Решение №04-12/1283 Решение от 31 декабря 2015 года по делу № 04-12/1283 о наруш... от 20 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу №04-12/1283 о нарушении антимонопольного законодательства

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

    г. Кострома

(место вынесения)

Резолютивная часть решения оглашена 06 ноября 2015 г.                                                                             

В полном объеме решение изготовлено 31 декабря 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии: <…>;

члены Комиссии: <…>.

в присутствии:

от ответчика – представитель Департамента экономического развития Костромской области <…>Горбачев Д.В. (доверенность №119 от 20.01.2015 г.);

рассмотрев дело №04-12/1283 по признакам нарушения Департаментом экономического развития Костромской области (ОГРН/ИНН 1054408684110/ 4401055340, адрес (место нахождения) юридического лица: г. Кострома, ул. Калиновская, д.38) части 1 статьи 15, ч. 1 ст. 17 (в том числе п.3) Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения настоящего дела послужили материалы Прокуратуры Костромской области (далее Заявитель) (вх. №862 от 06.03.2015 г.) на предмет нарушения антимонопольного законодательства в действиях Департамента экономического развития Костромской области (далее – Департамент) при организации и проведении конкурса по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в 2014 году на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг).

По результатам рассмотрения имеющихся материалов Костромское УФАС России приняло решение о возбуждении дела по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 (в том числе пункта 3) Закона о защите конкуренции, выразившегося в изменении условий проведения конкурса по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в 2014 году на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации) производства товаров (работ, услуг) путем установления дополнительных оснований для отказа в предоставлении субсидий в нарушение требований действующего законодательства и привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Представитель ответчика нарушение антимонопольного законодательства не признал по основаниям, изложенным в отзывах по делу от 14.07.2015 г., 17.08.2015 г.

На заседаниях Комиссии представитель Департамента поддержал изложенную в отзывах по делу позицию. В обоснование правомерности оспариваемых Заявителем действий представитель Ответчика пояснил, что в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в оказании поддержки субъекту малого и среднего предпринимательства должно быть отказано в случае, если ранее в отношении заявителя — субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли. Оказание поддержки является аналогичным, если поддержка совпадает по трем составляющим: форме, виду, сроку ее оказания.

В целях приведения постановления администрации Костромской области от 17.10.2014 №422-а «О предоставлении субсидий на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в 2014 году» (далее - постановление №422-а) в соответствие с нормами вышеназванного Федерального закона в постановление №422-а были внесены изменения, которые носили юридико - технический характер и не затрагивали условия предоставления субсидий.

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям относится к бюджетным правоотношениям, установленным статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

Согласно статье 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации публичный конкурс подразумевает содержание в себе, по крайней мере, условия, предусматривающего существо задания, которое должно выполнить лицо для получения награды. Субсидия же не подразумевает выполнения какого - либо задания для ее получения.

Ссылка на пункт 3 части 1 статьи 17 (Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений) Закона о защите конкуренции также не относится к бюджетным правоотношения и предоставлению субсидий.

Таким образом, отказы Департамента в предоставлении субсидии на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) на основании подпункта 6 пункта 16 Порядка, не противоречат требованиям части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 (в том числе пункта 3) Закона о защите конкуренции.

Изучив материалы дела, представленные доказательства, выслушав доводы и возражения сторон по делу, Комиссия Костромского УФАС России по рассмотрению дела №04-12/1283 пришла к следующим выводам.

В соответствии с Положением о департаменте экономического развития Костромской области (далее – Положение), утвержденном постановлением Губернатора Костромской области от 31.05.2012 №111, Департамент является исполнительным органом государственной власти Костромской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Костромской области и осуществляющим функции по проведению государственной политики, выработке региональной политики, управлению, контролю, координации и нормативно-правовому регулированию в сфере развития экономики и торговли Костромской области (п.1 Положения); осуществляет функцию главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций (п.51 Положения).

В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (часть 1). На основании пункта 2 части 2 указанной статьи субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (часть 3 статьи 78 БК РФ).

Основные принципы основные поддержки субъектов МСП определены статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 14 данного закона в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли.

Постановлением Администрации Костромской области от 23.07.2013 №293-а утверждена программа Костромской области «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Костромской области на 2014-2020 годы». В соответствии с данным постановлением в подпрограмму «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства» включены, в том числе, «Порядок представления субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства», «Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг)».

В соответствии с п.3 Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), в 2014 (далее – Порядок), утвержденного постановлением № 422-а (окончание действия документа - 16.08.2015), главным распорядителем средств областного бюджета, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета областному бюджету, является Департамент (уполномоченный орган).

Согласно пункта 10 Порядка, уполномоченный орган размещает информацию о сроках подачи документов и условиях предоставления субсидий в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на портале государственных органов Костромской области и официальном сайте уполномоченного органа.

Уполномоченный орган осуществляет прием заявок и их регистрацию (пункт 14 Порядка), принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии (пункты 15-19 Порядка).

Постановлением Администрации Костромской области от 17.12.2014 №517-а «О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 17.10.2014 №422-а» «в целях приведения нормативного правового акта администрации Костромской области в соответствие с законодательством Российской Федерации» в пункт 16 Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), в 2014, утвержденного постановлением Администрации Костромской области от 17.10.2014 №422-а, внесено ранее отсутствующее основание для отказа в предоставление субсидии: «6) получения субъектом предпринимательства в 2014 году аналогичной поддержки в виде субсидии в рамках реализации государственной программы Костромской области «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Костромской области на 2014-2020 годы», за исключением субсидий, предоставленных субъекту предпринимательства в 2014 году, предусмотренных иными государственными и муниципальными программами».

20.10.2014 г. Департаментом на официальном сайте размещено объявление о проведении конкурса по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), в соответствии с которым заявки принимаются в срок с 21.10.2014 по 14.11.2014. В объявлении о проведении конкурса указано: о предоставлении субъектам предпринимательства субсидий в размере 50% произведенных затрат по одному договору приобретения оборудования, но не более 3,0 млн. руб. на одного субъекта предпринимательства; о том, что договор приобретения оборудования должен быть заключен в текущем календарном году либо в двух предшествующих годах; о том, что условия предоставления субсидий определены постановлением администрации Костромской области от 17.10.2014 года №422-а.

По результатам рассмотрения заявок отказано в предоставлении субсидий по причине получения в 2014 году поддержки в рамках государственной программы «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Костромской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением администрации Костромской области от 23.07.2013 №293-а,: <…> (дата получения поддержки 26.12.2014 на компенсацию затрат, связанных с обучением сотрудников, в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 24.06.2014 №255-а ), <…> и <…> (дата получения поддержки 30.06.2014 на возмещение части процентной ставки по кредитам в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 19.05.2014 №215-а).

Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений установлены в статье 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

В силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется бюджетным законодательством. В бюджетных правоотношениях отношения властного подчинения одной стороны другой сохраняются, в том числе и в случае заключения соглашения о предоставлении субсидии.

При таких обстоятельствах нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие организацию публичного конкурса, в данном случае применению не подлежат.

Решение о предоставлении субсидий, об отказе в предоставлении субсидий принималось Департаментом в соответствии с действующим Порядком.

Изменения, внесенные постановлением Администрации Костромской области от 17.12.2014 №517-а, не противоречат нормам от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В силу пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

При указанных обстоятельствах, на основании имеющихся в деле доказательств, наличие запретных действий, предусмотренных частью 1 статьи 15, частью 1 статьи 17 (в том числе пункта 3) Закона о защите конкуренции, Комиссией Костромского УФАС не установлено.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Костромского УФАС

 

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела №04-12/1283 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Департамента экономического развития Костромской области, прекратить согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции - решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Костромской области.

 

 

Председатель Комиссии                                             ______________ <…>

 

Члены Комиссии:                                                          ______________ <…>

 

                                                                                    ______________ <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны