Решение б/н Решение по делу № 07-08/08 от 16 сентября 2015 года в отноше... от 20 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Дата оглашения резолютивной части решения: 16.09.2015 г.

Дата изготовления решения: 28.09.2015

город  Кострома

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии  <***>. - руководитель управления,

Члены Комиссии: <***> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;

 <***> - главный специалист-эксперт управления,

рассмотрев материалы дела №07-08/08 по признакам нарушения  Общества с ограниченной ответственностью «Кедровая здравница» (ИНН 4414002828, ОГРН 1134437000730; 156554, Костромская обл., Костромской район, с. Шунга, ул. Коробейниковская, д. 15) (далее – ООО «Кедровая здравница», Общество) ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – директора ООО «Кедровая здравница» <***>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Костромским УФАС России (далее - Управление) при осуществлении государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе (Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) был проведен мониторинг региональных СМИ.

В рамках мониторинга был исследован №13 за 03 июля 2015 года газеты «Костромские товары и услуги». В ходе проведенного анализа указанного номера выявлено следующее: в верхнем левом углу 17-й страницы  №13 за 03 июля 2015 года газеты «Костромские товары и услуги» размещен рекламный модуль ООО «Кедровая здравница» площадью 65,5 кв. см. текстового содержания «Оздоровительный комплекс Кедровая здравница. Стоимость кедровой бочки всего 350 рублей. – борется с целлюлитом; - снижает уровень холестерина; - дает эффект при варикозном расширении вен; - облегчает болевые ощущения в мышцах и суставах; - очистка всего организма. Антицеллюлитный массаж 3 в 1 (ручной + вакуумный + обертывание) всего 500 рублей. Голливудский – моментальный загар всего 850 рублей. Г. Кострома, ул. Свердлова, д. 58/23. Тел.: 8-953-660-14-61».

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Согласно имеющихся в деле материалов, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Кедровая здравница».

Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, так как распространена при помощи средства массовой информации (а именно в рекламно-информационной газете «Костромские товары и услуги» в №13 за 03 июля 2015 года), адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – оздоровительному комплексу «Кедровая здравница» и оказываемым им услугам.

Костромским УФАС России 09.07.2015 года в адрес Департамента здравоохранения Костромской области направлен запрос исх. №1711/07 о предоставлении информации на поставленные вопросы.

В своем ответе (исх. №7320 от 16.07.2015 г.) Департамент здравоохранения Костромской области сообщил следующее:

- услуга «Кедровой бочки» не является медицинской услугой;

-вакуумный массаж относится к медицинским услугам и подлежит лицензированию.

Согласно данным из ЕГРЮЛ, место нахождения ООО «Кедровая здравница», рекламодателя рассматриваемой рекламы: 156554, Костромская область, Костромской район, с. Шунга, ул. Коробейниковская, д 15; ИНН 4414002828, ОГРН 1134437000730. Фактическое место нахождения  - 156000, г. Кострома, ул. Свердлова, д. 58/23 (что следует из представленной в дело копии договора аренды помещения б/н от 01.06.2015 года).

05.08.2015 года в отношении ООО «Кедровая здравница» вынесено определение о возбуждении дела №07-08/08 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 31.08.2015 года на 14 часов 00 минут.

В связи с необходимостью всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств и учитывая, что в срок, установленный абзацем 1 пункта 27 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, получение дополнительных документов, сведений невозможен, срок рассмотрения дела продлился до 16.09.2015 года (определение о продлении срока рассмотрения дела № ВД 07-08/08).

 

Согласно объяснениям представителя ООО «Кедровая здравница», присутствующего на деле, и документам, представленным в дело, следует:

- ООО «Кедровая здравница» зарегистрировано в качестве юридического лица 29.04.2013 г. за основным государственным регистрационным номером 1134437000730 Межрайонной инспекцией ФНС №7 по Костромской области;

- Директором Общества является <***> (решение №* единственного участника об учреждении Общества с ограниченной ответственностью «Кедровая здравница» от <**.**.****> г.);

- ООО «Кедровая здравница» рассматриваемую рекламу в газете «Костромские товары и услуги» размещало (договор б/н на размещение рекламы в газете «Костромские товары и услуги» от 01.072015 г.);

- рассматриваемый рекламный модуль публиковался в газете в течение июля 2015 года в номерах №13 и №14 (согласно приложению №1 к договору б/н от 01.07.2015 г.);

- макет рассматриваемой рекламы был согласован между газетой и ОО «Кедровая здравница»;

- претензий к газете по текстовому содержанию рекламного макета Обществом не предъявлялось;

- оказанные газетой в июле 2015 года услуги Обществом были приняты без претензий по объему, качеству и срокам, о чем свидетельствует копия акта выполненных работ №* от <**.**.****> г.; услуги были оплачены в полном объеме (приходный кассовый ордер №* от <***> г);

- фактически услуги по вакуумному массажу Обществом не оказывались в виду отсутствия работника;

- лицензии на осуществление вакуумного массажа ООО «Кедровая здравница» не имеет.

 

Комиссия рассмотрев материалы дела № ВД 07-08/08, выслушав доводы представителя ООО «Кедровая здравница», пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе являются Оздоровительный комплекс «Кедровая здравница» (г. Кострома, ул. Свердлова,    д. 58/23), услуги Кедровой бочки, антицеллюлитный массаж и голливудский загар, формирование и поддержание интереса к ним и оказываемым ими услугам, и продвижение их на рынке.

Согласно отраслевым стандартам «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.01.2001 г. №12, медицинская услуга – это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

В соответствии с приказом Приказ Минздрава России от 11.03.2013 №121н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях» массаж относится к медицинским услугам.

Согласно Приказа Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 №1664н (ред. от 10.12.2014) «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» вакуумный массаж отнесен к медицинским услугам (код услуги А21.01.007).

Согласно ч.  7  ст.  24  Закона о рекламе реклама лекарственных средств,  медицинских услуг,  в том числе методов лечения,  медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию,  необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.  В рекламе,  распространяемой в радиопрограммах,  продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды,  в рекламе,  распространяемой в телепрограммах и при кино и видеообслуживании,  -  не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра,  а в рекламе,  распространяемой другими способами,  -  не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Принимая во внимание то, что услуги, оказываемые ООО «Кедровая здравница», имеют противопоказания к их применению и использованию, потому информация о них должна сопровождаться соответствующим предупреждением.

На основании вышеизложенного, данный рекламный модуль содержит нарушение ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии указания о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалиста при оказании услуг по вакуумному массажу.

В соответствии со п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 13.07.2015) (далее – ФЗ №99) лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (п. 2 ст. 3 ФЗ №99).

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности (ч. 1 ст. 2 ФЗ №99).

Согласно Приложению к Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 №291 (ред. от 15.04.2013) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» услуги по медицинскому массажу включены в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Таким образом, из приведенных выше норм следует, что услуги по вакуумному массажу относятся к медицинским услугам, подлежащим лицензированию.

Исходя из вышеперечисленного, в ходе рассмотрения дела ВД №07-08/08 Комиссией Костромского УФАС России при размещении, распространении рассматриваемой рекламы также выявлены факты нарушения требований, установленных п. 7 ст. 7 Закона о рекламе, согласно которого не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

 

В указанном рекламном модуле указывается на терапевтические свойства «Кедровой бочки», о лечебно-косметическом воздействии ее на человека: борется с целлюлитом и лишним весом, снижает уровень холестерина, дает эффект при варикозном расширении вен, облегчает болевые ощущения в мышцах и суставах, очищает весь организм.

Согласно ответа из Департамента здравоохранения костромской области, реклама свойств «Кедровой бочки» содержит медицинские термины, но не перечисляет медицинской услуги.

В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

Поскольку рекламируемая услуга не является медицинской, то исключена возможность указания в рекламе этой услуги на ее лечебные свойства.

Анализ содержания рассматриваемой рекламы, позволяет сделать вывод о том, что внимание потребителей направлено на привлечение внимания к рекламируемой услуге («Кедровой бочке») именно как к средству, оказывающему лечебное воздействие.

Исходя из вышеназванного, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям, установленным п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе.

 

Таким образом, размещенный рекламный модуль в №13 за 03 июля 2015 года газеты «Костромские товары и услуги» содержит нарушения п. 6 ч. 5 ст. 5, ч. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

ООО «Кедровая здравница» (ИНН 4414002828, ОГРН 1134437000730; 156554, Костромская обл., Костромской район, с. Шунга, ул. Коробейниковская, д. 15) является рекламодателем рассматриваемого рекламного модуля, как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных п. 6 ч. 5 ст. 5, ч. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Как следует из толкования указанных выше норм права, определяя содержание рекламы, рекламодатель обязан предоставить для последующего распространения надлежащую информацию, содержание которой соответствует требованиям законодательства о рекламе.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

           

РЕШИЛА:

 

Признать ненадлежащей рекламу ООО «Кедровая здравница» (ИНН 4414002828, ОГРН 1134437000730; 156554, Костромская обл., Костромской район, с. Шунга, ул. Коробейниковская, д. 15) следующего содержания «Оздоровительный комплекс Кедровая здравница. Стоимость кедровой бочки всего 350 рублей. – борется с целлюлитом; - снижает уровень холестерина; - дает эффект при варикозном расширении вен; - облегчает болевые ощущения в мышцах и суставах; - очистка всего организма. Антицеллюлитный массаж 3 в 1 (ручной + вакуумный + обертывание) всего 500 рублей. Голливудский – моментальный загар всего 850 рублей. Г. Кострома, ул. Свердлова, д. 58/23. Тел.: 8-953-660-14-61», поскольку нарушены требования  п. 6 ч. 5 ст. 5, ч. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Выдать ООО «Кедровая здравница» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку им не представлены доказательства, свидетельствующие об устранении выявленных нарушений при распространении рассматриваемой рекламы.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

Председатель Комиссии

<***>

Члены Комиссии:

<***>

<***>

Связанные организации

Связанные организации не указаны