Решение №1-00-126/00-23-13 Решение по делу в отношении Правительства Ставропольского кр... от 27 мая 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-126/00-23-13

 

27 мая 2013 г. г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 15 мая 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 27 мая 2013 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Субботина П.Т.; членов Комиссии – заместителя начальника Управления контроля органов власти Кузнецова А.В., заместителя начальника Управления контроля социальной сферы и торговли Урюкиной Е.В., заместителя начальника Аналитического управления Шипунова В.А., заместителя начальника отдела расследований Управления контроля органов власти Мухлынова Р.В., советника отдела расследований Управления контроля органов власти Кобзева С.С., рассмотрев дело № 1-00-126/00-23-13, возбужденное в отношении Правительства Ставропольского края (пл. Ленина, д. 1, г. Ставрополь, 355025) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в присутствии представителя Правительства Ставропольского края Красновой Е.В. (доверенность № 02-20/4643 от 13.05.2013) и представителей Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Бондаренко В.Г. (доверенность № 830 от 14.05.2013), Зверева М.Н. (доверенность № 832 от 14.05.2013), Дьяконова Б.Б. (доверенность № 831 от 14.05.2013)

У С Т А Н О В И Л А:

Основанием для возбуждения дела № 1-00-126/00-23-13 послужило обращение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» (далее – Заявитель) вх. от 16.11.2012 № 66368/12, содержащее информацию о несоответствии антимонопольному законодательству постановления Правительства Ставропольского края от 25.06.2012 № 207-п «О дополнительных ограничениях времени и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Ставропольского края» (далее – Постановление № 207-п).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и возражения сторон по делу, Комиссией установлено следующее.
Пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Пунктом 1 Постановления № 207-п установлено, что на территории Ставропольского края розничная продажа алкогольной продукции не допускается:
- в организациях культуры в части розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания (пункт 1.4.);
- в зонах рекреационного назначения (в границах территорий занятых парками, скверами, пляжами) (пункт 1.5.).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания.
Также в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона № 171-ФЗ не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции в общественных местах, в том числе во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением потребления (распития) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, потребления (распития) пива и пивных напитков, приобретенных у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.
В соответствии с Определением Верховного Суда от 12.12.2012 № 74-АПГ12-19 «ограничения розничной продажи алкогольной продукции не распространяются на розничную продажу пива и пивных напитков, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания».
Таким образом, Постановление № 207-п вступает в противоречие с нормами Закона № 171-ФЗ. Тем самым Правительство Ставропольского края превысило нормотворческие полномочия субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2);
- установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров (пункт 3).
Подпункт «б» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) предусматривает запрет органам государственной власти субъектов на принятие нормативных правовых актов, решений, предусматривающих введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации.
На официальном сайте Комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию был опубликован «Перечень территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Ставропольского края» в соответствии с Постановлением № 207-п. Данный перечень состоит из 161 пункта (парки, скверы, пляжи и т.д.).
В соответствии с информацией, представленной Правительством Ставропольского края, после вступления в силу Постановления № 207-п на 30.04.2013 количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в организациях культуры Ставропольского края сократилось с 12 до 8, в рекреационных зонах — с 21 до 19. Данные хозяйствующие субъекты поставлены в неравные условия по отношению к тем субъектам, на которые не распространяется действие Постановления № 207-п.
Ставропольским городским союзом малого и среднего бизнеса был организован опрос в городе Ставрополь на тему «Пойдете ли Вы в кафе, если в его меню не будут включены алкогольные напитки?» (кафе и рестораны в рекреационных зонах). В данном опросе приняли участие 500 респондентов. Данные опроса показали, что 55,8% откажутся от посещения таких заведений в пользу близлежащих ресторанов, 39,2% принесут алкоголь с собой, 5% готовы посетить такие заведения. Таким образом, результат опроса показал, что запрет на продажу алкогольных напитков в соответствии с Постановлением № 207-п не приведет к снижению потребления алкогольной продукции, а окажет негативные последствия для хозяйствующих субъектов, реализующих алкогольную продукцию при оказании услуг общественного питания на территории парков Ставропольского края.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 указано: «Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции».
Исходя из вышесказанного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Правительством Ставропольского края пункта 2 и пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и подпункта «б» пункта 4 статьи 15 Закона о торговле, выразившимся в установлении запрета на розничную продажу алкогольной продукции в организациях культуры и рекреационных зонах при оказании услуг общественного питания пунктами 1.4 и 1.5 постановления Правительства Ставропольского края от 25.06.2012 № 207-п «О дополнительных ограничениях времени и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Ставропольского края», что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке реализации алкогольной продукции на территории Ставропольского края.
Вместе с тем, в рамках рассмотрения дела в ФАС России поступило письмо исполняющего обязанности Губернатора Ставропольского края И.И. Ковалева (№ 35650-ЭП/13 от 07.05.2013) содержащее информацию о добровольном устранении нарушений, а именно внесении изменений в Постановление № 207-п в части признания утратившими силу пунктов 1.4 — 1.6.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
 

РЕШИЛА:

1. Признать Правительство Ставропольского края нарушившим пункты 2 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также подпункт «б» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившимся в установлении запрета на розничную продажу алкогольной продукции в организациях культуры и рекреационных зонах при оказании услуг общественного питания пунктами 1.4 и 1.5 постановления Правительства Ставропольского края от 25.06.2012 № 207-п «О дополнительных ограничениях времени и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Ставропольского края».
2. Прекратить дело № 1-00-126/00-23-13 в отношении Правительства Ставропольского края в связи с добровольным устранением нарушения.
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны