Решение №АД/40543/14 Решение по делу по признакам нарушения Федеральной таможенно... от 7 октября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-97/00-12-14

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена «23» сентября 2014г.

В полном объеме решение изготовлено «07» октября 2014г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) <...>, рассмотрев дело № 1-00-97/00-12-14 по признакам нарушения Федеральной таможенной службой (ФТС России) (121087, г. Москва, ул. Новозаводская, д. 11/5) частей 1, 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившимся в создании участнику торгов – ООО «СБЛ-Техноложис» преимущественных условий участия в открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку неисключительного права использования программного обеспечения (ПО) функционирования программных продуктов ORACLE и экземпляров ПО с технической поддержкой и оказание услуг по вводу ПО в эксплуатацию, а также оказание комплексной технической поддержки программных продуктов ORACLE (извещение № 0173100001512000034) (далее – открытый аукцион), во включении в состав лота в рамках одного аукциона поставки неисключительного права использования программного обеспечения «Контроль качества исходных кодов» (далее – ПО ККИК), а также оказание услуг по осуществлению технической поддержки программных продуктов различных разработчиков (программных продуктов ORACLE и ПО ККИК), предназначенных для решения различных задач, функционально не связанных между собой,

У С Т А Н О В И Л А:

I. В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Счетной палаты Российской Федерации (далее – Счетная палата, заявитель) о наличии признаков нарушения положений Закона о защите конкуренции в действиях Федеральной таможенной службы (ФТС России) при организации и проведении открытого аукциона.

Из обращения Счетной палаты следует, что в соответствии с Планом работы на 2013 год Счетной палатой при участии Федеральной службы безопасности Российской Федерации проведено контрольное мероприятие «Проверка исполнения Федерального закона «О Федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2012 год в Федеральной таможенной службе» (далее – Контрольное мероприятие).

Согласно акту проверки по результатам Контрольного мероприятия Счетной палатой установлено, что в 2012 году ФТС России проведен открытый аукцион на сумму 332 150,20 тысяч рублей, по итогам которого заключен государственный контракт от 21.05.2012 № 79 (далее – государственный контракт) между ФТС России и ООО «СБЛ-Техноложис». При организации и проведении ФТС России открытого аукциона в аукционную документацию включены трудновыполнимые и разноплановые условия (короткие сроки исполнения обязательств и завышенные требования к потенциальным исполнителям - участникам открытого аукциона), что содержит признаки необоснованного ограничения конкуренции.

Заявитель отмечает, что документацией о проведении торгов и заключенным государственным контрактом, наряду с оказанием комплексной технической поддержки программных продуктов ORACLE, предусмотрено обеспечение должностных лиц таможенных органов документацией на ПО ORACLE, а также поставка ПО ККИК со сроками поставки — 10 дней.

По мнению заявителя, поставленное в рамках государственного контракта ПО ККИК является самостоятельным программным продуктом, напрямую не предназначенным для обеспечения функционирования программных продуктов ORACLE, а предназначено для обеспечения централизованного контроля исходного кода и хранимых процедур приложений.

Кроме того, Счетной палатой установлено, что ПО ККИК, поставленное по условиям государственного контракта в 10-дневный срок, вплоть до момента проведения Контрольного мероприятия не использовалось (более 10 месяцев). За указанный период без проверки с использованием ПО ККИК принято более 50 единиц программных средств, разработанных и модернизированных по иным государственным контрактам.

По результатам рассмотрения обращения Счетной палаты приказом № 418/14 от 01.07.2014 ФАС России возбуждено дело № 1-00-97/00-12-14 по признакам нарушения ФТС России частей 1 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

При рассмотрении дела № 1-00-97/00-12-14 Комиссией ФАС России в качестве лиц, участвующих в деле, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечены:

  • Заявитель – Счетная палата.

  • Ответчик – ФТС России.

  • Заинтересованные лица:

  • ООО «СБЛ-Техноложис».

  • ООО «КОМПАРЕКС».

  • Лица, располагающие сведениями:

  • Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по городу Москва (далее – ГСУ СК РФ по г.Москва).

  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).

  • ЗАО «РДТЕХ Разумные деловые технологии» (далее – ЗАО «РДТех»).

  • ЗАО «ИнфоВотч».

  • Хайретдинов Рустэм Нилович 30.03.1966 г.р. (далее – Хайретдинов Р.Н.).

  • Сорокин Святослав Николаевич 24.10.1966 г.р. (далее – Сорокин С.Н.).

В соответствии с запросами ФАС России о представлении информации, Определением о назначении дела № 1-00-97/00-12-14 к рассмотрению (исх.№ АД/27946/14 от 11.07.2014), Определением об отложении рассмотрения дела (исх.№ АД/32288/14 от 11.08.2014) лицами, участвующими в деле, лицами, располагающими сведениями по рассматриваемым обстоятельствам дела, а также иными лицами были представлены следующие материалы, приобщенные к материалам дела №1-00-97/00-12-14 (далее – материалы дела № 1-00-97/00-12-14):

  • Счетная палата: вх.№ 76425-М/13 от 13.09.2013, вх.№ 9698/14 от 30.01.2014 (далее - материалы, представленные Счетной палатой).

  • ФТС России: вх.№ 113831/13 от 13.12.2013, вх.№ 116738/13 от 19.12.2013, вх.№ 69842/14 от 29.07.2014, вх.№ 71002/14 от 01.08.2014, вх.№ 73746/14 от 12.08.2014, вх. № 82425/14 от 09.09.2014, вх.№ 86284/14 от 22.09.2014, вх.№ 86723/14 от 23.09.2014 (далее – материалы, представленные ФТС России).

  • ООО «СБЛ-Техноложис»: вх.№ 20101/14 от 28.02.2014, вх.№ 70910-Ф/14 от 31.07.2014, вх.№ 82080/14 от 08.09.2014, вх.№ 83763/14 от 12.09.2014, вх.№ 85023/14 от 17.09.2014 (далее – материалы, представленные ООО «СБЛ-Техноложис»).

  • ООО «КОМПАРЕКС»: вх.№ 30216/14 от 02.04.2014, вх.№ 70597/14 от 31.07.2014, вх.№ 70598/14 от 31.07.2014, вх.№ 70599/14 от 31.07.2014 (далее – материалы, представленные ООО «КОМПАРЕКС»).

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ»: вх.№ 25615/14 от 19.03.2014 (далее – материалы, представленные ЗАО «Сбербанк-АСТ»).

  • ФСТЭК России: вх.№ 78045/14 от 25.08.2014 (далее – материалы, представленные ФСТЭК России).

  • Хайретдинов Р.Н.: вх.№ 79989/14 от 01.09.2014, вх.№ 85742/14 от 18.09.2014 (далее – материалы, представленные Хайретдиновым Р.Н.).

  • ЗАО «ИнфоВотч»: вх.№ 80942/14 от 03.09.2014, вх.№ 81071/14 от 03.09.2014, (далее – материалы, представленные ЗАО «ИнфоВотч»).

  • ЗАО «РДТех»: вх.№ 81219/14 от 04.09.2014 (далее – материалы, представленные ЗАО «РДТех»).

  • ГСУ СК РФ по г. Москва: вх.№ 70171-ДСП/14 от 30.07.2014, вх.№86022-ДСП/14 от 19.09.2014, вх.№ 85739-Ф/14 от 18.09.2014, вх.№ 85924-Ф/14 от 19.09.2014 (далее – материалы, представленные ГСУ СК РФ по г. Москва).

  • Служба экономической безопасности Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее – СЭБ ФСБ России): вх.№ 100с от 22.05.2014, вх.№ 160с от 01.08.2014 (далее – материалы, представленные СЭБ ФСБ России).

В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции на заседаниях Комиссии ФАС России от 07.08.2014, 16.09.2014 и 23.09.2014 осуществлялась аудиозапись. Протоколы заседаний приобщены к материалам дела № 1-00-97/00-12-14.

В материалах дела № 1-00-97/00-12-14 , представленных ГСУ СК РФ по г. Москва, а также представленных ФТС России, содержится информация, свидетельствующая о возбужденном ГСУ СК РФ по г. Москва уголовном деле №812117 в отношении Сорокина И.С., Береговского Игоря Станиславовича (далее – Береговский И.С.), Соболевой Елены Николаевны по признакам преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, выразившимся в осуществлении действий, преследующих цели личного корыстного обогащения, в период времени подготовки, проведения, подведения итогов открытого аукциона в ФТС России путем обеспечения победы ООО «СБЛ-Техноложис».

В соответствии со статьей 161 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации ГСУ СК РФ по г. Москва ФАС России письмом вх.№ 85924-Ф/14 от 19.09.2014 предоставлена возможность предания гласности материалов уголовного дела № 812117, которые приобщены к материалам дела № 1-00-97/00-12-14.

II. Комиссия ФАС России, изучив материалы дела №1-00-97/00-12-14, заслушав позиции лиц, участвующих в деле, лиц, располагающих сведениями по рассматриваемым Комиссией обстоятельствам, установила.

05.04.2012 ФТС России на официальном сайте Российской Федерации в сети интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – сайт www.zakupki.gov.ru) разместил заказ на проведение открытого аукциона.

В соответствии с аукционной документацией по открытому аукциону исполнитель государственного контракта должен осуществить:

  • Поставку лицензии на право использования ПО ККИК, 5 экземпляров данного ПО, включая поставку комплекта документации на русском языке в течение 10 рабочих дней от даты заключения государственного контракта, осуществлять техническую поддержку в течение 1 года с даты заключения государственного контракта (по 21.05.2013);

  • Оказывать услуги по комплексной технической поддержке программных продуктов ORACLE: серверов ORACLE, серверов приложений ORACLE (далее – СП ORACLE), и программного обеспечения (ПО) ORACLE в период с даты заключения государственного контракта по 31.12.2013.

  • Поставку и обеспечение должностных лиц Заказчика документацией на ПО ORACLE актуальной версии на русском языке в течение 10 рабочих дней от даты заключения государственного контракта.

Из устных пояснений Сорокина С.Н., представленных на заседании Комиссии (протокол от 16-23.09.2014), а также материалов, представленных ГСУ СК РФ по г.Москва, материалов, представленных СЭБ ФСБ России по следственному поручению ГСУ СК РФ по г.Москва, следует.

Сорокин С.Н., действовавший в интересах ООО «СБЛ-Техноложис», и генеральный директор ООО «СБЛ-Техноложис» – Лысаков В.В. с ноября 2011 года располагали информацией о намерениях ФТС России провести открытый аукцион, в том числе, информацией о том, что техническая поддержка Oracle, а также поставка и обеспечение должностных лиц таможенных органов документацией на ПО ORACLE и ПО ККИК будут закупаться ФТС России в рамках одного лота.

В январе 2012 года Сорокиным С.Н, действовавшим в интересах ООО «СБЛ-Техноложис», Береговским И.С.(в настоящее время в отношении Береговского И.С. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу до 13.10.2014 по уголовному делу № 812117), Усачевым Александром Павловичем (далее – Усачев А.П.) – сотрудником ООО «РД Техно», действовавшим в интересах ЗАО «РДТех», а также Хайретдиновым Р.Н. был разработан текст технических требований к аукционной документации по планируемому к проведению в ФТС России в 2012 году открытому аукциону.

В феврале 2012 года Сорокиным С.Н., действовавшим в интересах ООО «СБЛ-Техноложис», посредством электронной почты в адрес заместителя начальника отдела планирования и оснащения средствами автоматизации Главного управления информационных технологий ФТС России Соболевой Елене Николаевне (далее – Соболева Е.Н.) был направлен разработанный текст технических требований.

В период с февраля по апрель 2012 года посредством электронной почты между Сорокиным С.Н., Усачевым А.П., Хайретдиновым Р.Н., Соболевой Е.Н., и Шашаевым Алексеем Евгеньевичем – начальником Главного управления информационных технологий ФТС России (далее – Шашаев А.Е.) осуществлялась дальнейшая подготовка итогового текста технического задания для включения в аукционную документацию. Результаты совместной работы, в том числе, направлялись генеральному директору ООО «СБЛ-Техноложис» Лысакову В.В. С 02.04.2012 Сорокин С.Н. являлся коммерческим директором ООО «СБЛ-Техноложис».

Текст технических требований разрабатывался с целью обеспечения победы в открытом аукционе ООО «СБЛ-Техноложис». Для достижения поставленной цели в текст технических требований совместно с оказанием технической поддержки программных продуктов ORACLE была включена поставка ПО ККИК, а также поставка и обеспечение должностных лиц таможенных органов документацией на ПО ORACLE в короткий срок.

Для описания технических требований к ПО ККИК использовались функциональные характеристики ПО Appercut Custom Code Scanner. По предложению Береговского И.С. в тексте технических требований не должно было быть прямого указания на торговую марку ПО, однако все характеристики, прописанные в технических требованиях, должны были соответствовать именно ПО Appercut Custom Code Scanner. Наличие в технических требованиях ПО ККИК являлось «закладкой», позволяющей лицам, обладающим указанной информацией, выиграть планируемый ФТС России открытый аукцион.

Аукционная документация, содержащая итоговый текст разработанных технических требований, была согласована заместителем начальника отдела планирования и оснащения средствами автоматизации Главного управления информационных технологий ФТС России Соболевой Е.Н. и начальником Главного управления информационных технологий ФТС России Шашаевым А.Е и утверждена 05.04.2012, т.е в день размещения заказа на проведение открытого аукциона.

Согласно аукционной документации срок подачи заявок был определен до 26.04.2012.

Открытый аукцион был проведен ФТС России 10.05.2012.

Согласно информации, размещенной на сайте www.zakupki.gov.ru, а также информации, представленной ЗАО «Сбербанк-АСТ», для участия в открытом аукционе было подано 2 заявки:

  • ООО «СБЛ-Техноложис».

  • ООО «КОМПАРЕКС».

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе от 03.05.2012 № 31Э/1 комиссией ФТС России отказано в допуске к участию в открытом аукционе участнику размещения заказа ООО «КОМПАРЕКС». Основанием отказа в допуске явилось отсутствие в первой части заявки товарного знака «программного обеспечения (ПО) для обеспечения функционирования программных продуктов ORACLE - ПО ККИК.

Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона от 10.05.2012 № 31Э/2 комиссией ФТС России рассматривалась одна заявка ООО «СБЛ-Техноложис» с предложением цены контракта 332150,20 тысяч рублей – начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, на подготовку заявки в соответствии с полным перечнем требований, изложенных в аукционной документации, определения возможного варианта (экземпляра) ПО ККИК для поставки, соответствовавшего требованиям аукционной документации, заключения соглашения с разработчиком данного ПО, либо самостоятельной разработкой данного ПО, заказчиком определено согласно аукционной документации 20 календарных дней (с 06.04.2012 по 26.04.2012).

Согласно устным пояснениям представителя ООО «КОМПАРЕКС», представленных на заседании Комиссии ФАС России (протокол от 07.08.2014), под описание ПО ККИК в аукционной документации подходил только один программный продукт. У ООО «КОМПАРЕКС» не было временных возможностей успеть в срок подачи заявки заключить договор с разработчиком ПО Appercut Custom Code Scanner.

Вместе с тем, обладая информацией о планируемом к проведению ФТС России открытом аукционе, текстом технических требований, информацией о наиболее соответствующем техническим требованиям ПО ККИК, генеральный директор ООО «СБЛ-Техноложис» Лысаков В.В. 10.01.2012 (до официального объявления открытого аукциона) заключил соглашение на распространение ПО Appercut Custom Code Scanner.

III. ФТС России на заседаниях Комиссии и в письменных пояснениях заявлял, что не создавал участнику торгов ООО «СБЛ-Техноложис» никаких преимущественных условий участия в открытом аукционе.

В качестве обоснования своей позиции ФТС России приводит следующие доводы.

24.01.2012 и 02.04.2012 ФТС России на сайте www.zakupki.gov.ru разместил План-график размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможенных органов в 2012 году (далее – План-график № 1) и уточненный План-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможенных органов на 2012 год (далее – План-график № 2), выполненный по форме, утвержденной в соответствии с вступившим в силу совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27.12.2011 № 716/20н.

23.12.2011 и 15.02.2012 ФТС России направлял потенциальным исполнителям планируемого заказа запросы определения значения начальной (максимальной) цены контракта планируемого заказа, с приложением проектов технического задания, имеющиеся в материалах дела № 1-00-97/00-12-14:

  • ООО «РД Консалтинг».

  • ООО «Фактор-ТС».

  • ООО «ФОРС-центр разработки».

Таким образом, по мнению ФТС России, информация о планируемом ФТС России открытом аукционе стала общедоступной со времени размещения на сайте www.zakupki.gov.ru Плана-графика № 1 и Плана-графика №2.

Проектом технических требований по планируемому открытому аукциону до размещения заказа обладали сотрудники ООО «РД Консалтинг», ООО «Фактор-ТС», ООО «ФОРС-центр разработки».

Согласно материалам, представленным ФТС России, сотрудники ООО «РД Консалтинг», ООО «Фактор-ТС», ООО «ФОРС-центр разработки» были знакомы с Сорокиным С.Н. и Береговским И.С..

По мнению ФТС России, проект технических требований мог быть передан сотрудниками ООО «РД Консалтинг», ООО «Фактор-ТС», ООО «ФОРС-центр разработки» напрямую или через третьих лиц Сорокину С.Н. и Береговскому И.С. без участия должностных лиц ФТС России.

По результатам анализа материалов дела № 1-00-97/00-12-14 Комиссия ФАС России считает доводы ФТС России необоснованными и не соответствующими действительности ввиду следующего.

В письмах, направленных 23.12.2011 ФТС России в адрес ООО «РД Консалтинг», ООО «Фактор-ТС», ООО «ФОРС-центр разработки», содержался перечень работ по технической поддержке программных продуктов ORACLE. Вместе с тем, в письмах не содержалось информации о необходимости осуществления поставки и технической поддержки ПО ККИК. Перечень работ по технической поддержке программных продуктов ORACLE не был детализирован.

План-график № 1 не содержал информации о необходимости осуществления поставки и технической поддержки ПО ККИК, информации о поставке и оснащении должностных лиц таможенных органов документацией на ПО ORACLE.

В письмах, направленных 15.02.2012 ФТС России в адрес ООО «РД Консалтинг», ООО «Фактор-ТС», ООО «ФОРС-центр разработки», содержалась информация о направлении уточненных технических требований на адреса электронной почты данных компаний и их сотрудников. Однако, содержание электронных писем ФТС России на мотивированный запрос ФАС России не представлено. Следовательно, подтверждений направления технических требований ФТС России не представлено.

План-график № 2, размещенный на сайте www.zakupki.gov.ru 02.04.2012, не содержал информации о необходимости осуществления технической поддержки ПО ККИК, поставке и оснащении должностных лиц таможенных органов документацией на ПО ORACLE.

Кроме того, во всех вышеперечисленных источниках не содержались сроки и этапы поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

IV. Программные продукты ORACLE являются совокупностью программных и лингвистических средств общего и специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных, предназначенных для хранения структурированных данных.

В соответствии с аукционной документацией по открытому аукциону ПО ККИК должно быть предназначено для обеспечения централизованного контроля исходного кода и хранимых процедур приложений, обращающихся к СУБД ORACLE. ПО ККИК должно иметь возможность определять и рекомендовать к удалению в текстах исходных кодов заказных программ и уязвимостей.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте корпорации Oracle www.solutions.oracle.com, и ООО «КОМПАРЕКС», и ООО «СБЛ-Техноложис» являются официальными партнерами корпорации Oracle, могут осуществлять реализацию программных продуктов ORACLE, а также техническую поддержку программных продуктов ORACLE.

В соответствии с материалами, представленными ООО «КОМПАРЕКС», а также представленными ООО «СБЛ-Техноложис», устными пояснениями представителя ООО «КОМПАРЕКС» на заседании Комиссии (протокол 07.08.2014) ПО ККИК не входит в список необходимого ПО для функционирования программных продуктов ORACLE, не производится и не является программным продуктом ORACLE, не распространяется через официальных партнеров ORACLE, следовательно, не имеет отношения к функционированию программных продуктов ORACLE.

Функционирование программных продуктов Oracle и ПО ККИК никак не связано и может осуществляться раздельно, так как эти программные продукты являются независимыми друг от друга. Функционирование программных продуктов Oracle не зависит от использования (применения) ПО ККИК. Осуществление комплексной технической поддержки программных продуктов ORACLE возможно без использования (применения) ПО ККИК.

Согласно письменным пояснениям ФТС России , имеющимся в материалах дела № 1-00-97/00-12-14 (вх.№ 82425/14 от 09.09.2014), функционирование программных продуктов Oracle, а также осуществление комплексной технической поддержки программных продуктов ORACLE возможно без использования (применения) ПО ККИК.

В соответствии с устными пояснениями представителя ФТС России на заседании Комиссии (протокол от 16.09.2014) ФТС России использует программные продукты Oracle ориентировочно с середины 2000-х годов.

Комиссией ФАС России проанализированы государственные контракты ФТС России за период с 2008 года по 2011 год на осуществление технической поддержки программных продуктов ORACLE. Установлено, что в ФТС России техническая поддержка ORACLE в период с 2008 по 2011 годы осуществлялась без осуществления контроля качества исходных кодов. При этом, стандартная техническая поддержка и расширенная техническая поддержка ORACLE осуществлялась как отдельные виды услуг в рамках отдельных государственных контрактов отдельными хозяйствующими субъектами.

ФТС России не представлены подтверждения невозможности осуществления комплексной технической поддержки программных продуктов ORACLE без осуществления (использования) ПО ККИК, и, следовательно, целесообразности объединения в рамках одного лота закупки данных программных продуктов.

V. Согласно приложению №1 к государственному контракту ООО «СБЛ-Техноложис» был поставлен в качестве ПО ККИК ПО Appercut Custom Code Scanner разработчика Канадской компании Appercut Security Limited.

Согласно акту проверки Счетной палаты по результатам контрольного мероприятия установлено, что с момента установки и ввода в эксплуатацию по момент проведения Контрольного мероприятия (15.05.2013) ПО ККИК – Appercut Custom Code Scanner его штатное применение для проверки созданных и модернизированных программных средств не осуществлялось. Поставленная в соответствии с государственным контрактом согласно акту поставки от 18.06.2012 № 1/1 документация на ПО ORACLE на момент 15.05.2013 не была использована по назначению.

Данная информация подтверждена на заседании Комиссии ФАС России представителем ФТС России (протокол от 16-23.09.2014).

Комиссией ФАС России сделан вывод об отсутствии необходимости у ФТС России использования в рамках государственного контракта ПО ККИК и документации на ПО ORACLE, целесообразности поставки в срок 10-ти рабочих дней с момента подписания государственного контракта.

Разделение заказчиком (ФТС России) лота на части позволило бы потенциальным участникам , в том числе, ООО «КОМПАРЭКС», принять участие в аукционе, в результате чего было бы выявлено лицо, исполнение контракта которым в наибольшей степени отвечало бы нуждам заказчика, при этом была бы обеспечена конкуренция. Кроме того, это могло бы снизить цену контракта в целях экономии бюджетных средств.

VI. Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации.

Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

На основании изложенного Комиссией ФАС России сделаны следующие выводы:

1. До официального объявления открытого аукциона и официального размещения аукционной документации на сайте www.zakupki.gov.ru, ФТС России создал ООО «СБЛ-Техноложис» преимущественные условия участия в открытом аукционе. ООО «СБЛ-Техноложис» располагал техническими требованиями открытого аукциона, содержащими информацию о полном перечне работ, товаров, услуг, сроках поставки и исполнения, наиболее подходящей (соответствующей) техническим требованиям торговой марке ПО ККИК, что позволило ему заранее подготовиться к открытому аукциону. Комиссия ФАС России считает, что указанные действия ФТС России свидетельствуют о наличии нарушения ФТС России части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

  • ФТС России при организации и проведении открытого аукциона установил избыточные требования в аукционной документации путем включения в один лот в рамках одного аукциона закупки неисключительного права ПО ККИК, оказания услуг по осуществлению технической поддержки различных программных продуктов (ПО ORACLE и ПО ККИК). Программные продукты Oracle и ПО ККИК предназначены для решения различных функциональных задач и не связаны между собой. ФТС России в период с даты заключения государственного контракта (21.05.2012) по дату проведения контрольного мероприятия (15.05.2013) не осуществлял штатное применение ПО ККИК, не использовал в работе документацию на ПО ORACLE.

    Комиссия ФАС России считает, что указанные действияФТС России свидетельствуют о наличии нарушения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Из материалов дела № 1-00-97/00-12-14 следует, что в период времени подготовки, проведения, подведения итогов и объявления победителя открытого аукциона ФТС России совместно с ООО «СБЛ-Техноложис», ЗАО «РДТЕХ Разумные деловые технологии», ООО «РД Консалтинг», ООО «РД Техно» осуществлялись действия, целью которых являлось ограничение конкуренции на торгах, обеспечение победы ООО «СБЛ-Техноложис», и впоследствии - заключение с ним государственного контракта. Комиссия ФАС России считает, что указанные действия могут свидетельствовать о наличии между ФТС России, ООО «СБЛ-Техноложис», ЗАО «РДТЕХ Разумные деловые технологии», ООО «РД Консалтинг», ООО «РД Техно» антиконкурентного соглашения, запрещенного статьей 16 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 47.1, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

Р Е Ш И Л А:

  • Признать в действиях ФТС России нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в создании участнику торгов – ООО «СБЛ-Техноложис» преимущественных условий участия в открытом аукционе на право заключения государственного контракта путем представления доступа к информации, и, как следствие – к победе данного участника в открытом аукционе, заключению государственного контракта, что привело к ограничению конкуренции на торгах.

  • Признать в действиях ФТС России нарушение части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся во включении в состав лота в рамках одного открытого аукциона поставки неисключительного права использования ПО ККИК, а также оказания услуг по осуществлению технической поддержки программных продуктов различных разработчиков (программных продуктов Oracle и ПО ККИК), предназначенных для решения различных задач, функционально не связанных между собой, что привело к ограничению конкуренции на торгах.

  • Предписание ФТС России не выдавать в связи с окончанием срока действия государственного контракта от 21.05.2012 № 79.

  • Выделить в отдельное производство дело в отношении ФТС России, ООО «СБЛ-Техноложис», ЗАО «РДТЕХ Разумные деловые технологии», ООО «РД КОНСАЛТИНГ», ООО «РД Техно» по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны