Постановление №02-06/9069 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 30 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-833/2021

об административном правонарушении

 

 

 

30 ноября 2021 года

 

 

 

№ 02-06/9069

 

г. Сыктывкар

 

 

 

 

           

<…>

(по адресу)

 

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, д. 3,

литер А, помещение 16Н,

г. Санкт-Петербург, 196247

 

филиалу ПАО «Россети Северо-Запад»

в Республике Коми

Интернациональная ул., д.94,

г. Сыктывкар, Республика Коми, 167000

 

 

 

Заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России, антимонопольное управление), адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <…>, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 011/04/9.21-833/2021 от 16.11.2021, материалы дела № 011/04/9.21-833/2021 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении публичного акционерного общества  «Россети Северо-Запад» (далее – ПАО «Россети Северо-Запад», Общество, Сетевая организация), адрес места нахождения: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литер А, помещение 16Н, зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1047855175785 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №15 по Санкт-Петербургу, свидетельство серии 78 № 005502120 от 23.12.2004, ИНН 7802312751, КПП 781001001,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В Коми УФАС России поступило Заявление <…> по вопросу неосуществления ПАО «Россети Северо-Запад» в установленный срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителя, расположенных по адресу: <…> к электрическим сетям Сетевой организации.

Определением Коми УФАС России от 21.10.2021 № 02-06/7793 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» возбуждено дело об административном правонарушении № 011/04/9.21-833/2021 и назначено проведение административного расследования. Стороны приглашены для дачи пояснений по факту выявленного нарушения на 16.11.2021 в 15.00 час.

Согласно ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

По результатам проведённого административного расследования по делу                          № 011/04/9.21-833/2021 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» 16.11.2021 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Протокол составлен в отсутствие законного представителя ПАО «Россети Северо-Запад», потерпевшего <…>, надлежащим образом извещённых о месте и времени его составления. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии защитника ПАО «Россети Северо-Запад» <…>, действующей на основании доверенности от 30.12.2020 № 30-20/4.

Определением № 02-06/8567 от 18.11.2021 рассмотрение дела № 011/04/9.21-833/2021 назначено на 30.11.2021 в 14 часов 30 минут.

Административное дело № 011/04/9.21-833/2021 рассмотрено 30.11.2021 в отсутствие законного представителя ПАО «Россети Северо-Запад», потерпевшего <…>., надлежащим образом извещённых о месте и времени его рассмотрения.

На рассмотрении административного дела № 011/04/9.21-833/2021 присутствовала защитник Сетевой организации <…>, действующая на основании доверенности от 30.12.2020 № 30-20/4. Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику Общества разъяснены, отводов не заявлено.

Письмом от 26.11.2021 № МР2/5/016-119-11-2/1575пдн (вх. № 5145 от 26.11.2021)  ПАО «Россети Северо-Запад» заявлено ходатайство о признании нарушения малозначительным, снижении размера административного штрафа ниже низшего предела.

Защитник Общества <…> при рассмотрении настоящего дела 30.11.2021 поддержала доводы, изложенные в ходатайстве Общества от 26.11.2021 № МР2/5/016-119-11-2/1575пдн (вх. № 5145 от 26.11.2021), а также сообщила, что поддерживает все ранее заявленные ПАО «Россети Северо-Запад» доводы.

Определением Коми УФАС России от 30.11.2021 в удовлетворении заявленного ходатайства Обществу отказано.

Рассмотрев 30.11.2021 материалы административного дела № 011/04/9.21-833/2021, должностное лицо Коми УФАС России установило следующее.

Из содержания статьи 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ПАО «Россети Северо-Запад» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии. Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад является субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

 В соответствии с абзацами 5 и 8 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила № 861), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

Согласно пункту 2 Правил № 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил № 861 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2021 года № 639) договор должен содержать, в том числе следующие существенные условия:

б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

30 рабочих дней - для заявителей, указанных в пунктах 12_1 и 14 настоящих Правил.

В пункте 14 Правил № 861 определена категория заявителей, обратившихся в сетевую организацию с заявкой: физическое лицо, обращается в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Из представленных материалов следует, что <…> в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» подана заявка на технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям Общества.

30.06.2021 между Заявителем и Сетевой организацией посредством использования Интернет портала – ТП.РФ был заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих установок Заявителя, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 11:04:0401001:2051, в с. Выльгорт, Сыктывдинского района (далее по тексту – Договор), к электрическим сетям Сетевой организации.

Согласно пунктам 3-5, 13 технических условий № СПБ80-14964Ю/21-001 от 28.06.2021 (далее – Технические условия) максимальная мощность присоединяемых электроустановок Заявителя составляет 15 кВт; категория надежности - третья; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,4 кВ; срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 30 рабочих дней со дня заключения Договора.

Исходя из Технических условий, <…> соответствует категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил № 861.

Согласно пункту 13 Технических условий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 30 рабочих дней со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 19 типовых условий договора об осуществлении технологического присоединения, последний считается заключенным со дня оплаты Заявителем счета, выставленного в Личном кабинете.

В соответствии с пунктом 17 Правил № 861 плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Заявителем представлена копия чека по операции Сбербанк, в соответствии с которым услуга по технологическому присоединению оплачена Заявителем 30.06.2021. Сумма платежа – 550 руб. Таким образом, срок исполнения обязательств по технологическому присоединению Объекта Заявителя истек 11.08.2021.

Заявитель представил копию письма Сетевой организации от 23.09.2021 исх. № МР2/5/023-156-10-3/6379 на его обращение от 09.09.2021 по вопросу срока исполнения Договора. Сетевая организация указала на невозможность своевременного исполнения технологического присоединения Объекта к электрическим сетям по причинам отсутствия приборов учета электрической энергии, обеспечение которыми в соответствии с Техническими условиями возложено на Сетевую организацию. Сетевая организация указала дату выполнения обязательств по Договору – 31.10.2021, при условии поставки приборов учета электрической энергии, предложила Заявителю рассмотреть возможность продлить срок действия Договора до указанной даты. Заявитель не ответил на предложение Общества, в связи с чем, продление срока Договора осуществлено не было.

Сетевой организацией на основании определения Коми УФАС России от 21.10.2021 № 02-06/7793 о возбуждении дела об административном правонарушении № ­­­­­­­­ 011/04/9.21-833/2021 и проведении административного расследования письмом от 12.11.2021 исх. №МР2/5/016-119-11-2/1453 (вх. № 4915 от 12.11.2021) представлены информация и копии документов, в том числе копии Акта проверки прибора учета электрической энергии № СПБ80-14964Ю/21-001 от 22.10.2021, Акта  допуска прибора учета в эксплуатацию № СПБ80-14964Ю/21-001 от 22.10.2021, Акта о выполнении технических условий № СПБ80-14964Ю/21-001 от 22.10.2021, Акта об осуществлении технологического присоединения № СПБ80-14964Ю/21-001 от 22.10.2021.

В соответствии с пояснениями Сетевой организации причинами нарушения срока технологического присоединения Объекта Заявителя к электрическим сетям послужили задержка централизованной поставки приборов учета по договору с ООО «Северный кабель» и отсутствие уведомления о готовности выполнения технических условий со стороны Заявителя.

Довод ПАО «Россети Северо-Запад» о задержке поставки приборов учёта не может служить обоснованием правомерности бездействия со стороны Сетевой организации в неосуществлении в установленный срок мероприятий по технологическому присоединению. Данное является предпринимательскими рисками Общества.

В соответствии абзацем 4 пункта 6 Типовых условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Заявитель обязуется, в том числе после выполнения мероприятий по технологическому присоединению уведомить Сетевую организацию о выполнении Технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения (схеме выдачи мощности объектов по производству электрической энергии), релейной защите и автоматике, телемеханике и связи, в случае если такая проектная документация не была представлена Заявителем в Сетевую организацию до направления уведомления о выполнении Технических условий (если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации является обязательной).

К указанному абзацу имеется сноска: «Кроме заявителей, технологическое присоединение электроустановок которых осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже». <…> относится к данной категории заявителей, поскольку согласно пункту 5 Технических условий класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, составит 0,4 кВ.

В соответствии с подпунктами «г», «д» пункта 18 Правил № 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

г) выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а также выполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в порядке, предусмотренном Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. № 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ);

д) проверку выполнения заявителем (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ) и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.

В соответствии с абзацем 2 пункта 108 Правил № 861 результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения обязательств заявителем (за исключением обязательств по оплате счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил).

Ссылка ПАО «Россети Северо-Запад» на невыполнение Заявителем тех или иных мероприятий, предусмотренных Правилами № 861, Типовыми условиями договора, Техническими условиями, как причину, препятствующую выполнению Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению Объекта Заявителя к электрическим сетям, несостоятельна.

Ни Правилами № 861, ни Типовыми условиями договора не предусмотрена обязанность (обязательство) Заявителя уведомлять в рамках технологического присоединения Сетевую организацию о выполнении Технических условий, поскольку уровень напряжения Объекта Заявителя, который необходимо подключить к электрическим сетям, не превышает 0,4 кВ.

Также необходимо отметить, что действующее законодательство возлагает именно на сетевую организацию обязанность по соблюдению правил технологического присоединения к электрическим сетям, в том числе в части сроков осуществления технологического присоединения. Отсутствие уведомления потребителя об исполнении им технических условий не препятствует осуществлению ПАО «Россети Северо-Запад» мероприятий, предусмотренных техническими условиями, для осуществления технологического присоединения Объекта <…> к своим электрическим сетям.

В этом случае результатом исполнения Сетевой организацией обязательств по договору должно быть не фактическое присоединение Объекта Заявителя к электрическим сетям, а обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности).

Единственное обязательство (по оплате услуг Сетевой организации), возложенное на Заявителя, от которого зависит исполнение Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению Объекта к электрическим сетям, выполнено своевременно.

Письмом от 26.11.2021 № МР2/5/016-119-11-2/1575пдн (вх. № 5145 от 26.11.2021) ПАО «Россети Северо-Запад» заявлен довод, согласно которому <…> не были выполнены требования пункта 5.1 Инструкции по осуществлению заявителем фактического присоединения и приема напряжения и мощности энергопринимающих устройств, объектов электросетевого хозяйства, объектов по производству электрической энергии на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже (далее – Инструкция), которые были выполнены Обществом самостоятельно на безвозмездной основе.

Должностное лицо Коми УФАС России, изучив вышеуказанный довод, установило следующее.

Согласно подпунктам 11.1, 11.2, 11.6 пункта 11 Технических условий заявитель должен осуществить, в том числе следующие действия:

- приобрести и смонтировать энергопринимающие установки в соответствии с действующим ПУЭ и другими НТД на объекте, указанном в пункте 2 настоящих ТУ;

- при необходимости выполнить строительство ЛЭП от точки присоединения до смонтированных энергопринимающих установок. Мероприятия по проектированию и строительству в отношении линейных объектов выполнить в соответствии с требованиями статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, ГОСТ и действующих руководящих и нормативно-технических документов;

- выполнить требования Инструкции, содержащей последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

На основании подпункта 5.1 пункта 5 Инструкции в ПАО «Россети Северо-Запад» в соответствии с типовым договором и с учетом местных условий реализуются следующие варианты типового решения по техническому присоединению ЭПУ заявителя – физического лица, максимальная мощность которого не превышает 15 кВТ: технологическое присоединение с использованием прибора учета электроэнергии (электросчетчика) типа сплит-счетчика, расположенного на опоре у границы земельного участка заявителя.

В случае, если на момент завершения со стороны ПАО «Россети Северо-Запад» работ по строительству электросетевых объектов в рамках исполнения договора технологического присоединения Заявителем в полном объеме исполнены его обязательства по договору технологического присоединения и имеются готовые к фактическому присоединению электроустановки, действия по фактическому присоединению электроустановок Заявителя могут быть осуществлены силами ПАО «Россети Северо-Запад» на безвозмездной основе.

В случае, если на момент завершения со стороны ПАО «Россети Северо-Запад» работ по строительству электросетевых объектов в рамках исполнения договора технологического присоединения заявителю требуется проведение каких-либо дополнительных монтажных работ (например, монтаж участка ЛЭП от электроустановок, смонтированных ПАО «Россети Северо-Запад», до сборного электрического щита, установленного в границах участка Заявителя), Заявитель вправе привлечь для выполнения работ специализированную организацию.

Также Заявитель может обратиться в ПАО «Россети Северо-Запад» для выполнения выше обозначенных работ в рамках отдельного договора, заключаемого между Заявителем и ПАО «Россети Северо-Запад», на оказание дополнительных услуг. Данные работы будут выполнены персоналом ПАО «Россети Северо-Запад» в процессе монтажа прибора учета электрической энергии (либо вводного шкафа учета) или в иное другое согласованное Сторонами время в соответствии с условиями указанного договора.

В письме от 26.11.2021 № МР2/5/016-119-11-2/1575пдн (вх. № 5145 от 26.11.2021) ПАО «Россети Северо-Запад» указывает, что после составления акта допуска ПУ в эксплуатацию мероприятия по осуществлению фактического приема мощности электроэнергии – мероприятия, выполняемые Заявителем, не являлись обязанностью Сетевой организации, и должны осуществляться самим заявителем самостоятельно, либо путем заключения отдельного договора с Сетевой организацией или  с иной специализированной организацией. Однако, несмотря на возложение вышеназванной обязанности на заявителя, ПАО «Россети Северо-Запад» на безвозмездной основе оказало услуги заявителю по осуществлению фактического технологического присоединения и приема мощности объекта 22.10.2021 (в день, когда было осуществлено технологическое присоединение Объекта заявителя к электрическим сетям Сетевой организации).

Вместе с тем в письме от 12.11.2021 № МР2/5/016-119-11-2/1453пдн (вх. № 4915 от 12.11.2021) ПАО «Россети Северо-Запад» указало, что <…> были выполнены Технические условия в полном объеме, данный факт был установлен работниками Общества после поступления информации из Коми УФАС России и выезда на Объект заявителя.

Кроме того, из переписки между ПАО «Россети Северо-Запад» и <…> (письмо Сетевой организации от 23.09.2021 № МР2/5/023-156-10-3/6379) следует, что невозможность осуществления технологического присоединения в установленные сроки была связана с поздней поставкой приборов учета, необходимых для установления на опоре № 7 ВЛ-0,4 кВ фидер «2» (ТП № 957), а не в связи с неисполнением заявителем своих обязательств, предусмотренных договором о технологическом присоединении, Техническими условиями, Инструкцией.

Также необходимо отметить, что пунктом 108 Правил № 861 предусмотрено, что результатом исполнения Сетевой организацией обязательств по договору должно быть не фактическое присоединение Объекта Заявителя к электрическим сетям, а обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности), которые должны быть осуществлены ПАО «Россети Северо-Запад» вне зависимости от исполнения обязательств заявителем.

В связи с вышеизложенным, довод ПАО «Россети Северо-Запад», согласно которому обязательства пункта 5.1 Инструкции были выполнены Сетевой организацией, тогда как указанные обязательства должен был выполнить <…>, не находит своего подтверждения.

При рассмотрении административного дела № 011/04/9.21-833/2021 Защитником ПАО «Россети Северо-Запад» заявлен довод, согласно которому неисполнение обязательств по технологическому присоединению в установленные договором о технологическом присоединении сроки связано с тем, что в Правила № 861 были внесены изменения, согласно которым установлен новый срок осуществления технологического присоединения, составляющий 30 рабочих дней с даты заключения договора о технологическом присоединении. В связи с установлением нового, сжатого срока осуществления технологического присоединения, ПАО «Россети Северо-Запад» не успело надлежащим образом перестроить работу Общества.

Заявленный довод не может служить обстоятельством, исключающим виновность ПАО «Россети Северо-Запад», поскольку Общество, заключая двусторонний возмездный договор о технологическом присоединении, порядок исполнения которого предусмотрен императивными нормами публичного права, являясь профессиональным участником рынка, берет на себя все риски его исполнения. Такие риски являются неотъемлемо сопутствующими коммерческой деятельности Сетевой организации в силу пункта 1 статьи 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации.      

Таким образом, в рассматриваемом случае ПАО «Россети Северо-Запад» нарушен порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, поскольку в установленный подп. «б» п. 16 Правил № 861 срок Общество не осуществило мероприятия по технологическому присоединению Объекта <…> к своим электрическим сетям.

В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Ранее ПАО «Россети Северо-Запад» (на дату привлечения к ответственности – ПАО «МРСК Северо-Запада») привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ постановлением Коми УФАС России от 05.11.2020 № 02-06/8887, которое было оставлено в силе решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.01.2021 и постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 по делу № А29-13892/2020. Таким образом, постановление Коми УФАС России от 05.11.2020 № 02-06/8887 вступило в силу 21.04.2021. ПАО «Россети Северо-Запад» исполнило постановление 27.04.2021.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В связи с чем, по состоянию на 12.08.2021 ПАО «Россети Северо-Запад» считалось подвергнутым административному наказанию по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад» допустило нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Место совершения правонарушения – с. Выльгорт, Сыктывдинский район, Республика Коми. 

Время совершения правонарушения –  12.08.2021.

В соответствии с частью 6 статьи 4.5. КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение за нарушение законодательства об электроэнергетике составляет один год со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, не истек.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-833/2021 не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ПАО «Россети Северо-Запад» требований Правил, так и свидетельствующих о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению требований Правил.

Таким образом, вина ПАО «Россети Северо-Запад» в совершении административного правонарушения, административная ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является установленной.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность ПАО «Россети Северо-Запад», - оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Защитник ПАО «Россети Северо-Запад» при рассмотрении административного дела № 011/04/9.21-833/2021 просил учесть в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность действия Сетевой организации по осуществлению фактического технологического присоединения Объекта <…>, которые были совершены на безвозмездной основе несмотря на то, что в соответствии с Инструкцией такие действия должны были быть совершены самим Заявителем.   

Обеспечение ПАО «Россети Северо-Запад» фактического присоединения Объекта <…> к электрическим сетям Общества, тогда как указанные обязательства должны были быть выполнены самим Заявителем,  не может являться обстоятельством, смягчающим административную ответственность, поскольку в установленные сроки – до 11.08.2021 у Заявителя отсутствовала техническая возможность на осуществление действий по самостоятельному обеспечению фактического присоединения его Объекта к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад», в связи с тем, что Сетевая организация осуществила свои обязательства за пределами сроков, установленных Правилами № 861.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ПАО «Россети Северо-Запад», предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения административного дела не установлено.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

Кроме того, Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-713/2021 об административном правонарушении от 25.11.2021 № 02-06/8887 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 650 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, что указывает на неоднократность совершения нарушения по части 2 статьи 9.21.

В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

Из положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Письмом от 26.11.2021 № МР/2/5/016-119-11-2/1575пдн (вх. № 5145 от 26.11.2021) ПАО «Россети Северо-Запад» просило признать рассматриваемое нарушение малозначительным, защитником Общества при рассмотрении административного дела № 011/04/9.21-833/2021 заявленный довод поддержан.

Общество указало, что в рамках рассматриваемого дела необходимо учитывать:

- технологическое присоединение к электрическим сетям Заявителя осуществлено до составления протокола об административном правонарушении;

- несмотря на обязанность Заявителя по самостоятельному обеспечению фактического присоединения на основании приложенной к договору Инструкции, ПАО «Россети Северо-Запад» безвозмездно инициировало фактическое присоединение своими силами, тем самым реабилитировало свои действия по несоблюдению срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению перед Заявителем по восстановлению его в правах и законных интересах;

- правовой интерес Заявителя не нарушен, отсутствует доказательства причинения какого-либо ущерба;

 - ПАО «Россети Северо-Запад» не может нести ответственности за недобросовестные действия контрагентов (третьих лиц) по нарушению сроков поставки проборов учета, которые явились предпосылкой затягивания срока по Договору с <…>.

Рассмотрев указанные доводы, должностное лицо Коми УФАС России установило следующее.

Обстоятельства по технологическому присоединению Объекта <…> к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» до составления протокола об административном правонарушении, а также отсутствие доказательств причинения какого-либо ущерба Заявителю в рассматриваемом случае не могут являться основанием для признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным, поскольку в рассматриваемом случае Сетевая организация своими действиями нарушила права и законные интересы заявителя в виде осуществления технологического присоединения Объекта <…> к электрическим сетям Сетевой организации за пределами сроков, установленных Правилами № 861.

Обеспечение ПАО «Россети Северо-Запад» фактического присоединения Объекта <…> к электрическим сетям Общества, тогда как указанные обязательства должны были быть выполнены самим Заявителем, также не может являться основанием для признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным, поскольку в установленные сроки – до 11.08.2021 у Заявителя отсутствовала техническая возможность на осуществление действий по самостоятельному обеспечению фактического присоединения его Объекта к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад», в связи с тем, что Сетевая организация осуществила свои обязательства за пределами сроков, установленных Правилами № 861.

Срыв программы по поставке приборов учета, необходимых для установки в рамках исполнения ПАО «Россети Северо-Запад» обязательств, в том числе по договору о технологическом присоединении, заключенному с <…>, по вине третьих лиц, не может являться основанием для признания административного правонарушения малозначительным, поскольку обязательства по приобретению и установке прибора учета в рамках исполнения Технических условий, а также риски, связанные с их приобретением и установкой, лежат на Сетевой организации, как субъекте, осуществляющем предпринимательскую деятельность.    

Должностное лицо, оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, не находит исключительности в характере совершенного ПАО «Россети Северо-Запад» административного правонарушения. Доказательств наличия в рассматриваемом случае исключительных обстоятельств ПАО «Россети Северо-Запад» в материалы административного дела не представлено. Правонарушение совершено в сфере электроснабжения, что представляет собой существенную опасность для охраняемых законом общественных отношений. В таких условиях совершенное ПАО «Россети Северо-Запад» правонарушение не может квалифицироваться должностным лицом в качестве малозначительного.

   Также в письме от 26.11.2021 № МР/2/5/016-119-11-2/1575пдн (вх. № 5145 от 26.11.2021) ПАО «Россети Северо-Запад» указало, что имеются основания для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела, защитником Общества при рассмотрении административного дела № 011/04/9.21-833/2021 заявленный довод поддержан.

 В соответствии ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

   ПАО «Россети Северо-Запад» указало, что при назначении наказания должен быть учтён характер совершенного административного правонарушения, соблюдены принципы соразмерности и справедливости наказания. В рассматриваемом случае отсутствует угроза общественным отношениям и негативные последствия, Общество осуществляет регулируемую деятельность по технологическому присоединению, а также исполняет договоры об оказании услуг по передаче электрической энергии.

   Приведенные Обществом доводы не свидетельствуют о возможности снижения административного штрафа, поскольку из имеющихся материалов не следует, что ПАО «Россети Северо-Запад» принимало меры по недопущению, предотвращению нарушения. Общество осуществило технологическое присоединение объекта к электрическим сетям с нарушением установленных Техническими условиями сроков, тем самым нарушив требования Правил № 861, что свидетельствует о пренебрежительном отношении сетевой организации к возложенным на нее обязанностям как на субъекта естественной монополии.

Таким образом, отсутствуют основания для применения в рассматриваемом случае в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» положений  ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ о снижении размера административного штрафа ниже низшего предела.

Из материалов административного дела следует, что ПАО «Россети Северо-Запад» должно было осуществить технологическое присоединение Объекта <…> к  своим электрическим сетям в срок до 11.08.2021, однако выполнена данная обязанность 22.10.2021, то есть только через 2 месяца после установленного срока.

Как следует из имеющихся материалов административного дела № 011/04/9.21-833/2021, 30.06.2021 Заявителем произведена оплата за технологическое присоединение. После указанной даты, которая является датой заключения между сторонами договора о технологическом присоединении, ПАО «Россети Северо-Запад» не производило никаких действий для осуществления мероприятий по технологическому присоединению Объекта Заявителя. Только после обращения Заявителя 09.09.2021 с жалобой в ПАО «Россети Северо-Запад», а затем с заявлением в адрес Коми УФАС России Общество осуществило действия по технологическому присоединению Объекта Заявителя. Таким образом, сами мероприятия по технологическому присоединению со стороны ПАО «Россети Северо-Запад» начали выполняться уже за пределами установленного срока.  

 Вышеуказанное, а также характер совершенного административного правонарушения, неоднократность совершения ПАО «Россети Северо-Запад» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21, позволяет в рассматриваемом случае назначить административный штраф в размере 700 000 (семьсот тысяч) рублей.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Штрафная санкция, назначенная ПАО «Россети Северо-Запад» Коми УФАС России, соразмерна правонарушению, имущественное и финансовое положение Общества не тяжёлое, позволяет выплатить назначенный штраф, а само наказание, в то же время, имеет существенный предупреждающий эффект и способствует предотвращению совершения новых аналогичных правонарушений.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного ПАО «Россети Северо-Запад» административного правонарушения, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, с учетом финансового и имущественного положения ПАО «Россети Северо-Запада», подтвержденного копиями отчета о финансовых результатах организации за 2020 год, бухгалтерского баланса за 2020 год, информацией об остатках денежных средств на расчетных счетах Общества по состоянию за истекший период 2021 года, в соответствии со статьями 4.1, 4.2, ч. 1, ч. 2 ст. 9.21, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,  

 

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать ПАО «Россети Северо-Запад» (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Назначить ПАО «Россети Северо-Запад» (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751) административное наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 (семьсот тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

 

 

Реквизиты для уплаты штрафа:

Отделение-НБ Республики Коми БАНКА РОССИИ/УФК по Республике Коми г. Сыктывкар

БИК

048702001

 

Сч. №

 

 

Банк получателя

 

ИНН  1101481197

КПП  110101001

Сч. №

40101810000000010004

 

УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (КОМИ УФАС РОССИИ)

 

Вид оп.

01

Срок плат.

 

 

Наз. пл.

 

Очер. плат.

3

 

Получатель

Код

 

Рез. поле

 

 

 

16111601091010021140

87701000

0

0

0

0

0

 

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ  ПО ДЕЛУ № 011/04/9.21-833/2021 СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ОТ 30.11.2021        

 
                 

 

  

Согласно части 5 статьи 32.2. КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 30.2, 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

 1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

 2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

 

Заместитель руководителя управления –

начальник отдела контроля рекламы и

недобросовестной конкуренции                                                                           <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

           

 

Оп

Связанные организации

Связанные организации не указаны