Постановление б/н Постановление от 26 марта 2015 года о назначении администрат... от 7 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу №АД 04-34/532                                       об административном правонарушении

26 марта 2015 г.                                                                                                              г. Кострома

Я, заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №АД 04-34/532, возбужденного в отношении ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» (ОГРН/ИНН 1107604019181/7604192971, юридический адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Павлика Морозова, д.1.),

УСТАНОВИЛА:

Поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении, в силу части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП), явилось решение Комиссии Костромского УФАС России от 21 августа 2014 г. (в полном объеме изготовлено 25 августа 2014 г.) по делу №04-72/1182 (с учетом определения Комиссии от 20.10.2014 г. «Об исправлении описки (опечатки) в тексте решения») о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с которым признан факт нарушения ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г №135-ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем осуществления перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области в период с 06.04.2011г. по 31.12.2011г. ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» по тарифам на данные перевозки, не установленным соответствующим органом регулирования для ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» (далее по тексту – ОАО «СППК», Общество, компания).

Событие совершенного ОАО «СППК» административного правонарушения подтверждено вступившим в законную силу решением Комиссии Костромского УФАС России от 25.08.2014 г. по делу №04-72/1182 о нарушении антимонопольного законодательства.

Основанием для возбуждения дела №04-72/1182 по признакам нарушения ОАО «СППК» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции явилось обращение департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области (далее – Департамент  транспорта) о нарушении антимонопольного законодательства в действиях ОАО «СППК» по предоставлению услуг в сфере перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в части применения в 2011 году тарифа, не утвержденного для компании органом государственного регулирования.

Усмотрев в действиях Общества признаки нарушения антимонопольного законодательства Управлением возбуждено дело 04-72/1182 по признакам нарушения Закона о защите конкуренции в отношении ОАО «СППК», в ходе которого Комиссией установлены следующие обстоятельства.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе в виде нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10).

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) к деятельности субъектов естественных монополий относится деятельность по осуществлению железнодорожных перевозок.

В соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с Законом о естественных монополиях органы регулирования ведут Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, и принимают решения о включении в этот реестр (либо исключения из него) конкретных хозяйствующих субъектов (ст.10,11). 

Исходя из совокупного прочтения норм Закона о естественных монополиях, правовой статус субъекта естественной монополии придается хозяйствующему субъекту по решению регулирующих органов путем внесения сведений о нем в указанный реестр, либо признанный таковым по решению суда, вступившим в законную силу.

23 ноября 2010 года осуществлена государственная регистрация ОАО «СППК» в качестве юридического лица.

Материалами дела №04-72/1182 подтверждается, что фактически перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области ОАО «СППК» осуществляло с 01.01.2011, лицензия на осуществление перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пределах Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» на срок до 24.12.2015 выдана ОАО «СППК» 24.12.2010. ОАО «СППК» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, приказом ФСТ России № 119-т от 06.04.2011, государственное регулирование деятельности в сфере услуг железнодорожных перевозок на территории Костромской области в отношении общества введено приказом ФСТ России от 06.04.2011 № 120-т. Таким образом, ОАО «СППК» занимает доминирующее положение на рынке перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области, с 06.04.2011г. на ОАО «СППК» в полной мере распространяются требования статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Статьей 5 Закона о естественных монополиях установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 № 950 утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля (далее – Положение № 950).

Согласно пункту 3 Положения № 950 государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий и контроля за применением указанных цен (тарифов). Пунктом 4 Положения № 950 установлено, что органы регулирования участвуют в государственном регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий, в том числе и в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении.

В соответствии с Перечнем услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239, в отношении перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок предоставлено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Закона о естественных монополиях и в целях совершенствования государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, Постановлением Правительства Российской Федерации 5 августа 2009 года № 643 утверждено Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (Положение от 05.08.2009).  Положение определяет цели, основные принципы и методы государственного регулирования тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, за исключением тарифов, сборов и платы в отношении международных транзитных железнодорожных перевозок по территории Российской Федерации (далее - тарифы, сборы и плата); основы ценообразования в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и правила государственного регулирования тарифов, сборов и платы. Согласно Правил субъектом регулирования является субъект естественной монополии в сфере железнодорожных перевозок, выполняющий работы (оказывающий услуги), включенные в перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством. Согласно Положения от 05.08.2009 тарифы, сборы и плата устанавливаются органами регулирования применительно к конкретному субъекту регулирования в соответствии с перечнем работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством (пункт 7); органы регулирования в пределах их компетенции устанавливают правила применения тарифов, сборов и платы, порядок опубликования и введения в действие установленных тарифов, сборов и платы и правил их применения, а также внесенных в них изменений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации (пункт 8).

Таким образом, самостоятельное определение организацией тарифа на оказываемые услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении противоречит закону.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 29.12.2008 N 08/140 был утвержден Порядок государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области (Порядок от 29.12.2008), который подлежал применению до вступления в силу приказа ФСТ от 19.08.2011 № 506-Т «Об утверждении Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также перечня документов, представляемых для их установления (изменения)".

Согласно Порядка от 29.12.2008 «для утверждения тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении расчетные материалы Перевозчиков, осуществляющих регулируемую деятельность в объеме, предусмотренном разделом III настоящего Порядка, и предлагаемый уровень тарифов направляются Перевозчиками в Департамент с письменным заявлением на имя директора департамента».

Таким образом, инициатором по указанному Порядку являлся исключительно хозяйствующий субъект. В соответствии с п.3 раздела II Порядка от 29.12.2008 Департамент проводит экспертизу представленных материалов по обоснованию уровня тарифов на услуги перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, проверяет их объективность, обоснованность составляющих себестоимости в срок, не превышающий 30 рабочих дней. В соответствии с п.2 раздела IV Порядка от 29.12.2008 расчет тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении устанавливается исходя из экономически обоснованных расходов. Определение состава расходов, и оценка экономической обоснованности тарифов производятся в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с Порядком, утвержденным приказом ФСТ от 19.08.2011 № 506-Т, рассмотрение вопросов по установлению (изменению) тарифов в ФСТ России осуществляется на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов либо по инициативе ФСТ России.

Методика расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утверждена приказом ФСТ России от 28.09.2010 № 235-т/1. В соответствии с п.7 данной Методики расчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги, оказываемые ОАО "РЖД" и компаниями пригородных пассажирских перевозок, в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, выполняется на основе расчетных и обосновывающих материалов, представленных субъектами регулирования в регулирующий орган на электронном и бумажном носителях. Расчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги, оказываемые компанией пригородных пассажирских перевозок в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, выполняется на основе информации, перечисленной в п.5,6 Методики.

В соответствии с постановлением администрации Костромской области от 31.07.2012 № 313-а исполнительным органом государственной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов) является Департамент государственного регулирования. В соответствии с пунктом 2 части 14 Положения о Департаменте государственного регулирования, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 21.07.2012 № 313-а, в области государственного регулирования цен (тарифов) на транспорте к полномочиям Департамента государственного регулирования относится  государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации (железными дорогами) при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет областного бюджета. Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области образован путем переименования департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области (далее - Департамент ТЭК И ТП) постановлением губернатора Костромской области от 31 июля 2012 г. N 169. До вступления в силу постановлений администрации Костромской области от 31.07.2012 № 313-а, 169 (до 01.08.2012) исполнительным органом государственной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с  постановлениями администрации Костромской области от 09.09.2011 № 328-а, от 28.12.2011 № 526-а, являлся Департамент ТЭК И ТП, в полномочия которого так же входили вопросы  государственного регулирования тарифов и надбавок на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (предусмотрено пунктом 2 части 14 Положений о Департамент ТЭК И ТП, утвержденных названными постановлениями). До 28.12.2011 действовало Положение о департаменте топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области, утвержденное постановлением губернатора Костромской области от 7 августа 2007 г. N 347, согласно которому Департамент ТЭК И ТП являлся исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществлял государственное регулирование тарифов (цен), в том числе на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (пункт 2 части 56 Положения о Департаменте ТЭК И ТП).

Согласно представленных Департаментом ТЭК И ТП в дело 04-72/1182 доказательств, тариф на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в 2011 году для ОАО «СППК» установлен не был.

Тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Костромской области на основании документов ОАО «СППК», тарифного дела об утверждении тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по ОАО «СППК», открытого приказом от 20.06.2012 № 258-а, Департаментом государственного регулирования на 2012 год был установлен постановлением от 05.09.2012 г. №12/177. До утвержденного для ОАО «СППК» тарифа Общество руководствовалось при осуществлении деятельности тарифами на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области, установленными Департаментом ТЭК И ТП постановлением от 19.02.2010 № 10/12 подразделениям Северной железной дороги – филиала ОАО Российские железные дороги».

Представленная в дело 04-72/1182 переписка между ОАО «СППК» и Департаментом ТЭК и ТП свидетельствует об этапах представления документов для установления тарифа на 2011 год.

Анализируя свои действия и действия Департамента ТЭК И ТП, ОАО «СППК» в пояснениях по делу №04-72/1182 о нарушении антимонопольного законодательства ссылалось на Порядок государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области от 29.12.2008 № 08/140. Данный Порядок был утвержден в соответствии с действующим на тот момент законодательством, а значит, на законных основаниях, ОАО «СППК» обязано было им руководствоваться.

Общество в силу приведенных законодательных норм обязано было принять меры по установлению тарифа своевременно и в полном объеме, с учетом предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами сроков рассмотрения представленных документов уполномоченным органом регулирования.

Материалами дела 04-72/1182 подтверждается, что ОАО «СППК» в полном объеме мер, необходимых и достаточных для установления в соответствии с требованиями законодательства, нормативных правовых актов, тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области на 2011 год, не предприняло.

Приведенный ОАО «СППК» (в ответе от 15.11.2013 № 4271 на запрос Управления) пункт 2.2.2. договора от 29.03.2011 № СППК-101 на возмещение недополученных доходов от осуществления регулярных перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области на 2011 год, заключенный департаментом транспорта и дорожного хозяйства Костромской области  и ОАО «СППК», которым предусмотрена обязанность «применять тарифы на перевозки пассажиров, установленных департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области», по мнению Комиссии, не противоречит приведенному выше законодательству. Необходимо отметить, что предметом договора от 29.03.2011г. является возмещение недополученных доходов ОАО «СППК» при осуществлении регулярных перевозок пассажиров на условиях публичного договора железнодорожным подвижным составом в пригородном сообщении на территории Костромской области по утвержденным и согласованным с Главным распорядителем расписания движения и составностью пригородных поездов, за счет средств, предусмотренных Законом Костромской области от 23.12.2010 № 21-5-ЗКО в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 08.03.2011 № 86-а, данный договор не регулирует правоотношения по установлению тарифов.

ОАО «СППК» обосновывало действия Общества письмом Департамента транспорта в адрес общества от 09.09.2011 № 08/5843 о том, что действие утвержденного тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области постановлением от 19.02.2010 № 10/12 распространяется на 2011 год, увеличение тарифа на проезд в скорых пригородных поездах учитывая социально значимые перевозки пассажиров не целесообразно. Однако департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области не является уполномоченным органом государственной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов), кроме того, положения письма, по мнению Комиссии, не свидетельствуют о необходимости и правомерности использования ОАО «СППК» ранее утвержденного тарифа.

В пояснениях (от 24.02.2014 № 594) ОАО «СППК» ссылалось на отсутствие последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц в результате осуществления деятельности в отсутствие установленных для общества тарифов. Вместе с тем, согласно п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 N 30 в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

По результатам рассмотрения дела №04-72/1182 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия Управления приняла решение о признании факта нарушения ОАО «СППК» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

За нарушение требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предусмотрена административная ответственность по статье 14.31 КоАП.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рамках рассмотрения дела №04-72/1182 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия Управления установила, что ОАО «СППК» занимает доминирующее положение на рынке перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области. Действия Общества, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем осуществления перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области в период с 06.04.2011г. по 31.12.2011г. ОАО «СППК» по тарифам на данные перевозки, не установленным соответствующим органом регулирования для Общества, признаны злоупотреблением доминирующим положением.

Как установлено и следует из рассмотренных материалов дела, у Общества имелась возможность не допустить нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции), а именно, до момента осуществления фактической деятельности по перевозке пассажиров в территориальных границах Костромской области, а также в срок до 06.04.2011 года, принять своевременные и достаточные меры для установления в соответствии с требованиями законодательства, нормативных правовых актов, тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области для ОАО «СППК» на период с 06.04.2011 по 31.12.2011 гг., с учетом предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами сроков рассмотрения представленных документов уполномоченным органом регулирования.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 28.1 КоАП, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.

09 октября 2015 г. уполномоченным должностным лицом Костромского УФАС России составлен протокол об административном правонарушении №АД 04-34/532 в отношении Общества по факту нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (злоупотребление доминирующим положением). Протокол составлен в присутствии представителей ОАО «СППК» <…> (доверенность №93/2014 от 09.10.2014 г.), <…> (доверенность №92/2014 от 09.10.2014 г.).

На момент составления протокола пояснений (возражений), замечаний представлено не было, в объяснениях к протоколу на странице 9 указано, что объяснения в письменном виде будут представлены при рассмотрении дела об административном правонарушении.

В ходе рассмотрения административного дела Обществом предоставлялись пояснения, документы.

24.10.2014 года от Общества за исх. №5534 в материалы настоящего административного дела представлены объяснения.

Доводы, указанные в объяснениях, сводятся к несогласию Общества с наличием состава рассматриваемого административного правонарушения, а также наличием виновных деяний, позволяющих квалифицировать действия последнего как нарушающие часть 2 статьи 14.31 КоАП. В обоснование правомерности действий Общества по осуществлению в период с 06.04.2011 по 31.12.2011 гг. перевозок пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Костромской области в отсутствие тарифа, установленного органом регулирования для ОАО «СППК», дана ссылка на судебное решение по делу №А31-5325/2013, в рамках которого судами косвенно исследовались указанные действия Общества. По мнению заявителя, судами двух инстанций по указанному делу сделан вывод, что использование ОАО «СППК» тарифа на пригородные пассажирские перевозки, установленного для подразделений Северной железной дороги филиала ОАО «РЖД», правомерно.

Определениями об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении №АД 04-34/532 за исх. №3081/04 от 24.10.2014, исх. №3297/04 от 18.11.2014 г., исх. №3494/04 от 04.12.2014 г., исх.№7/04 от 12.01.2015 г., исх.№248/04 от 02.02.2015 г., исх.№465/04 от 20.02.2015 г., исх.№651/04 от 16.03.2015 г. рассмотрение настоящего административного дела откладывалось в связи с необходимостью истребования дополнительных материалов по делу.

Настоящее дело об административном правонарушении рассмотрено 26 марта 2015 г. в присутствии представителя ОАО «СППК» <…> (доверенность №106/2014 от 11.12.2014 г.). В ходе рассмотрения дела представитель Общества поддержал доводы, обозначенные в объяснениях по делу и дополнениях к нему. Состав вменяемого правонарушения, а также наличие виновного деяния не признал.

Рассмотрев и оценив доводы Общества, должностное лицо Костромского УФАС России, рассматривающее дело не находит оснований для их удовлетворения исходя из следующего.

Судебное дело № А31-5325/2013 рассматривалось по иску ОАО «СППК» к Костромской области в лице департамента транспорта и дорожного хозяйства  Костромской области о взыскании убытков, исковые требования были основаны на договоре истца и департамента транспорта и дорожного хозяйства  Костромской области №СППК-101 от 29.03.2011г. Применительно к рассмотренному делу Комиссией, в рамках рассмотрения дела №04-72/1182, дана оценка данного договора. В решении по делу №04-72/1182 указано, что предметом договора от 29.03.2011г. является возмещение недополученных доходов ОАО «СППК» при осуществлении регулярных перевозок пассажиров на условиях публичного договора железнодорожным подвижным составом в пригородном сообщении на территории Костромской области, данный договор не регулирует правоотношения по установлению тарифов, не является относимым по делу доказательством правомерности действий ОАО «СППК», в результате которых тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области для ОАО «СППК» на 2011 год установлен не был.

Судебные акты по делу №А31-5323/2013 не имеют преюдициальный характер для разбирательства по настоящему делу в связи со следующим: во-первых, в судебных актах по делу №А31-5323/2013 судом не исследовались с учетом норм АПК РФ, в том числе, статьи 168, обстоятельства по нарушению (соблюдению) ОАО «СППК» антимонопольного законодательства; во- вторых, различен состав участников в деле №А31-5323/2013 и в настоящем деле.

В соответствии со статьей 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Вместе с тем, Управление не участвовало в рассмотрении судебного дела №А31-5323/2013, следовательно, судебные акты по делу №А31-5323/2013 не имеют преюдициального значения, соответственно не подлежат применению.  Данный вывод подтверждается правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.06.2007 № 3, согласно которой преюдициальность в деле имеет свои субъективные пределы, выражающиеся в наличие одних и тех же лиц, участвующих в деле, или их правопреемников в первоначальном и последующем процессах.

Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010, по смыслу частей 2, 3 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, не имеют обязательного характера для лиц, не участвовавших в деле. Судом лишь учитываются обстоятельства ранее рассмотренного дела, однако суд также может прийти к иным выводам, нежели содержащиеся в судебном акте по ранее рассмотренному делу. На основании изложенного, доводы представителя лица, в отношении которого ведется настоящее административное производство признаются несостоятельными и отклоняются.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 3.5 КоАП административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году (часть 4 статьи 3.5 КоАП).

Правонарушение, совершенное ОАО «СППК» было выявлено управлением в 2013 году, о чем свидетельствует приказ Костромского УФАС России от 11.12.2013 г. №174 (основание для возбуждения дела №04-72/1182 о нарушении антимонопольного законодательства). Следовательно, в случае расчета суммы штрафа, подлежащего наложению на Предприятие по статье 14.31 КоАП, следует исходить из суммы выручки ОАО «СППК» за 2012 год (предшествующий 2013 году).

Определением об отложении рассмотрения административного дела №АД 04-34/532 за исх. №3081/04 от 24.10.2014 г., в целях расчета размера штрафа, подлежащего применению в случае привлечения Общества к административной ответственности по статье 14.31 КоАП, Костромским УФАС России у компании были запрошены сведения о сумме выручки от оказания услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области за 2012 год и сведения о сумме общей выручки от реализации всех товаров (выполнения работ, оказания услуг) за 2012 г.

Определениями об отложении рассмотрения дела исх. №3297/04 от 18.11.2014 г., исх. №3494/04 от 04.12.2014 г., исх.№7/04 от 12.01.2015 г., исх.№248/04 от 02.02.2015 г., исх.№465/04 от 20.02.2015 г., исх.№651/04 от 16.03.2015 г. запрашивались уточнения по представленным Обществом суммам.

Согласно сведениям, представленным ОАО «СППК» сумма выручки Общества от оказания услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области cогласно отчетности ЦО-22: пригород по Костромской области за 2012 год (по доходам) без учета НДС составляет <…> рублей. Сумма общей выручки Общества от реализации всех товаров, выполнения работ, оказания услуг за 2012 год без учета НДС составляет <…> рублей.

Учитывая изложенное, для расчета административного штрафа используется выручка (без НДС) за 2012 год, полученная ОАО «СППК» за оказание услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области, которая составила <…> рублей.

Выручка ОАО «СППК» за оказание услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области (составляет <…>рублей) заложена в показатель «Выручка» отчета о финансовых результатах за январь-декабрь 2012 г. Общества, которая составляет <…> рублей.

Согласно санкции статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) в редакции Федерального закона от 17.07.2009 г. № 160-ФЗ, действовавшей во время совершения административного правонарушения (ст.1.7 КоАП),

«совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, -

(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ)».

Расчет осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету величины штрафа, налагаемого на юридических лиц за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.31 и 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Методические рекомендации).

Размер штрафа в соответствие со ст.14.31 КоАП, Методическими рекомендациями составляет 962 195,61 рубля - 1 % от суммы выручки (без НДС) за 2012 год, полученной ОАО «СППК» за оказание услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области. Обстоятельства, уменьшающие штраф в соответствии с Методическими рекомендациями, статьей 1.7, пунктом 1 части 1 статьи 4.2 КоАП не установлены. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность не установлены.

Согласно санкции части 2 статьи 14.31 КоАП в редакции Федерального закона от 06.12.2011 N 404-ФЗ, действовавшей во время производства по указанному делу (ст.1.7 КоАП),

«совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.»

В соответствие с частью 2 статьи 14.31 КоАП,  Методическими рекомендациями по расчету величины административного штрафа, рассчитываемого исходя из суммы выручки правонарушителя и налагаемого на юридических лиц, за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.31.2, 14.32 и 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Методические рекомендации 2) размер административного штрафа составляет 1 587 622,76 рублей.

В соответствие с частью 1 статьи 1.7. КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 № 210-ФЗ). Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении, которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2 статьи 1.7 КоАП). Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (часть 3 статьи 1.7 КоАП).

Исходя из произведенного в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП в редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 404-ФЗ расчета штрафа в сумме 1 587 622,76 рублей следует, что Федеральный закон от 06.12.2011 № 404-ФЗ отягчает административную ответственность ОАО «СППК» за административное правонарушение, обратной силы не имеет. Таким образом, в соответствие со статьей 14.31 КоАП подлежит применению административный штраф в сумме 962 195,61 рублей.

В ходе рассмотрения административного дела заявлено ходатайство о применении части 3.2 статьи 4.1 КоАП с учетом имущественного и финансового положения ОАО «СППК». При этом размер снижения суммы штрафа с учетом представленных документов не указан.

Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 515-ФЗ «О внесении изменений в ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которым статья 4.1 КоАП дополнена частью 3.2, вступил в силу с 11 января 2015 года.

Согласно части 3.2. статьи 4.1 КоАП при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В соответствие с пунктом 4 примечания к статье 14.31 КоАП в редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 404-ФЗ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

С учетом всех обстоятельств дела, подлежит применению административный штраф в сумме 962 195,61 рублей, определенный в минимальном размере штрафа в соответствие со статьей 14.31 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 17.07.2009 г. № 160-ФЗ, действовавшего во время совершения административного правонарушения (ст.1.7 КоАП).

Оснований для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела не имеется.

Срок давности привлечения ОАО «СППК» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП, не заявлено, в рамках рассмотрения дела не установлено.

Руководствуясь, в том числе, статьями 23.48, 29.9, 29.10, а также статьями 1.2, 1.5, 1.7, 2.1, 2.10, 3.1, 3.2, 3.5, 4.1, 4.5, 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛА:

1. Признать ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» (ОГРН/ИНН 1107604019181/7604192971, юридический адрес: 15000, г. Ярославль, ул. Павлика Морозова, д.1.) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 г. №160 – ФЗ), выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем осуществления перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области в период с 06.04.2011г. по 31.12.2011г. ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» по тарифам на данные перевозки, не установленным соответствующим органом регулирования для ОАО «Северная пригородная пассажирская компания».

 

2. Привлечь ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» к административной ответственности и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 962 195,61 (девятьсот шестьдесят две тысячи сто девяносто пять рублей шестьдесят одна копейка).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 4 статьи 32.2 КоАП копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс (4942) 35-67-48).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:

Банк получателя – Отделение Кострома

БИК 043469001.

№ счета 40101810700000010006.

Получатель – УФК по Костромской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Костромской области)

ИНН 4401004867      КПП 440101001

КБК 16111602010016000140      ОКТМО 34701000

УИН Ъ30cf57AS03260133230

Наименование платежа – денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства.

 

 

Заместитель руководителя управления –

начальник отдела антимонопольного контроля

и информационного анализа

М.В. Радаева

Связанные организации

Связанные организации не указаны