Решение б/н Решение по делу № 04-07/1306 от 30 сентября 2016 года в отно... от 30 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 30 сентября 2016 г.

Решение изготовлено в полном объеме 14 октября 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – Комиссия, Костромское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Радаева М.В., заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Костромского УФАС России;

члены Комиссии:

Дунаев И.В., главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Костромского УФАС России;

Нахмуров С.А., ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Костромского УФАС России,

рассмотрев дело №04-07/1306 по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (127018, г. Москва, 2-я Ямская ул., д. 4) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии на заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «КФК Энерго» - представители: <П...> (по доверенности от 01.09.2016) и <В...> (по доверенности от 11.01.2016);

от публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» - представитель <Б...> (по доверенности от 26.05.2016 №Д-КМ/27/61),

руководствуясь статьей 48.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

15.04.2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – Костромское УФАС России, Управление) с заявлением обратилось общество с ограниченной ответственностью «КФК Энерго» (далее – ООО «КФК Энерго», Заявитель) о нарушении публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее – ПАО «МРСК Центра, Общество) антимонопольного законодательства в части уклонения ПАО «МРСК Центра» от заключения с ООО «КФК Энерго» договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в отношении двух кабельных линий 0,4 кВ, расположенных по адресу: Костромская область, город Кострома, ул. Экскаваторщиков, дом №№46,48, на основании заявки от 22.03.2016 №1504-ЦОК-16 (16189844).

ООО «КФК Энерго» считает, что указанный в письме от 29.03.2016 №МРСК-КМ/6-1/1819 отказ ПАО «МРСК Центра» от выдачи оферты договора и технических условий неправомерен.

В своем обращении Заявитель просит разобраться в сложившейся ситуации и обязать ПАО «МРСК Центра» оформить договор технологического присоединения кабельных линий, находящихся на балансе ООО «КФК Энерго», с указанием точек присоединения на первой и второй секциях ТП №786.

Усмотрев в действиях (бездействии) ПАО «МРСК Центра» (в лице филиала ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго»), выразившихся в уклонении ПАО «МРСК Центра» от заключения с ООО «КФК Энерго» договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Управление на основании статьи 39.1. Закон о защите конкуренции выдало ПАО «МРСК Центра» предупреждение о необходимости прекращения указанных выше действий (бездействия) путем принятия в срок до 17 июля 2016 года мер по заключению с ООО «КФК Энерго» договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в отношении двух кабельных линий 0,4 кВ, расположенных по адресу: Костромская область, город Кострома, ул. Экскаваторщиков, дом №№46,48, на основании заявки от 22.03.2016 №1504-ЦОК-16 (16189844).

О выполнении предупреждения ПАО «МРСК Центра» должно было сообщить в Костромское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока установленного для его выполнения.

Письмом от 15.07.2016 №МРСК-КМ/27/4403 Общество сообщило о невозможности выполнения до 17.07.2016 предупреждения от 17.06.2016 в связи с тем, что кабельные линии электропередачи не являются энергопринимающим устройством, а также отсутствием у ООО «КФК Энерго» прав на земельный участок, занимаемый кабельными линиями КЛ 0,4 кВ.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1. Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Таким образом, ввиду невыполнения ПАО «МРСК Центра» предупреждения от 17.07.2016 Управлением издан приказ от 29.07.2016 г. №41 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения ПАО «МРСК Центра» (127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Рассмотрев имеющиеся в деле №04-07/1306 материалы и документы Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 4 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. №861 (далее – Правила технологического присоединения) и информацией, размещённой на официальном сайте филиала ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» о наличии свободной мощности на подстанции ТП №786, территориальной сетевой организацией ООО «КФК Энерго» был разработан проект прокладки кабельных линий от ТП №786 до строящегося многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Экскаваторщиков, д. 46,48.

Данный проект был согласован муниципальным казенным учреждением «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» 23.09.2015 г., акционерным обществом «Газпром газораспределение Кострома» 22.09.2015 г., Управлением Архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы 01.10.2015 г., ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» в лице Городской РЭС 15.09.2015 г., муниципальным казенным учреждением «Дорожное хозяйство» 16.09.2015 г., муниципальным унитарным предприятием г. Костромы «Костромагорводоканал» от 08.09.2015 г.

Согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 г. №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее – Постановление №1300), размещение линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Участок с кадастровым номером 44:27:080303:708 по ул. Экскаваторщиков, на котором планировалось разместить вышеназванные кабельные линии, находится в муниципальной собственности г. Кострома.

Руководствуясь вышеуказанными нормативно-правовыми актами, а также согласованным проектом прокладки кабельных линий от ТП №786 до строящегося многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Экскаваторщиков, д. 46,48, в 2015 году ООО «КФК Энерго» были выполнены работы по прокладке двух кабельных линий 0,4 кВ.

На основании пункта 7 Правил технологического присоединения 03.11.2015 г. ООО «КФК Энерго» подало заявку №7128-ЦОК-15 на осуществление технологического присоединения двух кабельных линий максимальной мощностью 130 кВт, по 2-ой категории надежности, напряжением 0,4 кВ, в приложении к вышеназванной заявке были направлены: доверенность, копия согласованного проекта, исполнительная съемка, инвентарная карточка объекта основных средств ООО «КФК Энерго» по вышеназванным кабельным линиям.

В ответ на заявку от 03.11.2015 г. №7128-ЦОК-15 на осуществление технологического присоединения двух кабельных линий максимальной мощностью 130 кВт 09.11.2015 г. в адрес ООО «КФК Энерго» поступил ответ от ПАО «МРСК Центра» №МРСК-КМ/6-1/6950, в котором Общество, сославшись на отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагаются кабельные линии, сообщило о приостановлении деятельности по обработке заявки от 03.11.2015 г. №7128-ЦОК-15.

В свою очередь ООО «КФК Энерго» 12.11.2015 г. в адрес ПАО «МРСК Центра» было направлено обращение №461 о том, что в соответствии с Постановлением №1300 требовать какие-либо документы на земельный участок неправомерно.

В ответ на указанное письмо ООО «КФК Энерго» от 12.11.2015 г. №461 со стороны Общества письмом от 20.11.2015 №МРСК-КМ/5-1/7228 была направлена оферта договора на технологическое присоединение, а также технические условия (заявка №7128-ЦОК-15), в которых вместо уже построенных (существующих) ООО «КФК Энерго» кабельных линий, ПАО «МРСК Центра» были указаны точки присоединения, несоответствующие заявке от 03.11.2015 г. №7128-ЦОК-15, а именно:

- согласно заявке: две точки присоединения от первой и второй секции ТП №786;

- согласно оферте договора и выданных технических условий: две точки присоединения от проектируемого РЩ-0,4 кВ (ТП №787).

11.12.2015 г. ПАО «МРСК Центра» направило письмо №МРСК-КМ/5-2/7709 о том, что заявка №7128-ЦОК-15 (16126255) от ООО «КФК Энерго» была принята ошибочно, в котором также была ссылка на пункты 18, 25, 25(1), 26 Правил технологического присоединения о необходимости предоставить информацию о границах земельного участка, на котором располагаются вышеназванные кабельные линии.

В целях необходимости определения границ земельного участка ООО «КФК Энерго» 12.03.2016 г. разработало схему границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории и обратилось в Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы. Распоряжением начальника Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы от 16.03.2016 №213-р ООО «КФК Энерго» было выдано разрешение на использование земель и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, общей площадью 177 кв.м., (местоположение: Костромская область, г. Кострома, ул. Экскаваторщиков) в целях размещения кабельной линии 0,4 кВ от существующей трансформаторной подстанции №786 до земельного участка с кадастровым номером 44:27:080303:708 по ул. Экскаваторщиков.

После выполнения условий о необходимости предоставить информацию о границах земельного участка, на котором располагаются кабельные линии, указанных в письме от 11.12.2015 г. №МРСК-КМ/5-2/7709, ООО «КФК Энерго» обратилось с новой заявкой на технологическое присоединение от 22.03.2016 г. №16189544. В ответ на заявку ООО «КФК Энерго» от 22.03.2016 г. №16189544 ПАО «МРСК Центра» сообщило о невозможности подготовки договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий к нему, ссылаясь на пункт 2 Правил технологического присоединения, а именно, в связи с тем, что кабельные линии не являются энергопринимающим устройством заявителя (письмо от 29.03.2016 №МРСК-КМ/6-1/1819). Иного правового обоснования в указанном письме Обществом приведено не было.

Позже, письмом от 06.06.2016 №МРСК-КМ/6-1/3281 ПАО «МРСК Центра» сообщило Заявителю об аннулировании заявки на технологическое присоединение от 22.03.2016 г. №16189544, в связи с тем, что ООО «КФК Энерго» не были представлены недостающие документы и сведения по данной заявке. При этом, Обществом не было указано какие именно документы и сведения не были представлены Заявителем. Также ПАО «МРСК Центра» было предложено пройти процедуру повторной подачи заявки на осуществление технологическое присоединение.

Дополнительно, в рамках рассмотрения настоящего дела было установлено, что ПАО «МРСК Центра» письмом от 05.04.2016 №МРСК-КМ/27/1972 «Об отмене распоряжения от 16.03.2016 №213-р» обратилось в адрес Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы с просьбой отменить распоряжение начальника Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы от 16.03.2016 №213-р «О выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (местоположение: Костромская область, город Кострома, улица Экскаваторщиков)». В нем Общество указало следующую информацию. ПАО «МРСК Центра» не выдавались технические условия на присоединение объектов ООО «КФК Энерго» от ТП №786, договор технологического присоединения отсутствует. Представленный проект прокладки кабельных линий от ТП №786 до строящегося многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Экскаваторщиков, д. 46,48, не согласовывался ПАО «МРСК Центра» в части присоединения кабельных линий к ТП №786. В ведомости жилых и общественных зданий и сооружений представителем Городского РЭС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» указано, что «сети городского РЭС показаны», соответственно согласования использования земельного участка в целях размещения кабельных линий 0,4 кВ ООО «КФК Энерго» и об их технологическом присоединении к ТП №786 Обществом не производилось. Основания для выдачи ООО «КФК Энерго» разрешения на использование земельного участка в целях размещения кабельной линии 0,4 кВ отсутствуют.

На основании данного обращения филиала ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» от 05.04.2016 №МРСК-КМ/27/1972 начальником Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы распоряжением от 08.04.2016 №349-р было отменено распоряжение начальника Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы от 16.03.2016 №213-р «О выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (местоположение: Костромская область, город Кострома, улица Экскаваторщиков)». Иного основания для отмены распоряжения начальника Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы от 16.03.2016 №213-р «О выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (местоположение: Костромская область, город Кострома, улица Экскаваторщиков)» Управлением имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы в распоряжении от 08.04.2016 №349-р не было приведено.

Проанализировав представленные в материалы настоящего дела информацию, документы и сведения, и, дав оценку установленным в рамках его рассмотрения обстоятельствам, Комиссия Костромского УФАС России сделала вывод о следующем.

В силу части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольного органа относится, в том числе возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства; выдача в случаях, указанных в данном Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам, о прекращении недобросовестной конкуренции, о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об обеспечении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке доступа к производственным мощностям.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, выразившиеся в экономически или технологически не обоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что арбитражным судам следует обратить внимание на то, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Также, согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии входят в сферы деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с пунктом 3.2 Устава ПАО «МРСК Центра», утвержденного решением годового Общего собрания акционеров ПАО «МРСК Центра» от 26.06.2015 (Протокол от 26.06.2015 №01/15), одними из видов деятельности ПАО «МРСК Центра» являются оказание услуг по передаче электрической энергии и оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 31.03.2008 №86-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр(а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» (далее – приказ ФСТ №86-э), ПАО «МРСК Центра» включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, тем самым в отношении ПАО «МРСК Центра» применяется государственное регулирование и контроль.

В соответствии с пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила недискриминационного доступа), услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации (пункт 9 Правил недискриминационного доступа). Технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии. Ввиду единства технологического процесса по передаче электроэнергии рынок услуг по передаче электрической энергии и рынок по предоставлению услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям следует рассматривать как единый рынок.

Следовательно, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, ПАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в том числе, услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, в границах своих сетей, в рамках рассмотрения настоящего дела на территории деятельности филиала ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» (Костромская область).

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, в том числе отношений, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям, которые являются неотъемлемой частью процесса передачи электрической энергии на розничном рынке электрической энергии, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии закреплены в Федеральном законе от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (абзац 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике). Таким образом, на него распространяются требования статьи 426 ГК РФ о публичном договоре.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1 Правил технологического присоединения).

То есть, одной из составляющих предмета правового регулирования Правил технологического присоединения является институт технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил технологического присоединения и наличии технической возможности технологического присоединения. При этом, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 7 Правил технологического присоединения Правила технологического присоединения устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:

- подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

- заключение договора;

- выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

- получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя;

- осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям;

- фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата;

- составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению №1 к Правилам технологического присоединения, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон по форме согласно приложению №2 к Правилам технологического присоединения, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно приложению №3 к Правилам технологического присоединения, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) Правил технологического присоединения).

В соответствии с пунктом 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил технологического присоединения. Заявка направляется по формам согласно приложениям №4 – 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

В силу пункта 12 (1) Правил технологического присоединения в заявке, направляемой заявителем – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), должны быть указаны:

1. реквизиты заявителя (для юридических лиц – полное наименование и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей – номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, для физических лиц – фамилия, имя, отчество, серия <...> номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);

2. наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

3. место нахождения заявителя;

4. сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);

5. планируемое распределение максимальной мощности, сроков ввода, набора нагрузки и сведения о категории надежности электроснабжения при вводе энергопринимающих устройств по этапам и очередям;

6. наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));

7. запрашиваемая максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя;

8. характер нагрузки (вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта);

9. предложения по порядку расчетов и условиям рассрочки платежа за технологическое присоединение – для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 15 и до 150 кВт включительно.

Пунктом 10 Правил технологического присоединения установлен перечень документов, которые прикладываются к заявке.

В адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил технологического присоединения, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации (абзац 1 пункта 15 Правил технологического присоединения).

При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 – 14 Правил технологического присоединения, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений (абзац 13 пункта 15 Правил технологического присоединения).

Как указано выше, 03.11.2015 г. ООО «КФК Энерго» подало заявку №7128-ЦОК-15 на осуществление технологического присоединения двух кабельных линий максимальной мощностью 130 кВт, по 2-ой категории надежности, напряжением 0,4 кВ, в приложении к вышеназванной заявке были приложены: доверенность, копия согласованного проекта, исполнительная съемка, инвентарная карточка объекта основных средств ООО «КФК Энерго» по вышеназванным кабельным линиям.

В ответ на указанную заявку от 03.11.2015 г. №7128-ЦОК-15 09.11.2015 г. в адрес ООО «КФК Энерго» поступил ответ от ПАО «МРСК Центра» №МРСК-КМ/6-1/6950, в котором Общество, сославшись на отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагаются кабельные линии, сообщило о приостановлении деятельности по обработке заявки от 03.11.2015 г. №7128-ЦОК-15. Иных причин невозможности заключения договора об осуществлении технологического присоединения и выдачи технических условий ПАО «МРСК Центра» указано не было.

ООО «КФК Энерго» в ответ на письмо от 09.11.2015 г. №МРСК-КМ/6-1/6950 направило в адрес ПАО «МРСК Центра» обращение от 12.11.2015 г. №461 о том, что в соответствии с Постановлением №1300 требовать какие-либо документы на земельный участок неправомерно (в соответствии с пунктом 5 Постановления №1300 линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов).

В ответ на указанное в письме от 12.11.2015 г. №461 правовое обоснование необоснованности требования правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагаются кабельные линии, ПАО «МРСК Центра» письмом от 20.11.2015 №МРСК-КМ/5-1/7228 в адрес ООО «КФК Энерго» была направлена оферта договора на технологическое присоединение, а также технические условия (заявка №7128-ЦОК-15), в которых Обществом были указаны точки присоединения, несоответствующие заявке от 03.11.2015 г. №7128-ЦОК-15.

11.12.2015 г. ПАО «МРСК Центра» направило Заявителю письмо №МРСК-КМ/5-2/7709 о том, что заявка №7128-ЦОК-15 (16126255) была принята ошибочно, а на основании пунктов 18, 25, 25(1), 26 Правил технологического присоединения ООО «КФК Энерго» необходимо предоставить информацию о границах земельного участка, на котором располагаются вышеназванные кабельные линии. Таким образом, Обществом была указана иная причина невозможности заключения договора об осуществлении технологического присоединения и выдачи технических условий к нему, которая первоначально не была указана ПАО «МРСК Центра» в письме от 09.11.2015 г. №МРСК-КМ/6-1/6950.

В целях необходимости определения границ земельного участка ООО «КФК Энерго» 12.03.2016 г. разработало схему границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории и обратилось в Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы. Распоряжением начальника Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы от 16.03.2016 №213-р ООО «КФК Энерго» было выдано разрешение на использование земель и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, общей площадью 177 кв.м., (местоположение: Костромская область, г. Кострома, ул. Экскаваторщиков) в целях размещения кабельной линии 0,4 кВ от существующей трансформаторной подстанции №786 до земельного участка с кадастровым номером 44:27:080303:708 по ул. Экскаваторщиков.

После выполнения условий о необходимости предоставить информацию о границах земельного участка, на котором располагаются кабельные линии, указанных в письме от 11.12.2015 г. №МРСК-КМ/5-2/7709, ООО «КФК Энерго» обратилось с новой заявкой на технологическое присоединение к ТП №786 от 22.03.2016 г. №16189544. В ответ на заявку ООО «КФК Энерго» от 22.03.2016 г. №16189544 ПАО «МРСК Центра» сообщило о невозможности подготовки договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий к нему, ссылаясь на пункт 2 Правил технологического присоединения, а именно, в связи с тем, что кабельные линии не являются энергопринимающим устройством заявителя (письмо от 29.03.2016 №МРСК-КМ/6-1/1819). Иного правового обоснования в указанном письме Обществом приведено не было.

Рассматривая в совокупности указанные выше действия ПАО «МРСК Центра», Комиссией установлено, что Обществом, после каждого случая устранения Заявителем указанных ПАО «МРСК Центра» недостатков заявки и документов, прикладываемых к ней, каждый раз указывалась иная, отличная от предыдущей, причина невозможности заключения договора об осуществлении технологического присоединения и выдачи технических условий к нему.

На основании представленных в материалы настоящего дела информации, сведений, документов Комиссией сделан вывод, что в вышеуказанных действиях ПАО «МРСК Центра» как хозяйствующего субъекта, который в силу норм действующего законодательства обязан заключить публичный договор в отношении каждого обратившегося к нему лица, осуществленных в рамках рассмотрения заявок ООО «КФК Энерго» от 03.11.2015 г. №7128-ЦОК-15 и от 22.03.2016 г. №16189544, имеются признаки уклонения от заключения публичного договора об осуществлении технологического присоединения.

В силу абзаца 11 статьи 3 Закона об электроэнергетике под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Согласно пункту 2.3.2. Правил устройства электроустановок (Шестое издание), утвержденных Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР от 05.10.1979 (далее – ПУЭ), кабельной линией называется линия для передачи электроэнергии или отдельных импульсов ее, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями, а для маслонаполненных линий, кроме того, с подпитывающими аппаратами и системой сигнализации давления масла.

В соответствии с пунктом 4 Правил технологического присоединения любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с Правилами технологического присоединения.

При этом, Правила технологического присоединения не предусматривают возможность отказа сетевой организации от осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей (позиция Федеральной антимонопольной службы, отраженная в письме от 14.12.2011 №АГ/46581 «О рассмотрении обращений»).

Тем самым, законодатель предусмотрел возможность технологического присоединения линий электропередачи (в том числе кабельных линий) к электрическим сетям в порядке, предусмотренном Правилами технологического присоединения.

Более того, в направленных письмом от 20.11.2015 №МРСК-КМ/5-1/7228 оферте договора об осуществлении технологического присоединения, а также технических условиях к нему (заявка №7128-ЦОК-15), ПАО «МРСК Центра» указало в качестве энергопринимающих устройств Заявителя две кабельные линии 0,4 кВ, расположенные по адресу: Костромская область, город Кострома, ул. Экскаваторщиков, дом №№46, 48.

Материалами настоящего дела подтверждается, что между Обществом и Заявителем ранее заключались договора об осуществлении технологического присоединения, предметом которых являлось осуществление технологического присоединения кабельных линий ООО «КФК Энерго» к сетям ПАО «МРСК Центра» (договор от 21.01.2015 №41024002 (___Ц/3(3)-ТП(2015)С); от 01.07.2014 №40920045 (___-Ц/3(2)-ТП(2014)С); от 17.06.2014 №40915640 (___-Ц/3(3)-ТП(2014)И); от 17.04.2014 №887-Ц/3(2)-ТП(2014)И 40872966; от 01.04.2014 №722-Ц/3(3)-ТП(2014)С 40871905). Указанные договоры об осуществлении технологического присоединения были исполнены.

Таким образом, позиция ПАО «МРСК Центра», изложенная в письме от 15.07.2016 №МРСК-КМ/27/4403, о невозможности подготовки договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий ввиду того, что кабельные линии электропередачи не являются энергопринимающим устройством, и поддерживаемая Обществом в ходе рассмотрения данного дела, не принята антимонопольным органом в качестве довода, подтверждающего правомерность осуществленных ПАО «МРСК Центра» действий в ходе рассмотрения заявки ООО «КФК Энерго» от 22.03.2016 г. №16189544 на технологическое присоединение.

Также Комиссией не принята позиция Общества о том, что заключение договоров об осуществлении технологического присоединения продиктовано выполнением со стороны ООО «КФК Энерго» требований действующего законодательства РФ, а именно, приложением к заявке документов, подтверждающих право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены объекты Заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (подпункт «г» пункта 10 Правил технологического присоединения), в связи с тем, что эта норма является общей. С учетом обстоятельств настоящего дела применению подлежит специальная норма, предусматривающая размещение линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (пункт 5 Постановления №1300).

Довод ПАО «МРСК Центра» о том, что разрешение начальника Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы от 16.03.2016 №213-р «О выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (местоположение: Костромская область, город Кострома, улица Экскаваторщиков)» было отменено, не принят Комиссией ввиду того, что заявка от 03.11.2015 №7128-ЦОК-15, в рамках рассмотрения которой ПАО «МРСК Центра» запрашивало сведения о границах земельного участка, была аннулирована в связи с подачей ООО «КФК Энерго» новой заявки на технологическое присоединение от 22.03.2016 г. №16189544. Также Комиссия отмечает, что распоряжение начальника Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы от 16.03.2016 №213-р «О выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (местоположение: Костромская область, город Кострома, улица Экскаваторщиков)» содержит ссылку на Закон Костромской области от 07.07.2015 №708-5-ЗКО «О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» без указания на конкретное положение данного закона.

Также Комиссией установлено, а материалами данного дела подтверждается, наличие негативных последствий, образовавшихся в результате рассматриваемых действий ПАО «МРСК Центра», в виде ущемления интересов ООО «КФК Энерго» в сфере предпринимательской деятельности.

Как было указано Заявителем, застройщик многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Костромская область, город Кострома, ул. Экскаваторщиков, дом №№46,48, был вынужден обратиться в ООО «КФК Энерго» за временным технологическим присоединением, затратив при этом дополнительные средства. После этого ООО «КФК Энерго» выполнило мероприятия по строительству ВЛ-0,4 кВ от ТП №470 на сумму 251099 руб., находящейся на балансе Заявителя, до строящегося многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Костромская область, город Кострома, ул. Экскаваторщиков, дом №№46,48. На основании произведенного временного технологического присоединения общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная Компания 2» обратилось в публичное акционерное общество «Костромская сбытовая компания» для заключения договора энергоснабжения по вышеуказанной точке поставки электрической энергии.

При этом, Заявитель акцентировал внимание Комиссии на том, что технологическое присоединение указанного выше строящегося дома имеет статус временного и является вынужденной мерой, так как ПАО «МРСК Центра» всячески уклоняется от заключения договора об осуществлении технологического присоединения в отношении двух кабельных линий 0,4 кВ, расположенных по адресу: Костромская область, город Кострома, ул. Экскаваторщиков, дом №№46,48.

Таким образом, Комиссия считает доказанным наличие в действиях (бездействии) ПАО «МРСК Центра», выразившихся в уклонении ПАО «МРСК Центра» от заключения с ООО «КФК Энерго» договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в отношении двух кабельных линий 0,4 кВ., расположенных по адресу: Костромская область, город Кострома, ул. Экскаваторщиков, дом №№46,48, на основании заявки от 22.03.2016 №1504-ЦОК-16 (16189844), прямо не предусмотренном статьей 426 ГК РФ, частью 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, Правилами технологического присоединения (в том числе пунктами 1 и 3 указанных Правил), нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, результатом которого является ущемление интересов ООО «КФК Энерго» в сфере предпринимательской деятельности.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушение публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в уклонении ПАО «МРСК Центра» от заключения с ООО «КФК Энерго» договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в отношении двух кабельных линий 0,4 кВ., расположенных по адресу: Костромская область, город Кострома, ул. Экскаваторщиков, дом №№46,48, на основании заявки от 22.03.2016 №1504-ЦОК-16 (16189844), прямо не предусмотренном статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (в том числе пунктом 3 указанных Правил), результатом которого является ущемление интересов ООО «КФК Энерго» в сфере предпринимательской деятельности.

2. Выдать ПАО «МРСК Центра» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением путем принятия мер по заключению с ООО «КФК Энерго» договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в отношении двух кабельных линий 0,4 кВ., расположенных по адресу: Костромская область, город Кострома, ул. Экскаваторщиков, дом №№46,48, на основании заявки от 22.03.2016 №1504-ЦОК-16 (16189844)со сроком исполнения до 20.11.2016 г.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административно; производства по выявленному факту нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии:

М.В. Радаева

Члены Комиссии:

И.В. Дунаев

С.А. Нахмуров

Связанные организации

Связанные организации не указаны