Решение №04-27/1350 Решение по делу № 04-27/1350 от 29.12.2017 года в отношении ... от 27 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №04-27/1350 о нарушении антимонопольного законодательства

г. Кострома

Резолютивная часть решения оглашена 29 декабря 2017 года

Решение изготовлено в полном объеме 29 декабря 2017 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – Комиссия, Костромское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

Радаева М.В., заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Костромского УФАС России;

члены Комиссии:

Макарова Юлия Анатольевна, заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Костромского УФАС России;

Матвеева Елена Владимировна, государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области,

в присутствии на заседании:

от закрытого акционерного общества «Инвест-проект» - представитель <Х...> по доверенности от 01.11.2017г., генеральный директор (…);

от общества с ограниченной ответственностью «Водоканалсервис» – представитель (…) по доверенности от 23.10.2017г.

рассмотрев дело №04-27/1350 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Водоканалсервис» (….) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

основанием для возбуждения данного дела о нарушении антимонопольного законодательства послужили материалы Нерехтской Межрайонной прокуратуры Костромской области о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «Водоканалсервис» (далее – ООО «Водоканалсервис») антимонопольного законодательства в части неправомерного направления уведомлений о прекращении или ограничении водоотведения в переданных в ведение закрытого акционерного общества «Инвест-проект» котельных, расположенных по адресам:

котельная № 18: г. Нерехта ул. Дружбы д. 10;

котельная № 3 с пристройкой: г. Нерехта, ул. Металлистов д. 12;

котельная № 1 с пристройкой: г. Нерехта, ул. Победы д. 4;

котельная № 11: г. Нерехта, ул. Пролетарская д. 45 А;

котельная № 14: г. Нерехта, ул. Восход;

котельная № 9: г. Нерехта, ул. Красноармейская, д. 6 А;

котельная № 4: г. Нерехта, ул. Молодежная д. 6.

На основании концессионного соглашения № 2 от 10.03.2011 по использованию имущественного комплекса для оказания услуг по отоплению и горячему водоснабжению потребителям, расположенным на территории городского поселения город Нерехта, заключенного между Администрацией муниципального образования городского поселения города Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтского района Костромской области и закрытым акционерным обществом «Инвест-проект», закрытому акционерному обществу «Инвест-проект» (далее – ЗАО «Инвест-проект») были переданы на праве владения и пользования объекты, указанные в приложениях №1, №2 к соглашению. В число объектов, переданных на основании указанного концессионного соглашения, среди прочих входят также следующие объекты:

- нежилое помещение (котельная № 1 с пристройками), г. Нерехта, ул. Победы д.4;

- нежилое строение (склад котельной №18), г. Нерехта, ул. Дружба д. 19;

- нежилое строение (котельная №11), г. Нерехта, ул. Пролетарская д. 45А;

- нежилое строение (котельная № 3 с пристройкой), г.Нерехта, ул. Металлистов д. 12;

- нежилое строение (котельная № 14), г. Нерехта, ул. Восход;

- нежилое помещение № 2 (котельная № 9), г. Нерехта, ул. Красноармейская д. 6А;

- нежилое строение (котельная №4), г. Нерехта, ул. Молодежная д. 6.

Данные объекты необходимы ЗАО «Инвест-проект» для оказания услуг по отоплению и горячему водоснабжению потребителям, расположенным на территории городского поселения город Нерехта.

Срок действия концессионного соглашения - до 30.06.2036, а в случае его пролонгации - до 30.06.2060г.

ЗАО «Инвест-проект» оказывает населению г. Нерехта услуги по горячему водоснабжению и поставке тепловой энергии (отоплению).

Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 01.12.2017 № 17/379 установлены тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для ЗАО «Инвест-проект» потребителям городского поселения город Нерехта (в том числе населению).

Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 18.11.2016 № 16/238 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ЗАО «Инвест-проект» потребителям городского поселения город Нерехта (в том числе населению).

Между ЗАО «Инвест-проект» (как абонентом) и ООО «Водоканалсервис» (как гарантирующей организацией) заключен Единый договор от 31.12.2014 № 254 холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно п. 1.1 указанного Единого договора его предметом является обязательство Гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, подавать Абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а также осуществлять прием сточных вод Абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, и обязательство Абонента оплачивать холодную воду установленного качества в объеме, определенном договором, за исключением случаев, установленных законодательством РФ, а также соблюдать режим водоотведения сточных вод, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством РФ), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Срок действия Единого договора согласно п. 18.1 установлен по 31.12.2015 с условием о пролонгации.

Согласно разделу 11 Единого договора Гарантирующая организация вправе осуществить временное прекращение или ограничение холодного водоснабжения и приема сточных вод в случаях, установленных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», при условии соблюдения порядка временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством РФ.

Кроме этого, п. 16.7 Единого договора установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Абонентом обязательств по оплате настоящего договора Гарантирующая организация вправе потребовать от Абонента уплаты неустойки в размере двукратной ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Указанный Единый договор от 31.12.2014 № 254 холодного водоснабжения и водоотведения на день вынесения настоящего решения является действующим.

В соответствии с подпунктом 8 части 3 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.

Частью 5 статьи 21 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что в случаях, предусмотренных пунктом 8 части 3 настоящей статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в отношении конкретного абонента, действия (бездействие) которого являются причиной такого прекращения или ограничения.

Частью 9 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ предусмотрено, что порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 60 Правил холодного водоснабжения и водоотведения утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644) установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе временно прекратить или ограничить холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку холодной воды и (или) сточных вод в случаях, указанных в статье 21 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

Пунктом 61 Правил № 644 установлен перечень лиц, подлежащих уведомлению о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки холодной воды и (или) транспортировки сточных вод, сроки уведомления о временном прекращении или ограничении, сроки снятия такого прекращения или ограничения определяются в соответствии с положениями ст. 21 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». Уведомление указанных лиц осуществляется в письменном виде любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации. В таком уведомлении организация водопроводно-канализационного хозяйства указывает:

а) причины временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки холодной воды и (или) сточных вод;

б) предполагаемый срок, по истечении которого будет возобновлено холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировка холодной воды, сточных вод;

в) перечень абонентов, в отношении которых временно прекращено или ограничено холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

09.02.2016 Нерехтским представительством ООО «Водоканалсервис» (Гарантирующая организация) в адрес ЗАО «Инвест-проект» (Абонент) направлено уведомление № 05-2/18/28-254 об имеющейся задолженности ЗАО «Инвест-проект» перед ООО «Водоканалсервис» по договору от 31.12.2014 № 254 в размере 2 247 460 рублей, которую необходимо погасить до 16.02.2016.

В уведомлении имеется ссылка на ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 416-ФЗ о праве гарантирующей организации вводить процедуру прекращения или ограничения водоснабжения или водоотведения.

17.02.2016, в связи с тем, что указанная сумма задолженности ЗАО «Инвест - проект» не погашена, ООО «Водоканалсервис» направлено уведомление от № 05-2/18/63-254 на имя ЗАО «Инвест-проект», администрации городского поселения город Нерехта, ФГКУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Костромской области», Управления Роспортребнадзора по Костромской области о том, что по состоянию на 17.02.2016 задолженность ЗАО «Инвест-проект» перед ООО «Водоканалсервис» по договору от 31.12.2014 № 254 составляет 2 242 980,09 руб. и является неуплатой за два расчетных периода, установленных договором. В связи с чем, ООО «Водоканалсервис», руководствуясь ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», уведомляет о временном прекращении или ограничении с 19.02.2016 водоотведения объектов, расположенных по адресам:

- нежилое строение (котельная № 18), г. Нерехта, ул. Дружбы, 10;

- нежилое строение (котельная № 3 с пристройкой), г. Нерехта, ул. Металлистов, д. 12;

- нежилое строение (котельная № 1 с пристройкой), г. Нерехта, ул. Победы, д.4;

- нежилое строение (котельная № 11), г. Нерехта, ул. Пролетарская, д. 45А

до полного погашения задолженности.

18.02.2016 ЗАО «Инвест-проект» известило ООО «Водоканалсервис» (письмо от 18.02.2016 № 135) о том, что ЗАО «Инвест-проект» не отрицает наличия задолженности перед ООО «Водоканалсервис», однако тяжелое финансовое положение в связи с арестом расчетного счета, не позволяет погасить образовавшуюся задолженность в указанный в уведомлении срок. Данная сумма задолженности может быть взыскана в судебном порядке и перечислена на расчетный счет УФССП по исполнительному листу, выданному Арбитражным судом Костромской области. Воспользоваться денежными средствами самостоятельно ЗАО «Инвест-проект» не имеет возможности, по причине наложения ареста на расчетный счет. ЗАО «Инвест-проект» является теплоснабжающей организацией, обеспечивающей поставку отопления и горячего водоснабжения населению и социально значимым объектам на территории г. Нерехта. Прекращение (ограничение) водоотведения объектов, указанных в уведомлении, приведет к остановке работы котельных, что в свою очередь приведет к нарушению прав граждан - конечных потребителей коммунальных услуг, а также прекращению подачи тепла в социально значимые объекты г. Нерехта.

19.02.2016 отведение сточных вод было фактически прекращено путем установки заглушки в смотровом колодце канализационного выпуска от котельных ЗАО «Инвест-проект» № 1, 3, 11, 18, о чем составлены акты б/н от 19.02.2016 «О прекращении подачи питьевой воды и (или) приема сточных вод» по каждой указанной в уведомлении котельной ЗАО «Инвест-проект». Акты составлены страшим мастером АВС ООО «Водоканалсервис» Васичевым С.Г. в отсутствие представителей ЗАО «Инвест-проект».

20.02.2016 состоялось заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности на территории городского поселения город Нерехта, проведенное с участием представителей органов местного самоуправления, ТОНД Нерехтского района, ПСЧ-40, отдела ГОЧС и ПО, ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций, полиции, прокуратуры, принято решение об открытии задвижки на сетях водоотведения 4 котельных, указанных в уведомлении от 17.02.2016, в срок до 20.00 час. 20.02.2016.

20.02.2016 во исполнение решения комиссии ООО «Водоканалсервис» произвело возобновление приема сточных вод путем демонтажа заглушки в канализационных колодцах котельных ЗАО «Инвест-проект», о чем составлены акты б/н от 20.02.2016 «О возобновлении подачи питьевой воды и (или) приема сточных вод» в отношении:

- котельная № 1, находящаяся по адресу: г. Нерехта ул. Победы д.4;

- котельная № 18, находящаяся по адресу: г. Нерехта ул. Дружба д. 19;

- котельная № 11, находящаяся по адресу: г. Нерехта ул. Пролетарская д. 45А;

- котельная № 3, находящаяся по адресу: г. Нерехта ул. Металлистов д. 12. Акты составлены старшим мастером АВС ООО «Водоканалсервис» Васичевым С.Г. с участием главного инженера ЗАО «Инвест-проект» Хвостова Н.А.

Согласно информации администрации городского поселения город Нерехта от 11.03.2016 № 515, проведение заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности на территории городского поселения город Нерехта 20.02.2016 было обусловлено тем, что на тот момент у ЗАО «Инвест-проект» полностью отсутствовали денежные средства и обеспечить работу котельных при режиме ограничения или отключения водоотведения предприятие не имело возможности. На период до 03.03.2016 предприятию на решение организационных вопросов, в том числе и по обеспечению альтернативных вариантов отвода сточных вод от котельных №1,№3, №11, №18, МОСП по ОВИП УФССП по КО оставлено 10% от каждого поступления.

По информации ЗАО «Инвест-проект» отключение водоотведения от котельных будет иметь негативные последствия:

1. На всех котельных 2 раза в сутки должна осуществляться продувка котлов, невыполнение которой приведет к загрязнению шламов нижних коллекторов котлов и в дальнейшем к угрозе выхода котлов из строя.

2. В соответствии с Техническим Регламентом работа котельного оборудования на неумягченной воде запрещена и при отсутствии водоотведения нет возможности на котельных провести регенерацию фильтров химводоочистки, которая должна осуществляться на котельной №1-1 раз в месяц, на котельной №3 и №11 - 2-3 раза в месяц, на котельной №18 - 3-4 раза в месяц, т.е. вода не умягчается. Таким образом, невыполнение вышеуказанных мероприятий в конечном итоге может привести к выходу из строя котлов и прекращению услуги отопления и ГВС жителям города. Технической документацией не предусмотрено дополнительных емкостей и колодцев по отводу сточных вод при отключении центральной канализации. Организация механизированной откачки из канализационных отстойников с применением спецтехники влечет за собой большие финансовые затраты.

Одним из вариантов отвода сточных вод от котельных является механическая откачка из канализационных отстойников.

24.02.2016 Нерехтское представительство ООО «Водоканалсервис» вновь направило уведомление № 05-2/18/65-254 об имеющейся задолженности ЗАО «Инвест-проект» перед ООО «Водоканалсервис» по договору от 31.12.2014 № 254 в размере 1 672 264,71 рублей, которую необходимо погасить до 12.03.2016. В уведомлении имеется ссылка на ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 416-ФЗ о праве гарантирующей организации вводить процедуру прекращения или ограничения водоснабжения или водоотведения.

03.03.2016 в связи с тем, что указанная сумма задолженности ЗАО «Инвест - проект» не погашена, ООО «Водоканалсервис» направило уведомление от 03.03.2016 № 05-2/18/74-254 на имя ЗАО «Инвест-проект», администрации городского поселения город Нерехта, ФГКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Костромской области», Управления Роспортребнадзора по Костромской области о том, что по состоянию на 03.03.2016 задолженность ЗАО «Инвест-проект» перед ООО «Водоканалсервис» по договору от 31.12.2014 №254 составляет 1 672 264,71 руб. и является неуплатой за два расчетных периода, установленных договором. В связи с чем, ООО «Водоканалсервис», руководствуясь ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», уведомляет о временном прекращении или ограничении с 04.03.2016 водоотведения объектов, расположенных по адресам:

- нежилое строение (котельная № 18), г. Нерехта, ул. Дружбы, 10;

- нежилое строение (котельная № 3 с пристройкой), г. Нерехта, ул. Металлистов, д. 12;

- нежилое строение (котельная № 1 с пристройкой), г. Нерехта, ул. Победы, д.4;

- нежилое строение (котельная № 11), г. Нерехта, ул. Пролетарская, д. 45 А

до полного погашения задолженности.

04.03.2016 отведение сточных вод было фактически прекращено путем установки заглушки в смотровом колодце канализационного выпуска от котельных ЗАО «Инвест-проект» № 1, 3, 11, 18, о чем составлены акты б/н от 04.03.2016 «О прекращении подачи питьевой воды и (или) приема сточных вод» по каждой указанной в уведомлении котельной ЗАО «Инвест-проект». Акты составлены страшим мастером АВС ООО «Водоканалсервис» Васичевым С.Г. в отсутствие представителей ЗАО «Инвест-проект».

29.03.2016 в связи с тем, что задолженность ЗАО «Инвест - проект» не была погашена, ООО «Водоканалсервис» направлено уведомление от 29.03.2016 № 05-2/18/128-254 на имя ЗАО «Инвест-проект», администрации городского поселения город Нерехта, ФГКУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Костромской области», Управления Роспортребнадзора по Костромской области о том, что по состоянию на 29.03.2016 задолженность ЗАО «Инвест-проект» перед ООО «Водоканалсервис» по договору от 31.12.2014 № 254 составляет 708737,55 руб. и является неуплатой за два расчетных периода, установленных договором. В связи с чем, ООО «Водоканалсервис», руководствуясь ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», уведомляет о временном прекращении или ограничении с 31.03.2016 водоотведения объектов, расположенных по адресу: нежилое строение (котельная №14) г. Нерехта, ул. Восход; нежилое помещение №2 (котельная №9) г. Нерехта, ул. Красноармейская д. 6а; нежилое строение (котельная №4) г. Нерехта, ул. Молодежная д. 6 до полного погашения задолженности. О прекращении подачи питьевой воды и приема сточных вод ЗАО «Инвест-проект» свидетельствует акт от 31.03.2016 года, который составлен, страшим мастером АВС ООО «Водоканалсервис» Васичевым С.Г, в отсутствие представителей ЗАО «Инвест-проект».

01.04.2016 в Нерехтскую межрайонную прокуратуру поступило обращение главы администрации городского поселения город Нерехта Цветкова С.Н. об отключении от водоотведения в переданные в ведение ЗАО «Инвест-проект» котельные, расположенные по адресу:

котельная №18 г. Нерехта ул. Дружбы д.10,

котельная №3 с пристройкой, расположенная по адресу: г. Нерехта, ул. Металлистов, д.12;

котельная №1 с пристройкой, расположенная по адресу: г. Нерехта, ул. победы, д. 4;

котельная №11 расположенная по адресу: г. Нерехта, ул. Пролетарская, д. 45 А;

котельная №14, расположенная по адресу: г. Нерехта ул. Восход;

котельная № 9, расположенная по адресу: г. Нерехта, ул. Красноармейская, д.6А;

котельная №4, расположенная по адресу: г. Нерехта, ул. Молодежная д.6.

Нерехтская межрайонная прокуратура провела проверку по данному обращению и, усмотрев нарушение антимонопольного законодательства, направила материалы в Костромское УФАС России для принятия мер в рамках полномочий.

Уведомления от 17.02.2016г. исх. №05-2/18/63-254, от 03.03.2016г. исх. №05-2/18/74-254, от 29.03.2016г. исх. №05-2/18/128-254 о временном прекращении или ограничении водоотведения подписаны руководителем ООО «Водоканалсервис» Еремченко Р.Е.

Полномочия руководителя ООО «Водоканалсервис» Еремченко Р.Е. подтверждаются: должностной инструкцией от 21.03.2013 №78 утвержденной генеральным директором ОАО «УК Русэнергокапитал», доверенности №27 от 01.01.2017.

Согласно ответу ЗАО «Инвест-проект» от 14.03.2016 № 221 на запрос Нерехтской межрайонной прокуратуры у ЗАО «Инвест-проект» не имелось возможности для погашения задолженности перед ООО «Водоканалсервис» ввиду отсутствия финансовых средств и ареста единственного расчетного счета. По мнению ЗАО «Инвест-проект» единственным способом защиты права на погашение задолженности со стороны ресурсоснабжающей организации является обращение в суд с иском о взыскании платы за водоснабжение и водоотведение. Действия ООО «Водоканалсервис» по прекращению поставки ресурсов организации - потребителю, к сетям которой подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными. При прекращении водоотведения в котельных имеется угроза останова котлов, т.к. для их бесперебойной работы производится в обязательном порядке слив в сети центральной канализации воды, использованной для продувки котлов и воды, использованной для промывки фильтров, с целью производства химически очищенной воды, требуемой для нормального функционирования котлов. Подпитка сырой водой котлов, оборудованных устройствами для докотловой обработки воды, не допускается (п. 12.20 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115). Технической возможности произвести отвод сточных вод от всех отключенных котельных у ЗАО «Инвест-проект» не имеется. Технической документацией отвод иным образом сточных вод не предусмотрен. ООО «Водоканалсервис» располагает в полном объеме информацией о невозможности добровольного погашения задолженности ЗАО «Инвест-проект» ввиду ареста расчетного счета и наличия сводного исполнительного производства. Указанные сведения неоднократно озвучивались на совещаниях при главе администрации городского поселения город Нерехта.

Согласно ответу ООО «Водоканалсервис» от 17.03.2016 №02-2/14/608 на запрос Нерехтской межрайонной прокуратуры следует, что решением арбитражного суда Костромской области по делу №АЗ 1-10078/2015 от 18.02.2016 с ЗАО «Инвест-проект» взыскана задолженность за услуги холодного водоснабжения и водоотведения за период с 01.04.2015 по 30.09.2015 в размере 1 625 288 рублей 82 копейки. Исполнительный лист на принудительное взыскание возможно получить после вступления решения суда первой инстанции в законную силу, т.е. после 21.03.2016. По состоянию на 20.02.2016 и 04.03.2016, исполнительные листы на принудительное взыскание задолженности с ЗАО «Инвест-проект» отсутствуют. ООО «Водоканалсервис» не отрицает, что в своем письме ЗАО «Инвест-проект» упомянуло о наложении службой судебных приставов ареста на расчетный счет. При этом, документально данный факт ничем не подтвержден. Информация о том, какие именно расчетные счета арестованы и нет ли иных расчетных счетов у теплоснабжающей организации, также отсутствуют.

30.01.2017 ООО «Водоканалсервис» произвело возобновление приема сточных вод путем демонтажа заглушки в канализационных колодцах котельных ЗАО «Инвест-проект», о чем составлены акты б/н от 30.01.2017 «О возобновлении подачи питьевой воды и (или) приема сточных вод» в отношении:

- котельная № 1, находящаяся по адресу: г. Нерехта ул. Победы д.4;

- котельная № 3, находящаяся по адресу: г. Нерехта ул. Металлистов д. 12;

- котельная № 11, находящаяся по адресу: г. Нерехта ул. Пролетарская д. 45А;

- котельная № 18, находящаяся по адресу: г. Нерехта ул. Дружба д. 19;

- котельная № 4, г. Нерехта, ул. Молодежная д. 6.

- котельная № 9, находящаяся по адресу: г. Нерехта, ул. Красноармейская, д. 6А;

- котельная № 14, находящаяся по адресу: г. Нерехта, ул. Восход.

Акты составлены старшим мастером АВС ООО «Водоканалсервис» Васичевым С.Г. с участием мастера АДС ЗАО «Инвест-проект» Овсянникова И.В.

По изучении представленных в рамках рассмотрения заявления, материалов и документов, Костромское УФАС России пришло к следующему.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В части 1 статьи 3 названного Закона указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (п. 4 ч.1 ст. 10 Закона о Защите конкуренции).

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что арбитражным судам следует обратить внимание на то, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ, статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме, установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Таким образом, для целей применения положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции подлежат установлению следующие обстоятельства:

1) занятие хозяйствующим субъектом доминирующего положения на товарном рынке;

2) осуществление действий, как прямо установленных этой нормой, так и иных действий (поскольку приведенный этой нормой перечень таких последствий не является исчерпывающим);

3) наступление (или угроза наступления) последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц;

4) причинно-следственная связь между действиями субъекта и указанными последствиями.

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Деятельность по транспортировке стоков (водоотведение с использованием систем коммунальной инфраструктуры) относится к сфере естественной монополии (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях").

Согласно п. 2.2 Устава ООО «Водоканалсервис» предметом деятельности является прием сточных вод, эксплуатация, техническое обслуживание, текущий и аварийный ремонт внешних и внутренних систем водоснабжения и водоотведения.

Соответственно ООО «Водоканалсервис» является субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке. На него распространяются требования ст. 10 Закона о защите конкуренции.

ООО «Водоканалсервис» входит в группу лиц с ООО «Русэнергокапитал», ПАО «Костромская сбытовая компания», «ООО «Энергосервис», АО «Энергоаудит», АО «Единый информационный расчетно - консультационный центр», ООО «КСК Сервис».

Согласно п.п «з» п. 34 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана предупреждать абонентов и иных лиц о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и случаях, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Все уведомления ООО «Водоканалсервис»:

от 17.02.2016 №05-2/18/63-254,

от 03.03.2016 №05-2/18/74-254,

от 29.03.2016 №05-2/18/128-254

содержат формулировку о временном прекращении или ограничении водоотведения объектов.

Подобная формулировка вызывает неопределенность для потребителя, не ясно, какие действия будут осуществлены в отношении него ресурсоснабжающей организацией: водоотведение будет ограничено или прекращено полностью.

Согласно абз. второму п. 62 Правил № 644 прекращение холодного водоснабжения и (или) приема сточных вод осуществляется путем выполнения переключений, закрытия и опломбирования задвижек, опломбирования иных запорных устройств на объектах водоснабжения и водоотведения лица, к водопроводным и (или) канализационным сетям которого присоединены объекты абонента, организации водопроводно-канализационного хозяйства или транзитной организации.

Нормативного понятия ограничения холодного водоснабжения и (или) приема сточных вод в законодательстве не содержится, вместе с тем само понятие «ограничение» предполагает отсутствие полного прекращения холодного водоснабжения и (или) приема сточных вод. С учетом приведенных положений Федерального закона №416, Правил №644 ООО «Водоканалсервис» было обязано уведомить о конкретных действиях - либо прекращения, либо ограничения водоотведения ЗАО «Инвест-проект» в связи с образовавшейся задолженностью, соответственно, ЗАО «Инвест-проект» должен был иметь конкретную информацию о действиях ООО «Водоканалсервис», за которыми следуют определенные нормативно-правовыми актами последствия.

В уведомлениях также указано о временном характере прекращения или ограничения водоотведения, при этом дата окончания ограничения или прекращения водоотведения не указана.

Уведомление ООО «Водоканалсервис» от 03.03.2016 № 05-2/18/74-254, в нарушение пункта 61 Правил № 644, не содержит предполагаемый срок, по истечении которого будет возобновлено водоотведение сточных вод.

Также уведомление от 03.03.2016 №05-2/18/74-254 ООО «Водоканалсервис» направлено с нарушением положений подпункта 8 части 3 ст. 21 Федерального закона № 416-ФЗ, поскольку указанные в статье органы должны быть предварительно уведомлены не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента. Однако из уведомления от 03.03.2016 № 05-2/18/74-254 и ответа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области от 30.03.2016 №2152-03 следует, что Управление уведомлено о предстоящем уведомлении в 15 час. 25 минут 03.03.2016, а отключение имело место 04.03.2016 с 14 час. 00 мин., то есть Управление было уведомлено менее чем за сутки до предстоящего прекращения водоотведения.

Таким образом, ООО «Водоканалсервис» неоднократно нарушило процедуру направления уведомлений об отключении котельных ЗАО «Инвест-проект».

К участию в деле было привлечено в качестве лица, обладающего сведениями, Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Управление пояснило, что ЗАО «Инвест-проект» эксплуатирует опасный производственный объект «Система теплоснабжения» рег. №А17-03845-005, расположенный по адресу: Костромская область, г. Нерехта, и является теплоснабжающей организацией жилого фонда и социально значимых объектов города Нерехта. Длительное прекращение или ограничение водоотведения котельных, эксплуатируемых ЗАО «Инвест-проект», нарушает их нормальную эксплуатацию, что в условиях зимнего периода не исключает создания аварийных ситуаций на объектах теплоснабжения.

Эксплуатация в таких условиях опасного производственного объекта, являющегося источником повышенной опасности, не исключает создание угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера и несет угрозу охраняемым общественным отношениям.

Как было указано выше, ЗАО «Инвест-проект» оказывает населению г. Нерехта услуги по горячему водоснабжению и поставке тепловой энергии (отоплению) на основании тарифов, установленных департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области.

В результате действий ООО «Водоканалсервис» по прекращению водоотведения котельных, могла быть прекращена подача теплоснабжения:

по нежилому строению (котельная № 4) г. Нерехта, ул. Молодежная, д.6 - отопление и ГВС в многоквартирные дома по ул. Молодежная, Маяковского, Металлистов, 1-ОФПС ПЧ-40 ул. Молодежная, 2А (пожарная часть);

по нежилому строению (котельная № 9) г. Нерехта, ул. Красноармейская, д.6А - отопление в многоквартирные дома на ул. Ленина, Красноармейская, ОГОБУ СПО Медицинский колледж и др.;

по нежилому строению (котельная № 14) г. Нерехта, ул. Восход - отопление и ГВС многоквартирный дом №8 на ул. Восход;

по нежилому строению (котельная №3) г. Нерехта, ул. Металлистов д. 12 – отопление и ГВС в многоквартирные дома на ул. Металлистов, ул. Глазова, ул. Калинина, ул. Октябрьская, а также МДОУ д/с «Росинка» на ул. Октябрьская, ФССП на ул. Калинина, Прокуратура на ул. Октябрьская;

по нежилому строению (котельная №1) г. Нерехта ул. Победы д. 4 – ГВС в многоквартирный дом №5 на ул. Победы;

по нежилому строению (котельная №11) г. Нерехта ул. Пролетарская д. 45-а- отопление и ГВС многоквартирные дома на ул. Пролетарская, ул. Чкалова, ДПЦ «Отрада» ул. Чкалова, МДОУ д/с «Тополенок» ул. Чкалова;

по нежилому строению (котельная №18) г. Нерехта ул. Дружба д. 10 – отопление и ГВС многоквартирные дома на ул. К. Либкнехта, ул. Кирова, ул. А. Смирнова, ул. Дружбы, ул. 1-я Рабочая, МДОУ д/с «Улыбка» на ул. Дружбы, МОУ СОШ №1 на ул. К. Либкнехта, ОГБОУ СПО «Нерехтский политехнический техникум» на ул. Дружбы, МОУ СОШ №3 на ул. Дружбы.

Действия по ограничению режима водоотведения котельных нарушают основные принципы обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Водоотведение является неотъемлемой частью технологического процесса производства и передачи тепловой энергии.

Прекращение водоотведения создало угрозу срыва работы котельных, в связи с тем, что для бесперебойной работы в котельных требуется продувка котлов и промывка фильтров для производства химически очищенной воды т.к. при недостаточном выводе солей из котла происходит накопление их в котловой воде и интенсивное накипеобразование на теплонапряженных участках экранных труб, что приводит к снижению теплопроводимости труб. Это создает реальную угрозу прекращения подачи тепловой энергии социально значимым объектам и жилым домам, а также угрозу здоровью и жизни обслуживающего персонала котельных.

Результатом действий ООО «Водоканалсервис» явилось (могло явиться) ущемление интересов ЗАО «Инвест-проект» в сфере предпринимательской деятельности, а также прав и законных интересов потребителей оказываемых ЗАО «Инвест-проект» коммунальных услуг по теплоснабжению, горячему водоснабжению, добросовестно их оплачивающих (которые не имеют иной технической возможности получения услуги теплоснабжения, горячего водоснабжения иначе, чем через ЗАО «Инвест-проект»).

В соответствии с подп. "в", п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.08.2012) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам N 354) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

Согласно п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается (п. 121 Правил).

Согласно п. 122 Правил действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить, в том числе, к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

ООО «Водоканалсервис» отключило объекты ЗАО «Инвест-проект» не вследствие убыточности производства товара, а в качестве меры ответственности теплоснабжающей организации за неисполнение условий договора в части оплаты поставленного ресурса. При этом ООО «Водоканалсервис» знало о том, что ЗАО «Инвест-проект» не может оплатить задолженность за поставленный ресурс вследствие ареста расчетного счета. Пунктом 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

ООО «Водоканалсервис» ввело ограничение режима потребления в отношении ЗАО «Инвест-проект» без осуществления необходимых и достаточных мер по урегулированию вопроса погашения задолженности, в том числе путем обращения в суд с исковым заявлением о ее взыскании, злоупотребило своими гражданскими правами, попутно возникла угроза причинения ущерба третьим лицам - гражданам. Отдав предпочтение неюрисдикционной форме защиты нарушенного права в виде применения оперативных санкций - отказ совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента, ООО «Водоканалсервис» не приняло в расчет положение о том, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения (ст. 14 ГК РФ).

Данный вывод подтверждается судебной практикой, а именно решением от 28.10.2016г. Арбитражного суда Костромской области по делу № А31-9247/2016, правильность выводов которого проверялась и подтверждена судами всех вышестоящих инстанций (определение ВС РФ от 23.10.2017).

Таким образом, в действиях ООО «Водоканалсервис» содержатся нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в направлении ООО «Водоканалсервис» уведомлений от 17.02.2016 №05-2/18/63-254, от 03.03.2016 №05-2/18/74-254 о прекращении водоотведения в отношении котельных, принадлежащих ЗАО «Инвест-проект» на праве пользования и владения на основании концессионного соглашения №2 от 10.03.2011г, расположенных по адресам:

г. Нерехта ул. Дружбы д.10 (котельная №18),

г. Нерехта, ул. Металлистов, д.12 (котельная №3 с пристройкой);

г. Нерехта, ул. Победы, д. 4 (котельная №1 с пристройкой);

г. Нерехта, ул. Пролетарская, д. 45А (котельная №11);

в направлении ООО «Водоканалсервис» уведомления от 29.03.2016 №05-2/18/128-254 о прекращении водоотведения в отношении котельных, принадлежащих ЗАО «Инвест-проект» на праве пользования и владения на основании концессионного соглашения №2 от 10.03.2011г., расположенных по адресам:

г. Нерехта ул. Восход (котельная №14);

г. Нерехта, ул. Красноармейская, д. 6 А (котельная №9);

г. Нерехта, ул. Молодежная д.6 (котельная №4),

с нарушением процедур, предусмотренных действующим законодательством в том числе подпункта 8 части 3 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пунктом 61 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», результатом которых явилось прекращение водоотведения на указанных объектах, находящихся в пользовании ЗАО «Инвест-проект».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Водоканалсервис») пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в направлении ООО «Водоканалсервис» уведомлений от 17.02.2016 №05-2/18/63-254, от 03.03.2016 №05-2/18/74-254 о прекращении водоотведения в отношении котельных, принадлежащих ЗАО «Инвест-проект» на праве пользования и владения на основании концессионного соглашения №2 от 10.03.2011г, расположенных по адресам:

г. Нерехта, ул. Дружбы д.10 (котельная №18),

г. Нерехта, ул. Металлистов, д.12 (котельная №3 с пристройкой),

г. Нерехта, ул. Победы, д. 4 (котельная №1 с пристройкой),

г. Нерехта, ул. Пролетарская, д. 45 А (котельная №11);

в направлении ООО «Водоканалсервис» уведомления от 29.03.2016 №05-2/18/128-254 о прекращении водоотведения в отношении котельных, принадлежащих ЗАО «Инвест-проект» на праве пользования и владения на основании концессионного соглашения №2 от 10.03.2011г., расположенных по адресам:

г. Нерехта, ул. Восход (котельная №14),

г. Нерехта, ул. Красноармейская, д. 6 А (котельная №9),

г. Нерехта, ул. Молодежная д.6 (котельная №4);

с нарушением процедур, предусмотренных действующим законодательством, в том числе подпункт 8 части 3 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пунктом 61 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

результатом, которых явилось прекращение водоотведения на указанных объектах, находящихся в пользовании ЗАО «Инвест-проект».

2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Водоканалсервис» предписание о прекращении установленного по настоящему делу нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленному факту нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии

М.В. Радаева

Члены Комиссии:

Ю.А. Макарова

Е.В. Матвеева

Связанные организации

Связанные организации не указаны