Решение б/н Решение по делу № 04-04/1303 от 26 июля 2016 года в отношени... от 30 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 июля 2016 г.

Решение изготовлено в полном объеме 01 августа 2016 г.

 

Комиссия Костромского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Дурдаев Геннадий Николаевич, исполняющий обязанности руководителя Костромского УФАС России;

члены Комиссии:

Нахмуров Сергей Алексеевич, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Костромского УФАС России;

Луценко Антон Валерьевич, специалист первого разряда отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Костромского УФАС России,

рассмотрев дело №04-04/1303 по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Костромская сбытовая компания» (156000, г. Кострома, пр-т Мира, д. 37-39/28) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном отказе от исполнения договора энергоснабжения от 01.08.2011 №281, заключенного между МУП ЖКХ «Водоканал» и ПАО «КСК», результатом которого может явиться ущемление прав и законных интересов МУП ЖКХ «Водоканал» и потребителей оказываемых Предприятием коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, добросовестно их оплачивающих.,

в присутствии на заседании:

от муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Водоканал» городского поселения поселок Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области – представитель <Е...> (по доверенности от 02.02.2016 №б/н),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Поводом для возбуждения данного дела о нарушении антимонопольного законодательства послужило заявление конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Водоканал» городского поселения поселок Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области (далее – МУП ЖКХ «Водоканал», Предприятие, Заявитель) о нарушении публичным акционерным обществом «Костромская сбытовая компания» (далее – ПАО «КСК», Общество) антимонопольного законодательства в части неправомерного отказа Общества от исполнения договора энергоснабжения от 01.08.2011 №281, заключенного между МУП ЖКХ «Водоканал» и ПАО «КСК» (далее – Договор).

Как указано в заявлении Предприятия и подтверждено представленными в рамках рассмотрения настоящего дела документами, 25.03.2016 г. в адрес МУП ЖКХ «Водоканал» поступило уведомление ПАО «КСК» №03-2/10/3557 об отказе от исполнения Договора. Из содержания данного уведомления следует, что ввиду ненадлежащего исполнения Предприятием обязательств по оплате потребленной в рамках Договора электрической энергии Общество, как гарантирующий поставщик электрической энергии, отказывается от исполнения Договора с 08.04.2016 г. в порядке, установленном пунктом 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее – Основные положения).

МУП ЖКХ «Водоканал» не отрицает наличие задолженности перед ПАО «КСК» за потребленную в рамках Договора электрическую энергию, однако считает, что действия ПАО «КСК» по одностороннему отказу от исполнения Договора, которые повлекут отключение электрической энергии от социально-значимых объектов, не являются обязательными, поскольку вопрос о взыскании задолженности по оплате электрической энергии с Предприятия может быть решен в судебном порядке.

Такой способ самозащиты ПАО «КСК», по мнению Заявителя, приведет к нарушению прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению.

В связи с этим МУП ЖКХ «Водоканал» просит признать действия ПАО «КСК» по отказу от исполнения Договора нарушающими антимонопольное законодательство, выдать Обществу предписание не расторгать в одностороннем порядке Договор и не производить отключение электрической энергии на социально-значимых объектах МУП ЖКХ «Водоканал».

ПАО «КСК» не согласилось с доводами, изложенными в заявлении и озвученными на заседании Комиссии МУП ЖКХ «Водоканал» ввиду следующего.

Так, согласно пояснениям ПАО «КСК», в соответствии со статьями 309, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и условиям договора Потребитель обязан своевременно и надлежащим образом оплачивать выставленные счета за электрическую энергию. На основании статьи 544 ГК РФ и договора энергоснабжения оплата электрической энергии производится за фактически принятое количество энергии на основании показаний приборов учета.

В нарушение принятых на себя обязательств, в части оплаты потребленной электрической энергии, Предприятием не была произведена оплата потребленной энергии по договору от 18.12.2015 №6604070 по следующим счетам-фактурам:

-№12480/42 от 31.01.2015 на сумму 419590,41 руб. (неоплаченная часть 148879,49 руб.);

-№17515/42 от 28.02.2015 на сумму 358953,34 руб. (не оплачено полностью);

-№37279/42 от 31.03.2015 на сумму 322243,95 руб. (не оплачено полностью);

-№49112/42 от 30.04.2015 на сумму 326905,58 руб. (не оплачено полностью);

-№61156/42 от 31.05.2015 на сумму 291670,96 руб. (не оплачено полностью);

-№84025/42 от 30.06.2015 на сумму 282122,76 руб. (не оплачено полностью);

-№101301/42 от 31.07.2015 на сумму 279635,64 руб. (не оплачено полностью);

-№109904/42 от 31.08.2015 на сумму 265712,22 руб. (не оплачено полностью);

-№122027/42 от 30.09.2015 на сумму 225256,86 руб. (не оплачено полностью);

-№144038/42 от 31.10.2015 на сумму 291911,48 руб. (не оплачено полностью);

-№163727/42 от 30.11.2015 на сумму 299091,17 руб. (не оплачено полностью);

-№173735/42 от 31.12.2015 на сумму 299724,76 руб. (не оплачено полностью);

-№6212/42 от 31.01.2016 на сумму 399422,99 руб. (не оплачено полностью);

-№27776/42 от 29.02.2016 на сумму 378336,23 руб. (не оплачено полностью).

Всего на сумму 4169867,43 руб. (четыре миллиона сто шестьдесят девять тысяч восемьсот шестьдесят семь рублей 43 коп.).

По состоянию на 09.06.2016 задолженность МУП ЖКХ «Водоканал» перед ПАО «КСК» составляет 4 609 339 (четыре миллиона шестьсот девять тысяч триста тридцать девять) рублей 42 копейки.

В соответствии с частью 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно части 1 статьи 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 ГК РФ, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

В силу части 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

В соответствии с частью 4 статьи 37 Закона об электроэнергетике отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.

Не допускается принятие иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее — Основные положения), устанавливающие правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии.

В силу пункта 53 Основных положений, в случае если по договору энергоснабжения, заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора.

Ввиду ненадлежащего исполнения (неисполнения) МУП ЖКХ «Водоканал» обязательств по оплате потребленной электроэнергии, на основании указанных норм действующего законодательства, 25.03.2016 г. ПАО «КСК» в адрес Предприятия направило уведомление об отказе от исполнения договора энергоснабжения с 08.04.2016 г.

Таким образом, ПАО «КСК» полагает, что в действиях Общества отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Рассмотрев представленные в рамках рассмотрения дела №04-04/1303 материалы и информацию, Комиссия сделала вывод о следующем.

В силу части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В части 1 статьи 3 названного Закона указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольного органа относится, в том числе возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства; выдача в случаях, указанных в данном Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам, о прекращении недобросовестной конкуренции, о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об обеспечении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке доступа к производственным мощностям.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что арбитражным судам следует обратить внимание на то, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Таким образом, для целей применения положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции подлежат установлению следующие обстоятельства: 1) занятие хозяйствующим субъектом доминирующего положения на товарном рынке; 2) осуществление действий, как прямо установленных этой нормой, так и иных действий (поскольку приведенный этой нормой перечень таких последствий не является исчерпывающим); 3) наступление (или угроза наступления) последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц; 4) причинно-следственная связь между действиями субъекта и указанными последствиями.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Также, согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Постановлением Региональной службы по тарифам администрации Костромской области от 23.10.2006 №06/51 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика и согласовании границ зон деятельности гарантирующего поставщика» с 2006 года ОАО (ПАО) «КСК» присвоен статус гарантирующего поставщика в границах Костромской области.

В соответствии с пунктом 3.2 Устава ПАО «КСК», утвержденного Протоколом общего собрания акционеров ОАО «КСК» от 26.06.2015 №19, одним из видов деятельности ПАО «КСК» является реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам).

Согласно аналитическому отчету по результатам анализа конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Костромской области за 2015 год от 09.03.2016 №442/10 было установлено, что гарантирующий поставщик ПАО «КСК» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Костромской области с долей участия 74,73%.

Следовательно, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, ПАО «КСК» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии на территории Костромской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно пункту 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Как было указано выше, правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии закреплены в Законе об электроэнергетике.

Розничные рынки электрической энергии – сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии (статья 3 Закона об электроэнергетике).

В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным договором, в силу чего к нему применимы правила, предусмотренные статьей 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно пункту 4 которой в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены Основными положениями.

Согласно пункту 27 Основных положений электрическая энергия (мощность) реализуется на розничных рынках на основании следующих видов договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности):

- договор энергоснабжения;

- договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 28 Основных положений по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

В силу пунктов 40, 41 Основных положений к существенным условиям договора энергоснабжения отнесены, в том числе, такие условия, как:

-ответственность потребителя (покупателя) за нарушение порядка оплаты;

-ответственность сторон договора за нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Так, в соответствии с пунктом 3.1.1. Потребитель (Предприятие) обязан производить оплату потребляемой электрической энергии (мощности) в порядке, предусмотренном разделом 6 Договора.

Потребитель (Предприятие) самостоятельно вносит платежи на расчетный счет Гарантирующего поставщика (пункт 6.2. Договора).

Надлежащим исполнением обязательств по оплате за электроэнергию (мощность) является поступление денежных средств на расчетный счет Гарантирующего поставщика (Общества) в объеме и сроки, установленные Договором (пункт 6.3. Договора).

В случае нарушения сроков оплаты электрической энергии (мощности), установленных Договором, Потребитель (Предприятие) обязуется уплатить Гарантирующему поставщику (Обществу) пеню в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, на день исполнения обязательства или его соответствующей части (пункт 6.7. Договора).

Пунктом 2.2.2. Договора предусмотрено право Гарантирующего поставщика вводить частичное и (или) полное ограничение режима потребления электроэнергии.

Так, согласно подпункту «а» пункта 2.2.2. Договора Гарантирующий поставщик вправе приостановить исполнение обязательств по Договору в случае неисполнения Потребителем (Предприятием) обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии (мощности) и оказанных услуг и возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными Договором сроками платежа.

В силу подпункта «б» пункта 2.2.2. Договора право на введение частичного и (или) полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении Потребителя (Предприятия) также возникает у Гарантирующего поставщика (Общества) в случае выявление фактов бездоговорного и безучетного потребления электрической энергии.

Гарантирующий поставщик (Общество) имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Договора полностью, уведомив Потребителя (Предприятие) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от Договора, при соблюдении требований, установленных пунктом 53 Основных положений.

В соответствии с пунктом 53 Основных положений в случае, если по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора.

Как следует из материалов настоящего дела, 25.03.2016 г. в адрес МУП ЖКХ «Водоканал» поступило уведомление ПАО «КСК» №03-2/10/3557 об отказе от исполнения Договора с 08.04.2016 г.. В данном уведомлении Обществом указано, что причиной одностороннего отказа от исполнения Договора явилась задолженность Предприятия за потребленную им электрическую энергию, а именно по следующим счетам-фактурам:

-№12480/42 от 31.01.2015 на сумму 419590,41 руб. (неоплаченная часть 148879,49 руб.);

-№17515/42 от 28.02.2015 на сумму 358953,34 руб. (не оплачено полностью);

-№37279/42 от 31.03.2015 на сумму 322243,95 руб. (не оплачено полностью);

-№49112/42 от 30.04.2015 на сумму 326905,58 руб. (не оплачено полностью);

-№61156/42 от 31.05.2015 на сумму 291670,96 руб. (не оплачено полностью);

-№84025/42 от 30.06.2015 на сумму 282122,76 руб. (не оплачено полностью);

-№101301/42 от 31.07.2015 на сумму 279635,64 руб. (не оплачено полностью);

-№109904/42 от 31.08.2015 на сумму 265712,22 руб. (не оплачено полностью);

-№122027/42 от 30.09.2015 на сумму 225256,86 руб. (не оплачено полностью);

-№144038/42 от 31.10.2015 на сумму 291911,48 руб. (не оплачено полностью);

-№163727/42 от 30.11.2015 на сумму 299091,17 руб. (не оплачено полностью);

-№173735/42 от 31.12.2015 на сумму 299724,76 руб. (не оплачено полностью);

-№6212/42 от 31.01.2016 на сумму 399422,99 руб. (не оплачено полностью);

-№27776/42 от 29.02.2016 на сумму 378336,23 руб. (не оплачено полностью).

Всего на сумму 4169867,43 руб. (четыре миллиона сто шестьдесят девять тысяч восемьсот шестьдесят семь рублей 43 коп.).

По состоянию на 09.06.2016 задолженность МУП ЖКХ «Водоканал» перед ПАО «КСК» составляет 4 609 339 (четыре миллиона шестьсот девять тысяч триста тридцать девять) рублей 42 копейки.

Таким образом, соблюдя требования пункта 53 Основных положений и воспользовавшись предусмотренным им правом, ПАО «КСК» в одностороннем порядке отказалось от исполнения Договора с 08.04.2016 г.

Однако, приняв данное решение, Общество не учло следующее.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 ГК РФ, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. №442 (далее – Правила), инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору (пункт 48 Основных положений).

В силу подпункта «е» пункта 2 Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится при прекращении обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии.

Ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте «а», абзацах втором, четвертом и пятом подпункта «б», в подпунктах «е», «ж» и «к» пункта 2 Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика, перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются (пункт 4 Правил).

В связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте «а», абзацах четвертом и пятом подпункта «б», подпунктах «е», «ж» и «к» пункта 2 Правил, вводится полное ограничение режима потребления (пункт 16 Правил).

Таким образом, отказавшись от исполнения Договора, ПАО «КСК» вправе инициировать введение полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопримающих устройств Предприятия.

В соответствии с пунктом 18 Правил в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно Приложению к Правилам, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Приложением к Правилам установлены категории потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, отнесены, в том числе, организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.

МУП ЖКХ «Водоканал» является коммерческой организацией, основано на праве хозяйственного ведения, в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (пункт 1.1. Устава МУП ЖКХ «Водоканал», утвержденного постановлением администрации городского поселения поселок Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области от 30.05.2011 №39 (далее – Устав)).

В соответствии с пунктом 2.1.3. Устава Предприятие создано, в том числе, в целях обеспечения холодного водоснабжения (снабжения питьевой водой) и водоотведения (приема и отведения сточных вод) с использованием соответствующих объектов систем коммунальной инфраструктуры, переданных в хозяйственное ведение Предприятия или предоставленных ему на ином законном основании.

Согласно пунктам 2.3.1., 2.3.9. Устава Предприятие вправе заниматься следующими видами хозяйственной (экономической) деятельности, являющимися для него основными:

-деятельность в сфере холодного водоснабжения (снабжения питьевой водой) и водоотведения (приема и отвода сточных (канализационных) вод), осуществляемая на договорной основе и подлежащая тарифному регулированию, а именно деятельность в качестве организации водопроводно-канализационного хозяйства (ОВКХ) и в качестве организации коммунального комплекса, обеспечивающей холодное водоснабжение и водоотведение, осуществляющей эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения холодного водоснабжения и водоотведения;

-деятельность, связанная с предоставлением гражданам коммунальных услуг, в том числе коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения.

В том числе, Предприятие вправе осуществлять сбор, очистку и распределение воды (ОКВЭД 41.00) (пункт 2.4.15. Устава).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МУП ЖКХ «Водоканал» осуществляет, в том числе, деятельность по сбору, очистке и распределению воды, деятельность по удалению сточных вод, отходов и аналогичную деятельность.

Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 24.11.2015 №15/342 «Об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение и транспортировку сточных вод для МУП ЖКХ «Водоканал» г.п.п. Чистые Боры в поселке Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области на 2016 год и о признании утратившими силу отдельных постановлений департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области» для МУП ЖКХ «Водоканал» установлены тарифы на питьевую воду, водоотведение и транспортировку сточных вод.

Таким образом, МУП ЖКХ «Водоканал» можно отнести к организациям, осуществляющим эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.

Электроэнергия, поступающая на объекты водоснабжения и водоотведения, является необходимым элементом технологического процесса холодного водоснабжения и водоотведения населения, социальных объектов, учреждений, предприятий, обслуживаемых МУП ЖКХ «Водоканал». Прекращение подачи электроэнергии на данные объекты исключает возможность обеспечения холодным водоснабжением большинства граждан, своевременно и добросовестно оплачивающих указанные коммунальные услуги, а также социально значимых объектов, что в целом создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, то есть угрозу для жизни и здоровья граждан, причиняет вред публичным интересам и нарушает права неограниченного круга лиц на обеспечение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами по водоснабжению и водоотведению.

Соответственно, полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении МУП ЖКХ «Водоканал» не может быть введено.

В соответствии с частью 1 статьи 20, частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану жизни и здоровья.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Действия ПАО «КСК» по одностороннему отказу от исполнения Договора создали угрозу:

- возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с появлением и распространением различных заболеваний граждан;

- нарушения условий жизнедеятельности людей, выражающегося, как минимум, в отсутствии надлежащего количества и качества питьевой воды.

Дополнительно Комиссией установлено, что одностороннее расторжение договора энергоснабжения, являющегося публичным договором, со стороны гарантирующего поставщика действующим законодательством не предусмотрено.

Так, согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 №115-О, основанному на нормах статьи 426 ГК РФ, при заключении публичных договоров, при наличии возможности оказывать соответствующую услугу, организация не вправе расторгать договор в одностороннем порядке.

Аналогичная оценка с учетом обстоятельств, схожих с обстоятельствами настоящего дела, дана Верховным Судом Российской Федерации от 24.11.2015 №307-КГ15-11468 по делу №А13-1943/2014. Верховный Суд Российской Федерации согласился с судами нижестоящих инстанций о том, что в отношении потребителей, указанных в Приложении к Правилам, не допустимы действия, направленные на односторонний отказ от исполнения договора энергоснабжения, поскольку создается угроза наступления неблагоприятных экономических, экологических, социальных последствий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Из содержания статьи 10 ГК РФ также следует, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. При осуществлении гражданских прав не должны нарушаться права и охраняемые законом интересы других лиц, обладатели гражданских прав должны действовать разумно и добросовестно.

Согласно положениям статьи 12 ГК РФ одними из способов защиты гражданских прав являются самозащита права, прекращение или изменение правоотношения, а также восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. При этом способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что действия ПАО «КСК» при защите своего права на получение оплаты за поставленную Предприятию электрическую энергию, применяло такой способ самозащиты права, который может привести к нарушению как прав МУП ЖКХ «Водоканал» на получение им в рамках Договора электрической энергии, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах Буйского муниципального района Костромской области, так и прав граждан-потребителей, добросовестно оплачивающих коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, которые им оказывает МУП ЖКХ «Водоканал», что является злоупотреблением правом и доминирующим положением, которые не допускаются законом.

По мнению Комиссии, для защиты своих имущественных прав ПАО «КСК» имело возможность использовать иные предусмотренные законом права, не ущемляя интересов иных лиц, в частности, право на взыскание задолженности в судебном порядке.

Также, по мнению Костромского УФАС России, инициатива ПАО «КСК» по отказу от исполнения Договора нарушает принцип соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, который закреплен в пункте 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике.

Таким образом, Комиссия по настоящему делу квалифицирует действия ПАО «КСК», выразившиеся в неправомерном отказе от исполнения договора энергоснабжения от 01.08.2011 №281, заключенного между МУП ЖКХ «Водоканал» и ПАО «КСК», как нарушающие часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, результатом которых является или может являться ущемление прав и законных интересов МУП ЖКХ «Водоканал» и потребителей оказываемых Предприятием коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, добросовестно их оплачивающих.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать нарушение публичным акционерным обществом «Костромская сбытовая компания» (156000, г. Кострома, пр-т Мира, д. 37-39/28) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном отказе от исполнения договора энергоснабжения от 01.08.2011 №281, заключенного между МУП ЖКХ «Водоканал» и ПАО «КСК», результатом которого может явиться ущемление прав и законных интересов МУП ЖКХ «Водоканал» и потребителей оказываемых Предприятием коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, добросовестно их оплачивающих.

2.Выдать ПАО «КСК» предписание о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства со сроком исполнения до 26.08.2016 г.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленному факту нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии:

Г.Н. Дурдаев

Члены Комиссии:

С.А. Нахмуров

А.В. Луценко

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны