Решение №КА/1046/14 Решение по делу по признакам нарушения Администрацией города... от 17 января 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-193/00-23-13

26.12.2013 г. г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» декабря 2013г.

В полном объеме решение изготовлено «17» января 2014г.

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя ФАС России А.Ю. Кинёва; членов Комиссии: заместителя начальника Управления контроля органов власти ФАС России Н.И. Исаевой, заместителя начальника Аналитического управления ФАС России В.А. Шипунова, заместителя начальника Правового управления ФАС России Д.А. Гаврилова, заместителя начальника отдела судебной работы Правового управления ФАС России Н.Н. Зайцевой, главного специалиста - эксперта отдела проверок Управления контроля органов власти ФАС России В.В. Егоровой, главного специалиста - эксперта отдела контроля земельно - имущественного комплекса и строительства Управления ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС России В.В. Величко (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 1-00-193/00-23-13 по признакам нарушения Администрацией города Норильска Красноярского края (663300, Красноярский край, г. Норильск, пр. Ленинский, 24А), муниципальным учреждением «Управление имущества Администрации города Норильска» (663300, Красноярский край, г. Норильск, пр. Ленинский, 23А) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по признакам нарушения Администрацией города Норильска Красноярского края (далее - Администрация), муниципальным учреждением «Управление имущества Администрации города Норильска» (далее - МУ «Управление имущества»), ОАО «Горно - металлургическая компания «Норильский никель» (далее - ОАО «ГМК «Норильский никель») (663302, Красноярский край, г. Норильск, пл. Гвардейская, д.2) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступило заявление (вх. № 24416/13 от 28.03.2013) ООО «Черногорская горно-рудная компания» (далее - ООО «ЧГРК») о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации, выразившихся в издании распоряжения от 31.05.2012 № 2489, которым ООО «ЧГРК» отказано в установлении условно разрешенного вида использования земельного участка, расположенного в районе города Норильска, от автодороги на промоотвал № 1 вдоль восточного склона г. Гудчиха до восточного склона г. Ергалах, для строительства объекта капитального строительства «автодорога», необходимого для обеспечения проезда к Черногорскому месторождению, право пользования, которым на основании лицензии ДУД № 13774 ТЭ принадлежит ООО «ЧГРК».

При этом, Администрация распоряжением № 6509 от 10.12.2012 предоставила ОАО «ГМК «Норильский никель» земельный участок под подъездные пути в границах испрашиваемого ООО «ЧГРК» земельного участка.

Приказом ФАС России от 24.07.2013 № 479/13 возбуждено дело № 1-00-193/00-23-13 по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением ФАС России от 24.09.2013 № КА/37234/13 к участию в рассмотрении дела № 1-00-193/00-23-13 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах было привлечено Федеральное агентство по недропользованию.

В соответствии с приказами ФАС России от 02.10.2013 № 644/13, от 06.11.2013 № 755/13, от 02.10.2013 №646/13, от 06.11.2013 № 756/13 от 02.10.2013 №645/13, от 06.11.2013 № 754/13 были проведены внеплановые выездные проверки в отношении Администрации, МУ «Управления имущества», ОАО «ГМК «Норильский никель» на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства (статьи 16 Закона «О защите конкуренции»).

07.10.2013 в ФАС России поступило дополнение к заявлению ООО «ЧГРК», в котором указывается, что в действиях Администрации и ее структурных подразделений содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые выразились в необоснованном препятствовании осуществлению хозяйствующими субъектами (ОАО «Артель старателей «Амур» (далее - ОАО «АС «Амур») и ООО «ЧГРК»), входящими в одну группу лиц с ООО «Русская платина», хозяйственной деятельности путем отказов в предоставлении земельных участков необходимых для освоения и разработки лицензионных участков Черногорского месторождения и месторождения Норильск – 1 (южная часть).

Определением ФАС России от 23.10.2013 № КА/41680/13 к участию в рассмотрении дела № 1-00-193/00-23-13 в качестве ответчика по признакам нарушения статей 15, 16 Закона о защите конкуренции было привлечено МУ «Управление имущества».

Определением ФАС России от 23.10.2013 № 41677/13 к участию в рассмотрении дела № 1-00-193/00-23-13 в качестве ответчика по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции было привлечено ОАО «ГМК «Норильский никель».

Определением ФАС России от 23.10.2013 № КА/41674/13 к участию в рассмотрении дела № 1-00-193/00-23-13 в качестве заинтересованного лица было привлечено ОАО «АС «Амур».

Определением ФАС России от 23.10.2013 № КА/41673/13 срок рассмотрения дела № 1-00-193/00-23-13 был продлен по 06.05.2014.

Изучив представленные в ходе рассмотрения дела материалы и документы, Комиссия ФАС России установила следующее.

I. 04.10.2006 ООО «ЧГРК» получило лицензию ДУД № 13774 ТЭ на право пользования недрами с целью разведки и добычи медно - никелевых руд на Черногорском месторождении, расположенном в Норильском промышленном районе Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района, в 15 км юго - восточнее г. Норильска.

Неотъемлемой составной частью лицензии является, в том числе, лицензионное соглашение об условиях пользования недрами с целью разведки и добычи медно - никелевых руд в пределах данного участка (далее – лицензионное соглашение) (приложение № 1 к лицензии).

В соответствии с пунктом 4.1 лицензионного соглашения ООО «ЧГРК» обязуется обеспечить выполнение следующих условий пользования лицензионным участком недр Черногорского месторождения:

- не позднее 10.10.2013 начать промышленную добычу руды на Черногорском месторождении;

- не позднее 10 октября 2015 ввести в эксплуатацию горнодобывающее предприятие с производительностью не менее 2500 тыс. тонн руды в год.

Между Черногорским месторождением и сетью автомобильных дорог Норильского промышленного района отсутствует транспортное сообщение.

Таким образом, факт отсутствия транспортного сообщения может привести к невозможности выполнения ООО «ЧГРК» вышеперечисленных условий лицензионного соглашения.

02.04.2012 ООО «ЧГРК» обратилось в комиссию по землепользованию и застройке муниципального образования города Норильск с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капительного строительства для обеспечения подъезда к Черногорскому медно - никелевому месторождению - автодороги длиной 14,3 км, ориентировочной площадью 92,2 га; предполагаемое место размещения объекта: от автодороги на промотвал № 1 вдоль восточного склона г. Гудчиха до восточного склона г. Ергалах. (далее — земельный участок, ведущий к Черногорскому месторождению). К заявлению хозяйствующего субъекта была приложена схема размещения земельного участка.

24.04.2012 главой города Норильска издано постановление № 17, в соответствии с которым на 10.05.2012 было назначено проведение публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, на изменение вида разрешенного использование земельных участков и объектов капитального строительства.

28.04.2012 главой Администрации города Норильска издано распоряжение № 1802, согласно которому комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Норильск было поручено подготовить и провести 10.05.2012 публичные слушания.

10.05.2012 состоялись публичные слушания, по результатам которых был составлен протокол публичных слушаний от 10.05.2012 № 03 (далее - протокол).

Согласно пункту 33 протокола рассматривался вопрос о предоставлении ООО «ЧГРК» разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для строительства дороги, ведущей к черногорскому месторождению.

В соответствии с указанным протоколом в публичных слушаниях приняло участие 32 человека, из которых 14 человек - проголосовали «за» предоставление ООО «ЧГРК» разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для строительства дороги, ведущей к Черногорскому месторождению; 18 человек - «воздержалось».

20.05.2012 заключением комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Норильск о результатах публичных слушаний главе Администрации города Норильска было рекомендовано отказать ООО «ЧГРК» в установлении условно разрешенного вида использования земельного участка для строительства дороги, ведущей к Черногорскому месторождению, в связи с нецелесообразностью использования испрашиваемого земельного участка под строительство автодороги.

31.05.2012 распоряжением исполняющего обязанности главы Администрации города Норильска № 2489 ООО «ЧГРК» на основании заключения комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Норильск и результатов публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства (протокол от 10.05.2012 № 03), отказано в установлении условно разрешенного вида использования земельного участка для строительства дороги, ведущей к Черногорскому месторождению.

В силу пункта 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 ГрК РФ.

В соответствии с указанной статьей вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Решением Норильского городского совета депутатов от 13.05.2008 № 11-239 утверждено Положение о публичных слушаниях на территории муниципального образования город Норильск (далее - Положение).

В соответствии с особенностями организации и проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении такого разрешения в комиссию по землепользованию и застройке муниципального образования город Норильск (далее - Комиссия) (пункт 8.1 Положения).

Публичные слушания по указанному вопросу проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия (пункты 8.3; 8.4 Положения).

Согласно Положению, итоговыми документами публичных слушаний являются протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний, оформляемые комиссией по подготовке правил землепользования и застройке на основании публичных слушаний.

На основании заключения о результатах публичных слушаний по данному вопросу Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении соответствующего разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе Администрации города Норильска (пункт 8.7 Положения).

На основании заключений по результатам публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка глава Администрации города Норильска или иное уполномоченное им должностное лицо в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает одно из следующих решений (пункт 8.9 Положения):

- о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства;

- об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства.

Из содержания распоряжения № 2489 следует, что ООО «ЧГРК» в установлении условно разрешенного вида использования земельного участка в целях строительства дороги было отказано, на основании заключения о результатах публичных слушаний от 20.05.2012 и результатов публичных слушаний (протокол от 10.05.2012 № 03).

При этом, за время проведения публичных слушаний, в Комиссию не поступило ни одного отрицательного мнения по вопросу предоставления ООО «ЧГРК» разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для строительства дороги, ведущей к Черногорскому месторождению, что подтверждается протоколом.

В заключении о результатах публичных слушаний, подготовленных Комиссией, не указаны причины, по которым комиссия пришла к выводу о нецелесообразности предоставления ООО «ЧГРК» разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для строительства дороги, ведущей к Черногорскому месторождению.

ООО «ЧГРК» не согласившись с принятым Администрацией решением об отказе в предоставлении земельного участка для строительства дороги, ведущей к месторождению, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании распоряжения № 2489 от 31.05.2012 недействительным.

Указанное заявление ООО «ЧГРК» было принято Арбитражным судом Красноярского края к рассмотрению (дело № А 33-14020/2012).

В период судебного разбирательства в Арбитражном суде Красноярского края по делу № А 33-14020/2012 между Администрацией и ООО «ЧГРК», ОАО «ГМК «Норильский никель» обратилось в комиссию города Норильска по согласованию предоставления земельных участков в аренду и иное пользование с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 407 000 кв. м, расположенного по адресу: Красноярский край, район города Норильска, район промотвала №1 – район Ергалахского водозабора, под подъездные пути, на срок до 31.12.2017 (далее - земельный участок под подъездные пути).

25.09.2012 по результатам рассмотрения заявления ОАО «ГМК «Норильский никель» заместителем главы администрации города Норильска по собственности и развитию предпринимательства было издано распоряжение № 4824 об утверждении схемы расположения земельного участка под подъездные пути.

Во исполнение пункта 2 распоряжения № 4824 от 25.09.2012 ОАО «ГМК «Норильский никель» в установленном порядке произведен кадастровый учет вышеуказанного земельного участка.

10.12.2012 заместителем главы Администрации города Норильска по собственности и развитию предпринимательства было издано распоряжение № 6509 о предоставлении на праве аренды сроком до 31.12.2017 ОАО «ГМК «Норильский никель» земельного участка под подъездные пути с кадастровым номером 24:55:0500001:479.

28.12.2012 МУ «Управление имущества» с ОАО «ГМК «Норильский никель» был заключен договор № 7385 аренды земельного участка с кадастровым номером 24:55:0500001:479.

При этом, земельный участок под подъездные пути с кадастровым номером 24:55:0500001:479, предоставленный ОАО «ГМК «Норильский никель», расположен в границах земельного участка, ведущего к Черногорскому месторождению, что подтверждается материалами дела.

30.01.2013 решением Арбитражного суда Красноярского края по делу № А 33-14020/12, вступившим в законную силу, распоряжение № 2489 было признано недействительным, как несоответствующее требованиям ГрК РФ.

При вынесении указанного судебного акта арбитражный суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.

Исходя из положений статьи 39 ГрК РФ органы местного самоуправления принимают решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с учетом результатов публичных слушаний.

По смыслу подпункта 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» результаты публичных слушаний носят для органов местного самоуправления рекомендательный характер и не могут предопределять решения уполномоченного органа власти.

Ответственность за правильность и законность принимаемого решения возлагается на орган местного самоуправления. Решение органа местного самоуправления об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка должно содержать указание на основания, по которым произведен данный отказ.

Распоряжение № 2489 не содержит мотивированного письменного отказа с указанием причин невозможности выдачи ООО «ЧГРК» разрешения на условно разрешенный вид использования испрашиваемого земельного участка и в этой связи является незаконным.

Действия Администрации, выразившиеся в принятии незаконного распоряжения № 2489 от 31.05.2012, нарушают права ООО «ЧГРК» на равный доступ к пользованию земельным участком для осуществления хозяйственной деятельности.

Отсутствие возможности использования земельного участка под строительство автодороги, обеспечивающей проезд к Черногорскому месторождению, препятствует ООО «ЧГРК» полноценно осуществлять свою хозяйственную деятельность, что могло привести к ограничению конкуренции на рынках реализации меди, никеля, кобальта и попутных компонентов.

Более того, отсутствие автодороги также создает для ООО «ЧГРК» риск нарушения сроков начала промышленной добычи руды на Черногорском месторождении, установленных абзацем «д» пункта 4.1 лицензионного соглашения, что согласно пункту 10.1 данного соглашения является основанием для прекращения права ООО «ЧГРК» пользования месторождением и отзыва у хозяйствующего субъекта лицензии на право пользования недрами.

II. 12.03.2013 ООО «ЧГРК» обратилось в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Норильска (далее - Управление архитектуры и градостроительства) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - Черногорский горно-металлургический комплекс (далее - земельный участок для строительства и размещения горнообогатительного комбината).

05.04.2013 Управление архитектуры и градостроительства письмом № 190-681 «О выборе земельного участка», ссылаясь на абзац 2 пункта 2.8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, утвержденного постановлением Администрации от 24.07.2012 № 234, отказало ООО «ЧГРК» в приеме документов, в связи с тем, что заявление подано не по утвержденной форме.

ООО «ЧГРК», не согласившись с указанным решением Администрации об отказе в приеме документов, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании данного отказа незаконным.

27.06.2013 определением Арбитражного суда Красноярского края заявление ООО «ЧГРК» принято к рассмотрению (дело № А33-10394/13)

В период судебного разбирательства в Арбитражном суде Красноярского края по делу № А33-10394/13 между Администрацией и ООО «ЧГРК», Управление архитектуры и градостроительства письмом № 190-2105 от 20.08.2013 «О выборе земельного участка» отменило письмо № 190-681 от 05.04.2012 и, рассмотрев заявление ООО «ЧГРК» о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - Черногорский горно-металлургический комплекс, вновь отказало в его рассмотрении по причине того, что испрашиваемый ООО «ЧГРК» вид разрешенного использования земельного участка для строительства и размещения горнообогатительного комбината является условно разрешенным, а с заявлением о возможности установления условно разрешенного вида использования земельного участка в установленном порядке хозяйствующий субъект не обращался.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03.09.2013 по делу № А33 - 10394/2013, в связи с фактическим рассмотрением Управлением архитектуры и градостроительства указанного заявления ООО «ЧГРК», в удовлетворении требований ООО «ЧГРК» было отказано.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Красноярского края от 03.12.2013 по делу № А 33- 10394/2013 было отменено.

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новый судебный акт о признании письма Управления архитектуры и градостроительства № 190-681 от 05.04.2012 «О выборе земельного участка» незаконным, Третий арбитражный апелляционный суд руководствовался следующим.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

В силу абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

Порядок выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта регламентирован статьями 30, 31, 32 ЗК РФ.

В соответствии со статьей 31 ЗК РФ юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.

Согласно пунктам 7-9 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Учитывая положения вышеизложенных норм права, Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что неправомерный отказ Управления архитектуры и градостроительства в приеме документов ООО «ЧГРК» является незаконным и нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта на рассмотрение его заявления в установленном законом порядке.

Таким образом, действия Администрации по отказу в принятии документов, неправомерность которых установлена вступившим в законную силу судебным актом, а также по отказу в рассмотрении заявления ООО «ЧГРК» могли привести к негативным последствиям осуществления ООО «ЧГРК» хозяйственной деятельности, что в свою очередь, могло привести к ограничению конкуренции.

III. 27.01.2012 Правительством Российской Федерации было издано распоряжение № 66-р (далее – распоряжение № 66-р) об объявлении конкурса (далее – конкурс) на право пользования участком недр федерального значения, включающим южную часть месторождения Норильск - 1, расположенным на территории Красноярского края для разведки и добычи никеля, меди, кобальта и попутных компонентов (далее – земельный участок № 1).

В распоряжении № 66-р были определены площадь и координаты вышеуказанного участка. Распоряжение № 66-р было опубликовано 06.02.2012 в Собрании законодательства Российской Федерации и в Российской газете 07.02.2012.

В конкурсе на право пользования участком недр федерального значения, включающим южную часть месторождения Норильск – 1, принимали участие ОАО «АС «Амур» и ОАО «ГМК «Норильский никель».

15.06.2012 победителем конкурса было признано ОАО «Артель старателей «Амур».

При этом, 14.06.2012, т.е. за день до оглашения результатов конкурса ОАО «ГМК «Норильский никель» обратилось в комиссию города Норильска по согласованию предоставления земельных участков в аренду и иное пользование, с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 18 740 835 кв. м, расположенного по адресу: Красноярский край, район горы Медвежья, под производственно - техническую деятельность рудника «Заполярный» сроком на 5 лет (далее – земельный участок № 2).

25.06.2012 по результатам рассмотрения обращения ОАО «ГМК «Норильский никель» исполняющим обязанности заместителя главы Администрации по собственности и развитию предпринимательства было издано распоряжение № 3040 об утверждении схемы расположения земельного участка № 2 на кадастровом плане территории.

Во исполнение пункта 2 распоряжения № 3040 от 25.06.2012 ОАО «ГМК «Норильский никель» произведен в установленном порядке кадастровый учет земельного участка №2.

20.07.2012 исполняющим обязанности заместителя главы Администрации по собственности и развитию предпринимательства было издано распоряжение № 3509 о предоставлении ОАО «ГМК «Норильский никель» на праве аренды земельного участка № 2 сроком на 5 лет.

В тот же день 20.07.2012 МУ «Управление имущества» с ОАО «ГМК «Норильский никель» был заключен договор № 7156 аренды земельного участка № 2.

09.08.2013 ОАО «АС «Амур» получило лицензию КРР № 15605 на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча никеля, меди, кобальта и попутных компонентов на участке недр федерального значения южная часть месторождения Норильск - 1. Приложением к данной лицензии являются условия пользования недрами.

Из подпунктов а), б) пункта 3 данных условий следует, что недропользователь обязан обеспечить:

- подготовку, согласование и утверждение в установленном порядке проекта разведочных работ на лицензионном участке не позднее 09 августа 2014;

- начало разведочных работ на лицензионном участке не позднее 09 ноября 2014;

- начало строительства объектов инфраструктуры горно – добывающего предприятия не позднее 09 февраля 2016.

Согласно пункту 9.2 условий пользования недрами право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено при невыполнении недропользователем условий пользования участком недр, оговоренных в пункте 3 настоящих условий.

В силу части 2.2 статьи 30 ЗК РФ предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Вместе с тем, как установлено Комиссией ФАС России ОАО «АС «Амур» лишено возможности приступить к выполнению вышеперечисленных условий пользования недрами в связи с тем, что земельный участок №2, предоставленный ОАО «ГМК «Норильский никель» на основании распоряжения № 3509, в значительной степени совпадает с земельным участком № 1, конкурс на право пользования участком недр, в границах которого выиграло ОАО «АС «Амур».

Совпадение указанных земельных участков подтверждается материалами настоящего дела.

При этом, из материалов дела следует, что органам власти муниципального образования город Норильск на момент предоставления ОАО «ГМК «Норильский никель» земельного участка №2 было известно о результатах проведения конкурса на право пользования участком недр в границах земельного участка № 1.

В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Комиссия ФАС России приходит к выводу, что совокупность действий Администрации, выразившихся:

  • в отказе ООО «ЧГРК» в представлении земельного участка, ведущего к Черногорскому месторождению и предоставлении ОАО «ГМК «Норильский никель» земельного участка под подъездные пути;
  • в отказе ООО «ЧГРК» в предоставлении земельного участка для строительства и размещения горнообогатительного комбината;

  •  в предоставлении ОАО «ГМК «Норильский никель» земельного участка №2 при условии осведомленности о результатах проведенного конкурса, в соответствии с которыми право пользование недр принадлежит ОАО «АС «Амур», могло привести к созданию необоснованного препятствия осуществлению ООО «ЧГРК» и ОАО «АС «Амур» хозяйственной деятельности на рынках реализации меди, никеля, кобальта и попутных компонентов и, как следствие, к ограничению конкуренции.
  • Комиссия ФАС России установлено, что Администрацией приняты распоряжения от 20.07.2012 № 3509, от 31.05.2012 № 2489, в которых даются обязательные для исполнения МУ «Управление имущества» указания о заключении с ОАО «ГМК «Норильский никель» договора аренды земельного участка № 2; договора аренды земельного участка под подъездные пути.

С учетом изложенного, Комиссия ФАС России делает вывод об отсутствии в действиях МУ «Управление имущества» по заключению указанных договоров нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьей 41, статьей 47.1, статей 49 Закона о защите конкуренции

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию города Норильска Красноярского края нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения совокупности действий, ограничивающих конкуренцию, выразившихся в:

- издании распоряжения от 31.05.2012 № 2489 об отказе ООО «Черногорская горно – рудная компания» в установлении условно разрешенного вида использования земельного участка, расположенного в районе города Норильска, от автодороги на промоотвал № 1 вдоль восточного склона г. Гудчиха до восточного склона г. Ергалах, для строительства объекта капитального строительства автодорога;

- издании распоряжения № 3509 от 20.07.2012 о предоставлении ОАО «ГМК «Норильский никель» земельного участка с кадастровым номером: 24:55:0000000:38977, расположенного в Красноярском крае, (район города Норильска - район горы Медвежья);

- издании распоряжения №6509 от 10.12.2012 о предоставлении ОАО «ГМК «Норильский никель» земельного участка с кадастровым номером 24:55:0500001:479 площадью 407 000 кв. м., расположенного в Красноярском крае, в районе города Норильска (район промотвала № 1 – район Ергалахского водозабора);

- принятии решения об отказе ООО «Черногорская горно- рудная компания» в выборе земельного участка для размещения горнообогатительного комбината, изложенного в письме от 05.04.2013 № 190-681;

- принятии вновь решения об отказе ООО «Черногорская горно- рудная компания» в выборе земельного участка для размещения горнообогатительного комбината, изложенного в письме от 20.08.2013 № 190-2105.

2. Прекратить дело в отношении муниципального учреждения «Управления имущества Администрации города Норильска» по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях данного лица.

3. Администрации города Норильска Красноярского края выдать предписание об отмене актов, нарушающих антимонопольное законодательство и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

4. Выделить дело в отношении Администрации города Норильска Красноярского края, муниципального учреждения «Управления имущества Администрации города Норильска», ОАО «ГМК «Норильский никель» по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отдельное производство.

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны