Решение №03-01/4512 Решение и предписание от 25 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

25 мая 2020 года

(изготовление решения в полном объеме)

20 мая 2020 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/4512

 

г. Сыктывкар

 

                                                                                                                      <…>

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…>,

рассмотрев дело № 011/05/5-223/2020, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <…> по факту размещения на внешней стене у входа в магазин «КИРОВСКАЯ ОБУВЬ», расположенный по адресу: г. Ухта, ул. 30 лет Октября, д. 21а, рекламы следующего содержания: «КИРОВСКАЯ ОБУВЬ ВСЕ по ГОСТу Обувь из натуральной кожи, нубука и замши от ведущих кировских производителей мужские туфли до 3200 р. женские туфли до 3200 р. мужские ботинки (зима) до 3500 р. женские ботинки (зима) до 4000 р. женские сапоги (зима) до 5900 р. ЛУЧШИЕ САПОЖКИ НА ВАШИ НОЖКИ» с признаками нарушения требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие:

- заявителя, ИП <…>, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела, направивших ходатайства о рассмотрении дела в своё отсутствие;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило обращение <…> от 17.02.2020 (вх. № О-55 от 17.02.2020) о нарушении законодательства о рекламе.

В результате рассмотрения материалов обращения установлено, что на внешней стене у входа в магазин «КИРОВСКАЯ ОБУВЬ», расположенный по адресу: г. Ухта, ул. 30 лет Октября, д. 21а, размещена реклама следующего содержания: «КИРОВСКАЯ ОБУВЬ ВСЕ по ГОСТу Обувь из натуральной кожи, нубука и замши от ведущих кировских производителей мужские туфли до 3200 р. женские туфли до 3200 р. мужские ботинки (зима) до 3500 р. женские ботинки (зима) до 4000 р. женские сапоги (зима) до 5900 р. ЛУЧШИЕ САПОЖКИ НА ВАШИ НОЖКИ».

По результатам рассмотрения указанного обращения принято решение о возбуждении дела № 011/05/5-223/2020 в отношении ИП Искакова С.Х. по признакам нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № 03-01/2456 от 20.03.2020.

Из материалов дела № 011/05/5-223/2020 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения на внешней стене у входа в магазин «КИРОВСКАЯ ОБУВЬ», расположенный по адресу: г. Ухта, ул. 30 лет Октября, д. 21а;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: обуви из натуральной кожи, нубука и замши от кировских производителей в магазине «КИРОВСКАЯ ОБУВЬ», формирование или поддержание интереса к ней и её продвижение на рынке.

Таким образом, вышеуказанная информация является рекламой (далее – рассматриваемая реклама).

Рассматриваемая реклама содержит утверждение «лучшие сапожки на Ваши ножки».

В силу части 1 статьи 5 Закон о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

В рассматриваемой рекламе использовано утверждение «лучшие сапожки на Ваши ножки», которое в силу постановления Пленума должно приводиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. 

Рассматриваемая реклама не сопровождается таким подтверждением в нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена с нарушением требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 6 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно информации, представленной заявителем и администрацией МО ГО «Ухта», лицом, осуществляющим деятельность в магазине «КИРОВСКАЯ ОБУВЬ», расположенном по адресу: г. Ухта, ул. 30 лет Октября, д. 21а, является индивидуальный предприниматель <…>.

Согласно письменным пояснениям ИП <…>, представленным в материалы рекламного дела, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <…>, документы, опосредующие производство и распространение рассматриваемой рекламы, не сохранились. Содержание и наполнение рекламы определено ИП <…>, согласование места её размещения, а также размера рассматриваемой рекламной наклейки проводилось устно с собственником помещения, ИП <…> разработан макет, направлен на производство в типографию, наклейка поклеена на входной группе магазина.

Как указывает ИП <…>, магазин находится в подвальном помещении жилого дома, рекламная наклейка была размещена с целью привлечения внимания к местонахождению магазина. Содержание наклейки отражает ассортимент, состав и диапазон цен на товары, которые продаются в магазине, а также акцентирует внимание на специфике торговой деятельности магазина. Слоган «Лучшие сапожки на Ваши ножки» был взят с упаковки одного из поставщиков товара, продаваемого в магазине, данный слоган, с устного разъяснения поставщика, находится на оформлении. Товар имеет сертификаты соответствия и ГОСТ.

Согласно пояснениям ИП <…>, рассматриваемая реклама распространяется с осени 2019 года, однако, поскольку документы на производство наклейки не сохранились, сообщить точную дату начала распространения рассматриваемой рекламы не представляется возможным. Распространение рекламы продолжается на текущий момент. Территорией распространения рекламы является г. Ухта, ул. 30 лет Октября, д. 21а.

Как указывает ИП <…>, реклама размещена без учёта требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе по причине незнания, что используемое в слогане утверждение «Лучшие сапожки на Ваши ножки» является некорректным, вводит потребителей в заблуждение и может считаться недостоверной рекламой.

Таким образом, из анализа представленных в материалы рекламного дела документов и письменной информации следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <…>.   

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя – ИП <…>.

Из материалов рекламного дела усматривается, что ИП <…> не предпринято должных мер, направленных на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, ИП <…> нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

Администрацией МОГО «Ухта» в материалы рекламного дела представлены копии документов и письменная информация, согласно которым должностными лицами администрации МОГО «Ухта» 13.05.2020 осуществлен выезд на рассматриваемый объект, в ходе которого выявлено, что рассматриваемая реклама продолжает распространяться.

Как указывает в своих письменных пояснениях ИП <…>, учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, связанную с введением режима повышенной готовности, стоит вопрос о целесообразности открытия магазина, в случае снятия режима наклейка будет демонтирована с входной группы магазина.

Таким образом, из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространяется в период с осени 2019 года по настоящее время на территории г. Ухты Республики Коми.

На дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения распространения ненадлежащей  рекламы.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ИП <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы. 

            На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58, 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «КИРОВСКАЯ ОБУВЬ ВСЕ по ГОСТу Обувь из натуральной кожи, нубука и замши от ведущих кировских производителей мужские туфли до 3200 р. женские туфли до 3200 р. мужские ботинки (зима) до 3500 р. женские ботинки (зима) до 4000 р. женские сапоги (зима) до 5900 р. ЛУЧШИЕ САПОЖКИ НА ВАШИ НОЖКИ», распространённую посредством размещения на внешней стене у входа в магазин «КИРОВСКАЯ ОБУВЬ», расположенный по адресу: г. Ухта, ул. 30 лет Октября, д. 21а, ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Выдать индивидуальному предпринимателю <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Решения ненадлежащей рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении индивидуального предпринимателя <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 25 мая 2020 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

______________  <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________  <…>

 

 

 

 

 

______________ <…>

 

 

 

 

 

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

                       

                       О  ПРЕКРАЩЕНИИ  НАРУШЕНИЯ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                                 РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ  О  РЕКЛАМЕ

 

 

25 мая 2020 года

  

 

 

 

 

 № 03-01/4513

г. Сыктывкар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

<…>,

на основании своего Решения от 25.05.2020 по делу № 011/05/5-223/2020 о признании ненадлежащей рекламы следующего содержания: «КИРОВСКАЯ ОБУВЬ ВСЕ по ГОСТу Обувь из натуральной кожи, нубука и замши от ведущих кировских производителей мужские туфли до 3200 р. женские туфли до 3200 р. мужские ботинки (зима) до 3500 р. женские ботинки (зима) до 4000 р. женские сапоги (зима) до 5900 р. ЛУЧШИЕ САПОЖКИ НА ВАШИ НОЖКИ», распространённую посредством размещения на внешней стене у входа в магазин «КИРОВСКАЯ ОБУВЬ», расположенный по адресу: г. Ухта, ул. 30 лет Октября, д. 21а, поскольку в ней нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе», в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,

          

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

 1. Индивидуальному предпринимателю <…> в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение посредством размещения на внешней стене у входа в магазин «КИРОВСКАЯ ОБУВЬ», расположенный по адресу: г. Ухта, ул. 30 лет Октября, д. 21а, рекламы следующего содержания: «КИРОВСКАЯ ОБУВЬ ВСЕ по ГОСТу Обувь из натуральной кожи, нубука и замши от ведущих кировских производителей мужские туфли до 3200 р. женские туфли до 3200 р. мужские ботинки (зима) до 3500 р. женские ботинки (зима) до 4000 р. женские сапоги (зима) до 5900 р. ЛУЧШИЕ САПОЖКИ НА ВАШИ НОЖКИ» в нарушение требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе».

2. Индивидуальному предпринимателю <…> представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 июля 2020 г.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении  нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностное лицо административный штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня выдачи предписания в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                  ______________  <…>

                       

Члены Комиссии                                                              _____________  <…>                   

                                        ______________ <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны