Решение №04-13/1284 Решение по делу № 04-13/1284 от 20 августа 2015 года в отнош... от 2 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

20 августа 2015 г.                                                                                                         г.Кострома

 

Резолютивная часть решения оглашена «07» августа 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «20» августа 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – Комиссия Костромского УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…>, заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области

Члены комиссии:

<…>, главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области;

<…>, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области,

 

в отсутствии сторон – участников по делу (уведомленных надлежащим образом)

 

рассмотрев дело №04-13/1284 по признакам нарушения Муниципальным казенным учреждением города Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы» (156007, г.Кострома, ул.Ленина д.86), Муниципальным казенным учреждением города Костромы «Агентство муниципальных закупок» (156000, г.Кострома, ул.Депутатская, д.47) части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Костромского УФАС России (далее также - Управление) на рассмотрение поступили материалы Прокуратуры города Костромы (далее - Прокуратура), основанные на проведенной Прокуратурой проверке соблюдения требований бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательства о противодействии коррупции, антимонопольного законодательства при осуществлении в 2014 году - истекшем периоде 2015 года закупок для нужд Муниципального казенного учреждения города Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы» (далее - МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы»).

Как следует из рассмотренных материалов и было установлено Прокуратурой, при осуществлении МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» в указанный период закупки горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) для нужд учреждения, в документацию включались условия (условия исполнения муниципального контракта), влекущие ограничение количества участников размещения заказа, посредством установления для них (участников) требований по месту поставки товара (месту расположения автозаправочных станций (далее - АЗС) Поставщика).

В частности, Прокуратура отмечает, что согласно Информационной карты аукциона (раздел 2) документации электронного аукциона (№0841300009015000043), в качестве предъявляемых к Поставщику ГСМ требований по месту поставки товара, значились: расположение АЗС на территории города Костромы и Костромской области; место расположения ближайшей АЗС – не далее 3 км от МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы». При этом, под удалением понимается расстояние, проходимое автомобильным транспортом по дорогам общего пользования.

Прокуратура полагает, что для потенциальных участников размещения заказа, не имеющих АЗС на территории города Костромы и Костромской области и, в частности, расположения ближайшей АЗС на расстоянии - не далее 3 км от местонахождения заказчика (в данном случае - МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы»), фактически были установлены прямые ограничения для участия в подобных торгах, что по сути своей, является нарушением требований антимонопольного законодательства.

По мнению Прокуратуры, установление в документации такого рода требований, предъявляемых непосредственно к месту расположения АЗС Поставщика услуги (товара), ограничивает круг потенциальных участников размещения заказа, лишает лиц, осуществляющих деятельность на рынке поставки ГСМ, возможности принять участие в торгах на право заключения муниципального контракта. В связи с чем, усматривает в действиях МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» по утверждению такого рода документации, нарушение требований статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Данная позиция и приведенные в ее подтверждение доводы, подробно изложены Прокуратурой в представленном материале проверки от 06.04.2015 г. №7-14-2015 (вх.№1354 от 08.04.2015 г.).

Усмотрев в представленных Прокуратурой документах признаки нарушения требований части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, Управление в отношении МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» и Муниципального казенного учреждения города Костромы «Агентство муниципальных закупок» (далее – МКУ города Костромы «Агентство муниципальных закупок») возбудило производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства, квалифицировав в качестве вменяемых указанным лицам признаков нарушения: установление в документации об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на поставку ГСМ для МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» (извещение о проведении электронного аукциона от 13.02.2015 г. №0841300009015000043) требований к месту расположения АЗС не далее 3 км от МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы», которые привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При рассмотрении 14.07.2015 г. настоящего дела Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости переквалифицировать вменяемые МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» и МКУ города Костромы «Агентство муниципальных закупок» признаки нарушения антимонопольного законодательства, с части 2 на часть 1 вышеуказанной статьи, а также конкретизировать их, и таковыми считать, установление в документации об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на поставку горюче-смазочных материалов для МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» (извещение №0841300009015000043), в качестве предъявляемых требований, условий поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: Автозаправочные станции Поставщика на территории города Костромы и Костромской области; Место расположения ближайшей АЗС – не далее 3 км от МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы», приводящих и (или) способных привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на торгах.

МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» с позицией Прокуратуры не согласилось, доводы, приведенные в ее обращении (материале), отклонило по основаниям, изложенным в представленных в дело пояснениях (от 10.07.2015 г. №881-05-16 (вх.№2547 от 10.07.2015 г.), от 31.07.2015 г. №955-05-16 (вх.№2862 от 04.08.2015 г.)). Считает, что действовало в соответствии с требованиями законодательства и в пределах предоставленных полномочий, своими действиями по включению в документацию требований, по части условий, предъявляемых к месту расположения АЗС Поставщика (территориальному радиусу их расположения), никак не могло повлиять на ограничение количества участников размещения заказа (нарушить права и интересы каких-либо лиц в возможности реализовывать свое право на участие в торгах).

При этом в качестве обоснования своей потребности по установлению указанных требований, пояснило следующее. В соответствии с приказом директора МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» №111 от 08.06.2015г. «Об утверждении структуры» в учреждении действует Аварийно-спасательный отряд. Согласно Положения об аварийно-спасательном отряде муниципального казенного учреждения города Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы», утвержденного директором 01.01.2012 г. основной задачей аварийно-спасательного отряда является поддержание сил и средств аварийно-спасательного отряда в постоянной готовности и выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. В связи с этим, применение в документации требований, определяющих место поставки товара, таких как: АЗС Поставщика на территории города Костромы и Костромской области; Место расположения ближайшей АЗС – не далее 3 км от МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы», было направлено на удовлетворение потребности учреждения иметь возможность заправлять транспортные средства с учетом специфики его деятельности, связанной с решением задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Уточнив, что большая удаленность АЗС от МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» привела бы к потере времени водителей на заправку, соответственно, нарушила бы организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, работ по спасению людей и имущества, а также увеличила бы объем использования ГСМ, что отразилось бы на расходовании бюджетных средств (нецелевом их использовании).

МКУ города Костромы «Агентство муниципальных закупок», также привлеченное к участию в деле в качестве ответчика, представив пояснения (от 06.07.2015 г. №218 (вх.№2481 от 08.07.2015 г.), от 03.08.2015 г. №265 (вх.№2865 от 04.08.2015 г.)), со своей стороны, сообщило следующее.

В соответствии с пунктом 3.8 Порядка взаимодействия муниципальных заказчиков (заказчиков) с уполномоченным учреждением при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд города Костромы (далее – Порядок взаимодействия муниципальных заказчиков, Порядок), утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 26.05.2014 г. №1276 «О создании муниципального казенного учреждения города Костромы «Агентство муниципальных закупок» (далее – Постановление №1276), уполномоченное учреждение рассматривает заявки муниципальных заказчиков города Костромы на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и иных нормативных правовых актов о контрактной системе.

По результатам рассмотрения заявки на поставку ГСМ от МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» (заказчик) специалистом уполномоченного учреждения (МКУ города Костромы «Агентство муниципальных закупок») данная заявка была признана соответствующей требованиям, установленным пунктом 3.8 Порядка.

Выводы о соответствии заявки заказчика требованиям Закона о контрактной системе и иных нормативных правовых актов о контрактной системе были сделаны в связи с тем, что установленное в заявке и, впоследствии, в документации об электронном аукционе требование о месте расположения АЗС Поставщика на территории города Костромы и Костромской области, в том числе месте расположения ближайшей АЗС, полностью согласуются с положениями статей 42, 63, 64 Закона о контрактной системе.

Таким образом, рассматривая заявку заказчика, уполномоченное учреждение руководствовалось тем, что заявка заказчика содержит все необходимые сведения для разработки документации об электронном аукционе, данные сведения не противоречат положениям действующего законодательства. Указание в информационной карте аукциона и муниципальном контракте требований о месте расположения АЗС Поставщика не является условием, ограничивающим количество участников закупки, так как потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к условиям поставки ГСМ, в том числе к месту расположения АЗС Поставщика, и заказчик вправе определить такие требования, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. Заказчик не имеет возможности установить требования о месте расположения АЗС Поставщика, которые удовлетворяли бы всех возможных Поставщиков.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. Следовательно, основной задачей Закона о контрактной системе является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Исходя из вышеизложенного, в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию об электронном аукционе условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупок лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в электронном аукционе и не является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, в данном случае указание в документации об электронном аукционе условия о месте расположения АЗС Поставщика не противоречит положениям Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции.

В ходе проведенных заседаний, представители сторон – участники по делу, поддержали доводы, изложенные в материале обращения и пояснениях на него, соответственно.

Исследовав и оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в материале обращения и пояснениях на него, заслушав позиции представителей сторон (принявших участие в деле), Комиссия Костромского УФАС России пришла к следующему.

Как установлено Комиссией Управления и следует из материалов дела, согласно Порядка взаимодействия муниципальных заказчиков, утвержденного Постановлением №1276, настоящий Порядок определяет механизмы взаимодействия муниципальных заказчиков (заказчиков) и уполномоченного учреждения при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд города Костромы (пункт 1.2 Порядка).

В соответствии с пунктом 3 Постановления №1276 в качестве уполномоченного учреждения определено МКУ города Костромы «Агентство муниципальных закупок».

В указанном статусе, МКУ города Костромы «Агентство муниципальных закупок» по мимо прочих предоставленных полномочий, осуществляет также:

- рассмотрение заявок муниципальных заказчиков города Костромы на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе и иных нормативных правовых актов о контрактной системе (подпункт 3.2 Постановления №1276);

- взаимодействие с муниципальными заказчиками города Костромы при подготовке документации, проведении процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном постановлением Администрации города Костромы (подпункт 3.3 Постановления №1276);

- разработку и утверждение конкурсной документации, документации об электронном аукционе, документации о запросе предложений (подпункт 3.8 Постановления №1276).

МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы», выступающий в роли заказчика, в целях осуществления закупки ГСМ для нужд учреждения и в соответствии с пунктом 3.3 Порядка взаимодействия муниципальных заказчиков, направил в уполномоченное учреждение (МКУ города Костромы «Агентство муниципальных закупок») заявку на осуществление закупки, содержащую в том числе: расчет начальной (максимальной) цены контракта; техническое задание (спецификацию) на товары, работы, услуги, содержащее краткое изложение условий контракта, наименование и описание объекта закупки; проект контракта, заключаемого по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Направленная МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» в адрес МКУ города Костромы «Агентство муниципальных закупок» заявка на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) среди своих положений (пункты: 8.6, 8.8), содержала указание на условия исполнения контракта в части места расположения АЗС Поставщика.

Согласно разработанных Извещения о проведении электронного аукциона (раздел - Требования заказчиков), пункта 5.5 Информационной карты аукциона (раздел 2 документации об электронном аукционе), а также параграфа 3 проекта контракта (раздел 4 документации об электронном аукционе) в качестве предъявляемых условий к исполнению контракта (в частности, месту доставки товара, выполнения работы или оказания услуги), были заявлены требования касающиеся места поставки товара, а именно: АЗС Поставщика на территории города Костромы и Костромской области. Место расположения ближайшей АЗС - не далее 3 км от МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» (г.Кострома, ул.Ленина, 86). Под удалением понимается расстояние, проходимое автомобильным транспортом по дорогам общего пользования.

По результатам рассмотрения указанной заявки, данные условия исполнения контракта были согласованы МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» в рамках утвержденной МКУ города Костромы «Агентство муниципальных закупок» документации об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на поставку ГСМ для МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы», и уже 13.02.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении торгов в форме электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку ГСМ для МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» (извещение №0841300009015000043), документация которого содержала спорные положения.

Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно пункта 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (пункт 6 статьи 3 Закона о контрактной системе).

По представленным Прокуратурой сведениям, в рассматриваемом случае муниципальным заказчиком по проведению указанного аукциона в электронной форме выступало МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы».

В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, перечисленные в пунктах 1 - 9 части 1 указанной статьи. При этом, согласно части 6 той же статьи заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе утверждено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Таким образом, заказчики не вправе включать в документацию о закупке иные требования, помимо требований, перечисленных в пунктах 1 - 9 части 1 статьи 31 указанного закона, если эти требования нарушают положения указанного закона, а также влекут за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Из материалов дела следует, что рассматриваемая документация об электронном аукционе, содержащая в себе спорные положения, была утверждена директором МКУ города Костромы «Агентство муниципальных закупок» В.В. Карташовой (уполномоченное учреждение), а согласована директором МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» А.Г. Лаговским (заказчик), отношения между которыми в вопросах осуществления закупок регулируются Порядком взаимодействия муниципальных заказчиков, утвержденным Постановлением №1276. Согласно которого, поступающие от заказчиков заявки, рассматриваются уполномоченным учреждением в том числе и на предмет их соответствия требованиям Закона о контрактной системе, а также отсутствия противоречий в представленных документах (пункт 3.8 Порядка).

Учитывая требования, предъявляемые к составу (содержанию) заявки (пункт 3.3 Порядка), заявка, подаваемая муниципальным заказчиком в уполномоченное учреждение, по сути своей уже содержит в себе основные условия будущего контракта, заключаемого по результатам проведения публичных процедур, с учетом всех требований и ограничений, установленных Законом о контрактной системе, что должно исключать какие-либо противоречия его требованиям.

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка взаимодействия муниципальных заказчиков ответственность за неполноту и необоснованность заявки, ошибки в расчете начальной (максимальной) цены контракта, несоответствие проекта контракта Закону о контрактной системе, несоответствие техническим нормам и правилам технического задания несет заказчик.

Согласно пункту 3.8 Порядка взаимодействия муниципальных заказчиков уполномоченное учреждение рассматривает поступившие заявки в течение 5 календарных дней, следующих за днем поступления заявок на предмет:

- соответствия сведений, указанных в представленных документах, требованиям Закона о контрактной системе, а также отсутствия противоречий в представленных документах.

Среди оснований, каждое из которых служит одной из причин для принятия уполномоченным учреждением решения о возвращении заявки заказчику или оставления ее без исполнения, поименованных в пункте 3.10 Порядка взаимодействия муниципальных заказчиков, также определены:

- непредставление в составе заявки документов, указанных в пункте 3.3 настоящего Порядка, и (или) непредставление в составе заявки документа, подтверждающего полномочия лица на подписание такой заявки, в случае если данное лицо не является руководителем заказчика;

- нарушение требований, предъявляемых Законом о контрактной системе и антимонопольным законодательством к формированию предмета закупки.

Как указано в пункте 3.11 Порядка взаимодействия муниципальных заказчиков в случае признания заявки соответствующей требованиям, установленным пунктом 3.3 настоящего Порядка, уполномоченное учреждение в срок, не превышающий 15 календарных дней с даты поступления заявки, разрабатывает и утверждает документацию о закупке.

Таким образом, при соответствии заявки заказчика требованиям, установленным в пункте 3.3 Порядка взаимодействия муниципальных заказчиков, уполномоченное учреждение разрабатывает и утверждает документацию о закупке.

В рассматриваемой ситуации установлено и исходя из имеющихся сведений и документов следует, что уполномоченное учреждение (МКУ города Костромы «Агентство муниципальных закупок») признало заявку муниципального заказчика (МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы») соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, а, значит, и требованиям антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, утвержденная аукционная документация, а равно с ней и проект муниципального контракта на поставку ГСМ, сохранили в себе требования заявки заказчика по исполнению контракта (условия по месту расположения АЗС Поставщика), оставшиеся по результатам ее рассмотрения уполномоченным учреждением, которые стали и (или) могли стать ограничением количества участников размещения заказов в виду следующих причин.

Требования Закона о контрактной системе (статьи 8, 33, 64) возлагают на заказчиков обязательства по созданию равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок и недопущению всякого рода ограничений (необоснованному ограничению числа участников закупок), совершения любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, и способных привести к ограничению конкуренции на торгах (в т.ч. посредством включения в документацию о закупке требования (-ий), которые влекут за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе).

Таким образом, указанные выше запреты установлены законодателем с целью защиты интересов потенциальных участников заказа от неправомерных требований, предъявляемых к таким участникам при проведении торговых процедур, влекущих за собой установление преимущественных условий определенным категориям потенциальных участников и ограничивающим ряд иных участников, не соответствующих необоснованным (неправомерным) требованиям, установленным в документации и приводящим к ограничению количества участников размещения заказа.

Установление в пункте 5.5 Информационной карты аукциона (раздел 2 документации об электронном аукционе), а также в параграфе 3 проекта контракта на поставку ГСМ (раздел 4 документации об электронном аукционе) положения (условий) его исполнения, вводящих ограничения по месту доставки товара, выполнения работы или оказания услуги (в части расположения объектов хозяйственной деятельности исполнителя) ограничивает возможное количество потенциальных участников размещения заказа, поскольку установление таких обязательных условий, как: АЗС Поставщика на территории города Костромы и Костромской области; Место расположения ближайшей АЗС - не далее 3 км от МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» (г.Кострома, ул.Ленина, 86), создает для Поставщиков ГСМ (также желающих принять участие в размещении заказа), но не отвечающим данным требованиям (имеющих АЗС, находящихся на расстоянии - более 3 км от МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы») прямой запрет на участие в аукционе.

Тем самым, установление указанных положений приводит к ограничению количества участников размещения заказа, лишает лиц, работающих на рынке поставки ГСМ, права участвовать в торгах на право заключения контракта.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.

Сам же контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены (части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе).

Следовательно, участник размещения заказа, перед подачей заявки на участие в торгах, оказывается перед выбором, либо принимает и соглашается с условиями участия в процедуре размещения заказа, изложенных (установленных) заказчиком в извещении и документации (что в рассматриваемом случае исключено) или отказывается от участия в нем (ввиду установленных ограничений).

Установление антиконкурентных положений в рассматриваемой аукционной документации, а также проекте муниципального контракта, оставляет вышеуказанным хозяйствующим субъектам ограниченный выбор в принятии решения по вопросу участия, предоставляя доступ к торгам и возможность стать победителем по результатам проведения аукциона (исполнить контракт) лишь ограниченному кругу лиц.

Согласно разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 14.10.2010 г. №09/1024 «О пресечении нарушений антимонопольного законодательства при проведении торгов» в случае нарушения при проведении торгов антимонопольных требований, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции, правомерным будет установление антимонопольным органом указанного нарушения в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, при наличии признаков нарушения, выявленных антимонопольным органом при проведении торгов, антимонопольный орган вправе установить нарушение в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Учитывая изложенное, нет оснований считать, что действия МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы», выступившего в рассматриваемом случае муниципальным заказчиком в рамках размещения заказа на поставку ГСМ (№0841300009015000043) и установившего в качестве условий исполнения контракта, такие обязательные требования как: АЗС Поставщика на территории города Костромы и Костромской области. Место расположения ближайшей АЗС – не далее 3 км от МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» (г. Кострома, ул. Ленина, 86), являются допустимыми в понимании норм антимонопольного законодательства.

В свою очередь, доводы МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» об обратном и приведенные в их подтверждение документы (расчет затрат на ГСМ в зависимости от удаленности АЗС; приказ директора МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» №111 от 08.06.2015г. «Об утверждении структуры»; Положение об аварийно-спасательном отряде МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы», утвержденного директором 01.01.2012 г.), как и ссылки на перечень АЗС различных поставщиков ГСМ, расположенных в пределах территориального радиуса, указанного в требованиях аукционной документации и решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу от 01.10.2013 г. по делу №1449-ж, являются несостоятельными, поскольку не говорят о невозможности исполнения контракта (получения данной услуги) на иных условиях, а также связанным с ним обеспечением исполнения возложенных на учреждение обязанностей, полномочий и функции по решению вопросов, отнесенным к компетенции учреждения (целям его хозяйственной деятельности).

Согласно Устава МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» (пункты 1.2, 2.1 - 2.3, 3.1 – 3.5), утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 21.12.2011 г. №2896 и Положения об аварийно-спасательном отряде муниципального казенного учреждения города Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы» (пункты 1.2, 2.2, 3.3, 3.7), утвержденного директором 01.01.2012 г., сфера деятельности учреждения, а также аварийно-спасательного отряда, функционирующего в его структуре на правах структурного подразделения, заключенная в предмете и целях их деятельности, как постоянно действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (реализацию (исполнение) возложенных на него функций и задач, в пределах своей компетенции), не выходит за пределы территории города Костромы.

Следует отметить, что порядок заправки транспортных средств МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» каким-либо внутренним локальным актом учреждения определен не был. Тем самым, невозможно определить конкретное место, в котором должна была бы производиться заправка ГСМ автотранспортных средств МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы».

МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» не представило надлежащих доказательств, подтверждающих необходимость заправки транспортных средств МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» с использованием АЗС, находящихся исключительно на территории города Костромы и Костромской области и, в частности, расположения ближайшей АЗС на расстоянии - не далее 3 км от местонахождения МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» (г. Кострома, ул. Ленина, 86). Исходя из указанных обстоятельств, потребность заказчика (МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы») в нахождении АЗС по вышеуказанным местам не находит обоснованного подтверждения.

Кроме того, действия МКУ города Костромы «Агентство муниципальных закупок» также не могут быть признаны соответствующими статье 17 Закона о защите конкуренции.

Как было указано раннее, в пункте 3.11 Порядка взаимодействия муниципальных заказчиков в случае признания заявки соответствующей требованиям, установленным пунктом 3.3 настоящего Порядка, уполномоченное учреждение в срок, не превышающий 15 календарных дней с даты поступления заявки, разрабатывает и утверждает документацию о закупке. В подпункте 3.3.3 пункта 3.3 Порядка указано, что заказчик направляет в уполномоченное учреждение заявку на осуществление закупки, включающую, в том числе, проект контракта, заключаемого по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подготовленный в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Проект муниципального контракта, представленный МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» в адрес МКУ города Костромы «Агентство муниципальных закупок» содержал требования, ограничивающие потенциальных участников размещения заказа в доступе к рассматриваемой закупке, и, как следствие того, вступал в противоречие требованиям, установленным Законом о контрактной системе и требованиям антимонопольного законодательства, что делало заявку МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» не соответствующей требованиям, установленным пунктом 3.3 Порядка взаимодействия муниципальных заказчиков. Исходя из данного обстоятельства, МКУ города Костромы «Агентство муниципальных закупок» должно было признать заявку МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы», не соответствующей требованиям, установленным пунктом 3.3 Порядка и вернуть ее без исполнения (пункт 3.10 Порядка). Вместе с тем, МКУ города Костромы «Агентство муниципальных закупок» признало заявку МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» соответствующей установленным требованиям, не смотря на наличие в указанной заявке вышеописанных спорных положений документации.

Согласно пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Указанное свидетельствует о наличии в действиях вышепоименованных лиц нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что находит свое подтверждение в материалах дела и фактических обстоятельствах рассмотренной ситуации.

Давая оценку обстоятельствам дела в совокупности с собранными в рамках его рассмотрения материалами, следует вывод о том, что установленное в заявке и, впоследствии, в документации об электронном аукционе требование о месте расположения АЗС Поставщика на территории города Костромы и Костромской области, в том числе месте расположения ближайшей АЗС, никак не согласовались с положениями статей 42, 63, 64 Закона о контрактной системе, а, следовательно, документация в этой части противоречила положениям Закона о защите конкуренции.

Следует учитывать, что при разработке документации и, в последствии, ее утверждении, давая оценку ее положениям на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе во взаимосвязи с иными положениями законодательства, в их числе, и Закон о защите конкуренции, заказчик, определяя свои потребности, а уполномоченное учреждение проверяя его заявку, должны понимать, что за правом определения условий (требований) исполнения контракта, которые соответствуют потребностям (специфики деятельности и обеспечению эффективного использование бюджетных средств), есть обязанность по созданию равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок и возможности для любых заинтересованных лиц (согласно законодательства Российской Федерации о контрактной системе) стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Тем самым, исключая любые действия (условия, требования), которые противоречат не только требованиям Закона о контрактной системе, но и способны привести к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа (количества) участников закупок.

Иное следует рассматривать как ограничение доступа к участию в процедуре размещения заказа.

В соответствии с частью 4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 49 и части 1 статьи 51 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание, согласно которого, надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок.

По результатам рассмотрения дела, Комиссией Управления установлено, что муниципальный контракт на поставку ГСМ для нужд МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы», на дату принятия решения по настоящему делу был заключен и исполнен по окончанию срока его действия.

В этой связи, Комиссия Управления полагает, что основания для выдачи предписания, отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Муниципального казенного учреждения города Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы» (156007, г.Кострома, ул.Ленина д.86), Муниципального казенного учреждения города Костромы «Агентство муниципальных закупок» (156000, г.Кострома, ул.Депутатская, д.47) нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в установлении в документации об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на поставку горюче-смазочных материалов для МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» (извещение №0841300009015000043), в качестве предъявляемых требований, условий поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: Автозаправочные станции Поставщика на территории города Костромы и Костромской области; Место расположения ближайшей АЗС – не далее 3 км от МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы», приводящих и (или) способных привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на торгах.

2. Предписание Муниципальному казенному учреждению города Костромы «Центр гражданской защиты города Костромы» (156007, г.Кострома, ул.Ленина д.86), Муниципальному казенному учреждению города Костромы «Агентство муниципальных закупок» (156000, г.Кострома, ул.Депутатская, д.47) не выдавать в связи с заключением и окончанием срока действия муниципального контракта на поставку горюче-смазочных материалов.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                       

Члены Комиссии:                                                                   

 

                                                                                                   

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны