Решение (комиссия) №ОД/3418/24 Решение от 10 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ(ред. от 14.02.2024)"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(с изм. и доп., вступ. в силу с 25.03.2024)

Решение

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 011/06/33-533/2024

06 июня 2024 года                                                                                                             г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 156 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок», в составе: <...> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Флекс системс» (далее - ООО «Флекс системс») вх. от 31.05.2024 № 5461/24 на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Республиканский медицинский информационно-аналитический центр» (далее - ГБУЗ РК «РМИАЦ») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Оказание услуг по передаче права использования на условиях простой (неисключительной) лицензии программного обеспечения для организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в форме дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациентов - жителей Республики Коми с артериальной гипертензией, сахарным диабетом, ишемической болезнью сердца и хронической сердечной недостаточностью и развертыванию программного обеспечения на комплексе технических средств заказчика», извещение №0307200030624001126 (далее - жалоба),

при участии в рассмотрении жалобы:

-<...>, <...>, представителей ГБУЗ РК «РМИАЦ» по приказу Министерства здравоохранения Республики Коми от 27.05.2024 № 713-р, доверенности от 05.06.2024 № 1,

-<...>, <...>, представителей государственного казенного учреждения Республики Коми «Центр обеспечения организации и проведения торгов» (далее - ГКУ РК «Центр обеспечения организации и проведения торгов») по доверенностям от 15.03.2024 № 17, от 01.02.2024 № 12,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми с использованием Единой информационной системы в сфере закупок поступила жалоба ООО «Флекс системс» вх. от 31.05.2024 № 5461/24 на действия заказчика - ГБУЗ РК «РМИАЦ» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Оказание услуг по передаче права использования на условиях простой (неисключительной) лицензии программного обеспечения для организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в форме дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациентов - жителей Республики Коми с артериальной гипертензией, сахарным диабетом, ишемической болезнью сердца и хронической сердечной недостаточностью и развертыванию программного обеспечения на комплексе технических средств заказчика», извещение №0307200030624001126 (далее - закупка, электронный аукцион).

С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.

ООО «Флекс системс», ГБУЗ РК «РМИАЦ», ГКУ РК «Центр обеспечения организации и проведения торгов», акционерное общество «Сбербанк-АСТ» (оператор электронной площадки) о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО «Флекс системс», оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению жалобы и проведению внеплановой проверки.

ООО «Флекс системс» обжаловано действие заказчика - ГБУЗ РК «РМИАЦ» при определении положений извещения о закупке, касающихся описания объекта закупки.

Согласно доводам жалобы, заказчик в нарушение требований законодательства о контрактной системе неправомерно включил в подпункт 4.3.1 «Требования к архитектуре, которая должна реализовывать функционирование программы» пункта 4.3 «Общие технические требования к программе» электронного документа «Описание объекта закупки» требования: «Архитектура Программы должна быть построена на основе микросервисов, взаимодействующих между собой, перечень и назначение которых приведены в таблице ниже (Таблица 4)».

В соответствии с позицией заявителя, указание конкретного перечня микросервисов свидетельствует о создании условий, ограничивающих количество участников закупки и выборе конкретного уникального программного обеспечения, реализующего именно указанные в таблице 4 описания объекта закупки микросервисы.

В обоснование доводов жалобы ООО «Флекс системс» указывает, что поскольку микросервисная архитектура подразумевает множество небольших модулей, то один и тот же функционал информационной системы разными архитекторами всегда будет поделен на разный список микросервисов. При этом функционально программное обеспечение, реализованное в различных вариантах архитектуры, будет работать точно так же, функциональные требования заказчика могут быть реализованы различными способами.

ГБУЗ РК «РМИАЦ», ГКУ РК «Центр обеспечения организации и проведения торгов» в письмах 05.06.2024 № 04-13/034 (вх. от 05.06.2024 № 5640-ЭП/24), от 05.06.2024 № 09-02/32 (вх. от 05.06.2024 № 5643/24) обозначена позиция относительно доводов жалобы.

Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), изучив материалы жалобы, ознакомившись с извещением о проведении электронного аукциона, электронными документами, содержащимися при указанном извещении, пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК «РМИАЦ».

Уполномоченным учреждением, наделенным в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 04.02.2022 № 45 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Коми» функциями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми, в том числе путем проведения электронных аукционов, явилось ГКУ РК «Центр обеспечения организации и проведения торгов».

Объектом закупки - «Оказание услуг по передаче права использования на условиях простой (неисключительной) лицензии программного обеспечения для организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в форме дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациентов - жителей Республики Коми с артериальной гипертензией, сахарным диабетом, ишемической болезнью сердца и хронической сердечной недостаточностью и развертыванию программного обеспечения на комплексе технических средств заказчика».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 12 200 000,00 руб.

Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 22.05.2024, изменение извещения о проведении электронного аукциона от 28.05.2024 №ИИ1 - 28.05.2024.

2. Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать электронные документы, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В пункте 1 части 1, частях 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами «или эквивалент»;

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Описание объекта закупки размещено в составе извещения о закупки в форме отдельного электронного документа.

В подпункте 4.3.1 «Требования к архитектуре, которая должна реализовывать функционирование программы» пункта 4.3 «Общие технические требования к программе» электронного документа «Описание объекта закупки» установлено, наряду с прочим, требование: «Архитектура Программы должна быть построена на основе микросервисов, взаимодействующих между собой, перечень и назначение которых приведены в таблице ниже (Таблица 4).

Таблица 4 - Перечень микросервисов Программы:

Микросервис

Назначение

1

Сервис идентификации и аутентификации пользователей

Предназначен для интеграции с ЕСИА и выполнения функции идентификации и аутентификации Пользователей для предоставления доступа в Программу в соответствии с существующей ролевой моделью с использованием модели OAuth 2.0/OpenID Connect через программные интерфейсы OAuth 2.0/REST-API.

2

Сервис профилей

Предназначен для хранения профилей Пользователей в соответствии с существующей ролевой моделью.

3

Сервис наблюдений

Предназначен для создания, изменений и завершения наблюдений Пациентов, хранит информацию о Пользователе, МО, Пациенте, виде наблюдения, сроках наблюдения, целевых и критических значениях показателей наблюдения.

4

Сервис роботизированного обзвона Пациентов

Предназначен для выполнения функции получения данных измерений от Пациентов посредством автоматизированного преобразования голосовых ответов Пациентов о показателях состояния здоровья, предоставленных Пациентами в ходе телефонного обзвона, в текстовую форму, с последующей передачей показателей в Сервис измерений

5

Сервис SIP-телефонии

Предназначен для проведения аудио-консультаций Врача с Пациентом

6

Сервис измерений

Предназначен для получения и хранения измерений показателей здоровья Пациентов.

7

Сервис рекомендаций

предназначен для автоматизированного выявления отклонений параметров состояния здоровья пациентов от референсных значений и фактов нарушения Пациентом программы ДМН и формирования рекомендаций (задач) для Врача.

8

Сервис уведомлений и нотификаций

Предназначен для отправки push уведомлений Пользователям.

9

Сервис напоминаний

Предназначен для хранения расписаний нотификаций (напоминаний)

10

Сервис Врачи и МО

Предназначен для хранения профилей МО и связки Врачей с МО.

11

Сервис «Реестры»

Предназначен для получения файлов с данными Пациентов для постановки на ДМН, валидацию, обработку и загрузку полученных данных в Сервис наблюдений.

12

Сервис сбора и формирования отчетности

Предназначен для формирования требуемых форм отчетности по ДМН с разным наполнением/периодичностью.

13

Шлюз для взаимодействия внутренних сервисов с внешними системами (API Gateway)

Предназначен для взаимодействия внешних информационных систем с внутренними сервисами Программного обеспечения, обеспечивая единую точку входа для них

14

Мобильное приложение Пациента

Предназначено для доступа Пациентов в Программу.

15

Dashboard

Предназначен для отображения статистических данных

16

Сервис IOT

Сервис предпроцессинга получаемых данных, где происходят проверки на корректность переданных данных и их последующее распределение в другие сервисы

Согласно письменным пояснениям ГБУЗ РК «РМИАЦ», изложенным в отзыве на жалобу от 05.06.2024 № 04-13/034 (вх. от 05.06.2024 № 5640-ЭП/24), устным пояснениям представителей ГБУЗ РК «РМИАЦ», озвученным в ходе заседания по рассмотрению жалобы, заказчик при формировании описания объекта закупки руководствовался требованиями Закона о контрактной системе и своими потребностями.

Оспариваемое требование к архитектуре программы, реализованной на основе микросервисов, указанное в подпункте 4.3.1 пункта 4.3 и таблице 4 описания объекта закупки, обусловлено, согласно доводам заказчика, тем, что «решения, построенные на основе микросервисов, имеют следующие преимущества:

-высокая отказоустойчивость. Внедряемая программа должна обеспечивать постоянное наблюдение за состоянием здоровья пациентов, ввиду чего требования к отказоустойчивости и доступности сервисов такой программы должны быть высокими. В рамках данного параметра решения, построенные на основе микросервисной архитектуры, обладают преимуществом перед монолитными решениями.

-при высокой отказоустойчивости и доступности решения, построенные на основе микросервисов, занимают меньше серверного пространства заказчика в сравнении с монолитной.

-решения, построенные на основе микросервисов, предполагают гибкие возможности модернизации, что позволит по требованию заказчика реализовать дополнительный функционал (при необходимости), а также производить настройки интеграционного взаимодействия с информационными системами региона с минимальными финансовыми затратами для заказчика. В свою очередь, реализация дополнительного функционала (при необходимости), в том числе интеграционного взаимодействия с внешними информационными системами, в рамках монолитного решения предполагает значительные финансовые затраты со стороны заказчика».

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.

Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам (работам, услугам), чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара (работы, услуги) именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Однозначных и бесспорных доказательств того, что оспариваемые требования являются несущественными для заказчика, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем не представлено.

При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре (работе, услуге), а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.

Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа описания объекта закупки установлено, что описание объекта закупки содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых услуг установленным заказчиком требованиям.

В описание объекта закупки не включены требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара.

Бесспорных доказательств того, что оспариваемые требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, в том числе ограничили право заявителя на участие в электронном аукционе, препятствовали каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.

Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу о том, что оспариваемые положения извещения об электронном аукционе, касающиеся описания объекта закупки, соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, в оспариваемых действиях заказчика - ГБУЗ РК «РМИАЦ» при описании объекта закупки отсутствуют нарушения требований статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

По результатам проведения Комиссией Коми УФАС России внеплановой проверки нарушений Закона о контрактной системе не установлено.

3. Согласно части 8 статьи 106, пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

При выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С учетом того, что по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки нарушения Закона о контрактной системе не установлены, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе выдаче не подлежит.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу необоснованной.

Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Председатель комиссии <...>

     

Члены комиссии: <...> <...>

     

 

     

 

     

 

 

 

 

 

 

2024-3889

 

 

Связанные организации

ООО "Флекс системс"
ИНН 7707828930, ОГРН 1147746295641
ГКУ РК "ЦООиПТ"
ИНН 1101486861, ОГРН 1111101004420
ГБУЗ РК "РМИАЦ"
ИНН 1101461306, ОГРН 1021100509517
АО "Сбербанк-АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441