л.д. 84).
ОА «КТК» не согласившись с указанными решением и предписанием
обжаловал их в судебном порядке.
Суд считает что основания для удовлетворения заявленных требований
отсутствуют и руководствуется следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в
арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных
правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных
органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение
и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному
правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают
на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления
предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании
ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку
оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и
действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному
нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или
лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые
действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт,
решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при
рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия)
госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному
нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также
соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания
соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному
нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения,
совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица
надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение
оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших
основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых
действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт,
решение или совершили действие (бездействие).
В рассматриваемом случае, Положение о закупке товаров, работ, услуг
Акционерного общества «Княжпогостская тепло-энергетическая компания» (л.д. 66-
78) (редакция от 26.12.2018), утвержденное Советом директоров АО «КТЭК»
24.12.2018 (далее - Положение о закупке), размещено в единой информационной
системе 26.12.2018.
Проводимая закупка являлась конкурентной - проводилась способом запроса
котировок.
Извещение о проведении запроса котировок (далее - Извещение) размещено
в единой информационной системе 10.07.2019 (л.д. 48-54).
Начальная (максимальная) цена договора: 2 138 706 рублей 00 копеек.
Согласно приказу АО «Коми тепловая компания» от 17.07.2019 № 257
утвержден новый состав единой постоянно действующей закупочной комиссии
АО «Коми тепловая компания».
В части 1 статьи 1 Закона о закупках определено, целями регулирования
настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического
пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения
потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее -
заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого
использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности,
эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия
юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также -
закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие
добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки,
предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ,
услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом,
другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и
утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами,
регламентирующими правила закупки (далее -положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует
закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в
том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в
частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их
А29-11136/2019
5
применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные
связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке
предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается
порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего
Федерального закона.
Как указано в части 6 статьи 3 Закона о закупках, не допускается
предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а
также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и
сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не
указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам
закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения
договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке,
установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам
закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения
договора.
Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок осуществления
конкурентной закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка
осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании
требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.
На основании части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в
конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию,
оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о
закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о
закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной
форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в
соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в
целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой
победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого
соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса
котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
В силу п. п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе
обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1
Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с
учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие)
заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки
при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают
права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в
том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований
настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или)
осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой
информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к
участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о
конкурентной закупке.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о
закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в
А29-11136/2019
6
том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на
участие в закупке.
В Положении о закупке даны следующие понятия:
закупка - совокупность действий заказчика, направленных на определение
поставщика (подрядчика, исполнителя), способного удовлетворить потребности
Заказчика в товарах (работах, услугах);
запрос котировок - конкурентная процедура закупки, при которой
победителем признается участник, заявка которого соответствует требованиям,
установленным в извещении о проведении запроса котировок, и который
предложил наименьшую цену исполнения договора;
извещение о закупке - неотъемлемая часть документации о закупке. В него
включается основная информация о проведении закупки, предусмотренная
настоящим Положением.
В разделе 5 Положения о закупке регламентирована закупка путем
проведения открытого запроса котировок.
Согласно подпунктам 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3 раздела 5 Положения о закупке
открытый запрос котировок (далее - запрос котировок) - открытая конкурентная
процедура закупки.
Запрос котировок может проводиться, если начальная (максимальная) цена
договора не превышает 10 млн. руб.
Победителем признается соответствующий требованиям извещения о
закупке участник запроса котировок, предложивший наиболее низкую цену
договора.
В подпункте 5.3.1 раздела 5 Положения о закупке установлен перечень
документов, которые должна содержать заявка на участие в запросе котировок.
Заявка на участие в запросе котировок должна включать:
5.3.1.1. Документ, содержащий сведения об участнике закупок, подавшем
заявку: ИНН/КПП/ОГРН, фирменное наименование (полное наименование),
организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес (для
юридического лица), фамилию, имя, отчество, ИНН/ОГРНИП (при наличии),
паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного
телефона; (по форме указанной в извещении о закупке)
5.3.1.2. Полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на
официальном сайте извещения о проведении закупки выписку из единого
государственного реестра юридических лиц или заверенную копию такой выписки
(для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня
размещения на официальном сайте извещения о проведении закупки
выписку из единого государственного реестра индивидуальных
предпринимателей, копии документов, удостоверяющих личность (для иных
физических лиц);
5.3.1.3. Документ, подтверждающий полномочия лица осуществлять
действия от имени участника закупок - юридического лица (копия решения о
назначении или об избрании физического лица на должность, в соответствии с
которым это физическое лицо обладает правом действовать от имени участника без
доверенности). Если от имени участника аукциона действует иное лицо, заявка
должна включать и доверенность на осуществление действий от имени участника
закупок, заверенную печатью участника закупок (при наличии) и подписанную от
его имени лицом (лицами), которому в соответствии с законодательством РФ,
А29-11136/2019
7
учредительными документами предоставлено право подписи доверенностей (для
юридических лиц), либо нотариально заверенную копию такой доверенности;
5.3.1.4. Предложение о цене договора;
5.3.1.5. Иные документы в соответствии с требованиями настоящего
Положения и извещением о проведении запроса котировок.
На основании подпункта 5.4.3 раздела 5 Положения о закупке комиссия по
закупкам рассматривает заявки на участие в запросе котировок на предмет их
соответствия требованиям законодательства, настоящего Положения и извещения о
проведении запроса котировок. Оцениваются только заявки, допущенные
комиссией по результатам рассмотрения.
Комиссия по закупкам при рассмотрении заявок на соответствие
требованиям законодательства, настоящего Положения и извещения о проведении
запроса котировок обязана отказать участнику в допуске в случаях, установленных
п. 1.10.1 настоящего Положения.
Условия допуска к участию и отстранения от участия в закупках
установлены в подпункте 1.10.1 раздела 1 Положения о закупке.
В соответствии с пунктом 1.10.1 Положения о закупке, Комиссия по
закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки
в следующих случаях:
1.10.1.1. Выявлено несоответствие участника хотя бы одному из
требований, перечисленных в п. 1.9.1 настоящего Положения;
1.10.1.2. Участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным
требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса
котировок) или настоящего Положения;
1.10.1.3. Участник закупки не представил документы, необходимые для
участия в процедуре закупки, либо представленные документы не соответствуют
требованиям документации;
1.10.1.4. В представленных документах или в заявке указаны недостоверные
сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;
1.10.1.5. Участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в
закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.
В соответствии с подпунктами 1.10.2, 1.10.3 раздела 1 Положения о закупке
если выявлен хотя бы один из фактов, указанных в п. 1.10.1 настоящего
Положения, комиссия по закупкам обязана отстранить участника от процедуры
закупки на любом этапе ее проведения до момента заключения договора.
В случае выявления фактов, предусмотренных в п. 1.10.1, в момент
рассмотрения заявок информация об отказе в допуске участникам отражается в
протоколе рассмотрения заявок. При этом указываются основания отказа, факты,
послужившие основанием для отказа, и обстоятельства выявления таких фактов.
В пункте 13 Извещения установлены требования к содержанию, форме,
оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Участник закупки должен представить следующие документы (отсутствие
указанных документов является основанием для отклонения Заявки Участника
закупки):
1. Опись документов, входящих в состав заявки.
2. Анкета Участника закупки по установленной форме (приложение 2 к
извещению о проведении запроса котировок);
3. Полученная не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на
А29-11136/2019
8
официальном сайте извещения о проведении закупки выписка из единого
государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию
такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев
до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении закупки
выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей
или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных
предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных
физических лиц) (выписка поданная в электронном виде и подписанной усиленной
квалифицированной электронной подписью приравнивается к оригиналу);
4. Документ, подтверждающий полномочия лица осуществлять действия от
имени участника закупок - юридического лица (копия решения о назначении или об
избрании физического лица на должность, в соответствии с которым это физическое
лицо обладает правом действовать от имени участника без доверенности). Если от
имени участника запроса котировок действует иное лицо, заявка должна включать и
доверенность на осуществление действий от имени участника закупок, заверенную
печатью участника закупок (при наличии) и подписанную от его имени лицом
(лицами), которому в соответствии с законодательством РФ, учредительными
документами предоставлено право подписи доверенностей (для юридических
лиц), либо нотариально заверенную копию такой доверенности;
5. Предложение о цене договора (заявка) (приложение 1 к извещению о
проведении запроса котировок);
6. Документ, подтверждающий право применения упрощённой системы
налогообложения (для предприятий, работающих без НДС);
7. Документы (их копии), подтверждающие соответствие товаров, работ,
услуг требованиям законодательства РФ к таким товарам, работам, услугам, если
законодательством РФ установлены требования к ним и если представление
указанных документов предусмотрено извещением о проведении запроса
котировок. Исключение составляют документы, которые согласно гражданскому
законодательству могут быть представлены только вместе с товаром (если товары
не требуют обязательной сертификации или документы предоставляются только с
товаром, то представляется письмо с соответствующей информацией);
8. Справка о наличии спецтехники (в количестве не менее чем
предусмотрено спецификацией).
Как ранее уже указывалось, и следует из протокола № 149зк19
рассмотрения, оценки заявок и подведения итогов от 18.07.2019. Комиссией АО
«Коми тепловая компания» принято решение об отказе индивидуальному
предпринимателю Петровой Н.А. в допуске к участию в запросе котировок.
Причиной отказа индивидуальному предпринимателю Петровой Н.А. в
приложении № 3 к протоколу № 149зк19 рассмотрения, оценки заявок и
подведения итогов от 18.07.2019, размещенному в единой информационной
системе 19.07.2019, указано: «Предоставленная документация не соответствует
требованиям документации о запросе котировок (п. 1.10.1.3. Положения, пп. 7 п.
13 Извещения)».
Предприниматель обжаловала в антимонопольный орган предъявление к
участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о Закупке,
что прямо определено в пункте 4 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Закон о закупках основания для отклонения заявок на участие в закупках не
содержит. Условия допуска к участию и отстранения от участия в закупках
установлены в подпункте 1.10.1 раздела 1 Положения о закупке.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, причиной отказа
индивидуальному предпринимателю Петровой Н.А. в допуске к участию в запросе
котировок явилось отсутствие письма в составе заявки, содержащего информацию
о том, что предусмотренные подпунктом 7 пункта 13 Извещения документы (их
копии), подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям
законодательства РФ, не требуются.
Комиссия Коми УФАС пришла к выводу о том, что требование о
предоставлении в составе заявки на участие в запросе котировок указанного письма
относится к товарам в случаях, когда обязательная сертификация не требуется или
документы предоставляются только с товаром. В связи с тем, что предметом
данной закупки является оказание услуг по вывозу и погрузке сырого осадка с
хранилищ сырого осадка, а так же с иловых карт на территории комплекса
очистных сооружений в г. Емва для нужд АО «КТЭК», требование указанного
письма неправомерно.
В рассматриваемом деле, возникший между сторонами спор касается
различного толкования условий требования к содержанию, форме, оформлению и
составу заявки на участие в закупке содержащихся в подпункте 7 пункта 13
Извещения.
Так, в подпункте 7 содержится следующий текст пояснений: "Документы
(их копии), подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям
законодательства РФ к таким товарам, работам, услугам, если
законодательством РФ установлены требования к ним и если представление
указанных документов предусмотрено извещением о проведении запроса
котировок. Исключение составляют документы, которые согласно гражданскому
законодательству могут быть представлены только вместе с товаром (если товары
не требуют обязательной сертификации или документы предоставляются только с
товаром, то представляется письмо с соответствующей информацией);"
Представители заявителя утверждают, что вторая часть данного текста
является обязательной к исполнению в любом случае, и предприниматель должна
была представить такое письмо в адрес заказчика не зависимо от того оказывает
она услугу, выполняет работы или поставляет товары. Считают, что вторая часть
текста является неотделимым продолжением первой части.
Суд с доводами заявителя согласиться не может, и считает, что при
буквальном прочтении спорной части текса пояснений следует, что оно относится
к исключениям и как обоснованно указывает ответчик в отношении товаров не
требующих сертификацию.
Кроме того, на транспортные услуги не требуется наличие сертификатов,
транспортные услуги могут быть признаны лицензируемыми видами услуг, но в
спорном пункте указано про сертификаты, а не лицензии.
Доводы заявителя о том, что они предполагали под указанием сертификации
в том числе представление либо лицензии или других разрешительных документов
на оказываемые спорные услуги суд считает надуманными.
С учетом установленного суд считает, что представление предпринимателем
письма в составе заявки, содержащего информацию о том, что оказываемые ею
услуги не требуют обязательной сертификации, не предусмотрено. Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований в качестве
обязательных требований к участникам запроса ограничивает круг участников
запроса и противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, требованиям
подпунктов 1.10.1, 1.10.3 раздела 1 Положения о закупке, что нарушает требования
части 1 статьи 2 Закона о закупках.
При этом суд обращает внимание на то, что при формировании закупочной
документации и требований к заявкам заказчик должен конкретно и четко
сформулировать свои требования к заявкам и их оформлению, во избежание
отклонения заявок по формальным основаниям, вызванным недопониманием
участников закупки требований, изложенных в документации. Ввиду этого,
подобные формулировки увеличивают возможность произвольного отклонения
заказчиком заявок на участие в закупке, что недопустимо.
Суд считает, что заказчик при описании текста пояснений по требованиям к
заявке должен четко и однозначно сформулировать все ее условия. Документация о
проведении закупки не должна содержать возможность ее вариативного
понимания, соответственно, - субъективного толкования предложений, указанных
в заявках участников, комиссией заказчика или уполномоченного органа. Условия
документации также должны содержать ясные и четкие требования, не
допускающие неоднозначного толкования, с тем, чтобы любой участник закупки,
подающий заявку на право участия в аукционе, при решении вопроса об участии в
аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен
представить для участия в аукционе и каким требованиям должен соответствовать
поставляемый товар, предлагаемая работа, услуга.
Данное требование необходимо в целях исключения субъективного
усмотрения при разрешении вопроса о допуске заявок к участию в закупке, а также
недопустимости злоупотребления правом со стороны заказчика, в связи с чем
заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои
требования относительно предлагаемых к выполнению работ, услуг и
поставляемого товара. Наличие же в требованиях заказчика каких-либо
разночтений исключает последующую возможность отклонения заявок участников
со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.
Поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при
установлении им соответствующих требований, в целях определения соответствия
поставляемого товара (работы, услуги) потребностям заказчика в зависимости от
своих потребностей именно заказчик должен четко сформулировать конкретные
требования к качеству оказываемых услуг либо к функциональным
характеристикам (потребительским свойствам) товара.
Таким образом, суд соглашается с выводами ответчика о том, что заявителем
принято решение об отказе индивидуальному предпринимателю Петровой Н.А. в
допуске к участию в запросе котировок и признании заявки предпринимателя
несоответствующей требованиям закупки, в нарушение установленного
Положением о закупке порядка и противоречит требованиям подпунктов 1.10.1,
1.10.3 раздела 1 Положения о закупке.
На основании установленных обстоятельств, оспариваемые заявителем
решение и предписание Коми УФАС России являются законными и
обоснованными. В соответствии со ст.ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины
относятся на заявителя.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового
кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного
правового акта недействительным и о признании решений и действий
(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных
органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается
юридическими лицами в размере 3000 рублей.
В пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 30.03.1998 № 32 "Обзор практики разрешения
споров, связанных с применением антимонопольного законодательства"
разъяснено, что требование о признании недействительными решения и
предписания антимонопольного органа следует рассматривать как одно (единое)
оплачиваемое государственной пошлиной требование.
Таким образом, государственная пошлина за рассмотрение судом заявления
об оспаривании решения и предписания УФАС составляет 3 000 рублей.
Учитывая, что в счет уплаты государственной пошлины при подаче
заявления судом в Определении от 15.08.2019 принята госпошлина к зачету по
ранее уплаченным суммам (с учетом справок на возвраты) в сумме 6 000 рублей,
излишне уплаченной составляет сумма 3 000 рублей. которая подлежит возврату
заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 201, 176, 180-181 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований Акционерного общества «Коми
тепловая компания» отказать.
Вернуть Акционерному обществу «Коми тепловая компания» из
федерального бюджета 3 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Справку выдать истцу после вступления решения в законную силу.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном
порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы
через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в
полном объеме.
Судья  И.Н. Гайдак

Связанные организации

Связанные организации не указаны