Определение №КА/382/14 Определение о продлении срока проведения административного р... от 14 января 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
о продлении срока проведения административного
расследования по делу об административном
правонарушении № 4-14.9-905/00-23-13
«22» декабря 2013 г. г. Москва
Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кинёв Александр Юрьевич, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 4-14.9-905/00-23-13,
УСТАНОВИЛ:
В ФАС России поступило на рассмотрение обращение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» (вх. от 16.11.2012 № 66368/12).
По результатам рассмотрения указанного обращения, приказом от 11.04.2013 № 254/13 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 1-00-126/00-23-13 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении запрета на розничную продажу алкогольной продукции в организациях культуры и рекреационных зонах при оказании услуг общественного питания пунктами 1.4 и 1.5 постановления Правительства Ставропольского края от 25.06.2012 № 207-п «О дополнительных ограничениях времени и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Ставропольского края» (далее — Постановление № 207-п).
Комиссией ФАС России по рассмотрению дела № 1-00-126/00-23-13 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия ФАС России) было установлено следующее.
Правительство Ставропольского края, руководствуясь пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) которым установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, издало Постановление № 207-п.
Пунктом 1 Постановления № 207-п установлено, что на территории Ставропольского края розничная продажа алкогольной продукции не допускается:
- в организациях культуры в части розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания (пункт 1.4.);
- в зонах рекреационного назначения (в границах территорий занятых парками, скверами, пляжами) (пункт 1.5.).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания.
Также в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона № 171-ФЗ не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции в общественных местах, в том числе во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением потребления (распития) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, потребления (распития) пива и пивных напитков, приобретенных у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.
В соответствии с определением Верховного Суда от 12.12.2012 № 74-АПГ12-19 «ограничения розничной продажи алкогольной продукции не распространяются на розничную продажу пива и пивных напитков, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания».
Таким образом, Постановление № 207-п не устанавливает дополнительные ограничения времени и мест розничной продажи алкогольной продукции, а вступает в противоречие с нормами Закона № 171-ФЗ. Тем самым Правительство Ставропольского края превысило нормотворческие полномочия субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2);
- установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров (пункт 3).
Подпункт «б» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) предусматривает запрет органам государственной власти субъектов на принятие нормативных правовых актов, решений, предусматривающих введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации.
На официальном сайте Комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию был опубликован «Перечень территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Ставропольского края» в соответствии с Постановлением № 207-п. Данный перечень состоит из 161 пункта (парки, скверы, пляжи и т.д.).
В соответствии с информацией, представленной Правительством Ставропольского края, после вступления в силу Постановления № 207-п на 30.04.2013 количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в организациях культуры Ставропольского края сократилось с 12 до 8, в рекреационных зонах — с 21 до 19. Хозяйствующие субъекты, которые продолжают осуществлять свою деятельность, поставлены в неравные условия по отношению к тем субъектам, на которые не распространяется действие Постановления № 207-п.
По результатам рассмотрения дела № 1-00-126/00-23-13 Комиссия ФАС России 27.05.2013 года приняла решение № ПС/20491/13 о нарушении Правительством Ставропольского края пункта 2 и пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и подпункта «б» пункта 4 статьи 15 Закона о торговле, выразившимся в установлении запрета на розничную продажу алкогольной продукции в организациях культуры и рекреационных зонах при оказании услуг общественного питания пунктами 1.4 и 1.5 постановления Правительства Ставропольского края от 25.06.2012 № 207-п «О дополнительных ограничениях времени и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Ставропольского края».
В целях установления должностного лица, ответственного за подготовку Постановления № 207-п, ФАС России 05.06.2013 был направлен соответствующий запрос № АГ/21913 в адрес Правительства Ставропольского края.
В соответствии с письмом исполняющего обязаности Губернатора Ставропольского края - председателя Правительства Ставропольского края от 26.06.2013 № 01-20/6472 обязанность подготовки Постановления № 207-п была возложена на председателя комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию А. Г. Хлопянова.
Таким образом, действия председателя комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию А.Г. Хлопянова привели к ограничению конкуренции на рынке реализации алкогольной продукции на территории Ставропольского края.
В соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 КоАП, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
На основании изложенного заместителем начальника Управления контроля органов власти ФАС России Кузнецовым А.В. было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 4-14.9-905/00-23-13 и проведении административного расследования в отношении председателя комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию А.Г._Хлопянова (паспорт <...> выдан отделом внутренних дел г. Буденновска и Буденновского района Ставропольского края 08.05.2001), которое было направлено указанному лицу (исх. от 07.08.2013 № 23/30909/13).
В связи отсутствием документа, подтверждающего получение указанного определения А.Г. Хлопяновым и его надлежащем уведомлении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 21.08.2013 было вынесено определение о продлении срока проведения административного расследования по делу об административном правонарушении № 4-14.9-905/00-23-13 (исх. от 26.08.2013 № ЦА/33277/13).
А.Г. Хлопянов в письме от 13.09.2013 № 08/3487 сообщил о рассмотрении дела об административном правонарушении № 4-14.9-905/00-23-13 без его участия.
12.11.2013 было вынесено определение о возвращении протокола об административном правонарушении № 4-14.9-905/00-23-13 и других материалов (исх. от 18.11.2013 № КА/45771/13) в связи с неверным указанием времени совершения административного правонарушения.
22.11.2013 А.Г. Хлопянову было направлено уведомление о составлении протокола (исх. от 22.11.2013 № 23/46649/13).
02.12.2013 было вынесено определение о продлении срока проведения административного расследования по делу об административном правонарушении (исх. от 05.12.2013 № ЦА/49053/13).
20.12.2013 было вынесено определение о возвращении протокола об административном правонарушении № 4-14.9-905/00-23-13 и других материалов (исх. От 24.12.2013 № КА/52432/13) в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении о месте и времени рассмотрения дела № 4-14.9-905/00-23-13 об административно правонарушении.
Руководствуясь частями 5 и 5.1 статьи 28.7 КоАП,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Продлить срок проведения административного расследования по делу об административном правонарушении № 4-14.9-905/00-23-13 до 22.01.2014.
2. Хлопянову А. Г. явиться 17.01.2014 года в 15 ч. 00 м. по адресу: г. Москва, ул. Садовая - Кудринская, д. 11, каб. 101 для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении, либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу № 4-14.9-905/00-23-13, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП.
Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.