Решение б/н Решение по делу № 07-07/07 от 03 сентября 2015 года в отноше... от 15 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дата оглашения решения: 03.09.2015 г.                                                                   

Дата изготовления решения: 14.09.2015 г.

г. Кострома

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии  <***> - руководитель управления,

Члены Комиссии: <***> - главный специалист-эксперт управления, <***> - специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы,

рассмотрев материалы дела №07-07/07 по признакам нарушения  Акционерным коммерческим банком «Инвестиционный торговый банк» (ПАО) (ИНН 7717002773, ОГРН 1027739543182,  115054, г. Москва, ул. Дубининская, д. 45) (далее – АКБ «Инвестторгбанк» (ПАО) ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – АКБ «Инвестторгбанк», уведомленного надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления),

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании приказа Костромского УФАС России от  02.10.2014 г. №119  «О проведении контрольного мероприятия» в период с 22.10.2014 г. по 11.12.2014 г. проведено плановое контрольное мероприятие по проверке соблюдения требований Закона о рекламе ОГБУ «Областная телерадиокомпания «Русь».

В ходе проведения данной проверки установлено, что ОГБУ «Областная телерадиокомпания «Русь»:

- является некоммерческой организацией – государственным бюджетным учреждением;

- ведет рекламную деятельность          

При проведении анализа представленных договоров на оказание рекламных услуг и прилагающихся к ним видеоматериалов, размещенных в эфире ОГБУ «Областная телерадиокомпания «Русь», на предмет соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о рекламе, Инспекция Костромского УФАС России, в том числе, выявила следующее.       

В период с 01.09.2014 г. по 30.09.2014 г. в эфире телеканала «Русь» размещен рекламный ролик  АКБ «Инвестторгбанк» (ПАО) (хр. 15 сек.) следующего содержания: видеоряд, состоящий из последовательно сменяющихся кадров, содержащих фразы: «ВКЛАД + ВАЗА В ПОДАРОК», «ИНВЕСТТОРГБАНК, 20 лет, 8-800-200-45-45 ITB.RU», «10,7% годовых за три месяца;», «ИНВЕСТТОРГБАНК  8-800-200-45-45 ITB.RU», «20 лет», «ВКЛАД «ЮБИЛЕЙ», СТАВКА, % ГОДОВЫХ ПРИ СУММЕ ОТ 10 000 ДО 2 999 999 РУБ. – 10,4%, ОТ 3 000 000 РУБ.- 10,7%, ДОСТАТОЧНОЕ РАСТОРЖЕНИЕ СВЫШЕ 91 ДНЯ ПО СТАВКЕ ВКЛАДА, ДО 91 ДНЯ ПО СТАВКЕ ВКЛАДА «ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ», СРОК 550ДН., ВЫПЛАТА %% В КОНЦЕ СРОКА ХРАНЕНИЯ ВКЛАДА, ОТКРЫВШЕМУ УКАЗАННЫЙ ВКЛАД ОТ 100 000 РУБ. В МОСКВЕ, МО И СПБ (50 000РУБ. В ДРУГИХ РЕГИОНАХ ПРИСУТСТВИЯ БАНКА) ВЫДАЕТСЯ 1 ПОДАРОК (ВАЗА) ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОЛ-ВА ОТКРЫТЫХ ВКЛАДОВ, ПЕРИОД ОТКРЫТИЯ ВКЛАДА И ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ 01.07.-30.09.2014 ВКЛЮЧИТЕЛЬНО. КОЛ-ВО ПОДАРКОВ ОГРАНИЧЕНО. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАТОРЕ АКЦИИ, ПРАВИЛАХ, КОЛИЧЕСТВЕ ПРИЗОВ, СРОКАХ, МЕСТЕ И ПОРЯДКЕ ИХ ВЫДАЧИ ПО ТЕЛ.8 800 200 45 45 ИЛИ НА САЙТЕ WWW.ITB.RU. ГЕН. ЛИЦЕНЗИЯ ЦБ РФ №2763.АКБ «ИНВЕСТТОРГБАНК» (ОАО)», «вклады застрахованы система Страхования Вкладов» (хр. 15 сек., с 1 по 15 сек. ролика).

Видеоряд вышеуказанной рекламы сопровождается следующим закадровым аудиотекстом: «вклад «Юбилей» «до 10,7% годовых за три месяца», подарок каждому вкладчику», «подробности по телефону 8-800-200-45-45» (хр. 15 сек., с 1 по 15 сек. ролика).

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе данная информация является рекламой, т.к. распространена в эфире СМИ – телевидения, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимание к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке. Таким образом, реклама распространяется в том числе в виде аудиотекста.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, концерт, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе являются АКБ «Инвестторгбанк» (ПАО) и финансовая услуга – привлечение денежных средств во вклад «Юбилей»

 

Согласно данным из ЕГРЮЛ, место нахождения АКБ «Инвестторгбанк» (ПАО), рекламодателя рассматриваемой рекламы: 115054, г. Москва, ул. Дубининская, д. 45, ИНН 7717002773, ОГРН 1027739543182.

В соответствии с п. 3 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Правила), дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с п. 5 Правил, в случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространяется на территории, подведомственной двум и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган Федеральной антимонопольной службы передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства российской Федерации о рекламе, или дело в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства российской Федерации о рекламе, либо ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.

В связи с этим, Костромское УФАС России ходатайствовало перед Федеральной антимонопольной службой России о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела №07-07/07 по признакам нарушения АКБ «Инвестторгбанк» (ПАО) (ИНН 7717002773, ОГРН 1027739543182,  115054, г. Москва, ул. Дубининская, д. 45) законодательства Российской Федерации о рекламе.

14.07.2015 г. в Костромское УФАС России поступило письмо о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела №07-07/07 по факту распространения АКБ «Инвестторгбанк» (ПАО) рекламы, содержащей признаки нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.

17.07.2015 года в отношении АКБ «Инвестторгбанк» (ПАО) вынесено определение о возбуждении дела №07-07/07 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 04.08.2015 года на 11 часов 00 минут.

В связи с необходимостью всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств и учитывая, что в срок, установленный абзацем 1 пункта 27 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, получение дополнительных документов, сведений невозможен, срок рассмотрения дела продлился до 16.09.2015 года (определение о продлении срока рассмотрения дела   № ВД 07-07/07).

 

Согласно объяснениям представителя АКБ «Инвестторгбанк» (ПАО), присутствующего на рассмотрении дела 04.08.2015 года и документам, представленным в дело, следует:

- рассматриваемая реклама размещалась на территории субъектов Российской Федерации во всех регионах присутствия структурных подразделений банка в различных форматах;

- на основании устава, АКБ «Инвестторгбанк» (ПАО) имеет филиал АКБ «Инвестторгбанк» (ПАО) «Костромской» (место нахождения:156000, г. Кострома, ул. Чайковского, д. 17); руководитель филиала действует на основании выданной ему доверенности;

- рассматриваемая реклама на территории Костромской области размещена в эфирах телерадиокомпании «Русь» на канале Русь - ТНТ и Россия 24 согласно договора №<***> возмездного оказания услуг от <**.**.****> г., заключенного между ОГБУ «Областная телерадиокомпания «Русь» и АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) в лице управляющего Филиалом АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) «Костромской» <***> c 01.09.2014 г. по 30.09.2014 года;

- согласно доверенности, выданной управляющему ФАКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) <***>, он имеет право заключать договора на оказание рекламных услуг в пределах сметы, утвержденной для филиала;

-  согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, <**.**.****> года АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) внес изменения в учредительные документы, в связи с чем была сделана запись под номером <***> о смене организационно-правовой формы юридического лица на АКБ «Инвестторгбанк» (ПАО);

- срочный вклад «Юбилей» введен в действие с 01.05.2015 года и действовал по 30.09.2014 года.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 г. №395-1 (ред. от 13.07.2015 г.) «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Согласно протокола от 16.12.2011 г. «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.», ратифицированного Федеральным законом от 21.07.2012 г. №126-ФЗ, указанные банковские операции относятся к банковским услугам.

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 г. №395-1 (ред. от 13.07.2015 г.) «О банках и банковской деятельности» АКБ «Инвестторгбанк» (ПАО) имеет генеральную лицензию на осуществление банковских операций.

Рекламирование банковских услуг подпадает как под общие требования, предъявляемые Законом о рекламе, так и под положения ст. 28 Закона о рекламе.

Согласно ст. 55 Гражданского кодекса РФ филиалы не являются юридическими лицами.

Из смысла ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе следует, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В рассматриваемой рекламе указаны следующие условия оказания финансовой услуги по привлечению денег во вклады «Юбилей»:

- ставка 10,4% годовых при сумме вклада от 10 000 рублей до 3 000 000 рублей;

- ставка 10,7% годовых при сумме вклада от 3 000 000 рублей;

- расторжение вклада свыше 91 дня по ставке вклада;

- расторжение вклада до 91 дня по ставке вклада «До востребования»;

- срок вклада 550 дней;

- выплата процентов в конце срока вклада.

Следовательно, рассматриваемая реклама содержит только часть условий оказания финансовой услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.

Иные условия, установленные приказом о введение в действие вклада «Юбилей», условиями приема сезонных вкладов физических лиц и типовым договором срочного банковского вклада «Юбилей», влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица (автоматического размещения вклада на очередной срок не предусмотрено; возможность пополнения вклада либо частичного изъятия не предусмотрена; частичное востребование вклада в течение срока действия договора считается досрочным расторжением вклада), в рассматриваемой рекламе отсутствуют, что является нарушением требований п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.

Таким образом, не допускается умолчание в рекламе информации, которая является значимой и необходимой для того, чтобы сделать верный вывод о свойствах рекламируемого товара.

Поскольку распространенная Банком реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях оказания рассматриваемой услуги не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

Видеоряд рассматриваемой рекламы сопровождается текстовыми сообщениями (3 блока), последовательно сменяющими друг друга, и аудиосообщением. При этом звуковое сопровождение данного рекламного ролика (аудиальный ряд) отличается от ее видеоряда, при этом искажается смысл всей информации и вводятся в заблуждение потребители данной услуги.

Из закадрового текста данной рекламы следует, что:

- кредитная организация под коммерческим обозначением «Инвестторгбанк» оказывает услугу по привлечению денежных средств во вклад «Юбилей»;

- потребителям рекламы гарантируется получение до 10,7% годовых за 3 месяца;

- каждому вкладчику гарантируется подарок.

Использование рекламодателем такого аудиального приема, а также наличие импульсного восприятия кратковременной визуальной информации, не позволяет потребителю при визуальном ознакомлении с текстом рекламы воспринять отсутствующую в аудиальном ряде информацию, что может ввести потребителя рекламируемой услуги по привлечению банковских вкладов в заблуждение.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе аудиально выделена наиболее привлекательная для рекламодателя информация: «до 10,7% годовых за 3 месяца, подарок каждому вкладчику». Остальная существенная информация представлена потребителю визуальным импульсным способом, что не позволяет ему на фоне аудиального ряда уяснить с равной степенью концентрации внимания всю совокупность изложенной в рекламе информации, поэтому не может расцениваться как ее наличие.

Донесение привлекательной для потребителя информации при помощи аудио-сообщения и текстового сообщения, выполненного крупным шрифтом, а менее привлекательной, но существенной информации – способом, затрудняющим ее восприятие, свидетельствует о недобросовестности рекламы.

Согласно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Одновременно присутствие в текстовом сообщении, сопровождающем рассматриваемую рекламу, одних существенных условий (ставка 10,7% за три месяца, подарок каждому вкладчику), а в аудио-сообщении – других (срок действия вклада – 550 дней, подарок, согласно приказа о введение в действие срочного вклада «Юбилей»,  вручается только лицам, открывшим вклад на сумму от 100 000 рублей в структурных подразделениях банка, расположенных в городах Москва, Санкт-Петербург и Московской области, на сумму от 50 000 рублей в остальных структурных подразделениях банка), не только отличаются по содержанию, но и противоречат друг другу, что вводит потребителя в заблуждение, является существенной для потребителя услуг и искажает смысл рекламы.

Согласно п. 15 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе,  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения конкурса, игры и иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.

Таким образом, рассматриваемая реклама не соответствует п. 15 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.

Нарушение АКБ «Инвестторгбанк» (ПАО) требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе в ходе рассмотрения данного дела не подтвердилось в связи с тем, что хронометраж ролика позволяет воспринимать информацию об организационно-правовой форме банка.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

АКБ «Инвестторгбанк» (ПАО) является рекламодателем рассматриваемой рекламы.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных п. 15 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Как следует из указанных выше норм права, определяя содержание рекламы, рекламодатель обязан предоставить для последующего распространения надлежащую информацию, содержание которой соответствует требованиям законодательства о рекламе.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктами 36-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

           

РЕШИЛА:

 

Признать ненадлежащей рекламу АКБ «Инвестторгбанк» (ПАО) текстового содержания «ВКЛАД + ВАЗА В ПОДАРОК», «ИНВЕСТТОРГБАНК, 20 лет, 8-800-200-45-45 ITB.RU», «10,7% годовых за три месяца;», «ИНВЕСТТОРГБАНК  8-800-200-45-45 ITB.RU», «20 лет», «ВКЛАД «ЮБИЛЕЙ», СТАВКА, % ГОДОВЫХ ПРИ СУММЕ ОТ 10 000 ДО 2 999 999 РУБ. – 10,4%, ОТ 3 000 000 РУБ.- 10,7%, ДОСТАТОЧНОЕ РАСТОРЖЕНИЕ СВЫШЕ 91 ДНЯ ПО СТАВКЕ ВКЛАДА, ДО 91 ДНЯ ПО СТАВКЕ ВКЛАДА «ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ», СРОК 550ДН., ВЫПЛАТА %% В КОНЦЕ СРОКА ХРАНЕНИЯ ВКЛАДА, ОТКРЫВШЕМУ УКАЗАННЫЙ ВКЛАД ОТ 100 000 РУБ. В МОСКВЕ, МО И СПБ (50 000РУБ. В ДРУГИХ РЕГИОНАХ ПРИСУТСТВИЯ БАНКА) ВЫДАЕТСЯ 1 ПОДАРОК (ВАЗА) ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОЛ-ВА ОТКРЫТЫХ ВКЛАДОВ, ПЕРИОД ОТКРЫТИЯ ВКЛАДА И ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ 01.07.-30.09.2014 ВКЛЮЧИТЕЛЬНО. КОЛ-ВО ПОДАРКОВ ОГРАНИЧЕНО. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАТОРЕ АКЦИИ, ПРАВИЛАХ, КОЛИЧЕСТВЕ ПРИЗОВ, СРОКАХ, МЕСТЕ И ПОРЯДКЕ ИХ ВЫДАЧИ ПО ТЕЛ.8 800 200 45 45 ИЛИ НА САЙТЕ WWW.ITB.RU. ГЕН. ЛИЦЕНЗИЯ ЦБ РФ №2763.АКБ «ИНВЕСТТОРГБАНК» (ОАО)», «вклады застрахованы система Страхования Вкладов», в эфирах телерадиокомпании «Русь» на канале Русь - ТНТ и Россия 24 в период с 01.09.2014 по 30.09.2014 г., поскольку нарушены требования п. 15 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.
Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с окончанием срока размещения рекламы.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председателя Комиссии

<***>

Члены Комиссии

<***>

<***>

Связанные организации

Связанные организации не указаны