Решение б/н Решение по делу № 04-57/1241 от 17 марта 2015 года в отношен... от 24 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №04-57/1241 о нарушении антимонопольного законодательства

         г. Кострома

  (место вынесения)

Резолютивная часть решения оглашена 03 марта 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено 17 марта 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – комиссия, Костромское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель комиссии: Радаева Марина Владимировна, заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Костромского УФАС России,

члены комиссии:

Дунаев Илья Владимирович, главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и информационного анализа,

Молодцов Алексей Владимирович, старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и информационного анализа

рассмотрев дело № 04-57/1241 по признакам нарушения администрацией городского округа г. Волгореченск Костромской области (ОГРН/ИНН 1024402238420/4431001782, адрес места нахождения юридического лица: Костромская область, г. Волгореченск, ул. 50- летия Ленинского Комсомола, д.4), Думой городского округа город Волгореченск (ОГРН 1064437000088, адрес места нахождения юридического лица: 156901, Костромская область, ул. им. 50-летия Ленинского Комсомола, д.21) пунктов 2, 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Во исполнение поручения ФАС России о необходимости проведения анализа положений административных регламентов оказания органами местного самоуправления региона муниципальных услуг на предмет их соответствия требованиям статьи 15 Закона о защите конкуренции, Костромским УФАС проведена проверка муниципальных актов администрации городского округа г. Волгореченск Костромской области (далее по тексту – администрация), регламентирующих предоставление органом местного самоуправления муниципальных услуг, в частности услуги по выдаче разрешения на установку рекламных конструкций на территории городского округа город Волгореченск Костромской области.

Анализ положений административного регламента по предоставлению администрацией муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку рекламных конструкций» на территории городского округа г. Волгореченск Костромской области», утвержденного постановлением администрации от 09.12.2013 г. №656, в редакции постановления от 25.06.2014 г. №278 (далее по тексту – Административный регламент) показал, что в противоречие с положениями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), регламентирующего порядок получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, органом местного самоуправления в лице администрации в тексте Административного регламента, а именно в пункте 14 подпунктах 5, 7(в) на заявителей (в том числе хозяйствующих субъектов) возложена обязанность по предоставлению документов, которые не предусмотрены Законом о рекламе, а именно: документы, подтверждающие право собственности на недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, за исключением недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности; расчета устойчивости и надежности рекламной конструкции, расчет фундамента конструкции, либо схему крепления рекламной конструкции к объекту недвижимости (зданию, строению, сооружению), а также не предусмотренных действующим законодательством оснований для отказа в предоставлении рассматриваемой муниципальной услуги, обозначенных в пункте 21 абзацах 1-5 регламента (отсутствие полного пакета документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, указанных в подпунктах 1,2,3,6,7(б),7(в) пункта 14 настоящего административного регламента; несоответствие документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги и представленных заявителем, требованиям установленным настоящим административным регламентом; предоставление заявителем о себе недостоверных сведений; документы представлены в ненадлежащий орган; заявитель не представил документы, подтверждающие получение согласия другого лица, не являющегося заявителем, если для предоставления муниципальной услуги необходима обработка персональных данных такого лица и если в соответствии с федеральным законом обработка таких персональных данных может осуществляться с согласия указанного лица, при обращении за получением муниципальной услуги (за исключением лиц, признанных безвестно отсутствующими, и разыскиваемых лиц, место нахождения которых не установлено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).

В виду того, что в соответствии с пунктом 2 Административного регламента получателями данной услуги являются, в том числе юридические лица,  рассматриваемые действия администрации по установлению не предусмотренных законом и иными нормативными актами требований для получения муниципальной услуги по определению, способны (могли) препятствовать предпринимательской и иной экономической деятельности.

Установив в указанных действиях администрации признаки нарушения антимонопольного законодательства, Костромским УФАС России на основании приказа руководителя Управления от 30.07.2014 г. №83 было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения администрацией пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в рамках которого установлено нижеследующее.

Представители ответчика нарушение антимонопольного законодательства не признали, представили в материалы дела письменные отзывы и пояснения от 14.08.2014 г. исх. №2486, от 24.10.2014 г. исх. №2533/38, от 21.11.2014 г. исх. №2777/38, от 15.12.2014 г. исх. №3890/38 по предмету рассматриваемого дела. На заседаниях Комиссии, состоявшихся 23.09.2014 г., 06.11.2014 г., 27.11.2014 г., 25.12.2014 г. 04.02.2015 г. вменяемые признаки нарушения антимонопольного законодательства администрацией не признаны по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему. В качестве основного аргумента администрацией приведено обстоятельство отсутствия публикации текста Административного регламента в официальном печатном издании, что подразумевает вступление муниципального акта в законную силу. В обоснование отсутствия публикации сообщено, что в адрес официального печатного издания «ВЕК» администрацией был направлен текст Административного регламента, однако, по независящим причинам текст регламента так и не был обнародован и опубликован в официальном печатном издании.

Со слов представителя администрации, при предоставлении рассматриваемой муниципальной услуги должностные лица администрации руководствовались исключительно нормами действующего законодательства, которые регулируют предоставление муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а именно положениями Закона о рекламе.

В устных пояснениях представителем администрации сообщено, что документы, поименованные в подпункте 5 пункта 14 Административного регламента, а именно документы, подтверждающие право собственности на недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, запрашиваются администрацией самостоятельно путем межведомственного взаимодействия. Требования к составу документов, определенных подпунктом 7(в) пункта 14 регламента (предоставление расчета устойчивости и надежности, расчета фундамента конструкции рекламной конструкции), по мнению ответчика, согласуется с положениями части 12 статьи 19 Закона о рекламе, то есть относятся к техническим параметрам рекламной конструкции, которые должны соответствовать требованиям технического регламента, на соответствие которому и рассматривается рекламная конструкция.

В части правомерности установления в тексте регламента основания отказа, поименованного в абзаце 5 пункта 21 сделана ссылка на часть 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. №210- ФЗ ««Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон о предоставлении государственных и муниципальных услуг), которая подтверждает правомерность установления такого требования в тексте регламента.

С учетом доводов представителей администрации, Комиссией по делу были внесены уточнения в признаки вменяемого ответчику нарушения антимонопольного законодательства (пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции), что отражено в определении Костромского УФАС России об отложении рассмотрения дела №04-57/1241 (исх. №3284/04 от 14.11.2014 г.), которыми признаны действия администрации, выразившиеся в установлении в тексте Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку рекламных конструкций» на территории городского округа г. Волгореченск Костромской области», утвержденного постановлением администрации от 09.12.2013 г. №656 и размещенного на официальном сайте (портале) администрации городского округа г. Волгореченск по адресу в сети Интернет http://www.go-volgorechensk.ru/municipalnie-uslugi/administrativnye-reglamenty/ не предусмотренных действующим законодательством требований к составу документов, обязательных к представлению с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, а также не предусмотренных действующим законодательством оснований отказа в предоставлении муниципальной услуги (подпункт 7 (в) пункта 14, абзацы 1-4 пункта 21 регламента), что в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.

В ходе производства по делу администрацией в материалы дела представлена копия решения Думы городского округа г. Волгореченск Костромской области от 30.10.2014 г. №65 «О внесении изменений в решение Думы городского округа город Волгореченск от 26.04.2012 г. №56 «Об утверждении перечня услуг, необходимых и обязательных для предоставления муниципальных услуг и методики определения размера платы за оказание услуг, являющихся необходимыми и обязательными». На основании указанного акта представительного органа позиция 15 «Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами местного самоуправления городского округа г. Волгореченск» изложена в новой редакции, а именно «подготовка технических параметров рекламной конструкции, включающих в себя: чертежи рекламной конструкции, расчеты устойчивости и надежности рекламной конструкции, расчет фундамента конструкции либо схему крепления рекламной конструкции к объекту недвижимости (зданию, строению, сооружению)».

Указанные требования полностью согласуются с пунктом 7 «в» пункта 14 Административного регламента.

В виду того, что определением Управления о назначении дела №04-57/1241 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. №2145/04 от 30.07.2014 г.), с учетом уточнения квалификации вменяемого нарушения, отраженного в определении об отложении рассмотрения указанного дела (исх. №3284/04 от 14.11.2014 г.), требования к представлению документов, указанных в подпункте 7 «в» пункта 14 Административного регламента, содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части установления не предусмотренных действующим законодательством требований к товарам (хозяйствующим субъектам) при предоставлении муниципальной услуги, комиссия пришла к выводу, что включение такой услуги в перечень необходимых и обязательных услуг для предоставления органами местного самоуправления городского округа г. Волгореченск, которая не предусмотрена нормами действующего законодательства содержатся признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Более того, действия представительного органа по установлению в столбце 3 позиции 15 решения Думы городского округа г. Волгореченск от 30.10.2014 г. №65 ссылки на платность услуги за подготовку технических параметров рекламной конструкции, включающих в себя: расчет устойчивости и надежности рекламной конструкции, расчет фундамента конструкции, возмездность предоставления которых не определена на федеральном уровне, тем самым, по мнению комиссии, нарушают пункт 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, устанавливающей запрет на установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

На основании изложенных обстоятельств, комиссия привлекла к участию в деле в качестве ответчика – Думу городского округа г. Волгореченск Костромской области, о чем было вынесено соответствующее определение (исх.№3523/04 от 05.12.2014 г.).

В письменных пояснениях Думой по существу инкриминируемых признаков нарушения антимонопольного законодательства в качестве правового обоснования приведена ссылка на требования государственных стандартов и СНиПов, устанавливающих требования к рекламным конструкциям. В дополнение сообщено, что указание в столбце 3 решения Думы от 26.04.2012 г. №56 на платность услуги носит информационный характер, основанный на том, что предоставление такой услуги осуществляется на договорной основе, что подразумевает оплату таких услуг заявителями.

Подробно позиции сторон изложены в представленных пояснениях по делу и являются его неотъемлемой частью.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и доказательства, а также иные информацию и сведения, заслушав пояснения сторон – участников по настоящему делу, комиссия Костромского УФАС России установила следующее.

В соответствии со статьей 6 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг органы, предоставляющие муниципальные услуги обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа (пункт 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно пункта 26.1 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования городской округ город Волгореченск Костромской области, утвержденного решением Волгореченской городской Думы Костромской области от 30.06.2005 № 32 к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

Положения Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг регулируют отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимают деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ и уставами муниципальных образований (пункт 2 статьи 2 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг).

На федеральном уровне правоотношения в области рекламы урегулированы в Законе о рекламе.

Как следует из части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии с частью 11 статьи 19 к указанному в части 9 настоящей статьи заявлению прилагаются:

1) данные о заявителе - физическом лице. Данные о государственной регистрации юридического лица или о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя запрашиваются уполномоченным на выдачу разрешений органом в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если соответствующее недвижимое имущество находится в государственной или муниципальной собственности, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа запрашивает сведения о наличии такого согласия в уполномоченном органе, если заявитель не представил документ, подтверждающий получение такого согласия, по собственной инициативе.

В соответствии с частью 12 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий.

Как следует из материалов дела администрацией издано постановление №656 от 09.12.2013 г. «Об утверждении Административного регламента», которое, совместно с текстом регламента, опубликовано на официальном сайте (портале) администрации в сети Интернет по адресу: http://www.go-volgorechensk.ru/municipalnie-uslugi/administrativnye-reglamenty, что согласуется с пунктом 5 названного постановления.

Пунктом 14 Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, подпунктом 7(в) которого на заявителей возложена обязанность предоставления документов, которые не относятся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а именно: расчет устойчивости и надежности рекламной конструкции, расчет фундамента конструкции, схема крепления рекламной конструкции к объекту недвижимости (зданию, строению, сооружению).

Действующее федеральное законодательство не содержит толкования «технических параметров рекламной конструкции». В муниципальных актах, регламентирующих порядок выдачи разрешений и условия эксплуатации рекламных конструкций, а именно решением Думы городского округа г. Волгореченск Костромской области от 30.05.2013 г. №55 «Об утверждении Правил установки, содержания, эксплуатации и демонтажа рекламных конструкций на территории городского округа город Волгореченск Костромской области» также не предусмотрено такого требования.

Решением Думы городского округа г. Волгореченск от 26.04.2012 г. №56 утвержден перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами местного самоуправления городского округа г. Волгореченск муниципальных услуг» (приложение №1 к решению). Данный нормативный акт (на момент принятия Административного регламента), также не содержал в качестве услуги, необходимой и обязательной для предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламной конструкции»» «расчет устойчивости и надежности рекламной конструкции, расчет фундамента конструкции, схема крепления рекламной конструкции к объекту недвижимости (зданию, строению, сооружению)».

Таким образом, неправомерное требование органа власти (администрации), обязывающее заявителя, имеющего намерение разместить рекламную конструкцию, при получении муниципальной услуги предварительно получить услугу по расчету устойчивости рекламной конструкции, не включенную на момент издания постановления №656 в перечень услуг, необходимых и обязательных для предоставления муниципальных услуг, утвержденный соответствующим нормативным правовым актом, что обусловливало несение неоправданных расходов для потенциальных заявителей (физических и юридических лиц), имеющих намерение разместить рекламную конструкцию, что противоречит положениям части 1 статьи 7, пункта 5 статьи 9 Закона о государственных и муниципальных услугах, а также необоснованно препятствует осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами в части установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Наравне с предъявлением не предусмотренных действующим законодательством требований к составу документов при предоставлении муниципальной услуги, администрацией в тексте Административного регламента, размещенного на официальном сайте (портале) установлены дополнительные основания отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, не предусмотренные частью 15 статьи 19 Закона о рекламе, а именно: отсутствие полного пакета документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, указанных в подпунктах 1,2,3,6,7(б),7(в) пункта 14 настоящего административного регламента (абз. 1 пункта 21); несоответствие документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги и представленных заявителем, требованиям установленным настоящим административным регламентом (абз.2 пункта 21); предоставление заявителем о себе недостоверных сведений (абз. 3 пункта 21); документы представлены в ненадлежащий орган (абз. 4 пункта 21).

Частью 15 статьи 19 Закона о рекламе закреплен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения:1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; 2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций); 3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта; 4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа 5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;6) нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи.

Приведенная норма содержит четкие требования к заявителям и не предполагает как расширения установленного перечня требований к ним (заявлениям и подаваемым с ним документам), так и не допускает установления дополнительных оснований для отказа в выдаче таких разрешений.

Отказ в предоставлении муниципальной услуги, равно как и указание в тексте регламента на иные основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, таких как: отсутствие полного пакета документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, указанных в подпунктах 1,2,3,6,7(б),7(в) пункта 14 настоящего Административного регламента; несоответствие документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги и представленных заявителем, требованиям установленным настоящим административным регламентом; предоставление заявителем о себе недостоверных сведений; документы представлены в ненадлежащий орган, законом не предусмотрено.

Незаконный отказ в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в рамках оказания администрацией муниципальной услуги позволяет последней выйти за пределы предоставленных прав (в части использования дополнительных обоснований отказа в предоставлении муниципальной услуги), что, препятствует получению муниципальной услуги, может повлиять на хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов, путем создания препятствий для доступа на рынок наружной рекламы, что прямо запрещено положениями статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Исходя из сказанного выше, администрация, разработав и разместив на официальном сайте Административный регламент, нарушила части 12,15 статьи 19 Закона о рекламе, часть 1 статьи 7, пункт 5 статьи 9 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг, что привело или могло привести к необоснованному препятствованию деятельности хозяйствующих субъектов.

В отношении действий органов местного самоуправления прямо поименованных в части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (в данном случае действий, запрещенных пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции) наличие или угроза наступления соответствующих последствий в виде ограничения конкуренции предполагается и не требует доказывания, поскольку законодатель установил прямой императивный запрет на совершение таких действий.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции дано понятие признаков ограничения конкуренции, под которыми понимается, помимо прочего установление органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Поскольку муниципальная услуга предоставлялась администрацией в основном хозяйствующим субъектам, то незаконные требования, закрепленные в Административном регламенте, размещенном на официальном сайте (портале) администрации, могли препятствовать получению данной услуги, а, следовательно, могли повлиять на хозяйственную деятельность субъекта и привести к ограничению конкуренции, что является нарушением антимонопольного законодательства, а именно пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Поэтому рассматриваемые действия администрации по определению способны (могли) препятствовать предпринимательской и иной экономической деятельности.

Имеющимися в деле доказательствами подтверждено, что рассматриваемая муниципальная услуга оказывалась администрацией, представленными в материалы дела заявлениями хозяйствующих субъектов, обратившихся в администрацию доказано, что совместно с заявлением, хозяйствующие субъекты предоставляли документы, которые не относятся к техническим параметрам рекламной конструкции, а именно расчет устойчивости, схему крепления рекламной конструкции, предоставление которых предусмотрено пунктом 7 (в) Административного регламента.

Указанные фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что при формировании комплекта документов, необходимых для совместного представления с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции заявители (хозяйствующие субъекты) руководствовались требованиями Административного регламента, положения которого возлагают необоснованные требования к представлению документов и содержат не предусмотренные основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, что не предусмотрено нормами действующего законодательства.

С учётом установленных обстоятельств, комиссия пришла к итоговому заключению, что в рассматриваемом случае имеются достаточные доказательства для квалификации действий администрации нарушающими пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения дела установлены признаки нарушения конкурентного законодательства и в действиях представительного органа городского округа г. Волгореченск, которые выразились в следующем.

Думой городского округа город Волгореченск 30.10.2014 г. принято решение №65 «О внесении изменений в решение Думы городского округа город Волгореченск от 26.04.2012 г. №56», которым позиция 15 «Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами местного самоуправления городского округа г. Волгореченск» изложена в новой редакции, а именно «подготовка технических параметров рекламной конструкции, включающих в себя: чертежи рекламной конструкции, расчеты устойчивости и надежности рекламной конструкции, расчет фундамента конструкции либо схему крепления рекламной конструкции к объекту недвижимости (зданию, строению, сооружению)». Столбец 3 позиции 15 решения Думы городского округа г. Волгореченск от 30.10.2014 г. №65 содержит информацию о платности услуги за подготовку технических параметров рекламной конструкции, включающих в себя: расчет устойчивости и надежности рекламной конструкции, расчет фундамента конструкции.

Включение «расчета устойчивости рекламной конструкции, расчета фундамента рекламной конструкции, схемы крепления рекламной конструкции», не относящихся к техническим параметрам рекламной конструкции в перечень услуг необходимых и обязательных при предоставлении органом местного самоуправления муниципальной услуги, что возлагает на хозяйствующих субъектов дополнительное бремя по получению указанных расчетов, в сторонних организациях за дополнительную плату, связанных с оформлением документов по расчету устойчивости и надежности рекламной конструкции, квалифицируется Комиссией как установление излишних требований к хозяйствующим субъектам, которые не предусмотрены действующим законодательством, а именно положениям части 1 статьи 7 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг, части 12 статьи 19 закона о рекламе, пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и противоречат установленному порядку получения разрешения на установку рекламной конструкции.

Согласно части 12 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления городского округа не вправе взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий.

Согласно статье 8 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 статьи 8 указанного закона.

Согласно статьи 3 статьи 8 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя только в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

В соответствии с частью 7 статьи 29 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг не допускается взимание с заявителя платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, оказываются за счет средств заявителя.

Плата за предоставление расчета устойчивости рекламной конструкции, расчета фундамента рекламной конструкции не оговорена законодательно (федеральными законами). Вместе с тем, Дума городского округа г. Волгореченск своим волеизъявлением установила в столбце 3 позиции 15 решения №65 «О внесении изменений в решение Думы городского округа город Волгореченск от 26.04.2012 г. №56», ссылки на платность услуги, оказываемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на договорной основе, что подразумевает оплату таких услуг (пояснения Думы от 25.02.2015 г. исх. №54), и, тем самым нарушила пункт 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, устанавливающей запрет на установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Таким образом, Дума городского округа г. Волгореченск обуславливает предоставление бесплатной муниципальной услуги (за исключением платы на государственную пошлину) через платное получение расчета устойчивости рекламной конструкции, расчета фундамента конструкции у третьих лиц, что прямо запрещено нормой части 5 статьи 9 Закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

Необоснованное установление не предусмотренных действующим законодательством требований к составу документов и сведений, обязательных к представлению в рамках оказания муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, равно как и установление не предусмотренных действующим законодательством платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными является нарушением законодательства о рекламе, законодательства предоставления государственных (муниципальных) услуг и антимонопольного законодательства приводит к навязыванию хозяйствующим субъектам невыгодных условий деятельности на рынке размещения наружной рекламы. Установление излишних требований к хозяйствующим субъектам, которые не предусмотрены действующим законодательством и противоречат установленному порядку получения разрешения на установку рекламной конструкции, влияет на положение хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на товарном рынке наружной рекламы, и, следовательно, на состояние конкурентной среды.

Соответственно указанные в описательной части настоящего решения действия органов местного самоуправления – администрации городского округа г. Волгореченск и Думы городского округа г. Волгореченск, по определению могли и могут впредь препятствовать экономической деятельности.

Резюмируя вышеизложенное, комиссия по делу пришла к итоговому заключению о нарушении администрацией городского округа г. Волгореченск пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Думой городского округа г. Волгореченск пунктов 2, 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Довод администрации, согласно которого рекламные конструкции должны соответствовать требованиям технического регламента, речь о котором идет в части 4 статьи 16 Закона о рекламе отклоняется комиссией, поскольку до настоящего времени технический регламент, регулирующий вопросы создания и установки рекламной конструкции не выработан. Более того, осуществление контрольных функций по надзору за соответствием рекламной конструкции требованиям технического регламента в соответствии с нормами КоАП РФ (статьей 14.37, пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ) отнесено к компетенции органов внутренних дел (полиции).

Ссылка ответчиков по делу на требования государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», которым установлены требования к рекламным конструкциям, также отклоняется Комиссией, поскольку не содержит в себе требований по расчету устойчивости и надежности рекламной конструкции, расчету фундамента конструкции, а также возможности установления и взимания платы за подготовку такой документации, и не регламентируют правоотношения по выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

По правилам части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Материалами дела подтверждено, что после возбуждения Управлением настоящего дела, администрацией были предприняты действия по опубликованию текста Административного регламента в официальном печатном издании «ВЕК» №4 (1) от 28.10.2014 г. Спорные положения, а именно пункт 7(в) пункта 14, абзацы 1-4 пункта 21 регламента не исключены (не признаны утратившими силу).

Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства прекращения нарушения антимонопольного законодательства, комиссия Костромского УФАС России, считает возможным выдать ответчикам по делу предписания о прекращении выявленных нарушений.

Резюмируя изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушение администрацией городского округа город Волгореченск Костромской области пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении в тексте Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку рекламных конструкций» на территории городского округа г. Волгореченск Костромской области», утвержденного постановлением администрации от 09.12.2013 г. №656 и размещенного на официальном сайте (портале) администрации городского округа г. Волгореченск по адресу в сети Интернет http://www.go-volgorechensk.ru/municipalnie-uslugi/administrativnye-reglamenty/ не предусмотренных действующим законодательством требований к составу документов, обязательных к представлению с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, а также не предусмотренных действующим законодательством оснований отказа в предоставлении муниципальной услуги (подпункт 7 (в) пункта 14, абзацы 1-4 пункта 21 регламента), что в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.

 

2. Признать нарушение Думой городского округа г. Волгореченск Костромской области пунктов 2, 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в:

- установлении в позиции 15 решения Думы городского округа г. Волгореченск от 30.10.2014 г. №65 «О внесении изменений в решение Думы городского округа город Волгореченск от 26.04.2012 г. №56 «Об утверждении перечня услуг, необходимых и обязательных для предоставления муниципальных услуг и методики определения размера платы за оказание услуг, являющихся необходимыми и обязательными» услуги «Подготовка технических параметров рекламной конструкции, включающих в себя: чертежи рекламной конструкции, расчеты устойчивости и надежности рекламной конструкции, расчет фундамента конструкции либо схему крепления рекламной конструкции к объекту недвижимости (зданию, строению, сооружению)» не предусмотренной нормами действующего законодательства;

- установлении в столбце 3 позиции 15 решения Думы городского округа г. Волгореченск №65 «О внесении изменений в решение Думы городского округа город Волгореченск от 26.04.2012 г. №56», условия для заявителей о платности услуги за подготовку технических параметров рекламной конструкции, включающих в себя: расчет устойчивости и надежности рекламной конструкции, расчет фундамента конструкции, возмездность предоставления которых не предусмотрена федеральным законодательством.

3. Выдать администрации городского округа г. Волгореченск Костромской области и Думе городского округа г. Волгореченск предписания об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства.

4.  Передать материалы дела №04-57/1241 должностному лицу Костромского УФАС России, уполномоченному в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с выявленным нарушением антимонопольного законодательства.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны