Решение б/н Решение по делу № 04-68/1252 от 1 июня 2015 года в отношении... от 16 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №04-68/1252 о нарушении антимонопольного законодательства

20 мая 2015 г.                                                                                                                г. Кострома

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 мая 2015 г.

Решение изготовлено в полном объеме 01 июня 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия; Костромское УФАС России) в составе:

председатель Комиссии:, руководитель Костромского УФАС России;

члены Комиссии:

ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Костромского УФАС России;

специалист первого разряда отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Костромского УФАС России,

в присутствии:

            от открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» - представитель (по доверенности);

рассмотрев дело №04-68/1252 по признакам нарушения открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (127018, г. Москва, 2-я Ямская, д.4) (далее – ОАО «МРСК Центра», Общество) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Костромское УФАС России поступило заявление от гражданки < >(далее – Заявитель), проживающей по адресу Костромская область, г. Кострома, м-рн Паново, д. 34, кв. 13, на неправомерное неисполнение ОАО «МРСК Центра» (далее - Общество) договорных обязательств в рамках исполнения условий договора от 17.10.2013 № 3217-Ц/1(3)-ТП(2013)И 40807919 «Об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по 3 категории надежности», заключенного между Заявителем и Обществом. Технологическое присоединение необходимо было осуществить для электроснабжения строящегося жилого дома, расположенного по адресу Костромская область, Костромской район, деревня Середняя, Середняковское с/п, примерно в 4 метрах на северо-запад от д. 62, по ул. Волжская.

Из обращения следует, что 17.10.2013 г. между < > и ОАО «МРСК Центра» был заключен договор №3217-Ц/1(3)-ТП(2013)И 40807919 «Об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по III категории надежности» (далее – Договор). Как установлено из материалов заявления, по этому договору сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя. Заявитель принял на себя обязательства по оплате расходов на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения вышеуказанного договора.

После подписания Договора прошло 6 (шесть) месяцев, однако мероприятия по технологическому присоединению сетевой организацией выполнены не были. Заявителю Обществом было предложено заключить дополнительное соглашение, согласно которому срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению продляется на 2 (два) месяца. 16 апреля 2014 г. данное дополнительное соглашение было подписано сторонами.

Усомнившись в добросовестности сетевой организации, гражданка < > обратилась с заявлениями в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области (позднее заявление было перенаправлено по подведомственности в Костромское УФАС) и Костромское УФАС России.

В рамках рассмотрения заявления < >. Управлением был сделан запрос в адрес Общества. В своем ответе на запрос ОАО «МРСК Центра» указало, что в соответствии с заявкой от 02.10.2013 г. №5254-ЦОК-13 между Обществом и < > заключен Договор. Согласно п. 1.1. Договора Общество обязуется осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя – строящегося жилого дома, расположенного по адресу: Костромская область, Костромской район, деревня Середняя, Середняковское с/п, примерно в 4 метрах на северо-запад от д. 62 по ул. Волжская, максимальной мощностью 15 кВт, по 3 категории надежности, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, 0,4 (кВ).

В соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих электросетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства от 27.12.2004 г. №861 (далее – Правила №861), Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 28.12.2012 г. №12/503 « Об установлении ставок платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра», находящихся в зоне ответственности филиала «Костромаэнерго» и разделом 3 Договора стоимость услуги по технологическому присоединению составляет 550 рублей, в т.ч. НДС 18% - 83,9 рубля.

Согласно п. 11 Договора внесение платы за технологическое присоединение осуществляется заявителем в течение 15 календарных дней с момента заключения договора о технологическом присоединении.

Согласно п. 10 технических условий от 17.10.2013 г. №3922/2013-Ц, являющихся приложением к договору о технологическом присоединении, Общество выполняет:

«10.1. Новое строительство:

10.1.1. Строительство ВЛИ-0,4 кВ (ориентировочное расстояние 40 (сорок) метров) от ВЛ-0,4 кВ района ТП №82 ф. 10-07 ПС-35/10 кВ «Коркино» до строящегося жилого дома. Трассу линии, марку и сечение проводов, количество и типы опор, линейной арматуры – определить проектом».

Заявитель выполняет мероприятия согласно п. 11 указанных технических условий.

В соответствии с п. 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения Договора. Дополнительным соглашением от 16.04.2014 г. указанный срок изменен и составил 2 месяца с момента заключения дополнительного соглашения, т.е. до 16.06.2014 г.

В целях выполнения указанных мероприятий между Обществом и обществом с ограниченной ответственностью «Алвик» (далее – ООО «Алвик») был заключен договор подряда от 03.04.2014 г. № 164 (2014)/4400/02385/14.

Предметом договора подряда от 03.04.2014 г. № 164 (2014)/4400/02385/14 являлось выполнение следующего комплекса работ и сдача результатов работ Заказчику (ОАО «МРСК Центра»):

1.Проектно-изыскательские работы в соответствии с Техническими заданиями №108/2013-П(Ц), №115/2013-П(Ц) и Исходными данными Заказчика (Приложение №4 и №5 к договору подряда от 03.04.2014 г. № 164 (2014)/4400/02385/14;

2.Выполнить работы согласно Приложению №4 к договору подряда от 03.04.2014 г. № 164 (2014)/4400/02385/14:

- Работы по строительству сетей внешнего электроснабжения для осуществления технологического присоединения объектов в Костромской области во 2 кв. 2014 г. для нужд ОАО «МРСК Центра» (филиала «Костромаэнерго») в соответствии с Техническими заданиями №108/2013-П(Ц), №115/2013-П(Ц).

П. 1 Технических заданий №108/2013-П(Ц), №115/2013-П(Ц) к договору подряда от 03.04.2014 г. № 164 (2014)/4400/02385/14 установлены основные объемы работ. К ним относятся:

- проведение в обязательном порядке геодезических, геологических, экологических, изыскательских работ;

- обследование объектов с определением нескольких вариантов прохождения трассы и выбором оптимального варианта, согласованного с Заказчиком;

- разработка проектно-сметной документации (ПСД) на электроснабжение Объектов в соответствии с объемами работ;

- согласование ПСД со всеми надзорными органами, органами местного самоуправления, Администрацией района, на территории которого производятся работы, владельцами пересекаемых угодий, инженерных сетей, с филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» и с заявителями;

- получение положительных заключений всех необходимых экспертиз по разработанной ПСД;

- выполнение работ по межеванию земельных участков под построенные ВЛЭП-10 (0,4) кВ.;

- в случае, если объект строительства расположен на территории заказника – получение положительного заключения экологической экспертизы;

- оформление акта выбора земельного участка, межевание, постановка на кадастровый учет земельного участка для строительства объектов электросетевого хозяйства;

- в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 №190 – ФЗ (ред. от 19.07.2011) получение положительного заключения государственной экспертизы всех проектов, за исключением проектов сетей внешнего электроснабжения для присоединения объектов, для строительства которых прохождение государственной экспертизы не требуется;

- поставка материалов и оборудования;

- оформление разрешения на земляные работы;

- выполнение строительно-монтажных работ в соответствии с разработанной ПСД;

- выполнение пуско-наладочных работ в соответствии с разработанной ПСД;

- оформление исполнительной документации по строительству в соответствии с нормами (в том числе акты скрытых работ, акты формы КС-11, исполнительную съёмку).

Обязательства по договору подряда подрядчик исполнил в полном объеме.

22.05.2014 г. были составлены Акт осмотра электроустановок №62/2014-Ц и Акт о выполнении технических условий №57/2014-Ц.

26.05.2014 г. в адрес Заявителя Общество направило уведомление о готовности к технологическому присоединению № МРСК-КМ/5/2589.

Акт об осуществлении технологического присоединения № 2024/2014 А-Ц был подписан Обществом и Заявителем 18.07.2014 г.

Таким образом, ОАО «МРСК Центра» посчитало, что со стороны Общества мероприятия по технологическому присоединению выполнены в полном объеме и в срок, установленный Договором в редакции дополнительного соглашения от 16.04.2014 г.

Рассмотрев указанное обращение < > и приложенные к нему материалы, Управление усмотрело в действиях ОАО «МРСК Центра» признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в бездействии Общества в рамках договорных обязательств, повлекшем нарушение сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям сетевой организации и ущемлении прав и интересов гражданки < >, и возбудило дело №04-68/1252.

В ходе рассмотрения дела у ОАО «МРСК Центра» неоднократно запрашивались письменные пояснения о ситуации, изложенной в заявлении < >, а также документы, подтверждающие доводы Общества.

Так, ОАО «МРСК Центра» сообщило, что в соответствии с п. 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора. Дополнительным соглашением от 16.04.2014 указанный срок изменен и составил 2 месяца с момента заключения данного дополнительного соглашения, т.е. до 16.06.2014. Правомерность заключения данного дополнительного соглашения Общество объяснило тем, что в силу п. 1 статьи 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором. Соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (п.1 ст. 452 Гражданского кодекса РФ). Более того, возможность изменения условий Договора стороны предусмотрели в п. 14 Договора: «Настоящий договор может быть изменен по письменному соглашению сторон или в судебном порядке».

Одной из причин заключения дополнительного соглашения Общество называет невыполнение Заявителем технических условий в 6-месячный срок, установленный для выполнения мероприятий по технологическому присоединению. Так, Заявитель принял решение выполнить собственными силами и за счет собственных средств мероприятия согласно п.11 технических условий от 17.10.2013 №3922/2013-Ц. При этом, Акт о выполнении Заявителем технических условий и Акт осмотра электроустановок подписаны сторонами только 22.05.2014, т.е. спустя более месяца после заключения дополнительного соглашения от 16.04.2014.

По мнению Общества, подписание дополнительного соглашения было выгодно обеим сторонам в связи с необходимостью получения дополнительного времени для выполнения технических условий, и факт подписания этих соглашений со стороны Общества не свидетельствует о злоупотреблении им правом и использованием гражданских прав для злоупотребления доминирующим положением на рынке.

В целях выполнения своей части мероприятий между Обществом и ООО «Алвик» был заключен договор подряда от 03.04.2014 г. № 164 (2014)/4400/02385/14.

Так как Общество является дочерней компанией ОАО «Россети» (доля ОАО «Россети» в уставном капитале Общества составляет более 50%), доля участия Российской Федерации в уставном капитале которого составляет более 50%, то на основании п.2 ч.2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ №223) положения ФЗ №223 будут распространяться и на Общество.

Согласно ч.15 ст. 4 ФЗ №223, все сделки, совершаемые дочерними хозяйственными обществами на сумму более ста тысяч рублей, должны заключаться с помощью закупочных процедур.

Длительность сроков заключения договора подряда с ООО «Алвик», по словам Общества, связана именно с необходимостью соблюдения ОАО «МРСК Центра» требований ФЗ №223, а также с отсутствием данной закупочной процедуры в Плане закупки 2013 года, необходимостью ее включения в План закупки 2014 года и необходимостью утверждения Плана закупки 2014 года Советом директоров Общества.

В ходе рассмотрения дела выяснилось, что закупочная деятельность Общества регламентируется Положением «О закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «МРСК Центра», утвержденным решением Совета директоров Общества от 10.06.2013.

Так как в Плане закупки на 2013 год заключенный с < > Договор не был учтен, ОАО «МРСК Центра» были предприняты меры по включению данного Договора в План закупки на 2014 год.

Так, 17.02.2014 года Решением Совета директоров (протокол от 17.02.2014 №02/14) был утвержден План закупки ОАО «МРСК Центра» на 2014 год. При планировании и проведении закупок 2014 года срок технологического присоединения объекта учитывался.

Далее после утверждения Плана закупки на 2014 год были осуществлены публикация извещения о проведении запроса цен на официальном сайте РФ (24.02.2014), подписание Протокола очного заседания закупочной комиссии по выбору победителя №178-ИА-14 от 19.03.2014 и заключение договора подряда №164/2014 от 03.04.2014. При этом, Общество отмечает, что запрос цен, как способ закупки, был выбран в целях ускорения выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

ОАО «МРСК Центра» также акцентировало внимание на том, что фактически работы со стороны ООО «Алвик» без сдачи объекта Обществу были выполнены 21.05.2014. Акты о приемке выполненных работ по договору подряда были подписаны лишь 15.08.2014 года. Задержку подписания актов о приемке выполненных работ Общество объясняет нежеланием подрядчика подписывать их по неизвестным Обществу причинам.

Сразу же после фактического выполнения работ 22.05.2014 с < > были подписаны Акт о выполнении технических условий №57/2014-Ц и Акт осмотра (обследования) электроустановки №62/2014-Ц.

26.05.2014 в адрес Заявителя Общество направило уведомление о готовности к технологическому присоединению №МРСК-КМ/5/2589.

В июне 2014 г. сторонами подписаны акты разграничения балансовой принадлежности сторон и эксплуатационной ответственности сторон.

После выполнения мероприятий Заявителем между Обществом и Заявителем подписан Акт об осуществлении технологического присоединения от 18.07.2014 №2024/2014 А-Ц.

Таким образом, ОАО «МРСК Центра» считает, что со стороны Общества мероприятия по технологическому присоединению выполнены в полном объеме в срок, установленный Договором в редакции дополнительного соглашения от 16.04.2014.

Заявитель же в ответ на определение Костромского УФАС о назначении дела №04-68/1252 направил письмо от 19.12.2014 г. об отказе от изложенных в своем заявлении требований с просьбой прекратить дело.

Изучив материалы дела, а также заслушав объяснения представителей сторон, Комиссия установила следующее.

В силу ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что арбитражным судам следует обратить внимание на то, что исходя из системного толкования положений ст. 10 ГК РФ, ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Таким образом, для установления состава указанного правонарушения необходимо наличие в совокупности следующих условий: хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке; совершение им действий (бездействия), характеризующихся как злоупотребление доминирующим положением.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии в сферы деятельности естественных монополий.

В соответствии с п. 3.2 Устава ОАО «МРСК Центра», утвержденного решением годового Общего собрания акционеров ОАО «МРСК Центра» от 26.06.2014 (Протокол от 30.06.2014 №01/14), одним из видов деятельности ОАО «МРСК Центра» является оказание услуг по передаче электрической энергии.

Следовательно, в силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции, ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Костромской области.

Гражданско-правовые отношения, связанные с технологическим присоединением энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям, которые являются неотъемлемой частью процесса передачи электрической энергии на розничном рынке электрической энергии, регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Правилами №861, а также положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей договорные отношения в области возмездного оказания услуг.

Согласно п. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий (абзац 4 данной нормы).

Согласно абзацу 5 ч. 1 ст. 21 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством об электроэнергетике.

В соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 21 Закона об электроэнергетике, Правительством Российской Федерации утверждены Правила № 861.

П. 2 Правил №861 предусмотрено, что действие Правил №861 распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В силу п. 3 и 6 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил №861 и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в п. 12.1, 14 и 34 Правил №861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

П. 7 Правил №861 установлена следующая процедура технологического присоединения:

1. подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

2. заключение договора;

3. выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

4. получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя, за исключением объектов лиц, указанных в п. 12 Правил №861, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, и объектов лиц, указанных в п. 12(1), 13 и 14 Правил №861;

4.1. осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Под фактическим присоединением Правила №861 подразумевают комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»);

4.2. фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

5. составление акта об осуществлении технологического присоединения, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в п. 14(2) Правил №861).

Так, < > в адрес ОАО «МРСК Центра» была подана заявка от 02.10.2013 №15743573 на осуществление технологического присоединения строящегося объекта, расположенного по адресу Костромская область, Костромской район, деревня Середняя, Середняковское с/п, примерно в 4 метрах на северо-запад от д. 62, по ул. Волжская, к электросетям.

17.10.2013 г. между < > и ОАО «МРСК-Центра» заключен договор № 3217-Ц/1(3)-ТП(2013)И 40807919 «Об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по III категории надежности».

Согласно п. 1.1. Договора Общество было обязано осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя – строящегося жилого дома, расположенного по адресу: Костромская область, Костромской район, деревня Середняя, Середняковское с/п, примерно в 4 метрах на северо-запад от д. 62 по ул. Волжская, максимальной мощностью 15 кВт, по 3 категории надежности, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, 0,4 (кВ).

Согласно п. 11 Договора внесение платы за технологическое присоединение осуществляется заявителем в течение 15 календарных дней с момента заключения договора о технологическом присоединении.

Согласно п. 10 технических условий от 17.10.2013 г. №3922/2013-Ц, являющихся приложением к договору о технологическом присоединении, Общество выполняет:

«10.1. Новое строительство:

10.1.1. Строительство ВЛИ-0,4 кВ (ориентировочное расстояние 40 (сорок) метров) от ВЛ-0,4 кВ района ТП №82 ф. 10-07 ПС-35/10 кВ «Коркино» до строящегося жилого дома. Трассу линии, марку и сечение проводов, количество и типы опор, линейной арматуры – определить проектом».

Заявитель должен был выполнить мероприятия согласно п. 11 указанных технических условий.

В соответствии с п. 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения Договора. Дополнительным соглашением от 16.04.2014 г. указанный срок изменен и составил 2 месяца с момента заключения дополнительного соглашения, т.е. до 16.06.2014 г.

Главными причинами заключения дополнительного соглашения Общество, в рамках рассмотрения дела, называло невыполнение Заявителем технических условий в 6-месячный срок, установленный для выполнения мероприятий по технологическому присоединению, а также длительный процесс заключения договора подряда между Обществом и ООО «Алвик». Длительность сроков заключения договора подряда с ООО «Алвик», по словам Общества, связана с необходимостью соблюдения ОАО «МРСК Центра» требований ФЗ №223, а также с отсутствием данной закупочной процедуры в Плане закупки 2013 года, необходимостью ее включения в План закупки 2014 года и необходимостью утверждения Плана закупки 2014 года Советом директоров Общества. Проведение данных мероприятий Обществом подтверждается представленными в рамках рассмотрения дела документами.

ОАО «МРСК Центра» также акцентировало внимание на том, что фактически работы со стороны ООО «Алвик» без сдачи объекта Обществу были выполнены 21.05.2014. Акты о приемке выполненных работ по договору подряда были подписаны лишь 15.08.2014 года. Задержку подписания актов о приемке выполненных работ Общество объясняет нежеланием подрядчика подписывать их по неизвестным Обществу причинам.

Сразу же после фактического выполнения работ 22.05.2014 с < > были подписаны Акт о выполнении технических условий №57/2014-Ц и Акт осмотра (обследования) электроустановки №62/2014-Ц.

26.05.2014 в адрес Заявителя Общество направило уведомление о готовности к технологическому присоединению №МРСК-КМ/5/2589.

В июне 2014 г. сторонами подписаны акты разграничения балансовой принадлежности сторон и эксплуатационной ответственности сторон.

После выполнения мероприятий Заявителем между Обществом и Заявителем подписан Акт об осуществлении технологического присоединения от 18.07.2014 №2024/2014 А-Ц.

Согласно пп. б п. 16 Правил №861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, в частности, не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

По смыслу приведенных положений означенный срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией, что не позволяет его продлевать каким-либо способом. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов потребителя как более слабой стороны в соответствующих правоотношениях. Данный подход получает развитие в позиции Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России), изложенной в Письме ФАС России от 14.12.2011 г. №АГ/46581 «О рассмотрении обращений», согласно которому, требования, изложенные в пп. б п. 16 Правил №861, носят императивный характер.

Обязанность Общества выполнить мероприятия по технологическому присоединению в отношении < > в установленные в п. 16 Правил №861 сроки не влияет на наличие предусмотренных другими нормативными правовыми актами сроков разработки и утверждения инвестиционных программ, установления тарифных ставок, а также сроков проведения конкурсных процедур для заключения договоров подряда.

Общество, являющееся сетевой организацией, принимает непосредственное участие в процессе утверждения инвестиционных программ, установления тарифов, заключения договоров подряда, в то время как граждане, обратившиеся с заявками на технологическое присоединение, субъектами вышеуказанных правоотношений не являются, в связи с чем отрицательные (негативные) последствия коллизий правовых норм не могут быть возложены на лиц, подавших заявку на технологическое присоединение.

Изначально сознавая невозможность исполнения договора с физическим лицом в предусмотренный им и законодательно закрепленный срок, ОАО «МРСК-Центра» не информировало потребителя об этом, равно как и о планируемом сроке завершения процедуры выполнения своих обязательств по договору о технологическом присоединении.

Доказательств невозможности принятия соответствующих необходимых и адекватных мер в пределах срока действия договора до 17.04.2014 года Общество Управлению не представило, на наличие таковых не сослалось.

Урегулирование отношений с иными лицами, в том числе с подрядной организацией ООО «Алвик» в части объема работ, на которые ОАО «МРСК-Центра» ссылалось в своей позиции, входит в мероприятия по технологическому присоединению и осуществляется сетевой организацией самостоятельно, а потому и не может квалифицироваться в качестве обстоятельств, исключающих вину Общества, тем более применительно к настоящей ситуации.

Кроме того, приведенный довод Общества о наличии причинно-следственной связи между невыполнением Заявителем технических условий и неосуществлением в соответствии с договором технологического присоединения Обществом противоречит позиции ОАО «МРСК Центра» о том, что технологическое присоединение было невозможно по иным, независящим от < > причинам.

Доказательств извещения гражданки < > о том, что сроки технологического присоединения в рамках договора будут определяться исходя из инвестиционных программ сетевой организации и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности также не имеется.

Таким образом, из представленных материалов однозначно видно, что неисполнение Обществом договора в установленный пп. б п. 16 Правил №861 срок напрямую обусловлено непринятием им необходимых мер по реализации мероприятий технологического присоединения в соответствии с договором, заключенным с < >.

Оценивая добросовестность поведения Общества применительно к требованиям Закона о защите конкуренции, Управление принимает во внимание и то, что, исходя из положений Правил №861 и Закона об электроэнергетике, роль сетевой организации при осуществлении возложенной на нее обязанности по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заинтересованного лица предполагает ее активное поведение во взаимодействии как с обратившимся к нему лицом, так и иными хозяйствующими субъектами, тем самым обеспечивая права такого лица в установленных законодательством порядке и сроки на технологическое присоединение.

Изложенный подход Управления составлен с учетом Разъяснений ФАС России по вопросу определения сроков технологического присоединения к электрическим сетям и соответствует позиции Тринадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении от 24.06.2014 г. по делу №А21-10080/20 и ФАС Волго-Вятского округа, изложенной в постановлении от 25.11.2013 г. по делу №А29-7554/2012.

Как указывалось выше, для установления состава, указанного в ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, правонарушения необходимо наличие в совокупности следующих условий: хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке; совершение им действий (бездействия), характеризующихся как злоупотребление доминирующим положением. Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Доминирующее положение ОАО «МРСК Центра» на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Костромской области Управлением установлено.

Также Управлением установлено, что характер поведения Общества - бездействие ОАО «МРСК-Центра» в рамках договорных обязательств, повлекшее нарушение сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям сетевой организации - направлен на несоблюдение норм действующего законодательства о технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителей к электросетям, что может, в свою очередь, повлечь ущемление прав и интересов потребителей.

Однако, учитывая отказ Заявителя от изложенных в своем заявлении требований, Управлением не установлено наличие ущемления прав и интересов < >.

Таким образом, Костромским УФАС России установлен факт нарушения ОАО «МРСК Центра» требований Закона об электроэнергетике, Правил №861 к срокам осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электросетям.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения ОАО «МРСК Центра» положений статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих электросетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства от 27.12.2204 г. №861, выразившегося в нарушении сроков технологического присоединения объекта Заявителя к электрическим сетям сетевой организации.

2. Рассмотрение дела прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «МРСК Центра» нарушения антимонопольного законодательства.

3. Предписаний не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    

                                                                            

Члены Комиссии:                                                                                                 

 

                                               

                

 

                                  

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны