Решение б/н Решение по делу № 04-01/1300 от 21 июля 2016 года в отношени... от 30 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г.Кострома

Резолютивная часть решения оглашена «21» июля 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено «30» сентября 2016 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Радаева Марина Владимировна, заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области

Члены комиссии:

Дунаев Илья Владимирович, главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области;

Нахмуров Сергей Алексеевич, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области,

рассмотрев дело №04-01/1300 по признакам нарушения Публичным акционерным обществом «Костромская сбытовая компания» (156013, Костромская обл., г.Кострома, пр-т Мира, д.37-39/28, ОГРН 1044408642629, ИНН 4401050567) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неисполнении Публичным акционерным обществом «Костромская сбытовая компания» требований пункта 162 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. №442, в части не предоставления документов, подтверждающих данные об объемах потребления электрической энергии в жилых домах и помещениях в многоквартирных домах в адрес филиала Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» - «Костромаэнерго»,

в присутствии на заседании:

<К...>, представителя филиала ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» по доверенности (дов.№Д-КМ/27/64 от 26.05.2016 г.);

<Св...>, представителя ПАО «КСК» по доверенности (дов.№07/09 от 01.01.2016 г.)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее - Управление) поступила и была рассмотрена жалоба филиала Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» - «Костромаэнерго» (далее - филиал ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго», Филиал) (от 03.12.2014 г. исх.№МРСК-КМ/4/7032 (вх.№5370 от 04.12.2014 г.)), поданная на действия Публичного акционерного общества «Костромская сбытовая компания» (далее - ПАО «КСК», Компания) по факту совершения действий по неисполнению ПАО «КСК» требований пункта 162 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. №442, в части не предоставления в адрес Филиала документов, подтверждающих данные об объемах потребления электрической энергии в жилых домах и помещениях в многоквартирных домах, которые, филиал ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» просил признать нарушением антимонопольного законодательства (Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)).

Как было указано филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» в своей жалобе, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также договоров (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться, надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике). Согласно статье 4 Закона об электроэнергетике, нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти. В соответствии со статьей 21 Закона об электроэнергетике, Правительство Российской Федерации утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и правила оказания этих услуг.

В свою очередь, ПАО «КСК» является гарантирующим поставщиком электроэнергии в Костромской области, занимающим доминирующее положение на рынке розничной реализации электрической энергии.

Между ПАО «МРСК Центра» (филиал ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго») и ПАО «КСК» (гарантирующий поставщик электроэнергии) заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии от 05.02.2009 г. №07-6/30 (2009) КС.

В соответствии с договором oт 05.02.2009 г. №07-6/30 (2009) КС Филиал принял на себя обязательство оказывать Компании услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергий через технические устройства электрических сетей, за которые ПАО «КСК» обязуется оплачивать услуги ПАО «МРСК Центра» (филиала ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго») в порядке, установленном договором (пункт 2.1 Договора).

В соответствии с пунктом 162 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. №442, гарантирующий поставщик передает в сетевую организацию, с которой у гарантирующего поставщика заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, и жилых домов, до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, в электронном виде и до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, в бумажном виде реестр, содержащий данные об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в таких многоквартирных домах и в жилых домах (далее в настоящем пункте - реестр), с разбивкой по каждому жилому и многоквартирному дому. Реестр должен содержать информацию об адресе каждого многоквартирного дома, жилого дома и номера помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия в реестре данных об объеме потребления электрической энергии в каком-либо жилом доме или помещении в многоквартирном доме сетевая организация определяет объем потребления электрической энергии в целях расчета фактических потерь электрической энергии, возникших за расчетный период в объектах электросетевого хозяйства этой сетевой организации, а также объем оказанных услуг по передаче электрической энергии в отношении таких жилых домов и многоквартирных домов.

По письменному запросу сетевой организации гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в течение 5 рабочих дней предоставляет ей копии документов, подтверждающих данные об объемах потребления электрической энергии в жилых домах и помещениях в многоквартирных домах, указанные гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в реестре, но не более чем по 20 процентам точек поставки, содержащихся в реестре.

В нарушение вышеуказанного пункта «Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ №442 от 04.05.2012 г. ПАО «КСК» предоставляет сведенья об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах без разбивки по каждому помещению в доме (письма: №02-2/16/1944 от 07.02.2014 г., №02-2/16/2574 от 24.02.2014 г., №02-2/16/3058 от 07.03.2014 г., №02-2/16/3557 от 21.03.2014 г., №03-2/10/3558 от 21.03.2014 г., №03-2/15/6407 от 29.05.2014 г., №02-2/16/9544 от 08.08.2014 г., №03-2/15/10564 от 01.09.2014 г., №02-2/16/1660 от 11.02.2015 г., №02-2/16/2713 от 10.03.2015 г., №02-2/16/4259 от 09.04.2015 г., №03-2/15/4331 от 10.04.2015 г., №03-2/15/4333 от 10.04.2015 г., №02-2/16/5429 от 08.05.2015 г., №03-2/15/6457 от 28.05.2015 г., №02-2/16/7253 от 16.06.2015 г., №03-2/15/7694 от 25.06.2015 г., №02-2/16/8308 от 08.07.2015 г., №03-2/15/8616 от 17.07.2015 г., №03-2/15/9801 от 10.08.2015 г., №02-2/16/9919 от 10.08.2015 г., №02-2/16/11645 от 10.09.2015 г., №02-2/16/12821 от 08.10.2015 г., №02-2/16/13488 от 21.10.2015 г., №02-2/16/14171 от 06.11.2015 г., №02-2/16/14580 от 11.11.2015 г., №03-2/15/15064 от 23.11.2015 г., №02-2/16/16939 от 09.12.2015 г., №02-2/16/52 от 11.01.2016 г., №03-2/15/1334 от 04.02.2016 г., №03-2/15/1333 от 04.02.2016 г., №02-2/16/2857 от 11.03.2016 г.).

Тогда как, филиал ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» ежемесячно направляет запросы о предоставлении копий документов, подтверждающих данные об объемах потребления электрической энергии в жилых домах и помещениях в многоквартирных домах не боле 20% точек поставки, содержащихся в предоставляемом гарантирующим поставщиком реестре. Однако запрашиваемые документы в полном объеме в адрес Филиала не поступают.

По мнению филиала ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго», не предоставление запрашиваемых документов (данных) ущемляет права и интересы Филиала, т.к. стоимость оказанных услуг по передаче электрической энергии определяется по данным об объемах потребления электрической энергии в жилых домах и многоквартирных домах, представленных гарантирующим поставщиком, а обязанность по оплате возложена на сетевую компанию. Отсутствие таких документов ухудшает экономическое положение филиала ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» виду возможных рисков по необоснованному занижению фактического потребления электрической энергии гражданами - потребителями, и как следствие, ведет к росту потерь электрической энергии и увеличению котловых тарифов на услуги по передаче электроэнергии.

В этой связи считает, что ПАО «КСК», как хозяйствующий субъект занимающий доминирующее положение на товарном рынке, допустило нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём не предоставления информации о показаниях расчетных приборов в адрес филиала ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» в соответствии с пунктом 162 «Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ №442 от 04.05.2012 г.

ПАО «КСК» полагает, что в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства (Закона о защите конкуренции). Доводы Филиала, изложенные в жалобе, считает несостоятельными, указывая, что предоставляло филиалу ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» всю необходимую ему информацию, в строгом соответствии с пунктом 162 «Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ №442 от 04.05.2012 г. При этом отмечает, что действовало в соответствии с требованиями законодательства и своими действиями чьих-либо прав и законных интересов не нарушило.

Рассмотрев и оценив представленные материалы, документы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав доводы и возражения лиц, принявших участие в деле, Комиссия, считает, что требования филиала ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» не подлежат удовлетворению, в виду следующего.

Частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно пункту 1 части 1 указанной статьи Закона доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с пунктом 3.2 Устава ПАО «КСК», утвержденного Протоколом общего собрания акционеров Компании от 26.06.2015 г. №19, одним из видов деятельности ПАО «КСК» является реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам).

Указанные услуги предоставляются Компанией на основании тарифов, установленных для нее исполнительным органом государственной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов).

Согласно пункта 198 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. №442, гарантирующими поставщиками со дня вступления в силу настоящего документа являются организации, которые на эту дату имеют присвоенный им в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке статус гарантирующего поставщика.

В соответствии с постановлением Региональной службы по тарифам администрации Костромской области от 23.10.2006 г. №06/51 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика и согласовании границ зон деятельности гарантирующего поставщика» ПАО «КСК», как хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность в сфере услуг по розничной реализации электрической энергии, на основании статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. №35-Ф3 «Об электроэнергетике», присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Костромской области.

По результатам анализа конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Костромской области за 2015 год (аналитический отчет от 09.03.2016 г. №442/10) было установлено, что гарантирующий поставщик ПАО «КСК» занимает доминирующее положение на розничном рынке по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности) конечному потребителю в административных границах Костромской области, за исключением зоны деятельности ООО «Русэнергосбыт» и ОАО «Оборонэнергосбыт», с долей участия 74,73%.

Ранее, согласно аналитического отчета по результатам анализа конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Костромской области за 2014 год, ПАО «КСК» занимало доминирующее положение на вышеуказанном рынке с размером доли 96%, в тех же границах рынка.

Кроме того, в соответствии с информацией «Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» ПАО «КСК», состояло в указанном реестре, как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке розничной реализации электрической энергии на территории Костромской области (приказ Костромского УФАС России от 17.08.2005 г. №92).

В этой связи, и на основании части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ПАО «КСК» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, а, значит, и субъектом антимонопольного реагирования, на деятельность которого на указанном рынке распространяются положения Закона о защите конкуренции и, в частности, ограничения, установленные статьей 10 указанного Закона.

В силу части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В части 1 статьи 3 названного Закона указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольного органа относится, в том числе возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства; выдача в случаях, указанных в данном Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам, о прекращении недобросовестной конкуренции, о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об обеспечении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке доступа к производственным мощностям.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 г. №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что арбитражным судам следует обратить внимание на то, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Следовательно, для целей применения положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции подлежат установлению следующие обстоятельства: 1) занятие хозяйствующим субъектом доминирующего положения на товарном рынке; 2) осуществление действий, как прямо установленных этой нормой, так и иных действий (поскольку приведенный этой нормой перечень таких последствий не является исчерпывающим); 3) наступление (или угроза наступления) последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц; 4) причинно-следственная связь между действиями субъекта и указанными последствиями.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

При этом следует учитывать, что антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

При том как, гражданско-правовые споры, вытекающие из толкования указанных норм законодательства, рассматриваются арбитражными судами в рамках судебных дел.

В случае же с рассматриваемы обстоятельствами дела, установлено, что между ПАО «МРСК Центра» (филиал ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго») и ПАО «КСК» (гарантирующий поставщик электроэнергии) заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии от 05.02.2009 г. №07-6/30 (2009) КС, в соответствии с которым осуществляется оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности).

Управлением установлено, что указанный договор является действующим, изменения в него не вносились.

Материалами дела достоверно установлено, что при исполнении указанного выше договора между сторонами-участниками по делу возникли разногласия, которые не связаны с нарушением требований антимонопольного законодательства, а напрямую связаны с неисполнением условий договора, одной из сторон по нему.

Таким образом, предметом рассмотрения Управлением дела о нарушении ПАО «КСК» антимонопольного законодательства являлся вопрос разрешения (урегулирования) договорных отношений (обязательств) с филиала ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго», то есть гражданско-правовой спор хозяйствующих субъектов, решение которого Управлением, по сути своей, будет аналогично его разрешению в рамках судебного делопроизводства, являясь в данном случае не допустимым выбором способа защиты чьих-либо прав.

Доказательств нарушения ПАО «КСК» рассматриваемыми действиями Закона о защите конкуренции, в материалы дела представлено не было и в рамках его рассмотрения не установлено.

Также, в рамках же рассмотрения настоящего дела в действиях Компании не усмотрено каких-либо признаков наложения на Филиал недопустимых, согласно Закона о защите конкуренции, ограничений или установления для него необоснованных условий реализации своих прав.

Материалы же настоящего дела (документы, информация и сведения, составляющие его) не могут служить достаточными доказательствами, что позволяли бы квалифицировать действия (бездействие) ПАО «КСК» как нарушение Закона о защите конкуренции, в рассматриваемом случае, часть 1 статьи 10 данного Федерального закона.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, одним из оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства является отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Учитывая вышеизложенное, Комиссия полагает, что ввиду отсутствия в материалах и обстоятельствах рассматриваемого дела доказательств, свидетельствующих о нарушении (признаках нарушения) Закона о защите конкуренции, и неподведомственности антимонопольному органу разрешения, возникшего между участниками по делу спора, у Комиссии отсутствуют какие-либо основания для признания в действиях Компании нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Дело №04-01/1300, возбужденное в отношении ПАО «КСК» (156013, Костромская обл., г.Кострома, пр-т Мира, д.37-39/28, ОГРН 1044408642629, ИНН 4401050567), прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) ПАО «КСК» (156013, Костромская обл., г.Кострома, пр-т Мира, д.37-39/28, ОГРН 1044408642629, ИНН 4401050567).

 

Председатель Комиссии: 

М.В. Радаева

Члены Комиссии:

И.В. Дунаев

С.А. Нахмуров

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны